Лучко Максим Иванович: другие произведения.

Техотчет: 005. Паспорт траверса: р. Толд-Булаг - пер. Многоразовый (н.к, 2921 м) - р. Хэлцэтийн - выход на восточный гребень г 3385 м. + г 3385 м + г 3812 м + г. 3591 м + г. 3683 м - р. Хэлцэтийн - пер. Многоразовый (2921 м) - р. Толд-Булаг. 3а

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 22/06/2018. 31k. Статистика.
  • Техотчет. Горный:Алтай ,.Информация , 3 к/с (5) , Ноги
  • Дата похода 01/06/2017
  • Маршрут: р.Толд-булаг - пер.Многоразовый(н.к - 2921 м) - р.Хэлцэтийн - выход на восточный гребень г 3385 м. - г3385 м - г 3812 м - г3591 м - г.3683 м - р.Хэлцэтийн - пер.Многоразовый (2921 м) - р.Толд-булаг
  • Иллюстрации/приложения: 63 штук.
  •  Ваша оценка:


       Паспорт траверса: р. Толд-Булаг - пер. Многоразовый (н.к, 2921 м) - р. Хэлцэтийн - выход на восточный гребень г 3385 м. + г 3385 м + г 3812 м + г. 3591 м + г. 3683 м - р. Хэлцэтийн - пер. Многоразовый (2921 м) - р. Толд-Булаг. 3А
       Район
       Хребет, массив
       Название
       Высота
       Категория трудности
       протяжённость
      
       Монгольский Алтай,
       хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу
       Цэнгел-Хайархан-Нуруу
      
       3385 м. + г 3385 м + г 3812 м + г. 3591 м + г. 3683
       3А
       13,5
       1. Местонахождение. Траверс проходил в юго-восточной части хребта Цэнгел-Хайархан-Уул Монгольского Алтая. Траверс проходил по широкой подкове, начавшись с северо-востока через вершину 3385 м на запад - на вершину 3812 м., от которой ушли по хребту на юг, затем через ряд вершин повернули на восток с заходом на вершину 3683 м и спустились в южный исток реки Хэлцэтийн, по которому дошли до озера, находящегося под перевалом Многоразовый.
       2. Что соединяет, что связывает.
       3. Кем назван, когда, что обозначает. Все названия - с монгольской карты. Мы называли г 3812 "Клювом" из-за сходства карниза, свисающего вершины, с птичьим клювом.
       4. Информации о прохождении/первопрохождении перевала. Нет.
       5. Количественные характеристики.
       Общее время прохождения траверса от ледника под "Футбольной" до схода в долину (точка S8)
       Время движения со страховкой
       Кол-во пунктов страховки
       Частота прохождения
       Преимущественное направление прохождения
      
       Попеременной - 4
       одновременной - 7 ч.
       Перила - 2 ч.
      
      
      
       ЧХВ - 16 часов
       Общее время прохождения от лагеря на перевале Многоразовый и обратно - 20,5 часов
      
       4
       Неизвестно
       Неизвестно
       6. Условия, при которых изменяется категория трудности. Категория сложности траверса может усложниться в зимнее время до в связи с возможным обледенением и заснеживанием склонов.
       7. Рельеф по участкам пути.
       На подъёме.
       S0 - S1. Подъём от ледника (высота - 3105 м.), вытекающего из-под горы 3812 м на восточный гребень горы 3385 м. и далее на вершину 3385 м. Осыпной склон 30 - 35 градусов со снежными участками. Непосредственно под вершиной - широкое плато, благодаря которому мы именовали вершину "Футбольной й".
       Вершина 3385. Эта вершина находится в 50 метрах южнее от основного гребня. Сложена их крупных плит. На плите соорудили тур. В основном гребне также есть выраженная осыпная вершинка, которую для удобства назвали "Футбольной 2", на ней мы также соорудили тур.
       S1 - S2. Траверс хребта от горы 3385 м до восточной седловины под г. 3812 м. Протяжённость - 1 км., состоит из двух больших жандармов. От Футбольной 2 спускается простой скальный гребень до небольшого скального возвышения, за ним гребень, вначале состоящий из громадных валунов, затем - острый, понижается до седловины. На север гребень круче; с севера, ниже 50-100 м. к нему примыкает ледник, на юг - сброс, но есть скально-осыпные полки.
       После седловины скально-осыпной гребень становится проще. Он выводит на второй жандарм. Спуск с жандарма - крупнокаменистая весьма подвижная осыпь.
       Далее идёт снежно-ледовый гребень с карнизами на юг с участками несложных скал до седловины под восточным плечом горы 3812 м. На седловине сделали тур. От седловины снежно-ледовый гребень с карнизами на юг и участками скал поднимается, постепенно становясь круче, под жандарм в восточном плече г. 3812 м,
       S2 - S3. Жандарм в восточном плече г. 3812 м. Выход со снега на полочку под жандармом по широкой трещине, залитой льдом, высотой 5 метров. Далее идёт осыпной склон, который постепенно переходит в разрушенные скалы. По основной гребневой линии жандарма - пятиметровая вертикальная щель, заткнутая каменной пробкой, которая шатается.
       S3 - S4. Снежно-ледовый гребень восточного плеча г. 3812 м выводит на скально-осыпной гребень. Протяжённость снежно-ледового гребня - 150 м, крутизна 30-35 градусов, перед выходом на скалы он становится круче до 50 градусов.
       S4 - S5. Разрушенный скально-осыпной гребень восточного плеча г. 3812 м. Протяжённость - 250 м, крутизна - 40-45 градусов.
       S5 - S6. Снежно-ледовый гребень восточного плеча г. 3812 м. Протяжённость - 200 м.
       Вершина 3812 м. Огромный плоский купол.
       S6 - S7. Хребет от г 3812 м до г 3683 м., протяжённость - 7 км. От вершины 3812 м. на юг ведёт ледовый панцирь, который переходит в осыпь. Далее идёт широкий пологий осыпной гребень через ряд невыраженных вершин. Он плавно выводит на г 3683 м. От неё - короткий спуск по гребешку горы на север (100 м.).
       S7 - S8. Восточный снежно-ледовый склон г. 3683 м. Состоит из двух ступеней. Первая ступень: перепад высоты - 300 м, крутизна - 35 градусов., выводит на осыпную террасу. За ней следует вторая ступень: протяжённость - 220 м., крутизна - 35-40 градусов.
      
       8. Описание прохождения
       Наша задача - подняться на г 3812 м. С вершины Цэнгел-Хайархан мы тщательно рассмотрели г 3812 м и гребень, примыкающий к ней с востока. Картина выглядела так. От г.Цэнгел-Хайархан в юго-западном направлении до горы г. 3812 м. тянулся гребень. Сразу от г. Цэнгел-Хайархан шёл провал. Затем гребень поднимался и доходил до вершины, под которым лежало широкое ровное плато, из-за чего мы условно наименовали саму эту гору "Футбольной". От Футбольной на запад шёл скальный гребень, который постепенно опускался, затем поднимался до следующей осыпной вершинки. Этот участок просматривался плохо. За осыпной вершинкой находилась седловина непосредственно под восточным плечом г 3812 м. Седловину мы не видели, и только могли гадать, какая она. Мы предположили крутой сброс и наметили такие варианты подъёма на г. 3812 м: 1) подняться на" Футбольную" гору, затем траверсом через неё уйти на седловину и далее на в. 3812 м. (путь, который мы видели с г Цэнгел-Хайархан-Уул); 2) выйти на седловину напрямую - по леднику (неведомый путь). Непосредственный подъём на г. 3812 м. по восточному плечу нам открылся почти полностью, выглядел он так: снежно-ледовый гребень выводил к жандарму, за ним снова тянулся снежно-ледовый гребень, переходящий в скально-осыпной, за которым шёл купол вершины.
       Мы вышли из лагеря в 6 утра, перелезли через перевал Многоразовый и спустились к р Хэрцетийн-Гол. По ней за полтора часа вышли к леднику, вытекающему из-под г 3812 м. Здесь надо было принимать решение: 1) идти непосредственно под вершину и там смотреть, как можно подняться на 3812 м., или же 2) к горе двигаться через "Футбольную".
       Поскольку о том, что творится под горой, я знал совсем немного (может, выход на перевал - это стена ледовая, скальная или ещё какая малопроходимая в наши сжатые сроки), мы решили не рисковать и двинуться по просмотренному с Цэнгел-Хайархан пути: выйти из долины на "Футбольную" гору, от неё траверсировать по гребню до седловины, затем - смотреть. Если наша скорость, характер покрова, погодные условия позволят, то полезем на вершину 3812, а если нет, то или вернёмся или спустимся на ледник.
       То по осыпям, то по зафирнованным участкам мы поднялись по участку S0-S1 на плато под горой "Футбольной" за два часа. Над нами поднималась с западной стороны эта самая "Футбольная" вершина в основном гребне. Южнее от неё в 100 метрах ещё одно поднятие. Мы вышли на седловину между двух этих осыпных вершинок, сходили вначале на южную, где сделали тур и куда вложили записку. Гору назвали "Футбольной1". С неё наконец полностью открылся склон, ведущий на седловину под г. 3812 м. Оказался он совсем простым. Но возвращаться к варианту 1 уже времени не было, и мы решили продолжать вариант 2 - траверсировать гребень до седловины под г. 3812 м. и на седловине решить, пойдём на вершину или нет, в зависимости от погоды, характера склона и оставшегося времени. Добрались до вершины в основном гребне, сложили тур и назвали её "Футбольной"2".
       С "Футбольной 2" начался участок S1 - S2. Мы сошли по снежному гребню до небольшого жандарма, после которого шло крутое понижение. Вначале гребень состоял из огромных глыб. Так в одном месте единственный путь прохода был промеж двух плит, поставленных "домиком" Шли поверху гребня 1 час. Затем гребень стал круто зубчатым, и мы ушли на южную сторону, где продолжили движение по скально-осыпным полкам. Страховались, закладывая верёвку за выступ. Шли по южной стороне около часа. Затем снова вышли на основную гребневую линию, которая стала несколько положе. По ней дошли за сорок минут под второй жандарм. Подъём на него проходил по несложной осыпи. Спуск с жандарма непосредственно на гребень - крупные, весьма неустойчивые глыбы. Мы не стали спускаться среди них, а вместо этого прошли в северном направлении по отрогу, сошли вниз и по границе льда и осыпного склона вернулись на основной гребень. Прохождение второго жандарма заняло 40 минут. Гребень постепенно сменился на снежно-ледовый, в котором также имелись участки скал. Это была седловина под г. 3812 м., куда мы могли выйти по первому варианту. Здесь приняли решение взойти на вершину 3812 м, потому что дальнейший путь - восточное плечо горы мы рассмотрели хорошо, погода и время позволяли. По снежно ледовому гребню за 10 минут подошли под жандарм (участок S2 - S3). На плечо жандарма поднялись по кулуару, залитому льдом, протяжённостью 5-7 м., провесив перила. Затем поднялись непосредственно на жандарм. При подъёме на вершину жандарма главная сложность - десятиметровая щель, заткнутая в верхней части каменной пробкой. Она шатается, поэтому проход через неё невозможен. Пришлось обходить её справа по разрушенным скалам. На этом участке также повесили перила. Жандарм проходили 50 минут. Далее шёл снежно-ледовый склон (участок S3 - S4), большую часть которого мы проходили в связках. В верхней части снежный гребень переходит в скально-осыпной. Десять-пятнадцать метров перед скалами он становится круче до 50 градусов - на этом участке повесили перила. Участок S3 - S4 проходили 40 минут. Далее шли по разрушенному скально-осыпному гребню (участок S4 - S5) в связке в течение 40 минут. Он сменился снежно-ледовым (участокS5 - S6), который вывел на вершину. Вершина: широкий снежный купол. Тура здесь быть не могло.
       От вершины продолжили движение по гребню (участок S6 - S7): спустились со снежного купола и далее пошагали по простому осыпному гребню на г. 3683 м. Дошли до неё за 1 ч. Сложили тур на вершине. Приспустились 100 м. до седловинки между г 3683 м. и вершинкой севернее. Далее шёл участок S7 - S8. Образовали связку, надели кошки, и по границе снега и льда прошли первую ступень спуска. Вторую ступень проходили по некрутому снежному склону, страхуясь с помощью ледорубов. Прошли весь склон за 1 час.
       Дальнейший путь проходил по узкому ущелью. Прошли его за 2 часа и оказались у озера под перевалом "Многоразовым". Ещё за час перебрались через перевал "Многоразовый" и пришли в лагерь в 3 утра.
       9. Требования к организации движения и страховки.
       S0 - S1. Движение по осыпному склону серпантинами, чтобы не спустить камень на нижеидущего.
       S1 - S2. Движение в связке вначале по основной гребневой линии, затем, когда гребень стал совсем острым и зубчатым, - уход на южную сторону и движение по скальным полкам. При спуске со второго жандарма - уход по отрогу на север (примерно 50 м.) и спуск до льда. Возвращение на основной гребень по границе осыпи и льда.
       S2 - S3. Движение по основной гребневой линии в связках, затем перила при выходе на плечо контрфорса. При прохождении каменной пробки - перила справа от пробки пхд.
       S3 - S4. Прохождение в связках по основной гребневой линии в связках. В верхней части - перила 20 м.
       S4 - S5. Движение в связках по вершине осыпного гребня.
       S5 - S6. Прохождение в связке по основной линии гребня.
       S6 - S7.
       S7 - S8. Движение в связке. Первая ступень: спуск по границе снежного и осыпного склонов. Вторая ступень - спуск по снежному склону по линии падения воды, придерживаясь скальных островов.
       10. Возможные опасности и меры безопасности.
       S0 - S1. Опасность падения камней при движении по осыпному склону - движение серпантинами, плотной группой.
       S1 - S2. Опасность срыва на крутых участках - движение с попеременной страховкой, закладывая верёвку за скальные выступы. Опасность спустить камни на нижеидущих - прохождение опасных участков по одному с попеременной страховкой.
       S2 - S3. Опасность срыва на крутых участках - организация перил. Опасность обрушения большой каменной пробки - провеска перил в обход её.
       S3 - S4. Опасность падения на снежном склоне - самостраховка с помощью ледоруба. Опасность срыва в верхней части крутого ледового склона - провеска перил.
       S4 - S5. Опасность падения с гребня - движение с одновременной страховкой, закладывая верёвку за выступы.
       S5 - S6. Опасность падения на снежном склоне - самостраховка с помощью ледоруба..
       Вершина 3812 м. Огромный плоский купол.
       S6 - S7. Хребет от г 3812 м до г 3683 м., протяжённость - 7 км. От вершины 3812 м. на юг ведёт ледовый панцирь, который переходит в осыпь. Далее идёт широкий пологий осыпной гребень через ряд невыраженных вершин. Он плавно выводит на г 3683 м. От неё - короткий спуск по гребешку горы на север (100 м.).
       S7 - S8. Опасность схода лавины и срыва - движение в связке по границе осыпи и снежного склона, самостраховка с помощью ледоруба. Прохождение второй ступени - в связке, самостраховка с помощью ледорубов, по линии падения воды.
       11. Рекомендуемое специальное снаряжение. ледобуры, комплект скального снаряжения, расходные петли, кошки, ледоруб.
       12. Места ночлегов. На участке S0 - S1, S6- S7 проблем с местами для ночёвки нет, на участке S1 - S2 есть места для ночёвки ближе к предвершинному жандарму. На остальных участках - только сидячие ночёвки. Можно переночевать на вершине 3812 м.
       13. Информации о ЧП. Нет.
       14. Фамилия, имя, отчество автора описания. Описание делал Лучко Максим Иванович. Номер маршрутной книжки: 0-72-17
       15. Фотоматериалы
       0x01 graphic
       Ф. 1. Вид на пройденный траверс с г Цэнгел-Хайархан-Уул
       0x01 graphic
       Ф. 2. Предыдущая фотография в приближении
       0x01 graphic
       Ф. 3. Красной линий обозначен путь подхода к траверсу через перевал Многоразовый и обратный путь
       0x01 graphic
       Ф. 4. Красной линией обозначен путь группы началу траверса и прохождение г 3683 м. (участок S6 - S7 и часть пути на участке S7 - S8)
       0x01 graphic
       Ф. 5. Подход к началу траверса и путь подъёма на г Футбольная 1 и Футбольная 2 (участки S0 - S1)
       0x01 graphic
       Ф. 6. Верховья ледника под г 3812 м.
       0x01 graphic
       Ф. 7. Участники в верховьях ледника под г 3812 м.
       0x01 graphic
       Ф. 8. Красной линией обозначен путь группы от перевала Многоразовый к началу траверса
       0x01 graphic
       Ф. 9. Красной линией отмечен путь группы к началу траверса и возврат к перевалу Многоразовый
       0x01 graphic
       Ф. 10. Красной линией обозначен путь на вершины "Футбольные"(участок S0 - S1) и далее на вершину 3812 м.
       0x01 graphic
       Ф. 11. Вершина Цэнгел-Хайархан-Уул с участка S0 - S1.
       0x01 graphic
       Ф. 12. Вид на предстоящий траверс с г Футбольная 1 (точка S1)
       0x01 graphic
       Ф. 13. Обозначен пройденный путь от перевала Многоразовый к г Футбольная 1. Также обозначена финальная часть траверса - прохождение г 3683 м.
       0x01 graphic
       Ф. 14. Вид на предстоящий траверс с г Футбольная 1 (точка S1)
       0x01 graphic
       Ф. 15. Участники на г Футбольная 1
       0x01 graphic
       Ф. 16. Тур на г Футбольная 1
       0x01 graphic
       Ф. 17. Предстоящий траверс. Снято с горы Футбольная 2
       0x01 graphic
       Ф. 18. Предстоящий траверс. Снято с горы Футбольная 2
       0x01 graphic
       Ф. 19. Вершина Футбольная 1 с вершины Футбольная 2. Вдали видна вершина 3683 м. - финальный элемент траверса
       0x01 graphic
       Ф. 20. Движение группы на участке S1 - S2
       0x01 graphic
       Ф. 21. Предстоящий путь траверса. Снято на участке S1 - S2.
       0x01 graphic
       Ф. 22. Движение группы на участке S1 - S2
       0x01 graphic
       Ф. 23. Движение группы на участке S1 - S2
       0x01 graphic
       Ф. 24. Движение группы на участке S1 - S2
       0x01 graphic
       Ф. 25. Движение группы на участке S1 - S2
       0x01 graphic
       Ф. 26. Движение группы на участке S1 - S2
       0x01 graphic
       Ф. 27. Движение группы на участке S1 - S2
       0x01 graphic
       Ф. 28. Движение группы на участке S1 - S2
       0x01 graphic
       Ф. 29. Движение группы на участке S1 - S2
       0x01 graphic
       Ф. 30. Движение группы на участке S1 - S2
       0x01 graphic
       Ф. 31. Пройденный гребень участка S1-S2
       0x01 graphic
       Ф. 32. пройденный участок гребня
       0x01 graphic
       Ф. 33. Пройденный участок гребня с точки S2
       0x01 graphic
       Ф. 34. Предстоящий путь Участки S2 - S4.
       0x01 graphic
       Ф. 35. Пройденный участок гребня
       0x01 graphic
       Ф. 36. Подход ко ключевому жандарму на участке S2 - S3
       0x01 graphic
       Ф. 37. Проход ключевого участка траверса - первого жандарма в плече 3812 м.
       0x01 graphic
       Ф. 38. Проход ключевого участка траверса - первого жандарма в плече 3812 м.
       0x01 graphic
       Ф. 39. Снежный гребень на участке S3 - S4.
       0x01 graphic
       Ф. 40. Скально-осыпной гребень на участке S4 - S5
       0x01 graphic
       Ф. 41. Финальный участок подъёма на г 3812 м - S5-S6.
       0x01 graphic
       Ф. 42. Финальный участок подъёма на г 3812 м - S5-S6
       0x01 graphic
       Ф. 43. Финальный участок подъёма на г 3812 м - S5-S6
       0x01 graphic
       Ф. 44. Финальный участок подъёма на г 3812 м - S5-S6
       0x01 graphic
       Ф. 45. Плато на вершине 3812 м.
       0x01 graphic
       Ф. 46. Плато на вершине 3812 м.
       0x01 graphic
       Ф. 47. Плато на вершине 3812 м. Отмечен предстоящий путь траверса
       0x01 graphic
       Ф. 48. Вид на юго-западную сторону с траверса на участке S6 - S7
       0x01 graphic
       Ф. 49. Гребень на участке S6 - S7.
       0x01 graphic
       Ф. 50. Виды на юго-восточную сторону с гребня на участке S6 - S7.
       0x01 graphic
       Ф. 51.
       0x01 graphic
       Ф. 52. Вид с траверса на участке S6 - S7 на северо-западную сторону.
       0x01 graphic
       Ф. 53 Вид с траверса на участке S6 - S7 на северо-западную сторону. Виден пройденный траверс, отмечены участки подъёма S1 - S6
       Ф. 54
       0x01 graphic
       Ф. 55. Вид с траверса на участке S6 - S7 на юго-восточную сторону
      
       0x01 graphic
       Ф. 56. Вид с траверса на участке S6 - S7 на северо-западную сторону. Видна вершина 3812 м.
       0x01 graphic
       Ф. 57. Траверс на участке S6 - S7. Видна гора 3683 м.
       0x01 graphic
       Ф. 58. Гребень на участке S6 - S7.
       0x01 graphic
       Ф. 59. Вид с г 3683 м на пройденный траверс
       0x01 graphic
       Ф. 60. Путь движения по долине к перевалу Многоразовый после спуска в долину с траверса
       0x01 graphic
       Ф. 61. Движемся к началу спуска в долину с траверса
       0x01 graphic
       Ф. 62. Путь спуска в долину с траверса. Участок S7-S8
       0x01 graphic
       Ф. 63. Видна часть траверса на участке S6 - S7, участок S7 - S8 и переход по долине до перевала Многоразовый
       16. Картографические материалы. В одном делении 1 км.
       0x01 graphic
       Ф. 64. Полная карта всего маршрута, пройденного в этом походе. К данному паспорту относится путь, отмеченный синей линией
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       36
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 22/06/2018. 31k. Статистика.
  • Горный:Алтай
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка