Лучко Максим Иванович: другие произведения.

Техотчет: Монголия 2005. 1. Техническая часть

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 06/12/2017. 34k. Статистика.
  • Техотчет. Горный:Алтай ,Нет , 1 к/с (5) , Ноги
  • Дата похода 01/09/2005
  • Маршрут: пер.Нарийн - ур.Нарийн-хаг - пер.Дунд - ур.Дунд-хаг - пер.Бортын - р.Шурхайн-гол - р.Шурхайн-гол - пер.Мунхайархан Восточный - пер.Мунхайархан Западный - г.Мунхайархан - г.4107 м. - г.Г.3883 м. - г.3785 м. - 3849 м. - г.4112 м. - г.3843 м. - г.3564 м. - пер.Их-тургений-даба - г.3885 м. - г.3900 м. - оз.Баян-сайрын-нур - р.Баян-сайрын-гол - р.Дунд-цэнхер-гол
  • Иллюстрации/приложения: 25 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отчёт о технической части восхождения на г. Мунхайархан и последующего траверса хребта Мунхайархан сентябре 2005 года. Исправленный вариант с улучшенными фото


  •    Технический отчёт
        -- Справочные сведения.
          -- Проводящая организация: ТС ЗАО "Братья Говор".
          -- Район путешествия: Россия, Монголия - Баян-Улгийский аймак, Ховдинский аймак, Монгольский Алтай, хребет Мунхайархан.
          -- Продолжительность: 18 дней, из них ходовых - 5 дней
          -- Планирование путешествия.
       Изначально задумывалось как большое путешествие по всем значительным горным районам Монголии на идейной и организационной основе, сформированной в подобных мероприятиях (экспедиции в район г. Найрамдал в 2003 - 2004 гг., автомобильные туры по Алтаю и пр.)
       Имелся большой план, согласно которому нужно проехать пол-Монголии по южной трассе с запада на восток (г. Ташанта - г. Ульгий - г. Алтай - г. Арвайхээр), попутно сделав восхождения на ряд вершин, затем перебраться с юга на северную дорогу (п. Мурен - г. Цагаануур), по которой планировалось вернуться к Ташанте, взойдя на несколько гор. Согласно второму плану, - менее глобальному - предполагалось сделать скоростные восхождения в хребте Цамбагарав, затем переместиться к хребту Мунхайархан, сделать траверс хребта и закончить восхождением на г.Их-Богд-Уул (3957 м.), которая находится рядом с пустыней Гоби. После всего этого думалось идти по первому плану, только без восхождений, или же вернуться по пути заезда, то есть по южной трассе, в Ташанту. Согласно третьему плану, мы перемещаемся к Мунхайархану, траверсируем хребет, затем делаем восхождение на окологобийскую вершину Их-Богд-Уул (3957 м.) и возвращаемся обратно. Если остаётся время, делаем восхождения по хребту Цамбагарав.
       Из-за отмены свободного въезда на территорию Монголии для жителей Кош-Агачского района нам пришлось отказаться от автотранспорта турфирмы и перемещаться посредством такси, что значительно усложнило путешествие и заставило отказаться от первого и второго вариантов, а также урезать третий план.
       1.5. Путешествие финансировалось ТС ЗАО "Братья Говор" в рамках проведения спортивных экспедиций, спортивных туров и учебно-тренировочных мероприятий школы гидов-проводников, спасателей в природной среде и участников походов 1 - 5 к.с.
       1.6. Картографический материал. Использовалась обзорная карта Монголии (1 см.: 30 км. Роскартография, 2002 г.), аймачные монгольские карты (масштаб от 1 см.: 10 км до 1 см.: 15 км.), карты Кош-Агачского района (1 см.: 2 км., Роскартография, 1996 г.), пятикилометровки Монголии и пр.
          -- Подробная нитка путешествия.
       Автоперемещение: Вечерний выезд из Новосибирска - п. Белый Бом - - п. Кош-Агач - п. Кокоря - река Юстыд - п. Ташанта - п. Кызыл-Юрт - г. Улгий - г. Ховд - п. Манхан - п. Мунхайархан (р. Дунд-Цэнхер-Гол).
       Пешая часть: пер. Нарийн (н.к.) - ур. Нарийн-Хаг - пер. Дунд (н.к.) - ур. Дунд-Хаг - пер. Бортын (н.к.) - р. Шурхайн-Гол - р. Шурхайн-Гол - пер. Мунхайархан (Восточный) (2А) - пер. Мунхайархан (Западный) (2Б) - г. Мунхайархан (рад.) (2А) (4362 м.) - г. 4107 м. - г. г.3883 м. - г. 3785 м. - 3849 м. - г. 4112 м. - г. 3843 м. - г. 3564 м. - пер. Их-Тургений-Даба - г. 3885 м. - г. 3900 м. - оз. Баян-Сайрын-Нур - р. Баян-Сайрын-Гол - р. Дунд-Цэнхер-Гол - (общая категория траверса - примерно 2А-2Б).
       Автоперемещение: п. Манхан - г. Ховд - п. Эрдэнэбурэн - г. Улгий - п. Кызыл-Юрт - п. Ташанта - развилка "Кокоря - Чуйский тракт" - п. Кош-Агач - п. Курай - п. Белый Бом - г. Новосибирск.
       2. Общий график путешествия
       Даты
       День пути
       Участок пути
       протяжённость
       Характер пути
       2.09 - 3.09.
       1,2
       Вечерний выезд из Новосибирска - приезд в Белый Бом
       742
       Чуйский тракт
       3.09.
       2
       Белый Бом - посёлок Курай
       94
       Чуйский тракт
       4.09.
       3
       П. Курай - п. Кош-Агач - п. Кокоря - река Юстыд
       134
       Чуйский тракт, асфальт
       5.09.
       4
       Р. Юстыд - п. Кош-Агач - п. Ташанта - р. Юстыд (рядом с Ташантой)
       106
       Чуйский тракт, асфальт
       6.09.
       5
       . Юстыд - п. Ташанта - г. Улгий (р. Ховд)
       201
       Грунтовая дорога
       7.09.
       6
       П. Улгий (р. Ховд) - г. Ховд - п. Манхан
       450
       Грунтовая дорога
       8.09.
       7
       п. Манхан - п. Мунхайархан (р. Дунд-Цэнхер-Гол)
       80
       Грунтовая дорога
       9.09.
       8
       П. Мунхайархан (р. Дунд-Цэнхер-Гол) - пер. Нарийн (н.к.) - ур. Нарийн-Хаг - пер. Дунд (н.к.) - ур. Дунд-Хаг - пер. Бортын (н.к.) - р. Шурхайн-Гол
       28
       Грунтовая дорога, травянистый склон, тропа
       10.09.
       9
       Р. Шурхайн-Гол - пер. Мунхайархан (Восточный) - пер. Мунхайархан (Западный)
       20
       Тропа, лёд, фирн, снег
       11.09.
       10
       пер. Мунхайархан (Западный) - г. Мунхайархан (рад.) - г. 4107 м. - г. г.3883 м. - г. 3785 м.
       24
       Лёд, фирн, снег, осыпь
       12.09.
       11
       Г. 3785 м. - 3849 м. - г. 4112 м. - г. 3843 м. - г. 3564 м. - пер. Их-Тургений-Даба
       18
       Лёд, фирн, снег, осыпь
       13.09.
       12
       Пер. Их-Тургений-Даба - г. 3885 м. - г. 3900 м. - оз. Баян-Сайрын-Нур - р. Баян-Сайрын-Гол - р. Дунд-Цэнхер-Гол - п. Мунхайархан.
       32 + 16 (машина)
       Лёд, фирн, снег, осыпь, тропа, грунтовая дорога
       14.09. - 15.09.
       13
       П. Мунхайархан (р. Дунд-Цэнхер-Гол) - п. Манхан - г. Ховд - п. Эрдэнэбурэн - г. Улгий
       190 (от Мунхайархана до Ховда) + 300 (от Ховда до Ульгия) = 490
       Грунтовая дорога
       15.09.
       14
       Г. Улгий - Кызыл-Юрт
       135
       грунтоваядорога
       16.09.
       15
       Кызыл-Юрт - п. Ташанта - развилка "Ташанта - Чуйский тракт"
       88
       Грунтовая дорога, Чуйский тракт
       17.09.
       16
       Развилка "Ташанта - Чуйский тракт" - п. Кош-Агач - п. Курай - п. Белый Бом
       186
       Чуйский тракт
       18.09. - 19.09.
       17 - 18
       п. Белый Бом - г. Новосибирск
       742
       Чуйский тракт
       Итого: автопередвижение - 3164, пешком - 122 + коэффициент 1,2 = 146,4
       3. Описание пройденных препятствий
       3.1. Описание прохождения перевала Нарийн
       Район
       Хребет, массив
       Название
       Высота
       Категория трудности
       протяжённость
      
       Монголия, Монгольский Алтай
       Монгольский Алтай
       Нарийн
       2470
       Н.К.
       4 км.
       3.1.1. Перевал входит в горную систему монгольского Алтая. Ориентация: северо-востока на юго-запад.
       3.1.2. Соединяет долину реки Дунд-Цэнхер-Гол с урочищем Нарийн. Название - по урочищу.
       3.1.3. Информации о прохождении перевала не встречал.
       3.1.4. Через перевал идёт грунтовая серпантинная дорога. У седловины с правой стороны - красивые скалы останцы. На перевале находится тур (обо).
       3.1.5. Средняя крутизна на спуске и на подъёме - 25 градусов.
       3.1.6. Время прохождения: 1 ч. 20 мин.
       3.1.7. Фото:
       0x01 graphic
       Ф.1. Вид на подъём с перевала
       0x01 graphic
       Ф.2. Останцы на перевале
      
       3.2. Описание прохождения перевала Дунд
       Район
       Хребет, массив
       Название
       Высота
       Категория трудности
       протяжённость
      
       Монголия, Монгольский Алтай
       Монгольский Алтай
       Дунд
       2712 м.
       Н.К.
       4 км.
       3.2.1. Перевал входит в горную систему монгольского Алтая. Ориентация: с юго-востока на северо-запад.
       3.2.2. Соединяет урочище Нарийн-Хаг с урочищем Дунд-Хаг. Название - по урочищу.
       3.2.3. Информации о прохождении перевала не встречал.
       3.2.4. Через перевал идёт грунтовая серпантинная дорога. На перевале находится тур (обо).
       3.2.5. Средняя крутизна на спуске и на подъёме - 25 градусов.
       3.2.6. Время прохождения: 40 мин.
      
       3.3. Описание прохождения перевала Бортын
       Район
       Хребет, массив
       Название
       Высота
       Категория трудности
       протяжённость
      
       Монголия, Монгольский Алтай,
       Монгольский Алтай
       Бортын
       3000 м.
       Н.К.
       4 км.
       3.3.1. Перевал входит в горную систему монгольского Алтая. Ориентация: с севера на юг.
       3.3.2. Соединяет урочище Дунд-Хаг с долиной озера Бортын-Нур. Название - по озеру.
       3.3.3. Информации о прохождении перевала не встречал.
       3.3.4. От подошвы перевала до седловины и далее на спуске - до дна долины: каменисто-травяной склон.
       3.3.5. Средняя крутизна на спуске и на подъёме - 35 градусов.
       3.3.6. Время прохождения: 1 ч. 20 мин.
       3.3.7. Фото:
       0x01 graphic
       Ф.3. Озеро Бортын
      
       3.4. Траверса хребта Мунхайархан
       Район
       Хребет, массив
       Название
       Высота
       Категория трудности
       протяжённость
      
       Монголия, Монгольский Алтай, хребет Мунхайархан
       От долины реки Шурхайн-Гол до урочища Бугатын-Сала
       Мунхайархан
       4362 (русские карты), 4204 м. (русская карта Китая, монгольская аймачная карта)
       2А - 2Б
       40 км. + коэффициент 1,2 = 48 км.
       3.4.1.Хребет входит в горную систему монгольского Алтая. Вытянут с северо-запада на юго-восток.
       3.4.2. О восхождении на высшую точку хребта - г. Мунхайархан написано в отчёте польских альпинистов.http://www.zwoje-scrolls.com/zwoje28/text20p.htm
       3.4.3.Описание по участкам.
       3.4.3.1. Подъём на хребет.
       Из ущелья Шурхай-Нур можно несколькими путями выйти на хребет - по ледовым склонам идущим с седловин (между 4107 и 4362 м., 4107 м. и 3883 м.). Для восхождения на г. Мунхайархан - основную цель экспедиции - из ущелья Шурхай-Нур наиболее рациональным представляется склон между 4107 и 4362 м. Подъём расположен в самом верховье ущелья, ориентирован с северо-запада на юго-восток. Вышли на язык ледника, поверхность которого представляла собой многочисленные заглаженные валы.
       0x01 graphic
       Ф. 4. Перевал Мунхайархан Восточный
       Двигались по центру в течение 30 минут, после чего оказались под перевальным взлётом.
       0x01 graphic
       Ф. 5. Перевальный склон
       Перевальный взлёт: протяжённость - 250 м., крутизна - 40-45 градусов, жёсткий фирн, с правой стороны (п.х.д.) по склону проходит большая продольная трещина. Проходили склон по центру в связках, в верхней части взяли немного влево (п.х.д.), поскольку - много закрытых трещин. Дальше пошло выполаживание, ведущее к седловине. Однако с него можно было спуститься вниз - в долину Долон-Нурын-Гол. Потому сочли это место перевалом и условно наименовали его Мунхайарханом Восточным (ориентирован с северо-запада на юго-восток, соединяет ущелье Долон-Нурын-Гол с долиной реки Гуртын-Гол). Затем пересекли широкое пологое снежное поле хребта к седловине под предвершиной Мунхайархана. Этот перевал условно назвали Мунхайарханом Западным (отделяет долину Шурхай-Нур от долины р. Гуртын-Гол).
       0x01 graphic
       Ф. 6. На перевале Мунхайархан Восточный
       0x01 graphic
       Ф. 7. Вид с перевала на запад
       0x01 graphic
       Ф. 8. Вид с перевала на запад
       Подъём от начала взлёта до перевала Мунхайарзан Западный занял два с половиной часа.
       3.4.3.2. Восхождение на гору Мунхайархан.
       Подъём с седловины условного перевала Мунхайархан Западный на вершину представляет собой три увала: первый и второй - крутизна примерно 30 градусов и протяжённостью по 150 м. фирн, последний - крутизной 40 - 60 градусов и протяжённостью 100 м, фирн, последние 40 метров перед вершиной - лёд. Поднялись на гору за 2,5 часа.
       0x01 graphic
       Ф. 9. Гора Мунхайархан с первого увала
       0x01 graphic
       Ф. 10. На Мунхайархане
       0x01 graphic
       Ф. 11. На Мунхайархане
       0x01 graphic
       Ф. 12. Буддийское знамя на вершине
       0x01 graphic
       Ф. 13. На вершине монтируем знамя
       Вершина: пологая фирновая площадка, на север - фирновые сбросы, в южную сторону - на четыре метра ниже вершины находится скальная площадка, которая круто обрывается скальной стеной.
       На северо-запад уходит пологий широкий гребень. Записку не нашли. Обнаружили разноцветное буддийское знамя, которое снесли к скалкам и закрепили. Когда устанавливали знамя, в трещине нашли металлическую пластину с надписями на монгольском языке - наверное, геодезический знак. Положили свою записку в трещину. Спуск - по пути подъёма занял 1 час.
       0x01 graphic
       Ф. 14. Вид на западную сторону
       3.4.3.3. Восхождение на 4107 м.
       Подъём на г. 4107 м. Подъём: 35 - 45 градусов протяжённость - 2 км, фирн. Поднялись в связках за 1 ч.20 мин. Записку и тур не обнаружили. За 1 ч. спустились по снежному склону (крутизна - 25 - 35 градусов, протяжённость - 4 км). вниз. Почти на самой седловине между г. 4107 и г.3883 м. снег закончился, пошёл широкий каменистый гребень. Вся поверхность хребта усыпана округлыми обветренными камнями, различной величины.
       0x01 graphic
       Ф. 15. Ночёвка на хребте
       3.4.3.4. Г.3883 м. - г. 3785 м - 3849 м. Эти три вершины однотипны - они слабо выражены (крутизна - 15 - 20 градусов), представляют собой гигантские кучи здоровенных округлых булыганов. Тур сделали и оставили записку только на вершине 3883 м. Спуск с горы 3849 более выражен: крутизна - 30 - 35 градусов, участки фирна.
       Гребень от южного подножия г 3849 м. до подножия г. 4112 м. После горы 3849 м. гребень сужается и заканчивается тридатиметровым обрывом, который обходится справа - вначале 20 м. по среднекаменистому склону, после которого - горизонтальная двадцатиметровая полка, затем - шестидесятиградусный десятиметровый кулуар, заканчивающийся каменной пробкой. Проходили в связках. Дальнейший гребень сложности не представляет: простые легко обходимые скалы.
       3.4.3.5. Восхождение на г. 4112 м.
       0x01 graphic
       Ф. 16. Вид на гору 4112 м.
       Вначале - осыпной склон (200 м., угол - 45 градусов) с некрутыми скальными выходами, затем - фирно-ледовый гребнь (100 м., угол - 40-45 градусов).
       0x01 graphic
       Ф. 17. Вид на восточную сторону с подъёма
       0x01 graphic
       Ф. 18. Гора 4112 м.
       Проходили в связках, страхуясь с помощью ледорубов. Поднялись за 50 минут.
       0x01 graphic
       Ф. 19. Выходим на вершину
       На вершине выложен высокий тур с буддийским знаменем, подобным тому, который нашли на Мунхайархане. Поправили знамя.
       0x01 graphic
       Ф. 20. Буддистское знамя на 4112 м.
       В туре нашли записку болгар и англичан. Обе записи сделаны на одном листке. Запись болгар от 1 августа 1978 г.: "змс. Сакуло Бешев, Марко Сотиров, мс. В. Стойчев, к. Гузгулов, М. Милев взошли на это непокорённый пик 4520 м. и назвали его Пловдив". В записи англичан и монголов перечисляются имена-фамилии восходителей и что-то написано на монгольском.
       Спуск: крутизна - 45 градусов, протяжённость - 300 м., снег, фирн. Спускались глиссированием в связках. Спускались 10 минут.
       0x01 graphic
       Ф. 21. Гора 4112 м.
       3.4.3.6. Прохождение г. 3843 м. склон: крутизна - 45 градусов; снег - 15 - 20 см., протяжённость - 200 м. сорокапятиградусному снежному склону протяжённостью 200 м. Поднимались 40 мин. Нашли тур, но записки не было.
       Спуск с вершины: 100 м. - снежный сорокапятиградусный склон. Далее - мелкокаменистый склон с участками фирна - 200 м. Потом - крупнокаменистый склон до невыраженной вершины 3564 м. От неё - крупнокаменистый склон до перевала Их-Тургэний-Даба (3461 м.).
       3.4.3.7. Перевал: ориентирован "восток - запад", соединяет р. Их-Сайрын-Гол и ущелье Баян-Сайрын-Нур. Представляет собой большое болотистое плато, по которому идёт тропа. Нашли тур с плоским камнем, на котором была выгравирована надпись на санскрите. Я разобрал только известную мантру Ом.
       3.4.3.8. Прохождение г. 3950 м. За час поднялись по пятисотметровому тридцатипятиградусному каменистому склону на седловину между г. 3885 и вершиной 3950 м.
       0x01 graphic
       Ф. 22. Вид на пройденный гребень с 3950 м. г. Мунхайархан, г. 4112 м.
       Сбегали на 3885 м., (фирновый двадцатиградусный склон) где нашли тур, но без записки. Написали свою. Пошагали на г. 3950 Подъём был однотипный - каменистый 30-ти градусный склон с небольшими фирновыми участками. С вершины пошли по пологому гребню к г. Бугатын-Ула. Через километр гребень закончился глубоким провалом.
       На гору Бугатын-Ула решили не идти. Спуск и подъём были реальны для прохождения (примерно 2Б - 3А альп.), однако требовали больше времени.
       0x01 graphic
       Ф. 23. Гора Бугатын-Ула. Первый бастион
       С гребня было явно видно, что наиболее простой путь восхождения на вершину - по гребням с востока или запада. Вернулись на гору 3950 м., откуда спустились по двухкилометровому 20-30-тиградусному снежному склону, ограниченный справа скальными сбросами. Спускались глиссированием. Снежный склон выходил на широкий пологий каменистый контрфорс, который тянулся 1,5 км. и обрывался 40-50-ти градусным четырёхсотметровым травянистым склоном.
       0x01 graphic
       Ф. 24. Озеро Бугатын
       Спуск с вершины 3950 м. занял полтора часа и вывел урочище Бугатын-Сала.
       4. Возможные опасности и меры безопасности. При подъёме на седловину между г. 4107 и г. 4362 м. есть вероятность камнепада, если прижиматься к скалам справа по ходу подъёма. При подъёме на гору Мунхайархан существует опасность спустить лавину-доску на увалах.
       В целом из-за особенности хребта - крутые скальные сбросы с юго-западной стороны и относительно пологие заснеженные, ледовые, фирновые склоны - с северо-восточной прохождение нашего траверса было относительно безопасным. При подъёме с юго-запада опасность могут представлять камнепады.
       5. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу: средства индивидуальной самостраховки (ледоруб, кошки и пр.), связывающая верёвка, ледобуры.
       6. Возможные и рекомендуемые места ночлегов. На широком плоском хребте организация ночлега не представляет сложности.
       7. Более подробное описание путешествия - в прилагающихся материалах.
       8. Картографический материал.
       Масштаб: 2 км. Треугольником обозначены места ночёвок. Красной линией - путь движения.
       0x01 graphic
       9. Общие выводы.
       Монгольский Алтай и в особенности самые высотные его участки - узел г. Найрамдал и хребет Мунхайархан представляют большой интерес для проведения спортивных походов, экспедиций, туров.
       Хребет Мунхайархан особенно интересен в плане проведения спортивных восхождений - в долинах лежит много дорог, поднимающихся высоко в горы, что вместе с твердой пустынно-степной почвой даёт возможность близко подобраться на автомобиле к скально-ледовой зоне, не тратя силы на подходы. Стоит указать также на великолепнейшие виды, открывающиеся с вершин - разноцветные хребты, красивейшие озёра в долинах.
       В силу особенности хребта - крутые скальные сбросы с юго-западной стороны и относительно пологие заснеженные, ледовые, фирновые склоны - хребет любопытен для прохождения сложных перевалов, хотя, мне представляется, в целом район более пригоден для пеших походов.
       Сверху мы видели много красивых, разнообразных по сложности вершин, что открывает большие просторы для развития альпинизма.
       Стоит указать также на исключительную доброжелательность монголов, сохранивших этническую колоритность, что также весьма полезно и познавательно для различных туристских мероприятий в районе.
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 06/12/2017. 34k. Статистика.
  • Горный:Алтай
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка