Чуксин Николай: другие произведения.

Дневник: По Керженцу

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 7, последний от 18/06/2010.
  • © Copyright Чуксин Николай ( nick1159@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Дневник. Водный:Россия средняя , 175 км , Байдарка
  • Дата похода 10/11/2007 {14 дн}
  • Маршрут: Москва - Нижний Новгород - Беласовка - Хахалы - Рустай - Пенякша - Валки - Макарьево - Лысково - Нижний - Москва
  • Иллюстрации/приложения: 15 штук.
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Воспоминания и размышления


  • Светлой памяти хорошего человека Воробьева Владимира Павловича

      
    Володя и его верный друг Лайф [Николай Чуксин]
      
       По Керженцу
      
       Справка
       Более детальный дневник этого похода и основные иллюстрации смотрите здесь: http://zhurnal.lib.ru/editors/c/chuksin_n_j/kerzhenets.shtml
      
       Москва - Нижний Новгород - ст.Керженец (Беласовка) - река Керженец - река Волга - с.Макарьево - Макарьевский монастырь - река Волга - г.Лысково - шоссе Казань-Москва - Нижний Новгород - Москва
      
    Карта_1 [Карта Нижегородской области]
      
    Карта_2 [Карта Нижегородской области]
      
    Карта_3 [Карта Нижегородской области]
      
    Карта_4 [Карта Нижегородской области]
      
       Протяженность маршрута:
       - по железной дороге - 400 + 400 км
       - на автомобилях - 5+15+90+10 км
       - на самоходном пароме через Волгу - 5 км
       - на байдарках - около 175 км
      
    Обычная река [Николай Чуксин]
      
       Предисловие из 2007 года
       На праздники у меня отрубили Интернет, появилось свободное время, и я раскопал несколько старых дневников, в том числе, дневник байдарочного похода по Керженцу, который не был опубликован ни в Сети, ни в книжном формате. Одного из участников того похода, Володи Воробьева, уже давно нет в живых, и мне захотелось поставить дневник в свой раздел в память об этом необыкновенном человеке.
      
       Володя был единственным сыном крупного руководителя одного из легендарных подмосковных заводов Министерства общего машиностроения (ракетной промышленности СССР). Воспитывался в строгости, рано стал самостоятельно зарабатывать на жизнь. Работал водителем, таксистом, потом в автоколонне в Балашихе. Познакомились мы в Финляндии, где Володя был личным водителем большого начальника по линии тогдашнего Госкомитета по внешним экономическим связям (ГКЭС). После возвращения из Финляндии Володе предложили должность начальника таксопарка, но он отказался, вышел на свободу, купил себе автобус и долго частным образом возил пассажиров по маршруту Москва - Касимов. Затем этот челночный бизнес надоел, и Володя стал перегонять машины из Германии, приобщив к нему своего уже подросшего сына Павлушу.
      
       Но и этот бизнес вскоре приелся, а неугомонная Володина душа рвалась к более реальному делу. Он купил себе трейлер и стал настоящим дальнобойщиком: возил грузы за Урал и на Кавказ. Володя никого не боялся и никогда не платил дань гаишникам. Правила он тоже никогда не нарушал - если стоит знак ограничения скорости "60", то он ехал ровно 60 км/час, хотя по этой деревне он мог бы промчаться не на четырех, а на двух колесах, наклонив машину: он это умел. Кстати, мою знаменитую "девятку", Боевую Слониху Мурку, мы получали в 1991 году в Тольятти как раз с Володей, и с ним же перегоняли ее, новенькую, по бандитским дорогам в Москву. Умер он совсем молодым, едва перевалив за пятьдесят.
      
    Володя и его палатка [Николай Чуксин]
      
       Павлик закончил Московский автодорожный институт, женился, завел детей, успешно работает в бизнесе, естественно, в автомобильном.
      
    Павлуша [Николай Чуксин]
      
       Сева окончил Корабельный институт в Санкт-Петербурге, распределился во всемирно известный "Рубин" (ЦКБ-18), проектирует стратегические ядерные подводные ракетоносцы, участвовал в подъеме АПЛ 949-го проекта "Курск", публикует статьи в научных корабельных журналах. Мы продолжаем вместе плавать на байдарках: вот совсем недавно прошли реку Великую в Псковской области.
      
    Сева [Николай Чуксин]
      
       С Ланичкой они расстались. У Севы сейчас другая семья. Но Лани не пропала: высвободившись из-под диктата властного мужа (мой таки сын!), она нашла свое место в жизни и сделала хорошую карьеру. Наша внучка Сонгюль уже ходит в первый класс.
      
    Ланичка [Николай Чуксин]
      
       Но - вернемся в более светлые времена, в год 1993-й.
      
       Общие замечания по маршруту
      
       Выезд из Москвы в Нижний Новгород и возвращение в Москву из Нижнего Новгорода были спланированы почти идеально: поезд No.38 отходит с Ярославского вокзала в 23:20
       и прибывает в Нижний в 07:50 утром следующего дня. Электричка до Шахуньи с остановкой на нашей станции Озеро отправляется в 08:50, а следующая - только около 18 часов. Дорога до станции Озеро занимает менее двух часов.
      
       Обратный поезд из Нижнего Новгорода отправляется в 00:20 и прибывает в Москву на Курский вокзал в 09:00. На вокзале в Нижнем следует иметь в виду, что электрички в сторону Керженца уходят с Кировской стороны вокзала, то есть, последний вагон этой электрички приходится примерно на середину перрона, а первый находится в самом дальнем его конце, если смотреть от Москвы. По субботам и воскресеньям утренние электрички всегда забиты народом, тоннели подземных переходов узкие, давка невероятная. Вообще, вокзал бестолковый.
      
       Можно ехать, как ехали мы, - до станции Керженец. Электрички туда идут чаще, чем раз в час и не так переполнены. Правда, от станции до реки далековато: надо немного пройти вдоль путей вперед, перейти через пути вправо и дальше идти через посе-лок километра два-два с половиной по песку и в гору. Сбор байдарок следует производить чуть ниже запани и наплавного моста - иначе их придется обносить.
      
    Экипаж [Николай Чуксин]
      
       Река очень чистая, и почти до Волги можно смело пить речную воду. Родников почти нет, или мы их не замечали, хотя очень хотели. Вода в 1993 году была высокой, поэтому мелей, порогов и шивер не было заметно. Из опасных препятствий следует отметить:
       - Шлюз разрушенной гидростанции примерно через два с половиной - три часа хода от стапеля. Пройти можно в самый правый слив, держась берега. Лучше обнести!
       - Огромный и абсолютно непроходимый завал в Рустае. Здесь обязательный обнос метров триста по любому из берегов. Мы обносили по правому берегу.
       - Сразу за завалом в Рустае - большой мост. Мы проходили между третьей и четвертой опорой слева.
       - Большой и длинный завал со сложным быстрым течением часа два хода ниже Рустая, там, где река, казалось, уходит влево, но влево тупик, а прямое русло завалено на расстоянии примерно восемьсот метров, течение быстрое и непредсказуемое, вход в это русло узкий и с поворотом. Здесь лучше провести, хотя мы прошли практически без потерь.
      
       Почти по всей длине реки, кроме начального участка и участка непосредственно перед Волгой, большое количество сплавного топляка и просто коряг от упавших в воду деревьев: берега песчаные, вода легко их подмывает. Потери неизбежны. Запасайтесь клеем и заплатами. Байдарка должна быть проклеена. Зато такие золотые пляжи в средней полосе встречаются, пожалуй, только на реке Лух в Ивановской и Владимирской области. Но Керженец будет чуть получше Луха, хотя Лух на отрезке Фролищи - Клязьма очень похож на Керженец.
      
    Обычный вид [Николай Чуксин]
      
       По сравнению с другими байдарочными реками, на Керженце почти нет обустроенных стоянок. Редко, где стоят столы. Навесов мы видели всего 4-5. Каменок и саун не видели вовсе.
       Первые километров восемьдесят заселены: эти места были убежищем старообрядцев и хорошо описаны в литературе. После Рустая и до Валков населенных пунктов близко от воды нет совсем. Практически весь маршрут идет по лесу, лугов и полей нет до самой Волги. Грибы и ягоды встречаются повсеместно. Распространенное заблуждение, что ниже Рустая их нет. По моему мнению, ниже Рустая места и богаче, и красивее.
      
    Керженец в Лыково [Николай Чуксин]
      
       В Волгу Керженец впадает широкой дельтой. Когда почувствуете близость большой воды (луга, огромное небо, синий лес на горизонте) - будьте внимательны. Широкий плес будет уходить прямо, влево пойдет что-то вроде старицы с тростником и обрывис-тым левым берегом. Выгребаете по ней метров триста и увидите, что она поворачивает в сторону, противоположную вашему движению до широкого плеса. Это уже Волга, ее левый рукав. Главный фарватер впереди за островом - увидите бакен и большие суда.
       Если пойдете широким плесом прямо - потеряете час, а то и полтора.
       Если будете стоять на Волге, то становитесь еще ниже, километрах в двух выше монастыря есть прекрасный лесок, а в нем оборудованные стоянки. Пристань в Макарьеве прямо у стен монастыря. Проходящие "Метеоры" идут на Нижний, всего пять или шесть рейсов в сутки. Билеты дают только во время стоянки судна. Угадать, есть ли места на "Метеоре" за-ранее невозможно. Нам не повезло - байдарочники, пришедшие до нас, сидели трое суток, а после нашего отъезда могли сидеть и еще столько же.
      
      
    Билет на паром до Лысково [Волжское пароходство]
       Мы уплыли первым паромом в 07:30(!) в Лысково (то самое!) прямо с мокрыми байдарками. Паром грузовой, идет на противоположный берег по очень кривому маршруту, в залив у Лысково, около часа, и прямо на нем можно договориться с водителями, чтобы довезли до шоссе М7 Казань-Москва, до которого ехать от пристани километ-ров десять. Там есть автовокзал, автобусы ходят прямо до Москвы (можно и до Нижнего). Мы голосовали на шоссе чуть больше часа и доехали до Нижнего на грузовике.
      
       Маршрут очень хороший. Всего мы прошли его за 35 ходовых часов, не особенно надрываясь.
      
    Зеленое море тайги [Николай Чуксин]
      
       Написано в 1993 году
       Восстановлено 6 ноября 2007 года
      
      
      
  • Комментарии: 7, последний от 18/06/2010.
  • © Copyright Чуксин Николай ( nick1159@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Водный:Россия средняя
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка