Перевал Майский Беленький (2826 м.) (1Б) + радиальный выход на г. 2861 м. (1Б).
Район
Хребет, массив
Название
Высота
Категория трудности
протяжённость
Горный Алтай
Курайский хребет
Майский Беленький
2826 м. + 2861 м.
Категория перевала - 1 Б
Категория радиального выхода - 1Б
1,5 км.
1. Местонахождение. Курайский хребет Горного Алтая. Ориентация прохождения: с юго-запада на северо-восток.
2. Что соединяет, что связывает. Связывает долину ручья Беленький (ручей Беленький - р. Корумдуайры - р. Чибитка - р. Чуя) с рекой Кысхыштубек (р. Кысхыштубек - р. Кубадру - р. Башкаус).
3. Кем назван,когда,что обозначает. Перевал назван нашей группой 3.05.2014 г. по названию ручья и по времени прохождения перевала (в летнее время снега на перевале нет и вовсе он не "Беленький").
4. Информации о прохождении/первопрохождении перевала.Нет.
5. Количественные характеристики.
Общее время прохождения
Время спуска
Время подъёма
Время движения со страховкой
Кол-во пунктов страховки
Частота прохождения
Преимущественное направление прохождения
попеременной
одновременной
ЧХВ от от S0 до S3 - 3 ч. 50 мин.
ЧХВ от S1 до S3 - 1,5 ч. + 20 мин. (спуск с г. 2861 м.)
ЧХВ от S0 до S1 - 1 ч. 10 мин. + 50 мин. (на г. 2861 м.)
3 ч. 50 мин.
нет
Неизвестно
Наше прохождение: с юга на север
6. Условия, при которых изменяется категория трудности. Категория сложности может измениться в зимнее время в сторону усложнения (до 2А), в летнее время в сторону упрощения (до 1А).
7. Рельеф по участкам пути.
S0 - S1.От подножия перевала до седловины. Скально-осыпной склон с фирновыми участками. Протяжённость - 203 м., крутизна - 30-45 градусов
S1 - S2. Радиальный выход на г. 2861 м.Скально-осыпной гребень. Протяжённость - 400 м. Несложные скальные выходы. Вершина - жандарм.
Ночевали у крайних деревьев на ручье Беленький. Под перевал подходили придерживаясь ручья, вытекающего из-под перевала. Шли то по ручью (где он был замёрзший), то по берегам ручья. Под перевал подошли за два перехода (ЧХВ - 2 ч. 30 мин.) Перепад - 423 м. Поднимались на перевал вначале по зафирнованному склону, затем по скально-осыпному склону, выбирая зафирнованные участки. Шли в связках, т.к. была возможность сорваться на фирновых участках подъёма. Поднялись за 1 ч. 10 мин. По плану, следующая цель была - г. 2954 м., находящаяся на северо-западе от седловины. Отправились на восхождение в 12 ч. 20 мин. По скально-осыпному гребню за 50 мин. вышли на г. 2861 м. Дальнейший путь до г. 2954 м. представлял собой фирновый гребень со скальными жандармами. Решили не продолжать восхождение, поскольку оно заняло бы больше времени, чем было запланировано. Вернулись на седловину за 20 мин.
Самый простой спуск с перевала - это прямо вниз с седловины по снежному склону. Однако разведка показала, что этот путь весьма лавиноопасен - глубина сырого тяжёлого снега достигала метра. Другой путь с перевала, более трудоёмкий, но безопасный - это травянистый-осыпной гребень, ограничивающий склон с северо-запада. Решили пойти по второму варианту. Спустились за полтора часа. В нижней части пришлось выходить на лавиноопасные участки. Проходили их по одному, сняв рюкзаки и таща их волоком - таким образом уменьшали нагрузку на фирн и проходили опасные участки быстрее.
9. Требования к организации движения и страховки.
Нами были использованы следующие страховочные действия.
S0 - S1. Движение в связке, самостраховка с помощью ледоруба.
S1 - S2. Движение в связках, самостраховка с помощью ледоруба.
S2 - S3. Движение в связке, самостраховка с помощью ледоруба.
10. Возможные опасности и меры безопасности.
S0 - S1. Опасность столкнуть камень на головы нижеидущих - движение по диагонали; опасность срыва - движение в связке
S1 - S2. Опасность срыва - движение в связке, закладывая верёвку за скальные выступы.
S2 - S3. Опасность спустить камни на нижеидущих - движение в связке серпантинами. Лавинная опасность в нижней части склона - пересечение лавиноопасного участка по одному.