Лучко Максим Иванович: другие произведения.

Описание: Якутия 2018. Путешествие по хребту Сунтар-Хаята. Часть первая: заезд в район и заход в горы

• Комментарии: 3, последний от 03/04/2024.
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 06/03/2019. 29k. Статистика.
  • Описание. Пеший:Якутия южн. , 3 к/с , Ноги
  • Дата похода 01/08/2018
  • Маршрут: г Якутск - магаданская трасса - р Сунтар - р Колтоко
  • Иллюстрации/приложения: 81 штук.
    Как подъезжали и подходили к якутским горам. г. Якутск - Томторская трасса - река Сунтар - база оленеводов на реке Колтоко. 11.08. - 20.08. Видеография этой части путешествия, заезд: https://youtu.be/uPiGTjUkVmgподход к горам: https://youtu.be/721GbGVQnt0

•    Часть первая
       Подготовка путешествия. Заезд в горы. 10.08. - 12.08.
       Томторская трасса - река Сунтар - база оленеводов на реке Колтоко. 13.08. - 20.08.
       ...В четвёртый день до окончания маршрута мне приснился сон. Виделось, будто я сижу на берегу якутской реки, и передо мной течёт время. Быстрым-быстрым таймлапсом бежало день-вечер-ночь-утро-день... Хоровод звёзд сменялся солнцем; восход, закат. Проходили виды гор, лесов, рек, болот, затем снова - болота, реки, леса, горы и снова и снова, то в панорамном обширном виде, то приближаясь, словно я взглядывал в микроскоп. Наше якутское путешествие протекало именно так - непрерывной чередой состояний, вещей, явлений, занятных, обыденных, уникальных, то вблизи, то вдали. Только я продолжал оставаться на своём месте - на берегу якутский реки. А может, это время оставалось на своём месте? А менялись я, наша группа? Этот сон был явным отражением того, как протекал наш поход: калейдоскоп. Именно таким я решил сделать это описание - с большим количеством фотографий - как обширных панорам, так и детальных, чтобы отразить эту круговерть.
       Это описание - часть большого комплекта материалов о нашем путешествии, которые я выкладываю в сеть интернет.
       В этот комплект входят.
       1) Технический отчёт, который находится на https://yadi.sk/d/IUa5deZ_LW8SKQ
       2) Подробный технический паспорт прохождения перевала 50-летия Индигирской экспедиции http://turizm.lib.ru/l/luchko_m_i/stolichny.shtml
       3) Подробный технический паспорт траверса горы Палатка http://turizm.lib.ru/l/luchko_m_i/palatka.shtml
       4) Некоторое количество графических работ на тему явлений, встреченных в нашем путешествии http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=345&fp=2&uid=467&idg=0&user_serie=0
       5) Видеоотчёт из шести частей
       6) И, собственно, это описание из пяти частей. При написании я руководствовался несколькими задачами.
       Первая задача. Я попытался поместить в описание большой объём фотографий, чтобы отобразить "калейдоскопичность", непрерывную и частую смену мест, состояний, явлений на протяжении нашего маршрута, даже если это оказывалось в угоду чрезмерной избыточности изображений.
       Вторая задача. В описании использованы фотографии из технического отчёта, но без нанесённых знаков типа стрелок, названий перевалов, участков пути и тп. При желании можно сравнить два изображения, со знаками и без, чтобы на "пустых" фотографиях увидеть какие-то элементы, скрытые за объяснительными значками фотографий "разрисованных".
       Третья задача. Я попытался отобразить в этом описании "нетехническую" сторону похода: разные занимательные, необычные, многозначительные явления и процессы, которые в техническом отчёте являются, на мой взгляд, лишними, а порой и мешающими.
       Четвёртая задача. Многие фотографии положены по принципу "от большого к малому" и наоборот: представлена большая панорама и отдельные элементы её по принципу фотоувеличения. И наоборот.
       Пятая задача. В отчёте очень часто фигурирует футболка. При первом её появлении я попытался объяснить предназначение этого моего эксперимента, проводимого уже не раз. Позже я объясню смысл и представлю результаты этого проекта... В общем, футболка - нужна, без футболки это путешествие лишено важной составляющей. Да здравствуют странные футболки, одним словом!!!
       Привожу две карты нашего путешествия: общую карту хребта Сунтар-Хаята и частную карту нашего путешествия.
       Ф. 1. Хребет Сунтар-Хаята на топографической карте северо-востока Евразии
       Ф. 2. Пройденный маршрут на карте двухкилометровке
       Подготовка путешествия
       Поход в якутские горы я собирался организовать давно. С того самого времени, как родился в этом удивительном краю. И в особенности с тех времён, как начал ходить по якутской тайге и лазать по якутским скалам в окрестностях города Ленска ,где я тогда жил. Около Ленска на берегу реки Лена находятся высокие скалы, похожие на известные Ленские столбы около Якутска, и множество их мы пролезли с бельевыми верёвками, хитроумно изъятыми у матерей. По сию пору, удивляюсь, что никто в те времена не разбился...
       Я всё откладывал и откладывал путешествие в Якутию на далёкое светлое будущее. А пока - плато Путорана, Памир, Тянь-Шань, Шантарские острова... Другие районы перевешивали на чаше весов Якутию: то появлялась уникальная возможность для тех или иных путешествий, то участники коллективно высказывали желание, то вдруг обнаруживалась какая-то примечательная гора, то... Но Якутия всегда светилась на задворках сознания. И вот это "когда-нибудь" наступило: в конце 2017 года я окончательно и бесповоротно запланировал поход в горы Якутии. Район мы выбирали долго и в конце концов остановились на горном массиве Сунтар-Хаята. Почему именно этот район? Во-первых, там встречаются все горные зоны - протяжённые ледники, морены, скалы, то есть это вполне такой горный район от самого низа до самого верха. И значит, интересный. Во-вторых, находится он относительно недалеко от Якутска, по крайней мере, намного ближе, чем известный массив Буордах. Который, конечно, технически более сложный, а значит, более интересный... Но при всём том - более сложный в организации и, значит, более дорогостоящий.
       Схематически предполагаемое путешествие состояло из четырёх частей. В первой мы собирались забросить груз в горы на лошадях, пройдя вдоль речки Сунтар. Во второй части мы должны были пройти несколько перевалов в районе горы Палатка, с восхождением на саму вершину, разумеется. Третья часть предполагалась самой долгой и насыщенной: я планировал через перевалы подойти высшей точке района - горе Мус-Хая, совершить восхождение на неё, затем вернуться к реке Сунтар. Четвёртая часть - возвращение через перевалы на трассу и отъезд в Якутск. Первую часть планировалось осуществить вместе с "конной" группой от турфирмы "Норд Стрим". Далее, во второй части, мы расставались с конной группой, но к нам должны были примкнуть четыре гида этой же турфирмы.
       Заезд в горы
       10.08. Вечером я, мой рюкзак и огромный баул с продуктами вылетели в Якутск из Новосибирска.
       11 августа рано утром я прилетел и в порту встретился с участниками команды. Наш неизменный голландец Рик, Николай Жиров - фанат города Одинцово, Слава Местников (он и ещё три гида должны были присоединиться к нам во второй части путешествия), якутский гид Таня и её туристы: Владимир, Света (маленькая), Света (большая), Акулина, Маша. Затем прилетела Оксана. Итого, отправлялись 8 человек + водитель. Мы оглянули друг друга и стало понятно: спокойной поездка не будет по причине тотального любопытства к тому, что творится за окном, и страсти к обсуждению видимого. Так и получилось...
       Под мелким дождём загрузились в машину и отправились в путь. До места, откуда начиналась активная часть нашего путешествия, нам предстояло ехать два дня. Нас ждали два парома, один - через Лену, другой - через Алдан.
       Мы загрузились на паром и отправились переплывать великую реку Лена.
       во время этой переправы меня заинтриговали чайки, весьма похожие на людей. И крылатые корабли.
       Ф. 3. Чайка на ребре автомобильного трапа
       Ф. 4. Чайки с характерами
       Ф. 5. Крылатый корабль
       Ф. 6. Рассекаем воды Лены
       []
       На пароме мы пообщались с весьма дружелюбными ребятами из Якутска, джип которых стоял рядом с нашей машиной. Когда-то они ходили на гору Мус-Хая. Из их оживлённого общения с якутским гидом Таней, во время которого обсуждались какие-то турслёты, я понял, что туристская жизнь в Якутии бьёт ключом: организовываются соревнования, походы и прочие полезные мероприятия, что для меня, как якутянина, было чрезвычайно приятно. Переплыв через Лену, мы оказались в посёлке Нижний Бестях. Там меня поразила недорогая цена на продукты и всякие другие товары. По дороге к следующей переправ через Алдан мы столкнулись с препятствием: размыло дорогу. Через этот участок нас перетаскивал трактор. Говорят, такое здесь происходит часто, и тракторы находятся специально, чтобы буксировать машины-пузотёрки после дождей! По пути мы остановились у кафе, чтобы перекусить. Чтобы от дороги попасть в кафешку нужно было пройти по узеньким досочкам. Они же вели в туалет. Наш прекрасный голландец Рик впал в совершеннейший экстаз от вида столь обширнейших и непролазных грязей!
       Ф. 7. Рик фотографирует
       Ф. 8. Рик радуется!
       []
       Потом встретилась весьма колоритная - никем из нас не разгаданная картинка.
       Ф. 9. Машина за обочиной. Что заставило её съехать в кювет? Почему рядом с памятником?
       []
       К вечеру мы прибыли к паромной переправе через Алдан. Отчалили в аккурат тогда, когда на небе зачинался закат.
       Ф. 10. Река Алдан. Причал.
       []
       Переход по реке получился изумительным. Все полтора часа я проторчал на палубе, дивясь закатным красотам...
       Ф. 11. Закат медный
       Ф. 12. Закат. Река. Полосы. Панорама
       []
       Ф. 13. Дыры в закатном облаке. Словно глаза...
       Ф. 14. Сеется закатное
       Ф. 15. Полная панорама заката
       Ф. 16. Пятно на облаке
       []
       Заночевали мы недалеко от переправы на берегу Алдана. Компания подобралась близкая по возрасту, цинизму и тотальной страсти ко всякого рода путешествиям, поэтому вечерок прошёл в приятнейшей (временами даже изысканной) беседе.
       Ф. 17. Утро на берегу Алдана
       []
       12.08. На следующий день произошло несколько знаменательных событий. Во-первых, наша группа, конечно же, прибыла к старту активной части. На пути к началу мы остановились у брошенного посёлка автодорожников.
       Ф. 18. Бывшие здания
       []
       Ф. 19. Сохранилось здание хорошо, но подход зарос...
       Ф. 20. Были когда-то двухэтажные дома
       []
       Зрелище печальное, но, по заверениям нескольких работников, живущих там, не окончательное: посёлок отстраивается заново. После этого мы сделали остановку на Чёрном прижиме - знаменитом узком месте на Колымской трассе. Этот участок представлял собой крутую полку, прорезанную вдоль скалы: каменная стена примыкала прямо к дороге.
       Ф. 21. Таинственный мост. Так мы и не сообразили, куда он ведёт
       Ф. 22. Вид с Чёрного прижима
       []
       При подъезде к месту старта в небе засветилась радуга. Несомненно, добрый знак! Наше путешествие получится прекрасным! Через какое-то время появилась вторая радуга. Значит, попутешествуем прекрасно вдвойне!
       Мы свернули от Главной Колымской трассы в сторону посёлка Томтор, проехали километров тридцать, завернули в лес и выгрузились у небольшого ручья, где уже бродили наши кони и коневоды. Начало маршрута!
       13.08. Утром запаковали рюкзаки, подготовив их так для транспортировки на конях, пообщались с дружелюбным конюхом и отправились в путь по заболоченной дороге.
       Ф. 23. Первый переход
       Ф. 24. Грибок под кусточком
       []
       А потом конюх не пришёл. Запил.
       14-15.08. В общем, следующие два дня я описывать не стану. Волею судеб, мы пытались организовать конную заброску с помощью спутниковых телефонов, потом гид Таня отправилась к точке старта, откуда кони, оказывается, так и не вышли, а конюх пропал; с помощью мальчишек-конюхов она запрягла коней, но по пути к нам один конь сдох... Просто концентрация дурных случайностей.
       В ожидании коней я ещё раз порадовался нашей замечательной компании! Дружно, активно, задорно, юморно, временами нерелигиозно, но со смыслом. Грибы, брусника, мясо...
       Ф. 25. Грибы
       Ф. 26. Брусника
       Ф. 27. Грибочки откушиваем
       []
       Ф. 28. Премудрый Соломон, приснись прекрасный сон!
       []
       Ф. 29. Как, интересно, эти кусты не сносит льдом?
       Ф. 30. Уютные заводи
       Ф. 31. Сплахнум желтый
       Ф. 32. Splachnum luteum
       []
       16.08. Половину этого дня мы всё ещё пытались что-то решить с конной заброской, но к обеду всё стало очевидно. Конная группа сходила с маршрута и возвращалась в Якутск, где должна была отправиться в другой поход - сплав по реке Синяя. Я, Рик, Николай сидели рядом с кучей наших продуктов и снаряжения - мы решили идти наверх. Две девушки из конной группы, Акулина и Маша, решили пойти с нами, чтобы добраться до базы оленеводов на реке Колтоко - финальной точки нашей первой части.
       Мы чрезвычайно тепло попрощались с конной группой, и я сильно погоревал, что не прошёлся с этими замечательными ребятами во главе с их гидом Таней... Наши уходящие товарищи сделали нам много приятных подарков, отдав все свои запасы спиртного и разнообразные перекусы.
       Наш предстоящий путь к горам проходил через многочисленные болота и, собственно, чтобы скорее миновать этот тягомотный участок, я и договорился с конной заброской. Будучи Новосибирске, я представлял, как мы налегке пройдём с задором эти 83 км, как я буду охотиться за бабочками, нюхать всякие вкусные цветы, победоносно снимая вечером с коня свой рюкзак и огромный мешок с продуктами... Мы сделали нашу раскладку "понажористей" (хе-хе), то есть взяли много свежего лука, чеснока, да что греха таить, и свежей картошки захватили. К тому я, например, не особо экономил на весе и взял к фотоаппарату свой самый любимый, но тяжеленный объектив 50-135, 2.8. Телефон в тяжёлом чехле. Плоскогубцы... В общем, на весе не экономили, ведь всё это должны были везти кони! А понесли мы сами. Я, конечно же, не мог позволить, чтобы наш прекрасный голландский Рик тащил этакий неподъёмный рюкзак. Да и не утащил бы он его... Так что вес моего рюкзака составил примерно 50 килограмм. В первый ходовой день мы прошли около трёх часов, одолев за это время 6 километров.
       Ночёвку устроили в живописном месте и на берегу реки Сунтар с многочисленными песчаными отмелями.
       Ф. 33. Сунтар. Мягкий закат
       Ф. 34. Берег, небо, заводи
       Ф. 35. Отражение. Музыка на песке
       Форма пота.
       И в этот день я продолжил/начал осуществлять одну свою "художественную" затею. Я проделывал этот эксперимент уже много раз в путешествиях... Заключается он в следующем. Люди потеют - есть у них такая замечательная особенность. В походе человек выделяет пот в три, а то и в четыре раза больше. Я пользуюсь такой возможностью для целей изобразительных. Делаю это следующим образом. Перед походом городе специально подбираю футболку из натуральных материалов - льна, хлопчатобумажной ткани. Я торжественно облачаюсь в неё и - шагаю. И потею. Пот кристаллизируется на ткани - получаются разнообразные солевые узоры! Вечером я снимаю футболку и фиксирую их на фото. Сам, разумеется, переодеваюсь в чистую одежду, бережно пряча "потную" футболку от дождя и сырости, в то же время как-нибудь подсушивая. На следующее утро я надеваю "солёную" футболку, иду в ней весь день, затем вечером снова фиксирую. И так на протяжении всего маршрута! Ткань коробится, первый переход утром в такой футболке довольно неприятен, но затем ткань размягчается под волнами нового пота, появляются другие узоры. Каждый день на маршруте я стараюсь фиксировать, как меняются высолы. Разумеется, бывает, что попадаешь под дождь, но я стараюсь беречь свою "солёную" футболочку от неожиданных смывов. Затем везу это "полотно" домой и... Об этом позже. Форма пота частенько сильно меняется, бывает - в особенности на коротких маршрутах - остаётся прежней. К чему всё это - сложно сказать. Нравится - всё тут. Есть, конечно, ряд причин. Может, новую форму искусства создаю, а может мне просто нравится созерцать и думать: вот эти горы так похожи на те, которые снаружи меня. И, может, этот узор - нечто большее, чем просто соляной узор, а некая третья среда на границе меня и внешнего?
       В общем, в этот день я впервые зафиксировал узор. И выглядел он вот так.
       Ф. 36. Первый "футболочный" узор
       []
       Конечно, не в каждом походе возможно так развлекаться. В сложных горных походах - некогда, в водных - пот смывается, в лыжных - холодно. Как правило, получается только в пешеходных путешествиях.
       Далее я буду представлять на фото, как же выглядела моя футболка в процессе путешествия...
       17.08. Следующие несколько дней нас ждали болота, болота и болота. И многочисленные комары с мошкой. Этот день запомнился мне несколькими важными наблюдениями и созерцаниями.
       Во-первых, это был самый болотный день. 70 процентов этого дня мы шагали через всякого рода топи.
       Ф. 37. Бредём через болота
       []
       Ф. 38. Под этой идиллической травкой - болото.
       []
       Во-вторых, я построил небольшую классификацию болот. 1) поцелуйное 2) сосущее 3) засасывающее 4)непроходимое, 5) колыхающееся.
       1) Поцелуйное выглядело так: ты ставишь ногу, затем вынимаешь её - получается такой звучный чмок. Приятное болото.
       2) Сосущее. Погружаешь ногу, вынимаешь - и нога выходит тоже со чмоком, но таким затянутым "чмооооок".
       3) Засасывающее. Вытаскиваешь ногу, а она не вытаскивается. только в глубину уходит. Чем больше шевелишься, тем больше погружаешься.
       4). Непроходимое. Такое, где много воды среди кусточков и лезть туда не стоит. Мы и не лезли, а обходили.
       5). Колыхающееся. Болотная жижа затянута плотным ковров трав, корневища которых так крепко переплелись, что выдерживают вес человека. Встаёшь на такой ковёр - он колышется. Осторожно делаешь шаг - поверхность под ногами колышется, но не проваливается. Аккуратно шагаешь по нему... Но чаще всего - бац: нога уходит в жижу, прорвав травяные нити!
       Ф. 39. Болото и редкие острова. Можно разглядеть колеи
       Ф. 40. И этот пригорок - болотистый
       []
       Другое наблюдение этого дня касалось небесных сфер. В аккурат к обеду, нам явилось Чудо. В небе внезапно фееричным образом сложились облака, что значительно примирило меня с болотами...
       Ф. 41. Что-то в небе над болотами. Целое
       Ф. 42. Что-то в небе над болотами. Частность
       []
       Наградой за этот долгий сложный день августа явилась ночёвка: мы вышли к красивейшему озеру - первому в системе озёр Чонкурчах.
       Ф. 43. Вечер над озером
       Ф. 44. Наш лагерь на берегу первого озера Чонкурчах
       Ф. 45. Палки, тени, тишина
       Ф. 46. Луна
       Ф. 47. Луна-вода
       []
       Вечером я зафиксировал свой пот на футболке. Трёхмиллиметровый слой пота выложился в несколько линий, но разнообразия их не наблюдалось. Как и весь сегодняшний день - тяжёлый, но однообразный.
       Ф. 48. Линии
       []
       Ф. 49. Толстые линии (они, по идее ,конечно "широкие", ибо линии как понятия двумерные не могут быть "толстыми", но тем не менее)
       Ф. 50. Набухшие линии
       []
       Ф. 51. Утро над озером. У противоположного края плавают лебеди.
       []
       18.08. И снова болота. Однако стали они меньше. Большую часть пути мы шагали среди леса, где встречались разные интересные артефакты. Так именно в этот день в моей голове рассеялся миф об исключительной безлюдности якутских гор. Едва мы отошли от стоянки, как оказались у бывшего стойбища оленеводов. Позже таких мест мы встретили немало... Глядя на эти конструкции, я подумал, что подобная структура могла бы присутствовать на гипотетическом гербе оленеводов. Или на флаге.
       Ф. 52. Остовы чумов
       Ф. 53. Конструкции
       Ф. 54. Чумик
       []
       Здесь я оглянул свою футболку и обнаружил, что накипь пота просто великолепная! Не сдержался и запечатлел её. В первую очередь, причиной тому послужила высота образовавшихся бугорков - миллиметров 5! Вроде и шли мы недолго, но пота вылилось из меня...
       Ф. 55. Столько выкристаллизовалось всего за часовой переход!
       Ф. 56. Что-то вроде гор
       Ф. 57. Перекристаллизация пота
       []
       День выдался жарким и по контрасту с предыдущим - чрезвычайно болотным - полегче. После обеда мы оказались у избы на берегу озера.
       Ф. 58. Самое большое озеро в системе Чонкурчах
       []
       А к вечеру пришли к трактору. Его я фиксировал только на видео.
       Избы, тракторы, различные деревянные и металлические конструкции... В общем, жизнь здесь когда-то била ключом!
       Место выбрали для ночёвки также весьма живописное - самое южное озеро в системе Чонкурчах. Вообще, эти озёра - весьма хороши!
       Ф. 59. Вечер на озере
       Ф. 60. Панорама самого южного берега самого южного озера Чонкурчах
       []
       Явно, этот день также выдался жарким! На футболке выкристаллизовались целые горные хребты!
       Ф. 61. Кристаллизация
       Ф. 62. Горы на плечах
       Ф. 63. Горный массив в Якутии
       Ф. 64. Как пот стекал и высыхал
       []
       19.08. На следующий день мы снова убедились, что места эти довольно обжиты: по дороге нам попалось множество заброшенных оленеводческих стойбищ. Особенно много их было у реки Угамыт, которую мы легко перешли. Наверное, после дождей река становится опасной.
       Ф. 65. Скелет чума на берегу реки Угамыт
       Ф. 66. Бродим реку
       Ф. 67. Угамыт
       []
       После перехода через реку во время краткого привала я отснял свою футболку. Сразу видно, что потел я знатно!
       Ф. 68. Наверное, при желании можно даже срезать этот слой кристаллов толщиной 2-5 миллиметра!
       []
       Ф. 69. Спина. Футболка исчезает под слоем кристаллизовавшегося пота )
       Ф. 70. Спина. Прослеживается линия позвоночника, где ещё сохранился чёрный цвет
       []
       Заночевали мы рядом с большой стоянкой оленеводов.
       20.08. И вновь болота, пустые стоянки оленеводов, комары, тайга.
       Ф. 71. Стоянка. Мусор
       []
       На одном из обедов попались такие занятные растеньица. Дул ветерок. Осень, скоро осень.
       Ф. 72. Пушица облетает
       Ф. 73. Облетающая пушица
       []
       К закату мы пришли в удивительное место. На холме после протяжённого болота когда-то находилась деревня, наверное... Или нет? На одной полянке стояло много коновязей, причём самых разных размеров, от полуметровых, до двухметровых. Или это не коновязи были вовсе? Под холмом в низинке лежало совершенно круглое озеро с удивительно прозрачной водой. Место тишайшее, красивое и таинственное. Я с трудом заставил себя не остаться здесь на ночёвку.
       До предполагаемой базы оленеводов на реке Колтоко оставалось идти километра четыре, и народ категорически заявил, что хочет закончить это пятидневное перетаскивание груза, а не растягивать его ещё на следующие пол дня.
       Ф. 74. Коновязи.
       Ф. 75. На деле, это не пеньки: они сделаны как коновязи
       Ф. 76. Это коновязи?
       Ф. 77. Таинственное озеро
       Ф. 78. Озеро
       []
       Ф. 79. Поляна коновязей. Или это что-то другое?
       []
       К семи часам мы добрались до базы оленеводов, куда за два часа до нас пришли наши якутские участники - инструктора турфирмы "Норд Стрим". Ура! Дальше будет легче.
       Я отфотографировал свою футболочку. Сделал это, правда, утром следующего дня... Солевые разводы немного пожухли, но в целом напряжённость линий свидетельствовала о жарком денёчке.
       Ф. 80. Футболка. Грудь
       []
       Ф. 81. Футболка, Часть спины.
       []
       Итак, первая часть нашего путешествия закончилась. Несмотря на злоключения в начале маршруту и с опозданием на три дня. Наконец-то мы можем оставить часть груза! Впереди нас ждало самое интересное: ГОРЫ. Из-за всяких перипетий пришлось менять категорически график похода...
  • Комментарии: 3, последний от 03/04/2024.
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 06/03/2019. 29k. Статистика.