Зимин Борис Александрович: другие произведения.

Отчет: Словакия

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 25, последний от 12/03/2007.
  • © Copyright Зимин Борис Александрович (kot_zaiz@mail.ru)
  • Обновлено: 16/03/2003. 27k. Статистика.
  • Отчет. Горный: ,Словакия , Ноги
  • Дата похода 01/01/1999 {12 дн}
  • Маршрут: хр.Малая Фатра - высокие Татры - Словенский Рай
  • Оценка: 7.15*8  Ваша оценка:

       Поход по Словацким Татрам в июле-августе 2002 года.
      
      Необходимое предисловие.
      В течение последних нескольких лет наша семья отдыхала в Крыму. Отдых выглядел так-8-10 дней-поход по горам,8-10 дней-отдых на море. Благодаря заботе нашего симферопольского друга, сотрудника КСС Мельникова Владимира
      vlad@polic.crimea.com
       мы фактически не имели никаких проблем ни с составлением маршрута, ни с вопросами безопасности. Шли годы, мы исходили Крым вдоль и поперек, и неизбежно встал вопрос- что дальше? Ехать на Кавказ ни малейшего желания ни возникало, на Север- тоже.В Карпатах я побывал еще при социализме и до сих пор у меня не исчезло горькое чувство от загаженности Карпат трубой газопровода Уренгой-Помары-Ужгорд. Оставался еще Алтай. Но уж слишком далеко он от Москвы- велики и транспортные и временные издержки. И вот тут возникла идея Словакии. Дополнительную привлекательность этому проекту придавал тот факт, что дожив до 40 лет за рубежом мы не разу не были. Перелопатив Интернет на предмет информации по Словацким Татрам, я практически ничего не нашел и вынужден был искать помощи на сайтах самой Словакии.
      Собственно такую помощь я и получил в лице замечательной словацкой девушки. Она и помогла нам составить примерный маршрут нашего путешествия. К слову сказать, что весьма полезную информацию я почерпнул у Ю.Моссоковского и у О.Обольского. Таким образом, к началу нашего отпуска я имел уже довольно неплохое представление о предстоящем маршруте.
      Предварительные расходы.
      Виза в Словакию-27$ на 90 дней. При заполнении визовой анкеты нас просили указать адрес в Словакии, куда мы едем.
      Медицинская страховка-70-90 центов в день. Можно купить в любой турфирме. К счастью нам она не понадобилась, но спросить на границе могут.
      Показные деньги-50$ в день на человека. Мы на двоих на 12 дней наличными взяли 350$(осталось 60$)Остальное было на карточке Visa.Банкоматы есть практически везде, по крайней мере вы точно найдете их во всех крупных и небольших городах.
      Билет на поезд-25$-Москва-Ужгород,плацкартный вагон. Обратный билет взять не удалось -в кассе на 3 вокзалах сказали, что Украина не дает.
      Цель поездки
      Познавательно-спортивная.
      Главная часть.
      И так 26 июля в 21.18. от Киевского вокзала вдвоем с женой, в вонючем и душном плацкартном вагоне мы выехали в Словакию. Судя по всему, в нашем вагоне, домой с заработков в России возвращался рабочий класс Украины. До Ужгорода ехать 32 часа.
      Всю дорогу на весь вагон орал магнитофон с "воскресшим"Ю.Шатуновым и шла практически непрерывная пьянка.
      Есть 2 возможности пересечения границы со Словакией.
      1-в Чопе.Поезд приходит в Чоп в 4 утра и стоит почти час.Я сходил на вокзал и узнал,что в 5 утра из Чопа пойдет электричка в "Тисса над Черной".Это приграничный словацкий поселок и из него можно уехать дальше.
      2-в Ужгороде. Рядом с ж.д. вокзалом находится автовокзал и оттуда в Словакию идут автобусы-в Михайловцы или в Кошице. Поезд приходит в Ужгород примерно в 5 утра.Первый автобус в Словакию по расписанию идет в 6.00.Но-так как было воскресение, на вопрос -а будет ли автобус? - в кассе сказали- а черт его знает!
      Кстати,по приезде первое, что мы попытались сделать- это купить обратный билет, но так как приехали рано утром, то поменять баксы на гривны было негде. Решили покупать билеты на обратном пути, пораньше приехав(поезд Ужгород -Москва отходит в 0.30)
      Не пытайтесь найти обменник в районе Ужгородского вокзала- его там просто нет .На мой вопрос к местному менту -а где у вас можно поменять деньги?- последовал ответ- понятия не имею. В Ужгороде есть только "ходячие"обменники- весьма сомнительного вида типы-вот к ним и надо обращаться!!
      Итак,автобус до Кошице стоит 5-6 баксов(ессесно в гривнах) на человека с рюкзаком.Так как ситуация с автобусом была не ясна,а мы торопились на встречу с нашим словацким гидом,мы решили воспользоваться 3 возможностью пересечения границы-на частнике(мироавтобус),благо к нам тут же подошли и предложили довести до Кошице за 10$ Преимущество данного способа заключается видимо в том, что на границе у нас ничего не досматривали, ни показных денег,ни мед.страховки не просили. Я понял так, что эти ребята в доле с погранцами. Мы без проблем пересекли границу и через 2 часа были в Кошице. То, что мы переехали в Европу, мы поняли практически сразу-дорожное покрытие стало практически идеальным. Расплатившись с водилой мы зашли на ж.д. вокзал, увидели обменник и поменяли баксы на кроны(1$=45 крон) Купили билет до Жилины и отправились в путь по Словакии.Здесь нужно сказать о словацких поездах.Их 4 вида:
      Os-особак-идет со всеми остановками,
      R-рыхлик-останавливается не везде,
      IS-интерсити-останавливается только в крупных городах- Кошице, Попрад, Липтовски Микулаш, Жилина.
      MoS-местный особак-в Высоких Татрах ходит по маршруту-Штрбске Плесо-Татранская Ломница.
      Во всех поездах, кроме MoS работают туалеты. Туалеты в Словакии вообще отдельная тема,я отдельно расскажу об этом.
      От Кошице до Жилины на IS мы доехали за 3,5 часа,оставили вещи в камере хранения и пошли смотреть город.Очень красив центр города.Осмотрев город,мы встретились с нашим словацким гидом,обменялись подарками,приобрели необходимые маршрутные карты-1 карта=100 крон,купили билет и через 15 минут езды на Os,были в Стречно,у подножия горного массива Малая Фатра и начали подъем.
      1Необходимое и очень важное отступление.
      На территории народных парков ставить палатки запрещено. Люди остаются ночевать в Chata-туристических приютах. На Малой Фатре это удовольствие стоило 60 крон за ночь. Если мест нет, вас положат на полу и это будет стоить 30 крон.В хатах также кормят и наливают пиво. Поэтому по Фатре нет смысла тащить палатку и есть смысл брать минимум еды- по крайней мере на обед вы сможете рассчитывать на хате. Мы ничего этого не знали и со своими огромными и тяжеленными рюкзаками смотрелись как 2 полных русских придурка. Палатку я думаю можно оставить в камере хранения-автоматические камеры мы видели на всех вокзалах, где были. Ручной клади по-моему нет в маленьких поселках. Помимо Хат в горах есть еще хижины-buda-со слов нашего консультанта это деревянное строение с местом для ночлега. И еще. В словацких горах заблудиться невозможно!! - все тропы идеально маркированы, на всех перекрестках- указатели. На картах указано расстояние в часах ходьбы; очень легко понять, где подъем ,где спуск, т.к. в противоположные стороны указано разное время.
      
      Два часа подъема и мы у первой стоянки-Хата под Сухим.Первый день был совсем не тяжелый.А вот на второй нас ждал изнурительный, многочасовой подъем. Туристов на тропе было довольно много и практически все удивленно смотрели на мой огромный рюкзак. Переход-"Хата под Сухим"- "Сухи"-"Малый Криван"-"Велка Криван"--"Буфет под Хлебом" для меня был самым тяжелым на всем маршруте. Ручей был на последней трети. когда мы уже начали спуск. Вторую ночь мы провели на полу в "Буфете под Хлебом" и утром следующего дня решили, что дальше по Малой Фатре мы не пойдем(слишком тяжела экипировка),и начали спуск в Шутово.
      
      
      Спуск, скажу честно, тоже был не слабый- крутой и многочасовой. К пяти вечера начался дождь.И тут у нас на пути(за 2 км. до Шутово),появилась "Хата Водопад",где мы обогрелись у камина ,попили пивка и остались на ночлег.
       Следующим утром по абсолютно ровной дороге мы добежали до Шутова и целых 2 часа ждали "особак",чтобы уехать в Липтовски Микулаш-центр Низких Татр. Пришедший поезд, однако, дотащил нас только до соседней станции(Краловани),где мы провели еще около часа в ожидании поезда в Низкие Татры.
      Около 14 часов мы были в Липтовском Микулаше. Оставили вещи в камере хранения и пошли смотреть городок. Он небольшой, как и все городки кристально чистый и с туристкой точки зрения особо неинтересный. В центре города мы увидели обменник, поменяли деньги и в 15 с чем-то автобусом выехали в Демановскую Долину. Автостанция везде,где мы были, вплотную примыкает к ж.д. вокзалу. В Низких Татрах у нас была цель-осмотр Демановских пещер-Ледовой и Свободы. Поход здесь мы не планировали.
      2Необходимое и очень важное отступление
      Низкие Татры, как и Малая Фатра- нац.парк, поэтому и здесь палатку ставить запрещено(кроме территории автокемпингов)Есть еще одна неприятность. В Низких Татрах случаются выходы медведей к человеческому жилью. Поэтому, если встреча с медведем в ваши планы не входит, лучше не рисковать и спать за твердыми стенами хат. А вот насчет цен-не знаю,не ходил.
      
      На въезде в Демановскую долину кемпинг есть-Быстрина, но мы его просмотрели и проехали прям до пещер. Ночевали в Каменной Хате. Правда это совсем не тур.приют оказался(я так подумал, увидев его на карте),а тур.гостинница. Двухместный номер с душем стоил 370 крон с носа. ДороговатоL Выбора у нас не было и мы остались. Готовили прямо в номере на своей газовой плитке.
      Утром осмотрели Ледовую пещеру. Экскурсии идут с 9.00-16.00 каждый час. Удовольствие лицезреть пещеру и слушать рассказ гида на словацком языке стоит 90 крон.Пещера очень красивая. Вторая пещера-Свободы-в 2 к.м. от первой. Мы решили ограничиться Ледовой и в 11.30.выехали автобусом обратно в Липтовски Микулаш.
      Взяли билет на поезд и переехали в Татрански Штрба-в Высокие Татры.
      3Необходимое и очень важное отступление
      Высокие Татры -горы скалистые. Хаты в Высоких Татрах есть,там неплохо кормят и есть места для ночлега. Однако ночлег там довольно дорогой(200-300 крон),и в сезон мест практически нет. Кладут ли на полу- я не спрашивал. Здесь принята, как я понял, система однодневных пеших прогулок. Это значит, что вы ночуете или в кемпинге, или в гостиннице ,а утром выходите на прогулку в горы. Как и везде в Словакии маршруты идеально маркированы и по карте вы сможете очень легко подобрать для себя нужную длительность маршрута. Некоторые маршруты закольцованы и рассчитаны на целый день. Обедать рассчитывайте на хате. Погода в Татрах очень переменчивая, поэтому обязательно, я подчеркиваю -обязательно!!!, вы берете с собой теплые вещи и что-то от дождя. Кемпинги есть в Тарански Штрба, Стари Лесна, Татрански Ломница. Все эти три пункта связаны между собой поездом "местный особак"
      
      Итак,мы в Высоких Татрах.Пожалуй впервые мы начали использовать нашу палатку.
      становились в автокемпинге.Цены такие-с носа- 60-80 крон,с палатки- 50-70крон.
      Кемпинг в Татрански Штрба нам очень понравился. Оставили вещи, вернулись на ж.д. станцию(15 минут) и на специальном поезде называемом "зубачка" доехали до озера"Штребское Плесо"Погуляли вокруг озера(очень красиво!!!),наметили маршрут на завтра и спустились на "зубачке" до станции.На следующее утро опять доехали до "Плесо" и пошли по маршруту -Плесо-долина Млиника- водопад Скок-седло-Фуркотска долина-Плесо. Обращаю внимание-напрвление движения в некоторых местах только одностороннее,на карте указано стрелкой!! Это связано с вопросами безопасности. В наиболее опасных местах в скалы вбиты крюки и протянута железная цепь. Спускаясь по Фуркотска долина вы увидите поворот к Хата под Солиском,где на карте отмечен подъемник.Не поддавайтесь соблазну перекусить в Хате и спуститься к Плесо на фуникулере- и Хата и фуникулер работают, вероятно, только зимой для лыжников. В
      кемпинг вернулись часам к 19.
