П. Лена. (5010,9 м. по ГПС). Паспорт траверсного восхождения: перемычка между 5041 и. п. Алёна - п. Алёна - п. Лена).
Район
Хребет, массив
Название
Высота
Категория трудности
протяжённость
Центральный Тянь-Шань
Борколодой
П. Алёна - п. Лена
4952, 1 м. (.п. Алёна) - 5010,9 м. (г. Лена)
2Б
1,5 км. + 1,5 км.
1. Местонахождение. Вершины находятся в южном отроге от центральной линии хребта Борколдой Внутреннего Тянь-Шаня. Ориентация: отрог, в котором находятся пройденные нами вершины, вытянут с юга на север.
2.Кем назван, в честь кого, что означает. Вершина названа нашей группой 15.08.09. в честь всех явлений по имени Лена .
3. Информации о прохождении/первопрохожднии вершины. Нет.
4. Количественные характеристики.
Общее время прохождения
Время спуска
Время подъёма
Время движения со страховкой
Кол-во пунктов страховки
Частота прохождения
Преимущественное направление прохождениия
попеременной
одновременной
ЧХВ - 11 ч.
ЧХВ - 3 ч.10 мин.
ЧХВ - 7 ч.50 мин.
3 ч
8 ч.
Ледобур - 3 точки
Петли - 2 точки
Первопрохождение
Наше восхождение: запад - восток - юг
5. Условия, при которых изменяется категория трудности. Категория сложности может измениться в зависимости от состояния снежного/ледового покрова в сторону усложнения.
6. Рельеф по участкам пути.
На подъёме:
S0 - S1. От юго-западной подошвы отрога до кулуара. По снежной доске, лежащей на осыпи - 35 градусов. В верхней части - 45 градусов. Протяжённость - 400 м.
S1 - S2. От основания кулуара - кулуар - до седловины в гребне под г. 5041,0 м. Кулуар - 50 м., крутизна - 50 градусов. За ним - снежный склон: крутизна в нижней части 35 градусов. Крутизна склона в верхней - 45, участки - до 50 градусов, общая протяжённость - 400 м., глубина покрова - 20-25 см.
S2 - S3.От седловины в гребне под г. 5041,0 м. по гребню до г. Алёна (4952,1 м. по ГПС). Широкий гребень с карнизами на восточную сторону.
S3-S4. От г. Алена до начала снежной части гребня г. Лена. Скальный гребень со снежными карнизами на восточную сторону. Четыре относительно сложных участка: 1) С г. Алёна - 60 м., крутизна 50 градусов, натёчный лёд, полутораметровые метровые участки - до 70 градусов; 2) 80 градусов, 5-7 м.; 3) 30 метров, натёчный лёд, крутизна - 60-70 градусов; 4) ледовый кулуар - 20 метров, 60-70 градусов.
S4-S5. Снежная часть гребня до вершины Лена. Фирново-снежный склон - 100 м., 40-45 градусов. Вершина представляет собой узкий снежный гребень с карнизом на восточную сторону. Тур - южнее и ниже вершины в 15 м на скалах.
7. Описание прохождения.
По плану у нас было восхождение на г. 5015,0 м. При визуальном наблюдении с г. Жабыч и ледника под пер. Ольги Вороновой выяснилось, что подъём непосредственно с перевала может быть затруднителен из-за скал, потому пошли по пути наименьшего сопротивления: решили выйти на гребень отрога, в котором находилась наша цель, по склону на перемычку между горой, которую позже назвали Алёна, и г. 5041,0 м.
Выход - 7 часов. По смёрзшемуся за ночь снегу, лежащему на осыпи, поднялись за 40 минут под кулуар между бараньих лбов. Под кулуаром образовали связку и, закрутив два промежуточных бура, прошли его с одновременной страховкой. Далее на седловину вёл снежный склон. По линии падения воды пошагали наверх с одновременной страховкой. В 10-30 оказались на гребне южнее г. 5041,0 м. На восточную сторону от седловины лежит склон с многочисленными широкими бергами. Далее по широкому снежному гребню с карнизами на восток пошагали в южном направлении. За 40 минут вышли на вершину 4952,1 (по ГПС), которую назвали Алёна. Далее находился узкий скальный гребень с карнизами на восточную сторону. Гребень проходили в течение 3 часов 20 мин. По ходу движения встретились четыре относительно сложных места. Первое, на спуске с г. Алёна проходили в связках с одновременной страховкой, закладывая верёвку за скальные выступы. На 2-4 крутых участках вешали перила: на втором - 10 м. перил, на третьем - 30 м. перил, на четвёртом (ледовом кулуаре) - 20 м. перил. На всём протяжении участка, где шли с одновременной страховкой, закладывали верёвку за скальные зубья, тщательно прослеживали карнизную линию. После кулуара следовал снежный склон, который проходили в связках с одновременной страховкой. Он вывел непосредственно на вершину, где оказались в 15 ч. Вершина - узкий снежный гребень с карнизом на восточную сторону. Высота - 5010,9 м. От вершины приспустились, пройдя по гребню около 15 м., до скальной полочки, где сложили тур. Высота места, где находится тур - 5003,6 м. Выход от тура - 15-50. спускались по пути подъёма. Весь путь прошли в связках, повесив 20 м. в кулуаре сразу после фирнового склона, спускающегося с вершины. На спуске по склону от седловины под г. 5041,0 м. снег значительно раскис (глубина до 1 м.), потому передвигались бегом, опасаясь спустить лавину. В лагере - в 19 ч.
8. Требования к организации движения и страховки.
Нами были использованы следующие страховочные действия.
S0 - S1. Самостраховка с помощью ледорубов.
S1 - S2. Закрутили два промежуточных бура в кулуаре. Далее - движение с одновременной страховкой.
S2 - S3. Движение в связке.
S3-S4. Организация перильной страховки на крутых участках (4 нитки перил). Крепление - за скальные зубья и два льдобура на подъёме по кулуару непосредственно под вершиной. Движение с одновременной страховкой. Закладывание верёвки за скальные выходы.
S4-S5. Движение в связке с одновременной страховкой.
9. Возможные опасности и меры безопасности.
На участке S1 - S2 возможен сход лавины, потому основные требования - скоростное прохождение по линии падения воды.
На участке S3-S4 возможен срыв участника, потому мы решили провесить перила. Также возможно обрушение карниза по гребневой линии - необходимо тщательное наблюдение за линией отрыва.
На участке S4-S5 также висят большие карнизы, чреватые обрушением, поэтому необходимо тщательно выбирать путь.
На всём протяжении гребневой части большую опасность представляет обрыв карниза, потому необходимо тщательное наблюдение за карнизной линией).
11. Места ночлегов. Базовый лагерь при восхождении по пути, пройденному нами, лучше разбивать под г. 5041,0 м.,поскольку там есть вода. Восхождение осуществляется за один день. При необходимости лагерь можно поставить на пологой фирновой части гребня (участок S3-S4). На дальнейшей части гребня размещение лагеря проблематично.
12. Информации о ЧП. Нет.
13. Фамилия, имя, отчество автора описания. Описание делал Лучко Максим Иванович.
14. Фотоматериалы
Ф. 1. Панорама массива с центральной части ледника из-под Ольги Вороновой.
Ф. 2. Панорама массива и путь восхождения: красной линией отмечен видимый путь восхождения, пунктирной - невидимый.
Ф. 3. Пройденный путь. Фото из-под кулуара.
Ф. 4. Панорама гор на западную сторону.
Ф. 5. Вид на предстоящий путь по участку S2-S3.
Ф. 6. Вид с г. Алена на предстоящий путь по участкам S3-S5.
Ф. 7. Первый крутоватый спуск на участке S3-S4.
Ф. 8. Второй крутоватый спуск на участке S3-S4.
Ф. 9. Третий крутоватый спуск на участке S3-S4
Ф. 10. УчастокгребняS3-S4 иS4-S5.
Ф. 11. Панорама массива пика Филонова Павла. (п. Мэрик - п. Мэри - п. Филонова Павла)
Ф. 12. Панорама пройденного пути Снято с тура на г. Лена. Пунктирной линией - путь группы.
Ф. 13. Народ у тура на п. Лена
Ф. 14. Спуск на участке S5-S4. Линией - путь группы
Ф. 15. Массив г. Лена (г.Лена - г. Алёна) с пика Филонова Павла. Пунктирной линией - путь группы
15. Картографические материалы
В одном делении - 1 км.
Красным цветом обозначен путь группы на вершины. Треугольником- место ночёвки под вершиной