Лучко Максим Иванович: другие произведения.

Описание: Командорские острова: вода, земля и то, что между ними. Часть 4

• Комментарии: 1, последний от 29/01/2021.
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 18/03/2020. 17k. Статистика.
  • Описание. Путешествие: , 3 к/с , другое
  • Дата похода 01/08/2019
  • Маршрут: арка Стеллера - п.Никольское - тихий океан
  • Иллюстрации/приложения: 56 штук.
    Как мы ходили на Командорские острова и созерцали океан, сушу и то, что между ними. Часть 4: Об арке Стеллера, шторме и возвращении в Петропавловск-Камчатский. Дни 9-11. Технический экспресс-отчёт: https://yadi.sk/i/fgNlk3jm1j22CQ

•    День девятый. Арка Стеллера. Шторм
       09.08.2019. Следующая наша цель - большая командорская арка. В интернете много её фотографий; из этого следовало, что арка - одна из самых значимых достопримечательностей Командорских островов. Значит, непременно нужно посетить её! От возможного ветра надёжнее всего было спрятаться в бухте Полуденная, где наше судно и встало на рейд, закрепившись на "вечном якоре" - погружённой в подводный грунт опоре. Мы же высадились на берег. В бухту Гладковская впадает одноименная река, которая течёт в глубокой долине с крутоватыми стенами. Недалеко от берега стоит изба, в которой живёт небольшая рыболовная артель. Нам предстояло идти около 5 км до арки, затем ещё несколько километров до другой близлежащей достопримечательности Командорских островов - некого красивейшего водопада. Чтобы попасть на тракторную дорогу, которая вела к арке, нужно было перейти речку и выбраться по крутому склону на береговое плато. Мы подошли к Полуденной и обомлели: вдоль неё росли низкорослые деревья!!! То ли акации, то ли берёзки. Ну вот, а то всё говорили, что здесь только тундра...
       Перешли через поток, забрались на плато и попали на заболоченную дорогу, по которой неспешно пошагали на юг. Шли мы шли и вдруг нашли морошку. Поели морошку. И пошли дальше. Морошка вкусная. И красная. Дорога резко повернула к берегу, и мы поняли, что где-то здесь находится арка. Навигатор подтвердил предположение. Подошли к обрыву. Действительно: у воды возвышалась арка! С берегового плато к арке вела заросшая тропинка по крутому склону. Долина речки, у которой находится арка, очень живописна: многочисленные складчатые рёбра охристо-серых цветов выпирают из травянистых округлых склонов. Арка и вправду была очень занятна: с берега она показалась небольшой, высотой в три наших участника, но когда мы подошли к ней, то поняли, что если все встанем друг другу на плечи, то едва ли дотянемся до верха. Впрочем, если самый верхний участник подпрыгнет, то, может, и достанет до потолка. Измерив арку, мы отправились дальше на юг к водопаду. Погода продолжала портиться, периодически начинался мелкий дождь, который впрочем, не особо досаждал. Этот участок - от арки до водопада весьма хорош! Длился отлив, обнажились многочисленные кекуры, из воды выступили странные гранитные рёбра, которые складывались в замысловатые фигуры. В одном месте образовалось целое собрание удивительных кекуров, из которых одни были похожи на пагоды, другие - на ананасы. На одну из пагод не преминул забраться Андрей, несмотря на вопли взбешённых чаек, отчаянно пытавшихся не дать скалолазу попасть на их территорию.
       Наконец, мы пришли к водопаду. Многочисленные рыбы резвились в нём, выпрыгивая вверх по течению, но едва мы пытались их сфотографировать, тут же прекращали. Однако, пару прыгуний я словил фотоаппаратом.
       Перекусив, мы отправились обратно. Оказывается, я многое не заметил на пути к водопаду и задержался у собрания кекуров. В стене скальной башни виднелись совершенно круглые отверстия, одно из которых было заложено камнями, в другом росли какие-то цветы.
       Белые изгибы кристаллических ребёр в сером слоистых плитах,
       Дождь и ветер усиливались - мы поспешили к яхте. И вдруг я заметил ещё одну арку! В океан тянулось каменное ребро, и в нём виднелось широкое отверстие, к которому я, конечно же, подобрался. Я поглядел в этот проход, увидел кой-какие иные миры, собрался было достать фотоаппарат и запечатлеть их, но дождь усиливался и я передумал доставать технику. Мы выбрались на дорогу и скорее пошагали в бухту Полуденную. Ветер и дождь становились всё сильнее, так что мы почти не останавливались до самой бухты. Промокшие и замёрзшие, мы подошли к берегу, вызвали по рации капитана и... Обломались. Сергей сообщил, что переход на резиновой лодке от берега до яхты (и наоборот) чрезвычайно опасен под таким сильным ветром. Глядя на то, как болтает лодочку, привязанную к яхте, мы согласились. И что же нам делать??? Выход был очевиден - проситься к рыбакам. И нас, конечно же пустили. У гостеприимных рыбаков мы развлекались изготовлением сверхкрасноикорных бутербродов: задача заключалась в том, чтобы уместить на тоненький кусочек хлеба как можно больше икры. Порой толщина икры в 8-10 раз превышала толщину хлеба. А потом всё это конструкторское достижение необходимо было поместить в рот, что впрочем, осуществлялось всегда успешно, но при этом устрашающе, ибо столь широко раззявленные рты лично мне видеть не приходилось... И самому разевать тоже. Рыбаки выделили нам почти построенный домик рядом, дали уголь, дрова для растопки, консервы, картошку, соль. Едва мы перебрались в домик, как началось светопреставление! Шёл ливень, под ветром наше жилище ходило ходуном, но более всего болтало яхту, которая хорошо виднелась из окна. Вот он - шторм! Пришёл. Однако это не остановило Андрея Чупина. В ручье, куда он ходил за водой, обнаружились рыбы. И бог охотничьего азарта сошёл на Андрюху! Именно охоты, а не рыбалки. Ибо подход к рыбе у него был сугубо охотничий: Андрей с великим тщанием привязал к полутораметровой палке нож с явно рыбоохотничьими целями, грозно взглянул на нас и ушёл. Примерно через полчаса вернулся. Совершенно промокший, но с огромной рыбиной в руках. Потому довольный. И пришлось мне варить полночи уху...
       Фото 132. Яхта в бухте Полуденная
       Фото 139. Одна из моих любимых фотографий с Командор
       Фото 140. Рик и арка
       []
       Фото 141. Долина у арки: многочисленные складчатые рёбра охристо-серых цветов выпирают из травянистых округлых склонов
       Фото 142. Столбцы
       Фото 143. Человек и арка
       Фото 144. Из воды выступили странные гранитные рёбра
       Фото 145. Идём к водопаду
       Фото 146. Кекуры
       []
       Фото 147. В одном месте образовалось целое собрание удивительных кекуров: пагоды и ананасы
       Фото 148. Андрей на пагоде
       Фото 149. Столбы
       Фото 150. Водопад
       Фото 151. Прыгунья
       Фото 152. Из-за водопада
       Фото 153. Смотрим рыб
       Фото 154. И снова кекуры
       []
       Фото 155. В стене скальной башни виднелись совершенно круглые отверстия, одно из которых было заложено камнями, в другом росли какие-то цветы
       Фото 156. отверстия в приближении
       Фото 162. Изготовление сверхкрасноикорных бурбродов
       Фото 163. Охотничий трофей
       День десятый. Переход в Никольское
       10.08.19. ...Уху мы поесть не успели. Потому что рано утром по рации капитан сообщил, что ветер стих, но ненадолго, и потому нужно скорее перебираться на яхту. Аврально собрали вещи, съели по паре ложек ухи, навели порядок в избе, поблагодарили дружелюбных хозяев, затем под скорбное молчание вылили уху в океан и перебрались на берег. Где протянулась радуга! Для меня радуга - верный признак, что ещё несколько дней будет стоять дождливая погода (хотя бывают исключения), но вид разноцветной арки над океаном, конечно же, восхитил. Мы погрузились на яхту и покинули бухту. Едва мы отошли от берега, как приполз туман, в который ушли Командоры. Береговая линия смутно светилась в дымке, то становясь чётче, то почти совсем растворяясь. Наверное, вот он - подлинный лик Командорских островов! В призрачных долинах вспыхивали какие-то огни - наверное, луч света находил лазейку в облаках; туман густел и вдруг оказывалось, что белое пятно, которое только что шевелилось - это неподвижный снежный островок на склоне, который тут же на глазах менял свои очертания, смешиваясь с дымкой. Яхта резко поворачивала, и взгляд поневоле обращался в океан, где метеорология творила свои чудеса: плотные сизые облака почти опадали в океан, так что оставалась лишь тоненькая серая полоска, затем облако воспаряло вверх, а за ним тянулся световой шлейф, который всё более наливался сиянием, так что облако и световой столб под ним обретали вид гриба на ножке или ядерного взрыва. Яхта делала поворот и вновь в поле зрения появлялся остров, Неожиданно туман немного рассеивался, мгла зеленела - проступал травянистый бугор. Во всё этой тягучей неспешной круговерти я заметил особенность: туман тяготел к островам, и как только мы удалялись на порядочное расстояние от них, дымка редела. В какой-то момент ветер совершенно стих и тут же в небе образовалось гигантское пятно голубого неба. Глаз циклона. Но гигантское чёрное крыло скрыло глаз... Так мы и добрались до Никольского, созерцая игру суша, тумана, облаков и жаря оладушки. А затем съедая их со сгущёнкой.
       В посёлке быстро выгрузились и перебрались на уже знакомую нам сухопутную яхту. Надвигался очередной шторм, капитан тревожился. Мы тоже тревожились.
       Фото 164. Радужная арка после шторма
       Фото 165. Радуга тянется к яхте
       Фото 166. Птица, арка, океан, берег
       []
       Фото 167. Едва мы отошли от берега, как приполз туман, в который стали уходить Командоры
       Фото 168. Подлинный лик Командорских островов
       []
       Фото 169. В призрачных долинах вспыхивают какие-то огни - наверное, луч света находит лазейку в облаках
       []
       Фото 170. Береговая линия смутно светится в дымке, то становясь чётче, то почти совсем растворяясь
       Фото 171. Чайка рассекает воздух - и грани острова вновь проступают из мглы
       []
       Фото 172. Валы округлых гор растворяются в клубах облаков, сливаясь с волнами тумана
       Фото 173. Облака над Командорами
       []
       Фото 174. В какой-то момент ветер совершенно стих и тут же в небе образовалось гигантское пятно голубого неба
       Фото 175.
       Фото 176 Чёрное облако скрывает глаз
       Фото 177. Облако воспаряло вверх, а за ним тянулся световой шлейф
       Фото 178. Небо уходит
       Фото 179. Крыло, взрыв, небо, Командорские острова
       Фото 180. Покидая Командоры
       День одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый. Шторм. Переход до Петропавловска-Камчатского
       11.08.19. Всю ночь шёл дождь, выл ветер. Пол дня 11 августа мы пребывали в ожидании, переназначая выходы - начали с 7 утра, потом - 10, 12, 13,16... Условились на 19. Всё это время шторм то немного успокаивался, то вновь взрывался мощными порывами ветра и дождя. К 19 вроде утихло, и мы перебрались на пирс. Яхта с трудом зачалилась, и мы скорее погрузились. Этот ночной переход запомнился всем качкой: шли мы на моторе, ветер дул сбоку, с юго-запада, потому судно раскачивалось, как ванька-встанька. К утру шторм утих, однако волны, высокие но пологие, ходили по океану. Переход этого дня отметился несколькими занятными событиями. Во-первых, к нам прилетела весьма смелая чайка. Настолько смелая, что едва не села мне на голову и позволила потрогать себя за лапу. Всю эту птичью отвагу я зафиксировал на видео. Во-вторых, к нам приплывали косатки. Целая семья косаток приветственно показала хвосты, погуляла вокруг яхты, внимательно осмотрела нас из-под воды и, выпрыгивая, с воздуха, затем ушла в пучину. В третьих, вечером образовался великолепный закат, подвергнутый тщательному созерцанию. В Авачинскую губу пришли ночью, пристали к пирсу в три утра.
       Тепло распрощались с капитаном, проводили ребят в гостиницу. А сами - я, Андрей, Таня понеслись готовиться - через 26 часов нам предстояло отбывать ко Ключевской группе вулканов.
       Фото 181. Закат над океаном
       Фото 182. Солнце уходит
       Фото 183. Солнце почти ушло
       Фото 184. Последний кусочек солнца
       Фото 185. Солнце ушло
       Фото 186. Сумеречный рассвет
       Фото 187. Пришли в Петропавловск
       Уйдя с Командорских островов.
       ...И более всего мне запомнился предпоследний "островной день, когда мы уходили из гавани Гладковская, и царил туман, в котором мерцали острова. Такими они отпечатались в моей памяти.
       Ярко-зелёные, с великим множеством цветов, с разноцветными скалами, с оранжевой накипью лишайников, с изумрудными прядями мхов, срадугами - но всё это разноцветное, сочное, яркое окутано туманом.
       Я видел как солнечно-зелёное сияние травянистых склонов пробивалось сквозь серебристую поволоку тумана, мерцало, словно дальнее пламя, и постепенно сливалось с нефтяно-чёрным океаном и серой мглой облаков. Однако я помнил, как светится огненно-оранжевая накипь лишайников, как полыхают цветы в густой изумрудной траве, как переливаются радугой капельки на прядях мха, как мерцают разноцветные камешки на берегу. Валы округлых гор растворялись в клубах облаков, сливались с волнами тумана, но острые стрелочки птиц рассекали воздух - и грани острова вновь проступали из мглы. Чтобы вновь расплавиться в зыбком сером сумраке. Острова, словно бы раскачивались - и я понял, откуда пошли сказки о чуде-юде-рыбе-кит...
       Такими они и остались в памяти: островами, которые хранят свои краски, представая издалека, в тумане как нечто сумрачно-серое, но оживая под солнцем, но расцветая вблизи, под ногами и руками.

• Комментарии: 1, последний от 29/01/2021.
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 18/03/2020. 17k. Статистика.