Чуксин Николай: другие произведения.

Справка: Озеро Санхар

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 15, последний от 21/04/2016.
  • © Copyright Чуксин Николай ( nick1159@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 25k. Статистика.
  • Справка. Прочее:Россия средняя , Автомобиль
  • Дата похода 15/08/2004 {5 дн}
  • Маршрут: Москва - Владимир - Гороховец - Фролищи - Гаравки - оз.Санхар - Москва
  • Иллюстрации/приложения: 12 штук.
  • Оценка: 5.70*20  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Короткая поездка в район Гороховецких лесов на тамошние карстовые озера. Серия очерков о поездке и другие фото здесь


  •    Озеро Санхар
      
       Гороховецкие леса - это мощные сосновые боры-беломошники, находящиеся к северу от Клязьмы в районе, ограниченном линией Вязники - Мстера - Холуй - Южа - Мугреевский - Пестяки - Чистое - Володарский - Гороховец - Вязники, если обходить эти населенные пункты по часовой стрелке, начав двигаться с самой южной точки. В широком смысле леса тянутся дальше к северу до Палеха и Кинешмы, а к востоку тоже до самой Волги у Нижнего Новгорода, Балахны и Пучежа. К югу от Клязьмы эти леса считаются уже мещерскими. К гороховецким лесам относятся знаменитый Ярополчский бор и не менее знаменитый Мугреевский бор. Вообще-то, название "Гороховецкие леса" придумал я сам, когда написался стих такого же названия. Солидные авторы употребляют термин "Мугреевский лес", который, правда, вряд ли более состоятелен, чем придуманный мною.
      
       В самом центре Гороховецких лесов находится уникальный памятник природы - озеро Санхар. Именно это озеро и было целью моей короткой поездки на испытанной боевой машине ВАЗ 2109 госномер Б11-59ММ, сработанной еще при историческом материализме в далеком теперь 1991 году.
      
       Краткое описание маршрута
      
       Федеральная трасса "Волга" Москва-Казань проходит через уникальные города: Балашиху с ее тринадцатью светофорами; Богородск, именуемый теперь пока Ногинском, старинный Покров, рядом с которым протекает великая русская река Шередарь (искаженное Сыр-Дарья!), а к ней на расстояние менее километра подходит другая русская река Вольга; печально знаменитые Петушки по одноименному произведению Ерофеева; Лакинск с описанной Солоухиным станцией Ундол - вообще отсюда до родного Солоухину Олепино менее сорока километров. Но редко, кто сворачивает с трассы: серая полоса шоссе полностью поглощает тебя, и ты наматываешь ее на себя, стараешься свернуть в рулон, чтобы спрятаться внутри него, давишь на педаль газа, но - не получается: эта полоса тут же разматывается за твоей спиной, и в зеркало заднего вида хорошо заметна ее ехидная ухмылка и наглые глаза-фары машин, таких же, как твоя, или намного лучше. Закон дороги. Закон джунглей.
      
       Поэтому Владимир проезжаем насквозь, останавливаясь лишь один раз, свернув направо с трассы после Боголюбово и моста через Нерль, там наверху, возле автозаправки, где обозначен поворот на поселок Оргтруд. Здесь нельзя не остановиться. Через полкилометра возле кладбища надо свернуть еще раз направо, теперь на проселок, и он приведет вас прямо к храму Покрова на Нерли. Да его видно и отсюда: церковь, одинокая русская красавица, стоит там, где ее поставили при Андрее Боголюбском в середине XII века. Ждет. Возможно, ждет лучших времен, которые все никак не настают.
      
       Дальше будет поворот на всемирно известный Ковров, город оружейных мастеров, город Федорова и Дегтярева, и не только. Еще дальше - поворот на Мстеру, потом придут Вязники, потом город молодых художников и бывших судостроителей Гороховец. Сразу после моста через Клязьму, за селами Мячково и Чичирево будет обозначен поворот налево на Фролищи. Нам туда. Это, если помню, 345-й километр трассы М7. До Нижнего Новгорода отсюда около шестидесяти километров.
      
       Дороги
      
       Трасса М7 до Владимира вполне приемлема, если отвлечься от ужаса Балашихи с ее вечными пробками, усугубляемыми светофорами и ретивыми гаишниками. Во Владимире надо ехать по роскошной объездной дороге, на которой на пятнадцать километров всего три светофора и две засады гаишников с "купюрой на кокарде" и широкими карманами. После Владимира дело становится хуже: дорога строится, есть большие куски шикарного полотна с двумя полосами в каждую сторону, с разметкой и отбойниками, а есть многокилометровые куски, по которым оба потока поочередно пропускают по одной полосе. Года через два, думаю, строительство закончат, тогда и наступит давно ожидаемое светлое будущее, по крайней мере, для едущих в Нижний Новгород и обратно.
      
       От трассы М7 до Фролищ идет хорошая асфальтовая дорога, правда, без единого указателя и, естественно, без разметки. Будьте осторожны: местные водители, а это в основном, солдатики-призывники, восемнадцатилетние мальчишки, лихачат, а дорога извилистая, скорость приличная, и когда вы вмажетесь в трехосный "Камаз", вы, наверное, не сможете очень уж сильно повредить их многотонную железяку. Но вас лично это вряд ли утешит, тем более, что вы уже об этом никогда не узнаете.
      
       Когда увидите кустарную вывеску "Центральный", примите левее: правая дорога ведет через железнодорожный переезд в логово танкистов-артиллеристов, вам туда пока не надо. Вам надо еще проехать железный (буквально, включая полотно дороги!) мост через Люлих, а ваш железнодорожный переезд будет уже за поселком Центральный. Дальше до самых Фролищ с дороги вы уже не собьетесь.
      
       Во Фролищах хорошая дорога заканчивается. Все остальные дороги огромного района площадью в три тысячи квадратных километров - песчаные грунтовки, с глубокими колеями, прорезанными такими же "Камазами", встречу с которыми вы на этот раз случайно избежали. По таким дорогам можно ездить на "Уазиках", кое-где на "Нивах", кое-где, но недолго, можно ездить и на обычных машинах 4х2.
      
       Есть, правда, одно исключение: от Фролищ до поселка Санхар идет двадцатикилометровая бетонная дорога. Не скажу, что это исключение приятное: бетонка - обычная военная дорога, построенная в разгар исторического материализма из бетонных плит, уложенных двумя параллельными полосами, по одной полосе под каждым колесом. Под колесом того же "Камаза", разумеется, про ваши хилые колеса, ваш габарит и дорожный просвет тогда, конечно, никто и не думал. Да и не пускали тогда в эти заповедные места простых смертных.
      
       Каждую весну бетонку корежит оттаивающая земля, ее размывают ручейки, стремящиеся через нее то с правой, то с левой стороны из здешних мощных болот. В результате, там, где "Камаз" просто потеряет колею, чтобы тут же опять встать на нее, вы сначала больно ударитесь днищем (или картером двигателя, что несколько хуже) о твердый железобетон, затем колесо соскользнет с бетонной плиты, и заехать назад вы уже не сможете. Вернее, сможете, но часа через три-четыре, если у вас есть домкрат, топор-пила, рабочая смекалка и просто запас энергии. Вам придется поддомкратить машину, что очень трудно, а иногда просто невозможно, поскольку подлезть с домкратом в узкую щель между краем бетонной плиты и накренившимся корпусом вашей любимицы - задача не для первокурсников.
      
       Возможно, придется сначала столкнуть машину в сторону (лучше это делать тем же домкратом, если удастся упереть его в кромку плиты и диск заднего колеса, что само по себе большой пользы машине и колесу не принесет). Когда же вы таки приподнимете машину, чтобы нижняя точка колеса была как можно ближе к уровню плиты, надо будет подложить под колесо бревнышки, желательно длинные, плоские и без гвоздей (шпалы!), и уж по ним потихоньку въехать назад на плиту, попутно озаботившись тем, чтобы не потерять при этом край плиты противоположный, иначе всю процедуру придется повторять.
      
       Но хватит о грустном: описанное выше я много раз делал в трясинах, когда сажал машину на днище. На военных бетонках в Мещере, на Валдае и в Гороховецких лесах мне пока везло. А езда по ним - занятие веселое, чем-то напоминающее езду по стиральной доске, или сидение на виброгрохоте: ощущения те же. Кстати, завидели издалека встречную машину - ищите, куда прибиться, пока такая возможность есть. Сдавать назад метров двести, кому придется, задача не такая простая, как кажется издалека..
      
       А вот сеть грунтовых дорог здесь достаточно плотная. На том же самом лучшем в мире джипе "Паджеро", на котором я ездил в Косово, или на том же "Чероки", или на "Тойоте Форраннер", которые мне довелось водить зимой в горах, здесь летом можно уверенно ездить во всех направлениях. Хотя в Санхаре мне сказали, что дорога на Вязники вполне проходима, а вот на Талицы можно не проехать и на джипе: мощный ручей размыл дорогу, и образовавшийся обрыв великоват даже для джипов. В Санхаре я позорно сел на днище в песок прямо посреди поселка, правда, через три минуты снялся: лопата у меня всегда под рукой, а домкратить даже не пришлось.
      
       ГИБДД
      
       Владимирское ГАИ сродни вологодскому конвою. Я это заметил давно, и положение с тех пор не улучшилось. На небольшом куске от Владимира до поворота на Фролищи, это около ста пятидесяти километров, я насчитал пятнадцать засад, причем две из них - на скоростных участках: останавливали тех, кто разгонялся свыше ста километров в час. Совсем обнаглели! Правда, на этих же участках с не обустроенных еще обочин улетели два трейлера: засыпают водители, и с этим никакое ГАИ, никакие штрафы ничего поделать никогда не смогут: гонки на выживание изматывали, изматывают и будут изматывать несчастных людей.
      
       Бензин
      
       Лучше всего заправиться на трассе. Возможно, во Фролищах и есть какая-нибудь кустарная заправка, но я ее не заметил. Дальше заправок во всем районе точно нет.
      
       Общественный транспорт
      
       До Фролищ со станции Ильино Горьковской ж.д. трижды в день ходит местный поезд, "кукушка": мотовоз и один вагон. Отправление из Фролищ 4:38 утра, 8:15 утра и 20:15 вечером. Со станции Ильино где-то за полтора часа до этого. Сейчас регулярно ходит автобус Отправление из Фролищ 8:40, 11:00, 15:20, 17:10 и 19:00. Если память мне не изменяет, билет на поезд в один конец стоит около 10 рублей, на автобус - около 70.
      
       Большинство байдарочников едет от Дзержинска: налажен настоящий бизнес - одна ходка на микроавтобусе типа "Газель" прямо до моста через Лух во Фролищах стоит 600 рублей. Кстати, такие же цены от Бологое до озера Шлино, но это было в прошлом году.
      
       До Санхара вряд ли ходит что-то общественное, да и личное тоже: я встретил всего около десятка машин, из них один "Москвич" и одни "Жигули"- "четверка". Остальные - военные командирские "Уазики".
      
       Магазины
      
       Во Фролищах их несколько, есть даже Военторг (жив, курилка!). В Санхаре есть два магазина: водку и основную закуску можно купить прямо на месте.
      
       Безопасность
      
       Относительно спокойный район. Потенциальную опасность представляют беглые замордованные солдатики и беглые же зэки из многочисленных зон поселка Талицы. Ну, еще наркоманы: наркотики здесь теперь открыто продают вдоль по трассе в каждом селе, начиная с Владимира. Еще пару лет назад этого не было. Из хищников есть медведи, но летом надо очень уж постараться, чтобы они напали именно на вас. Гадюки - единственная реальная опасность. Ну, еще пожары - спасаться от них здесь некуда: надо бросать всё и бежать туда, где много воды. Но в это лето пожары, слава Богу, не актуальны. Скорее, наводнения. Не уходите в лес, даже недалеко, без компаса, спичек, ножа, непромокаемой пленки и плитки шоколада: легко заблудиться, а вот выйти на дорогу сразу трудно.
      
       Кое-что о местности
      
       Территория района представляет собой полесье, песчаную низину с волнистой поверхностью, обилием болот, речушек и ручьев, несущих свои воды в Клязьму и Лух. Леса сосновые, высокоствольные, чистые. Преобладают боры-беломошники с изобилием черники, брусники, а по краям болот голубики и морошки. В этом году богато уродилась костяника, которую мы всегда называли каменкой, а из грибов - лисички. Других грибов пока не очень много: я нашел всего два белых и один подосиновик.
      
       Места глухие и мало посещаемые обычными людьми еще и потому, что практически вся эта территория раньше принадлежала непобедимой и легендарной Красной Армии, потом армии Советской. Даже сейчас основной хозяин здесь - Министерство обороны РФ. На базе 46-го артиллерийского полигона здесь в 1959 году формировалась лучшая в стране Витебская Гвардейская Ракетная Краснознаменная армия Ракетных войск стратегического назначения, которой командует сейчас бравый генерал с космической фамилией Гагарин. В обиходе она называется еще Владимирской по месту нахождения ее штаба. Ракетные дивизии этой армии зарыты глубоко в землю, колесят грунтовые и железные дороги под Калугой, на Валдае под Бологое на реке Березайка, в Тейково недалеко от Иваново, под Саратовом, в Костроме, Йошкар-Оле и еще где-то, а бывшие цели теперь живут мирной и спокойной жизнью, наслаждаясь биг-маками и победоносными пока еще сводками с полей Ирака.
      
       В Гороховецких же лесах находится гигантский Центральный полигон Московского военного округа. Здесь же базируется танковая дивизия, одна из немногих, выживших после разгрома Группы советских войск в Германии, ГСВГ, на празднике по случаю капитуляции которой пьяный Ельцин невпопад дирижировал оркестром. То есть, в этих глухих местах с одинаковой вероятностью можно случайно встретить ревущего медведя и ревущий танк, мощного кабана-секача и еще более мощную самоходную гаубицу "Мста", найти красивый белый гриб и такой же красивый противотанковый управляемый реактивный снаряд, какой-нибудь "Конкурс" или "Фагот". По танковым трассам с большим удовольствием ездят теперь джипы из клуба 4х4 - именно на сайтах этих первопроходцев можно найти много фактического материала и неплохих фотографий из Гороховецких лесов.
      
       Этот район издавна привлекает байдарочников. Лух по праву считается одной из лучших байдарочных рек Центральной России. Подробнее о его прелестях можно прочитать здесь: я плавал по Луху не так давно от Талиц в Ивановской области до его впадения в Клязьму и далее по Клязьме до понтонного моста в Гороховце. Сейчас этот район осваивают любители подводного плавания, дайвинга: здесь есть очень глубокие и достаточно чистые карстовые озера. Глубина озера Кщара, описанного Солоухиным в его классических "Владимирских проселках", достигает 65 метров, а то и больше. Кроме подводников сюда зачастили любители экстремальной езды, члены джип-клубов 4х4: здесь есть, где утопить самое навороченное заморское чудо. Ну, конечно, грибники, охотники, изредка пешие туристы: близко от Москвы, еще ближе от Нижнего Новгорода, нетронутая природа, чистые озера, не заплеванные еще стоянки.
      
       Флорищева пустынь
      
       Огромный поселок Флорищи, по сути, военный городок - единственное крупное селение в районе. На расстоянии в любую сторону 30-40 километров, а то и больше, других значительных селений нет Честно говоря, не осталось и незначительных: Старая Почайка, Гаравки, Бельские Дворики и многие другие когда-то многочисленные поселки давно опустели, дома разрушились, и теперь только заросшие дороги свидетельствуют о том, что здесь когда-то жили люди. Во Фролищах есть остатки промышленности: чуть теплится когда-то гигантский военный лесопромышленный комбинат ЛПК-169. Чем живет остальное население понять трудно: кто пенсиями, кто кормится возле нищих сейчас военных учреждений, которых, правда, во Фролищах много, кто-то потихоньку ворует лес - основное богатство района.
      
       Главная достопримечательность края - красивый и мощный когда-то монастырь Флорищева пустынь: именно она дала название поселку, искаженное потом картографами, вероятно не вполне трезвыми: пустынь Флорищева, поселок Фролищи. Такое вот новое явление в русской грамматике, чередование согласных без видимой причины. Сейчас монастырь вполне разрушен, и за те несколько лет, что я не был во Фролищах, скорость его разрушения лишь возросла. Историю монастыря можно прочитать здесь, а еще в конце описания моего автопохода по этим местам в 1999 году. Я ее не придумал, а добросовестно переписал из книги "Православныя русския обители", изданной еще в 1910 году, когда монастырь вовсю жил и работал на благо спасения душ, большинство из которых будет загублено в Первую Мировую войну и последующие за ней каткализмы. Ну и немного взято из современных публикаций музейных работников Суздаля и Гороховца.
      
       Светлые озера
      
       Этот уникальный памятник природы находится справа от дороги, примерно в половине пути до Фролищ от железнодорожного переезда у поселка Центральный (менее десяти километров). Съезд к озерам обозначен ясно читаемым щитом. Да и без него любая грунтовка, уходящая вправо, приведет к тому или другому озеру. Я их знаю девять, но, возможно, их намного больше. Самое крупное из них находится метрах в ста пятидесяти от асфальта: именно к нему ведет дорога, идущая вправо от щита. Самое маленькое имеет в диаметре не более тридцати метров. В районе много глубоких - 20-30 метров при почти таком же диаметре - воронок, дно которых полностью заросло, но еще плоское и образует своего рода зеленую пробку, закрывающую отверстие воронки, по круглому краю которого четко читается кромка чистой воды шириной в полметра.
      
       Озера карстовые, провальные, берега представляют собой тоже глубокую воронку, поросшую соснами, верхушки которых не всегда достигают краев этой воронки. Многие озера по причине крутизны берегов не имеют подъезда на машине. Будьте осторожны с теми, что такой подъезд имеют: спускаться вниз гораздо легче, чем подниматься наверх: колеса просто вязнут в песке, а за ближайшим трактором или танком идти достаточно далеко.
      
       Сказать, что озера изумительно красивы - значит не сказать ничего. Они прекрасны, величавы и гармоничны. И пустынны: я провел на их берегах двое суток и встретил лишь одну парочку на "Ниве", которая заехала случайно, ища уединения. Тишина здесь необыкновенная: густая, насыщенная и мощная, даже днем. А ночью звезды небывалой величины, и их очень много. Просто растворяешься в этом многомерном пространстве, имеющем совершенно другие измерения, чем пространство городов, особенно больших.
      
       Озера зарастают, самые большие из них уже наполовину покрыты зеленой сплавиной из водных растений, которая колышется под ногами: не надо по ней ходить, это смертельно опасно. Провалитесь, ухнете вниз, а вверх не сможете: пробить головой толщу сплавины за ту минуту, что будет вам отпущена, вы вряд ли сможете, и вовсе не факт, что вы сможете попасть в то самое оконце, в которое рухнули. Его просто затянет, или ошибетесь на полметра, и этого будет достаточно. Но клюква на сплавине растет потрясающая! И еще - при изобилии болот здесь почти нет комаров, тем более гнуса. Приятный парадокс!
      
       Река Лух
      
       Об этой реке можно писать поэмы, романы в стихах, ей можно объясняться в любви, посвящать ей гимны и оды. Изумительная река! Чистые белый песок пляжей и береговых обрывов. Чистая и прозрачная вода золотисто-желтого оттенка. Боры-беломошники по берегам. От Талиц до Фролищ и от Фролищ до Клязьмы на реке нет ни одного селения. Уединенность. Тишина. Природа. Подробнее о Лухе можно прочитать здесь же, в разделе, в кратком отчете о моем байдарочном походе.
      
       Добавлю только, что каждая река, особенно лесная, это не просто открытая сверху труба, желоб, по которому стекает вода. Это тоже живой организм. И кроме самого русла, к реке относится бесчисленное количество стариц, протоков, затонов, полоев, которые всегда задумчивы, даже грустны и всегда изумительно красивы. Для Луха в его лесной зоне характерно изобилие этих неизменных спутников. Есть даже озера, и большие, находящиеся всего в нескольких сотнях метров от главного фарватера реки.
      
       У меня есть давно облюбованное и очень уютное место на реке чуть ниже Фролищ, на противоположном от поселка правом берегу, куда можно подъехать на машине. Для этого нужно во Фролищах свернуть направо там, где налево идет дорога к монастырю, сделать небольшой крюк по поселку, выехать на мост, встать на печально знаменитую бетонку и проехать по ней примерно четыре километра. Не доезжая метров двести до первого моста через ручей, за которым сразу же последует второй мост, надо свернуть налево метрах в сорока от ясно видимого квартального столба, кажется, 78-го квартала. Не записал, а память может подвести!
      
       Сам поворот представляет собой достаточно сложную задачу: придется преодолевать полосу заграждения из распаханного песка, идущую с подъемом при крутом повороте. Заглохнете (мощности мотора может не хватить для поворота-подъема в вязком песке) - сядете на днище. Зато дальше дорога идет по прекрасному волнистому беломошнику, потом спускается вниз, чистый сосновый лес сменяется осиновым, потом ольховым с зарослями черемухи и ивняка, потом вы проходите очень низкое место между двумя бочагами крупного ручья, которые в половодье, скорее всего соединяются в огромную реку размером с сам Лух в межень. Далее местность повышается, опять появляется коренной сосновый лес, а дорога раздваивается: правая уходит на большое и очень красивое озеро, до которого километра полтора, а левая метров через двести приводит на берег Луха, где есть достаточно места для машины, палатки и костра.
      
       Берег здесь, правда, обрывистый, но метра два, не больше, и есть удобный спуск к воде. Зато на противоположном берегу роскошный белый песчаный пляж на длинном мысу, переходящий в чистый и ровный сосновый лес. Там есть оборудованная байдарочная стоянка: мы жили на ней, когда плыли по реке. Действует стоянка и сейчас, и, надо сказать, не пустует: за те два дня, что я провел на этом берегу, я встретил ровно двадцать пять байдарок, десять команд, что необычайно много по нынешним временам. Значит, интерес к родным местам возрождается. Значит, молодежь тянет не только к пиву и наркотикам. Значит, мы еще живы, и более того, мы поднимаемся с колен и распрямляемся.
      
       Следующее место для подъезда к реке на машине находится примерно в километре от исторического поворота у квартального столба: там река подходит прямо к дороге. Это бывший лесной поселок Гаравки, ныне исчезнувший с лица земли, но по инерции, которая будет продолжаться еще лет двадцать, еще обозначаемый на картах. Через двадцать лет это название исчезнет и из карт, а потом и из людской памяти.
      
       В принципе, за Гаравками есть поворот на грунтовую дорогу, которая пойдет по коренным беломошным борам вдоль Луха, на Старую Почайку и дальше. Потрясающие места! Но это - для грузовиков и джипов.
      
       Озеро Санхар
      
       Награда за все страдания, выпавшие на вашу долю при путешествии по военной бетонке. Она, кстати, заканчивается прямо за поселком Санхар, стоящим на берегу огромного - три квадратных километра - озера Санхар. Озеро очень чистое, по прозрачности воды я могу сравнить его, пожалуй, с Валдайским озером у Иверского монастыря. Поселок стоит у относительно более высокого северного берега озера и занимает часть западного берега. Когда-то это был мощный центр этого края, а жизнь здесь буквально кипела и бурлила. Сейчас в поселке осталось около сорока местных жителей, остальные - приезжие на лето дачники. Основной жилой фонд - бараки на несколько семей, но есть и просто шикарные дома "новых русских". И сюда пролезли!
      
       Озеро, как и все карстовые озера, имеет лопастную форму со множеством живописных заливов. Оно несколько вытянуто с севера на юг и имеет форму неправильной капли с более широким концом на севере, вернее, рыбы-молота хвостом на юг. На юге оно постепенно переходит в верховое болото с чахлыми сосенками, багульником, кладонием, пушицей, клюквой, голубикой, брусникой и другими северными прелестями. На юго-западе и юге к озеру везде можно подъехать на машине. Там же на юго-западе к озеру примыкает небольшое, но прелестное озерцо, напоминающее финские лампи. Вообще, этот край немного похож на Финляндию, хотя здесь не встречается валунов и обнажений скальных пород.
      
       Озеро является испытательным полигоном Института прикладной физики РАН, поэтому здесь можно увидеть и небольшую парусную яхту, и яркие паруса виндсерфингов. Говорят, оно популярно и у любителей дайвинга. Рядом, в шести-семи километрах находятся такие же великолепные озера Кщара, Юхор, Большие и Малые Горавы. Чуть подальше, в пятнадцати километрах по направлению к Вязникам, расположено озеро Великое.
      
       В любом случае, теперь у меня есть заветное место, о котором я буду мечтать долгими и темными зимними вечерами.
      
       Озеро Санхар.
      
       15 августа 2004 года
  • Комментарии: 15, последний от 21/04/2016.
  • © Copyright Чуксин Николай ( nick1159@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 25k. Статистика.
  • Прочее:Россия средняя
  • Оценка: 5.70*20  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка