Юрин Валентин Евгеньевич: другие произведения.

Отчет: Одна река на двоих

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 23/09/2010.
  • © Copyright Юрин Валентин Евгеньевич (valentine.iourine@g23.relcom.ru)
  • Обновлено: 18/04/2012. 78k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Забайкалье, Саян восточный , 98 км , 4 к/с , Каяк
  • Дата похода 07/08/2010 {18 дн}
  • Маршрут: г.Иркутск - лет.Байри - р.Снежная - ст.Выдрино - г.Иркутск
  • Иллюстрации/приложения: 6 штук.
  •  Ваша оценка:

    Одна река на двоих

    Снежная-2010

    Корректирующий отчёт


    ОТЧЕТ

    о водном туристском путешествии
    (на каяках)
    в районе хр.Хамар-Дабан (Южное Забайкалье)
    четвёртой категории сложности
    по маршруту:

    г. Иркутск - лет.Байри - р.Снежная - ст.Выдрино - г.Иркутск

    07-24 августа 2010 г.

    Руководитель В.Е. Юрин

    Москва 2010 г.


    СОДЕРЖАНИЕ

    0. Статус данного документа
    1. Введение
    2. Состав группы
    3. График прохождения маршрута
    4. Лоция и техническое описание маршрута
        4.1.Радиальный выход по Ипатьевскому тракту
        4.2. Корректирующая лоция р.Снежная
    5. Подъезды и отъезды с маршрута
    6. Местное население
    7. Обеспечение безопасности
    8. Метеоусловия и иные природные факторы
    9. Материальное обеспечение похода
    10. Смета похода

    Выводы и рекомендации

    Литература


    0. Статус данного документа

    Р.Снежная хорошо известна туристам-водникам, и маршрут по ней многократно описан в туристской литературе и отчётах. В библиотеке МГЦТК и в Интернет доступно большое число документов, относящихся как к прошлому веку, так и к относительно недавнему времени. По этой причине составление нового отчёта по данному маршруту не представлялось необходимостью и изначально не планировалось.

    Однако по мере прохождения маршрута накапливалось всё бOльшее число фактов, не отраженных в имеющихся отчётах. К ним относятся изменившиеся реальности сегодняшнего дня в части организации и планирования путешествия, старение имеющихся описаний за истекшие 0,3 века в силу естественного изменения ландшафта, а также некоторые явные ошибки и недомолвки, допущенные в ранних лоциях и с тех пор старательно копируемые из одного документа в другой.

    По этой причине, а также с учётом рекомендаций, высказанных на форуме http://www.veslo.ru/vkonfout1.html, участники путешествия сочли необходимым изложить свои примечания к имеющимся отчётам в письменной форме для последующих групп. Целью данного документа является корректировка сведений, представленных в этих отчётах неверно или неполно. Данный документ не является полноценным и всесторонним отчётом и должен рассматриваться как дополнение к имеющимся материалам, в первую очередь, к первоисточникам - отчётам А.Калихмана [1] и Л.Измайлова [2] 1979-1981 г. Рекомендуется также ознакомиться с лоцией А.Курапова [3] 1989 г. - более компактной и составленной представителем тушинской школы сплава на маломерных судах, более близкой к современному каякингу.

    Фотосъёмка на сплаве не производилась ввиду ограниченности людских ресурсов группы, поскольку приоритет отдавался страховке и взаимостраховке. Хронометраж не вёлся по причине выхода из строя единственных водонепроницаемых часов в один из первых сплавных дней.


    1. Введение

    А потом начинаешь спускаться,
    Каждый шаг осторожненько взвесив:
    50 - это так же, как 20,
    Ну, а 70 - также, как 10.
    Ю.Кукин

    Обзорная схема района

    Хребет Хамар-Дабан окаймляет с юга озеро Байкал. Специально для читателей младшего возраста, изучавших географию уже в постсоветской средней школе и, следовательно, не знающих её вообще, отметим, что оз.Байкал находится в Восточной Сибири (Российская Федерация) и является крупнейшим пресноводным водоёмом и самым глубоким озером в мире. Западное и южное побережье Байкала административно относятся к Иркутской области, восточное побережье и северная оконечность - к республике Бурятия. Хр.Хамар-Дабан находится на восточной стороне Байкальского разлома, простирающегося от Нижнеангарска до Култука, и по этой причине его следует причислить, относительно европейской части России, к Забайкалью, а именно, к его южной части. Иногда его причисляют, простоты ради, к более обширному региону Восточного Саяна, однако это некорректно.

    Основными реками хр.Хамар-Дабан являются, последовательно с востока на запад: Темник, Снежная, Хара-Мурин, Утулик, Хангарул, при этом последние 4 реки вытекают в разных направлениях почти из одного и того же горного узла. Р.Темник стоит несколько особняком, является наиболее простой из них (3 к.с.) и в настоящее время для сплава практически недоступна по причине наличия на ней зопаведника. Р.Хангарул [4] имеет небольшой расход, по этой причине она также относительно несложная и, не имея сил прорвать главный хребет Хамар-Дабана, течёт на запад в Зун-Мурин, приток Иркута; Темник - на восток, в Селенгу. Снежная, Хара-Мурин и Утулик несут свои воды непосредственно в Байкал и являются наиболее популярными маршрутами в данном регионе.

    С юга на север Хамар-Дабан пересекают старые скотопрогонные тропы - Старокомаринская дорога и Игумновский тракт, используемые для захода со стороны Байкала на реки Утулик (и далее Хара-Мурин) и на Снежную, соответственно. Кроме того, регион пользуется популярностью у туристов-пешеходников, совершающих маршруты, как правило, с выходом в центральную часть Хамар-Дабана - Патовое плато.

    Маршрут по р.Снежной многократно описан в отчётах, поэтому авторы данного документа не видят необходимости в очередной раз переписывать шаблонные фразы относительно богатого животного мира Хамар-Дабана, народнохозяйственного значения района и более тёплого климата по сравнению с Восточными Саянами. Ограничимся лишь краткими сведениями о реке и о группе.

    Р. Снежная имеет длину 173 км, средний уклон 8,75 м/км, максимальный по отдельным отрезкам - около 10 м/км. Питание преимущественно (в летние месяцы - исключительно) дождевое и грунтовое. Среднемесячный расход воды в пос. Выдрино в наиболее популярные месяцы для проведения путешествий: июль - 122,5 м3/с, август - 101 м3/с. Сплав возможно начинать от устья р.Субутуй. В верхней части, до летника Байри, река течёт по широкой котловине, уклон и расход небольшие, из препятствий имеются только мелководные перекаты. Когда-то в прошлые века, в эпоху чингисхановой Орды, Российской Империи и Советского Союза, эта территория была хорошо освоена для скотоводства бурятами, приходившими сюда с юга, из долины р.Джида, через пер.Бархе-Дабан. Сегодня здесь никакой хозяйственной деятельности не ведётся, за исключением описанной в п.5.

    Ниже рр.Зун-Байри и Юнкуцук котловина заканчивается, уклон несколько увеличивается, и этот участок является уже более содержательным для сплава. Основные препятствия - простые шиверы. Заканчивается этот участок двумя порогами, Извилистым и Монгунгольским, которые считаются определяющими для маршрута 4 к.с. (отметим, что это мнение является, как будет показано ниже, спорным). Далее снова следует участок шивер, которые являются уже более сложными в силу увеличившегося расхода.

    Ниже правого притока р.Кит-Кит река пропиливает узкий каньон через основной хребет Хамар-Дабана. Здесь сосредоточены основные препятствия маршрута: непроходимый водопад Хырмын-Дулю, пороги 6 к.с. Жаба и Снежинка (в рамках путешествия 4 к.с. весь этот участок обносится полностью, включая завершающий пор.Слив), а также каньонный участок от р.Ара-Буректай до р.Чернушка, содержательный технически и весьма сложный тактически. Завершением категорийной части маршрута можно считать длинный, сложный, разнохарактерный и весьма опасный порог No.112. Непосредственно за ним долина резко расширяется и становится доступной снизу пешим порядком. На протяжении следующих 15-18 км река пересекает прибрежную низменность и впадает в Байкал. Маршрут завершается в пос.Выдрино, на Транссибирской железной дороге и сопутствующей автотрассе, не доходя 3-4 км до устья реки.

    Совершить путешествие планировалось группой из 3-4 каякеров. Однако по мере подготовки все возможные кандидаты на роль 4-го последовательно отказались от участия, а незадолго до начала путешествия один из участников получил травму и также вынужден был остаться дома. По этой причине маршрут был пройден группой в составе 2 (двух) человек.

    Предполагаемые участники путешествия имели за плечами большой опыт походов 4-6 к.с. на каяках, но вместе с тем и немалое количество лет (средний возраст изначально предполагавшейся группы - 50 лет). По этой причине группа не ставила перед собой никаких спортивных целей и рассматривала поход исключительно как отдыхательно-познавательный, уделяя должное внимание хорошей погоде, живописной природе, грибам, ягодам и прочим радостям жизни, ещё доступным в этом возрасте. Следует отметить, что ранее, при неоднократных путешествиях по Хамар-Дабану в целом, по р.Снежная сплавлялся только один из участников путешествия - в 1986  г. в составе школы ВТП+СИП Ленинградского РКТ г.Москвы. 23 и 47 лет - возраст почти симметричный относительно пика человеческих знаний и возможностей... Для остальных участников этот поход имел своей целью, в числе прочих, закрыть одно из "белых пятен" в их послужном списке и восполнить пробелы, оставленные на восходящем отрезке их туристской карьеры. Эту же цель преследовал и тренировочный поход по р.Мста от выше ст.Мста до г.Боровичи, совершённый в мае 2010 г. в рамках подготовки к данному путешествию.

    В связи с неопределённостью времени, которое могло потребоваться на вертолётную заброску, в начале маршрута был запланирован достаточно большой временной буфер - до 5 дней - на случай возможного ожидания погоды, вертолёта, трезвого экипажа и т.п. При удачной заброске эти дни предполагалось использовать для радиального выхода по Игумновскому тракту на расстояние, доступное за оставшееся время, что и было проделано. Пеший выход является самоценной частью маршрута и позволил лучше ознакомиться с природой Хамар-Дабана.

    По завершении маршрута предполагалось задержаться на оз.Байкал для ознакомления с его достопримечательностями, для чего также было запланировано 5 дней. Эти планы не были реализованы, но буферные дни пришлись весьма кстати, поскольку в конечном счёте 4 из них ушли на пережидание непогоды на маршруте, а 1 день - на отправку лодок, осложнившуюся внезапно вскрывшимися обстоятельствами (см. п.5).


    2. Состав группы

      "Юрин? Юрин давно уже ходит не выше 4-ки, к тому же берет с собой ЖЕНУ!!!"

    М. Баштанов

    No.
    пп.
    Фамилия,
    имя, отчество
    Год
    рожд.
    Туристская подготовка
    (у - участником, р - руководителем)
    Обязанности
    в группе, судно
    1 Юрин
    Валентин
    Евгеньевич
    1963 Казыр 4р
    Белая (Ю.Алтай) 5р
    Кумир - Коргон - Катунь 4р
    Кальджир 5р
    Она 5р
    Шавла - Аргут - Катунь 5р
    Кызыл-Хем - Каа-Хем - Улуг-О - Бий-Хем 5р
    Хангарул - Зун-Мурин - Жомболок - Ока 5р
    Ойгаинг - Пскем 6у
    Утулик 3(5)р
    Диби - Ока 4р
    Чон-Кемин 6р
    Пскем 5у
    Кумир - Коргон - Чарыш 4р
    Чаткал 5р
    Капандар - Сардай-Миена 5у
    Кальджир 5р
    Мургаб - Бартанг 6у
    Сандалаш - Чаткал 5у
    Катунь 4р
    Ока - Белин-Бажем - Кызыл-Хем - Каа-Хем 5у
    руководитель
    каяк No.1
    Prijon Tornado
    2 Валяева
    Ирина
    Викторовна
    19## Казыр 4у
    Белая (Ю.Алтай) 5у
    Кумир - Коргон - Катунь 4у
    Кальджир 5у
    Она 5у
    Катунь 4у
    Кызыл-Хем - Каа-Хем - Улуг-О - Бий-Хем 5у
    Хангарул - Зун-Мурин - Жомболок - Ока 5у
    Утулик 3(5)у
    Диби - Ока 4у
    Кумир - Коргон - Чарыш 4у
    метеоролог
    каяк No.2
    Prijon Cyclone

    3. График прохождения маршрута

      - Почему сплав у Юрина занимает 0,5-1,5 часа в день?
    - Потому что Юрин в десять утра с трудом разлепляет глазки руками, а в два часа хочет кушать обед, притом непременно - горячий. А покушав обеда - временно больше уже ничего не хочет. Плавать в том числе. Поэтому просто сидит у костра и ждет ужина.

    Alex Korchmar

    Даты Дни
    пути
    Участки маршрута Км Способы
    передвиж.
    06.08 1 Москва - г.Иркутск
    г.Иркутск (закупка продуктов и т.п.)
      самолёт
    -
    07.08 2 днёвка по метеоусловиям   -
    08.08 3 г.Иркутск - лет.Байри (правый берег)
    лет.Байри - устье р.Зун-Байри
     
    0,5
    вертолёт
    сплав
    09.08 4 устье р.Зун-Байри - пер.Ложный Байри 10 пешком
    10.08 5 пер.Ложный Байри - устье р.Нухен
    полуднёвка по метеоусловиям
    7
    -
    пешком
    -
    11.08 6 устье р.Нухен - устье р.Зун-Байри 17 пешком
    12.08 7 устье р.Зун-Байри - преп.6 8 сплав
    13.08 8 днёвка по метеоусловиям - -
    14.08 9 преп.6 - ниже р.М.Митрич 12 сплав
    15.08 10 ниже р.М.Митрич - преп.16 8 сплав
    16.08 11 преп.16 - пор.Монгунгольский
    полуднёвка по метеоусловиям
    8
    -
    сплав
    -
    17.08 12 днёвка по метеоусловиям - -
    18.08 13 днёвка по метеоусловиям
    перенос лагеря на 2 ст. пор.Монгунгольский
    -
    0,5
    -
    пешком
    19.08 14 днёвка по метеоусловиям - -
    20.08 15 пор.Монгунгольский - преп.76 8 сплав
    21.08 16 преп.76 - преп.86
    вдп.Хырмын-Дулю - пор.Слив
    преп.91 - р.Ара-Буректай
    5
    1
    2
    сплав
    пешком
    сплав
    22.08 17 р.Ара-Буректай - каньон Мрачный 4,5 сплав
    23.08 18 каньон Мрачный - устье р.Селенгинка
    устье р.Селенгинка - пос.Выдрино
    9
    15
    сплав
    24.08 19 пос.Выдрино - г.Слюдянка - г.Иркутск   электричка
    25.08 20 г.Иркутск - Москва   самолёт

    ИТОГО активными способами передвижения: 

    сплав 80 км
    пешком 18 км
    днёвок и полуднёвок 6 дн.


    4. Лоция и техническое описание маршрута

    Полномасштабные схемы для распечатки (Zipped Tiff, 600dpi, 333KB)

    Схема, уменьшено

    4.1. Радиальный выход по Ипатьевскому тракту

    План путешествия предусматривал пеший радиальный выход по Ипатьевскому тракту на такое расстояние, на какое хватит времени. Одновременно этот выход играл роль буфера для вертолётной заброски. Максимально предполагалось 5 дней (не считая дня вылета), которые при неблагоприятном стечении обстоятельств можно было потратить на ожидание вертолёта. В действительности из-за нелётной погоды в Иркутске был потрачен 1 день, после чего на радиальный выход оставалось до 4 дней.

    Вертолёт совершил посадку на удобной для него галечной косе правого берега р.Снежная немного выше лет.Байри. Потребовалась переупаковка вещей, переправа на левый берег и перечалка ближе к началу тропы. Поскольку сам летник с воды не виден, а устье р.Зун-Байри скрыто в левой протоке, группа промахнулась мимо них и поставила лагерь в 500 м ниже устья р.Зун-Байри. По прибытии на стоянку спугнули здоровенного зайца. Много грибов. Здесь лодки, с упакованным в них сплавным снаряжением и продуктами, были спрятаны в лесу, и на следующее утро группа вышла на пеший маршрут.

    На отрезке от лет.Байри до р.Барун-Юнкуцук Ипатьевский тракт ныне представляет собой колею от гусеничного тягача (ГТ), поэтому задача ориентирования отсутствует в принципе. От летника, в пределах долины р.Снежная, тропа в проходит по заболоченным лугам - свежая колея, разбитая в жирной торфяной жиже. Наиболее сильно заболоченное место находится в 1.30' ходу от летника, на развилке двух долин (идти в левую по ходу), здесь тропа несколько раз пересекает ручьи. Далее тропа становится немного более сухой. Есть голубика, немного черники. Через 1.15' тропа заканчивает огибать холм и подходит к началу подъёма, здесь есть посредственное (очень неровное) место для стоянки.

    От этого места колея только старая, круто взбирается по склону, по колее текут ручейки. Подъём "в лоб" занимает около 20 мин., после этого тропа выполаживается и продолжает плавно набирать высоту по красивому негустому лесу. Живописный ровный ландшафт, много дров, но вплоть до пер.Лже-Байри нет ни одной капли воды на поверхности. Ночевать здесь возможно только в случае внезапной непогоды, собирая дождевую воду с тента. Через 40 мин. ходу тропа выводит на небольшую седловинку и круто поворачивает вправо. Много брусники и весьма редкой ягоды - княженики. Ещё через 45 мин. тропа поднимается по лиственничному редколесью (старой заросшей гари) на плечо высоты 1968. Это место иногда называется перевалом Лже-Байри, поскольку оно является хотя и не перевалом в истинном значении этого термина, но наивысшей точкой на данном отрезке маршрута - 1680 м. (Высота настоящего перевала Байри - 1574 м.)

    За этой точкой тропа начинает полого спускаться траверсом влево по склону. То поперёк тропы, то вдоль неё течёт множество ручейков, кругом много дров (продолжается старая гарь), но для стоянки крайне трудно найти ровную площадку - это возможно только для очень маленьких палаток. Путь до настоящего пер. Байри занимает 35 мин., до брода через р.Барун-Юнкуцук - ещё 35 мин. Итого грязное ходовое время на данном участке составило немногим более 6 часов. (Следует учесть, что это был первый и начало второго дня похода, и участники ещё не набрали должной физической формы.)

    Перед и после брода через р.Барун-Юнкуцук - две хорошие стоянки. Р.Барун-Юнкуцук течёт в широком каменистом русле, вода холодная, брод длинный и утомительный. Глубина брода (выше колена) соответствует известной фразе старшины Васкова, но для участниц с модельным телосложением он не представляет проблем.

    После брода колея ГТ отворачивает вниз по левому берегу р.Барун-Юнкуцук и, вероятно, идёт по нему вплоть до устья, откуда завершает кольцо по левому берегу р.Снежной. Тропа вверх по р.Барун-Юнкуцук на отрезке до устья р.Нухен ныне почти полностью утрачена. На второй половине этого отрезка ещё имеется слабая тропа, но ближе к броду приходится пользоваться попутными отрезками случайных туристских и прочих звериных троп, которые появляются внезапно, ведут неизвестно куда и внезапно же рассеиваются в подлеске. По этой причине путь до р.Нухен хотя и не длинен (ок. 3 км), но занимает немало времени (более 1 часа) и сил.

    На правом берегу р.Нухен хорошая стоянка в еловом лесу. Далее тропа уходит вверх по р.Нухен к пер.Нухен-Дабан, на первых сотнях метров она хорошо заметна, далее мы не ходили. В связи с надвигающейся грозой был поставлен лагерь. Он стал конечной точкой нашего маршрута, поскольку лимит времени близился к исчерпанию (предполагалось, что обратный путь также займёт 2 дня). При наличии достаточного времени маршрут целесообразно продолжить через пер.Нухен-Дабан до живописной кедровой рощи в долине р.Ара-Буректай в районе слияния его истоков у уреза 1613 м, но на это необходимо ещё 2 дня туда-обратно.

    Обратный путь был пройден, с некоторыми усилиями, за 1 день (6.10' грязного ходового времени, в т.ч. 1 час до брода, 3 часа до конца спуска в долину р.Снежная и 2.10' по болоту.) На первой половине пути вдоль р.Барун-Юнкуцук тропа проходит по каменистой береговой полке, покрытой карликовыми кустарниками. Иногда она подходит к лесу, но нигде не углубляется в него. Далее тропа теряется среди стариц, проток и высоких кустов. Нужно подняться на кромку лесистого склона и двигаться по ней. Незадолго до брода нужно пересечь одну узкую длинную подболоченную поляну, расположенную вдоль склона. В районе брода имеются широкие сухие и ровные поляны с невысокой травой, которые служат хорошим ориентиром для того, чтобы не пройти мимо брода. Другим важным ориентиром является долина правого притока, впадающего перед бродом.

    Следует отметить, что на пройденном участке пути крайне мало мест для стоянки, и нужно внимательно рассчитывать свои силы, чтобы не оказаться застигнутым врасплох темнотой или усталостью. Почти все группы ночуют на одной из 3 удобных стоянок, указанных выше: в устье р.Нухен и на обоих берегах р.Барун-Юнкуцук возле брода. Однако по этой причине все доступные дрова в окрестности стоянок давно выбраны, и за ними приходится ходить довольно далеко. Далее следует планировать движение так, чтобы достигнуть лет.Байри за один день.


    4.2. Корректирующая лоция р.Снежная

    Полномасштабные схемы для распечатки (Zipped Tiff, 600dpi, 333KB)

    Схемы, уменьшено: 1 2 3

      - Лоция будет в стиле: "вот от сих до сих всё х##ня, а вот здесь п####ц"
    - Это самая правильная лоция, важно знать где п####ц -))

    из обсуждения на www.veslo.ru

    Данная лоция дополняет имеющиеся описания и исправляет имеющиеся в них фактические ошибки, устаревшие сведения и недомолвки. За основу взята лоция Курапова [3].

    Уровень воды во время сплава был ниже среднего, хотя и не настолько, чтобы назвать его откровенно низким. Это, по всей видимости, сделало многие препятствия сложнее: на реках с уклоном до 10 м/км изменение расхода происходит, в основном, за счёт глубины, поэтому при малой воде валы заостряются, бочки становятся глубже и жёстче, обливные камни вылезают на поверхность.

    Хронометраж на большей части сплава не вёлся по причине выхода из строя водонепроницаемых часов. Однако по начальным участкам и по субъективным впечатлениям на последующих участках время движения для небольшой каячной группы несколько меньше, чем указано в имеющихся лоциях (которые к тому же иногда совершенно противоречат друг другу).

    1-12. Участок перекатов (в начале) и простых коротких шивер. Детально расписывать и подсчитывать их бессмысленно, поскольку препятствия, пронумерованные в лоциях, могут быть и "группой шивер", и одиночной шиверой, и шиверой, явно распадающейся на две или более самостоятельные части. Большинство шивер устроено однотипно: перекат, наиболее глубокое место (корыто) - как, правило, в его начале. За перекатом струя собирается воедино под коренным берегом - невысоким скальным или обрывистым. По мере продвижения вниз мощь струи нарастает за счёт воды, поступающей с переката, валы увеличиваются до 0,7 м. Местами - одиночные бочки, хорошо видимые с наплыва, поверхностные, очень мягкие; рекомендуется по возможности собирать их в качестве тренировки, поскольку далее придётся проходить более мощные и глубокие. Если шивера расположена на повороте и берег ниже переката вогнутый, то несильный прижим к нему заканчивается на выходе, как правило, сливом с бочкой через обливную плиту или камень, отколовшийся от берега; он также хорошо виден с наплыва и легко обходится. Шиверы короткие, с наплыва почти всегда виден (или хотя бы угадывается) выход.

    Ориентирование по глобальным поворотам русла и по крупным притокам. В начале участка много посредственных стоянок на галечно-песчаных полках, но хороших, вопреки имеющимся описаниям, была ровно одна - в устье р.Барун-Юнкуцук. "Была" - потому, что незадолго до нас там побывала группа отдыхающих на ГТ, приехавших с лет.Байри (свежая колея идёт по отмелям или прямо по руслу реки), и ныне эта стоянка представляет собой гибрид помойки и стройплощадки. Далее хорошие, но часто посещаемые стоянки есть в устьях рр.Урдо-Зубкосун и Орто-Оглок. Можно рекомендовать также стоянки на лесистой полке левого берега где-то ниже р.М.Митрич. Полное ходовое время по данному участку - около 3.45'.

    13. Первый порог, заслуживающий особого внимания. Начинается перед резким и глубоким левым поворотом. Первое существенное отличие от всех предыдущих шивер в том, что с наплыва не виден ни выход, ни даже начало формирования характерной выходной струи; наоборот, по мере вхождения в поворот перспектива становится всё более насыщенной. Перед поворотом в русле беспорядочные камни, на повороте справа русло забито камнями и образует длинный "карман". Слева на повороте невысокий скальный утёс, который продолжается отвесным скальным берегом за поворотом. Если зрелище отверзающегося ануса производит слишком удручающее впечатление, то можно успеть выскочить на правую ягодицу зачалиться для просмотра на правый берег.

    После левого поворота струя собирается воедино под скальным левым берегом; входная гребёнка камней образует, таким образом, перекат из правой половины русла в левую, против естественного поворота русла. Подобным образом устроены ещё несколько сложных препятствий, в частности, пор.Монгунгольский и 65. Уклон увеличивается и достигает максимума в конце препятствия. На выходе слив через обливную плиту у левого берега (по центру основной струи) и обливной камень в центре русла напротив неё; за обоими бочки 1,2 м. Между бочками относительно чистый узкий язык из центра вправо. Правее обливного камня зайти сложно (по крайней мере, при прохождении препятствия с ходу).

    Порог пройден с хода без особых проблем. Один тяжело гружёный каяк, двигаясь по основной струе, успешно продавил главную бочку за обливной плитой. Другой, более лёгкий, вписался в язычок.

    14-15. Шиверы.

    16. Шивера-горка на крутом левом повороте - классическое, образцово-показательное саянское препятствие. Если бы когда-нибудь каким-либо киношникам пришло в голову снимать лирическую мелодраму из жизни водных туристов, на манер визборовского "Завтрака с видом на Эльбрус", то действие её должно было бы происходить именно здесь. На входе шивера-горка, правый, вогнутый берег - высокая скальная стенка, слева - галечная коса и за ней улово с большим песчаным пляжем. Много шиповника и спелой брусники. После поворота река течёт, при глобальном северо-восточном направлении, аж на запад-юго-запад, что является дополнительным ориентиром (таких отрезков здесь всего два, этот и после преп.36).

    17-27. Шиверы. Устья крупных левых притоков рр.Сайхохтый и Буректай хорошо видны. По мере увеличения расхода высота валов увеличивается до 1,0 м, одиночные бочки встречаются чаще. Видели изюбриху с телёнком на водопое.

    28. Ещё одна классическая саянская шивера-горка на крутом левом повороте, как две капли воды похожая на преп.16. Перед препятствием впадает р.Бузыр-Жалга, русло образует ещё один характерный "карман" справа. Интересна, в основном, как ориентир пор.29.

    29. Короткий порог на прямом участке. От преп.28 отделён коротким участком быстротока. Похож на выходную часть преп.13: уклон постепенно увеличивается, на выходе обливная плита слева и полуобливной зуб в центре, за ними бочки по 1,0 м. С наплыва достаточно очевиден, пройден с ходу без проблем - тем более, после преп.13. Просмотр, если требуется, удобно производить по левому берегу от улова за преп.28.

    Порог считается сложнейшим на верхнем участке реки, но в том виде, в каком его застали мы, явно не заслуживает этого звания: по сравнению с пор.13 он намного короче, очевиднее, прямее, имеет чёткие ориентиры, весь легко просматривается с наплыва, выходные бочки меньше и слабее. Возможно, причиной тому низкая вода, или постепенное перемывание русла за истекшие 30 лет; возможно также, что в памяти первопроходцев эти два похожих препятствия несколько совместились к концу ходового дня (или к другому моменту записи лоции), и эта ошибка пошла кочевать дальше из одного отчёта в другой.

    30-42. Шиверы. В особых комментариях не нуждаются.

    43. Пор.Клык. Представляет интерес, в основном, в качестве ориентира - опознаётся легко и однозначно даже с вертолёта. Начинается перед местным правым поворотом разгонной шиверой. За поворотом скальный обломок неправильной заострённой формы, высотой несколько метров. Справа и слева от него сливы 0,7-1,0 м с мягкими бочками. За поворотом левый берег - высокая светлая осыпь, справа галечная отмель. Шли без просмотра по ближайшей, правой, протоке.

    В районе порога или на шиверах ниже него можно встать на галечных отмелях правого берега, поскольку дальше хорошие стоянки отсутствуют до конца пор.Монгунгольский.

    44-56. Шиверы. В особых комментариях не нуждаются. Пор.Пелота, затерянный где-то среди них, также ничем не выделяется и не идентифицируется. Неясно также, что должно было означать это название. (В современном Рунете слово пелотка, именно через букву е, используется, как известно, для обозначения совершенно определённой сущности, однако данное название было придумано первопроходцами за много лет до появления Интернета.)

    57. Шив.Ворота. Представляет интерес как абсолютно однозначный ориентир приближения пор.Извилистый и Монгунгольский. Река устремляется в пролом в скальном гребне высотой 3-5 м, который некогда перегораживал всё русло поперёк. За ним через 100 м чалка к правому берегу, поскольку пор.Извилистый начинается сразу, без разгонной шиверы.

    58. Пор.Извилистый. В целом соответствует описаниям. Просмотр и обработка порога по правому берегу, здесь крутой, но проходимый лесистый склон. Порог состоит из 2 ступеней. Первая на местном левом повороте, русло перегорожено обломками скал, между ними сливы с эффектными, но не глубокими и не очень жёсткими бочками. Наиболее простая линия движения - по центру, между мощными сливами справа и маловодной крутопадающей канализацией слева. На левом берегу ниже поворота высокая, видная издалека, скала-башня, которая может служить дополнительным ориентиром порога. За поворотом справа небольшое улово, которое можно использовать для последовательной обработки 1 и 2 ступеней, но вход в него требует быстрого манёвра.

    Вторая ступень - несколько крупных скальных обломков, сливы между ними, наиболее чистый проход правее центра. Ниже ступени справа улово с песчаным пляжем, при необходимости здесь возможно встать на ночёвку. Далее прямой участок быстротока.

    Один каяк был обнесён и поставлен на страховку ниже порога. Остальные успешно прошли порог со страховкой с воды.

    59. Пор. Монгунгольский. Начинается на крутом левом повороте, непосредственно следующем после пор.Извилистый. В этом месте старые лоции фатально устарели. Обработка по левому берегу ныне невозможна, остатки тропы приводят на обрыв, за которым путь преграждает скальная стенка. Вся обработка порога ныне выполняется только по правому берегу.

    По структуре порог напоминает пройденный ранее пор.13, но значительно мощнее него. На входе, на повороте, русло образует длинный "карман" вдоль правого берега, который постепенно переходит в слепые протоки, забитые камнями. Здесь сильный подпор, течения почти нет, поэтому можно спокойно пройти как можно дальше вдоль коренного берега. Оптимальное место чалки достаточно очевидно, ниже крутопадающего ручейка. От него уходит тропа по берегу - вполне заметная, хотя и местами заваленная буреломом. Удобно использовать тропу для хождения налегке и обноса вещей; крупные суда и гружёные каяки можно сплавить максимально далеко по протокам, а затем перенести через оставшуюся часть отмели.

    Первая ступень начинается непосредственно на повороте и представляет собой каскад сливов через обливные глыбы, расположенные в шахматном порядке. Суммарное падение несколько больше человеческого роста, т.е. 2,0-2,5 м (но уж ни в коем случае не 4 м, как указано в старых лоциях). Ниже короткий участок быстротока. Эта ступень ждёт своих каякеров - "сильных, смелых, молодых", как поётся в одной старинной туристской песне. Два же осторожных каякера предпенсионного возраста пришли к заключению, что шансы поиметь неприятности в ней отличны от нуля, а шансы выловить поимевшего их до второй ступени - отличны от единицы. По этой причине ступень было решено обнести.

    Вторая и третья ступени - на прямом участке, отделены друг от друга и от первой короткими участками быстротока. В русле обливные и надводные камни, между ними сливы, валы, мягкие бочки до 1,0 м. Оптимальная линия движения сильно зависит от уровня воды и существенно изменялась даже в течение нескольких дождливых суток, проведённых на пороге. По сложности эти две ступени несколько превосходят окружающие шиверы, но далеки от того, чтобы считаться определяющим препятствием маршрута. Между ступенями на правом берегу, в лесу, вытоптана и замусорена большая поляна. Она пригодна для стоянки большой группы (или даже нескольких), но тёмная, сырая, непродуваемая, солнце сюда если и заглядывает, то только ненадолго во второй половине дня, все дрова в пределах разумной доступности сожжены, а плавник, выбрасываемый рекой на отмель, сплошь мокрый.

    Ввиду быстро надвигающейся грозы был оперативно поставлен лагерь на маленькой площадке в начале обноса. Вечером вслед за грозой пришёл холодный фронт, принесший затяжные дожди на следующие 3 суток. На второй день, воспользовавшись кратковременным перерывом в дожде, лагерь был перенесён на нижнюю поляну. Туда же обнесён 1 каяк для страховки, остальные оставлены на тропе у конца 1 ступени. По наступлении благоприятной погоды сплав был продолжен, 2 и 3 ступени вместе успешно пройдены со страховкой с воды ниже препятствия.

    Ниже порога впадает правый приток р.Монгун-Гол.

    60-64. Шиверы. Как и указано в лоциях, много хороших мест для стоянки.

    65. Порог. Начинается перед левым поворотом реки. По структуре представляет собой уменьшенную копию первой ступени пор.Монгунгольский. 3 основных слива, бочки мягкие, варианты прохождения разные на любой вкус. Просмотр, как и пор.Монгунгольский, по правому берегу. Проходили по отработанной схеме: 1 каяк поставлен на страховку ниже препятствия, остальные успешно прошли.

    66-75. Шиверы.

    76. Мощная шивера, расположена ниже впадения притоков Зун-Сайбактый и Хахюр-Жалга (по некоторым картам - Цаган-Гол). Левый берег - скалы, справа галечная отмель, за отмелью маловодная протока. Начало обычное, струя собирается воедино под левым берегом, несильный прижим, но на выходе, в отличие от всех предыдущих шивер, вся струя приводит в одну мощную и глубокую (~1,2 м) бочку в центре. Бочка перегораживает бОльшую часть русла; с правого края есть чистый язычок, но он становится виден только тогда, когда уже поздно что-либо предпринимать. Этот фрагмент можно считать прототипом заключительной Бочки всего маршрута в препятствии 112. Ниже препятствия много сотен метров спокойного быстротока в низких берегах.

    Препятствие проходилось с ходу. Первый каяк успешно прошёл бочку. Второй поимел мгновенный оверкиль через корму, гребец покинул судно. Все предметы были успешно выловлены на последующем участке быстротока.

    Ниже препятствия, перед небольшим правым поворотом, великолепные стоянки на невысокой поляне левого берега. Много грибов, шиповника, брусники.

    77-83. Шиверы. В конце участка слева высоко над долиной виден белый обрыв - ориентир приближающегося водопада.

    84. Пор.Кит-Китский. Требует особого внимания, в основном, по причине близости водопада Хырмын-Дулю. Знака "движение запрещено" на ручье уже давно нет, хотя зопаведник на Темнике с тех пор никуда не делся, а, наоборот, даже усугубился. Просмотр возможен по обоим берегам. Слева крутой лесистый склон, бурелом. Большинство групп стоит в устье р.Кит-Кит и просматривает порог по камням правого берега, но здесь буквально одна точка чалки между концом порога и скальной стенкой ниже.

    Порог начинается от устья р.Кит-Кит. Ниже, после левого поворота, в русле большой обломок скалы. Наиболее простой и естественный проход - справа от него, по большой дуге с наименьшим уклоном, в обход всех бочек и камней. За порогом слева большая отмель, и после неё начинается каньон.

    85-86. Шиверы в каньоне. Соответствуют описанию: мощные, короткие, валы до 1,0 м. Вторая расположена на правом повороте, на выходе весьма жёсткая бочка 1,0 м, проход ближе к правому берегу. После неё до водопада остаётся всего около 100 м (явно не 200, как указано в лоциях), причём, вопреки ожиданиям, даже по малой воде это не подпёртый плёс, а довольно ощутимый быстроток. На левом повороте справа висит куча всякой дряни, сигнализирующей о входе в водопад.

    Лоции рекомендуют чалиться к небольшой песчаной отмели, от которой начинается тропа обноса, однако делать это надо с осторожностью, поскольку непосредственно от этого улова струя начинает затягивать уже в правую протоку водопада. Для уверенности лучше чалиться в скальной бухточке выше тропы. Картина сильно отличается от воспоминаний 1986 г. - насколько помнится, тогда никаких сложностей с чалкой не было и большая школьная группа зачалилась безо всяких проблем. Возможно, возрастные изъяны памяти тому виной, но не исключено также, что русло с тех пор объективно изменилось, равно как и начало тропы обноса.

    87. Водопад Хырмын-Дулю (Полёт белки). Состоит из двух основных желобов с падением 10-12 м. С наплыва никак не виден, видно только начало разделяющего гребня (который в профиль смотрится как одиночный скальный обломок) и скальные плиты правого берега. Вода падает по ломаной траектории, многократно отражаясь от одной стенки к другой и обратно, как скачет белка с дерева на дерево. Контролируемое прохождение невозможно даже теоретически. Ниже водопада река течёт в каньоне, глубина которого увеличивается по мере дальнейшего падения воды. Вскоре после водопада каньон делает правый поворот, дальше, в основном, прямой.

    88-89. Пор.Жаба и Снежинка. Относятся к препятствиям 6 к.с. и для похода 4 к.с. интереса не представляют никоим образом. Находятся в каньоне и сложны, для начала, хотя бы тем, что подход к ним представляет сам по себе непростую задачу. При желании их можно осмотреть сверху, с края каньона, но это также требует изрядного количества сил и времени.

    90. Пор.Слив. Чистый одиночный пологий слив через всю реку. Обносится заодно с предыдущими препятствиями исключительно потому, что наименее неудобный спуск в каньон находится ниже него. Бочка за сливом при малой воде выглядит более глубокой и жёсткой, чем по воспоминаниям 1986 г.

    Тропа обноса начинается от песчаной бухточки непосредственно перед водопадом. Она круто поднимается на гребень высотой ок. 15 м, лавируя между свежевывороченными деревьями, далее идёт, в основном, по горизонтали и спускается к реке несколькими последовательными ступенями. Много очень спелой брусники, попадаются остатки черники. Впечатляет суровая мощь крепких сибирских мужиков, проложивших эту тропу. 15-сантиметровые пихты перерублены одним ударом топора, кедровые стволы в 3 обхвата разделаны двуручной пилой, как вагонка... Длина обноса никак не 700 м, как указано в лоциях, а не менее 1 км. Для перетаскивания и особенно для спуска лодок удобно пользоваться коротким поводком - "трамвайчиком".

    Завершается обнос на большой стоянке. Дальше по тропе ходить не надо: ничего хорошего там нет. По количеству сортов туалетной бумаги можно оценить число групп, сплавлявшихся по Снежной в текущем сезоне и, вероятно, старательно готовившихся здесь к прохождению Жабы и Снежинки. От стоянки к воде ведёт крутой, высокий, сильно разбитый спуск - не позавидуешь дежурным, которым приходилось таскать оттуда воду. Внизу небольшая скальная полка, на которой можно загрузить лодки, и небольшое улово со скальными берегами.

    91-92. Две простые шиверы, мощные и эффектные - Лосево в скальных стенках. На выходе из шивер обширные поганки. После этих шивер каньон заканчивается.

    93. Длинная простая шивера. Берега обрывистые, крутые, высокие, мест для стоянки нет. Ходовое время от конца обноса до устья р.Ара-Буректай 10-15 мин.

    В устье р.Ара-Буректай первые места для стоянки после обноса. Они же фактически единственные, поскольку дальше вскоре начинается каньонный участок вплоть до преп.103-104. Одно возможное место для чалки - к самому началу конуса выноса притока, сама стоянка просматривается на коренном берегу в густом лесу. Другое - сразу за конусом, после простой шиверы-горки, на галечно-песчаной полке левого берега. Много спелого шиповника и очень спелой крупной костяники.

    94-95. Простые шиверы. Участок "Плакучие скалы" особо не выделяется, поскольку ручьёв с них течёт, на скорый взгляд, не больше и не меньше, чем на предыдущих участках.

    96. Порог. Левый берег скальная стенка, правый - крупноглыбовая осыпь, собственно порог образован этой осыпью и огибает её. Просмотр по правому берегу. С виду не слишком сложный, но пофигизм наказывается жестоко и немедленно. Расход здесь существенно больше, чем на верхнем и среднем участке, а бочки намного более мощные и жёсткие. Здесь и далее они преимущественно глубокие, а не поверхностные.

    Наиболее простой проход, как обычно - по широкой дуге, по треку вдоль левого берега. Один из каякеров поленился выбираться из-под правого берега и решил идти справа напролом через две основные бочки. В первую лениво ввалился абы как, замесило, отмахался, но во вторую упал уже как попало. Тяжело гружёная лодка встала на кормовую свечку и завалилась набок. Попытка эскимосского переворота пришлась на одну из последующих небольших бочек и закончилась выдёргиванием гребца из лодки. После этого гребец с лодкой прошёл самосплавом шив.97 и успешно зачалился в улове слева на правом повороте.

    Ниже порога фактически начинается каньон, сложенный породами ржаво-красного цвета. Удивительно, но из классических отчётов он упоминается только у Калихмана, и то не в лоции, а вскользь во вводной части. Правый берег - высокая скальная стенка, левый - крупные скальные выходы, но перемещение по ним вдоль воды пока ещё возможно. Восстановление нарушенного походного порядка потребовало существенных затрат сил и времени и серьёзно дезорганизовало весь оставшийся ходовой день. Меняется также характер препятствий: вместо струйных водообразований (валов, поверхностных бочек) преобладают тяжёлые глубокие бочки, местами обширные поганки.

    97. Короткая простая шивера - струя с валами до1,0 м.

    98-99. Шиверы. В конце шив.99 справа впадает ручей. На его конус выноса следует зачалиться для просмотра входной части пор.99а Красный.

    99а. Пор.Красный. Начальную часть удобно просмотреть по правому берегу, но дальше путь преграждает высокая скальная стенка. Препятствия не сложнее уже пройденных, но в конце порога струя разбивается о большую обливную плиту и сваливает с неё, по большей части, вправо, поперёк узкого прохода, создавая резкий и внезапный прижим к отрицательным выступам правого берега.

    От этого порога начинается основная часть каньонного участка, которую можно сравнить, из широко известных рек, с каньоном р.Улуг-О. Технически она несколько проще, но тактически намного сложнее, поскольку правый берег - непрерывная скальная стенка, а на левом также постоянно возникают высокие бомы. Перемещение вдоль воды возможно лишь на коротких участках, поэтому требуется уверенное прохождение участка походным порядком. Ошибки здесь недопустимы. (Для сравнения, каньон Улуг-О проходится или пролезается вдоль воды практически весь, за исключением короткого участка в пороге Демирсал-4, причем бОльшая его часть - непрерывно по правому берегу.)

    100. Три или четыре несложные шиверы. В первой, на левом повороте, правая половина русла забита камнями, с которых вода падает без скорости с высоты около 1,5 м. Основная часть потока собирается под левым берегом в узкий кручёный слив с прижимом к крупному скальному обломку у берега.

    101-102. Две шиверы подряд на длинном левом повороте. Удобнее рассматривать их как одно целое. Валы, бочки до 1,0 м, читается с ходу. Препятствие умеренно сложное, но очень строгое и длинное. По левому берегу высокие бомы, просмотр и обнос крайне трудоёмки, если возможны вообще.

    103. Шивера или участок шивер в расширении русла. Красный каньон заканчивается, к обоим берегам можно зачалиться, но мест для стоянки нет.

    104. Классическая шивера-горка на правом повороте вокруг обширной крупногалечной отмели. Горка очень длинная и мощная, с большим суммарным падением и с бифуркационным прижимом к левому берегу в конце. Слева перед прижимом впадает водопадный ручеёк, не показанный на карте; справа после препятствия крутой горкой впадает крупный ручей (первый из 3 подряд). За поворотом, в конце отмели, удобная чалка и небольшой участок песчаных наносов, где можно поставить палатку. Возможно также поставить лагерь на опушке леса над серединой отмели, но там и там довольно мало ровного места для палаток. В любом случае, это первое удобное место для стоянки после устья р.Ара-Буректай. На песке много звериных следов (косуля, россомаха...) - что и не удивительно, поскольку это единственный удобный водопой на несколько километров выше и ниже по реке. По прибытии на стоянку были встречены большой чёрной белкой.

    105. Каньон Мрачный. Узкий каньон в высоких чёрных стенках, начинается сразу после впадения ручья справа. В начале простая шивера, несильный прижим к левому берегу. Далее до конца каньона спокойный быстроток.

    106-110. Шиверы, в основном - простые струйные. После каньона долина и русло реки резко расширяются, препятствия становятся существенно проще, появляются места для стоянок. Левый приток р.Чернушка (по некоторым картам - Черёмушка) впадает величественным водопадом. Все указанные на карте ручьи наличествуют.

    111. Шивера-порог. Ориентир - 2 ручья справа: один перед предыдущей шиверой, другой после. Состоит из двух частей, разделённых чётким участком быстротока. Первая ничем особым не примечательна. В конце второй вода бьёт в скальный обломок в центре русла, образуя видимый издалека навал, и сваливает вправо, в косые ворота между этим обломком и ещё одним у берега. За воротами мощная глубокая бочка 1,2 м. Особенность многих бочек на нижнем участке Снежной в том, что они выглядят довольно невзрачно и с берега, и с воды, и только при заходе в бочку видно, что дно её находится ещё на метр ниже уровня нижнего бьефа слива. (Похожие бочки характерны также для нижней Оны.)

    112. Порог, один из ключевых на всём маршруте. Удивительно, почему первопроходцы не сочли его достойным имени собственного. В лоциях есть ряд фатальных неточностей.

    Начинается не через 400 м после преп.111, а максимум через 200 м, косой входной грядой камней на следующем же левом повороте. При подходе к повороту видно начало острова, расположенного за поворотом. Чалка для обработки порога справа выше острова, берег крупноглыбовый, проходимый, много малины. Левый берег - скальный, непроходимый.

    БОльшая часть воды (60-67%) идёт в правую протоку. На входе каскадный слив с общим перепадом около 2 м, далее до конца острова простая шивера. На выходе - широкая однородная горка с крупными камнями-зубьями в начале.

    В левой протоке воды меньше, уклон более равномерный и выбирается последовательно небольшими (до 1 м в конце) сливами. Для просмотра следует перечалиться в начало острова; просмотр необходим в любом случае, поскольку в протоке возможны неприятные сюрпризы, не видные ни с наплыва, ни снизу. Протока делает сначала местный левый поворот, затем, на бОльшей части своей длины - постепенный правый, с прижимами к нескольким скальным выступам левого берега, направленным против течения. Уклон увеличивается к концу протоки (как это было раньше в преп. 13, 29 и др.), перед выходом два слива с самыми мощными бочками и три прижима.

    После слияния проток прямой участок, струя прижимает к левому скальному берегу - несильно, в основном, из-за преобладания струи из правой протоки над левой. Все мощные и опасные прижимы - не здесь, как указано в старых лоциях, а в левой протоке.

    Завершает препятствие бочка поперёк всей реки, заглубленного типа, в которую валятся все 100 или 120 кубов Снежной. Где-то мы это уже видели... правильно, в Снежинке. Глубина бочки в средней части не менее 1,5 м (оценка глазомерная, с рулеткой туда не лазил). По экспертной оценке, при удачном попадании туда велики шансы того, что оно будет колбасить и плющить неограниченно долго и отпустит только по отдельности лодку и тушку гребца.

    Наиболее слабое место Бочки - в правой части. Однако зайти в него мешает небольшая, очень косая бочечка от камня у правого берега на полдороге, норовящая столкнуть лодку в центр струи.

    За Бочкой большой спокойный плёс, удобный для вылавливания плывущих предметов и тел.

    Прохождение осуществлялось по отработанной схеме: один каяк сразу обнесён по правому берегу (частично сплавлен по средней части правой протоки), обнесена также часть вещей. Остальные лодки, частично разгруженные, успешно прошли порог по левой протоке, предварительно просмотрев её с острова. В одном из прижимов, в нашем случае, застряло толстое бревно; этот фрагмент был обнесён. Две наиболее мощные выходные бочки проходились по правому краю, курсом от центра направо, что позволило решить одновременно ряд задач: уйти от последнего, самого опасного скального выступа; выйти навстречу широкой мощной струе правой протоки и использовать скорость, приданную левой протокой, для её траверса; быстро пересечь мощную сбойку двух струй и уйти с неё; занять оптимальную исходную позицию для прохождения главной Бочки. На оставшихся метрах необходимо окончательно перейти на правый край струи, преодолеть малую косую бочку курсом от центра вправо, и зайти в Бочку в заданном месте.

    В целом препятствие длинное, сложное, мощное, содержит в себе практически все типы элементарных препятствий, возможные на этой реке, и весьма опасное. Единственное, что его несколько смягчает - это относительно лёгкий проход по правому берегу и хорошая страховка снизу на плёсе. Он абсолютно превосходит по любому параметру - сложности, опасности, трудоёмкости - как Извилистый, так и 2-3 ступени Монгунгольского, причём безотносительно к типу судов. Из препятствий 4  к.с. с ним может сравниться только 1 ступень Монгунгольского и только по сложности. Это одно из определяющих препятствий маршрута и великолепное, очень логичное завершение содержательной части путешествия.

    Сразу после порога долина резко расширяется, начинают попадаться рыбаки, которые по левому берегу поднимаются до самого порога. За ближайшим правым поворотом - последнее содержательное препятствие.

    113. Шивера - последний аккорд. На самом деле, это две шиверы. Первая начинается за правым поворотом, в центре большая галечная отмель. Короткая правая протока выглядит более многоводной, пошли в неё, но там оказалась только горка с небольшими валами. При взгляде назад обнаружилось, что основная протока - левая, там какие-то сливчики и прижимы. Вторая часть - после короткого быстротока, горка с валами и поверхностными бочками до 1,0 м (что соответствует старым лоциям).

    114-115. Простые шиверы. В устье р.Селенгинка турбаза на правом берегу. Ниже только перекаты. На разбоях в районе о.Карьерный нужно идти в более многоводную правую протоку, которая в конце дробится и перетекает в левую (по сути, эта цепочка островов тоже есть один большой перекат). Ходовое время до пос.Выдрино приблизительно 1.15'-1.30'.

    В пос.Выдрино можно зачалиться, в зависимости от предполагаемого способа отъезда, либо на левом берегу возле автомобильного моста (попутные машины обычно ловят здесь), либо на правом немного выше ж/д моста (под самым мостом проходит дорога в основную часть посёлка, расположенную на побережье). Местное население агрессии и вообще особого интереса не проявляет, поэтому при необходимости можно заночевать (хотя лучше и не маячить слишком явно на виду). По берегам имеется достаточное количество сыроватого, но способного гореть плавника. Много крупной спелой костяники, попадается малина.


    5. Подъезды и отъезды с маршрута

    Заброска на р.Снежная возможна тремя основными вариантами: северным, южным и воздушным. Северный вариант подходов был наиболее популярным в 1980-е годы - в эпоху походов с длинной и самоценной пешей частью, с легковесными судами и снаряжением. Он проходит по Ипатьевскому тракту от ст.Мурино вверх по р.Лангутай, через пер.Лангутайские ворота, Нухен-Дабан и Байри до бывшего летника Байри. Протяжённость маршрута - ок.80 км, средняя продолжительность - 5 ходовых дней. Для групп с современным тяжёлым снаряжением и судами данный маршрут практически непосилен, однако не исключено, что в ближайшем будущем его придётся осваивать заново в связи с обстоятельствами, изложенными ниже.

    Возможны также варианты подходов от г.Слюдянка через верховья р.Утулик и Патовое плато, но это уже сугубо пеше-водные маршруты протяжённостью свыше 100 км, и рассматривать их в данном документе нет смысла.

    Южный вариант широко использовался туристами-водниками в последние годы. Он включает заброску автотранспортом от г.Улан-Удэ до пос.Баянгол Закаменского района Республики Бурятия (ок.400 км), далее трактором под пер.Бархе-Дабан (докуда удастся), лошадьми и пешком. Прохождение данного маршрута с неразборными полиэтиленовыми лодками, в принципе, по силам для молодых и сильных туристов. В качестве психологической зарядки он, с изрядной долей вероятности, может включать в себя полубандитские приключения в духе ретро 1990-х годов: конкретное кидалово, разводы на бабки, пустые базары и разборки по поводу сравнительной крутизны крыш [6]. К тому же формально приграничные Джидинский, Петропавловский и Закаменский районы находятся целиком в погранзоне, и хотя "суровость законов российских компенсируется необязательностью их исполнения" ((C)М.Е. Салтыков-Щедрин), отсутствие серьёзных проблем на этой почве в настоящее время никоим образом не означает их отсутствие в будущем.

    Авиационный вариант, по нашему мнению, является в настоящее время оптимальным как по стоимости, так и по времени. Вопреки распространённому мнению о дороговизне и непредсказуемости вертолётной заброски, следует отметить, что дорога до Улан-Удэ (если не рассматривать вариант плацкартного вагона нефирменного пассажирского поезда) сама по себе далеко не дёшева. Улан-Удэ - небольшой город и малозначительный аэропорт, в него летают меньше компаний и выполняется гораздо меньше рейсов, особенно дальнемагистральных, поэтому цены намного выше. В нашем случае, на момент принятия решения стоимость двух авиабилетов Москва - Улан-Удэ, Иркутск - Москва была на 12 тыс.руб. больше, чем одного билета Москва - Иркутск - Москва; это уже соизмеримо со стоимостью вертолётной заброски даже при самом неблагоприятном раскладе. Если же присовокупить к этой разнице ещё и стоимость наземной заброски от Улан-Удэ, то авиационный вариант оказывается дешевле в большинстве случаев.

    Полёт проходит через невысокие предгорья на левом берегу р.Ангара, над южным побережьем оз.Байкал и далее вверх по долине р.Снежная. Расстояние невелико, маршрут полёта проходит без превышения, вертолёты в Иркутске - хорошие новые МИ-8 и МИ-17, с неуменьшенным ресурсом, поэтому за один рейс можно доставить большое количество людей и груза. Для заброски наша группа присоединилась к местной (иркутской) группе, с которой связалась заранее и совместно спланировала дату вылета. В нашем случае вертолёт на 13 чел. + груз ещё на 3 чел. обошёлся в 160 тыс.руб. Правда, есть предположения, что эта цена договорная и может в некоторой степени варьироваться в зависимости, например, от того, представители какого города или региона заказывают рейс.

    Что касается продолжительности заброски, то, действительно, авиация - вещь вероятностная и гарантировать вылет в строго определённый день не может. На случай задержки вылета ввиду непогоды или иных причин необходимо предусматривать в графике похода резервные дни. В нашем случае ожидать вылета из Иркутска пришлось 1 день ввиду глобальной непогоды над всем регионом. В Интернете можно найти упоминания о более длительных задержках, до 5 дней; в среднем следует рассчитывать на вероятную задержку 2-3 дня. При наземной же заброске такое же или большее время тратится гарантированно. Таким образом, и в этом отношении авиационная заброска является более эффективной. (Если же нелётная погода стоит на маршруте в течение недели и более, то это ли не повод серьёзно задуматься: а вам действительно туда непременно надо?)

    Координаты авиакомпаний "Ангара" и, насколько можно понять, родственной ей "Иркутск-Авиа":

    ЗАО "Авиакомпания "АНГАРА"
    664009, Россия, г.Иркутск,
    ул. Ширямова, д. 9 (второй этаж)
    E-mail: info@angara.aero
    http://angara.aero/

    Приёмная:
    Тел.: (3952) 287831
    Факс: (3952) 287830

    Коммерческий отдел:
    Тел.: (3952) 287825
    Факс: (3952) 287833

    ЗАО "Авиакомпания "ИркутскАВИА"
    664009, г. Иркутск, улица Ширямова, 9
    E-mail: info@irkavia.ru
    http://www.irkavia.ru
    Тел.: (3952) 287730
    Факс: (3952) 287733

    Вертолётная группа:
    Тел.: (3952) 287738

    Помимо этой компании, собственными вертолётами в Иркутске располагают также авиазавод, РОСТА (б.ДОСААФ) и Аэростар (французские вертолеты Eurocopter, 4-6 чел.)

    Лодки и часть снаряжения были заблаговременно отправлены из Москвы в Иркутск грузобагажом, стандартным путём - через багажное отделение Ярославского вокзала. В связи с постоянным сокращением услуг грузобагажных перевозок расписание движения багажных поездов и вагонов необходимо уточнять каждый раз не менее чем за 2 недели до начала похода.

    Следующим проблемным моментом в будущем может стать заказник "Снежнинский", организованный в верховьях реки. На бывшем летнике Байри ныне располагается его кордон. Достоверных сведений о нём обнаружить не удалось. По некоторым данным, разрешение на его посещение теперь нужно получать в Улан-Удэ. По другим - оно вообще не даётся, на то и заказник.

    Приводим непроверенные сведения, полученные от встреченной туристской группы из Казани (4 чел., 2 ружья, удочки), с сохранением оригинальных формулировок. На Байри к ним явился некий гражданин, представившийся егерем заказника. У вас, говорит, ружья? С ружьями нельзя здесь находиться. И с удочками нельзя. И вообще вам здесь находиться не положено. Это заказник для охоты бурятской знати, вот сейчас здесь отдыхают зам.министра МВД и начальник ГАИ (а я, мол, при них). После совместного распития спиртных напитков инцидент был исчерпан и все претензии отозваны, но осадок остался.

    Свежая колея от ГТ по всей долине с верховьев до устья р.Барун-Юнкуцук тоже осталась. (После недавних инцидентов с алтайскими и иркутскими высокопоставленными особами, вероятно, остальные действительно стали остерегаться... летать на охоту вертолётами.) Косвенно утверждения указанного гражданина могут подтверждаться тем фактом, что за один только этот день (08 августа) мимо нас проплыли 4 группы, сплавлявшиеся с верховьев. По возвращении же через 3 дня из радиального выхода, несмотря на чрезвычайно низкую скорость движения (12 дней на реке), нас не догнала ни одна. Единственное объяснение такому раннему и внезапному прекращению туристского сезона, которое можно предположить - упомянутые выше представители бурятской знати, увидев на реке туристов, могли на обратном пути нараздавать в Баянголе руководящих воздействий всем местным властям и перекрыть этот маршрут.

    На какое-то время противопоставить этому можно, конечно, пешую или вертолётную заброску с севера... но нетрудно предположить, что будет потом: закрытие воздушного пространства суверенной Бурятии для иркутских вертолётов и пограничная застава на Лангутайских Воротах.

    На обратном пути предполагалось отправить лодки грузобагажом со ст.Выдрино. Однако это оказалось невозможным, поскольку багажные отделения в Выдрино и на других маленьких станциях нынешними "эффективными менеджерами" упразднены как класс. Лодки нужно везти электричкой (их две, в 07:55 и 16:22 по местному времени) или автотранспортом до ст.Слюдянка, где осталось единственное багажное отделение. К счастью, в нашем распоряжении ещё оставался ещё один резервный день; однако если бы завершение путешествия было запланировано "впритык", с расчётом вечерними поездами доехать до Иркутска и наутро улететь, то это вызвало бы определённые проблемы. Всего по ст.Выдрино останавливается 4-6 пассажирских поездов в сутки, скорые поезда не останавливаются.

    На ст.Слюдянка багажное отделение работает с единственным местным поездом Иркутск - Наушки, прямые московские багажные поезда и вагоны оно не обслуживает (по крайней мере, на отправку). На Москву весь грузобагаж следует с перевалкой в Иркутске, отчего сроки прибытия становятся труднопредсказуемы. Это обязательно должно быть учтено при планировании будущих походов в Хамар-Дабане и Восточных Саянах: грузобагаж в поход следует отправлять только до Иркутска и планировать дальнейшую заброску авто- или авиатранспортом непосредственно от Иркутска, а не от Слюдянки.

    Сообщение между г.Слюдянка и г.Иркутск (электрички, дальние поезда, маршрутные и легковые такси, автобусы) хорошо развито и не представляет проблем. На случай, если группа располагает свободными днями для отдыха на оз.Байкал, можно упомянуть следующие варианты их проведения, в зависимости от числа дней и предпочтений участников:


    6. Местное население

    Местное население на маршруте отсутствует, что значительно упрощает его прохождение.


    7. Обеспечение безопасности

    При сплаве, разведке и страховке все участники находились в касках и спасжилетах.

    Участок препятствий 6 к.с. и непроходимых, от вдп.87 Хырмын-Дулю до пор.90 Слив включительно, обнесён всеми участниками.

    1 ступень пор.59 Монгунгольский обнесена всеми участниками.

    Пор.58 Извилистый, 2 и 3 ступени пор.59 Монгунгольский, пор.112 обнесены одним каяком, остальными пройдены со страховкой с воды и частичной разгрузкой вещей (тяжелыё и плотные грузы обнесены, легковесные грузы оставлены в лодках в качестве ёмкостей непотопляемости).

    Участником Валяевой дополнительно обнесены также пор.65, 84 Кит-Китский, 96, 99а, отдельные участки на отрезке 96-102, выходная часть пор.111.

    Остальные препятствия проходились походным порядком с использованием само- и взаимостраховки.

    При прохождении имело место 2 оверкиля, из которых 1 был ликвидирован методом взаимостраховки с воды и 1 - методом самостраховки.


    8. Метеоусловия и иные природные факторы

    На протяжении большей части путешествия наблюдалась переменная погода: периоды ясной и солнечной погоды по 3-4 дня, с дневной температурой около 25oС, сменялись холодными фронтами с дождями и дневной температурой не выше 10oС в течение 1-1,5 дней. При ясной погоде во второй половине дня нередки кратковременные, но обильные ливни с грозами, по ночам обильная роса.

    После затяжного ненастья 16-19 августа наступило резкое изменение погоды, которое можно отнести, по-видимому, уже к состоянию "бабьего лета": ясная погода с дневной температурой не выше 18-22oС, холодный северный ветер в течение всего дня. Состояние атмосферы и характер облаков резко изменились, закаты вместо летних малиново-фиолетовых стали зимними оранжево-зелёными. В последний день пребывания на оз.Байкал 24 августа снова наблюдались признаки скорого ухудшения погоды (перистые облака и т.п.).

    На протяжении маршрута значительное беспокойство доставляли многочисленные мухи и, в отдельные периоды времени, мошка. На заболоченной части Игумновского тракта в низовьях р.Зун-Байри много комаров.


    9. Материальное обеспечение похода

    Специальное снаряжение

    Групповое Личное
    Наименование Кол-во Наименование Кол-во
    Весла запасные2 шт.Каяк п/э неразборный1 шт.
    Ремни багажные1 параВесло1 шт.
     Юбка1 шт.
    Каска1 шт.
    Спасжилет 8-10 л.1 шт.
    Куртка брызгозащитная1 шт.
    Гидрокостюм неопреновый1 шт.
    Сапожки неопреновые1 пара
    Термобелье1 компл.
    Гермоупаковки1 компл.

    Из общетуристского снаряжения следует отметить, что даже для небольшой группы крайне желательны:

    Все продукты были без проблем закуплены в г.Иркутске, включая хорошую тушёнку Улан-Удинского мясокомбината. Крупные продуктовые магазины здесь, в отличие от Москвабада, принадлежат конкурирующим группировкам и получают товар из разных источников, поэтому ассортимент сильно различается. Пройдя 2-3 магазина, нетрудно почти полностью укомплектовать список продуктов. Также можно рекомендовать посещение центрального рынка.


    10. Смета похода

    Наименование расходов На 1 чел. На группу в 2 чел.
    Авиабилеты Москва - Иркутск - Москва 20071,00 руб. 40142,00 руб.
    Аэроэкспресс Москва - Шереметьево - Москва 2×300,00 руб. 1200,00 руб.
    Доставка лодок:
    по Москве (легковое такси с багажником)
    Москва - Иркутск (грузобагаж по ж/д)
    Выдрино - Слюдянка (электричка)
    Слюдянка - Москва (грузобагаж по ж/д)
     
     
     
    13,30 руб.
     
     
    2×850,00 руб.
    933,50 руб.
    26,60 руб.
    873,50 руб.
    Вертолёт Иркутск - лет.Байри (2/13 доли)   24615,40 руб.
    Электропоезд:
    Выдрино - Слюдянка
    Слюдянка - Иркутск
     
    63,00 руб.
    38,00 руб
     
    126,00 руб.
    76,00 руб.
    Продукты питания на маршруте*   5000,00 руб.
    Продукты питания и прочие расходы
    на подъездах и отъездах*
      1000,00 руб.
    Итого 37846,5 руб. 75693 руб.

    * Сумма приблизительная


    Выводы и рекомендации

    1. Путешествие по р.Снежная на каяках является полноценным маршрутом 4 к.с. Оно имеет умеренную сложность и представляет интерес для каякеров, близких либо к началу своей туристской карьеры (2-3й поход), либо к её завершению.
    2. Вертолётная заброска из Иркутска на сегодняшний день является наиболее целесообразной как с точки зрения стоимости, так и с точки зрения продолжительности, а в скорой перспективе может стать единственно возможной для групп с современными тяжеловесными судами и снаряжением.
    3. Наличие заказника Снежнинский, в случае его функционирования де-факто, может потребовать переноса точки начала сплава ниже устья р.Юнкуцук и сделает вертолётную заброску единственно возможной.
    4. Определяющими для маршрута 4 к.с. являются пор.112 и Монгунгольский, а также Извилистый и весь каньонный участок от пор.96 до пор.102 включительно. Дополнительно следует обратить внимание на пор.13 и 65; для маломерных судов также на выходные бочки в преп.76 и 111. Сложность преп.29 явно преувеличена относительно вышеупомянутых.
    5. Прохождение заключительной части маршрута, от р.Ара-Буректай до ст.Выдрино, рекомендуется разбить на 2 дня с промежуточной стоянкой перед каньоном Мрачный (на преп.104), либо после него.
    6. Отправку грузобагажа в походы по Хамар-Дабану и Восточным Саянам впредь следует производить до г.Иркутск, и от него планировать дальнейшую заброску авто- или авиатранспортом. Обратная отправка грузобагажа после похода возможна только со ст.Слюдянка (с перевалкой в Иркутске) либо от г.Иркутск, при этом в графике заключительной части путешествия следует зарезервировать время, соответствующее часам работы багажного отделения.
    7. При современном отношении к походу как к разовому развлечению, а не как к делу всей жизни, при высоких требованиях к нему в плане соотношения результат/затраты, и при современном уровне цен на авиа- и ж/д билеты путешествие в Хамар-Дабан из европейской части России имеет смысл только в том случае, если оно охватывает не менее 3 из 5 основных рек региона.

    Литература

    1. А.Д.Калихман. Отчет о водном походе 5 к.с. по рекам Хара-Мурин и Снежная (Хамар-Дабан). Иркутск, 1979 г. Библиотека МГЦТК, No.3612.
    2. Л.Д.Измайлов. Отчет о водном туристском путешествии 5 к.с. по Хамар-Дабану (реки Снежная и Темник). Иркутск, 1981 г. Библиотека МГЦТК, No.4100.
    3. А.С.Курапов. Отчёт о водном туристском путешествии 5 к.с. маршруту: р.Утулик, р.Снежная. Москва, 1989 г. Библиотека МГЦТК, No.5216.
    4. В.Е.Юрин. Два похода в одном флаконе, или прощание с Саянами. Отчет о водном туристском путешествии (на каяках) 5 к.с. по маршруту: р. Хангарул, р. Зун-Мурин, р. Жомболок, р. Ока. Москва, 1997 г. Библиотека МГЦТК, No.5528.
    5. Дискуссия на сайте www.veslo.ru.
    6. Путешествие "Команды "Катастрофа", Пермь.

    М. Сопрунову
     

    Однажды мы вернемся туда, где мы бывали
    Когда-то много вёсен и лет тому назад.
    Найдем свою записку на том же перевале,
    И с той же самой точки посмотрим на закат.

    Однажды мы вернемся туда, где были юны,
    И были наши ноги сильней, чем голова.
    И ярче было солнце, и звонче были струны,
    И даже зеленее была тогда трава.

    Однажды мы вернемся туда, где мы когда-то
    Шагали вместе с теми, кто канул в небытье.
    Вы помните, ребята,
    Вы помните, ребята,
    Как вместе мы стояли на этой высоте?

    Удача на исходе, и годы, в самом деле,
    Висят над головами, как туча воронья.
    И что мы не успели,
    И что мы не допели -
    Наверно, не успеем ни ты уже, ни я.

    Однады мы вернемся туда, где мы бродили,
    И сядем, как когда-то, и вспомним о былом.
    Как молоды мы были...
    Как молоды мы были!
    И сколько лет, ребята, с тех пор уже прошло...

    Однажды мы вернемся...

    12-15.08.95
    р.Утулик


  • Комментарии: 1, последний от 23/09/2010.
  • © Copyright Юрин Валентин Евгеньевич (valentine.iourine@g23.relcom.ru)
  • Обновлено: 18/04/2012. 78k. Статистика.
  • Водный:Забайкалье, Саян восточный
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка