Лучко Максим Иванович: другие произведения.

Описание: Часть 1. Путешествие на Шантарские острова. Подготовка. Материк - остров Южный. Вершина 182 м

• © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 20/05/2021. 22k. Статистика.
  • Описание. Путешествие: , 3 к/с , Ноги
  • Дата похода 01/08/2016
  • Маршрут: хабаровск - пос Полины Осипенко - пос.Херпучи - залив Николая - остров Южный
  • Иллюстрации/приложения: 41 штук.
    Это путешествие на Шантарские острова мы совершили в 2016 году, но по ряду причин выкладываю это описание только сейчас, в мае 2021. Наверное, за эти пять лет там изменилось многое. Может, стало многолюднее, и удивительная, энергетика островов "ушла в себя". А может, и наоборот... Но Шантары по-прежнему живут во мне. Равно как, надеюсь, в душах остальных участников. Это описание знак благоговейного почтения к этой блистательной территории, знак уважения к большинству участников, преодолевших вместе со мной трудности путешествия и сохранивших как весёлый нрав,так и доверие к руководителю. В описании много фотографий. Ещё больше осталось "в столе". Там много чего осталось...Да славятся острова Шантарские и море Охотское!

•    В описании нашего путешествия по Шантарским островам, состоявшегося в 2016 году, я сосредоточусь на пешей части, лишь поверхностно касаясь морских переходов. При всём понимании, сколь важен этот элемент нашей экспедиции. Тому есть ряд причин, из которых упомяну не главную, но важную. Ключевая цель похода была - подняться на высочайшие вершины островов, а морской поход являлся вторичным.
       О перемещении по морю вокруг Шантарских островов есть много отчётов, видео, повествований, в то время как "суша" представлена, в основном, дополнением к "морю" - это лишь территория, на которую смотрят с воды, или где ночуют. Восполним этот пробел и воздадим должное плоти островов, а не только их окружению!
       Подготовка путешествия. Собирать материалы о Шантарских островах я начал в ноябре 2015 года. В ходе подготовки сложилась ключевая концепция мероприятия, которую позже я не раз реализовывал на Командорских островах и Северных Курилах: заключается она в наблюдении островов как снаружи - с воды, так и изнутри - с самых высоких точек острова (на которые ещё нужно подняться, а значит, преодолеть значительную расстояние по суше).
       Выглядит всё это дело так. Вот мы идём на том или ином судне вдоль островов и созерцаем происходящее на границе воды и суши - морских зверей, которые то выбираются на берег, то возвращаются в океан, наблюдаем облачные массы, которые складываются в замысловатые фигуры на границах воздуха, воды и земли. Затем мы выгружаемся на берег, совершая переход границы между двумя стихиями, и далее следует своего рода квест - путешествие через леса, реки, болота к высочайшей вершине острова, откуда, конечно же, открываются потрясающие виды, которые являются достойной изюминкой на тортике постижения этой территории. Затем снова океан, снова остров, океан, остров: запланированный архипелаг предстаёт перед нами во всех своих пограничных проявлениях - суши, воды, воды вокруг суши. В результате появляется объёмная картинка островов - как изнутри, так и снаружи.
       Так выглядит наше состоявшееся путешествие на карте.
       Ф. 1. Общая карта путешествия
       Изначально я планировал пересекать острова преимущественно с севера на юг (и наоборот) придерживаясь гребневых линий, где, полагал я, не будет густых зарослей кедрового стланика. Однако потом я отказался от этой затеи, поскольку стланиковые джунгли властвовали на всех высотах. Перемещаться по ним - сложно даже налегке (смотрите в описании, к примеру, как мы поднимались на высшую точку острова Феклистова, где за час проходили по 750 метров и реализовали тактику "Полёт Шаолиня"), поэтому на вершины мы ходили налегке, радиально от побережья.
       О морской части. Вокруг Шантар путешествуют на яхтах, лодках, катерах, катамаранах и тримаранах. Сейчас несложно найти фирмы и частные лица, которые организуют походы к Шантарам. Но необходимо помнить о коварстве погоды! Из-за шторма нам пришлось менять билеты, и произошло это не очень болезненно потому, что у нас, с одной стороны, имелся спутниковый телефон и мы координировали процесс с надёжным человеком "в цивилизации". С другой стороны, мы брали билеты с возможностью обмена, чем и воспользовались. Правда, при этом наш поход удлинился на неделю... Спутниковый телефон, доверенное лицо в цивилизации, обменные билеты - это необходимость при путешествии по морю. И чёткие договорённости, с лицом, взявшим на себя ответственность за морской трансфер, которые необходимо постоянно контролировать. Впрочем, это касается любого путешествия в "дикие края".
       Об этом описании. 1. Я разделил описание на четыре части, соответствуя четырём главным островам, на которых мы побывали (хотя посетили мы пять островов). В конце каждой части я помещаю карту с пешеходным маршрутом (где он состоялся).
       2. В тексте большое (даже избыточное) количество фотографий. Ещё больше их в текст не вошло. Шантарские острова - удивительно фотогеничный район! На качество многих прошу не пенять, поскольку получить красивое фото являлось вторичным. Обстановка - цвет и свет - не всегда оказывались благоприятны для хорошего кадра, а дожидаться подходящих условий не позволял формат похода.
       Как мы попали к началу морской части и как выбирались. Во время нашего путешествия (2016 год) на Шантары можно было попасть на вертолёте с Хабаровска или по морю с Сахалина или Николаевска-на-Амуре. Также имелся путь от Хабаровска на маршрутных такси до пос. Херпучи (Оглонги), затем на местном транспорте по разбитой дороге до побережья. Чтобы попасть из Хабаровска в п. Херпучи на такси, нужно переправиться на пароме, а возможно это лишь по пропуску, который выдаётся золотодобывающим предприятием, властвующим в посёлке. Чтобы выехать из Херпучи на такси необходимо также пройти через паром, для чего опять же необходим пропуск. Мы обошли этот запрет. И сделали это так.
       -На заезде. От Хабаровска на рейсовом автобусе мы добрались до посёлка "Полины Осипенко", затем на моторной лодке по реке Амгунь дошли до деревни Херпучи. Откуда на "Камазе" доехали до побережья.
       -На выезде. От побережья на "Камазе" до пос Херпучи. Затем от Херпучи по Амгуни и Амуру на лодке до небольшой деревни Сусанино, от которой на заранее заказанной маршрутке доехали до Хабаровска. Схема эта была вынужденная и реализации нам очень помог местный житель Андрей.
       Шантарский поход: моря и острова
       ...По возвращению в первую же ночь в Новосибирске мне приснился хозяин Шантар. Именно так я назвал его в сне. Таким он и был - знающим многое, но в особенности ведающим Шантарские острова и море вокруг. Он слегка походил на молодого, поджарого медведя. Хозяин стоял среди ветвей и перебирал рыболовные сети.
       Был он настроен приветливо, и мир вокруг него был также настроен дружелюбно. И стало понятно: острова мне понравились - независимо от разнообразных негативных факторов, которые препятствовали нашему путешествию. Острова понравились как самодостаточное явление, удивительная территория, не похожая на материк.
       День первый. 6 августа. Мы, компания из четырёх человек, прилетели в Хабаровск.
       Ф. 2. Четверо смелых
       В городе нас уже ждал наш голландский товарищ - Рик. Ещё три человека приехали позже. Одна участница, Наташа, проживала в Хабаровске. Итого - 9 человек. Первым пунктом нашей программы числились... лотосы. Которые произрастали около Хабаровска в водах красивейшего озера.
       Ф. 3. Лотос
       Ф. 4. Лотосы
       День второй. 7 августа. Все силы группы были брошены на закупку продуктов.
       День третий. 8 августа. Утром мы выехали на рейсовом автобусе в посёлок имени Полины Осипенко. Прибыли в пункт назначения поздно вечером.
       День чётвертый. 9 августа. Утром перебрались на берег красивейшей реки Амгунь, загрузились в катер и отправились к посёлку Херпучи.
       Ф. 5. Так мы шли по реке Амгунь
       Я перебрался на нос нашего корабля, что позволило вволю созерцать удивительные виды, открывающиеся с реки.
