Аннотация: Фоторепортаж о попытке пройти в Мокшу через Оку и Пёт в начале мая 2007 года. Пителинский район Рязанской области. Пителинцы разместили ссылку на эту работу на своем районном сайте
По реке Пёт в мае 2007 года
Замысел похода
Реку Пёт я знаю давно: останавливаюсь здесь, когда еду из Москвы на Хмелинский кордон. Идея проплыть по реке на байдарке возникла у меня в незапамятные времена, а в этом году случайно возникла и возможность её реализации. Случайно потому, что на майские праздники я с группой хороших ребят и девушек должен был плыть по реке Лух от Флорищевой пустыни до Гороховца. Но май в этом году выдался еще более холодным, чем апрель - а апрель был на редкость холодным! - пошел снег, и группа как-то сама собой растаяла: у каждого отдельного индивидуя нашлись вполне уважительные индивидуальные причины, чтобы не плыть, а в результате я остался наедине с боевым настроем. И тут вспомнилось: Пёт.
Замысел похода был простым: приехать на машине в одну из деревенек на реке Пёт, спуститься на байдарке до Оки, проплыть по Оке вниз несколько километров до впадения в неё Мокши, затем подняться вверх по Мокше до первой попавшейся деревни, а если повезет с погодой - то и до знаменитого села Мыс Доброй Надежды. Там найти попутку, доехать до своей машины и вернуться в Москву. На случай плохой погоды был предусмотрен запасной вариант: спуститься до Оки, остановиться у впадения Мокши в Оку в районе Пятницкого Яра и вернуться назад вверх по Пёту к своей машине. По карте всё это выглядело великолепно:
Некоторые пояснения к картам
Тоненькая синенькая ниточка на первой карте между урочищем Сухарево и озером Кривуша - это и есть река Пёт, впадающая в Оку в самой нижней точке её гигантской излучины. Река Мокша на этой карте видна во всей красе со всеми ее старицами, протоками, полоями и озерами роскошных заливных лугов, способных прокормить тучные стада скота, которые почему-то исчезли с лица нашей земли с приходом на эту землю общечеловеческих ценностей и новозеландского масла.
На второй карте цифрой "1" обозначено место моей обычной стоянки, когда я ночую по дороге в Тамбов. Цифрой "2" обозначена плотина, которую можно увидеть вот в этих иллюстрациях. Если от плотины плыть вниз мимо села Городок, то скоро река повернет на северо-запад и пойдет совсем рядом с дорогой Р-124 Рязань-Касимов-Сасово-Шацк с ответвлением на Ермишь - самый дальний угол Рязанской области. У небольшой деревеньки Кошибеевка река поворачивает на северо-восток и уходит от дороги. Вот эту Кошибеевку я и выбрал как исходную точку путешествия. В натуре название деревеньки было несколько другим:
Скорее всего это искаженное от "Хаджи-бей", имени какого-то местного или крымского татарского крутого: до Касимова, Городка Мещерского, ставшего в 1452 году центром татарского княжества, отсюда всего километров пятьдесят. Мирную Хаджибеевку могучий русский язык, а также пьяные картографы и землемеры за века превратили в грозную Кошибеевку. Несмотря на это, кошки в Кошибеевке чувствуют себя вполне уютно.
Общая характеристика реки
Река Пёт совершенно не байдарочная река.
Туристская водная энциклопедия посвящает ей всего одну строку: "Река Пёт, правый приток Оки, образуется у деревни Пёт (лист 14) и впадает в Оку на уровне 79 м". От себя могу сказать, что берега Пёта крутые, пляжей нет, до ближайших перелесков, где водятся грибы и ягоды, от реки далековато. Во все времена года здесь раздолье для бобров: их следы ощущаются здесь чаще, чем следы присутствия человека. Летом это комариный рай - низкие места, обилие стариц и высыхающих к концу лета полоев. А вот весной этот район очень интересен для орнитологов: здесь можно встретить почти все виды куликов, гнездящихся и пролетных, а пролет гусей здесь просто фантастический. Именно сюда ездят охотиться на гусей егеря из Мещеры, которая и сама славится своими гусиными пролетами.
До Ермо-Николаевки река достаточно широкая (20-30 и более метров) и течет в высоких берегах, поросших могучими ветлами и черемухой. Препятствий после плотины у Марьевки нет, кроме бобровых плотин и завалов, которые, впрочем, легко обходятся. Так открывается с реки вид на Ермо-Николаевку, большое село, вдоль которого река петляет пять-шесть километров.
Сразу после Ермо-Николаевки, в полутора километрах от вот этого пешеходного мостика, который придется обнести,
река выходит в окские луга и тут же меняет свой характер: дробится на мелкие протоки, ширина которых иногда позволяет касаться веслом обоих берегов одновременно, а в среднем не превышает 5-6 метров. Протоки извилисты, забиты корягами, и есть места, в которых даже двухместный "Таймень" по своей геометрии не вписывается в крутой поворот - слишком длинная лодка.
Пройти этот участок длиной примерно 15 километров можно на надувнушке или на каяке, но для каяка скорость течения здесь, конечно, слабовата, хотя и намного более ощутимая, чем до дробления на протоки.
Как именно выглядит место впадения реки Пёт в Оку, сказать не могу: километрах в пяти ниже Ермо-Николаевки у меня произошла авария. На крутом повороте в узкой протоке при хорошем течении у меня лопнула тяга левой педали руля. Лодку, естественно, крутануло вправо, она ткнулась носом в один берег, корму мгновенно уткнуло в противоположный, а лодку начало наклонять набегающим потоком. Единственным выходом стало первое в этом году купание в реке, правда, не запланированное заранее.
Надо сказать, что я не был готов к такому повороту событий: ни спасжилета, ни гидрокостюма, ни надлежащей укладки вещей в гермы, ни их крепления у меня не было. Преступная халатность, опасная для весенних походов! Байдарке опрокинуться я не дал, сам, конечно, вымок и высушился, но просмотр характера реки на километр-полтора вниз показал, что такие незапланированные купания не исключены и дальше, поэтому было решено вернуться, хотя я редко меняю ранее принятые решения и еще реже отказываюсь от достижения намеченной цели. А цель, вы помните, была достичь Пятницкого Яра, исторического места впадения реки Мокши в реку Оку. А в Мокшу, как ошибочно считают географы, впадает великая русская река Цна (Дсна, Десна), а в великую русскую реку Цну, впадает великая русская река Кёрша, а уж в Кёршу у Прокудских мостков совершенно точно впадает великая русская река Хмелина, у истока которой стоит (стоял, увы!) Хмелинский кордон, где я имел честь родиться в мае 1948 года.
Но еще не вечер: Пятницкого Яра можно достичь, сплавляясь по Мокше!
Погода
"Фобос" погоду предсказал абсолютно правильно, но за одним исключением: вместо обещанного дождя 5 мая, на День Печати, шел снег, и не просто шел, а лепил со всей своей страшной силой огромными хлопьями. Оставшиеся в Москве индивидуи вздыхали с облегчением: ну, кто в такую погоду плавает по рекам? Шестого и седьмого мая (День Радио и день моего купания!) было солнечно, около десяти градусов тепла при резком и студёном ветре, а ночью температура вряд ли превышала 1-2 градуса, не могу сказать, тепла или холода. Восьмого мая шел мелкий дождь, и было значительно теплее, хотя ветер так и не утих. На день Победы я уже чем мог отогревался в Москве.
Некоторые детали похода
Дорога в Кошибеевку знакома до последнего нюанса: Москва - Егорьевск - Спас-Клепики -Гусь Железный - Касимов. Именно по этой дороге не так давно я ехал в Выксу. В Касимове надо переехать через Оку по мосту, который давно следовало бы поставить на ремонт: он уже не выдерживает тяжести асфальта, который слоями накладывают на него при ремонте покрытия. Да и асфальт этот уже весь в трещинах и выбоинах. Примерно такой же мост через Оку в Кашире давно отремонтировали, сейчас идет ремонт похожего моста через Волгу в Кимрах, может, дойдет очередь и до нашего.
После моста живописная лесная дорога резко сменяется еще более живописной степной: она идет вдоль Оки, то удаляясь от реки на десяток километров, то приближаясь к ней на километр-два. Появляются жаворонки, над полями висят, трепыхаясь, пустельги, березовые перелески кажутся издалека синими, а при закатном солнце кирпично-красными. Именно здесь созревает первая земляника, первые подосиновики и первые белые грибы, которых тут изобилие: местное население скудеет с каждым годом, собирать грибы и ягоды некому. По дороге за Окой я не ездил уже два года, и лучше дорога за это время не стала: держать скорость за сто километров, как в былые времена, сейчас возможно только там, где уже однажды проехал. В тех местах, где близко проходят талые воды и где подушка дороги намокает, замерзает зимой, а потом оттаивает по весне, покрытие выщерблено, на дороге образуются ухабы, и вполне можно уехать, оставив на этой дороге самые ценные детали вашего любимого автомобиля.
В Кошибеевке я первым делом просмотрел участок реки сразу за деревней и выбрал место для сборки байдарки: приличная проезжая грунтовка идет по деревне и продолжается за ней по левому берегу реки.
Андрея, владельца роскошной усадьбы, стоящей на самом краю деревни в двадцати метрах от места сборки байдарки, дома не было, я познакомился с ним и его другом Александром уже на обратном пути:
Поэтому машину я оставил в предпоследнем доме, где сейчас живет Николай Алексеевич Абрамкин, бывший соратник Аркадия Ивановича Вольского по комсомолу и по литейному цеху автозавода имени Лихачева. На снимке он обещает накостылять каждому, кто покусится на мою машину.
Но машину во двор к Николаю Алексеевичу я поставил только на другой день: было уже поздно, и времени собирать байдарку, плыть, искать место для стоянки и обустраивать ее уже не хватало. Поэтому я уехал на уже не раз обжитое место стоянки, то самое, обозначенное на карте цифрой "1". Вот оно:
Костер, который виден на снимке, разложен не для удовольствия, это суровая необходимость: земля еще мерзлая, пару часов назад шел снег, поэтому спать на голой земле даже на изолирующих прокладках из пенополиуретана в моем возрасте - авантюра. Хороший костер глубоко прогревает землю, угли и золу вы тщательно выметаете и сгребаете в ямку, которую выкапываете вдоль изголовья (поэтому у меня всегда с собой лопата). Теперь можно ставить палатку и спать, как на теплой русской печи. Утром земля под палаткой еще будет оставаться теплой. Зато сверху после такой ночи палатка покрывается тонким слоем льда и инея:
На нем можно написать какое-нибудь слово из трех букв:
Это место стапеля. Осталось погрузить последние упаковки и - поплыли!
Было прохладно, ветер был северный, встречный (на протяженных плесах рек, а особенно на озерах, он всегда встречный!) но светило яркое солнышко, пели зяблики и теньковки, поэтому берега казались совсем праздничными.
Черемуха еще не расцвела и только набирала цвет, соловьи тоже еще не прилетели, а вот первую пока не очень уверенную кукушку я уже слышал. А еще видел деревенских ласточек: они уже здесь! По вечерам исступленно поют черные дрозды: они сменяют здесь обычных у нас певчих дроздов. Ночью на каком-то из озер через равные промежутки времени ухала выпь: у неё самый разгар брачного периода.
Через пару часов после старта показывается разрушенная ферма и первые домишки Ермо-Николаевки, затем приходит мост асфальтовой дороги, идущей от Краснопартизанска до Потапьевской Хохловки. Потапьевская Хохловка хорошо была видна утром с места моей ночевки.
Затем через полкилометра вы утыкаетесь вот этот пешеходный мостик, который еще не успели починить после половодья. Его придется обнести, что совсем не трудно и не занимает много времени.
Через двадцать минут после мостика произошла авария. Это место моего первого купания:
Как видите, ширина протоки меньше длины байдарки. Одному развернуть байдарку, чтобы плыть назад, потребовало некоторой сноровки. Слава Богу, носовые и кормовые причальные концы у лодки были достаточно длинными и прочными.
А тут я сушился и, пользуясь свободным временем, снимал турухтанов и других куликов, которых на реке изобилие: как раз сейчас пролетные кулики выжидают здесь, когда хоть немного оттают болота в тундре, где они выводят потомство.
Возвращаться в Кошибеевку в тот же день не имело смысла, поэтому я позволил себе роскошь: на полпути выбрал место для палатки и провел здесь остаток дня и следующее утро:
Пятницкий Яр оставлен на будущее, надеюсь на ближайшее.
05-09 мая 2007 года
Москва-Кошибеевка-Москва
Продолжение ("Встречи на реке Пёт") смотрите здесь