|
Маршрут и прочие детали:
Изначально предполагалось пройти классику жанра - связку Березайка-Мста от ст. Березайки до Боровичей, за 4 полных ходовых дня - с шестого по десятое мая, считая день заезда и день отъезда за один день. Однако, сходили в тренировочный поход на Гороховку и задумались над проходимостью по такой схеме - по всему получалось, что 40 км в день - это многовато, поэтому маршрут сократили со 130 до 100 км за счет переноса заброски от станции в деревню Любитово с тем расчетом, чтобы если мало ли время и останется, то потратим его на порогах - покатаемся. Заброска проводилась прямо из Питера на микроавтобусе.
День первый - 06.05.2004
Встал в шесть утра, поплелся принимать душ, уже занес ногу над краем ванны, когда услышал звонок мобильного - звонил водитель, который уже приехал - на самом деле, на полчаса раньше. Ну что ж делать - вместо душа пошел грузить вещи.
По дороге через весь город (я живу на Старой Деревне) подобрали по очереди группу, заправились, докупились в дорогу и поехали.
По правде сказать я в Петровиче нисколько не сомневался, а когда увидел через стекло микроавтобуса его усталое (опухшее) лицо, то понял, что захваченые с собой два фуфыря с пивом я тоже, знаете ли, не с пустыми руками приехал! не пропадут зря, а наоборот, с благодарностью и трепетом будут оценены по достоинству. Так, попивая пивко, мы неспеша двигались к нашей заветной цели. Надо отметить, что к середине пути некоторые из нас уже порядком поднабрались, поэтому остановки для дозаправок и для слива отработки делались довольно часто.
Московская трасса в будний день в восьмом часу не слишком загружена, покрытие приемлемое, гаишников нет, в общем, доехали до Бологого (в котором пополнили запасы хлеба, пива и Ярославны) где-то около трех дня, еще через час асфальт закончился, километров через 10 - Любитово, где мы выгрузились и стали стапелиться на отличной полянке.
Стапель прошел так себе. У Свиря не хотела вставать на место втулка стрингера - ее курочили по-всякому, пытались греть и в итоге все-таки поставили, как обычно, главным образом с помощью такой-то матери. Если быть точнее, встала-то она нормально, но потом вылетел шпангоут из кницы и мы с Серегой решили разобрать конструкцию и восстановить справедливость, но не тут-то было. Потрахавшись под дождиком, со втулкой решили забить. И забили шпангоут обратно в кницу, затаив надежду, что во время похода втулку перекосит в нужном направлении и она не доставит нам геморроя при антистапеле. На Вьюне здорово перекашивало шкуру, чего раньше не было (я так понимаю, заклеенная метровая дыра сделала свое черное дело, по крайней мере, с одного борта шкура хорошо и ровно села на место, а с другой сползла с привала на несколько сантиметров) - в итоге поставили на место, главным образом с помощью рукастого водителя, но грузовой отсек все равно с одной стороны не закрывался еще сутки. Таймень собрался намного быстрее всех, но при этом стало очевидно (особенно Кате, которая шкуру видела впервый раз), что в шкуре присутствуют дырки, а посредством дырок в лодке начинает присутствовать вода. Катя скисла и даже пустила скупую слезу (хотя может быть это были капли дождя?), но машина уже ушла, так что делать-то было нечего. Кто-то предложил Славе и Кате махнуться местами, но идея как-то сама отпала, после того как Серега сказал: "Славу не отдам", а Катя сказала "не буду я ни с кем меняться!". В общем, вдоволь натрахавшись с байдарками, в шесть часов кое-как вышли.
Идти решили по критерию времени - два часа, сколько пройдем, столько пройдем: в общем-то, для километража нам было бы достаточно и десяти километров. Прошли Филимоново и встали не доходя Ловницы, где-то после туши дохлого лося, лежавшей в завале. Долго смотрели на карту и ГПС - пытались понять, сколько мы прошли. Получалось, что 17 километров - это означало, что течение Березайки мы недооценили, и такими темпами мы могли бы маршрут не сокращать, идти его полностью. Эти мысли подтвердила московская компания, которая вскоре прошла мимо нас - они сказали, что вышли утром того же дня из Березайки.
В общем, плюнули - посчитали, получилось, что на порожистый участок у нас остается два с половиной дня. Никто не был против - Березайка нам понравилась, но хотелось на порогах покататься подольше.
Стали готовить жратву и обнаружили презабавный факт. Закупленная для приготовления курицы фольга на поверку оказалась полиэтиленовой пленкой - мы со Славкой в магазине поверили ценнику и польскому слову folia на коробке. Готовить курицу на углях в полиэтиленовой пленке народ отказался - привереды - и стали изголяться кто как может - кто грел в костре камень и потом жег на нем курицу, кто подвешивал окорочка над костром вместо котелка. Я же наелся харчо и курицу есть отказался (березайские рыбы сказали мне потом спасибо, я думаю). Славка же заявил, что по-настоящему острое блюдо чувствуется три раза - первый раз на языке, второй раз в желудке, а для третьего раза он взял мою туалетную бумагу (кстати, почему-то все пользовали именно мой рулон, до сих пор не могу понять, почему. Зато если на Мсте вы увидите стоянку в окружении розовых бумажек - знайте, это мы. Все остальные замеченные бумажки были белыми) и удалился в кусты.
День второй - 07.05
Собрались, вышли. Всё относительно без затупления, хотя в общем-то никто никуда не торопился. Ну насчет затупления вопрос спорный. Тупили мы ежеутренне весьма знатно. Я, кстати, каждое утро в голове муссировал мысль о том, как утренний алкоголь облегчает бытие. Я бы сказал, настолько, что бытие становится невыносимо легким и начинает определять сознание.
Через примерно час ходу впереди зашумело. Широкий слив, за ним стоячки сантиметров по 40. По сути, это был первый перекат на маршруте (хотя я тогда гордо заявил Игорю, что это, мол, порог. Потом мы над этим двое суток смеялись), это было первое испытание для тех, кто никогда не был на порогах, и я был горд что мы с Катей не кильнулись. Ну это разумеется только благодаря более опытной Кате. Надо отметить что по моему субъективному восприятию, Березайка много приятней в эстетическом плане, чем Мста. Березайка извилиста и в следствие этого более живописна, не дает загрузится и излишне расслабится. Вскоре после этого Березайка впала в Мсту, течение успокоилось и началась тоска. Широкая река, равнинного такого типа, жарко, в общем, встали на перекус. Перекусили, потупили часа 3-4, сняли с кожи двух клещей, пошли дальше.
Бесконечно долго плыли до впадения Увери, где наконец-то обнаружили течение - аж до 10 км/ч. Кармен ушла далеко вперед, а мы вчетвером решили заматрасничать и выкушали бутылку 'Ярославны'. Подонки, и даже не потому что пили без нас, ага, рассказывай, а потому что дико динамили!!! Вот заставить бы вас подождать 45 мин на реке! Экипажу Кармен стало скучно нас ждать, и они решили вернуться, а когда застали наши лодки сцепленными как катамаран, заметили вылетающие из лодок пустые бутылки и услышали громкий хохот (в их адрес, кстати сказать - мы подумали, что Кармен везет нам сигареты), стали ругаться матом и поломали весь кайф, негодяи. И правильно поломали. Единственный день, когда не было такого матраса, как во все остальные. Мы же вам сразу сказали - если вы будете просто стоять ниже по течению и ждать, вы нас такими темпами никогда не догоните.
Тьфу, поплыли дальше. Течение всё ускорялось и ускорялось, Солнце лупило уже прямо в глаза, в общем, когда вокруг зачавкало и волны стали перекатывать через борт, даже и паниковать было уже поздно.Из-за солнца Таймень прозевала упавшее дерево, попытались вырулить, чтобы обойти завальчик, как-то обогнули, лодка не пострадала но капитана слегка поцарапало сучками. Хотя в общем-то, ничего такого там и не было - перекат какой-то, опять стоячки, даже белые, но в общем, фигня.
Дальше скорость течения сохранилась, но заметных перекатов уже не было. Однако, уже вроде как пора было вставать - дальше было Опочно, за ним Жадины и по карте, между Жадинами и Опеченским Посадом места где встать уже не было (мы тогда еще были здорово озабочены тем, чтобы встать в гордом одиночестве).
По дороге нагнали флотилию рафтов из двух судов. На них восседало человек 8-10. Они были настолько пьяны (видать от встречи с водой), что с трудом держали весла и едва не падали за борт. Это были ПСНы. Один из 'туристов' имел на себе форму лейтенанта милиции, другого товарищи уговаривали не перегибаться через борт - видимо, его укачало.
Сначала мы хотели было встать на другой стоянке, но, проскочив ее и безуспешно попытавшись вернуться против течения, решили идти дальше. В итоге чалились очень забавно - в устье маленького ручейка, куда заходили по очереди и поднимали по трехметровому склону лодки - иначе, непосредственно во Мсте, всё это делать было бы очень неудобно из-за крутого берега и сильного течения.
Сели, выпили, попили-поели. Я чего то быстро захмелел, видать тоже от встречи с водкой. И была сгенерирована идея, казавшаяся просто отличной - набрать березового сока - потому что оттягивает поутру. Идея родилась еще раньше, на предыдущей стоянке. Мы тогда березу не нашли. Ну да ты, наверное, не помнишь?Серега со Славкой взяли котелок и пошли за березовым соком. Ну а реализовать идею решили старым провереным способом - загнуть березу. Через немного времени пришел один Серега и сказал, что котелку настал трындец. Оказалось, что Славка упал с пятиметровой высоты коленкой на котелок (а руками, ногами и ребрами на другие уже поваленые березы) и помял его. Да теперь я понял! Это была неправильная береза и у нее наверняка был неправильный сок! Хорошо что мы не смогли его взять, а то все бы потравились еще. Кстати, коленку он тоже помял, и даже не помял, а сломал, но об этом я узнал уже после того, когда вернулись. Вообще, это оказалась единственная хоть сколько-нибудь серьезная травма за весь поход. Мы пытались на следующий день сдать Славку доктору, но оказалось, что доктор в праздники не работает.Резюме: кто кого загнул - Славка березу или наоборот, вопрос спорный. Или даже скорее нет.
День третий, 08.05
Это должен был быть первый день с порогами - собственно, так и оказалось.
После где-то часу ходу подошли к Опеченскому Посаду, где купили пива и прочего алкоголя типа сырков. Немного потупили, потом с Серегой и Димкой сбегали просмотреть что там за мостом - там что-то белело. Оказалось - ничего такого супер ужасного, просто перекаты. Пошли до Малого порога, который заметили с воды и пошли смотреть. Посмотрели, пожали плечами, выбрали место для чалки перед Большим и пошли Малый - мы с Игорем вообще справа, где толком ничего и не было, ребята попробовали пойти левее, по валам - вроде получилось, немного покачало. Зачалились на ПБ, поперлись смотреть Большой. Кстати, чалка между Малым и Большим проблем не составляет, а то я где-то читал, что мол там можно не успеть. Враки по крайней мере в нашу воду. По дороге поговорили с московской группой, они сказали, что до Лестницы на реке вообще ничего нет, говорят, идите там, где белее всего и всё будет ОК; ребята утверждали что и Лестница мало интересна, что, как оказалось, было не далеко от истины. Проходя вдоль Большого, наметили линию движения - из-под правого берега на середину, там легкое месиво, но не такое, как совсем слева, где каякеры катаются. Примерно посередине порога - уходим совсем под правый берег и так и чешем метрах в 10-ти от него, потому что совсем под берегом на выходе задница.
Сложностей там - только валы, я б сказал метра по полтора или даже два, но в общем главное - идти-то можно где угодно, лишь бы только носом вперед, а не другими частями лодки. Камни в нашу воду все были под водой, так что вроде бы Игорь один раз цепанул где-то веслом по камню, но вообще я после похода посмотрел - на шкуре ни одной потертости не добавилось.
Пошли на груженых байдах, как наметили. На выходе из улова нас чуть не положило (вообще единственный раз за весь поход) - чудом откренились как надо, пошли как наметили и всё прошло без проблем - только море фана. Зачалились, выгрузились. Серега с Димкой пошли заносить лодку (Катя почему-то кататься не пошла, Славка со сломанным коленом не имел настроения - в общем, из двух капитанов получился новый экипаж для Свиря). Да кататься не хотелось, зато чудненько подремал на бережку. Я в это время стоял на страховке, Игорь пошел фотографировать. Потом поменялись местами - мы пошли кататься, нас снимали-страховали. По дороге ТУДА пообщались с местными, стоявшими выше по склону - они просто приехали попить водки, видимо? Увидев нас с лодкой на плече, один из них заверещал от восторга и потребовал дать ему сфотографироваться в момент обноса. Попросил у Игоря каску, занял его место и для пущей убедительности и художественного замысла спустил штаны перед камерой. Насколько я мог заметить, нижнего белья под штанами не было. Я стоял с кормой на плече и старался, чтобы мой фейс не выступал на одном кадре с местными гениталиями. Одевая штаны обратно, местный рассказал, что у него видимо есть задатки эксгибициониста (с чего он это взял?), и что его тюбетейка ранее принадлежала Гарику Сукачеву.
Когда зачалились второй раз - фан из меня так и пер. Я первый раз был в пороге на пустом Вьюне, получил море кайфа.
В тот день каждый, кто причаливал весь сиял от восторга и взахлеб пытался рассказать что он прошел по жутко большим валам и был довольно крут. А еще почему-то хотелось выпить.
На этом покатушки в тот день закончились.
Интересная деталь - выпили в тот день по 50 грамм (ну или кто там по скольку - в общем, по одному дринку) - и отвалились спать, хотя в принципе никто особо не устал. Возможно я был самым слабым членом команды, но в конце этого дня был изрядно вымотанным.
А еще говорят, местные всю ночь громко пежились. Но я лично этого не слышал.
День четвертый, 09.05
Проснулись и пошли кататься дальше. На этот раз пытались огрести побольше - точнее, Серега пытался (мы с Серегой наметели, как нам казалось, интересный маршрут и приехали расстроенные так как самый большой вал мы все-таки пропустили, в следующий раз мы его прошли, после чего интерес к этому участку резко пропал), да я заметил что катание по порогам довольно быстро надоедает. И самым интересным является первый проход, а мы огребли так, без попыток: не вырулили из-под правого берега во второй половине порога и попали в большой слив - качнуло хорошо, Игорь скрылся под водой, валы там были побольше, чем левее.
Потом Игорь пошел с Серегой, а мне было лень - три раза Большой прошел, интерес как-то сдулся.
Мы с Серегой хорошо прокатились по валам вдоль левого берега, но не успели выгрести под валы правого, но все равно кайфово.
Собрались, пошли дальше. Там оказался очень забавный порожек - по описаниям я его что-то не припомню, он где-то в километре ниже Большого, мы выгребли на самое белое и Игорь снова искупался, не вылезая из лодки: там большой вал, в этот раз точно не меньше двух метров. У меня первый раз в желудке оказалось ощущение, как бывает на машине, когда с горки резко ухаешь вниз. По слухам, именно там (а кто-то говорит, что на Лестнице) шестого числа потоп московский турист, кильнувшийся без спаса.
Дальше, до Лестницы, встречались откровенные плесы, хоть и с течением, а были и перекаты - я бы в первый день их обязательно назвал порогами и пошел бы смотреть.
Лестница меня как-то не впечатлила - слишком коротко. Весь порог - три метра длиной, если не считать перекатов за большим сливом. Мы все прошли по канализации, зачалились под Лестницей, поставили лагерь и пошли кататься (все кроме меня с Катей). Раз, наверное, пять Серега возил разных матросов по Лестнице (кто кого возил это вопрос спорный, но вот что Серега направлял лодку не всегда куда надо, это было), причем в пятый раз всё-таки посредством семафора они с Игорем смогли попасть куда хотели - в самую бочку, где их заварило на ровном киле и они с полминуты вылопачивали - со стороны смотрелось просто супер. А мне показалось, что вылопачивали мы отсилы секунд 5-6 Я был на страховке и видел все издалека, не сразу до меня дошло почему это лодка при таком бурном течении стоит на одном месте, простояли они около 10 секунд,
Но так или иначе это был красивый со зрительской точки зрения момент. Собравшиеся ребята (14 человек непонятной молодежи - видимо, некий турклуб или что-то в этом роде. Они, кстати, подошли к порогу в здорово неудачный момент - как раз когда я должен был начать руками махать АКА семафорить), которые только собирались проходить лестницу, бурно аплодировали. К сожалению я не успел снять этот самый момент. Не освоился с фотоаппаратом. Техника в руках дикаря-с.
После катаний два раза бегали в магазин, тусовали с боровичскими, приехавшими отметить день рождения жены, потом к нам присоединились московские папа с дочкой на Щуке, потом оказалось, что в соседнем лагере стоят Серегины одногруппники (по его словам, именно визит к ним его и подкосил). В общем, когда мы укладывались, лагерь выглядел так, как будто кто-то сложил все вещи в аккуратную компактную кучку, а потом взорвал внутри нее водородную бомбу. И это - при том, что стояли откровенно в населенке! Никогда так раньше не делал - чтобы раскидать по лагерю в 200 метрах от ближайшей деревни в месте, где местным точно известно, что там всегда можно найти туристов, снарягу на несколько тыщ баксов. Да в общем то потусовались неплохо. Кто о чем!
Зато в этот раз я ушел от костра последним.
День пятый, последний - 10.05
На утро кататься не стали - встали позже обычного, да к тому же, шел дождь, было противно.
Созвонились с водителем, оказалось, что он уже приехал в Боровичи. Новости это были хорошие - если бы с машиной что случилось, мы бы очень здорово огребли.
Собрались и пошли искать порог Егла. Долго искали. Один раз, завидев на повороте сильно белое, вышли и стали смотреть - оказалось, что это локальный вал с неплохой бочкой, а порога вот нет на бижайший километр.
Прошли этот вал (не знаю почему, но этот вал нас несколько оживил, я даже каску одел, каково же было разочарование, когда проходя этот вал, мы едва замочили фартук), дошли до намеченной чалки, снова пошли смотреть. Снова то же самое. В общем, плюнули, пошли вперед, твердо пообещав себе, как увидим 4 острова в соответствии с описанием, выйдем смотреть. В итоге прошли Еглу как была, без просмотра. Череда валов, слева насколько было видно - канализация. Мы прошли самой правой протокой, от души покачались по валам и пошли дальше. Это был довольно интересный участок, были серьезные валы, пару раз хорошенько промочило и капитана, но самое интересное было то, что пришлось полавировать, попадая на самые большие валы, да и продолжался этот участок довольно долго. Наверное этим то он и был интересен.
После Еглы до самых Боровичей нет ничего серьезного, пара сливов и прикольная шивера с километр или два длиной с короткими, невысокими, но какими-то злыми стоячками.
Закончили маршрут мы в третьем часу под первым автомобильным мостом в Боровичах. Антистапель прошел без проблем, если не считать, что пришлось распилить тот самый стрингер у Кармен, на который втулка не налезала. А точнее с которого она так и не слезла. А Петрович опять всю дорогу жрал пиво!!!
Дома я был в одиннадцать вечера.
Краткое резюме.
Маршрут получился насыщеным и интересным. Но как мне кажется весьма матрасным. Однако, смысл начинать его от ст. Березайка я всё-таки вижу только один - если надо непрменно забрасываться с ЖД, а иначе будет просто еще один ходовой день по красивой, но не очень интересной лесной речке.
Пороги в нашу воду требовали одного - не встать лагом, всё остальное получалось уже само собой. Хотя, пара валов оставило положительное впечатление.
Результаты - ок. 100 км пробега по ГПСу, ноль килей, ноль обносов, ноль повреждений судов, если не считать кницы и распиленный стрингер. Без укусов клещей обошлось, серьезная травма - одна - тот самый перелом надколенника у Славы.
Не могу не сказать пару слов о Тритоновской снаряге. Дерьмо редкостное, еще раз убедился. Единственный резон покупать их барахло - это если вы первый раз куда-то идете и не уверены, что пойдете во второй - тогда по крайней мере не сильно потратитесь (в общем-то, это был почти что мой случай). Изо всего, что у меня есть Тритоновского, нареканий не вызвали только неопреновые носки и гермы. Гидрак на седьмой день использования (в сумме в этом походе и в прошлом) просто расползся между ног - в одном месте резиновый слой порвался между слоями ткани и разошелся на 5-7 см, в паре других мест наметилась такая же проблема, ну и ото швов пошли дырочки. Полное гуано. Не говоря уже о том, что сидит он.. кхм... При моем теле, ноги у меня по мнению конструкторов Тритона, должны быть сантиметров на 10 длиннее. Пойду ругаться по поводу дырок, благо чек сохранился. Драйтоп - просто хит в плане того, на кого его шили. Я ношу 50й размер. Драйтоп у меня 54го. При этом такое ощущение, что его шили на очень толстого человека с очень тонкими ручками - он нормально сидит на флиске, но при этом на предплечья не налезают неопреновые манжеты непомерной длины. Про шею я молчу - она у меня толще, чем считается принятым, но зафига такой ворот длинный? А еще сзади на вороте есть забавная приблудина - типа ременной петли на липучке, чтобы ворот затягивать. Два вопроса по это поводу - если ворот настолько длинен, что его надо заворачивать, иначе он аж темечко натирает - зачем его еще липучкой затягивать? И второе - интересно, почему при аккуратном обращении и неиспользовании эта приблудина (из неопрена) стала отрываться сама по себе? Главный мегахит у драйтопа (речь идет о ЕВРОПА ПРО) -это неопреновые накладки на локтях и плечах, точнее, не накладки, а вставки. Разницу заметили? Правильно, накладки накладываются, а вставки вставляются. Зачем было под неопреном (идея-то здравая - защиту на суставы нашить) вырезать дырки в нейлоне? В результате драйтоп получается совсем не драй: через вставки поступает вода, но при этом она не остается под неопреном, который не прилегает ни к чему, а спокойно течет себе куда ей надо. Получается, что на локтях у паддлера постоянно по холодному компрессу, спасибо фирме тритон за наши артритные локти. Ну а кницы у байдарки - тут уже много чего сказано, и мол про то, что год от года пластик становится лучше, и про то, что это специально делается для того, чтобы пластик ломался, а не железки. Интересно, а не пробовали делать, чтобы вообще ничего не ломалось? Я одну кницу сломал дома еще, потом одна вылетела сама собой при переноске НЕгруженой байды (конкретно - кница крепления второго шпангоута к кильсону) + при разборке заметил, что крепления поперечин кильсона практически все треснули. Две кницы на втором шпангоуте перестали держать фальшборта, пришлось ставить стяжки.
А вообще, считающийся традиционно 2 КС маршрут оказался проще и физически и морально, чем такие некатегорийные велопоходы, как, скажем, Лодейное Поле-Кузнечное в 2002 году или велопоход по Новгородской области в 2003 году. И вообще, ощущение такое, что по воде идти проще. То есть, легче. Всё время под горку. Шмотки едут в лодке, а не на тебе. Ну в общем, полный матрас.
Еще про маршрут - про стоянки и дрова. Стоянок полно везде, по крайней мере, если мы решали, что пора вставать (при этом решении опирались на собственные соображения, а не на описания и т.п.), мы находили очень приятное место - правда, клещей и змей там в изобили везде. Дров навалом тож везде, может, потому что мы прошли после основой толпы, но даже на Большом и на Лестнице надо было просто отойти в сторону от лагеря (на несколько метров), чтобы набрать дров на пару суток непрерывной готовки. Пилу мы доставали всего два или три раза.
В общем, действительно приятный и ненапряжный маршрут. Второй раз я не знаю, поеду ли туда, благо речек, где я не был, в мире еще осталось достаточно, ну может быть приеду на пороги на машине покататься, в смысле, покататься-то на байдарке, а вот приеду на машине, но постараюсь сделать это в воду поменьше или совсем побольше (хотя проходившие ребята говорили, что вода очень высокая) - мне кажется, что в малую воду это будет совсем другая речка, может быть, сложнее (ряд описаний утверждают обратное) - мне кажется, что при меньшей мощности сливов, потребуется более осмысленная работа между камней, чем просто повороты носа под правильным углом к валу.
Автор: Петрович
Фото: AKI
Комментарии: AKI, DM, Sla
|
Это наша кнопка |