Житин Родион Викторович: другие произведения.

Статья: Дикие недели прибайкалья

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Житин Родион Викторович (rodionchok@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Статья. Вело:Забайкалье , 4 к/с , Велосипед
  • Дата похода 01/08/2004
  • Маршрут: северобакальск-автозимник-усть-баргузин-о.Ольхон-иркутск
  • Оценка: 4.26*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Велопоход по Прибайкалью


  •    Дикие недели Прибайкалья.
      
       Байкал.
       Великий и загадочный. Расплескав свою холодную и гигантскую гладь в чаше из горных кряжей, свято хранит свои тайны.
       Толщи чистейшей воды, колоссальные расстояния, калейдоскоп разнообразия берегов - это всё он, Байкал.
       Озеро. Нет, море. Настоящее Сибирское море.
      
       Читаю сайт ruskiller-nsk.narod.ru, раздел "Планы", "Велопоход по Прибайкалью". "Как здорово, - думаю я, - Не был я там. Неплохо было бы съездить, но велосипеда у меня нет, выезд намечается раньше, чем начало моего отпуска, да и возьмут ли меня туда без соответствующей велофизической подготовки?"
       Но судьба распорядилась иначе: ряд неожиданных событий, удачных и таких же немного неожиданных знакомств, все проблемы решены и мы мчимся, мы едем в заветные места!
       И вот уже БАМ и его горные стражи величаво проплывают мимо, иногда радуя нас сединой своих снегов. А путь впереди непростой. Маршрут 4-й категории сложности. Есть несколько откровенно невелосипедных участков: это автозимник Кумора - Улюнхан, длиной 170 км (кто не знает, зимник - это дорога, по которой можно проехать только зимой) и запланированный нами радиальный выход с села Малое Галоустное до бухты Песчаная.
       А вообще, если мы пройдём весь маршрут: Северобайкальск - Новый уоян - Кумора - Улюнхан - Курумкан - Усть-Баргузин - Узуры (водным транспортом) - Хужир - МРС (Сахюрта) - Еланцы - Бугульдейка - Малое Галоустное - Бухта Песчаная - Иркутск (всего чуть больше тысячи км); то будем молодцы, потому что будем первыми новосибирцами, отважившимся на такое. Впереди что-то долгое, интересное, несколько пугающее и дарящее чувство восторга и внутренней дрожи.
       Мы стартуем, и я опять понимаю, что велосипед (хоть он у меня уже и есть) по сравнению с остальными просто некий двухколёсный агрегат. Нелегко мне придётся, ох нелегко...
       Ну что ж, поехали!
      
      
      
       Байкал
       Однажды, в далёком 1974 году, счастливые советские граждане счастливой Советской страны вздумали сделать нечто такое, что бы весь мир глядючи на них, опять сказал громкое "ОГО!!!". Ну не можем мы без этого, в крови это у нас, у русских! Так началась великая легендарная стройка ХХ века. Люди строили Байкало-Амурскую магисталь...
      
       А мы вдоль неё ехали, уже, правда, 30 лет спустя после начала строительства. Ощущается в полной мере её легендарность, вот только невооружённым взглядом видно, что экономическое обоснование всей этой затеи было далеко от существующих реалий. Поезда тут ходят достаточно редко. С БАМом мы простились, к сожалению, уже на второй день. Свернув от него, где то недалеко от Нового Уояна, мы двинули прямиком в сторону зимника.
      
      
       Байкал.
       Есть много путей попасть на его берега.
       Можно поездом, поздоровавшись с ним через квадрат не мытого вагонного стекла.
       Можно самолётом, с высоты глядя в его единственный бездонный глаз.
       Можно даже на теплоходе, ощущая холодный ветер, разорвать его волны через истоки Ангары.
       А можно...
      
       "Где? Где дорога?!" - удивлённо спрашивали Димины глаза, лицезря то, что перед нами раскинулось. Игорь (руководитель похода) назвал это место началом того самого автозимника.
       "Ну что ж, поехали!" - сказали велосипеды и оседлали людей...
      
       Подъемы по огромным валунам, иногда даже с бегущей по ним речкой, километры, как после бомбардировки, грунтовой дороги, встречи с косолапым хозяином тайги, вот одни из немногих аттракционов предложенных нам самым первым перевалом.
      
       "Так, отходим от палатки!" И правда, пятимся назад, - в пяти метрах, чуть выше по склону кто-то зашевелил кусты и громко фыркнул. Неужели опять медведь? Хорошо хоть, что сейчас уже не весна, а то он и в гости не постеснялся бы зайти.
       А утром пошёл дождь. Горы закутались в одеяло из всепоглощающего тумана. С явной неохотой встаём. Вокруг тучи комаров, похоже, дождь их особо не пугает. Едем, периодически слазим с коней и прорываемся вместе с ними через тонны грязи, камней и бесконечных луж.
       Цивилизация осталась где то в далёком прошлом, все её предрассудки забыты. Есть только этот чёртов зимник, который надо проехать, пройти, неважно! Главное, чтобы он остался позади.
       Может надо было выбрать другой путь на Байкал?
       Но как ни странно, именно на этом пути, штурмуя неслабые броды и бесконечные перевалы, ощущаешь себя человеком. Потому что смысл жизни человеческой именно в преодолении.
       Наконец, переправившись через быстрый и холодный Баргузин на резиновой лодке егерей, мы выходим из зимника, потратив на его прохождение четыре дня. Но расслабиться всё равно не получается: вольные бурятские ветры, почему то дующие всегда противно нашему движению, накопившаяся усталость и дорога порою в виде стиральной доски, медленно, но уверенно подтачивают боевой дух. Таёжные пейзажи сменила широкая, иногда беслесая долина, охраняемая рванными неприступными скалами Баргузинского хребта. Дальше - он наш верный спутник.
      
      
       Байкал.
       Как и у всех живых существ на матушке планете Земля у него есть сердце. Но Байкал огромен, и сердце его тоже не мало. Это остров. Остров Ольхон.
      
       Ну а для нас, простых смертных, это просто одно из самых красивых мест на озере. Да ещё и по которому можно кататься! Кататься почти без ограничений. Ведь большая часть Ольхона - это степь.
       Подплываем к острову уже в темноте. От мощной стихии Великого Озера все уже просто устали. Это просто подвиг для таких сухопутных существ, как мы, выдержать двенадцатичасовую болтанку по волнам!
       Ставим палатку в непосредственной близости от деревни Узуры и ложимся спать.
       А по утру оказалось, что место это - просто средоточие байкальских красот.
       Обрывистые белые скалы, покрытые красным лишайником, чистейшая вода, одинокие красавицы сосны, фиолетовые ромашки, стаи чаек (крики которых всех и разбудили), бесконечная синяя гладь моря.
       Долго можно об этом рассказывать. Там надо просто быть. Это всё надо просто видеть.
       А ещё там очень ровные дороги, только вот спуски и подъёмы слишком обильны и некоторые из них достаточно круты.
       Везде бродят толпы туристов, как граждане постсоветского пространства, так и представители буржуев. В основном почему-то немцы. Местные пацаны нас даже встречали криками "Гитлер капут!", а провожали "Ауфидерзейн!". Обидно нам было, потомкам ветеранов 2-й Великой Отечественной Войны, что нас за фрицов принимают.
      
       Байкал.
       Мы скоротечны в своей жизни. Мелки в своих желаниях. Он не такой. Он Великий, у него своя жизнь. Мы можем только догадываться, что он думает, как он отнесётся к нам при встречи с ним. Мы карабкаемся, всё время куда то стремимся, ползём.
       Ну что мы можем знать в своей суете о Байкале?
      
       Так и мы, уже не едем, а идём, ползём навстречу чарующей бездне, в сторону бухты Песчаная.
       Для этого нам надо как-то перевалить через хребет Приморский. Дорога становиться абсолютно негодной для езды уже где то за 10 км до хребта. Болота, полуметровые колеи, череда бродов и опять следы медведей. На этот раз каких то особо крупных.
       Бросаем велосипеды прямо где-то в болоте и идём дальше пешком. Подъём на хребет встретил нас кладбищем поваленных кедров. Несколько недель назад тут был сильнейший ураган. Карабкаемся, ползём через горы вразброс поваленных деревьев. Одно хорошо: раз деревья кедры, то и шишек навалом! Хоть нащелкались вдоволь.
       Тракторная дорога, по которой мы шли, думая, что её-то нам и надо, уходит вообще непонятно в какую сторону. Озера не видно, вокруг горы и уже начинает темнеть. Встаёт выбор: либо дальше вперёд до упора, либо назад. Ночевать на хребте никому неохота, из ориентиров только заходящее Солнце, ко всему прочему, наши кони отдыхают в болоте, где-то километрах в пяти позади. До конца похода осталось ровно два дня, билеты на поезд уже куплены - задержки в пути недопустимы. Делать нечего, разворачиваемся и начинаем спускаться вниз. Там нас ждало охотничье зимовье, где мы планировали заночевать.
       Вот так мы и не смогли как следует попрощаться с озером-морем. В наших с ним отношениях осталась некая недосказанность...
       Эх, ну что мы знаем о Байкале?
      
      
      
       Байкал.
       Всё дальше и дальше, с каждой станцией, с каждым утром. Дальше не только его могучие воды, но и все наши победы и тернии выбранного нами пути к нему. Всё пройденное и пережитое осознаётся только через какое то время после похода - всё таки три недели велобомжевания дают о себе знать.
       Выход буйству потребности приключений и путешествий дан сполна, некая доля адреналина проглочена, тело требует длительного покоя. Но мозг уже строит дальнейшие планы, и что-то, что толкнуло нас сюда, уже не дремлет, а ловит и ждёт новые идеи ещё нехоженых путей.
       И ведь они придут. Как однажды пришёл Байкал.
      
      
      
       Житин Родион
       Новосибирск, сентябрь 2004 г.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Житин Родион Викторович (rodionchok@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Вело:Забайкалье
  • Оценка: 4.26*5  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка