Cеславин Андрей Андреевич: другие произведения.

Отчет: Сережа 2006 (Тверская область)

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Комментарии: 3, последний от 21/01/2020.
  • © Copyright Cеславин Андрей Андреевич (sesljr@mail.ru)
  • Обновлено: 25/09/2008. 10k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Валдай , 50 км , 2 к/с , Байдарка
  • Дата похода 26/04/2006 {4 дн}
  • Маршрут: оз.Наговье - р.Сережа - Головково - Бельково - Бочарово - Лука - Плоскошь
  • Иллюстрации/приложения: 22 штук.
  • Оценка: 6.63*8  Ваша оценка:

    1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

    Река Сережа - правый приток Куньи, протекает в западной части Тверской области по территории Торопецкого района. Истоком реки является достаточно крупное озеро Наговье. Длина реки чуть более 100 км. Ширина в среднем течении 15-20м. Скорость течения в половодье - значительная даже на спокойных участках. Основные препятствия - порог в истоке, многочисленные шиверы, завалы и расчески, которые заканчиваются до Плоскоши.

    Нас было пятеро. Опыт от 0 до 5. Средний - 2.6. Средствами сплава служила КНБ "Свирь" с одним гребцом и кат двойка от "Красного солнышка" длиной 4м и объемом 1100л с деревянной рамой, изготовленной на месте, шириной 1.5м., на котором мы шли в четвером.

    2. ЗАБРОСКА

    Нами использовался классический вариант заброски на Сережу в два этапа. Сначала ехали поездом Москва-Великие Луки ?661а до станции Старая Торопа. Затем машиной забрасывались непосредственно на мост через Сережу в 500 метрах ниже истока. О машине (УАЗ - буханка) мы заранее договорились с ее хозяином Виктором (8-48268-23005) из Торопца. Он приехал к станции прямо к приходу поезда, т.е. к 5:00. Другие варианты поиска машины, а также телефоны можно посмотреть в [1]. Стоимость заброски: билет в плацкарте 320р + машина 400р (всего 2000 на пятерых). Очевидно, что при желании в буханку помещается значительно больше людей и вещей, проходимость ее выше, нежели у ПАЗика, так что в случае сырой весны - вариант оптимальный. От Старой Торопы до моста через Сережу мы ехали порядка 1.5 часов - расстояние по карте меньше 90км. Можно забрасываться до моста в Головково, который как раз по дороге к оз. Наговье. При этом маршрут сокращается на 16 км с наибольшим количеством завалов, это экономит больше 1 дня. По нашей информации автобус до оз. Наговья существует, и ходит 1 раз в неделю от Торопца!!! Автобусного сообщения Старой Торопы и Торопца нет. В любом случае приходится прибегать к услугам многочисленных таксистов.

    3. ВЫБРОСКА

    Финишировали мы в Плоскоши, за 1.5 км до автомоста на резком правом повороте. Ориентир - труба на высоком левом берегу. На ЛБ прекрасная поляна для антистапеля и сушки вещей. От нее до остановки автобуса примерно 1 км. Мы договорились с Виктором, что он заберет нас в 18:00 с моста через Сережу. Однако готовы мы были уже к 14:30 и успели на автобус до Торопца в 15:00. Виктора удалось предупредить и он встретил нас в Торопце. В его уже знакомую буханку загрузили вещи и договорились на заброску до Старой Торопы к вечернему поезду в 22:27. Остаток дня мы изучали Торопец и его окрестности. В итоге билет Плоскошь - Торопец стоил 55р/чел, дорога Торопец - Старая Торопа - 100р/чел, плацкартный билет Старая Торопа - Москва, 364р. Таким образом, заброска + выброска стоила 1239р/чел.

    4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

    В истоке реки находится единственный заслуживающий внимания порог. От моста по ПБ идет тропинка, которая приводит непосредственно к порогу возле разрушенного каменного моста. В нашем случае вода была средняя, судя по следам на песке она уже сошла примерно на 40-50 см по сравнению с годовым максимумом. Поскольку мы порог не проходили, то я не привожу никаких рекомендаций на этот счет. В принципе - порог обычный 2 кс, сложность его только в том, что он первый на реке. Через 200м после порога - небольшая и простая на вид шиверка. После моста примерно 3-4 км идет череда расчесок, нескольких непроходных завалов, быстротоков с камнями. В принципе, ничего сложного нет, но из-за высокой скорости течения и резких поворотов очень вероятно попадание в непосредственную зону притяжения препятствия. Единственный киль на маршруте произошел именно в самом начале маршрута в совершенно непримечательном месте.

    Поскольку авария очень показательна, считаю необходимым остановится на ее обсуждении подробнее. Все произошло где-то в 1 км выше первой шиверы, т.е. через 2 км от первого моста. Байдарка шла одним гребцом впереди на расстоянии 100-200м. Перед очередным препятствием - лежащей в воде елью на крутом левом повороте она остановилась с целью обноса. Ее капитан зачалился у ЛБ в маленьком улове и вышел вверх по течению за поворот с целью предупредить экипаж ката. Однако мы успели среагировать слишком поздно и лагом налетели на центр ели как раз на уровне воды. При этом ситуация была совершенно безопасная. Требовалось вылезти по бревну на ЛБ и стащить кат веревкой. Вместо это мы стали его толкать к более близкому от нас ПБ в который и била основная струя. В результате этого кат кильнуло и крепко заклинило под бревном. Опять-таки ситуация была неприятная, но безопасная, продолжая попытки столкнуть кат с бревна руками, я упал в воду как раз между судном и бревном и был моментально зажат струей. Байдарка в этот момент находилась на плаву уже за препятствием и стояла на страховке. А позже ее капитан был занят выуживанием моего весла. Сил двух человек оказалось недостаточно, чтобы вытащить меня из-под бревна, через 2 минуты, поняв, что проход под бревном чистый, я принял решение нырять и самосплавом вылезать на берег. Стоит отметить, что в 20 метрах ниже дерева, за резким правым поворотом находится большая мель, возле которой и стояла на страховке байда. Мне удалось вылезти на ПБ, ухватившись за лежащую в воде молодую ель. Кат удалось выдернуть из-под бревна под ПП, разгрузить и вытащить. В ходе аварии были потеряны куртка, одного члена экипажа ката. В целом, эту ситуацию, можно было избежать на любом ее этапе, однако несогласованными и заведомо неправильными действиями мы усугубили ее до крайности. Существенной деталью является то, что поваленное дерево являлось одиночным препятствием, что позволило под ним нырнуть. В момент аварии я был без каски и спасжилета, что также являлось нарушением. Следует отметить, что после аварии, экипаж стал более серьезно подходить к прохождению препятствий и в любой момент был готов к аварийной выброске на берег.

    Первая шивера - проходилась сходу. В русле камней мало, валы незначительные, препятствий в воде не много. Байдарка шла впереди на отрицательной скорости. После шиверы, до Головково порядка 10-12 завалов разной мощности, требующих обнова или проводки. Как правило, обносы не сложны и их длина в пределах 15-20м. Поэтому катамаран не разгружался. Первая ночевка на крутом правом повороте на ПБ за 1 км до первого правого притока. Вторая ночевка в 1 км ниже моста в Головково за большим завалом из поваленной ели. Прямо за ним начинается большая шивера. Она мощнее первой, но проходится также сходу по струе. Камней в русле немного. На участоке Головково - Бочарово помимо шивер есть еще порядка 8 завалов, в том числе несколько глухих. В Бочарово - на развалинах моста находится порожек - проход вдоль правого берега. Хорошая стоянка за д. Лука в 2 км ниже по течению на ЛБ в ельнике. Ориентир - высокие заросли борщевика. До Плоскоши есть еще 2 завала, требующих обноса и пара шиверок. Весь участок от старта до д. Лука насыщен разнообразными препятствиями. Примечательно, что часть завалов возникло в ныняшнем году, в то время как многие старые - перестали существовать. Видимо не меняется только их количество, которое колеблется в пределах 15-20.

    5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

    В целом маршрут по сложности полностью соотвествует 2 к.с. По сложности Сережа труднее Щегринки, это объясняется не столько количеством и препятствий, сколько большим в сравнении расходом. Для катамаранов речка все-таки маловата, так что в нашем случае использование катамарана объяснялось необходимостью тестирование нового судна перед летним походом. Для катамаранов опасность представляют только завалы на крутых поворотах. Шиверы проходятся сходу по основной струе. Для байдарок локальных препятствий больше, так как прохождение шивер требует внимания - по берегам нам дважды попадались элементы байдарок. Интерес данного маршрута еще и в том, что положение завалов постоянно изменяется, старые расчищаются ледоходом, в чистых местах образуются новые. В целом, больших завалов, требующих байдарочного обноса не больше 5. В остальных - возможна проводка или есть проход.

    Заброска и выброска, при предварительной договоренности, очень удобны, что делает маршрут очень доступным. Очень рекомендую оставить некоторое время на осмотр Торопца на обратном пути.

    Визитной карточкой этих мест являются прекрасные дикие леса. Природа мне здесь понравилась на порядок больше, нежели на Щегринке. Сама река в верховьях протекает в глубоком, труднодоступном овраге. Нет никаких намеков на заболоченность. Производит впечатление практически полное отсутствие на маршруте вне деревень каких-либо признаков цивилизации. В лесу около берегов не наблюдалось ни тропинок, ни просек, ни ЛЭП. Дикий участок прерывается мостом в Головково и заканчивается в районе деревни Лука. По берегам реки видна бурная дейтельность бобров. Часть завалов - дело их острых зубов. Погода в этом районе на первые майские все же в среднем лучше, чем в Новгородской области. Во время нашего движения дождя не было, погода была практически все время солнечная и достаточно теплая.

    В целом, данный маршрут практически по всем характеристикам подходит в качестве несложного тренировочного весеннего похода. Маршрут легко сократить на 16 км, начав движение от моста в Головково. Тогда можно легко уложиться в два дня. Такой вариант можно использовать в период максимального половодья в апреле.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Отчет 2003 года Дмитрия Шварца.

    2. Сережа, Кунья и Ловать от Наговья до Селеево.

    3. Сережа от Наговья до Плоскоши.

    4. Сережа и Кунья от Наговья до г. Холм.

    5. Карта-километровка, листы 140,170,171,196,197,219.

  • Комментарии: 3, последний от 21/01/2020.
  • © Copyright Cеславин Андрей Андреевич (sesljr@mail.ru)
  • Обновлено: 25/09/2008. 10k. Статистика.
  • Водный:Валдай
  • Оценка: 6.63*8  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка