Берсенева Наталья Борисовна: другие произведения.

Дневник: Прогулка по Чуе

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 30/09/2006.
  • © Copyright Берсенева Наталья Борисовна (nata_286528@mail.ru)
  • Обновлено: 19/10/2006. 18k. Статистика.
  • Дневник. Водный:Алтай , 3 к/с (4) , К4
  • Дата похода 22/08/2006 {3 дн}
  • Маршрут: Бийск - р.Чуя - Бийск
  • Иллюстрации/приложения: 6 штук.
  • Оценка: 7.00*6  Ваша оценка:

      ПРОГУЛКА ПО ЧУЕ
      22-24 АВГУСТА 2006.
      
      
      Какой разной бывает Река. Иной раз пройдет пара дней и совсем другой характер и аура. Такая изменчивость разве может быть в природе? Только среди людей, спешащих жить, ведь им отпущено так мало. Но Река - само непостоянство, живая среди застывших гигантских гор, которые тоже иной раз вздыхают оползнями и камнепадами.
      Высокая Чуя середины июля 2005, напугавший меня до тихой паники Бегемот, измотавший Слаломный и Выходная, оставшийся неприкосновенным Горизонт... Я так хотела в этот раз "покорить" их, приготовилась быть сильнее, не бояться. Но Чуя перехитрила, она притворилась мягкой и мирной, светло-зеленоватой рекой, доверчиво обнажившей галечные берега и мели.
      И она опять победила, не подарив радости отмщения за страхи прошлого года.
      
      
      Дорога до Барнаула-Бийска... Ну как всегда это испытание и преодоление. Поломка автобуса в степи, таможня, не откидывающиеся спинки в салоне, опоздание в Барнаул...
      На таможне нас маринуют уже третий час под открытым небом у пункта таможенного досмотра, полночь, российские таможенники с пристрастием обыскивают автобус, но ничего в нем не находят, и мы совершенно измученные едем дальше. А я рассчитывала успеть из Барнаула доехать на базу на Нижней Катуни, там хоть полдня покататься с клиентами на часовых сплавах.
      Конечно, я не успела к 8.40 на "Барнаул-Чемал" до Узнези и поэтому просто поехала в Бийск к Соколовым. Обычная суета сборов, звонков, встреч, домашних хлопот, погрузки, и вот поздно вечером мы втроем выезжаем на Нижнюю. Наконец-то сплю, вытянувшись на сиденьях.
      
      Поздно ночью оказываемся на знакомой мне до каждой кочки и кустика площадке у усадьбы Узнезя, силуэты висящих на веревках на просушке брызговиков, дрыхнущие в домике-будке инструктора.
      Как классно я неделю в июне накаталась тут на часовых сплавах с инструкторами Лёхой и Денисом по всей Нижней Катуни, подтянулась, загорела, столько впечатлений и нового опыта - приятно вспомнить.
      
      Уже глубокой ночью приезжает наша группа на двух машинах, все из Новосиба, падаем спать остаток ночи кто в палатках, кто в машинах. Утром разглядела прибывших - интересные молодые люди, среди них девушка Света, ее веселый дневник по Урсулу с Соколовыми я читала в и-нете.
      Поехали на двух машинах, по дороге еще забрали парнишку, тоже наш, будет кэпом на рафте.
      Потянулись горы, серпантины, Семинский, Чике-Таман, Иня, Чуйский тракт. Смотрим сверху на Турбину - вода средняя, невысокая. Солнце нас не баловало и Ак Бом не показал нам всего своего великолепия - сияния бело-золотых скал, все было в пасмурной вуали.
    Перекус на перевале Чикетаман []
    Стапель на Чуе []
      
      Доезжаем до стоянки чуть выше Бегемота - тут будет лагерь и стапель, к обеду нас экипированных и с собранными судами забрасывают выше Сумрачного и Буревестника. Наблюдаю за публикой и никак не могу запомнить всех парней по именам - нас 15 человек. Все в неопрене, некоторые даже в нескольких его слоях. Прямо рыцарские доспехи.
      Из флота - две двойки: Ворон (мой любимчик) и Лис, - увы, они уже зачиканы. Еще четверка (адмиральская) и рафт (бе-ееее). Я сажусь на четверку, на мой любимый правый нос. На двойку мне не светит, а на рафт меня посадить очень сложно. Зато наш Бегемот - флагманское судно, и мы пойдем первыми.
      Пошли, солнце светит, Сумрачный просвистели, я спохватилась уже в конце порога "А тут же скоро Сумрачный должен быть?" "Да вот мы его и прошли". Упс.
      Буревестник пошли посмотреть с правого берега. Я сразу узнала каменюку в центре русла, сразившего меня в прошлом году - там стояла страшенная бочара. А сейчас надо только выбрать траекторию между валунами в русле. Выбрали, пошли, прошли. Сливы и валы неплохие стояли, но Лёша так ювелирно заводит кат, что идем как по рельсам. Никакого "ужаса-ужаса" и "прямо таки тянет устроить скандал", то бишь экстрим. Ну да ничего, ведь впереди еще и страшный Бегемот, и любимая Турбина, и серьезный Горизонт, повеселимся.
      
      Потом долгое спокойствие русла, наши коллеги по кату, подогретые принятым внутрь коньяком беспрерывно шалят, резвятся, купаются (на следующий день объявили себя заболевшими), хотят килять четверку. Я не хочу - почти везде мелко и сложно тут заставить своими руками уронить себе же на голову кат. Вот если бы в пороге и аварийно - пожалуйста! Поэтому я, видя настойчивость своего экипажа, покидаю их и пускаюсь в степенный самосплав - киляйтесь без меня. Пока четверку насилуют, пытаясь поставить в кормовую свечу, Чуя разделяется на рукава и мои ноги начинают задевать дно. Вдобавок несет сильно на островок, у его верхнего края лежит значительный завал из бревен. Сопротивление четверки наконец-то сломлено, она тут же возвращена в естественное состояние - килем вниз и экипаж даже успел влезть на нее, но я все еще дрейфую и прямо на завал. Криками привлекаю к себе внимание Лёши, он в ответ спокойно советует плыть к четверке. Плыть - мелковато, идти невозможно - течение с ног сбивает, камни. Бревна завала уже передо мной... нащупываю под водой сомнительный упор для ног, отталкиваюсь и бросаюсь вплавь в правую протоку, вслед за четверкой, бревна остаются слева. Ну их, такие кили учебные! Только на нормальной глубине!
      Экипаж рафта, глядя на наши забавы, тоже хочет киляться, не считаясь совершенно с солидными размерами и тяжестью своего судна. Все собираются на корме, используют любые волны и плюшки, рафт идет, покачиваясь, смешно задрав нос вверх и оголив все брюхо, но киляться никак не желает. Даже наша помощь (подпихивали под днище веслами) бессильна.
      К вечеру доходим до нашей стоянки перед Бегемотом. Впереди ужин, полнейшее обжорство, шашлыки, а пока ходим, переодеваемся, развешиваем вещи на просушку, стараясь не "взорваться" на многочисленных коровьих минах.
      С высокой скалы над лагерем недавно откололся кусок, создал обвал и теперь свежие "осколки" размером с добрые столы лежат повсюду, а в земле зияют как будто вырезанные лопатой ямы и канавы всевозможной неправильной формы - следы от ударов катящихся камней.
      Ночью шел дождь, но утреннее небо оставляло шансы на хорошую погоду.
      
      Утро, перечалка на левый берег, к самому мосту перед Бегемотом. Посмотрели с моста - после бочки под мостом все дальнейшее выглядит элементарно. Виднеется торчащий "плавник".
    Вход в Бегемот на Чуе []
      Мы идем первые. Видеооператор (он же наш водитель Сан Саныч, кстати, почти мой земляк - из Экибастуза) готов, ждет.
      Весело валиться в бочку под мостом в Бегемоте, ох и славно! Несколько мощных разгонных валов, потом линия перегиба под самым мостом и только тут видишь пенное кипение бочки внизу. Лёша конечно не оставил и тут нам шансов на приключения. Я помнила по прошлому году мощный слив где-то за третьей ступенью, но нынче и его нет. Чисто прошли, встали в промежуточном улове, поглядели на прохождение остальных. Все молодцы.
      Классический я не заметила. Нет, что там конечно булькало и валиками играло, наверно это он и был.
      
      Не устаем удивляться цвету воды в Чуе - говорят такой она бывает только осенью - нежно зеленая, почти прозрачная. В том году в кружках глиняный осадок на утро стоял. А пару недель назад, рассказывали, в Бегемоте непроход был под мостом и бревна по реке несло. Чемпионат Мира прошел в условиях мощного паводка.
      Вот в Слаломном повеселились - крутились меж камней, прыгали на валах. Но опять же, Лёша... Все легко и чисто.
      Речка начинает вилять, заставляя за каждым поворотом ожидать Турбины, небо "радует" нас холодным дождем, ветрено (естественно ветер встречный) пошел хорошо коньяк из фляжек. "Давайте погребем, хоть согреемся - холодно!".
      Наконец-то Турбина. Чалимся на правый, пошли, глянули - будем прыгать по левой, все вполне пристойно выглядит. По рации вызываем нашего Сан Саныча с камерой - он с машинами уже ждет на месте будущего лагеря сразу за Турбиной.
    Турбина на Чуе []
      Главная задача - суметь соскочить со струи и уйти влево сразу за выступом скалы. А какие на этом ключевом месте валы! Супер! Что-то мы конечно смогли из задуманного, но видно не всё - прибило немного к камню-островку в центре, на который вся речная струя лупит. Но отгреблись и пошли к левой протоке. Тут мы опять что-то натворили и ткнулись носами в левый берег - перед самым сливом, телемарк. В сливы пошли кормой, а я-то перед порогом с носа на корму пересела! Типа пускай мужики нос ката ворочают, со струи зацепами сбивают, а я на корме посижу, погляжу. Ха. Теперь вот, свернув назад голову, пару долгих секунд смотрю как мы прыгаем со сливов вниз, думая, что вот, не удалось отсидеться за мужскими спинами, ощущаю неприкрытость собственной спины. Что делать с веслом, когда прыгают порог задом-наперед, тоже не представляю - не колоться же.
      Лёша похоже недоволен "Да... Да так вообще не ходят!". Но уж слились как слились, теперь надо траверснуть на правый берег - гребем, чалимся, сидим в упорах на случай чего.
      Следующая идет двоечка, по правой. Нормально, встали на страховку за камнем. Потом рафт - вылетает из-за поворота, пропадает из поля зрения надолго за островком. И вываливается... в правую протоку! Не угреблись в левую. Смотрится здоровенный красный рафт в ней как слон в посудной лавке, и как только втиснулись туда - не понятно! Честь и халва капитану! Позже капитан раскрыл нам секрет такого ювелирного вхождения в узкий правый слив "Корму выставил и дал всем команду "Суши весла"".
      Вторая двойка резво проскакивает по левой, но потом расслабляется и с берега летят к ним Лёшины команды-рыки - надо живо перегребать на правый берег, ниже струя собирается и несет прямиком в каньон Горизонта, а Горизонт в наши сегодняшние планы не входит.
      Рабочее-сплавной день окончен, но желающие могут продолжать веселье - заносить двоечку и кататься на Турбине. Тем более солнце вылезло и сразу вокруг расцвело - пена белая, вода зеленая, небо синее... Так на подвиги и тянет. Лёша предложил еще один аттракцион - прыжки в воду сразу за правой протокой с высокого округлого камня. Сам тут же и полез на него продемонстрировать. Вика, уходя хлопотать по лагерю, ободрила нас: "Лёша всегда тут прыгает...". Напомнила мне известный анекдот, где весь забинтованный и в гипсе пассажир требует у стюардессы открыть ему люк во время полета. Стюардесса в растерянности к летчикам, а те ей: "Открой ему. Он всегда тут выходит".
      
      Я еще не знала, что меня ждет сейчас самый острый кайф этого похода.
      До сих пор я никогда не прыгала в воду, даже в бассейне - боялась шагнуть в пустоту.
      Поэтому, взобравшись на скользкий камень, только провожала глазами прыгунов и смотрела в завораживающее зеленоватое кипение под камнем, выбрасывающее из глубины клубы белых пузырьков.
      Но тут рядом на камне возник кэп нашего рафта (до этого мы с ним удачно скатились на Вороне по левой протоке Турбины) и стал горячо подначивать прыгнуть. Почувствовав, что всё становится серьезно, попыталась прорваться по камню обратно на сушу, но отступление было отрезано, только через воду. Раздраконили меня, но, блин, как же это страшно - шагнуть туда... И даже не шагнуть, а оттолкнувшись прыгнуть. В конце концов пришлось заявить себе, что "это просто позор какой-то..." так бояться. Шагнула в пустоту.
      Мой визг при первом прыжке перекрыл шум Турбины. Камень стоит сразу за правым сливом Турбины, с него обычно снимают прохождение порога по правой. Высота камня метра четыре, под камнем сильно вспененная газировка, даже удара о воду не ощущаешь - как в масло входишь. И потом жилет не сразу выталкивает, а под водой так красиво - нежная зелень и пузырики, пузырики... шуршат, щекочут. Выносит на поверхность чуть ниже и надо быстренько плыть к берегу, пока улово рядом. Выбралась на берег и ноги бегом понесли вновь на камень... От адреналина в жар кидает.
      Это видимо не лечится, и жить мне с этим всю жизнь. И я даже очень рада.
      Вечер был наполнен эйфорией, я ходила и сияла от счастья после катания на Турбине, прыжков с камня, предстоял еще коньяк за ужином и веселое застолье.
      
      Еще в тот же вечер, уже почти в сумерках, съездили к наскальным рисункам 2,5 тыс.летней давности - как обычно олени, люди, собаки, мамонты и ... космические ракеты! Все-таки они есть - инопланетяне (или гости из будущего)? Но самое удивительное - осознавать, что и тысячи лет назад здесь так же стояли горы, лежали эти камни-плиты, так же текла река, шумел порог. А по берегам бродили древние люди в шкурах, с дубинами и луками, убивали диких животных и наблюдали космические корабли...
      
    Древняя наскалная роспись []
      Ночью Бурхан на нас обиделся (неужели ему мы забыли налить?...) и под утро уже шуршал по палатке нескончаемый дождь. Н-да... не жарко одеваться в мокрый неопрен. А ведь надо еще прыгнуть с камня перед видеокамерой, для истории. А погода не располагает, но пришлось. Почему-то утром сделать это было так же страшно как вчера в первый раз. Адреналин наверно еще не проснулся.
      Посмотрели Горизонт, пошли.
      
      Зашли справа от первого камня, виднеющегося над водой, потом длинный язык, слив, пенная бочка и надо сильно работать налево. Наша флагманская четверка чуть не поцеловалась с Одесской стенкой, Леша хитро скомандовал и мы, крутанувшись, поднялись обратно к сливу по правому улову вдоль стенки. Стоим, пропускаем страхующую нас двойку. Зрелище фантастичное - справа вплотную от нас летит жгутом-струей вода (наше улово пониженное) а над нами крутой слив-язык и по нему валится почти нам на голову яркая двойка... при этом так мягко и по-домашнему прозвучал диалог Вики, которая пролетает мимо на двойке, и Леши, который у нас на четверке сидит капитаном:
      -Лёш, ты что тут стоишь - нас спасаешь?
      -Ага, Вика, вас спасаю...
      И потом уже мы вышли на струю и успешно прошли оставшееся. Я хотела разглядеть Одесскую стену вблизи, но не успела - помню только бушующую воду...
      А рафт наш воткнулся в стену, яростно пободал ее (мы на страховке уже было подобрались, как гончие на зверя), народ от удара внутрь рафта ссыпался, но кэп вывел их из ниши, молодец. Вторая двойка вообще пошла по левой части, в сливе-бочке их подсосало, развернуло, не кильнулись - везуньчики, или это Ворон - умница.
      
      Рассказали анекдот из жизни. Группа спортсменов-альпинистов сплавлялась по Чуе. Видимо для расширения кругозора на сплав пошли. В Горизонте их рафт прижало к Одесской стене и начало колбасить. Не успел капитан опомниться, а команда уже по отвесной стене шустро вверх полезла. Так и вылезли все из прижима, по скале.
      
      Выходная шивера были прикольная - повертелись меж камней по сливам.
      
      Тут и Чуе конец - Катунь впереди еще более зеленая, почти бирюзовая, низкая. Чалимся на стрелке. Народ на рафте так замерз, что пожелал сняться с маршрута, пока авто наши рядом. Осталось на ходу две двойки и наша четверка. Капитан рафта пошел к нам кэпом, а Лёша ушел за руль. Впереди самое сложное препятствие маршрута - многокилометровый плес, до самого Большого Яломана. Так как мы решили продлить удовольствие сплава и дойти до Ильгуменя. По такой погоде удовольствие весьма сомнительное, но трудности нас никогда не пугали. Но, как оказалось, не всех...
    Катунь в низкую воду []
      Тут мне подпортили настроение и впечатления от похода некоторые, волею судьбы оказавшиеся на нашей четверке. Вроде в группе все бывалые, но были и новички и они... как бы это сказать... ну не очень походные оказались люди. Под дождем им мокро, на ветру холодно. В порогах не круто ("вот водные мотоциклы на море - это круто!"). Грести по плесам против ветра им в лом ("вот если бы тот Ильгумень сразу тут был, у устья Чуи"), и ноги-то у них в шлеях затекают, они ногами этими туда-сюда постоянно, команду только на третий окрик изволят выполнять (а тяжеловато вдвоем четверкой ворочать, носом к ветру удерживать)... и т.д.
      А тут долгий и трудный перегон, ветер, дождь. Вика их все уговаривала с маршрута не сходить, а они все твердили, что предпочли бы сейчас "ехать сытыми и в теплой машине, а не мокрыми и голодными грести на кате". Поэтому настойчиво взывали по рации к авто: "Сытые в теплой машине, мы голодные и замерзшие на кате, прием!", "Земля, земля, я - вода. Прием". В ответ только треск и шипение. Машины наши тем временем шли параллельно, и у самого Большого Яломана, когда две трети трудного пути были позади, а впереди ждало самое "вкусненькое", сеанс связи состоялся.
      Эти ммм... сплавщики, хоть и были накормлены бутербродами и напоены горячим чаем на стрелке у Большого Яломана, все-таки списали себя на берег, а еще двое их приятелей, шедшие на двойке, не пожелали пересесть на освободившиеся места на четверке. Им было "неохота с двойки уходить".
      В результате четверку нашу загрузили на машину, где уже лежал рафт, а я не прошла ни Яломанскую шиверу, ни Тещину бочку, ни Ильгумень. Вдвоем нас с парнишкой (Лёша пересел за руль) не пустили на четверке дальше. Мои далеко не положительные эмоции с трудом держалась под контролем.
      
      А как колбасило двойки в валах на Ильгумене!... просто обзавидуешься. Это было видно даже издалека, с высокого берега. Ближе смотреть я не пошла, зачем вконец расстраиваться.
      Вторая двойка где-то на перегоне перед Ильгуменем ухитрилась кильнуться на одинокой бочке, аварийно. Если б не мерзопакостная дождливая погода, мы не поверили бы в аварийный киль. Не иначе как замерзли ребята совсем, или задремали. Первая двойка успешно организовала спасработы.
      
      Теперь катимся в обратном порядке - Чике-Таман, Семинский, туман, пасмурно, Узнезя...
      Вечером нас ждала живительная баня на соседней базе. Желающие ужинают, не желающие сразу падают спать в палатки. А особо комфортолюбивые сняли на ночь номера в усадьбе. Ну не все любят походно-палаточный быт, я уже говорила.
      На утро конечно же вылезло солнце, обещая приятный жаркий денек, запах сосен и купание в Катуни, но уже не для нас. Нам опять предстоит дорога.
      Новосибирцы рано утром отбыли, чуть позже и мы выехали в Бийск с Лешей и Викой.
      
      Бийск, разгрузка машины, хлопоты, мелкая помощь Вике по дому и в обед мне пора на вокзал. Чувствую, что лето кончается, а сколько всего осталось нереализованным и как всегда это очень грустно. Как дождаться нового сезона - восемь месяцев ждать, не меньше! Даже представить это печально.
      
      Все-таки три дня на воде - это так мало!
      Прожить бы все лето на Алтае, надышаться, накататься, наглядеться. Впитать эту красоту и силу.
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 1, последний от 30/09/2006.
  • © Copyright Берсенева Наталья Борисовна (nata_286528@mail.ru)
  • Обновлено: 19/10/2006. 18k. Статистика.
  • Водный:Алтай
  • Оценка: 7.00*6  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка