Новак Анатолий Владимирович: другие произведения.

Впечатления: От Маяковского к Фаберже

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Новак Анатолий Владимирович (anovak2002@gmail.com)
  • Обновлено: 17/10/2010. 23k. Статистика.
  • Впечатления. Пеший:Строгино , Ноги
  • Дата похода 23/06/2009 {1 дн}
  • Маршрут: Волхонка-лубянка-волхонка
  • Иллюстрации/приложения: 58 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Музей В.В.Маяковского и выставка "Фаберже. Утраченный и обретенный" в Музее Личных коллекций.


  •    От Маяковского к Фаберже
      
       Чтоб с голодом справиться
       И с разрухой дурой,
       Введена Совнаркомом
       Премия натурой!
      
       В.В. Маяковский
      
      
       Музей В.В.Маяковского и выставка "Фаберже. Утраченный и обретенный" в Музее Личных коллекций.
      
       Воскресенье 21 июня оказалось достаточно погожим, чтобы захотелось посетить выставку Фаберже. Жена заявила, что это - без нее, но я не обиделся: музеи она недолюбливала всегда.
       Открыв электронную почту, убедился, что в очередной раз стал победителем: некий Mr Daniel Williams сообщал, что Nokia презентует мне 1 миллион фунтов, не уточнив, правда, каких именно, а они разными бывают. Для получения выигрыша требовалось от меня немногое: Full Names, Occupation, Home Address, Sex, Age, Telephone.
       -А еще номер банковского счета, пин-код к нему и т.д., -ухмыльнулся я.- В прошлом месяце в австралийской лотерее я всего-то 400 тысяч фунтов выиграл, зато каких - Соединенного Королевства.
       Обратиться за выигрышем тогда, как водится, предложили в Нигерию.
       -Ну вот, опять Нигерия! -обиделся я.- Что у нас, своих жуликов не хватает, что ли?
       Ровно в 15-00 я вышел со станции метро "Кропоткинская" и, полюбовавшись на Храм Христа Спасителя, направился по Волхонке в сторону Государственного музея Изобразительных Искусств им. А.С.Пушкина. Храм Христа Спасителя-вид от метро
       Заслуженный профессор Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства И.В.Цветаев (папа поэтессы Марины Цветаевой) - инициатор создания (1893) и первый директор Музея (1911-1913) - знал его как Музей изящных искусств имени императора Александра III и наверняка бы удивился нынешнему названию, но так уж сложилось... Эпоха Фаберже-очередь [Анатолий Новак]
       Слева от Пушкинского музея, в отдельном здании, располагается ныне коллекция западноевропейской живописи музея, а справа, также в отдельном старинном особняке, находится Музей Личных коллекций. Там-то с 20 мая по 28 июня 2009 года и проходила выставка "Фаберже. Утраченный и обретенный", о чем недвусмысленно свидетельствовали огромный плакат на стене и очередь из желающих ее посетить длинною в половину Колымажного переулка. Хвост очереди, изогнувшись, заканчивался где-то на Волхонке. Храм Христа Спасителя-2 [Анатолий Новак] Храм Христа Спасителя-вид от Всехсвятского проезда [Анатолий Новак]
       -Не судьба, -вздохнул я и, перейдя улицу, направился к Храму Христа Спасителя, в Патриарший сквер. Каменные львы [Анатолий Новак] Памятник Александру II [Анатолий Новак]
       Два cолидных каменных льва, окруженные туристами, охраняли со стороны Всехсвятского проезда спину величественного монумента императору Александру II Освободителю, смотревшего на Храм. Памятник (или хотя бы бюст) этой выдающейся личности считал когда-то долгом иметь каждый мало-мальски приличный российский город. Памятники Царю - Освободителю (абсолютно все и по всей России) уничтожили большевики, в том числе и в Московском Кремле. Слава Богу, новый у Храма Христа Спасителя поставили. Памятник Александру II в Кремле [Дореволюционная открытка] Комплекс храма Христа Спасителя [Анатолий Новак]
       Побродив по скверу, прямо из него я вернулся в метро и поехал на Лубянку, в книжный магазин "Библио-Глобус". При выходе из магазина, в подворотне, на глаза попалась красочная надпись "Музей В.В.Маяковского". Пройти во дворик музея возможным оказалось через соседний книжный магазин.
       -Полвека почти в Москве прожил, а в музее Маяковского никогда не был, -сообразил я.- Все равно день у меня сегодня - музейный. Билет в музей Маяковского [Анатолий Новак]
       И решительно открыл дверь магазина.
       Широкая лестница при входе в музей вела вниз, в подвал. Вдоль нее располагались витрины с продававшимися книгами, по преимуществу малотиражными. Тут же, около начала лестницы, виднелось окошко кассы. Билет стоил недорого, 50 рублей. Музей Маяковского-стулья [Анатолий Новак]
       Внизу, в подвале, располагались просторное фойе и раздевалка, украшенные 12 кривыми венскими стульями, имеющими по мысли авторов композиции некий метафорический смысл, так же как и кресло Хозяина при входе в фойе. Кресло Хозяина [Анатолий Новак]
       http://www.mayakovsky.info/virtual_exkurs/guests.html Домашний очаг [Анатолий Новак]
       Мрачный молодой человек оторвал корешок билета и показал на начало экспозиции: впрочем, оно и без того было снабжено пояснительной табличкой. Пологий пандус привел к жилой комнате, заключенной в огромный стеклянный куб - воспоминанию о грузинском детстве поэта. Домашний очаг-2 [Анатолий Новак]
       Стоит отметить, что музей оказался оформленным в лучших традициях русского авангарда: на общем фоне удивительно просто смотрелась небольшая жилая комната, вход в которую преграждала натянутая веревка. Музей Маяковского-комната поэта [Анатолий Новак]
       -Это подлинная комната, в которой жил Маяковский, -с гордостью сообщила пожилая доброжелательная служительница.
       -А как же переулок Маяковского на Таганке? -спросил я.- Там у поэта тоже вроде бы комната была?
       -Да там с 1974 года ничего нет, -ответила служительница.- Все сюда перевезли. А здешнюю экспозицию в 1987 году оформили.
       Да уж, экспозиция впечатляла: даже и не припомню, видел ли я где-нибудь нечто подобное.
       -Чтобы все понятно было, в каждом зале лежит вот такая черная папочка с подробным описанием экспонатов и их смысла, -пояснила служительница, протянув папку мне.
       -Да нет, спасибо, -смутился я.- У меня сегодня ознакомительная экскурсия - в другой раз почитаю.
       И отправился дальше.
       Далее предлагалось подняться по лестнице на 4 этаж и плавно спускаться оттуда кругами по пандусу, обозревая попутно залы. В процессе осмотра я все больше начинал понимать, что авторы экспозиции явно постебались, причем изрядно. Аэроплан [Анатолий Новак]
       Допустим, аэроплан, к потолку подвешенный, и в Немецком музее в Мюнхене увидеть можно, при чем не один. А как Вам кованая Мона Лиза в качестве элемента столба, да еще с лицом Леонардо да Винчи? А другая Мона Лиза, на холсте в раме, без лица вовсе, зато с Красной Звездой? Мона Лиза [Анатолий Новак] Мона Лиза-2 [Анатолий Новак]
       Какие-то станки, металлический ящичек на колесах, стилизованный под пулемет, и множество закатанных в пластиковые футляры книжек... Станок [Анатолий Новак] Пулемет [Анатолий Новак] Коллаж [Анатолий Новак]
       Помимо меня бродили по музею еще человек 10-15: творчество Маяковского, настойчиво навязывавшееся советской пропагандой, популярно нынче не очень - я вообще был удивлен, что в музее есть посетители. Картина [Анатолий Новак] Красный зал [Анатолий Новак] Кресло [Анатолий Новак]
       -Воскресенье, лето, а погода плохая, дождливая - вот люди на дачи и не поехали, -комментировали невиданный наплыв посетителей в разговоре между собой бабушки-служительницы. Соратники [Анатолий Новак]
       Фотографировать экспонаты никто не мешал.
       Дойдя до странной сетчатой конструкции, украшенной небольшим транспарантом, я хмыкнул:
       -Прямо про мировой финансовый кризис написано.
       Надпись на транспаранте гласила:
       "Чтоб с голодом справиться
       И с разрухой дурой,
       Введена Совнаркомом
       Премия натурой!" Разруха [Анатолий Новак]
       Дальше - больше. Карликовая фигурка с поднятой правой рукой (не то отдающей салют, не то затылок чешущей) снабжена была издевательской надписью на соседней плоскости: "Я, (б.) юный пионер Советского Союза...." Юный пионер [Анатолий Новак] Наш 1000-й удар [Анатолий Новак] Плакаты [Анатолий Новак]
       По низу одного из закутков, украшенного кондовыми советскими плакатами, проложена была скромная канализационная труба, из которой вылились зеленые металлические головы. Три из них я опознал: мрачный Ленин, лежащий кверху носом Сталин и растерянный (явно с большого бодуна) Хрущев. Барельеф [Анатолий Новак] Головы и канализация [Анатолий Новак]
       -Ну и ну, -присвистнул я.- Надо же. И это в 1987 году - в СССР - сотворили? Бюсты [Анатолий Новак] Бюсты-2 [Анатолий Новак]
       Конец экспозиции украшали многочисленные бюсты забронзовевшего поэта и надпись на стене:
       -Маяковский, Вас забудут!
       -Приходите через тысячу лет, тогда поговорим! Вас забудут [Анатолий Новак]
       -С таким музеем - не забудут точно, -решил я, после чего заглянул в последний закуток (в фойе), обнаружил там очередной диковинный стул (на сей раз - гигантский красный) и поднялся по лестнице к выходу, где за 58 рублей купил прикольную карту Москвы 1931 года. Стул [Анатолий Новак]
       Напоследок мы обсудили с продавщицей, что места, где большинство москвичей живет нынче, были в 1931 году глухими деревнями, в крайнем случае - дачными поселками (д/п).
       -Надо будет зайти сюда поосновательнее, -подумал я и вышел во двор. Плакат [Анатолий Новак]
       Упомянутую карту найти можно в Иллюстрациях.
       *******
       И все-таки мысль о выставке Фаберже не давала мне покоя. Во вторник, 23 июня, с утра у меня как раз возникло дело на другом конце Москвы. Возвращаясь на работу, я решительно завернул на Волхонку.
       -Положен же мне обед, как-никак, -размышлял я
       Мне просто повезло: очередь в кассу я отстоял за 10 минут, а за мной очередь и вовсе кончилась.
       Обыкновенный (не льготный) билет на выставку стоил 200 рублей, для иностранцев - 300. Плохо было то, что каталог выставки "Фаберже. Утраченный и обретенный" в киоске Музея личных коллекций не продавался, только скромный проспект за 50 рублей. С учетом того, что фотографировать в залах категорически запрещалось, все это смахивало на маленькую засаду. Билет на выставку Фаберже [Неизвестен]
       Посетителей (в отличие от Маяковского) у Фаберже было более чем достаточно.
       Организовал выставку культурно-исторический фонд "Связь времен", руководимый В.Ф. Вексельбергом. История возникновения коллекции фонда прелюбопытна - напомню, если кто не в курсе.
       Весной 2004 года семья покойного медиамагната Малкольма Форбса, основателя одноименного журнала, объявила о продаже на аукционе "Сотбис" коллекции изделий Дома Фаберже - вернее того, что от нее еще осталось: несколько десятков изделий Фаберже из коллекции Форбса наследники успели продать раньше. Фаберже, проспект [Неизвестен]
       Коллекция Форбса - крупнейшая в мире частная коллекция изделий Дома Фаберже - насчитывала, кроме 180 различных вещиц знаменитой фирмы, 15 подарочных пасхальных яиц, 9 из которых были императорскими. Еще до начала торгов Вексельберг объявил о завершении сделки по выкупу коллекции у семейства Форбсов целиком: случай в аукционной практике уникальный. Точная цена покупки не известна, но поговаривали о 100 млн. долларов США.
       Коллекция знаковая, поскольку включает в себя этапные произведения: самое первое императорское яйцо "Курочка", положившее начало императорской пасхальной серии, последний подарок императора Александра III жене на Пасху 1894 года - яйцо "Ренессанс", яйцо орден "Святого Георгия" - единственное яйцо императорской серии, спасенное от большевиков и вывезенное вдовствующей императрицей Марией Федоровной. Ренессанс [Дом Фаберже] Ренессанс [Дом Фаберже] Орден Святого Георгия [Дом Фаберже]
       В дореволюционной России двумя главными праздниками являлись Рождество и Пасха, причем Пасха - главнее. К Пасхе 1885 года император Александр III решил порадовать супругу необычным пасхальным сувениром и обратился к ювелиру Карлу Фаберже. Результат превзошел все ожидания - в покрытом белой эмалью (скорлупе) яйце оказался желток, а в желтке - золотая курочка с рубиновыми глазками. Курочка [Дом Фаберже]
       С тех пор Карл Фаберже - Поставщик Императорского двора, а позднее и Оценщик Кабинета Его Императорского Величества - не забывал радовать императора каждый год все новыми и новыми яйцами, а после смерти Александра III в 1894 году Фаберже пришлось делать по два пасхальных яйца в год: одно для вдовствующей императрицы Марии Федоровны, другое - для супруги Николая II Александры Федоровны. Каждый год царская семья с волнением гадала: что еще придумает бесценный выдумщик г-н Фаберже? Портрет Карла Фаберже [Неизвестен]
       Производством пасхальных яиц деятельность Дома Фаберже не ограничивалась: фирма выпускала множество весьма разнообразных предметов - от забавных безделушек (фигурок, фотографических рамок, портсигаров, настольных зажигалок, мундштуков, ручек для зонтиков и т.п.) до роскошных столовых приборов и украшений. Рамка-трельяж с портретом императора Николая II [Дом Фаберже]
       К началу 20-го столетия фирма имела свои отделения в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Лондоне и 650 человек сотрудников.
       Император Николай II заказывал у Фаберже роскошные уборы для дам, письменные приборы и рамки для фотографий - был он страстным фотографом. Однажды Николай II приобрел у Фаберже две крохотные серебряные елочки, каждую ветку которых завершали маленькие бриллианты. Хранились елки под специально для них сделанными стеклянными колпаками и извлекались на свет Божий на Рождество. Корзина с ландышами [Дом Фаберже]
       Любимым приемом Карла Фаберже было сочетание драгоценных и недорогих материалов, что в совокупе с виртуозной ювелирной работой, новизной сюжетов и неистребимой фантазией обеспечивало изделиям фирмы бешеный успех. В конце каждого года все непроданные вещи Фаберже отправлял в переплавку.
       На финише 19-го века Дом Фаберже стал изготавливать пасхальные яйца с заводными механизмами. В яйце "Ландыш", подаренном Николаем II жене на Пасху 1898 года, сделан механизм, при запуске которого из яйца появляются и раскладываются веером три миниатюрных портрета: императора и двух его старших дочерей, Ольги и Татьяны. В другом яйце - "Коронационном" (подарено Александре Федоровне на Пасху 1897 года, высота 12,7 см) - спрятана точная копия кареты, в которой император с супругой ездили на церемонию коронации в Москве: у дверец кареты даже действующие ручки имеются. Ландыш [Дом Фаберже] Коронационное [Дом Фаберже]
       В 1916 году яйцо для императрицы сделали скромное, из стали, безо всяких бриллиантов: Николай II не без основания считал, что делать во время войны дорогие подарки неэтично. Это яйцо, кстати, находится в коллекции Оружейной Палаты в Кремле. Воскресение Христово [Дом Фаберже]
       Ожидания выставка оправдала более чем: в нескольких залах выставленными оказались не только 9 императорских пасхальных яиц, но и многочисленные поделки фирмы Фаберже (всего около 300 предметов - так, во всяком случае, сообщали информационные щиты). Очень многие из них выглядели трогательно - антикварно - устаревшими (рамки для фотографий, портсигары, мундштуки и т.д. - вплоть до ручки зонтика императрицы Александры Федоровны), но некоторые до сих пор могли бы украсить любую гостиную. Лично мне очень понравилась настольная зажигалка "Волк". 15-я годовщина царствования [Дом Фаберже]
       Подойти к витринам было довольно сложно - до того они облеплены были посетителями. Суммировав впечатления (каталога-то не было), я пришел к выводу, что у семейки Форбсов куплены были следующие императорские пасхальные яйца:
       -"15 лет царствования";
       -"Ренессанс";
       -"Ландыш";
       -"Коронационное";
       -"Курочка";
       -"Петушок"; Петушок [Дом Фаберже]
       -"Бутон розы"; Бутон розы [Дом Фаберже]
       -"Орден Св. Георгия";
       -"Лавровое дерево". Лавровое дерево [Дом Фаберже]
       Самые роскошные изделия изготавливались в петербургских мастерских, возглавлявшихся выдающимися ювелирами - они имели право ставить свое клеймо рядом с клеймом фирмы. В мастерской Михаила Перхина (1869-1903), крестьянина из Олонецкой губернии, изготовлена была значительная часть императорских пасхальных яиц.
       За 32 годы работы Карл Фаберже сделал для царской семьи 50 пасхальных яиц, 8 из которых сгинули в годы революции, а 32 проданы были большевиками за рубеж. Последняя распродажа яиц из Оружейной палаты состоялась в 1933 году - тогда, в частности, музей лишился великолепного мозаичного яйца, драгоценные камни на котором имитировали вышивку по канве крестиком. Теперь это яйцо (и еще два) принадлежат королеве Елизавете II и выставлены в Галерее Королевы в Букингемском дворце. The Queen's Gallery Buckingham Palace [буклет] The Queen's Gallery Buckingham Palace-2  [Буклет]
       Полюбоваться на оставшиеся в Оружейной палате 10 императорских пасхальных яиц можно при ее посещении или здесь:
       http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post73784807/
       Почти про все пасхальные яйца Фаберже можно прочесть здесь:
       http://www.fabergeeggs.ru/html/history_r.html Яйцо-часы герцогини Мальборо [Дом Фаберже]
       Кроме царской семьи, пасхальные яйца работы Фаберже имели (по одному) Юсуповы, Нобели и герцогиня Мальборо. И целых семь - купчиха Варвара Кельх (в девичестве - Базанова), владелица Ленских золотых приисков, железных дорог и пароходства, одна из богатейших женщин России. Выйдя замуж за дворянина, обладавшая крутым нравом Варвара некоторое время наслаждалась своим новым положением, но в конце концов мужа бросила и еще до революции укатила в Париж - вместе со всеми своими, включая яйца Фаберже, драгоценностями. Курочка из коллекции семьи Кельх [Дом Фаберже]
       Революция нанесла Дому Фаберже непоправимый ущерб: фирму национализировали большевики, однако ничего из этого не вышло - драгоценные металлы и камни разворовали, мастера куда-то подевались, а сам Карл Фаберже эмигрировал и умер в 1920 году в Швейцарии, дожив до 74 лет.
       У Карла Фаберже было 4 сына: Евгений, Агафон, Александр и Николай. Все они (кроме Николая, с 1906 года руководившего лондонским отделением фирмы) эмигрировали из России, последним - Агафон, перешедший в 1927 году вместе с женой по льду Финского залива границу с Финляндией.
       Известно, что Евгений Фаберже вместе с братом Агафоном организовали за границей фирму "FabergИ & Cie".С 2007 года (если верить Википедии) бренд Фаберже принадлежит компании "FabergИ Ltd".
       Будучи в нынешнем феврале в Майами (США), на парадной улице в южной части города - Ocean Drive, в витрине роскошного магазина мы увидели пасхальные яйца чудной работы со знакомым логотипом Faberge. Так что дело Карла Фаберже не пропало. Магазин на Ocean Drive, Miami [Анатолий Новак]
       Был поздний вечер и магазин был уже закрыт, но местонахождение его я запомнил (авось пригодится) - в пяти минутах ходьбы от дома Джанни Версаче, возле которого дизайнер и был в 1997 году убит.
       Выйдя из музея, я понял, почему очередь в кассу после меня кончилась: ее попросту отсекли охранники и теперь она вновь извивалась по Колымажному переулку. Эпоха Фаберже, очередь-2 [Анатолий Новак]
      
       Анатолий Новак,
       03 июля 2009 года
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       4
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Новак Анатолий Владимирович (anovak2002@gmail.com)
  • Обновлено: 17/10/2010. 23k. Статистика.
  • Пеший:Строгино
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка