Cеславин Андрей Андреевич: другие произведения.

Отчет: Она и Абакан 2006

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Cеславин Андрей Андреевич (sesljr@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 65k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Сибирь средняя , 190 км , 4 к/с , К2
  • Дата похода 08/08/2006 {13 дн}
  • Маршрут: 105 км трассы Ак-довурак - Абаза - Перевал Кохош - Ручей Курукуль - р.Она - р.Абакан - Абаза
  • Иллюстрации/приложения: 31 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Классический маршрут Западного Саяна, пройденный в большую воду одним экипажем. Есть хорошие схемы 1:100000 и фотографии

  • Отчет о пеше-водном походе 4-й категории сложности
    по рекам Она и Абакан
    (Хакасия, Западный Саян)
    04.08.2006 - 23.08.2006

    Руководитель: Сеславин Андрей Игоревич (г. Москва)
    Автор отчета: Сеславин Андрей Андреевич (г. Москва) mailto:sesljr@mail.ru

    Содержание

    1. Предварительные замечания
    2. Сведения о районе путешествия
    3. Сведения о средстве сплава и участниках
    4. Заброска и выброска
    5. Описание пешей части
    6. Водная часть
    7. График движения
    8. Несколько слов о снаряжении
    9. Выводы и рекомендации
    10. Литература
    Приложение 1. Схемы маршрута 1:100000
    Приложение 2. Фотографии


    Предварительные замечания


    Данный классический маршрут Западного Саяна был пройден в условиях сравнительно высокой воды одним экипажем на двухместном катамаране. Несмотря на авантюрность подобного предприятия, наша катамаранная группа-экипаж представляла собой вполне дееспособную и очень мобильную единицу, обладала достаточными ресурсами для сверхнадежного прохождения маршрута данного уровня сложности. Малая численность участников требует предельной внимательности и осторожности на протяжении всего похода. Все препятствия проходились только при полной уверенности в успехе. Эта тактика позволила пройти маршрут без аварий и неприятных происшествий. Пришлось также пожертвовать второстепенными функциями, такими как кинофотосъемка прохождений порогов и совершением радиальных выходов.


    Сведения о районе путешествия


    Маршрут пролегает в горах Западного Саяна, на территории республики Хакассия. Западный Саян - горная система на Юге Сибири, протянувшаяся более чем на 600км от верховьев Абакана до границы с Восточным Саяном в верховьях рек Уды и Казыра. Высота гор до 3000м. С запада этот горный район ограничивается Шапшальским хребтом Восточного Алтая и Абаканским хребтом Кузнецкого Алатау. Горы носят сглаженный характер, выше пояса тайги они поросли травами и лишайниками. Между пологими хребтами глубоко врезались речные долины с крутыми скалистыми склонами.
    На северных склонах горы покрыты сосново-лиственничными лесами, на южных - горными лесостепями и лиственничными лесами. Наибольшую площадь в Зап. Саяне занимает пояс светлохвойной тайги (до высоты 2000м). До высоты 1000м встречаются сосны и лиственные породы (береза, осина). По затененным долинам ручьев и речек растут ель, пихта. В лесах большое количество грибов и разнообразных ягод (жимолость, красная и черная смородина, брусника, малина, голубика).
    Животный мир также разнообразен. Здесь водятся медведь, лось, кабарга, заяц, куница, белка, бурундук и др. Из птиц наиболее многочисленны кедровка, сойка, куропатка, дятел. Встречаются змеи-гадюки. Типичные представители кровососущих - комары, мошка - немногочисленны, а в хорошо продуваемых долинах их практически нет. Однако, в зарослях кустарника и березовых лесах по долинам рек в изобилии встречаются клещи (пик их активности приходится на май-июнь).
    Климат здесь резко континентальный, с продолжительной и холодной зимой, коротким и прохладным (в горах) летом. Лето в горах, особенно в высокогорье, отличается неустойчивой погодой и низкими температурами (средняя температура июля 10-12С0). При этом разница температур в течении суток в горах достигает иногда 30С0. Осадки выпадают, главным образом, летом. Количество их сильно меняется в зависимости от высоты местности и ориентации склонов - от 400-500мм до 1000-1200мм на северных склонах, 400-500мм на южных, и в межгорных котловинах 300-350мм. На основной площади гор снег стаивает только в июне. Но и в конце лета можно встретить участки, покрытые снегом.
    Все реки Западного Саяна имеют ярко выраженный горный характер, почти все они берут начало в озерах, в основном ледникового происхождения: каровые, моренно-подпрудные или образованные горными обвалами. В верховьях рек температура воды все лето держится ниже 10 градусов, только в Абакане вода бывает теплее - до 20 градусов. Все реки Саян относятся к бассейну Енисея.
    К основным рекам Западного Саяна относятся: Абакан, Она, Кантегир, Алаш, Хемчик. Все они имеют снегодождевое питание и доступны для сплава с июня до первой половины сентября. Режим рек характеризуется высоким весенним половодьем и летней меженью, прерываемой за лето дождевыми паводками. В крутосклонных и узких ущельях рек вода во время дождевых паводков поднимается за несколько часов и спадает за 2-3 дня, причем расход воды в паводок может превышать максимальный расход весеннего половодья в несколько раз.
    Республика Хакасия расположена в южной части Центральной Сибири. Протяженность ее территории с севера на юг составляет 450км, с запада на восток - 210км. Общая площадь - 62 тыс. кв. километров. Столица Хакасии - г.Абакан, расположенный у впадения реки Абакан в Енисей. В Абакане проживает более 170 тыс. человек. Это крупный культурный, промышленный центр и транспортный узел. В Абакане есть крупный речной порт и аэропорт. Кроме Абакана, в республике еще 4 города - Черногорск, Саяногорск, Сорск и Абаза. Все они были образованы в годы Советской власти в связи с разработкой месторождений полезных ископаемых.
    Население республики составляет 650 тыс. человек, причем городское население составляет около 70%. Средняя плотность населения - 7,7 человека на 1 кв. км. Наиболее плотно заселены котловины (25 человек на 1 кв.км), где сосредоточены 3/4 жителей. Хакасия - многонациональный край, где проживают представители 108 национальностей и народностей. Наиболее многочисленны из них русские, хакасы, украинцы, татары, белорусы.
    В Хакасии широко развита транспортная сеть. Протяженность железных дорог республики свыше 800 км. Железнодорожная линия Ачинск-Абакан (с веткой на Черногорск) соединяет Хакасию с Транссибирской железнодорожной магистралью. Хакасию пересекает Южно-Сибирская ж.д. магистраль (Тайшет-Абакан-Новокузнецк-Магнитогорск) с ветками на Абазу и Саяногорск.
    Протяженность автомобильных дорог - 1828 км, в том числе с твердым покрытием - 1207 км. Наибольшее значение имеют Усинский (Абакан-Минусинск-Кызыл) и Абазинский или Западно-саянский (Абакан-Абаза-Ак-Довурак) тракты, связывающие Хакасию с республикой Тыва. Из других автодорог наиболее важные: Абакан-Черногорск-Шира-Ужур, Шира-Новоселово, Сонский-Цветногорск, Боград-Усть-Ерба. Город республиканского подчинения Абаза, в котором начинается и заканчивается маршрут по Оне, связан с Абаканом и Новокузнеком автомобильным и железнодорожным сообщением.
    К традиционным туристским маршрутам, расположенным в Западном Саяне, относится сплав по рекам Большой Абакан, Малый Абакан, Абакан, Оне, Кантегиру, Алашу, Хемчику. Из этих рек наибольший интерес представляют Она, Кантегир. В связи с постройкой Саяно-Шушенской ГЭС, нижняя часть Кантегира с самыми интересными порогами затоплена, что существенно снижает спортивные достоинства этого маршрута.
    Река Она - правый приток Абакана первого порядка, берет начало из озер Улуг-Мунгаш-Холь и Пичи-Мунгаш-Холь на склонах хребта Позарым-Тайгазы и течет на Север между хребтами Моныш и Кузук, большей частью протекает на территории Таштыпского района республики Хакасия. Маршрут проходит таким образом, что трасса Абаза-Ак-Довурак идет параллельно реке Она, причем в средней части водного участка маршрута, на протяжении почти 40 км, трасса проходит по берегу реки. На этом участке есть два поселка - пос. Б. Он и пос. Кубайка. В пос. Кубайка живет 15 семей местных жителей, есть 2 новые туристские базы. На турбазах есть дизельная электростанция, и можно за умеренную плату договориться о подзарядке аккумуляторов для видеокамеры. Мы видели даже новенькие спутниковые антенны. Прямой телефонной связи из поселка нет. В Кубайке есть магазин со скромным набором продуктов.

    Сведения о средстве сплава и участниках

    Средство сплава - самодельный катамаран двойка - веретено, длина 4,1м, ширина 1.5м, объем 900л. Рама - деревянная.
    Участники:
    Сеславин Андрей Игоревич (1951) - руководитель
    Туристский опыт: Снежная (5у кат), Урсул (4у кат), Катунь (5у кат), Улуг-Баш - Баш-Хем (5у кат), Алаш (4р байд), Нюхча-Илекса-Вама-Водла (4р байд), Каргы - Кызыл-Хем - Балктыг-Хем - Каа-Хем (5р байд), Чуя (5у байд), Катунь (5у байд), Ока (5у байд), Ципа (5у байд), Кантегир (5у байд), Алаш (4у байд)
    Сеславин Андрей Андреевич (1984) - участник
    Туристский опыт: Чирка-Кемь (3у кат), Сережа (2у кат), Мста (2у кат), Щегринка (2у кат), Сакмара (2у кат), Бия (2у кат), Воньга (2у байд), Шуя Южная (2у кат)

    Заброска и выброска


    Начальной точкой маршрута может служить или столица Хакасии Абакан или Абаза. В Абакан добраться можно прямым поездом или самолетом из Москвы. В Абазу же попасть поездом можно или из Абакана или из Новокузнецка. Если есть цель экономить время, можно действовать несколькими способами. Самолет до Красноярска + поезд до Абакана. Самолет в Новокузнецк + поездом до Абазы. Возможны и более оригинальные варианты, обусловленные наличием сезонных скидок у авиакомпаний. Вариант заброски с минимумом затрат - прямой поезд из Москвы (в пути порядка 73 часов ходит каждый день, стоимость билета в плацкарте порядка 2800р.), за минимальное время - самолетом до Абакана (компания Владивостокские авиалинии, время полета около 4 часов, примерная стоимость билета Москва-Абакан-Москва с фиксированной датой порядка 15000р на лето 2006 года). Заброска, а, тем более, выброска на Ону от Абазы однозначны и не представляют никакой сложности. Они связаны с передвижением по федеральной трассе А161 Ак-Довурак - Абаза, именуемой Западно-Саянским трактом. Дорога находится в сравнительно приличном состоянии, по крайней мере, до Саянского перевала. Машин по ней ходит не так уж и много, но ходят. Прежде всего, это бензовозы, снабжающие топливом западную Туву. И в Абакане, и в Абазе, легко найти транспорт, который доставит вас прямо к заветному 105 км трассы. Мы действовали не оптимально в плане денег, зато оптимально в плане времени, а именно заранее договорились с небезызвестной фирмой "Родник" из г. Абаза. Эта фирма предлагает конную заброску до Оны и различные туристические туры (для охотников, рыболовов, велосипедистов и т.д.). Координаты фирмы: 662750 Хакассия, г. Абаза, а/я 51 ул. Филатова, 8-1, тел./факс 2-32-81 (автоматической междугородной связи нет), e-mail rodnik@inbox.ru, rodnik_a@khakasnet.ru. Т.к. было нас двое, то дали нам легковушку, и за 3700р прямо с вокзала в Абакане меньше чем за 4.5 часа довезли до места. Место в маршрутке до Абазы стоит, для сравнения, - 150р, правда еще, скорее всего, заставят платить за вещи из расчета 150р на два рюкзака. Добраться от Абазы до 105км, конечно, также несложно, но на это придется потратить время, которое терять нам было жалко. Газель от Абакана до 105 км у "Родника" стоила 5300р, так что из расчета 6-8 человек, получается не так уж и дорого. Все обязательства, "Родник" выполнил четко. Доверять им можно. Места для аварийного схода также очевидны - начинаются они после стрелки Оны с Б.Оном и до Кубайки. Выброска из Абазы в Абакан также элементарна. Если удобно, то используем поезд. Либо договариваемся с "Родником" - с нас просили 2200р. Либо едем маршруткой - с нас взяли 450р. Маршрутка идет порядка 3 часов. Маршрутки ходят от Автовокзала каждый час. Чтобы попасть на него, целесообразно от моста двигаться по дороге вдоль Абакана по течению. Слева будет огромная гора шлака из рудника. Пешком будет довольно далеко, так что умно попробовать поймать местный микроавтобус. Нас он довез практически от моста до автовокзала за 12р с человека. Можно пользоваться услугами местного такси - телефон 2-35-16. Они берут порядка 1500р за доставку в Абакан, думая, что туристы не знают о маршрутке. Маршрутка останавливается прямо около ж.д. вокзала в Абакане, но будьте внимательны - это не конечная остановка!!!


    Описание пешей части маршрута


    Пешая часть классическая - от столба 105 км двигаемся по хорошо натоптанной тропе через болото на опору ЛЭП в виде свечки. После чего бродим Б. Он и двигаемся на левый мыс кедрового леска. Там, есть стоянка, но дров мало. После чего тропа, набирая уклон, взбирается на перевал Кохош (2150). На нем остатки тура, и небольшая помойка из консервных банок и тряпок. Мы шли в одну ходку - исходный вес каждого ровно 30кг. Люди мы далеко не богатырского телосложения, но забрались на перевал достаточно легко за 1.5 часа, считая время на остановки. Погода была очень сырая, постоянно моросил дождь, что очень мешает на спуске, поскольку легко можно поскользнуться, - следует быть крайне осторожным. Целесообразно использовать посохи. Спуск до Курукуля занимает порядка 1 часа. Шли мы сравнительно слабо - в основном из расчета: малая ходка 30 минут + 10 минут отдых. Несколько раз, в основном на второй день, шли 40 минут и отдыхали 20. Первая ночевка - после первого большого брода через Курукуль - где-то в середине пути. Тропа в том месте первый раз переходит на ЛБ Курукуля. Место там симпатичное - растет красная смородина, попадается дикий крыжовник. Сразу после 4 и последнего брода Курукуля, когда тропа окончательно переходит на ПБ, после маленького правого притока - избушка. Возле нее хорошее место для ночевки. За ней две неприятные осыпи. В 1.5 - 2 км от Оны поперек тропы лежит бревно с соответствующей надписью. В итоге, начав пешку 8.08 в 11:00, мы финишировали 9.08 в 15:00. Потратили мы на пешку, приблизительно 7-7.5 часов ЧХВ. Мы не торопились, отдыхали, так что не сильно устали. Встали лагерем в 300м выше устья Курукуля на небольшой поляне. Там собрали раму, надули баллоны, после все вещи чего перенесли к устью Курукуля на большую поляну.
    Общее расстояние пешей части, если верить бывшей у нас схеме-километровке, составляет около 20 км. Однако по возвращении домой, с помощью OziExplorer и генштабовской топокарты масштаба 1:200000 я получил расстояние уже в 25.9км! Делайте выводы.
    За нами шла группа из Самары, шли они челноком, но менялись. Дошли они за 2 дня, хотя и сильно устали. Ни в коем случае не стоит пытаться плыть по Курукулю последние 5 км. Даже в большую воду, которую мы застали делать этого не стоит - только силы напрасно потеряете.
    Полезно применять на пешке небольшие военные хитрости. Во-первых, перед маршем, не следует много пить - старое правило, иначе будете больше потеть и быстрее сотрете ноги. Полезно использовать в качестве перекуса разные сухофрукты - лучше всего курагу. Броды все же, на мой взгляд, ввиду их простоты, лучше идти не в ботинках, а в неопрене - мы шли босиком - в носках Triton. Полезны непромокаемые гетры (фонарики), т.к. в ущелье почти всегда сыро, а тропа идет в высокой траве и кустарнике. Умно на 2-й день встать пораньше и идти первые 2-3 ходки без завтрака. Таким образом, экономите время - совмещаете отдых с завтраком.
    Никаких проблем с ориентированием на пешке не может возникнуть, т.к. тропу потерять практически невозможно. Маршрут популярный и среди пеших групп - мы встретили 4 группы идущих или возвращающихся с озера Позарым (в истоках р. Каратош). Ходят по тропе и рыбаки.
    Мы видели один раз змею - обычная гадюка. Гнуса в этот сырой год было, по словам местных, больше обычного, но никакого беспокойства он не причиняет. Говорят, что в кустах можно подцепить клеща - осматривая друг друга, за весь поход мы видели только одного. Делайте выводы.
    Резюмирую: пешка короткая, но весьма напряженная. Лучше к ней готовиться. Для нас основная нагрузка пришлась на коленные суставы, т.к. большая часть пути идет вниз. Есть немалая вероятность упасть и растянуть ноги. В параллельной группе из Новосибирска был один участник, пострадавший именно таким образом.
    Чтобы пройти пешую часть без серьезных последствий, прежде всего, иметь грамотную и проверенную обувь (я использовал треккинговые ботинки ASOLA - рекомендую) и подъемный рюкзак. Вес экономится грамотной раскладкой. Мы шли из расчета 600г на человека в день - оказалось даже избыточно. Тушенку меняйте на сублиматы и орехи. Печенье и сухари на сухофрукты. Особенно приятны финики, грецкие и кедровые орехи.
    Для любителей деревянных рам для катов (коими мы являемся) могут образоваться проблемы с поиском стройматериалов. Особенно, если каты большие. Одни отчеты советуют в случае неудач с поисками дерева пройти вверх по Оне, другие вниз, однако, найти лес в радиусе 2 км от стрелки за полдня не представляется затруднительным. Можно не лениться и тащить железо с собой.
    Если погода на пешке сырая, то умно сразу же упаковать все электронные устройства в гермы, в противном случае они могут легко отсыреть. У нас временно вышли из строя часы, которые были на руке.


    Водная часть. р. Она - р. Абакан
    Высокая вода.


    Классичеcким описанием для данного маршрута считается лоция Д. Кувалина [1], которой пользуется большинство групп. Нумерация препятствий дана по лоции, позаимствованной нами из отчета 2001 года Турклуба Перово (руководитель Бронер Ю.Е.) [2]. Картографический материал позаимствован у В. Юрина [3]. Приведу полностью лоцию из [2] с моими свежими комментариями, которые здесь и далее выделены курсивом.
    Используемые сокращения:
    ЛП (ПП) - левый (правый) поворот
    КрЛП (КрПП) - крутой левый (правый) поворот
    ЛБ (ПБ) - левый (правый) берег

    1. Верхняя Она
    Устье р.Курукуль - п.Б.Он - 55-57км
    Уклон - 4,5 - 11,7 м/км
    Расход в устье р.Курукуль - 15м3 /сек
    Расход в устье р.Каратош - 30м3/сек
    Расход у п.Б.Он - 100м3/сек
    До пор. "Максим" препятствия не превышают 3 к.с., их можно идти сходу. Собственно мы так и сделали после препятствия ? 2 - порога Каратошский. На участке после "Максима" мощность и сложность препятствий возрастают. Возможность прохождения без просмотра зависит от опыта группы и типа судов. Картина препятствий очень сильно меняется в зависимости от уровня воды. По большой воде повышается скорость течения и усложняется чалка (особенно для больших судов). По малой воде значительно усложняется линия движения из-за обилия камней в русле. Разделение на препятствия довольно условно - часто пороги и шиверы многоступенчаты, расстояние между ними небольшое. Шиверы после пор. "Трехступенчатый" значительно мощнее шивер в верховьях Оны, но также не превышают 3 к.с.
    Если название препятствия выделено шрифтом и стоит знак (!), значит разведка обязательна, в остальных случаях в зависимости от опыта группы.
    1. Мелкая шивера с равномерным уклоном, вал до 0,5м. Ширина реки 7-12м, скорость 2-2,5м/сек. Длина ок. 3км. За шиверой двумя протоками слева впадает р.Каратош. Навал на бом ПБ. На ЛБ стоянка. За притоком начало преп.?2

    2. Каратошская шивера-порог. 80м. Большое падение, крупные камни по всему руслу, проход по центру. Несколько сливов по 0,5-0,6м. При необходимости разведка возможна по обоим берегам. Мы подошли к порогу вечером в сильный дождь. Решили встать на хорошей стоянке на ЛБ, а кульминацию порога провести вдоль ЛБ. В принципе, порог простой, но в первый день одним экипажем рисковать не хотелось. Проводка заняла ровно 5 минут.