       Ф. 6. Просторы реки Амгунь
       Ф. 7. Остров в панораме
       Мимо проносились берега с деревьями и без, и даже скалы. Особенно хороши были острова. Они походил на шляпы или летающие тарелки.
       Ф. 8. Остров вдали
       Ф. 9. Остров ближе
       []
       Ф. 10. Остров совсем близко!
       Посёлок Херпучи. (он же - Оглонги). Хотя некоторые в скобки помещают Херпучи, и тогда выглядит вот так: Оглонги (он же Херпучи). Оказалось, это два посёлки, близко расположенных друг от друга и, наверное, административно сведённых в один, название которому Оглонги с Херпучине поделили. В Оглонги-Херпучи нас встретил дружелюбный местный житель Андрей.
       День пятый. 10 августа. Посёлок Херпучи - залив Николая. В четыре утра загрузились в машину и отправились в путь по разбитой дороге. Машина подскакивала на ухабах, потому все попытки уснуть заканчивались лишь тревожной дремотой. Взлетев на очередном бугре, я открыл глаза и узрел розовое море. Приземлился, но рассветное море за окошком не пропало. Я провопил: "Море!" Из группы отозвалась лишь одна участница, которая так же восхищённо вскрикнула: "Море!!!" Я глядел-глядел на море, пока оно не скрылось за поворотом. Уснул. Через два часа мы действительно прибыли на побережье. Позже, обсуждая это явление, я доказывал, что видел именно его - солёное, громадное, волнующее и волнующееся. Участники доказывали обратное, обращаясь к карте и ГПС, что, мол, море с того места, которое мы проезжали тогда, увидеть совершенно нереально. Я понимал это, но всё таки пытался найти аргументы, типа, были в это время на перевале, а тут рассвет... но логически понимал, что моря мы не могли видеть. Однако меня поддерживала та самая откликнувшаяся участница, которая, кажется, даже более, чем я, верила в иллюзию. Так я и не понял, что это было: рассвет, который преломился в стекле, образовав некое иллюзорное видение, сон или нечто ещё, но то восхищение при виде дальней розовой полоски на горизонте врезалось мне в память и даже сейчас я уверен, что видел море. Ну или нечто океанское...
       Ф. 11. Прибыли на побережье
       Мы выбрались из машины на песчаный берег, вытащили свой скарб и попрощались с водителями. Обустроили территорию: натянули тент, установили палатки, разожгли костёр.
       Ф. 12. Отдых на природе
       Для подавляющего большинства из нашей группы море было средой малопонятной, по крайней мере - редкопосещаемой, однако мы быстро освоились: на берегу нашли рыболовную сеть и устроили на рыбалку. Наловили камбалу и пожарили её.
       Ф. 13. Панорама залива Александры
       Ф. 14. Рыбалка
       Море оказалось на удивление тёплым. Наступил отлив, и я, решив искупаться, отправился искать глубину. Однако мелководье всё не заканчивалось. Я отошёл метров на триста от берега, но всё шагал-шагал, а глубина была чуть выше колена. Представив, как вдруг неожиданно наступает прилив, а я такой - далекий от берега, срочно побрёл обратно. Вечером состоялся потрясающий закат, созерцанию которого мы предались с величайшим удовольствием.
       Ф. 15. Солнце раз
       Ф. 16. Солнце два
       Ф. 17. Солнце три
       День шестой. 11 августа. В этот день силою обстоятельств, от нас нисколько не зависящих, в море мы не вышли - зафрахтованное судно не смогло пробиться к нам сквозь шторм. Часть группы совершила прогулку, в результате которой попала на рыбзавод, где заполучила мешок рыбы. Вот представьте: приезжаете вы из города, а вам выдают мешок рыбы. - Ну ни радость ли???
       Мы с жадностью разглядывали рыб и решили, что лучшее им применение - это засолка. Скороспелая. И принялись со всем возможным тщанием солить.
       Ф. 18. Рыба
       Для чего решили очистить рыбу от костей. И тут... Света нашла в рыбе червя. Позже, когда вопрос присутствия неожиданного объекта в нашей рыбе подвергся всестороннему обсуждению и, в особенности, когда мы проконсультировались с приезжими специалистами (симпатичная группа, по всей видимости, семья, состоящая из цветастой тётеньки, нескольких детей и озабоченного серьёзного мужчины - разумеется, отца и мужа в одном лице) то выяснили, что это ГЛИСТ. Рыба называлась кета, а червяк именовался глистом. Изогнутый в спиральку, он удивительно походил на белую ниточку. Только постоянно шевелящуюся. Местные жители также сообщили, что рыбу едят солёной, только продержав её в рассоле не меньше 25-30 дней. Неожиданный факт наличия такого объекта в нашей будущей пище взбудоражил нас до самого желудка.
       - Как же так, - возопила Света, - ведь в красной рыбе не бывает червей!
       - Бывают, - рассудительно ответила Марина. - Например, вот этот. - И флегматично выковыряла несколько червей (глистов).
       - Не видать нам малосольной красной рыбы, - с сожалением высказался Виктор.
       - А я уже представила бутерброд с красной рыбой на кусочке хлеба..., - мечтательно отозвалась Марина.
       - Я уверена, что в человеке они не живут! - категорически утвердила Света. - Попадают в живот и сразу...вываливаются.
       - Вылетают, выходят, выскакивают... - посыпались варианты.
       Постановили: солить рыбу не станем. Только жарить и варить.
       А если солить, то не меньше двух месяцев, однако пребывать в Приморье два месяца мы не собирались, потому не видать нам рыбки. Эх, знали бы мы, что не бывает вечных клятв, законов и утверждений...
       Уха получилась хорошей, и группа с удовольствием предалась размышлениям, остаются ли черви после:
       - заморозки
       - длительной перевозки.
       А затем перешли к рецептами. И тема оказалась безграничной.
       Вечером состоялся красивый закат,
       Ф. 19. Закат
       Вода в заливе оказалась поразительно тёплой - мы с удовольствием поплавали в море.
       Ф. 20. Ночные купания
       День седьмой. 12 августа. Переход по заливу Николая. В 12 часов пришло наше судно. И мы отправились по заливу Николая ближе к устью. Когда отчалили, в заливе шёл дождь. Постепенно он прекратился, и тучи перекочевала к сопкам.
       Ф. 21. Залив Николая
       ПоТучи поклубились-попаслись там и распластались над горами, окутав часть залесенных вершин густой волнистой шерстью. Облака лениво вздымали горбы, неспешно льнули к сопкам и долгие пряди то погружались в лесную чащу, то поднимались кверху, выползали в море, словно щупальца медуз.
       В конце концов, пряди расползлись, образовав некое подобие террас-лестниц, ведущих от моря к голубому - среди облаков - небу.
       Ф. 22. Облачные лестницы
       Постепенно облака рассеялись: часть уползла в море, закружив тамошние горы, часть растаяла на берегу, в деревьях.
       Ф. 23. Облака опускаются
       ...А вечером наполз непроглядный туман, совершенно скрывший окрестности.
       День восьмой. 13 августа. Залив Николая - остров Южный. Рано утром царила совершеннейшая ясность. Постепенно набежали облака.
       Ф. 24. Облака как горы
       Которые становились всё гуще.
       Ф. 25. устье залива вблизи
       Ф. 26. Устье задва вдали
       Затем разом скрыл окрестности.
       Ф. 27. Облака и море
       и далее весь путь от залива Николая до острова Южный мы шли в совершенной мгле. Пришли ночью, высадились на берег.
       Где мы? Ясно было только, что слева круто уходит склон, а справа плещется море, но впрочем, даже об этом в такой совершеннейшей мгле нельзя утверждать достоверно...
       Расположились мы прямо под склоном: насобирали плавник, поставили палатки.
       Где брать воду? А воды на острове в данный момент, оказывается, не было! С водой, была связана одна занятная специфика этого места. Утром наступал отлив и в обнажившемся песчаном дне появлялось множество родников с пресной водой. Оставалось только выкопать ямку, подождать, когда песок уляжется и начерпать вкусную питьевую воду. Однако пока стоял прилив, скрывший источники, и мы воспользовались своими запасами воды.
       День девятый. 14 августа. Подъём на высшую точку острова Южный - вершину 182 м. Утром также царила мгла. Постепенно туман немного рассеялся, открылось море, крутой, залесенный берег с песчаной отмелью.
       Ф. 28. Берег острова Южный
       Я вспомнил про пресную воду и отлив. Отправился искать эти самые родники. И вправду: из них в море вытекала пресная вода! Побежал копать и наливать. Вот так выглядели наши пресноводные шахты.
       Ф. 29. Источники воды
       Ф. 30. Добыча воды
       На восхождение мы выдвинулись часов в 11. Прошли вдоль берега в восточном направлении, нашли относительно пологий подъём по крутому склону, забрались по нему на широкий хребет острова. Перед нами раскинулись заросли главного бича путешественников по Дальнему востоку и юго-восточной Сибири - кедровому стланику. "Может, стланика меньше с южной стороны? - задались мы вопросом. - Или лучше двигаться строго по хребту?" Это был важный вопрос, поскольку так должна была выявиться закономерность расположения этого растения не только на Южном, но и на остальных островах, которые нам предстояло пройти. Мы пересекли островок в юго-восточном направлении, и пришли к скалам, круто обрывавшимся на южную сторону.
       Ф. 31. Остров Южный сверху
       Ф. 32. Берег остров Южный
       Ф. 33
       Чёткой закономерности не было: стланик рос везде. Мы двинулись к высшей точке, 182 м.
       Ф. 34. Шагаем среди зарослей кедрового стланика
       Одну тенденцию всё таки мы словили: чем положе, тем меньше стланика росло и тем разреженнее он был. Склон становился круче - заросли становились гуще и выше. Самое пологое место острова - хребет, по нему и двигались к вершине. И тут мы нашли сюрприз: густой ковёр шикши,(медвежьей ягоды). Просто громаднейшее количество сизых водянистых ягод!
       Ф. 35. Шикша
       Они значительно замедлили нашу и без того тихую скорость. Склон стал круче и, значит, заросли гуще. Маты - громче, скорость... Нас обогнал десяток черепах и сотня-другая самых тихоходных тварей в мире. Но, в конце концов, мы взобрались-таки на вершину, о чём нас любезно оповестил ГПС.
       Ф. 36. Дерево на вершине
       Полюбовались густым туманом, скрывшим всё, что можно было скрыть далее чем на 20 метров и побрели в лагерь.
       Ф. 37. На спуск
       Ф. 38. Наш предстоящий спуск. Вид на берег, где находится наш лагерь
       Шагая вниз, мы опробовали тактику передвижения, которую задействовали не раз позже. Называлась она "полёт шаолиня" Главное в ней было идти по стланику не спускаясь на землю! Встаёшь на толстую длинную ветку, придерживаясь за другие, она плавно прогибается под тобой и ложится на ветку нижу, которая также клонится, и ты осторожно переступаешь на неё. Затем следующее деревце... Главное: не торопиться и делать всё плавно, чуть-чуть опережая скорость склонения ветвей. Как обезьянки или "шаолини".
       Так вот, почти не касаясь земли, мы пришли к северному склону и сошли на песчаный берег. В лагере каждый занялся своим делом: я - приготовлением пищи, наш голландец Рик - сбором пластиковых бутылок, народ - плаванием. Потом все коллективно причастились морского промысла: насобирали мидии, которых сложили в кипяток, посолили, сварили, очистили, полили лимоном и съели. Мидий заели борщом.
       Ф. 39. Мидии варим
       А вокруг всё это время царил туман. Он расстилался, вздымался, становился гуще, заполнял все возможные поры в скалах, волнах, деревьях, редел, густел, смешивался с водой, скалами, телами, и порой совсем не к месту выглядели все другие цвета, кроме сизого и серого...
       Ф. 40. Туман у острова Южный
       []
       Ф. 41. Карта. Красной линий обозначен путь подъёма на высшую точку острова Южный
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 20/05/2021. 22k. Статистика.