Паспорт восхождения: г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2А)
Район
Хребет, массив
Название
Высота
Категория трудности
протяжённость
Монгольский Алтай,
хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу
Цэнгел-Хайархан-Нуруу
Чёрная
3567 м.
2А
4
1. Местонахождение. Вершина находится в центральной части хребта Цэнгел-Хайархан-Уул (который на карте даже носит отдельное название "Нортын-Нуруу") Монгольского Алтая. Ориентация подъёма: с юго-востока на северо-запад.
2. Что соединяет, что связывает.
3. Кем назван,когда,что обозначает. Все названия - с монгольской карты. Мы назвали г 3567 м. для удобства "Чёрной" из-за характерного цвета.
4. Информации о прохождении/первопрохождении перевала. При подготовке к маршруту информации было очень мало: собрано несколько фотографий с Google Earth, на которых в отдалении виден пройденный нами хребет, но гору 3567 не видно. На вершине нашли туры, по всей видимости, сложенные совсем недавно.
5. Количественные характеристики.
Общее время прохождения вершины от плато и обратно
Время подъёма
Время спуска
Время движения со страховкой
Кол-во пунктов страховки
Частота прохождения
Преимущественное направление прохождения
Попеременной - 1,5 ч.
Одновременной - 2 часа
Перильная - 0,5 мин.
ЧХВ - 4
ЧХВ - 2,5 часа
ЧХВ - 1,5 час
3
Неизвестно
1-2 раза в год
6. Условия, при которых изменяется категория трудности. Категория сложности восхождения может усложниться в зимнее время до 2Б в связи с возможным обледенением и заснеживанием склонов.
7. Рельеф по участкам пути.
На подъёме.
S0 - S1. От лагеря под горой выход на юго-восточный гребень по некрутому осыпному склону.
S1 - S2. Первый жандарм. Высота - 60 м. По основной линии хребта, с юго-востока - наклонные плиты крутизной 45-50 градусов, с южной стороны жандарма плиты обходятся по кулуару. Вершина жандарма - скально-осыпная, шириной полтора-два метра, затем резкое понижение 10 м крутизной до 90 градусов и далее узкий гребешок до следующего жандарма.
S2 - S3. Второй жандарм. Плавный подъём по наклонным плитам и разрушенным скалам, за которым следует сброс 5 м. (до 80 градусов), за ним -гребень, плавно выводящий на следующий жандарм
S3 - S4. Третий жандарм. Скально-осыпной, посередине - небольшое понижение. После жандарма - резкое понижение, высотой 15 м. и крутизной 50-70 градусов.
S4 - S5. Подъём по наклонным плитам, выводящий к туру. После него - небольшое понижение, за которым видна возвышенность, которая выше, чем та, на которой находится тур.
8.Описание прохождения
С 12.06. на 13.06. мы ночевали на широком плато с юго-востока от г. 3567 м. Мы назвали её для удобства "Чёрной" из-за характерного цвета, выделяющего вершину среди окружающих гор. На подходе мы разглядывали гору и уяснили, что среди окружающих вершин она выделяется не только цветом, но и относительной технической сложностью. Карта подтверждала, что широкий гребень на северо-востоке от Чёрной, на котором мы находились, резко сужается в районе горы. Однако достоверной информации о вершине не было, потому что мы видели её преимущественно в профиль. Вечером 12.06. мы поднялись под первый жандарм, чтобы увидеть дальнейший путь и убедились, что широкий гребень сузился до полутора метров, но цельной информации о характере всего пути не получили.
13.06. вышли в 7 часов. Поднялись по осыпному гребню под первый жандарм, где образовали связку. Решили не подниматься в лоб на жандарм, вместо этого обошли препятствие с юга по скально-осыпным полкам, затем поднялись на жандарм по кулуару крутизной 40-45 градусов, заваленному крупным глыбами. Оказались на гребне шириной 1 - 1,5 метра. По нему пришли к резкому сбросу высотой 10 м., на котором повесили перила. Далее по широкому гребню, состоящему из наклонных плит и разрушенных скал, вышли на второй жандарм, который заканчивался резким сбросом высотой 5 м. Проходили его с попеременной страховкой. Гребень из разрушенных скал вывел на протяжённый третий жандарм. За ним вновь оказался сброс высотой 15 м. и крутизной 50-70 градусов. После этого жандарма был подъём на четвёртый жандарм, на котором стоял высокий тур. Однако дальше за небольшим понижением находилось ещё одно возвышение, по виду несколько выше, чем жандарм с турами. Мы добрались до него и там, на самом краю горы, сложили тур в 9 ч.30 мин. Там отметили точку на ГПС. Возвращались по пути подъёма. Обратный путь по этому гребню отличался от подъёма (смотрите далее). В основном шли в связке с одновременной страховкой. Крутые участки проходили с попеременной страховкой, страхуясь через скальные выступы. Обратный путь прошли за 1,5 часов.
Обратный путь. Участок S3-S2. Жандарм обошли не напрямую по гребню, но обошли с севера с одновременной страховкой по снежной полке на стыке со скалами, затем выбрались на гребень по скальному кулуару примерно 10 м с попеременной страховкой.
Участок S2-S1. Спускались с жандарма не по кулуару, как поднимались, а напрямую по гребневой линии в связках с одновременной страховкой. Скалы были сухие, сцепление было очень хорошим.
9. Требования к организации движения и страховки.
S0 - S1. Движение в связке серпантинами, чтобы не спустить камень на нижеидущих.
S1 - S2. Первый жандарм. Мы решили обойти наклонные плиты с юга. Шли вначале по скально-осыпным полкам в связке с одновременной страховкой через скальные выступы. По кулуару поднимались также в связках серпантинами. Далее по гребню шли в связке. На спуске с жандарма повесили перила.
S2 - S3. Второй жандарм. Подъём по наклонным плитам в связке, закладывая верёвку за выступы. С жандарма спускались с попеременной страховкой через выступ.
S3 - S4. Третий жандарм. Весь путь проходили в связках, закладывая верёвку за выступы. С жандарма спускались с попеременной страховкой через крупные камни.
S4 - S5. Двигались в связках с одновременной страховкой. Подъём по наклонным плитам, выводящий к туру. После него - небольшое понижение, за которым подъём и следующий тур. За этим - вторым - туром следует протяжённый спуск.
Обратный путь по этому гребню отличался от подъёма. В основном шли в связке с одновременной страховкой. Крутые участки проходили с попеременной страховкой, страхуясь через скальные выступы.
Участок S3-S2. Жандарм обошли не напрямую по гребню, но обошли с севера с одновременной страховкой по снежной полке на стыке со скалами, затем выбрались на гребень по скальному кулуару примерно 10 м с попеременной страховкой.
Участок S2-S1. Спускались с жандарма не по кулуару, как поднимались, а напрямую по гребневой линии в связках с одновременной страховкой. Скалы были сухие, сцепление было очень хорошим.
10. Возможные опасности и меры безопасности.
S0 - S1. Опасность срыва. Движение в связках.
S1 - S2. Первый жандарм. Опасность срыва на крутых участках - движение с закладыванием верёвки через выступы, крупные глыбы. На спуске с жандарма - перила.
S2 - S3. Второй жандарм. Опасность срыва на крутых участках - движение с закладыванием верёвки через выступы, крупные глыбы. На спуске с жандарма - движение с попеременной страховкой через крупную глыбу.
S3 - S4. Третий жандарм. Опасность срыва на крутых участках - движение с закладыванием верёвки через выступы, крупные глыбы. На спуске с жандарма - движение с попеременной страховкой через крупную глыбу.
S4 - S5. Опасность срыва на крутых участках - движение с закладыванием верёвки через выступы, крупные глыбы.