    3. Шивера 2км (до Каратошской заставы). Много крупных камней. Вал до 0,5м, скорость течения 3 м/сек. Каратошская застава - несколько полуразрушенных строений на ПБ, с воды заметна плохо.
    4. Шивера с разбоями. В некоторых протоках возможны завалы.
    5. Шивера. За островом небольшой слив. Сразу за сливом правый приток.
    6. Простая шивера длиной ок. 3км.
    7. Шивера на ЛП. В начале поворота видна скала ПБ прямо по курсу.
    8. Порог (сразу за п.7). Гряда камней у ЛБ. Слабый прижим к скале ПБ. Перед порогом на ЛБ отмель с остатками многолетнего залома. Можно идти без разведки.
    9. Шивера средней сложности. Длина 1,5км
    Препятствия 3-9 шли сходу.
    10. Порог "Калибр". Большой остров, поросший лесом. В начале левой протоки впадает левый приток. Правая протока мелкая. В левой несложная шивера заканчивающаяся сливом 1м через гряду камней с узкими проходами. Основная струя наваливает на центральный камень. Просмотр по ЛБ (от притока). После слияния проток плес 200м. Прямо по курсу у ЛБ многолетний завал и каменный остров. Левая протока мелкая, в правой - пор. "Максим".
    Разведка - по ЛБ через большой старый завал. Проход был очевиден - главное точно попасть в основной слив. Прошли легко. После этого мы сделали существенную ошибку, уверившись в своих силах - ринулись вперед без просмотра и остановились только у пор. 19 - Косые ворота. Шли препятствия очень уверенно из общих соображений, однако под конец сильно устали. У Косых ворот - обед на ЛБ.
    11. Порог "Максим" (!) . Разведка по ЛБ, ПБ скальный. В сужении правой протоки (7-8м шириной) мощный слив водопадного типа 1-1,2м высотой, за ним пенный котел. (По большой воде три слива по 0,6м). Затем плес 20-25м.
    12. Порог "Змейка". Напротив скальной стенки ПБ небольшой навал на ЛБ глыбы. Правая часть русла перегорожена грядой больших обливных плит. Далее сливы через группы больших камней с узкими проходами. Далее шивера с обилием камней и менее мощными сливами. Длина всего пор. около 300м. Препятствие заканчивается у впадения небольшого правого притока, на берегу которого стоит изба. На ЛБ напротив притока хорошая стоянка.
    13. До левого притока Арыла 1,5 км шивер средней сложности, есть один заметный слив. Через 50м после устья Арыла начинается каскад - один из самых сложных и опасных участков реки.
    14. Первый порог каскада. Начинается несложной шиверой. Далее струя собирается у ПБ и сваливается влево через полуподводный камень, образуя котел. Узкий проход у ЛБ.
    15. Сливы 0,5-0,8м через гряды камней, есть проходы по чистым языкам. Далее чалка на правый берег для разведки п.16,17.
    16. Вода собирается в четко оформленную струю шириной 4-5м у ЛБ. Практически это желоб с большим уклоном и валами. Длина 50-70м. Несколько сливов 0,7-0,9м. Левый берег крутой, скалистый. Просмотр по ПБ. Заканчивается ПП струи в русле и сливом 1м через острый "зуб".
    17. Локальный ПП русла. Впереди виден ЛП. Порог ("Орландина", "Трон")(!) , длина 50-60м. На берегу и в реке много камней, уклон возрастает и образуется ряд ступеней. На заходе два слива 0,9-1м. Через 15-20 м слив 0,7 м, за ним струя бьет в торчащий остроконечный камень слева. Далее несложный прижим к бому ПБ. За бомом струя рассыпается, образуя множество сливов между камнями. Просмотр по ЛБ. На полке ЛБ место для стоянки.
    18. На протяжении 2км участок мощных шивер с валами и сливами. В конце участка небольшой слив и шивера с небольшим островом, поросшим невысоким кустарником. За островом плес 20-30 м и две небольшие гряды камней на ЛП реки. Чалка слева за поворотом для просмотра п.19.
    19. Порог "Косые ворота" (!). Ориентиры: впадение левого крутопадающего притока и почти напротив правого. Порог начинается несложной шиверой на ЛП. Затем река резко сужается, образуя в центре два слива и навал на центральный камень. Основная масса воды идет через левый слив, наваливая на плиту у ЛБ. Общий перепад 2,5-3м. У ЛБ огромные глыбы, за которыми хорошие улова, удобные для организации страховки.
    Вспомнив, что наше кредо - осторожность и спасать нас никто не будет, кульминацию Косых ворот провели вдоль ЛБ, совместив это с обедом. Потратили порядка 15 минут. До кульминации пор.23 "Бык" шли опять без просмотра и довольно легко.
    20. Прямая шивера длиной около 300м.
    21. Порог на ПП. На входе река разбивается на два рукава. Правая протока мелкая (но проходимая), основная струя идет по левой протоке. В конце протоки резкий перепад высоты (около 1,5м) двумя подковообразными сливами. Далее на прямом участке валы. Проход по центру. Разведка по левому берегу.
    22. Река делает легкий Л, затем ПП в пределах долины. От п.21 около 300м. На ПП довольно сложный порог. Просмотр возможен с обоих берегов, но удобнее с П. На входе две гряды камней с узкими проходами между ними, узкий слив у ПБ высотой около 1м. Через 5м навал на камень справа, струя уходит к ЛБ. Далее в сужении русла горка с валами до 1м и сливами
    23. Почти сразу за п.22 начинается длинное, около 800м, препятствие "Бык" с несколькими ярко выраженными сливами и участками шивер между ними. Можно выделить три ступени, с участками быстротока между ними. После первой ступени собственно Бык - камень в центре русла, напоминающий очертаниями быка. Линия движения сложная. Разведка по ПБ. После препятствия плес 50м.
    В кульминации порога 23 был сомнительный узкий проход вдоль ПБ с прыжком через два больших обливняка. Решили не рисковать, зачалились на ПБ перед ними и провели их, потратив около 10 минут. После этого шли без разведки до 26 включительно. После него - чалка в улове на ПБ возле каркаса баньки. Конец второго сплавного дня.
    24 - 25. Мощные шиверы со сливами. Первая делится островом на две протоки. Левая мелкая, но проходимая, на выходе из правой несколько гряд камней. После слияния проток довольно сильный навал на ЛБ и мощная бочка в левой части русла. Вторая шивера расположена на прямом участке.
    26. Порог-прижим на КрПП. В первой трети порога левый приток. Перед прижимом гряды камней. После прижима у ПБ удобный улов для страховки. На ПБ хорошее место для стоянки.
    27. Прямой участок 2-2,5 км. Скорость течения 10 км/ч. Прямо двуглавая вершина, у подошвы которой несложный прижим к ЛБ. За ним простой перекат, впереди видна трехглавая вершина на ПБ. За следующим ЛП пор. "Трехступенчатый". С правой стороны небольшой приток. Чалка на ЛБ до поворота. Возможен просмотр с ПБ. После шиверы 27 - зачалились прямо перед ПП на ПБ - разведка 1 и 2 ступеней порога 28.
    28. Порог "Трехступенчатый" ("Бобслей") (!) начинается сразу за ЛП. Образован крупными глыбами диаметром 6-7 м. Первая ступень - крутой слив 1,5 м, за ним яма, в большую воду есть узкий проход у ЛБ. Затем легкий навал на камень по центру русла, и далее навал на ЛБ. Далее есть возможность зачалиться для организации страховки. Через 50-60м вторая ступень длиной около 130 м. Чистый проносной слив 0,7-1 м с мощным валом, за ним валы около 70-80 см. Ступень переходит в третью часть без четких разделений. Третья ступень - слив между двумя скальными глыбами, на выходе плита. В центре большой камень, выступающий из воды. За порогом плес. Разведка возможна по любому берегу. Место для стоянки ниже порога на ПБ.
    Ступени 1 и 2 прошли легко, после чего чалка в маленьком улове прямо перед 3 ступенью на ЛБ. Поскольку дальше идет участок порогов не опасных, то и смысла рисковать не было. Времени было полно, посему провели 3 ступень вдоль ЛБ. Потратили на это порядка 15 минут.
    Шиверы до Б. Она шли сходу, избегая больших валов. Шиверы очень приятные. Проход везде очевиден с воды, времени на маневр хватает. Несколько шивер прошли телемарком - изящно уходя от валов вдоль берега в обход основной струи.
    29-38.Участок мощных шивер. Можно идти без разведки. В конце участка большой остров делит реку на две протоки, правая более полноводная. Внимание: опасность глухих завалов в протоках!
    39. Остров делит реку на две протоки. Основная левая протока делает ПП. При слиянии проток русло перекрывают обливные плиты. Слив около 0,7 м.
    40. Разбои в районе устья р.Карасумы. В протоках есть глухие завалы, очень опасные из-за большой скорости течения.
    Далее до п.Б.Он 5км перекаты. Целесообразно в районе разбоев выбирать основные протоки. Тогда меньше вероятность попасть в глухой завал. В нашу воду нам встретилось одно бревно-шлагбаум через всю протоку (обнос 5м) и одно перепиленное бревно (проводка 5м). Скорость течения и в протоках достаточно большая, так что следует не терять бдительности и дополнительно не разгоняться. Хотя опасных завалов мы не видели. Вероятно они если и есть, то в глухих протоках. Их расположение и конфигурация меняются половодьем. На этом участке опасны не столько завалы, сколько прижимы к старым заломам - от них надо своевременно уходить.

    2. Средняя Она.
    Пос.Б.Он - пос.М.Анзас - 55-57км
    Уклон - 2,7 - 5,8м/км
    Расход у п.Б.Он - 100 м3/сек
    Расход у м.М.Анзас - 120 м3/сек
    41-50. Шиверы и легкие прижимы, иногда с валами до 1м. Все препятствия средней Оны проходятся без разведки. От п.Б.Он до п.Кубайка вдоль реки проходит трасса Ак-Довурак - Абаза. Мест для стоянки мало. Есть стоянка после третьего бетонного моста на ПБ после ЛЭП у впадения правого притока. В п.Кубайка деревянный мост и железный трос у моста. Перед п.М.Анзас водомерный пост - трос над рекой. В М.Анзасе впадение большого левого и почти напротив правого притока. После М.Анзаса начало участка Нижней Оны.

    3. Нижняя Она.
    Пос.М.Анзас - устье - 22км
    Уклом - 4,4 - 6,9м/км
    Расход в устье - 140-150 м3/сек
    Ширина реки - 40-70м
    От пос.М.Анзас до "Больших порогов" около 3км сплава. Ориентир начала порогов - крутопадающий с ЛБ ручей на ПП. Река входит в систему довольно высоких хребтов. Длина шивер 500-1000м. До пор.64 все препятствия можно идти сходу. Мощные бочки расположены по центру русла, везде есть место для маневра и обхода по "канализации". Пороги и шиверы довольно однотипны. Местами препятствия переходят одно в другое без четких границ.
    В районе препятствий 51 и 52 нас застиг сильный встречный ветер! Явление это крайне интересное. Сильный южный ветер отражается от бортов узкой долины Оны. Сила его такая, что в шиверах мы стояли на месте!!! Пришлось чалиться к ЛБ и его пережидать. Устроили ранний обед. Ветер стих только к 16_00.
    51. Шивера. Валы, редкие камни с бочками. Проходится без разведки.
    52. Шивера на прямом участке 300-400м. В валах камни. Проходится без разведки.
    Внимание: при высокой воде п.51-52 не заметны!
    53. Порог на ПП реки. Вал до 1,5м. Мощные бочки. Длина около 100м. Осмотр с ПБ. При высокой воде его можно принять за шиверу.
    Этот порог смотрели по ПБ. Проход прямо вдоль самого ПБ. Соваться в валы по центру - не надо!
    54-56. Шиверы. В русле камни, валы до 1,5м. Идутся без разведки.
    57. Порог. Мощные сливы, бочки. Можно идти без разведки. Прошли без разведки вдоль ЛБ
    58-60. Аналогично п.54-56.
    61. Порог. Начинается шиверой. На выходе мощные сливы, валы, крупные камни.
    62. Порог с крупными камнями в русле. На выходе мощные бочки.
    63. Простая шивера 300-400м. Аккуратно крались вдоль ЛБ и сходу проскочили порог 64. Не в коем случае не надо уходить в 63 препятствии к центру, тогда на крутом ЛП мощная струя может отнести прямо в прижим и бочку порога 64.
    64. ЛП. Река разливается на два рукава (в высокую воду остров залит водой). При слиянии проток порог "Ревун" - мощная бочка у скал ПБ. На скалах ПБ старый залом. Далее гряда камней и слив. Чистый проход вдоль ЛБ, затем смещаясь к центру. Напротив бочки на ЛБ хорошая стоянка. После порога небольшой плес около 100м. Чувствуется подпор. Чалка в улове у ЛБ для просмотра п.65.
    65. Порог "Джаргинская яма" (!) (Первый Онский) - самый сложный и опасный порог на Оне. На протяжении 90м река падает на 6-7 м. Валы до 2м. Порог состоит из двух ступеней. Начинается порог мощной шиверой. Далее в первой ступени по центру русла лежит огромный камень, справа от него мощный слив, за ним огромная пенная яма. Слева узкие проходы между обливных камней. Во второй ступени мощные сливы через три обливных камня в правой части русла. Основная струя сваливается к ПБ. Проход может быть осуществлен вдоль ЛБ, или вдоль П, проходя вторую ступень по основному сливу. За порогом быстроток. На ЛБ перед порогом есть место для стоянки. В горах на ЛБ напротив порога находится "Джаргинский провал". Чалка возле стоянки с памятным деревом. Разведка входной шиверы в Первый Онский порог по ЛБ. После входной шиверы - зачалились около каркаса туристской бани перед самим порогом. Обнос по тропе по ЛБ. Затратили на него около 30 минут. Разведка показала, что проход вдоль ЛБ - практически наверняка безопасен. Однако без страховки рисковать в этом пороге мы посчитали лишним, поскольку впереди был еще неразведанный 2-й Онский порог. В этот момент у порога других групп не было, посему, к сожалению, порог не пошли.
    66. Участок 600м. В центре русла скальные обломки. Вал до 1,5м. Вдоль берегов большие улова за камнями. За ЛП слив до 1м через всю реку (у ЛБ слив меньше). За ним через 200-300м порог "Остров". Чувствуется подпор, виден большой перепад высот. Чалка на ЛБ в небольшом заливе.
    Шли сходу.
    67. Порог "Остров" (! ) (Второй Онский). Второй по сложности порог на Оне. В русле большой каменный остров, расположенный ближе к ПБ. Правая протока мелкая, в левой порог. Две ступени. В первой три мощных слива с интервалом 15м. Второй слив самый мощный. Высота сливов наибольшая по центру русла. По нашей воде первая часть порога представлял из себя череду валов высотой примерно 2 м. Вторая ступень после быстротока около 30м. Высокий слив через всю реку. В центре русла камень в сливе. Справа и слева от него мощные пенные котлы. У ПБ чистый проход по валам. Так как уровень воды был выше среднего центральный камень на второй ступени порога был затоплен. Вода перетекала через него образуя язык удобный для прохода между довольно жесткими бочками.
    Самый мощный, на мой взгляд, порог на маршруте. В нашу воду легко удалось переправиться на ПБ и просочиться по канализации. В конце канализации - затор из камней - пришлось последние 40м проводить. Проводка напряженная.
    Оставшиеся пороги и шиверы шли сходу. Порог 71 прошли вдоль ЛБ. За порогом левый приток - у него устроили обед.
    68. Шивера с крупными камнями и суводями сразу за п.67.
    69. Простая шивера.
    70. Порог 500м (в высокую воду шивера). Много крупных камней в русле.
    71. Порог "Выходной". На прямом участке реки после двух левых поворотов (от пор.Остров). С П и ЛБ скопления огромных валунов. Три слива с мощными бочками. Разведка возможна с обоих берегов, лучше с ПБ. Впереди видна горная гряда поперек реки - это впадение Оны в Абакан.

    Абакан - мощная река с быстрым течением. На ней достаточно оживленное движение моторок. Мест для стоянок очень мало. Мы нашли неплохую стоянку на ПБ в 5 км ниже устья Оны. Ориентир - огромная сосна, растущая на песчаном пляже. Общее время сплава по Абакану - около 3 часов неторопливой гребли. Рядом с Абазой, есть неплохая стоянка на ПБ в 1км выше моста. Место, в принципе неплохое, рыбаки ходят там нечасто. Однако лучше все вещи заранее прятать в палатку. Маршрутку до автовокзала полезно ловить на ЛБ за мостом, у въезда в Абазу.


    График движения
    Дата
    День пути
    Участок маршрута
    Расстояние
    Способ передвижения
    04.08.2006-08.08

    Москва - Абакан
    4379
    поезд
    08.08
    1
    Абакан - 105 км трассы Ак-Довурак - Абаза / пер. Кохош - руч. Курукуль - первый брод Курукуля
    318/10
    автомобиль/пешком
    09.08
    2
    Первый брод - устье р. Курукуль
    10
    пешком
    10.08
    3
    Устье р. Курукуль - порог Каратошский
    2
    сплав
    11.08
    4
    Порог Каратошский - стоянка после пор. 26
    21
    сплав
    12.08
    5
    стоянка после пор.26 - 2км ниже устья р. Карасума
    28
    сплав
    13.08
    6
    2км ниже устья р. Карасума - р. Бол. Калган
    26
    сплав
    14.08
    7
    Дневка
    0
    -
    15.08
    8
    р. Бол. Калган - 1.5 км выше четвертого по счету ж.б. моста
    17
    сплав
    16.08
    9
    1.5 км выше четвертого по счету ж.б. моста - препятствие 63
    27
    сплав
    17.08
    10
    препятствие 63 - 5 км ниже устья  р. Она
    15
    сплав
    18.08
    11
    5 км ниже устья  р. Она - 1 км выше моста в Абазе
    30
    сплав
    19.08
    12
    дневка
    0
    -
    20.08
    13
    Абаза - Абакан
    178
    автомобиль
    20.08-23.08

    Абакан - Москва
    4379
    поезд


    Дневник похода



    8.08.2006 Вторник.
    Высадились в Абакане в 6:00 по местному времени. Сразу погрузились в машину "Родника" - водителя зовут Роман. До Абазы дорога идет между зеленых холмов - очень напоминает пейзажи в Шотландии - красота. Солнце после перевала на Абазу пропало, стало заметно прохладней. В Абазе в 9:10. Заехали в контору "Родника", расплатились и двинулись вверх по Оне. Дорога в прекрасном состоянии пробита в лесистых горах. Видели средне течение Оны и Большой Он. Приехали к 105 км в 11:00. Холодно и туманно. Нас догнала группа из Самары - 13 человек на двух Газелях. Лезли на перевал 1.5 часа - тяжело. Виды - потрясающие!!! Наверху пошел дождь. Спускаться сложно - скользко. Через 1 час дошли через горелый лес до р. Курукуль. Там обед. Ущелье глубокое и сырое. С трудом вскипятили чай. Дров мало. Идем дальше. Стало заметно теплее. Вылезло солнце. Прошли 2-3 ручья притока Курукуля. Нашли смородину и крыжовник. Видели змею. На тропе полно деревьев и корней - сильно мешают, легко упасть. После первого брода через Курукуль встали лагерем на ЛБ. Напротив отвесные скалы ПБ. Место приятное, много смородины, зато есть крупные муравьи. Очень понравилась вода в Курукуле, удивительно приятный у нее вкус, даже немного чувствуется горчинка, то ли от минерализации, то ли это следы недавнего пожара - под перевалом еще много горелого леса. Вечером около 22:00 по тропе в сторону перевала шустро пробежали два рыбака.
    9.08.2006 Среда
    Ночью тепло. Утром дождь. Везде сыро и туманно. Вершин гор совсем не видно. Встали в 7:00. Часы, промокшие вчера - заработали - приятно. Вышли в 8:00. Почти сразу - два брода через р. Куркуль. Броды простые. Шли их в неопреновых носках. Из-за высокой сырой травы и дождя ноги быстро промокли - фонарики бы не помешали. После 4 брода нашли сразу на ПБ избушку. Были в ней в 9:00. Там ночевали три деда из Новосибирска. Самому молодому на вид порядка 65 лет!!! Они идут в две ходки и тащат плот с дюралевой рамой. Весит он 70кг и представляет собой две здоровенные упаковки!!! Один из них подвернул ногу в Большом Оне, однако ковыляет довольно бодро. Шли с ними две ходки. Выяснилось, что они на Оне уже 4-й раз. В этот раз идут уже пять дней!!! Когда узнали, что мы только вчера были на перевали - долго не верили. Руководителя их зовут Илья Гинзбург, работает в Академгородке в физ-мат институте. Оказалось, что у нас имеются общие знакомые по МИИТу - приятно. Второго зовут Михаил, а третьего Олег (между собой зовут Батей). Поболтали с ними полчаса. Обменялись e-mail-ами. Деды рассказывали о своих прошлых походах, в т.ч. упоминали покорение Белина в 1965!!! АИС, любящий бравировать своим возрастом и опытом, невольно почувствовал себя мальчишкой на их фоне. Шли с дедами две ходки. Угощали их курагой. Расстались в 6км от Оны. Они хотят пробовать плыть по Курукулю - явная авантюра - точно намучаются. А мы двинулись дальше, сделали еще 4 ходки и ближе к 16:00 были у Оны. На стрелке стоят москвичи, в т.ч. Дмитрий, с которым я списывался насчет совместной заброски. Поставили лагерь в 300 м выше устья Курукуль. Рубили и шкурили палки для рамы, сушились и приходили в себя. Поили чаем проходящих самарцев - они сильно вымотались. АИС здорово стер ноги, а у меня с ними все в порядке, благодаря новым ботинкам, только несколько болит правое колено. Погода все такая же - сырость и временами дождик. Легли спать около 21.
    10.08.2006 Четверг.
    Ночью шел сильный дождь - проснулся головой в луже. Встали в 9:00. Неспеша доделывали раму. Мимо прошли вверх по течению три рыбака. Приходил парень из Челябинска, примкнувший к самарцам - зовут его Раис. Опыт у него Ципы и Белина. Он идет вдвоем с девушкой Аней (она из Екатеринбурга) на К2. У нее опыт только горный. Видели пеших студентов москвичей - идут с Позарыма. Связали раму шириной 1.5 м - перетащили ее и вещи на стрелку. Паковались, надували гондолы. Вышли только в 17:00 под дождем. Течение мощное, воды много. Шиверы - простые, но требуют четкого маневра - это совсем не Карелия. В одном месте нам перегородила путь молодая береза, застрявшая в камнях ПБ. Уйти от нее полностью не позволила малая ширина реки. АИС, получил сильный удар в живот и ногу - хорошо, что был в спасе и щитках. Доплыли за 15 минут до Каратоша. Он впадает двумя рукавами слева. Прямо после его устья - порог. Зачалились на ЛБ перед порогом к хорошей стоянке - проводка + разбили лагерь. Ужин. Начали поедать сублимированное мясо - терпимо. Сырость страшная! Было весьма непросто развести огонь. Я сильно порезал палец топором - достали аптечку. В палатку залезли в 20:00. Устали сильно. Впереди 8 препятствий до первого опасного порога Калибр.
    11.08.2006 Пятница.
    Ночью было тепло и без дождя. Встали в 7:30. Погода значительно улучшилась. Местами появилось голубое небо. Вышли в 10:30. Проехали шиверу и вылезли на ПБ у Каратошской заставы - 1 избушка + банька. Река стала заметно мощнее. Ехали без просмотра до порога ?8. Разведка по ЛБ через остатки залома. Нашли на нем черную смородину. Слив на ЛП >1м. Проши его легко. После этого полетели без просмотра все до порога 19. В т.ч. Максим, который прошли, четко вписавшись впритирку к большим валунам. Долго не могли поверить, что Максим не заметили в азарте. Местами нас здорово заливало, но в целом, шли уверенно. Обед на ЛБ у "Косых ворот". Порог красив! Провели кульминацию, от греха. Солнце светит - все не так уж и грустно! Перед нами основной каскад порогов верхней части. Ехали без просмотра до порога "Бык" - местами очень мощные сливы с бочками и валами, попадаются сложные прижимы. В русле полно валунов - на один налетели полулагом и чуть не кильнулись, хотя место было простое - сказалась усталость. Ключевое место "Быка" провели - проводка сложная, порядка 50м. Шли дальше уверенно до порога-прижима 26 на ПП. По нему, наконец, удалось сориентироваться. За прижимом хороший улов и отличная стоянка на ПБ. На берегу каркас для бани, поленница дров. Встали лагерем в 16:40!!! Проехали за день порядка 20км за 2.5 часа ЧХВ. Солнце светит - все отлично! Напротив нас - отвесные скалы высотой порядка 200м. Красота! Сушились, варили обед, чинили катамаран (отпилили выступающие части рамы и подтянули вязки). Пили чай с кедровыми орешками. Впереди нас - шивера, а за ней порог "Бобслей". Смотрели карты и лоцию. Воды в реке сейчас довольно много - видно сразу по линии травы. За день не видели людей.
    12.08.2006 Суббота.
    Ночь была теплой, шел небольшой дождь. Погода утром хорошая. Встали в 9. Вышли в 11_20. Легко прошли шиверу ?27 и зачалились на ПБ перед первой ступеней "Бобслея". Провели разведку 1 и 2 ступени. Прошли их уверенно. Чалка на ЛБ в единственном микроулове для разведки 3 ступени. В центральной части основная струя идет между двумя большими валунами, валы больше 1м после большого слива, с нашего места заехать туда проблематично. Решили не рисковать и провели вдоль ЛБ. Проводка неприятная, местами по пояс в воде - устали. После "Бобслея" плыли 1 час без разведки через шиверы. Доехали до развалин баньки на ЛБ. Там устроили обед. Погода прекрасная, стало жарко - пришлось снять анораки. Вышли в 14_30. Шиверы на этом участки заметно мощнее, чем выше по течению. Везде характерные валы и сливы. Однако проходятся они также легко. Через час после обеда остановились на ЛБ. На невысокой скале обнаружили памятник Кину Александру Оттовичу, который погиб в 2001 году. Ехали еще 1.5 часа до начала разбоев перед устьем Карасумы. Долина заметно расширилась, горы вокруг стали ниже. Берега стали более болотистыми и менее каменистыми. Были очень внимательны, поскольку лоция предостерегала нас, обещая страшные завалы в протоках. И действительно, при сильном течении, даже старые заломы на поворотах, требуют внимания. Мы старались идти основными протоками. Нас встретился только один явный непроход - бревно-шлакбаум через протоку. Остановились около него и обнесли. Еще в одном похожем месте в бревне пропилили проход. В 1 км выше устья Карасумы встретили на ПБ людей на двух машинах - рыбаки из Абазы. Рядом остатки деревянного моста через Ону. Видимо его снесло паводком. Встали лагерем в 18_00 в 2 км ниже Карасумы на ЛБ перед крутым ПП. Местно очень приятное - много ягод (малина, смородина, костяника), полно сушняка. Она в этом месте течет одни руслом шириной метров 30, причем глубокая. Течение даже на плесах очень сильное, порядка 8-10 км/ч. Погода отличная, просушились. Варили суп. Нашли около нашего берега перевернутую резиновую рыбацкую лодку без вещей - такое впечатление, что ее кильнуло в шиверах. В лесу нашли в укромном месте лабаз на дереве - видимо сделали охотники. На сыром песке видели следы мелких копытных животных. Забрались в палатку в 21_00.
    13.08.2006 Суббота.
    Встали в 9_00. Делать это раньше теперь бессмысленно из-за сильного тумана, в котором не видно ничего дальше, чем в 25м. К 11 он рассеялся и погода установилась теплая и солнечная, даже несколько жарко. Выплыли в 11_20. Прошли череду разбоев, но завалов уже не было. Через 20 минут доехали до впадения Б. Она. Поселка с реки невидно, да и как показалось из машины при заброске - он практически прекратил свое существование. Река стала заметно больше - ширина теперь более 50м. Скорость течения также высока, так что грести особенно не приходится. Появилась вдоль реки трасса на Ак-Довурак. Поскольку наступили выходные, то по берегам встречаются рыбаки, приехавшие из Абазы. Прошли первые два моста через Ону из четырех. Мосты в прекрасном состоянии. За вторым, на маленьком галечном островке устроили обед. Видели на берегу мелкого хищника черного цвета с пушистым хвостом. Препятствий на реке мало - локальные шиверы и перекаты, идем легко. В одном месте отработали телемарк. Попадаются несложные прижимы к красивым скалам, места на редкость живописные. Прошли третий мост. После него в устье реки Большой Калган искали, указанное в лоции, хорошее место на ПБ. Нашли его легко, прямо на стрелке у впадения этого ручья. Рядом находятся огромные скалы, похожие на башни гигантского замка. На ЛБ - проходит уже хорошо знакомая дорога. Пробовал купаться - залез на несколько секунд по пояс и тут же выскочил - вода ледяная, зато освежает. Решили сделать здесь дневку. Из ущелья Малого Калгана дует свежий ветерок, который отгоняет гнус, хотя слепни и комары тут в небольшом количестве все-таки имеются. Движение по трассе достаточно оживленное. В основном едут бензовозы в Туву. По реке прошли три лодки с местными рыбаками. Самарцев и дедов не видно - может завтра прибудут. Думаем, как нам двигаться дальше, поскольку билеты у нас на 20 и казалось бы времени еще вагон - вот как бы потратить его с толком. Ключевое место - большие пороги. Легли спать около 21_00.
    14.08.2006 Понедельник.
    Дневка. Встали в 9_30. Утром было свежо, а к полудню стало жарко. Неторопясь позавтракали, валялись на берегу, общались с зашедшими к нам в гости рыбаками. Мужики оказались из Абазы. Узнали у них о способах выброски. Они нам дали телефон такси (2-35-16). Мы подарили им мушку, которую нашли на берегу. Рыбы тут немного - говорят, в верховьях попадаются хариусы, а в низовье все выловили сетями. Может это и правда, а может и нет, проверить это нам не представлялось возможным. До обеда погода был отличная. Сделал попытку искупаться - вода ледяная, но бодрит - зашел по пояс и тут же выскочил. Наблюдали за семьей коршунов, которая гнездится на окрестных скалах. Долго охотился за ними с камерой, но безуспешно. После обеда долго колдовали с надувными сиденьями, укрепляли их. Около 16_00 погода резко испортилась и пошел сильный дождь, который продолжался до вечера. Хорошо, что дрова спрятали под тент. Забрались в палатку совсем рано - читали лоцию и изучали карту. Отдохнули прекрасно.
    15.08.2006 Вторник.
    Ночью шел небольшой дождик. Утром - сильнейший туман. Прохладно. Вышли около 11 под мелким дождиком. Проехали так называемую Онинскую заставу (два сарайчика на ПБ), видели там нескольких людей. Река стала еще шире - порядка 70м. В районе двух притоков П и Л строят новый мост - остался всего один пролет до ЛБ доделать. Мост деревянный. Там работает бульдозер и пара грузовиков. Рабочих порядка 10 человек. С ПБ в этом месте подходит новая дорога - ответвление от основной трассы. Пользуются ей лесорубы. Дождь усилился. После ЛЭП в 1.5 км выше последнего моста через Ону вынуждены были остановиться на ЛБ на полянке перед ЛП. Здесь хорошая стоянка с лавочками и столом - как раз трасса идет по ЛБ в 100м отсюда. С помощью тента и остатков навеса сделали импровизированный чум - обедали. Дождь не стих - поставили палатку и спали до 16_30. Вылезло ненадолго солнце - успели собрать дрова и просушиться. После чего опять начался сильный дождь. Пришлось оставаться тут ночевать. В лесу растут огромные лиственницы. Подлеска нет, зато кругом густые заросли папоротника. До порогов осталось порядка 15км. До Кубайки около 7 км. До Абазы порядка 70км.
    16.08.2006 Среда.
    Ночью нас разбудил ужасный треск. Переполошились ужасно, но ничего за шумом не последовало. Утром опять туман и облачность. Вышли в 11_00. За поворотом оказался последний мост через Ону. Через час оказались около Кубайки. Погода заметно улучшилась - стало солнечно и тепло. Кубайка - крупный центр цивилизации. Расположен этот поселок на ПБ. Основные строения принадлежат турбазе. Видели несколько катамаранов - видать коммерческий сплав тут процветает. На крыше есть даже спутниковая антенна. Мост в Кубайке был деревянный, но одно из его пролетных строений (у ЛБ) снесло. Дорога на ЛБ тем не менее существует, мы слышали шум грузовика. На бугре ниже Кубайки на ПБ расположено кладбище. Через час доехали до Большого Анзаса (ЛБ) - последний населенный пункт на реке. Состоит он из 10 ветхих домиков без признаков электричества. Видели лошадей, коров и свиней. Через реку перекинут водомерный трос - опасности не представляет и виден издалека. Отдыхали напротив поселка на ПБ. Впереди по течению - мрачный вход в Нижнее ущелье. Горы заметно подступили. Погода стала портиться. Плыли 2 км до первого порога. Вдруг поднялся очень сильный ветер. Облака летят с невероятной скоростью, а ветер отражается от бортов узкой долины реки в разных направлениях. Некоторые порывы были такие сильные, что мы стояли на месте в валах первой шиверы. Пришлось чалиться на ЛБ и пережидать ветер. Как только ветер поутих - ринулись вперед. Сходу прошли две шиверы. Устроили разведку порога 54 по ПБ. Валы тут приличные >1м. Прошли вдоль ПБ легко. Ширина реки - 50м. Скорость течения - больше 10 км/ч. Около порога 56 встретили ребят из Новокузнецка - они идут от Кубайки на резиновой лодке - пороги обтаскивают. После встречи прошли сходу еще две шиверы и встали в хорошем месте на ЛБ у КрЛП у устья реки Джарган. Впереди нас порог 63, за ним на повороте порог Ревун, а потом и Первый Онский. Вечером опять бушевал ветер - палатку раздувало, как воздушный шар. Вдруг приехали знакомая уральская пара. Ходили с ними на разведку до стоянки с деревом водников - наши расчеты оказались абсолютно правильными.
    17.08.2006 Четверг.
    Встали рано, так что в 9_40 были на воде. Легко прошли порог вдоль ЛБ, и ловко объехав прижим в Ревуне, зачалились на ЛБ около стоянки с деревом водников. Ходили смотреть Первый Онский. Прошли входную шиверу и остановились в улове на ЛБ около каркаса бани. Проход вдоль ЛБ был практически очевиден, но без страховки решили не геройствовать и обнесли по тропе по ЛБ ключевую часть. Обнос несложный - длина его порядка 100м. Тропа очень хорошая. С камней на ЛБ хорошо фотографировать порог. На скале нашли памятник. Судя по прошлогодним фотографиям - воды сейчас больше нормы. Прошли несложную шиверу и подъехали к Второму Онскому порогу. Просмотр с ЛБ. Порог очень мощный - валы до 2м, огромные бочки. Решили воспользоваться высокой водой и по канализации вдоль ПБ обойти основную часть порога. В конце канализация оказалась забита камнями - потребовалась проводка по пояс в ледяной воде. Проводка короткая, но утомительная. Последний порог, прошли сходу вдоль ЛБ. Обед в 12_40 в устье левого притока через 1 км после последнего порога. До Абакана еще порядка 30 минут сплава. Абакан в устье оны - огромная река с быстрым течением. Ширина более 100м. Виды - потрясающие!!! Ходит много моторок. Нашли на ПБ хорошую стоянку через 5 км после устья. Ориентир - огромная сосна на пляже ПБ. Отдыхали, жгли большой костер.
    18.08.2006 Пятница.
    Вышли поздно, около 12_00. Погода пасмурная. За 3 ходовых часа дошли до Абазы. Видно ее издалека по высокой трубе рудника. Остановились на ПБ в 1 км выше моста. Тут штатное место антистапеля - полно элементов катамаранных рам. Сушились, разирали вещи. Удалось позвонить в Москву!!! МТС тут уже работает - приятно. К вечеру пошел сильный дождь. Решили завтра не ехать в Абакан, а собирать вещи и сушиться.
    19.08.2006 Суббота.
    Проснулись в 9_00. Туман, сырость и дождь. Сушить вещи бесплезно - медленно пакуем рюкзаки. Видели сокола, который отогнал коршуна - потрясающее зрелище. Он сидел совсем близко на поваленном дереве. Очень у него красивое оперение. Действительно царская птица! Сырость вокруг страшная. Надо горами поднимается густой туман. Еда практически уничтожена нами - славная была раскладка. Зашивали мелкие дыры в мешках и швах внешних гондол.
    20.08.2006 Воскресенье.
    Утро сырое и туманное. В 9_00 двинулись в Абазу. Перешли мост и по глупости двинулись прямо в сторону выезда из города. На бензоколонке пытались вызвать такси, но неудачно - двинулись на автовокзал назад до моста и вдоль реки по дороге вдоль горы шлака. Нас подобрал местная маршрутка и за 12 р/чел довезла до автовокзала. Там мы купили билеты в маршрутку до Абакана. В магазине купили кое-какие продукты. Немного погуляли - видели ж.д. вокзал. По соседству с ним - Зал царства свидетелей Иегова - забавно. Газель набилась битком. После Таштыпа появилось солнце. В Абакан приехали 15_30 - тут тепло и замечательно. Бросили вещи на вокзале, докупили продукты, пообщались с ребятами из Кургана, которые возвращаются с Кантегира. Абакан приятен - зеленый и чистый город. Сели в поезд, достали спальники и отрубились. Поход окончен!

    Несколько слов о снаряжении

    Нет смысла приводить полный список личного и группового снаряжения, поскольку он совершенно стандартен, однако полезно остановиться на некоторых деталях, а именно на элементах экипировки, отвечающих за безопасность. Каждый участник похода на воде, при проводках и разведках находился в спасжилете (объем >20л), специальной сплавной каске, неопреновых носках Triton и самодельных защитных коленно-голенных щитках из пенки, изготовленных специально для этого похода. Нож в ножнах находился в легкодоступном месте. Использование неопреновых гидрокостюмов может быть полезным (особенно, если будут кили и проносы), хотя это все-таки не является, на наш взгляд, необходимым и утяжелит вес рюкзака на пешей части. Использование сухих гидрокостюмов на этой реке летом - практически бессмысленно. Чрезвычайно полезен общественный тент в легкодоступном месте (внешний клапан рюкзака) - погода в этом регионе меняется очень быстро.
    Все предметы, боящиеся воды, как то: телефон, фотоаппарат, зажигалка, часы и т.п., перевозились одним из участников в специальной компактной гермоупаковке Aquapac. Карты, схемы и лоции были изготовлены в двух экземплярах и заклеены в полиэтиленовый "файл".
    Поскольку клещевая опасность имеет место даже в августе - обязательна "глухая" одежда с капюшоном.
    Раскладка была стандартная - из расчета 620г на человека в день. Использовали сублимированное мясо "Гала-гала" - вполне сносно. Брали много сухофруктов и орехов. Общий вес каждого рюкзака на перевале составлял ровно 30кг.

    Выводы и рекомендации


    Впечатления от данного похода у нас остались только самые положительные. Внешние факторы, влияющие на это, были очень благоприятными: прекрасная природа, сравнительно хорошая погода, легкая заброска и выброска. Богатый животный мир на таком популярном маршруте также очень порадовал. Мы наблюдали несколько раз мелкого хищника вроде куницы. Видели много разнообразных хищных птиц. На последней стоянке около Абазы мы видели совсем близко сокола!!! Это было одним из наиболее ярких впечатлений всего похода.
    Выбранная тактика движения позволила нам пройти маршрут, не потратив на это слишком много сил. После верхнего ущелья поход проходил уже в режиме отдыха.
    Освоение этого региона также представляет существенный интерес для любителей пеше-водных путешествий. Сильной каячной группе по высокой воде будет весьма приятен сплав по нижнему течению Большого Она. Можно повторить классический радиальный выход к истокам Оны на озеро Улуг-Мунгаш-Холь и к озеру Пичи-Мунгаш-Холь, подробно описанный в [2]. Возможно повторение маршрута Каратош - Она, описанного в отчете [1], при условии высокой воды. Любителям пеше-водных маршрутов с продолжительной пешей частью, можно посоветовать освоение практически забытого ныне маршрута по Малому Абакану. Пешая часть его длиной порядка 100-120 км проходит по пути классического маршрута вверх по реке Каратош на озеро Позарым и дальше через Каратошский перевал вдоль р. Изерла. Отчетов о прохождении данного маршрута в последние годы у меня нет. Хотя в 2005 году там была команда из турклуба МАМИ "ФОРТИС" во главе с Сергеем Офицеровым. Судя по всему, водная часть не выше, чем катамаранная тройка.
    Литература

    1. Кувалин Д. Каратош - Она.
    2. Бронер Ю.Е. Она и Абакан 2001.
    3. Юрин В. Р. Она - столбовая дорога водного туризма.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Cеславин Андрей Андреевич (sesljr@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 65k. Статистика.
  • Водный:Сибирь средняя
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка