Берсенева Наталья Борисовна: другие произведения.

Впечатления: Первый опыт

• Комментарии: 1, последний от 17/04/2006.
  • © Copyright Берсенева Наталья Борисовна (nata_286528@mail.ru)
  • Обновлено: 29/09/2006. 17k. Статистика.
  • Впечатления. Водный:Алтай , 4 к/с , другое
  • Дата похода 18/07/2004 {8 дн}
  • Маршрут: Новосиб-средняя Катунь-лошади-новосиб
  • Иллюстрации/приложения: 6 штук.

Первый опыт.

Супер конно-водный с "Братьями Говор"
      по Средней Катуни
      июль-август 2004г.

Ниже - письмо некоему моему приятелю, с которым познакомились и чудесно провели время немного раньше в конно-водной турпоездке от фирмы "Тенгри" по Башкирии.
      Письмо писано мною сразу же по возвращению с Катуни, с первого в жизни рафтинга, то бишь это - впечатления махровой "чайницы", перед видеокамерой позорно назвавшей киль рафта "перевёртышем".

"...Высылаю подробно-эмоциональный отчет о поездке.

Сразу же спешу особо отметить, как Вам не повезло не попасть на такой сплав, и как мне не повезло, что Вас не было со мной!

Я сегодня вернулась в Павлодар в 7 утра, и уже на работе.
      Слушай, сплав по Средней Катуни это просто грандиозно.
      Это не имеет ничего общего с нашим сплавом по Агидели. Я в восторге от поездки, даже не смотря на то, что с компанией дико не повезло. Были одни девчонки и компания из Киева (мальчики ничего так, но с подружками), + семейка "старых-синих" (родители и "молодые", грызлись между собой и с окружающими, глушили водку постоянно, трезвыми я их не видела вообще). Киевляне были очень веселые, спать не давали до 2-3 ночи песнями и пьяным гоготом, частенько развлекали окружающих своими выходками, но отдыхали своим узким кругом. Девчонки остальные постепенно скучковались по принципу "пьешь-не пьешь" и "куришь-не куришь". Сам понимаешь, где я оказалась. Мы, трезвенницы и "чистые" туристки, оказались втроем (я, Светка из Москвы и Ольга из Новосиба), чему были рады. Потом еще с 2 девчатами сошлись более-менее, Алёна из Читы (бурятка, очень миленькая и не испорченная) и лошадница, пацанка Юля (но это уже потом, на лошадях).
      Всего же "Братья Говор" впихнули в этот тур 52 туриста + 6 инструкторов и 2 девушки - "поварешки". Естественно, особой сплоченности и душевности атмосферы такая толпа не способствовала. Я большинство народа даже по именам не запомнила. Не зря оптимальной считается группа 8-16 человек.

По порядку.
      Я умудрилась приехать в Новосиб, не взяв с собой адрес туристической конторы, куда должна явиться к 9 утра. А время уже 8.20. Ну, это ж я, сам понимаешь... Выкрутилась - пару звонков домой, в офис - посмотрели, подсказали, успела.
      Из Новосиба нас на двух автобусах 12 часов везли до устья Б.Яломана через Барнаул, Бийск и Горно-Алтайск. Пиво в дороге способствовало частым остановкам, что мешало быстрому продвижению к цели и очень нервировало водителя. Всю горную красоту ехали уже в темноте.
      Привезли к полуночи, в темноте довели (вернее, дошли мы с сумками, спотыкаясь, сами, впереди мерцала точка одинокого фонарика) до грохочущей со всех сторон воды и упали на коврики-пенки ждать, прислушиваясь к голодным спазмам в желудках. Какие-то люди (потом оказалось - инструктора) тут же жарили тазик шашлыка.
      Через час подвезли палатки. Около двух часов ночи, поставив при свете фонарика палатку (такую конструкцию видели впервые. Вот оно - торжество человеческого разума и женской интуиции!), мы смогли лечь спать (без ужина, шашлыком нас не стали угощать). Мокрым и холодным утром оказалось, что мы на полуострове с высокой полочкой и песчаным пляжем у устья этого Яломана (прозрачная, зеленоватая вода) и Катуни (белая, как будто с известью вода).
      Наученные вечерним голодом мы чутко отслеживали ситуацию у костра, чтобы не пропустить завтрак (в большой семье клювом не щёлкай, это золотое правило мы соблюдали весь поход). Поэтому вовремя вихрем скатились с склона и успели под раздачу. Только вот хлеба не хватило. И гадская каша рисовая совершенно без соли. А хлеб, оказывается, ночью девчонки-"поварешки", поварихи от турфирмы, не убрали, и он весь вымок под дождем, вместе с недоеденным шашлыком. Я поняла, что похудеть тут будет не трудно. После бесплодных поисков соли ("мы тоже чё-то утром искали ее и не нашли...") мне выделили 2 маленьких баночки джема для каши на всю толпу - они опустели, не успев опуститься на столик.
      К обеду под промозглым дождем собрали вещи, увязали на рафты, нацепили на себя спасжилеты и каски (ну чисто черепашки-ниндзя!), выслушали под хи-хи и ха-ха вводный инструктаж и отбыли в пробный рафтинг. Мне удалось со Светкой попасть на самый маленький (4,2 м в длину, 6 человек + инструктор сзади), как пояснила более опытная Светка, - он наиболее экстремальный, потому что легкий. Крики инструкторов, хохот и визги туристов... Весла мне (и прочим некоторым) не досталось - особо и не расстроилась, проще будет орудовать фотоаппаратом. Команда, подобравшаяся на нашем рафте (3 Наташи, 1 Света, 1 Валера и 1 Максим), была в основном не очень опытная и, наверно, поэтому сели поначалу не в ту сторону лицом и так собрались грести, чем удивили нашего инструктора Сашу. Саша терпеливо пояснил, что он вообще то сидит на корме рафта, а не на носу. Мы послушно развернулись.
      Яломанская шивера в первые же пять минут задала нам жару. Еще через полчаса, выпытывая у Саши, что такое "бочка" и как она выглядит - "Да вот, сейчас там справа будет, посмотрите...", мы влетели в мощную "бочку" слева, инструктора смыло за борт, рафтик наш встал на левый борт (я сидела на правом) и так замер в этой бочке. Все, кто был на левом борте, оказались под водой вниз головами, одни ноги до колен на бортике рафта торчат. Я вскочила и что делать - не знаю. То ли надо инструктора искать-спасать, где-то там "морковка" должна быть, то ли левых надо вытаскивать из воды... Рафт бочку прошел, выровнялся, левые руки из-под воды тянут, мы их подняли, инструктор вынырнул уже ниже по течению в одном кроссовке, пояснил, что этой бочки еще неделю назад не было, - сильно вода поднялась. Повеселились.
    Наш рафт []
      Проплыли в первый день немного - с час, заучили все команды типа "все ход" "правый ход, левый табань" "все табань" "суши" и зачалились (пристали к берегу).
      На следующий день (дождь, встречный ветер, прохладно, в рафте постоянно ледяная вода по щиколотку, я в резиновых сапогах, которые на первом же пороге заполнились водой, знала бы - кеды с собой прихватила) прошли несколько шиверок (поперечные валы через всю реку метра по 1,5 высотой, причем все пищали от восторга).
      Порог Ильгумень. Сначала зачалились и обсмотрели его с левого берега, преисполнились трепета и серьезности момента, сфотографировали его. Потом, под рев воды и вопли инструктора проскочили его, мокрые до макушки от брызг, валы был около 2 метров. Как наши еще грести умудрялись - не понимаю. Я вцепилась в веревки и пригнулась "Мамочки!..."..
      Потом еще прошли Кадринскую трубу (участок реки метров 600 со сплошными валами косыми и шиверками - я балансировала стоя в рафте с фотоаппаратом в руках, пряча его от брызг) и зачалились. Всю ночь дождь.
    Вечерком пошли гулять в горы, - классно. Вернулись уже в сумерках, долго ползали по земляничной поляне-полочке (пока хоть что-то можно было видеть), потом собирали землянику уже наощуп...
    В горах на закате []
    Утро перед Шабашом []
      На третий день предстоял самый сложный на нашем маршруте порог Шабаш. По такому случаю с утра мне выдали весло (забрав у кого-то). До Шабаша плыли без особых напрягов, я фотографировала с рафта. Прямо перед Шабашом все стали чалиться, чтобы осмотреть с правого берега порог (нас было 6 рафтов, из них один 12 человек, два по 10 человек, два по 6 человек, и 1 восемь человек). Мы шли третьими, уже пристали к берегу и начали вылезать. Тут первый рафт (12 человек+инструктор) срывается с привязи и его течение тянет к порогу, причем 3 человека с него оказались в воде, пытаясь удержать чалку (веревка для привязывания к берегу). Второй рафт кидается им вдогонку - страховать и нас тоже зовет, мол, тех много, если перевернутся, всех могут не собрать. Кэп второго рафта Андрей (старший из инструкторов) смачно высказывается в адрес инструктора на первом рафте. Наш Саша командует - всем обратно в рафт и отчаливаем. Лихорадочно и с нехорошим предчувствием прячу всю только что извлеченную фотоаппаратуру поглубже и понадежнее в ящик. Что там с Шабашом в связи с поднявшейся водой даже инструктора не видели. Оператора с видеокамерой едва успели с четвертого рафта высадить на берег (он рванул бегом вниз по берегу снимать Шабаш) и тоже пошли за нами. Пятый и шестой рафты остались ждать готовности оператора. В результате оператор успел снять только 5 и 6 рафты.
      Смотрим - на первом рафте перед самым входом в порог 2 человека из 3 смогли влезть обратно, один плывет в сторонке, дрейфует в спасике (спасжилет). Но их было много, они хорошо разогнались и прошли чуть в сторонке от главного вала, а нас несет прямо на него. Мы проскочили первую бочку. Потеряв на ней скорость, не смогли увернуться, и пошли прямо на главный вал, пытаемся разогнаться, но уже бесполезно.
      Все остальное происходит очень быстро. Прямо перед валом наш Саша орет "Ход! Ход! Б...ь, поздно, пульсар... все держись!" Я смотрю на этот вал, он метра 3 не меньше и на глазах все растет и его верхушка нависает над нами и загибается в трубочку а мы внутри, как в сказках про море-окиян рисуют. Я зажмурилась, схватилась левой рукой за веревки, в правой весло, и жду удара сверху воды. Вода обрушивается, но почему то никак не схлынет, а становится как-то очень тихо, вода уже не грохочет вокруг, а так глухо шумит. Оказывается, это я уже под водой с веслом в правой руке (я его до конца так и не выпустила). Думаю "это меня смыло", пытаюсь вынырнуть - утыкаюсь головой в рафт - я под ним, дернулась в сторону - везде перевернутый рафт, а дышать то хочется. Вроде вокруг опять грохот, значит вынырнула. Вдохнула - пена, нахлебалась ее. Глаза открываю - рафт перевернутый мотается в стороне, мне руками машут наши. Я к нему (до этого хотела к берегу плыть, вообще-то), чувствую, как резиновые сапоги с ног срывает течением, вода у меня под курткой в рукавах бурлит, как в стиральной машине. Уцепилась за веревку вдоль борта, наши уже все висят на ней, прижалась лбом к прохладному тугому боку рафта, дышу, откашливаюсь. Саша орет "все тут?...Держись, сейчас вторая ступень будет" Думаю, боже, какая еще вторая ступень?!!! Тут меня бортом рафта как долбанет по голове! Ну точно или фингал или нос в кровь разбила... Но рук не разжала. Ноги куда-то под рафт тянет. Саша орет "Держитесь, не отпускайте веревку" Я отплевываюсь, ору, пытаюсь вдохнуть, пеной все забивает, сама думаю "Да х... я ее выпущу, пусть хоть разнесет рафтом голову..."
      В общем несколько раз нас двинуло хорошо, потом Саша залез на днище и давай командовать "Сейчас пойдет шиверка (валы), я буду вас предупреждать...Воздух набираем, не дышим!" Вал через нас перекатывает, дышим, вдыхаем, потом следующий... Когда прошли весь порог в нам смог подойти 4-ый рафт, нас подняли из воды. Наш рафт парни перевернули обратно и мы вернулись на свой кораблик. Зубы клацают, всех колотит от холода, ветер. Выдали водку для согрева по кругу.
      Все мы были в восторге и потрясены этим купанием и пережитым. На нас (и на того мужика из первого рафта, который не смог залезть и дрейфовал, пока не причалили) смотрели остальные, как на счастливчиков, а киевляне так откровенно завидовали.
      Саша, бедный, в этот вечер напился, разоткровенничался, хвалил нас, что не растерялись, не паниковали и признался, что наш рафт был заранее обречен там кильнуться (опрокинуться), что это не западло на Шабаше. Что профессионалы специально пытаются войти в открывшийся пульсар, но это редко кому удается и чтобы пройти пульсар, нужна очень большая скорость и тяжесть рафта, а мы шли без разгона и очень легкие. Нас задрало носом, поставило в свечку на левый борт и опрокинуло назад. Он (пульсар) то есть (какие-то секунды), то его уже нет (становится обычным высоким валом без заворачивающейся верхушки). И что он сам первый раз кильнулся на Шабаше. Я вечер отлеживалась в палатке - болела поясница, но обошлось.

Утром бедный наш капитан, жутко страдая, глотал пиво, способен был отдавать 2 команды: "Э-эээээ!..." и "Норррма-ааально..." и время от времени, смущаясь, переспрашивал, кого как зовут. Бутылка с пивом дважды отправлялась в плаванье, но мы героически ее нагоняли и отлавливали, шли Каянчи 1 и 2 в режиме самоуправления.
      Остальные дни сплава тоже было куча интересного, вылезло наконец-то прочно солнце, удалось просушить всю одежду и спальники и позагорать. Виды были потрясающие, я нафотала своим Зенитом. Он, в отличие от "мыльниц" не уменьшает, а как бы приближает картинку. Должно быть классно.
      Еще запомнился порог Тельдектень-1 и -2. Там Катунь сжимается до 20 м в ширину и течет в тектонической трещине глубиной 120м (если не врут). Там бешеное течение и воронки, кидает на отвесные каменные стены (они какие-то странные, зубастые, темно-коричневого цвета). Одна воронка (мы на ней чуть-чуть покрутились) в центре была с отверстием метр в диаметре, такой мощный конус пустоты уходил внутрь. Там и спасик не спасет. А вода как цемент, твердая. Мы выгребали, как негры.
      После сплава нас еще сутки "покачивало" на волнах. Часть группы пошла на Нижнюю Катунь, а нас перевезли на лошадиный кемпинг "Амаду".

Потом 5 дней были лошади. Очень не плохие, гораздо лучше, чем на Урале. Я себе выбрала самого высокого, рыжего Женьку. Но все вещи мы везли на седле в арчемаках и были такие крутые склоны-подъемы! О галопе и речи не было, иногда рысью шли, но редко. Зато в гору эти лошадки так прут! Виды обалденные, то жара, то дождь, два раза был сильный град. Первый раз на перевальчике нас застал - все остановились и ждали, слева - пропасть, справа - отвесный склон. Второй раз - только-только дошли до стоянки и тут по ущелью смотрим - надвигается что-то серое, - палатку поставили за рекордно короткий срок - минута, не больше. Все вещи успели внутрь закинуть, и сами нырнули - и тут началось! Град потом на траве с полчаса лежал, не таял. В начале конного пути []
      В горах часто попадаются целые поляны и луга цветов - очень красиво, выше поднимешься - кедры, уже орешки можно щелкать. А Катунь сверху - тонкая-тонкая серебристая нить.
      Очень кстати были зимние кожаные сапоги, прихваченные мной из города - не жарко, от сырости их у костра просушу и прекрасно. Лошадей сами седлали - так здорово. Хлеба кусочек с ужина-завтрака заныкаешь в карман - Женька в руку тычется губами, ищет.

Перевал самый высокий был 2200 м, лошади задыхаются, бока ходуном ходят, мокрые, отдышатся минуту и дальше рвутся. У каждой лошади свой характер и замашки, так забавно - кто ленится, кто хитрит, другие кусаются. Женькой я довольна - умница, вперед рвется, хоть единственный не кованый конь (не дается), но чешет по камням вовсю - только к тропе внимательнее других присматривается - куда свои ноги ставить. И жрет, жрет, жрет постоянно, на ходу, на подъемах, задыхается, но жрет лопухи. на перевальчике []
      Наши проводники были просто уроды, алтайцы - грубые, дикие, на лошадей орут, те от них шарахаются в ужасе. Но погоду предсказывают с умопомрачительной точностью. Любимой их шуткой было "продавать" нас встречным охотникам и пастухам. Некоторым девушкам такие шутки даже нравились. Группа была одни девочки, 12 штук, и пара немцев- супругов, еле говорят по-английски, среди нас наша "поварешка" немного говорила с ними по-английски. Эти немцы, по их словам, мечтали попасть именно на Алтай и именно на лошадях. Ну, все равно что нам на Дикий Запад, к ковбоям, попасть. "Попали" они, по-другому не скажешь. Парень все боялся жену свою одну оставить (ее тоже пытались продавать).
    Алтаец. Лагерь в горах у охотничьего домика. []
      Наши "девочки" с проводниками водку кушали все пять дней, полнейший разгул и загул. А по жизни - успешные девчонки - юристки, бухгалтера, менеджеры. Надо же, что с людьми на отдыхе бывает... Запомнилась фраза одной из туристок, произнесенная с болью и надрывом по возвращению на базу, "Мы, как уроды, пили вечером этот чай и кисель..." Дело в том, что водки им не хватило на все 5 дней, послали гонца на базу, а хозяин базы, привезший спирт в условленное место в условленное время, с нами разминулся... Бедные девчонки последний вечер провели "всухую", с чаем и киселем и очень были не в духе.
      Мы были пятеро (и немцы видимо тоже) в тихом шоке от происходящего.
      На особо крутом спуске нам скомандовали спешиться - я думала там, на тропе и останусь... Землю копытами превратили в рыхлую пашню с камнями и корневищами, спуск градусов 40, Женька чешет - его не затормозишь, ужас.
      Возвращались на базу через очень живописное глубокое-глубокое ущелье, каменные стены, узкая тропка, лошади многие боятся идти - встают, и с места их не сдвинешь, девчата вели в поводу, еще и уговаривали, морду коню тряпкой закрывали.
      Вернулись на базу, лошадей расседлали - те сразу кинулись кататься на спинах и лизать соляные столбики, потом ушли в луга. Автобус ждали до ночи, зато накупались в Катуни и позагорали (пока наши девочки уничтожали водку на базе).

Вот так отдохнула. Хочу на будущее лето на Чую (5 категория сложн.), еще есть Чулышман (6 к.с.), но него туристов не пускают, только профи. Или сплавляться в июне по большой воде, там валы выше, больше риска.
      PS Кстати, на Шабаше за 10 дней до нас погиб мужчина - его смыло с рафта, захлебнулся, выловили, откачали, но сердце остановилось. Думаю от холода и шока, вода ледяная, градусов 10, не больше."

• Комментарии: 1, последний от 17/04/2006.
  • © Copyright Берсенева Наталья Борисовна (nata_286528@mail.ru)
  • Обновлено: 29/09/2006. 17k. Статистика.
  • Водный:Алтай

Best bonuses at jeuxdcasinos. Try your luck!