Лучко Максим Иванович: другие произведения.

Техотчет: Траверс р. Тагачар - г. 4554 м. - г. 4685, 5 м. - г. 4714,3 м. - р. Карачай. (3а). Паспорт

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 07/02/2020.
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 06/12/2017. 27k. Статистика.
  • Техотчет. Горный:Киргизия; Казахстан ,.Информация , 3 к/с , Ноги
  • Дата похода 01/07/2013
  • Маршрут: р.Тагачар - г.4554 м. - г.4685,5 м. - г.4714,3 м. - р.Карачай
  • Иллюстрации/приложения: 57 штук.
  •  Ваша оценка:


       Траверс р. Тагачар - г. 4554 м. - г. 4685, 5 м. - г. 4714,3 м. - р. Карачай. (3А). Паспорт
       Район
       Хребет, массив
       Название
       Высота
       Категория трудности
       протяжённость
      
       Северо-Восточный Памир
       Заалайский хребет
       р. Тагачар - г. 4554 м. - г. 4685, 5 м. - г. 4714,3 м. - р. Карачай
       4554 м. - 4685,5 м. - 4714,3 м.
       3А
       10,4 км.
       1. Местонахождение. Траверс проходил по пограничному (Киргизия - Китай) хребту восточной части Заалайского хребта Северо-Восточного Памира. Преимущественная ориентация: юг - север.
       2. Что соединяет, что связывает. Связывает долину реки Тагачар с долиной реки Карачай.
       3. Кем назван, когда,что обозначает. В ходе прохождения была названа основная вершина г. 4718 (по карте) пиком Сибиряков.
       4. Информации о прохождении/первопрохождении перевала. Нет.
       5. Количественные характеристики.
       Общее время прохождения траверса
       Время спуска
       Время подъёма
       Время движения со страховкой
       Кол-во пунктов страховки
       Частота прохождения
       Преимущественное направление прохождения
      
      
      
       попеременной
       одновременной
      
      
      
       ЧХВ от от S0 до S8 - 20 ч.
       ЧХВ от S5 до S8 - 4.
       ЧХВ от S0 до S5 - 16 ч.
       4 ч.
       12 часов
       20
       Неизвестно
       Наше прохождение: с юга на север
       6. Условия, при которых изменяется категория трудности. Категория сложности может измениться в зимнее время в сторону усложнения.
       7. Рельеф по участкам пути.
       На подъёме.
       S0 - S1. От ручья, (3997 м.) до выхода на хребет - г. 4554 м. 3 ч. Перепад высоты - 557 м., протяжённость - 1200 м. Осыпь, покрытая снегом.
       S1 - S2. Г. 4554 м. - г. 4685 м. Снежно-осыпные увалы с участками несложных скал.
       S2 - S3. Г. 4685 м. - г. 4671 м. Спуск на седловину под г. 4671 м.: вначале пологий снежный спуск, затем шестидесятиметровый снежный сброс - глубина снега - 30-40 см., крутизна - 50 градусов. Затем подъём по скальному гребню - много жандармов до 5 м..
       S3 - S4. Г. 4671 м. - место ночёвки перед подъёмом на г. 4714 м. (высота 4563 м.). Ключевой технический участок гребня при подходе к началу подъёма на г. 4714 м. Гребень узкий. Вначале иду пять жандармов, соединённых острым гребнем. На третьем, четвёртом и пятом жандармах повесили перила (15-20 м., 65-80 градусов). После гребня с жандармами - наклонный бастион, который обошли слева (пхд), провесив перила 3х50 м. После наклонного бастиона - 3х50 м. перила к следующему жандарму (по сути, все эти 6 верёвок - обход этого самого наклонного бастиона). Затем - обход жандарма справа - спуск 30 м. по перилам (снег 30 см., 35 градусов) и выход на седловину 4563 м. перед подъёмом на г. 4717 м.
       S4 - S5. Ночёвка (4563 м.) - г. 4714 м. (4722 м. по ГПС). Путь на 4714 м. ведёт через бастион и предершину. Путь обхода первого бастиона: подъём по скальному гребню - 50-55 градусов, 50 м., затем траверс вправо (пхд) - 30 м. горизонтальных перил и после этого - выход в кулуар. Перила в кулуаре - 50 м., 44 градусов, снег 40 см. Проход предвершины: скально-ледовый гребень, 45-55 градусов, жандармы, за ним - спуск 20 м., 70 градусов, где организовали перила. Подъём на основную вершину: скально-фирновый гребень крутизной 50-55 градусов и протяжённостью 50 м. выводит на снежный гребень, по которому выходим на вершину. Тур - на скалах.
       S5 - S6. Г. 4722 м. - 4697 м. Вначале с вершины идёт широкий пологий гребень 100 м., который приводит к скале, от которой начинается крутой участок. Узкий, острый гребень протяжённостью 300 м., вывел к седловине в гребне, которая является вершиной кулуара.
       S6 - S7. Перильный участок. 200 м., крутизна - 45 - 55 градусов, фирн, лёд.
       S7 - S8. Снежный склон, протяжённость - 400 м., крутизна - 35 - 45 градусов.
       8. Описание прохождения
       8 июля. Ночевали на слиянии реки Тагачар и р. Нура Наша цель в этот день - максимально подойти к перевалу Тагачару. К нему по карте ведёт тропа, проложенная вдоль реки по холмам вдоль реки Тагачар. Эта река образуется из двух притоков: один с перевала Тагачар, другой - из-под пика Белый. Тропа должна перевести через приток, ведущий к северо-западному гребню пика Белый и далее пойти к пер. Тагачар. Местные жители сообщили также, что в верховьях тропа должна перейти по мостику на левый (пхд) берег ручья. Рядом с мостиком находится кош.
       С утра шёл ливень. Потому вышли с места ночёвки выше слияния с рекой Тагачар с р. Нура поздно - в 14 ч. Перешли ручей Тагачар. Нашли тропу, которая повела на холм в сторону от ручья. Решили довериться ей. Она забралась на холм и далее повела вдоль ручья Тагачар поверху. Через полтора километра тропа пошла резко вниз, в каньон. По камням перебрались через приток, текущий из-под пика Белый. Тропа снова забралась наверх. Через 2 километра подошли к переправе через ручей. На другом берегу виднелось стойбище. Решили не переходить на левый (пхд) берег, а пойти по правому. Прошли ещё около километра, увидели внизу, у реки, удобную площадку, приспустились на неё и поставили лагерь. Высота - 3321 м.
       9 июля. По плану предполагалось максимально подойти к перевалу Тагачар. Тропа заметена снегом. Продолжили движение по правому (пхд) берегу реки. Через 2 км. (1 ч.) пришли к слиянию: слева приходил ручей из-под перевала Тагачар, справа - ручей из-под северо-восточной стены пика Белый. (ф.1,2) Нам - налево (пхд). Одолели стопятидесятиметровый моренный вал, далее прошли четыре перехода (4 км.) вдоль ручья (ф. 3). Снег. До перевала оставалось 1,3 км. Здесь приняли решение на перевал не идти по следующим причинам. Было ясно, что в долине много снега, отчего, во-первых, лезть в этот день наверх небезопасно, во-вторых, скорее всего при подъёме уже не будет безопасных стоянок, потому придётся вылезать на седловину, и значит, наберём за день километр, что недопустимо. Решили подняться на гребень не через седловину пер. Тагачар, а по одному из малоснежных, значит, безопасных отрожков (ф.4). Поставили лагерь. Высота - 3997 м.
       10 июля. Определили отрожек, по которому станем подниматься. Он выводит на вершину 4554 м. Снега на нём виднелось немного, крутизна небольшая. Выход - 8 часов. Поднялись на вершину за три перехода по 50 мин (ф. 5-10). Сложили тур. Спустились с 4554 м. на седловину. Погода ухудшалась, давала знать о себе горняшка, потому поставили лагерь (ф.11). Высота - 4514 м.
       11 июля. Путь до г. 4685,5 м. выглядел достаточно несложно (ф.12). Таковым он и оказался. Выход - 9 часов. За полтора часа по снежным увалам с участками простых скал дошли до вершины 4685,5 м. (ф 13-17). Рассмотрели предстоящий путь: он усложнился (ф.18). На сто метров ниже вершины по гребню вышли на шестидесятиметровый снежный сброс. Спустились по нему в связках. Далее до вершины 4671 м. вёл гребень со множеством жандармов до 5 м. высотой. Все жандармы преодолевались свободным лазанием или обходились. Прошли этот участок за два ходовых часа (ф.18-20).
       От г. 4671 путь ещё более усложнился (ф.21). До характерного наклонного бастиончика вёл узкий гребень с пятью большими жандармами. Первый и второй прошли в связках (ф.22,23). На спусках с третьего и четвёртого и пятого повесили по 15-20 м. перил. До наклонного бастиона шли два с половиной часа (ф. 24-30). Забираться на эту скалу никакого желания не было (минимум 100 м. скал), разведка показала, что препятствие можно обойти с запада. Путь был достаточно прост - траверс по широкой полке (0,5 - 1,5 м.). Существовала возможность сорвать лавину, потому провесили три верёвки (140 м.) (ф.31-33). Обходили этот бастион полтора часа и оказались на полке, расположившейся на небольшом контрфорсе, отходящем на северо-запад от этого самого наклонного бастиона. Было необходимо одолеть контрфорс и снова выйти на основной гребень. Траверсируя, повесили 3х50 м. перил и оказались на основном гребне (ф.35,36). Этот участок проходили полтора часа. И оказались перед следующим жандармом. Обошли его с востока, провесив вниз 30 м. перил по снежному сорокаградусному склону и затем поднявшись в связках вверх (ф.37,38). Выбрались на удобную широкую площадку. Время - 22 ч. Высота - 4563 м.
       12 июля. Выход - 9 часов. Перед нами находилась финальная цель этого траверса - г. 4714,3 м. На пути к вершине прошли один бастион и предвершину. Бастион проходили так: поднялись в связках в лоб около 50 м., затем провесили 30 м. траверсных перил вправо и оказались в кулуаре. По кулуару провесили ещё 50 м. перил вверх (ф.39,40). Проходили этот участок 3 часа. Проход предвершины: поднимались в связках (ф.41). На спуске с неё провесили перила - 20 м. Выход на вершину (ф.43): поднялись в связках, затем по снежному гребню (ф.44) добрались до вершины в 12 ч. 30 мин. (ф.45,46). Высота по ГПС - 4722 м. Решили назвать гору пиком Сибиряков. С вершины вёл широкий гребень (ф.47). Он закончился скалой, после которой началось резкое падение гребня. Внизу виднелись жандармы (ф.49). Путь выглядел достаточно простым, но разведка показала, что пройти "запросто", провесив перила прямо вниз по кулуару и затем, уйдя снова на гребень - не получится, поскольку толщина мокрого тяжёлого снега в кулуаре была больше полуметра, к тому же виднелись следы осовов, и значит, вероятность лавины была чрезвычайна. Уехать в Китай на лавине никакого желания не было. Оставался один путь - идти строго по гребню в связках. Что и сделали. Этот путь вывел к седлу, от которого вниз уходил широкий кулуар (ф.50). От седла далее гребень снова возвышался, виднелись многочисленные бастионы, в то время как кулуар проглядывал весь и был он относительно безопасен (скальные острова на всём протяжении, где можно укрыться; фирн и лёд + снег небольшой глубины). Провесили вниз 4х50 м. перил, крепя их где на камнях, где на ледобуры (ф.51). Кулуар расширился и стал положе, снег стал глубже. Этот четырёхсотметровый участок проскакивали в связках. Когда до дна осталось сто метров, нас ожидал неприятный сюрприз, невидимый сверху: кажется, внизу склон обрывался крутой террасой. Осторожно подошли к краю. Хотя склон становился гораздо круче, но, к счастью, обрыва не было. Правда, тёк довольно глубокий ручей, по которому и пришлось идти, забивая ледоруб и кошки в лёд, скрытый под потоком глубиной сантиметров тридцать. Незабываемые ощущения. Высота - 4000 м. (ф.52-54).
       Далее прошли полтора часа вниз, держась левого (пхд) борта долины и, наконец, очутились на травке. Высота - 3821 м. Время - 20 ч.
       13 июля. Спуск вниз. Несколько несложных прижимов. Ниже 2 км. от стоянки обнаруживается малозаметная тропа на левом берегу, которая постепенно становится шире. Затем тропа переходит на правый берег и уже внизу, недалеко от п. Нура, - на правый.
       9. Требования к организации движения и страховки.
       Нами были использованы следующие страховочные действия.
       S0 - S3. Движение в связке с наблюдением линии отрыва у карнизов; одновременная, попеременная и гимнастическая страховка на скалах.
       S3 - S4. Г. 4671 м. - место ночёвки перед подъёмом на г. 4714 м. (высота 4563 м.). Ключевой технический участок гребня при подходе к началу подъёма на г. 4714 м. Гребень узкий. Вначале иду пять жандармов, соединённых острым гребнем. На третьем, четвёртом и пятом жандармах повесили перила (15-20 м., 65-80 градусов). После гребня с жандармами - наклонный бастион, которую обошли слева (пхд), провесив перила 3х50 м. После наклонного бастиона - 3х50 м. перила к следующему жандарму (по сути, все эти 6 верёвок - обход наклонного бастиона). Затем - обход жандарма справа - спуск 30 м. по перилам (снег 30 см., 35 градусов) и выход на седловину 4563 м. перед подъёмом на г. 4717 м. Движение между перильными участками в связках с наблюдением линии отрыва у карнизов; гимнастическая одновременная и попеременная страховка.
       S4 - S5. Ночёвка (4563 м.) - г. 4714 м. (4722 м. по ГПС). Путь на 4714 м. ведёт через бастион и предвершину. Путь обхода бастиона: подъём по скальному гребню - 45 градусов, 50 м., траверс вправо (пхд) - 30 м. горизонтальных и выход в кулуар. Перила в кулуаре - 50 м., 45 градусов, снег 40 см. Проход предвершины: скально-ледовый гребень, 45-55 градусов, за ним - спуск 20 м., 70 градусов, где организовали перила. Подъём на основную вершину: скально-фирновый гребень крутизной 50-55 градусов и протяжённостью 50 м. выводит на снежный гребень, по которому вышли на вершину. Тур - на скалах. Движение между перильными участками в связках с наблюдением линии отрыва у карнизов; гимнастическая одновременная и попеременная страховка.
       S5 - S6. Г. 4722 м. - 4697 м. Вначале с вершины идёт широкий пологий гребень 100 м., который приводит к скале, от которой начинается крутой участок. Узкий, острый гребень, 300 м., вывел к седловине в гребне, которая является вершиной кулуара. Движение между перильными участками в связках с наблюдением линии отрыва у карнизов; гимнастическая одновременная и попеременная страховка
       S6 - S7. Перильный участок. 200 м., крутизна - 45 - 55 градусов, фирн, лёд.
       S7 - S8. Снежный склон, протяжённость - 400 м., крутизна - 35 - 45 градусов. Одновременная страховка.
      
      
       10. Возможные опасности и меры безопасности.
       S0 - S1. При наличии снега возможен сход лавины
       S1 - S2. Возможно обрушение карниза.
       S2 - S3. Г. 4685 м. - г. 4671 м. Спуск на седловину под г. 4671 м.: вначале пологий снежный спуск, затем шестидесятиметровый снежный сброс - глубина - 30-40 см., крутизна - 50 градусов. Затем подъём по скальному гребню. Движение в связке с наблюдением линии отрыва у карнизов; одновременная, попеременная и гимнастическая страховка на скалах. Возможно обрушение карниза, потому рекомендуется движение с наблюдением линии отрыва. На снежном участке возможен сход лавины.
       S3 - S4. Г. Движение между перильными участками в связках с наблюдением линии отрыва у карнизов; гимнастическая одновременная и попеременная страховка. Возможно обрушение карниза, потому необходимо передвигаться, наблюдая линию отрыва. На жандармах и при обходе наклонной скалы возможны срывы, потому необходима перильная страховка.
       S4 - S5. При подъеме по кулуару в обход бастиона возможен сход лавины, потому рекомендуется движение по перилам строго след в след. Движение в связках с наблюдением линии отрыва у карнизов; гимнастическая одновременная и попеременная страховка. Возможно обрушение карниза, потому необходимо передвигаться, наблюдая линию отрыва. При спуске с предвершины возможен срыв, потому необходимы перила.
       S5 - S6. При движении по гребню возможен сход лавины, потому рекомендуется движение в связке строго по гребню, не выходя на склон.
       S6 - S7. Перильный участок. 200 м., крутизна - 45 - 55 градусов, фирн, лёд. Возможны камнепады, потому быстрое прохождение перил; организация станций у скальных выходов, за которыми можно укрыться.
       S7 - S8. Снежный склон, протяжённость - 400 м., крутизна - 35 - 45 градусов. Вероятен сход лавины, потому рекомендуется спуск в связках строго по следу, придерживаясь правого (ор.) борта.
       11. Рекомендуемое специальное снаряжение. Ледорубы, льдобуры, расходная верёвка, крючья (комплект).
       12. Места ночлегов. До точки S2 проблем с местами для ночёвки нет. Далее ночевать можно на седловине между г. 4685 м. - г. 4671. После точки S3 до S4 безопасных мест для ночёвки не наблюдалось. Можно было поставить палатки под наклонным бастионом в случае крайней необходимости. До точки S5 мест для палаток не было. От вершины до скалы, от которой начинается крутой спуск, есть удобные площадки. Далее до S8 мест для ночёвок нет.
       13. Информации о ЧП. Нет.
       14. Фамилия, имя, отчество автора описания. Описание делал Лучко Максим Иванович.
       15. Фотоматериалы
        []
       фото 1. Северо-восточная стена пика Белый
        []
       фото 2. Долина ручья из-под северо-восточной стены пика Белый
        []
       фото 3. Движемся вдоль ручья
        []
       фото 4. Ночёвка перед выходом на гребень. Виден отрог, по которому станем подниматься
        []
       фото 5. Фото с участка S0 - S1
        []
       фото 6. Подъём по участку S0 - S1.
        []
       фото 7. Подъём по участку S0 - S1.
        []
       фото 8. Финальная часть участка S0 - S1.
        []
       фото 9. Вид на долину пер. Тагачар и г. 4518 с участка S0 - S1.
        []
       фото 10. Вид с г. 4554 на предстоящий путь и место будущей ночёвки
        []
       фото 11. Вид на ночёвку. На заднем плане г. 4554 м.
        []
       фото 12. Привал на гребне по пути к г. 4685 м.
        []
       фото 13. По дороге к г. 4685 м.
        []
       фото 14. Подъём на г. 4685 м.
        []
       фото 15. Подъём на г. 4685 м.
        []
       фото 16. Подъём на г. 4685 м.
        []
       фото 17. Вид с г. 4685 м. на пройденный путь
        []
       фото 18. Вид с г. 4685 на предстоящий путь. Зелёным пунктиром отмечена невидимая часть (обход наклонного жандарма)
        []
       фото 19. Вид на пройденный путь с подъёма на г. 4671 м.
        []
       фото 20. Движение по гребню на г. 4671 м.
        []
       фото 21. Вид с г. 4671 м. на предстоящий путь
        []
       фото 22. Движение на участке S3 - S4
        []
       фото 23. Движение на участке S3 - S4
        []
       фото 24. Движение на участке S3 - S4. Зелёным отмечен невидимый путь в обход наклонного бастиона
        []
       фото 25. Вид на пройденный путь с участка S3 - S4.
        []
       фото 26. Перильный участок на участке S3 - S4.
        []
       фото 27. Предстоящий путь. Наклонный бастион
        []
       фото 28. Движение на участке S3 - S4.
        []
       фото 29. Перильный участок на отрезке S3 - S4.
        []
       фото 30. Вид на пройденный путь. Зелёным отмечен невидимый путь
        []
       фото 31. Начинаем обход наклонного бастиона
        []
       фото 32. Провеска перил в обход наклонного бастиона
        []
       фото 33. Перила в обход наклонного бастиона
        []
       фото 34. Предстоящий путь на следующий день. Зелёным отмечен невидимый путь, красным - видимый. Точка S4 также скрыта за камнем
        []
       фото 35. Пятая верёвка при обходе наклонного бастиона
        []
       фото 36. Шестая и пятая верёвка при обходе наклонного бастиона
        []
       фото 37. Кулуар, по которому обходили жандарм
        []
       фото 38. Связка при обходе жандарма
        []
       фото 39. Место ночёвки. Отмечен предстоящий подъём на бастион. Красным - видимый путь, зелёным - невидимый
        []
       фото 40. Перила при прохождении первого бастиона
        []
       Фото 41. Подъём на предвершину. Хорошо виден пройденный путь. Красным пунктиром отмечен видимый путь, зелёным - невидимый
        []
       фото 42. Посёлок Нура с подъёма на вершину.
        []
       фото 43. Вершина
        []
       фото 44. Проход по вершинному гребню
        []
       фото 45. С вершины. Видна вторая связка
        []
       фото 46. Коллектив на вершине
        []
       фото 47. Вершинный гребень. Спуск.
        []
       фото 48. Панорама пройденного гребня
        []
       фото 49. Спусковой гребень
        []
       фото 50. Спусковой кулуар c точки S6
        []
       фото 51. Перила в кулуаре на участке S6 - S7
        []
       фото 52. Видна часть пути с вершины
        []
       фото 53. Перевал Карачайчаты
        []
       фото 54. Спуск с вершины
        []
       фото 55. Пройденная вершина
        []
       фото 56. Пройденная вершина из п. Нура
      
       16. Картографические материалы
        []
      
       Треугольниками отмечены места ночёвок, Красным пунктиром - путь группы.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1
      
      
      
      
  • Комментарии: 2, последний от 07/02/2020.
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 06/12/2017. 27k. Статистика.
  • Горный:Киргизия; Казахстан
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка