Траверс г. 2993 м.: р. Кысхыштубек - пер. 2869 м. (пер. Охотничий) - г. 2993 м. - р. Корумдуайры. Общая категория траверса 1Б.
Район
Хребет, массив
Название Высота Категория трудности
протяжённость
Центральный Алтай
Курайский хребет
пер. 2869 м. (Охотничий) - г. 2993 м. (по ГПС) м. Общая категория трудности - 1Б
От S0 до S5 - 6 км.
1. Местонахождение. Курайский хребет Горного Алтая. Вершина 2993 м. находится в основном хребте, разделяющем бассейн реки Чуя от бассейна р. Башкаус. Траверс проходил с северо-запада на юго-восток и далее от вершины 2989 м. на восток и спуск на юг.
2. Что соединяет, что связывает. Связывает долину р. Кысхыштубек (р. Кысхыштубек - р. Кубадру - р. Башкаус) с долиной реки Корумдуайры (о.Корумдуайры - р. Чибитка - р. Чуя)
3. Кем назван,когда,что обозначает. Перевал 2869 м. 8.05.2015 г. условно назван нами "Охотничий", поскольку мы предположили, что через него переходят охотники из Акташа в долину р. Кысхыштубек.
4. Информации о прохождении/первопрохождении перевала.Нет. Перевал скорее всего часто посещается людьми.
5. Количественные характеристики.
Общее время прохождения траверса
Время спуска
Время подъёма
Время движения со страховкой
Кол-во пунктов страховки
Частота прохождения
Преимущественное направление прохождения
ЧХВ от от S0 до S5 - 5 ч 30 мин
ЧХВ от S3 до S5 - 2 ч. 30 мин.
ЧХВ от S0 до S3 - 3 часа
Попеременной - 1 ч.
2
Неизвестно
Наше прохождение: с северо-запада на юго-восток и далее от вершины 2989 м. (по ГПС - 2993 м.) на восток и спуск на юг
6. Условия, при которых изменяется категория трудности. Категория сложности траверса может измениться в зимнее время в сторону усложнения.
7. Рельеф по участкам пути.
S0 - S1. От подножия перевала (2690 м.) до седловины (2869 м.)
S1 - S2. От седловины траверсом через гору 2993 м. до восточного гребня горы (примерно 2900 м.) (вершина примерно второго кулуара)
S2 - S3. Спуск по осыпному склону: примерно 150 м. мелкая осыпь, затем скальному гребешку - примерно 100 м.
S4 - S5. Осыпной кулуар. Мелкокаменистая осыпь - до подножия кулуара (2392 м.), перепад высоты - примерно 400 м., крутизна - 30-35 градусов.
8. Описание прохождения
Ночевали на берегу р. Кысхыштубек в часе ходьбы от подножия высокого моренного вала, перегораживающего ущелье. Наша задача - выйти в цирк, где находится исток реки Кысхыштубек. Цирк представляет собой большую подкову, вершинки которой - это г. Кысхыштубек на востоке и г. 3121 м. на западе. Между верхушками подковы находится большой одиночный скальник и озеро под ним. Чтобы выйти к озеру, нужно преодолеть моренный вал, благодаря которому, видимо, озеро и образовалось. За 1 ч. мы подошли к моренному валу, поднялись на него за 40 мин. вдоль небольшого каньона и оказались на берегу замёрзшего озера. В верховья долины Кысхыштубек можно выйти слева или справа от одиночного скальника. Наш путь - с правой стороны (пхд). Обошли его с правой стороны (пхд) по зазору между г. 3121 и скальником и оказались под небольшим отрогом от г. 3121 м. Основной склон перевала пролегает между этим отрогом и массивом горы 2993 м. (2989 м. по карте). Разведка показала, что наиболее рациональный путь - это выйти на отрог от г. 3121 м., пройти по нему, затем траверсом выйти на перевал. Так и сделали: за 20 минут поднялись на отрог, затем прошли по нему 30 мин., траверсом за 15 мин. вышли под небольшое плато под перевалом и затем за 20 мин. поднялись на седловину. С севера находится небольшая скальная вершинка, пройденная нами в 2014 г. и названная Акташ, справа - г. 2993 м. (на карте отмечена как г. 2989 м.) Спуск прямо с седловины ведёт к ручью Беленький. Наша задача - траверсировать г. 2989 м. и спуститься в долину ручья Корумдуайры. Траверс сложности не представляет: это широкий гребень с несложными скальными выходами. На северо-восточную сторону гребень обрывается крутыми сбросами с большими снежными карнизами. За 40 мин. поднялись на г. 2993 м.Посидели на горе 20 мин., затем стали спускаться по юго-восточному гребню. Во время движения по гребню мы заметили, что спуск с седловины может быть сложен, поскольку на перевале виднелись многочисленный скальные выходы, в то время как с вершины вниз шли осыпи, перемежаемые скальными гребнями. Мы решили спускаться прямо вниз, поскольку путь более ли менее просматривался. Начали спуск примерно от вершины второго кулуара. (начиная от г. 2993 м.). Вначале шли по скальному гребешку, который постепенно стал круче и в конце-концов закончился. Далее шёл заснеженный кулуар. В нём виднелись скальные островки, между которых лежал снег. Нужно было выйти на левый борт кулуара. Снег оказался "плохим": местами жёстко зафирнованным, местами, наоборот, мягким. Решили не рисковать и провесить перила - вначале на скальный остров, от него - на левый склон кулуара (пхд). Что и сделали. Пересекли кулуар за 30 мин. Далее спускались по кулуару - по мелкой осыпи. В 17 ч. 30 мин. оказались у подножия перевала.
9. Требования к организации движения и страховки.
Нами были использованы следующие страховочные действия.
S0 - S1. Движение плотной группой по отрогу, отходящему от перевала, чтобы не выходить на лавиноопасные склоны
S1 - S2. Движение плотной группой по гребневой линии не выходя на снежные участки, гимнастическая страховка на при прохождении скальных выходов
S2 - S3. Движение плотной группой
S3 - S4. Движение по перилам, пересекающим кулуар
S4 - S5. Движение плотной группой по левой (пхд) стороне кулуара
10. Возможные опасности и меры безопасности.
S0 - S1. Опасность схода лавины - движение по небольшому отрожку, отходящему от г. 3121 м.
S1 - S2. Опасность обрушения карниза - движение строго по осыпной части гребня, не выходя на снег
S2 - S3. Опасность сбросить камни на нижеидущего - движение плотной группой
S3 - S4. Опасность срыва на снежном склоне - движение по перилам
S4 - S5. Опасность спустить камень на нижеидушего - движение плотной группой