1. Местонахождение. Вершина находится в восточной части Заалайского хребта Северо-Восточного Памира.
2. Что соединяет, что связывает.
3. Кем назван,когда,что обозначает. Со слов местных жителей, Иркештам переводится как дом Иркеша (Иркеш - киргизское имя).
4. Информации о прохождении/первопрохождении перевала. Попытка подняться на гору предпринималась группой Новика Александра (http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Novik2000/pamir2.shtml). Информация немецких восходителей: http://de.wikipedia.org/wiki/Pik_Leibniz Здесь: http://www.risk.ru/users/leb/199381/ обсуждается вопрос первовосхождения.
5. Количественные характеристики.
Общее время прохождения траверса
Время спуска
Время подъёма
Время движения со страховкой
Кол-во пунктов страховки
Частота прохождения
Преимущественное направление прохождения
попеременной
одновременной
ЧХВ от от S0 до S4 - 15 ч.
ЧХВ от S0 до S4 - 4 ч..
ЧХВ от S0 до S5 - 11 ч.
4 ч.
11 часов
16
По данным интернета - восхождение немцев в 2009 г.
С севера на юг
6. Условия, при которых изменяется категория трудности. Категория сложности может измениться в зимнее время в сторону усложнения.
7. Рельеф по участкам пути.
На подъёме.
S0 - S1. Седловина (4800 м.) - под скальный участок (5200 м.): перепад высоты - 350 м., протяжённость - 400 м., фирн, крутизна - 45 градусов
S1 - S2. Скально-фирновый участок: перепад высоты - 200 м., протяжённость - 100 м., крутизна - 45-50 градусов.
S2 - S3. Скальный участок: перепад высоты - 250 м., протяжённость - крутизна - 50 - 60 (участки до 70) градусов.
S3 - S4. Ледов-фирновый участок: перепад - 100 м., протяжённость - 100 м., крутизна - 45 - 50 градусов.
Вершина - возвышение в снежном гребне с карнизами на сторону Китая
8. Описание прохождения
I. Подход к началу восхождения.
16.07. Ночевали на большой террасе на правом берегу первого правого притока р. Нура. Выход - 7 часов. Перебрались через приток и поднялись на широкую террасу, которая круто обрывалась к реке Нура. На террасе оставили заброску. Выход с места заброски на левом берегу первого южного притока реки Нура в 14 ч. По травянистым ступеням плавно спустились на ледник Нура. Далее пересекли ледник Правый Нура юго-восточном направлении и прижались к основному хребту. Много трещин, но ледник открытый ф. 1-2).
17.07. От г. Иркештам на север отходит гребень. Следующая после Иркештама гора севернее - это г. 4811 м. На запад от это горы отходит отрог. Он разделяет истоки ледника Нура Восточный на две камеры. Первая (южная) ведёт к г. Иркештам, вторая (северная) - к пер. Великий путь (ф.3). За полтора часа по открытому леднику подошли под ледопад, ведущий в устье южной камеры. Ледопад прошли за три часа. Оказались на относительно пологом закрытом леднике (ф.4). Прошли по леднику ещё два часа. Снег стал совсем тяжёлым и глубоким, потому решили встать на ночёвку (ф.5,6).
18.07. Выход - 7 утра. За полтора часа подошли к седловине севернее пика Иркештам. Путь на седловину выглядел очень лавиноопасно. Вокруг - лавинные конусы. Потому поднялись на гребень по кулуару, ведущему на г. 4811 (ф.7). Из-под ног идут небольшие лавины-доски. Представили, что было бы, пойди мы на широкую снежную седловину под Иркештамом. Протяжённость кулуара - 200 м. ,крутизна - 40-45 градусов. Скалы, снег. Выбрались на гребень, прошли по нему по направлению к Иркештаму и нашли очень хорошее место для ночёвки (ф.9). Поставили лагерь в 12 часов. Отправились в разведку под Иркештам, чтобы оценить характер снега (ф.10).
II.. Описание восхождения на гору Иркештам.
19.07. Выход - 4 утра. За полчаса подошли к началу подъёма на г. Иркештам. Склон был лавиноопасен. На сторону Китая - огромные карнизы. Выбирали путь, придерживаясь гребневой линии. За два часа набрали 350 м высоты (ф.11). Далее появились многочисленные скальные выходы, блуждая между которыми так же в связках мы набрали 200 м. высоты (ф. 12,13). Далее скалы стали круче. Принялись вешать перила. Повесили 300 м. (ф.15,16). Скалы на пике Иркештам очень интересны - они легко ломаются руками, крепить перила сложно. Первый поднимался зарубаясь ледорубом в скалы как в лёд, настолько мягкими породами сформирован Иркештам. Скальный участок закончился крохотной полочкой крутизной сорок градусов (ф.17,18). Далее шёл ледовый склон. Прошли его в связках за 40 минут и вышли на вершину. Погода портилась прямо на глазах, и первый участник едва успел сделать видеозапись (ф.19-21). Спускались по пути подъёма 4 часа. На спуске постоянно сыпались камни, которые, разгоняясь 20-30 м., разламывались о каски, не причиняли вреда! Оказались в лагере в 21 ч.
III. Выход из-под вершины Иркештам.
20.07. Выход - 9 часов. Гребень до вершины, ограничивающей с юга перевал Великий путь, - это скально-ледовый гребень с несколькими жандармами. Обходя жандармы мы повесили две верёвки (100 м.). С вершины, ограничивающей пер. Великий путь мы пошли прямо вниз, а не на перевал. В 15 ч. - на морене ледника Нура Восточный. Прошли по леднику ещё два 2,5 часов вниз, держась правой стороны. Встали на ночёвку на удобных травянистых стоянках (ф.22-25).
21.07. Выход - 9 часов. Пошагали вниз (ф.27). Ледник выглядел весь изломанным, потому мы решили идти по рантклюфту. Он то расширялся, то сужался. Камнепадоопасные сужения проходили по одному бегом. За 5 ходовых часов спустились до лугов, где поставили лагерь.
9. Требования к организации движения и страховки.
Нами были использованы следующие страховочные действия.
S0 - S1. Движение в связках строго по гребневой линии. Самостраховка с помощью ледорубов
S1 - S2. Движение в связках среди скальных выходов по зафирнованным кулуарам. Самостраховка с помощью ледорубов.
S2 - S3. Перильная страховка с выходом на небольшую наклонную полку в гребне.
S3 - S4. Движение в связке. Самостраховка с помощью ледорубов. На коротких участках льда крутили промежуточные льдобуры (3 шт)
Вершина - снежный гребешок с карнизами на южную сторону
10. Возможные опасности и меры безопасности.
S0 - S1. На этом участке возможно обрушение карниза на восточную сторону и сход лавины на север и на западную сторону, потому проходили этот участок без остановки строго придерживаясь гребневой линии
S1 - S2. Возможен срыв участника и сход лавины в нижней части склона, потому страховались с помощью ледорубов и старались закладывать верёвку за выступы (хотя выступов было совсем мало).
S2 - S3. Из-за крутизны возможен был срыв, потому провешивали перила. Кроме того не было надёжных станций ввиду сильно рыхлых пород, которые буквально разваливались под руками. Скальный участок: перепад высоты - 250 м., протяжённость - крутизна - 50 - 60 (участки до 70) градусов.
S3 - S4. Возможен был срыв участников, потому по возможности крутили промежуточные буры, хотя таких мест было мало (3 бура). Возможен сход лавины, поэтому проходили строго по линии падения воды без остановок. Возможно обрушение карниза - регулярно отслеживали линии отрыва.