      
      На следующее утро мы доехали до Попрада- центр Высоких Татр, оставили вещи на вокзале и пошли в центр. Центр Попрада очень красив.Вернулись,сели в поезд до "Старый Смоковец",где пересели на другой поезд ,идущий в "Татранская Ломница",доехали до "Стари Лесна",минут 25 прошли вниз по дороге и остановились в кемпинге "Юпела" Кемпинг был дороже,чем "Татрански Штрба",но гораздо хужеL
      Нам было рекомендовано посмотреть "Водопады Студеного потока, Мала Студена Долина, Велка Студена долина"Начало этого маршрута было в "Стари Смоковец",а ближайший к нему кемпинг-"Юпела"Поэтому и решили в нем остановиться. Есть еще три кемпинга в Татр.Ломница,остановиться можно и там,а до "Стари Смоковец"доехать утром на MoS-я писал уже.что он курсирует по маршруту-"Штрбске Плесо-Стари Смоковец-Татранска Ломница"От Тарански Ломница в горы поднимает поъемник(кабинки).Это я выяснил у администратора в кемпинге.
      На следующее утро мы снялись с вещами, доехали до Стари Смоковец, оставили рюкзаки в камере хранения(30 крон за оба)и на фуникулере поднялись в Грибиенок. Отсюда начинался наш маршрут.Напрвление здесь только одностороннее-Водопады Студеного потока-Мала Студена долина-Велка Студена Долина. Маршрут большой, рассчитывать надо на целый день. Было воскресение и народу на тропе было видимо-невидимо.Как мы поняли несколько позже, это был по большей части народ из ближайших поселков. Вот такая у них форма проведения досугаJК слову сказать, вся эта толпа, упорно лезущая в горы состояла вовсе не только из людей молодых. Диапазон возрастов был огромен-от годовалых, едущих на спине у папы,до уж совсем пожилых,про которых бы в совке сказали-тебе дед(бабка) дома на печи бы сидеть,а не по горам шастать. Абсолютно все, кого мы встречали в Словацких горах были обуты в прекрасные горные ботинки.
      Вдруг в Малой Студеной Долине мы увидели группу молодежи в кроссовках. Догадайтесь -из какой страны они были? Дошли мы до Терихо Хаты, там пообедали, попили пивка, и на седло решили не идти. Дело в том,что на седле один из участков очень крутой, там лезут по одному, держась за цепи(это я узнал у руководителя российской группы)Он сказал, что в прошлый раз из-за большого скопления людей на седле они прождали три часа.И так как нам еще предстоял переезд в Словенский Рай,то к 18 часм мы должны были быть в Старом Смоковце. Оттуда мы должны были доехать до Попрада и там на Os в 19.07 выехать в направлении Рая.Мы прошли пол.маршрута.но остались очень довольны-фантастически красивоJПока шел по маршруту в голове звучал Высоцкий-"внизу не встретишь, как не тянись. за всю свою счастливую жизнь десятой доли таких красот и чудес"
      
      Вообщем мы спустились той же дорогой, и как и было запланировано, в 19.07 выехали в Рай
      4Необходимое и очень важное отступление
      Словенский Рай-нац.парк. По его периметру есть 3 кемпинга-в селе Подлесок,в Дединках,в 5 км от Спишска Нови Вес. Горы здесь невысокие, лесистые, сильно напоминают Восточный Крым. Технология путешествия по Раю сходна с Высокими Татрами(однодневные кольцевые маршруты)Еще здесь можно перемещаться из одного кемпинга в другой. По утрам в начале каждой тропы сидит человек и собирает деньги-20 крон с человека. Деньги эти идут, как мы поняли, на обустройство троп-в некоторых местах пройти было бы невозможно без лестниц и цепей.
      
      
      Итак мы доехали до станции Вридник и очень удачно попали на автобус,следующий в Попрад.Автобус довез нас до Грабушице, откуда мы еще топали с пол-часа до кемпинга Подлесок. Здесь цены были такие-с человека-50 ,с палатки-50 крон
      На следующее утро мы вышли на экскурсию по долине Суша Бела.То,что словаки называют долиной реки,на наш взгляд представляет симбиоз долины и каньона. Большая часть пути идет по руслу речки, поэтому хорошие ботинки абсолютно необходимы.Самая красивая часть без сомнения в середине,где речка пробивает себе дорогу через скалы. Чтобы пройти здесь,в скалы вбиты металлические лестницы. После выхода из долины мы повернули на Класториско и через некоторое время вышли к Хате Класториско, где очень душевно пообедали и начали спуск к каньону речки Горнад по Роклина Класториско. Выйдя в каньон,мы повернули в направлении Подлеска(в противоположном направлении тропа идет к Спишска Нови Вес, недалеко от которого тоже есть кемпинг)Пройденный нами участок каньона не произвел на нас сильного впечатления- Чернореченский каньон в Крыму во много раз красивее. Не исключено, что участок каньона от Роклины Класториско до Спишска Нови Вес гораздо красивее.К 19 чачам мы были в кемпинге.На следующее утро у нас по плану была долина Велки Сокол и переход с рюкзаками в Спишска Нови Вес. Для этого нам нужно было добраться до деревушки Пила. Автобус туда шел или очень рано утром,или в полдень.Я примерно прикинул маршрут и решил,что даже если мы не будем торопиться и выйдем на 12 часовой автобус,то часам к 7 вечера должны будем прийти в кемпинг в Спишска Нови Вес. Как я просчитался!!! А вся проблема была связана с тем, что у меня по Раю была старая карта и на ней не было указано время(смотрите,когда покупаете карты!!!)До Пила ехатьминут 15,идти около часа. Советую автобус не ждать и идти пешком. Итак.мы доехали до Пила и еще минут 20 шли к началу долины. Стартовали мы около 12.30.Начало долины и конец-практически идеально ровная тропа.Середина-ущелистая, очень красивая, похожа на Суша Бела с лестницами и цепями в труднопроходимых местах. Долину мы прошли часа за два.Как я уже писал, Рай после выхода из долин сильно напоминает Восточный Крым -и природй и относительно ровными тропами.По Раю тоже туристы ходят толпами,но не в одном направлении,как в Татрах,а в разных. Очень забавно наблюдать, как к указателю на перекрестке с разных сторон подходят несколько человек, достают карты, недолго совещаются и разбегаются в разные стороны. Итак, мы выйдя наконец на финальный участок в районе Буда Клаузи вдруг с ужасом поняли,что засветло не успеем ни в Спишска Нови Вес, ни в Дединки. Выбора у нас, однако, не было и мы решили двигаться побыстрей. Если уж сильно устанем, упадем где-нибудь, благо весь этот участок шел вдоль речки, и проблем с водой не предвиделось. Начал накрапывать дождь; лес, через который мы бежали был очень сырой и никакого желания останавливаться на ночлег у нас не вызывал. Но,к нашему счастью дорога была довольно ровной, что позволяло двигаться довольно быстро и в начале девятого, в сумерках мы пришли в кемпинг. Кемпинг неплохой, нет такой скученности как в Юпеле, туалеты и душ лучше, чем в Подлеске.
      Цены-взрослый-"dospeli"-50 крон,палатка-40крон.Кемпинг находится километрах в 5 от Спишска Нови Вес. От кемпинга до города ходит автобус, правда редко, поэтому заранее посмотрите расписание.
      На следующий день мы добрались до города и на автобусе(можно и поездом) выехали в город Левоча для осмотра католического храма. Экскурсия была опять на словацком языке, но зато внутри храма есть "говорящая машина" Бросаешь 5 крон, нажимаешь на кнопочку и она тебе на русском все рассказывает. Ничего правда я не запомнил, но храм оставил у меня сильное впечатление.Вернувшись на автостанцию мы решили,что еще вполне успеем на другую экскурсию и взяли билет до Спишски Подградье,где рассчитывали посмотреть древнюю крепость.Увы,нашим надеждам сбыться было не суждено.Уже при подъезде к крепости мы это поняли. Крепость находится над городом на холме и топать до нее прилично. Выйдя из автобуса и поискав обратные рейсы, мы поняли, что если не уедем прямо сейчас, то выбраться сможем только поздно вечером. А нам ведь еще надо в кемпинг.А это, как ни крути -либо пешком, либо на последнем автобусе из Спишска Нови Вес в 19.20.Пришлось нам оставить крепость до более лучших времен и возвращатьсяL. Совет- на крепость выделяйте отдельный день. Туда, кстати тоже ходят поезда, правда ,как и в Левочу очень редко. Это был наш предпоследний день в Словакии.
      На следующее утро автобусом в 8.30. мы доехали до Спишска Нови Вес,тут же подошел поезд и мы поехали в Кошице. Еще одно наблюдение. В словацких поездах есть кондукторы. Их функция- проверять билеты. Если вы не успели купить билет, то кондуктор вам его продаст. Час пути и мы в Кошице. Оставляем вещи в камере хранения, на автовокзале покупаем билеты на автобус до Ужгорода на 14.30 и едем в центр, поначалу безуспешно пытаясь разобраться в их системе оплаты проезда в городском транспорте. Ехать, как оказалось, и не надо былоJ. До центра 10 минут ходьбы. Как и все словацкие города Кошице сверкает чистотой и ухоженностью. В центре- древний католический костел. Мы пообедали-на двоих 200 крон- и пошли на автобус. Торопились мы из-за того, что у нас еще не было билетов на обратный поезд Ужгород-Москва. Так можно было бы еще по городу погулять До чего ж красивJJ
      От предстоящей перспективы погружения в наше дерьмо мне стало как-то нехорошо и я предложил жене обратно ехать в купе- все-таки замедлить процесс погружения. На что она с видимой радостью согласилась.
      Выехали в 14.30.,очень быстро пересекли границу и около 17 были на Ужгородском вокзале. Родина встретила нас вонючим и грязным сортиром Ужгородского автовокзала. В Словакии сортиры платные.Писуар-2 кроны,кабинка-4-6 крон. Идеальная чистота. В Жилине мы не сразу поняли, что это сортир. С унитаза встаешь- вода сливается сама. Тоже с писуаром. Подчеркиваю-именно с твоим,а не со всеми сразу. Возле крана- жидкое мыло в дозаторе. Помыть руки- подносишь руки к крану- льется вода, убрал- вода прекращает литься. Бумага есть везде, кое-где- ароматизированная. Я вот теперь никак в толк не возьму- наши то за что берут деньги?
      Про обмен денег в Ужгороде я уже писал(см.выше).Итак, мы попытались взять билеты в купе. Из окошка последовал ответ- только плацкарт и боковые места. А где ж купе?-спрашиваем мы. А купе Москва не дает-следует ответ. Выше я уже писал, что на трех вокзалах нам отказали с билетами, объяснив, что мол Украина не дает. Как это ни странно, но к 18.00.купейные билеты в кассе появились(бронь наверное сняли).Купили мы билеты. Что дальше делать? Первоначальный план был- погулять по Ужгороду. Но после чистенькой Словакии, гулять по Ужгороду ни мне, ни жене не захотелось, и мы еще целых 6 часов просидели на вокзале, ожидая посадки в поезд. Загрузились, поехали. Через некоторое время стало душновато. Спрашиваю у проводника- почему кондиционер не работает? Она мне- так ведь это не купейный вагон вовсе, а перестроенный плацкарт.
      Пора привыкать -подумалось мне. Вот так и закончилась наша первая зарубежная поездка.
      Послесловие
      Общие расходы составили(на двоих):
      Визы-54$
      Страховка-12$
      Билеты-50 туда +80 обратно
      Питание, переезды, экскурсии-210$
      Питание ,взятое из дома(на завтраки и ужины)-30$
      В целом-436$ на двоих за 12 дней прекрасного отдыха.
      Общее впечатление от страны.
      Мне кажется, что можно охарактеризовать так- приличие жизни и достоинство людей.
      Очень приличная и достойная старость. Совсем нет опустившихся, запущенных стариков.
      Попрошайку видели только один раз- у костела в Левоче. Нигде не встречали бродячих, бездомных животных. Отсутствие видимой милитаризации жизни. Людей в форме на улицах очень немного -это полиция и молодые ребята(срочники,наверное),которых мы встречали несколько раз, почему-то ближе к вечеру. Впечатление сложилось такое, как будто они домой спешили. Полиция разительно отличается от наших ментов даже по внешнему виду. Высокие, здоровые парни в форме создают твердую уверенность в безопасности. В целом люди спокойны, доброжелательны, неагрессивны. О ритме жизни можно судить по расписанию работы магазинов: пон.-пят.-с 8-18,суб.-с8-12,воск.-вых.
      (Имейте ввиду, что при пересечении границы с Украиной вы переводите часы на час назад, а при пересечении Словацкой границы- еще на час назад)
      Очень спортивны. В городах спорт.магазины на каждом шагу. Огромный выбор горных ботинок.
      В горы,как я уже писал, ходят все-от крохотных малышей,едущих за спинами у пап ,до бабушек и дедушек с палочками. В Словакии я очень хорошо понял- пока мы будем "мочить" врагов в сортирах,нас будут "мочить" на спорт.площадках. Кстати, в горах полно ребят из Чехии и никто их, как ни странно, "мочить" не предлагает.
      Много прекрасно "накачанных" ребят.
      В Спишска Нови Вес мы прошлись от окраины к центру(до этого мы как то сразу попадали в центр, минуя спальные районы) И тут мы увидели то, что наверно можно назвать "одноэтажной Словакией"- длинная улица симпатичных домиков с цветником по фасаду, машиной сбоку и антенной спутникового телевидения на крыше. Типичная картинка из американского кино. Вот так наверное живет средний класс СловакииJ
      О бизнесе. Ни разу, нигде не встретили до боли знакомую картину лоточной торговли-пусть крошечный,но свой магазин. Правильно как то написали в "Новой газете"- у нас бизнес олигархов и лоточников. а на западе- малый и средний.
      Несколько врачебных советов(я по профессии врач мануальной терапии).
      Обязательно дней за 5 до поездки и в течение всей поездки принимайте хорошие витаминно-минеральные комплексы(Витрум,Центрум,Компливит)Возьмите с собой порошок аскорбиновой кислоты(2,5г.) и сыпьте в питьевую воду(1 гр. на человека в день), которую пьете на переходах. Из энергетиков неплохо взять янтарную кислоту. В горах климат переменчивый, нагрузки большие, поэтому легко можно простудиться.
      Где брать воду? Нам не рекомендовали брать воду из речек. Свободно можно пить из ручьев, набирать воду в туалетах(естественно в умывальниках)
      Суммирую информацию по словацким горам:
      В Словакии несколько горных массивов- Велка Фатра, Мала Фатра, Низкие Татры, Высокие Татры, Словенский Рай, Западные Татры. Ставить палатку разрешено только на территории кемпингов. Вы конечно можете поставить ее и там, где захотите, но на свой страх и риск. И прежде всего речь идет о возможности выхода медведя к вашей палатке. Уже после нашего возвращения в Москву, мне сообщили о подобном случае в Высоких Татрах. Совет- если приспичило и вы все-таки поставили палатку в неположенном месте, еду оставьте вне палатки(совет местных товарищей). Медведю нужна ваша еда, а не вы. И не ставьте палатку вблизи хат, мотелей и т. д. По той же причине- медведь ищет у хат пищевые отходы.
      Напомню также, что еду вы готовите на газовом примусе- костры в Словацких горах разводить запрещено.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      Полезные ссылки
      www.vysoke-tatry.sk- Высокие Татры,
      http://www.vysoke-tatry.sk/vcas/stanovanie/stanovanie.html- Кемпинги в Высоких Татрах
      www.vlak-bus.cz,- расписание поездов и автобусов
      www.raj.sk- Словенский рай
      Вроде все написал. Будут вопросы -пишите.
      Борис Зимин
      E-mail-kot_zaiz@mail.ru
  • Комментарии: 25, последний от 12/03/2007.
  • © Copyright Зимин Борис Александрович (kot_zaiz@mail.ru)
  • Обновлено: 16/03/2003. 27k. Статистика.
  • Горный:
  • Оценка: 7.15*8  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка