Новак Анатолий Владимирович: другие произведения.

Отчет: Взгляд на Лондон. Часть 5-я: Британский музей

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Новак Анатолий Владимирович (anovak2002@gmail.com)
  • Обновлено: 30/08/2012. 45k. Статистика.
  • Отчет. Путешествие:Европа ,Англия , Ноги
  • Дата похода 28/03/2003 {8 дн}
  • Маршрут: Лондон* Паддингтон*блумсбери
  • Иллюстрации/приложения: 53 штук.
  • Оценка: 6.63*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хмурое утро. Лучшему в мире музею 250 лет. Коллекция за 20 тысяч фунтов. Самое большое в мире собрание египетских древностей. Розеттский камень. Бюст Рамзеса II. Умильный павиан. Ассирийцы, фашисты Древнего Мира. Йоссариан, герой "Уловки-22". "Мраморы Элджина": спор между Грецией и Великобританией. Акрополь, Парфенон и статуя Афины-Девы работы Фидия. Великие и Малые Панафинеи. Метопы Парфенона: Кентавромахия. Луций Корнелий Сулла, христиане и мусульмане - одного поля ягоды? Томас Брюс, 7-й лорд Элджин, козел отпущения. Кариатида из Эрехтейона. Нереиды из города Ксантоса. Файюмские портреты. Богиня Бастет с кольцом в носу. Ночь в зале с мумиями. Воруют, знаете ли... Линдоусский человек. Бронзовая голова Октавиана Августа. Портлендская ваза. Остатки двух Чудес Света: храма Артемиды в Эфесе и Мавзолея в Галикарнасе. Тиран Мавсол, его единоутробная жена Артемисия и рыцари-иоанниты.


  •    Взгляд на Лондон,
       или попытка познакомиться с Лондоном за неделю
      
       Часть 5-я: Британский музей
      
       День пятый, пятница, 28 марта 2003 года. Британский музей.
      
       Хмурое утро. Лучшему в мире музею 250 лет. Коллекция за 20 тысяч фунтов. Самое большое в мире собрание египетских древностей. Розеттский камень. Бюст Рамзеса II. Умильный павиан. Ассирийцы, фашисты Древнего Мира. Йоссариан, герой "Уловки-22". "Мраморы Элджина": спор между Грецией и Великобританией. Акрополь, Парфенон и статуя Афины-Девы работы Фидия. Великие и Малые Панафинеи. Метопы Парфенона: Кентавромахия. Луций Корнелий Сулла, христиане и мусульмане - одного поля ягоды? Томас Брюс, 7-й лорд Элджин, козел отпущения. Кариатида из Эрехтейона. Нереиды из города Ксантоса. Файюмские портреты. Богиня Бастет с кольцом в носу. Ночь в зале с мумиями. Воруют, знаете ли... Линдоусский человек. Бронзовая голова Октавиана Августа. Портлендская ваза. Остатки двух Чудес Света: храма Артемиды в Эфесе и Мавзолея в Галикарнасе. Тиран Мавсол, его единоутробная жена Артемисия и рыцари-иоанниты.
      
       С утра я посмотрел в окно и удивился: было пасмурно, явно назревал дождь.
       -Ну надо же, чтобы в Лондоне - и такая плохая погода, -задумчиво сообщила жена, выходя из душа.
       -Ничего, возьмем с собой зонты, зря что ли мы их привезли? -весело заметил я, наливая чай и с чистой совестью закуривая, поскольку душ уже принял.
       -Что-то ты много куришь, -заметила жена.
       -Уж больно воздух чистый, -оправдывался я.- Организм по привычке требует московской загазованности, для чего пригодились бы сигареты и покрепче. У меня их нет: вот и дохожу до кондиции, увеличивая количество. К тому же ты вспомни, дорогая, заветы нашего незабвенного терапевта: она всегда утверждала, что курить можно, но только не на ходу. Я как раз не двигаюсь, а именно сижу на кровати.
       После чего вынул зарядное устройство для мобильника из 3-х штырькового переходника (купленного лет 10 назад на Кипре: там такие же розетки, как и в Лондоне). Если забудете купить переходник в Москве, не беспокойтесь: Вы легко купите его и в Лондоне.
       Между тем этажом выше (в мансарде) происходила ежеутренняя битва за душевую кабинку, в которую с удовольствием включился и пасынок, обычно испытывавший нечто вроде водобоязни: об этом мы узнали на завтраке. Удивительно, но в номерах отеля "Эдуард" фены имелись, так что дополнительных схваток за фен (мы привезли свои) удалось избежать.
       В 10-00 у нас начиналась последняя (четвертая) бесплатная экскурсия, в Британский музей. Прихватив зонтики, мы отправились к "коричневой" станции Паддингтон. Дело в том, что станция Паддингтон - крупнейший пересадочный узел лондонского метро, она связана с четырьмя линиями. Вход на каждую линию (своей расцветки) отдельный, что довольно удобно: не нужно блуждать по многочисленным переходам.
       В отличие от Национальной Галереи, Британский музей расположен не так близко от метро. Ближайшая к нему (от нас) станция называлась "Holborn" (на синей ветке) и добраться до нее от Паддингтона можно было по коричневой ветке с пересадкой на все той же "Piccadilly Circus", что мы и осуществили.
       Выйдя на улицу, мы немедленно заплутали в многочисленных улочках. До начала экскурсии оставалось минут 20, а мы все никак не могли найти музей. В отчаянии обратились за помощью к прохожим, что, впрочем, не очень помогло: никто из них толком не мог объяснить, как дойти до музея. Горько пожалели мы, что не проехали по коричневой ветке на одну остановку дальше, до "Charing Cross": там можно было пересесть на грязно-коричневую ветку и через остановку выйти на станции "Tottenham Court Road", откуда до Британского музея идти было ближе, да и понятнее.
       Наконец, нашли одного толкового пожилого джентльмена и по его наводке, завернув за угол, очутились на Great Russel Street и попали через музейный дворик ко входу. Там нас радостно приветствовала Наташа Дэй и большая часть группы. Уф, мы не опоздали. Впрочем, как выяснилось, не все были настолько пунктуальны (или удачливы) как мы: пока ожидали припозднившихся, мы отдышались, прослушав вводную часть речи гида. Общий вид Британского музея [Неизвестен]
       -Британский музей создан намного раньше, чем Национальная Галерея, -сообщила Наташа Дэй, которой явно не доставало лавров Людмилы Вилсон.- В этом году ему исполняется 250 лет.
       -В 1753 году в возрасте 93 лет умер сэр Ганс Слоан (Hans Sloan), королевский лейб-медик, завещавший свою огромную коллекцию британскому народу. Коллекционером сэр Слоун был всеядным, он собирал все подряд: естественно-научные и этнографические редкости, археологические объекты, исторические древности, картины и рисунки, книги и манускрипты. В качестве компенсации (по условиям завещания Слоуна) парламент одобрил выплату наследникам 20 тысяч фунтов, что составляло ничтожную часть реальной стоимости коллекции.
       -Почти одновременно были приобретены еще кое-какие коллекции и красивый особняк Монтегю (Montague), где все эти сокровища разместили. Особняк находился посреди парка в тогдашнем пригороде Лондона, Блумсбери (Bloomsbury): ныне это один из городских районов. В 1757 году король Георг (Джордж) II подарил музею придворную библиотеку, собиравшуюся почти 300 лет и распорядился впредь передавать в него обязательный экземпляр каждой издающейся в Великобритании книги. Для приобретения коллекций и особняка была организована лотерея и в 1759 году музей открылся.
       -Интерес к музею был настолько велик, что многие желающие месяцами ожидали своей очереди на его посещение по предварительной записи.
       -Между тем коллекции музея постоянно пополнялись и в 1823-1850 годах к зданию был сделан ряд пристроек, которые осуществлялись и в дальнейшем: по периметру, в стиле классицизма. Парадный фасад получил колоннаду, по инициативе хранителя библиотеки был возведен круглый читальный зал под большим медным куполом, надолго ставший крупнейшим читальным залом мира. Купол этот всего на 61 см меньше купола римского Пантеона. Британский музей [Открытка]
       -Инициатива хранителя ничего бы не стоила без горячей поддержки королевы Виктории, которая невольно внесла большой вклад в подготовку революции в России. Читальным залом Британского музея пользовались ведь не только Чарльз Диккенс, Конан Дойл и Зигмунд Фрейд, но и Герцен, Карл Маркс, Кропоткин, Плеханов, Ленин, Троцкий и прочие революционеры.
       -Со временем экспозиции, посвященные естествознанию, переместились в Южный Кенсингтон, образовав Музей естественной истории. Библиотеку также перевели в отдельное здание, неподалеку от музея. Слившись с другими собраниями, она образовала Британскую библиотеку.
       -Ныне музей ежегодно посещают около 5 миллионов человек, в нем насчитывается более 7 миллионов единиц хранения, а сам он занимает площадь более 6 гектаров, -завершила вступительную речь Наташа.
       С этим мы и вошли в Лучший в Мире Музей. Посещение его бесплатно. Правда, при входе находился прозрачный пластиковый ящичек, надпись на котором предлагала пожертвовать музею хотя бы 3 фунта. Не могу сказать, чтобы ящик был переполнен, хотя некоторое количество монет и даже купюр в нем имелось. По слухам, Британский музей переживает тяжелый финансовый кризис: правительственных дотаций (свыше 50 млн. долларов в год) и доходов от продажи сувениров явно не хватает.
       Надобно заметить, что, в отличие от Национальной Галереи, в Британском музее можно снимать и фотографировать (в том числе и со вспышкой) сколько душе угодно и даже потрогать большинство статуй. Часы работы: семь дней в неделю с 10-00 до 17-30, а по пятницам - до 20-30. Сайт музея:
       http://www.britishmuseum.org/
       В музее три этажа: основной, нижний и верхний. Залы организованы по тематическому принципу. От главного входа мы свернули налево и попали в огромный вытянутый зал номер 4. С него начинается самая большая в мире коллекция египетских древностей (исключая сам Египет).
       Первым делом Наташа Дэй показала нам Розеттский камень: базальтовую плиту с идентичными надписями на 3-х языках: египетском иероглифическом, египетском разговорном и древнегреческом. Розеттский камень [Википедия]
       -Надписи были высечены на плите в 196 году до нашей эры и представляют собой панегирик в адрес фараона Птоломея V Епифана от благодарного народа (жрецов), -рассказывала гид.
       -Камень случайно нашел в 1799 году при сооружении форта французский офицер в местечке Розетта (Аль-Рашид). По распоряжению Наполеона французский экспедиционный корпус вывез из Египта много древних сокровищ, но часть из них досталась в виде трофеев англичанам, в том числе и Розеттский камень. Знаменит камень прежде всего тем, что благодаря ему в 1822 году Жан Франсуа Шампольон расшифровал египетские иероглифы. Видели мы этот камень и в Каирском музее, только там - копия. Голова Рамзеса II [Неизвестен]
       -Посреди зала обращает на себя внимание колоссальный бюст (1250 год до н.э.) Рамзеса II (вернее, верхний обломок статуи): возле него все любят фотографироваться. Вес бюста - более 7 тонн, изображает он знаменитого фараона из 19-й династии, правившего около 67 лет. Сидящий Павиан [Неизвестен]
       Изваяний было множество, все наперебой снимались у понравившихся. Лично нам приглянулась каменная (из кварцита, ок.1390 г. до н.э., высота 67 см) статуя сидящего на постаменте павиана: уж больно у него была умильная морда и аккуратно сложенные на коленках лапки. Просто и со вкусом выполнена каменная парная статуя мужа с женой (18-19 династия, 1300 г. до н.э.) Муж с женой [Неизвестен] Черный обелиск Нектанеба II [Неизвестен] Сфинкс с головою ястреба [Неизвестен] Умильный павиан [Неизвестен]
       После египетских мы плавно перешли в ассирийские залы: крылатые быки с человеческими лицами аккуратно вмонтированы в дверные проемы, а целая комната ассирийских рельефов впечатляла. Вход в ассирийскую галерею [Неизвестен]
       Наташа несколько поумерила восторги барышень, поведав, кем на самом деле были создатели этих шедевров:
       -Ассирия, изначально располагавшаяся в северо-восточной части нынешнего Ирака, находилась на пересечении караванных путей и достигла наивысшего военного могущества во второй половине 13-го века до н.э. Статуя крылатого быка Ашшурбанипала [Неизвестен]
       -Ассирийцы были классическими отморозками (эсэсовцы по сравнению с ними - дети малые). Цари, вельможи, да и простые воины отличались невиданной жестокостью: сдирание кожи с живых пленников, выкалывание глаз и продевание канатов через просверленные губы и подбородки считалось у ассирийцев хорошим тоном. Рельеф из дворца Ашшурбанипала [Неизвестен]
       -При захвате новых земель не менее трети населения (включая и женщин) ассирийцами уничтожалось или обращалось в рабство, что же касается маленьких детей, то их в плен не брали вообще, убивая на месте. Рабов ассирийцы старались расселять таким образом, чтобы в одном месте объединить людей разного языка и происхождения. Статуя крылатого быка Саргона II [Неизвестен]
       -Ассирийцами был разрушен Вавилон, а в 671 году до н.э. они даже временно захватили Египет. Огромная ассирийская держава вызывала такую стойкую ненависть у соседей, что в конце концов против нее была сколочена коалиция и в 605 году до н.э. вавилонский царевич Навуходоносор (будущий великий царь) при поддержке мидян наголову разгромил объединенное египетско-ассирийское войско.
       -Победители еще ранее до основания разрушили (612 г. до н.э.) столицу Ассирии, великолепный город Ниневию, чтобы ничто не напоминало об ассирийском владычестве. Просуществовав чуть более 700 лет, Ассирия исчезла, а оставшиеся в живых ассирийцы смешались с другими народами, навсегда утратив свою государственность. Панель из дворца Синаххериба [Неизвестен]
       -Меня всегда удивляло, почему Джозеф Хеллер сделал героя своего замечательного романа "Уловка-22" Йоссариана ассирийцем. Потом я, кажется, поняла: Хеллер, судя по всему, отлично знавший историю, придумал это для усиления контраста между миролюбивым героем и его воинственными пращурами: уж что-что, а боевой пыл у Йоссариана отсутствует напрочь.
       -Успехи ассирийцев в изобразительном искусстве были не очень-то велики, хотя они и повлияли на официальное искусство более поздней державы того же типа, Персидского царства. Знамениты в основном ассирийские рельефы, высекавшиеся на каменных плитах: этими рельефами облицовывались нижние части стен во внутренних помещениях дворцов. Зал Древнего Востока [Неизвестен]
       -Осенью 1849 года историк Генри Лэйярд (Henry Layard) приступил к раскопкам на холме, расположенном напротив Мосула, на другом берегу Тигра: так была найдена легендарная Ниневия. Территория эта была в то время колонией Британской империи и потому большинство находок немедленно оказалось в Британском музее.
       -Среди найденных рельефов есть очень реалистичные: смертельно раненый лев (с торчащей из-под лопатки стрелой) открыл пасть в последнем рыке. Из пасти хлещет кровь и лев как бы в недоумении размышляет: пора уже помирать или время еще не пришло? (времена царя Ашшурбанипала, 645 год до н.э.). Посмотреть на льва можно в зале номер 55 на втором этаже. Умирающий лев-каменная панель из дворца Ашшурбанипала [Неизвестен]
       -Жемчужина коллекции Британского музея находится в зале номер 18, где выставлены так называемые "мраморы Элджина", по поводу которых между Грецией и Великобританией идет перепалка уже вторую сотню лет. Общий вид зала номер 18 [Википедия]
       -"Мраморы Элджина" - это статуи фронтона, метопы (квадратные плиты со скульптурами) и рельефные панели фриза знаменитого Парфенона, а также статуя одной из шести кариатид с портика храма Эрехтейон на афинском Акрополе. Вот их как раз трогать руками нельзя. Панорама восточного фронтона Пантеона [Википедия]
       -Уже в архаичные времена на Акрополе находились величественные храмы и скульптуры, но все они были уничтожены персидским царем Ксерксом, захватившим Афины в 480 г. до н. э. Новый комплекс Акрополя создавался 18 лет, а на его завершение ушла вся вторая половина 5 века до н.э. Парфенон стал главной достопримечательностью Акрополя. Архитекторы Иктин и Калликрат создали удивительно гармоничное сооружение ("красота простоты") из местного белого мрамора, вскоре (по древнегреческому обычаю) пестро раскрашенное. Мраморы Элджина [Неизвестен]
       -Внутри храма на высоком постаменте находилась 12-метровая статуя Афины-Девы работы Фидия, выполненная из слоновой кости и золота, а не из обычных материалов (бронзы или мрамора). Из чистого золота создал Фидий одежду и шлем богини, волосы и щит сделаны были из золотых пластин, лик, шея и руки - из слоновой кости, а глазами Афине служили огромные драгоценные сапфиры.
       -Афина считалась покровительницей города, согласно легенде выиграв состязание с богом моря Посейдоном, поэтому раз в 4 года афиняне устраивали торжественное шествие по дороге, ведущей от города к Акрополю: праздник Великих Панафиней (Малые Панафинеи горожане устраивали ежегодно). В торжественной процессии горожанки несли новую одежду для статуи Афины, их сопровождали 300 всадников (Перикл увеличил количество всадников до 1000). Кроме того, в процессии участвовали и жертвенные животные: коровы, в частности. Кульминационным моментом торжества было вручение новой одежды для богини жрецам перед восточным фасадом Парфенона. Молодая корова и пастухи-южный фриз Парфенона [Неизвестен]
       -Как раз шествие афинянок и сопровождавших их всадников и увековечено на панелях фриза Парфенона, причем барельефы в мраморе вырезаны на глубину до 5 сантиметров. Всадник с западного фриза Парфенона [Неизвестен]
       -Фронтон храма украшен был скульптурной группой, изображавшей рождение Афины. Слева на колеснице стоял бог Солнца Гелиос, символизируя наступление дня, справа (тоже на колеснице) богиня Луны Селена, исчезающая на горизонте. Панорама восточного фронтона Парфенона [Википедия]
       -Причем мастерство скульптора проявилось и в том, что кони Селены вид имели крайне измученный (морда одного сохранилась): они всю ночь возили хозяйку и притомились. Что было посередине композиции, остается только догадываться: во всяком случае, есть статуя Диониса с обломанными руками, парочка обнявшихся богов без голов, да еще части фигур 3-х богинь - это почти все, что имеется в музее. Голова лошади Селены [Википедия]
       -Метопы Парфенона представляют кентавромахию: сцены битвы кентавров с лапифами (горцами, обитавшими в Северной Греции, первыми из людей приручившими лошадей). Участники битвы изображены как живые (или умирающие - в некоторых эпизодах).
       -По легенде, древнегреческий герой Тесей (тот самый, который убил Минотавра на Крите) был приглашен на свадьбу своего друга. Среди гостей присутствовали лапифы и кентавры, которые обычно между собой не ладили, но в тот вечер вместе мирно пили вино, причем кентавры до этого вина не пробовали и пили его, не разбавляя. Вся эта идиллия продолжалась до тех пор, пока одному кентавру по имени Эвритион не пришла в голову пьяная мысль похитить невесту, что он и попытался сделать.
       -Воодушевленные примером, и остальные кентавры принялись ловить лапифских женщин, что горцам совершенно не понравилось. Когда Эвритион ударил копытом в грудь Тесея, вырвавшего таки из рук кентавра невесту, Тесею стало обидно и он в ответ размозжил Эвритиону железным кубком голову. Остальным кентаврам тоже не поздоровилось, но наступила ночь и части из них удалось спастись.
       -Какая связь между кентаврами, лапифами и Афинами? Тесей был легендарным афинским царем, сыном Эгея. Южная метопа-Кентавр побеждает лапифа [Википедия] Метоп Парфенона [Неизвестен]
       -Афины грабили больше двух тысяч лет - все, кому не лень. После окончательной победы Спарты в Пелопонесской войне (404 г. до н.э.) Афины уже никогда не возвысились, но вряд ли именно спартанцы украли драгоценную статую Афины.
       -В 86 году до н.э. римские легионы Луция Корнелия Суллы (Гитлера Античного мира, по выражению Кира Булычева) в ходе войны с понтийским царем Митридатом VI Евпатором, захватившим Элладу, осадили Афины и взяли штурмом. Когда город пал, Сулла отдал его солдатам. Улицы были завалены телами афинян, начался невероятный грабеж. Множество римских кораблей, взявших курс в Италию, было нагружено статуями, тканями, картинами и даже разобранными греческими храмами.
       -Христиане устроили в Парфеноне церковь, слегка его покорежив: были сбиты метопы с трех сторон храма, пробиты окна, сняты скульптуры из средней части восточного фронтона (чтобы свет проникал). С падением в 1453 году Византийской империи и приходом турок последние устроили в храме мечеть. Но больше всего не повезло Парфенону в 17 веке.
       -Османская империя частенько воевала с Венецианской республикой и в конце сентября 1687 года венецианская эскадра начала обстрел турецкого укрепрайона (Акрополя), в ходе которого Парфенон получил 800 повреждений. В конце концов, одно из ядер пробило крышу и пороховой склад, в который турки превратили храм, взорвался. Рухнули крыша, фриз, скульптуры фронтона, а также 14 из 46 колонн храма.
       -В 1801 году лорд Элджин (Elgin), британский посол в Оттоманской империи, добился от султана Селима III разрешения на вывоз из Акрополя "нескольких каменных плит с надписями или фигурами". Элджин оказался человеком предприимчивым: отправил в Лондон, в свой особняк на Пэлл-Мэлл, двести ящиков с деталями Парфенона. Для организации процесса лорд нанял итальянского художника Джованни Люсьери, под руководством которого рабочие довольно варварским способом (пилой) около 3-х лет вырезали мраморные детали.
       -В результате в Англии оказалась большая часть сохранившихся блоков фриза, фигур фронтона и метопов Парфенона. Удовольствие обошлось лорду дорого: только за транспортировку сокровищ он заплатил 74 тысячи фунтов, что соответствует нынешним 3 миллионам. В 1816 году Элджин продал свою коллекцию британскому правительству.
       -Греция считает, что скульптуры украдены, англичане отвечают, что они куплены на законных основаниях у частного лица, получившего официальное разрешение на их вывоз из Афин у властей. Это разрешение (фирман) было дипломатическим жестом турецких властей, обусловленным победами Англии в Египте.
       -Строго говоря, архитектурные и скульптурные фрагменты Парфенона и других храмов Акрополя рассеяны по многим музеям мира, так что собрать их вместе будет затруднительно. Кроме того, англичане справедливо замечают, что, оставь лорд Элджин все как есть, очень может быть, что все мраморы, ныне хранящиеся в Британском музее, были бы просто уничтожены: за 200 лет мародерства их бы растащили на сувениры или разбили и пережгли на известь, столь нужную в хозяйстве, что и бывало.
       -Во времена лорда Элджина население Афин едва достигало 10 тысяч человек и к тому моменту уже добрую сотню лет на жизнь зарабатывало растаскиванием и перепродажей античных артефактов. Первоначально Элджин собирался только снять слепки с мраморов великого Фидия, но, посмотрев на происходящее безобразие, решил вывезти оригиналы.
       -Как бы то ни было, козлом отпущения в данной ситуации по-прежнему считается несчастный Томас Брюс, 7-й лорд Элджин (1766-1841). Обладая от природы слабым здоровьем, он, тем не менее, был сильным дипломатом и военным. Блестяще договорившись с турками, Элджин потратил значительные личные средства для того, чтобы нынче весь мир любовался сокровищами Парфенона (пусть и в в Британском музее). Томас Брюс, 7-й лорд Элджин [Википедия]
       -Еще при жизни его открыто называли вором. Байрон писал: "То, что не разрушили готы, довершили скотты!" (намекая на шотландское происхождение лорда). Недоброжелатели распускали слухи, что лорд болен сифилисом (у него действительно была какая-то серьезная кожная болезнь, повлиявшая на форму носа). В довершение всего, от Элджина ушла жена и он разорился. Те 35 тысяч фунтов, которые за артефакты Парфенона заплатило лорду Британское правительство, не покрыли и половины его издержек и Элджин умер по уши в долгах.
       -Между прочим, сами греки признают, что Акрополь завален обломками, которые подлежат атрибуции, а после обретения Грецией Независимости камни с Акрополя использовались при строительстве зданий: теперь спохватившиеся греки аккуратно разбирают эти здания и собирают обломки. Да и кислотные дожди, обычные в Афинах, сохранности мрамора не способствуют.
       -В настоящее время осуществляется международный проект по восстановлению Парфенона при помощи компьютерных технологий: все фрагменты отделки храма, хранящиеся в 10 музеях 8-ми стран мира, тщательно измеряются лазером и на основе этих обмеров из мрамора изготавливаются их точные копии.
       -В любом случае, возвращение "мраморов" Эльджина Греции создало бы такой прецедент, что крупнейшие мировые музеи, в том числе Лувр и Эрмитаж, просто перестали бы существовать. Вдохновившись греческим примером, правительство Нигерии недавно потребовало от Британского музея возвращения бронзовых скульптур королевства Бенин.
       -Приведу живой пример. Золото Трои ("клад Приама") было втихаря вывезено Шлиманом из Турции, по дешевке куплено Германией, а после 2-й Мировой войны захвачено Красной Армией в качестве компенсации за материальный и моральный ущерб. В настоящее время экспонируется в Пушкинском музее изобразительных искусств на Волхонке, в Москве. Ну и кому оно принадлежит?
       -В зале номер 19 находится одна из 6-ти кариатид, украшавших портик храма Эрехтейон на Акрополе. Храм находился рядом с Парфеноном и был посвящен легендарному царю Афин Эрехтею, в нем можно было увидеть след от удара трезубца Посейдона во время спора с Афиной, а рядом с храмом росло священное оливковое дерево, появившееся от удара копья Афины. Кариатида из Эрехтейона [Википедия]
       -Предположительно прообразами кариатид послужили аррефоры - служительницы культа Афины, набираемые из лучших городских семей. Они должны были изготавливать одежду (пеплос), в которую ежегодно наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в храме.
       -Кариатида (девушка очень высокого роста, два с лишним метра) стоит в спокойной позе, опираясь на одну ногу и немного согнув другую. Лицо ее повреждено, руки отбиты. Долгое время никто не знал, как выглядели статуи первоначально, но в 1952 году в Италии в развалинах виллы императора Адриана нашли каменные статуэтки, копии кариатид. Благодаря им стало понятно, что барышни левой рукой слегка придерживали край одежды, а в правой держали сосуд для возлияний при жертвоприношениях.
       -Христиане устроили в Эрехтейоне (как и в Парфеноне) церковь, турки поступили еще нахальнее: правитель Афин разместил нем свой гарем. Понятно, что лорд Эльджин посочувствовал кариатидам, которым смотреть на этот разврат веками было конфузно (барышни все-таки, хоть и каменные) и прихватил одну из статуй с собой в Лондон.
       -Между прочим, Британский музей на своем сайте не без ехидства сообщает, что его экземпляр сохранился гораздо лучше оставшихся на Акрополе. Те, мол, сильно пострадали во время войны за Независимость Греции (1821-1832), а в последние годы - от кислотных дождей, так что греки все равно убрали кариатид в музей Акрополя, заменив их копиями.
       В зале номер 17 мы полюбовались собранным из каменных обломков портиком храма Нереид из города Ксантоса (390-380 гг. до н.э., юго-запад современной Турции), украшенным остатками статуй самих Нереид (дочерей морского бога Нерея). Вообще-то Нереид в мифологии насчитывалось (по разным данным) от 34 до 100, остатков же статуй мы насчитали только пять. Фасад храма Нереид [Википедия] Статуя Нереиды [Википедия]
       Быстро пробежавшись по залам номер 13 и номер 15 и бегло оглядев богатую коллекцию древнегреческих ваз, мы пошли наверх. Черно-фигурная амфора [Неизвестен]
       Поднявшись на второй этаж, попали в залы с египетскими мумиями: безусловный хит музея. В Каирском Национальном музее, помнится, вход в зал с мумиями - за отдельную плату, а уж ежели Вы не то что рядом с мумиями, а просто в музее достанете фотоаппарат, ждет Вас крупный штраф. В Британском же музее и с мумиями фотографироваться не запрещено. Мумия додинастического периода [Неизвестен] Мумия женщины [Неизвестен] Первая мумия, приобретенная Британским музеем. 550 год до н.э., Мемфис [Неизвестен]
       Особенно впечатляли файюмские портреты, их было довольно много. Файюмский портрет мужчины [Неизвестен]
       -Название свое они ведут от местечка Файюм, оазиса в Ливийской пустыне, находящегося километрах в девяноста к юго-западу от Каира, -рассказывла гид.- Выдающийся археолог сэр Уильям Петри (William Petrie), работавший там в конце 19-го века, нашел "менее всего ожидаемый источник интересных данных": множество портретов умерших, выполненных на воске на крышках саркофагов с мумиями. Файюмский портрет женщины [Неизвестен]
       -После завоеваний Александра Македонского в Египте появились греческие поселенцы, которые переняли у египтян практику погребения умерших, но сильно упростили процесс: стали оборачивать мумии не полотном, а намоченными листами папируса, выброшенными за ненадобностью. Вместо изготовления дорогих посмертных масок эллины стали рисовать дешевые портреты покойников: сухой климат способствовал их сохранности. Египетский зал [Неизвестен]
       -Файюмские портреты (не считая фресок Помпей и Геркуланума) - единственные дошедшие до нас произведения античной живописи.
       Добавлю, что поскольку нашли их много, то портреты разошлись по разным музеям: есть эти портреты (парочка, кажется) и в Пушкинском музее в Москве. Один файюмский портрет я, к своему удивлению, обнаружил в музее храма Христа Спасителя, в самом дальнем углу.
       В 62 зале нам понравилась 42-сантиметровая бронзовая статуэтка сидящей кошки (600 г. до н.э.) - богини Бастет. Бастет считалась богиней радости, любви и веселья, эллины отождествляли ее с Артемидой. Статуэтка была украшена позолоченными сережками и позолоченным же кольцом в носу. Бронзовая богиня Бастет [Неизвестен]
       -Недавно "Клуб юных друзей Британского музея" предложил всем желающим (в том числе и иностранцам) провести ночь в зале с мумиями, -рассказывала Наташа Дэй.- Для этого надо заранее позвонить по телефону, указанному в брошюре клуба (взять на информационной стойке музея) и записаться на один из дней недели. С собой надо взять спальный мешок, еду, питье и немного мужества.
       -Как знать, может быть после этой ночи Вы напишете рассказ ничуть не хуже конан-дойлевского "Номер 249", после которого началась повальная "мумиемания" в искусстве.
       -Реальная же "мумиемания" в Европе началась раньше, в эпоху наполеоновских войн: мумии из Египта по заказам музеев тащили и русские (те оставшиеся, что не успели вывезти французы и англичане). Сметливые египетские крестьяне, кстати, пытались иногда вместо мумий подкладывать в саркофаги тела своих недавно почивших соотечественников.
       -Альтруизм администрации Британского музея достоин уважения: и это несмотря на то, что из музея регулярно что-нибудь пропадает. В позапрошлом году пропала часть панели храма Аполлона из города Басса. В прошлом году была украдена 12-ти сантиметровая мраморная голова от античной статуи, приобретенная музеем в 1922 году, примерная ее стоимость - 25 тысяч фунтов стерлингов.
       -Связано это, возможно, с изменениями в английском законодательстве. До 1996 года любой ценный предмет, пролежавший в земле три сотни и более лет, считался по закону "кладом сокровищ" и принадлежал короне, т.е. государству. В 1996 году в закон внесли поправки и теперь музеи имеют право купить находку у кладоискателя, при этом последний обязан поделиться выручкой с владельцем земли, на которой клад был найден. В случае же попытки продажи на черном рынке продавца ждет, как и прежде, уголовное наказание, да еще вдобавок и имущественный иск от землевладельца.
       -После принятия поправок количество зарегистрированных находок выросло в 10 раз, англичанами овладела настоящая мания кладоискательства, в которой используется все: от миноискателей времен последней Мировой войны до современных металлодетекторов. Если до 1996 года пресса сообщала в среднем о 24 находках, то в 2000 году их количество достигло 221: много чего хранит британская земля. Так что у Британского музея источники пополнения коллекций имеются, лишь бы денег хватило. Англо-саксонский шлем из клада в Саттон-Ху [Неизвестен]
       Насмотревшись мумий, мы переместились в зал номер 50, где находится так называемый "Линдоусский человек" (Lindow Man): останки молодого человека лет 25, найденные в августе 1984 года в болотах северо-западной Англии. Линдоусский человек [Неизвестен]
       -Рост его составлял 168 см, а вес - 65 кг, -сообщила гид.- Кислая болотная среда сохранила труп идеально: когда мумию нашли, с начала даже подумали, что человек этот стал жертвой недавнего преступления.
       -Радиоуглеродный анализ показал, что умер мужчина примерно 2000 лет назад, похоже, он стал жертвой ритуального убийства друидов: его ударили топором по голове и перерезали горло. Причем молодой человек был не из простых: у него сохранились остатки маникюра, а усы и борода были тщательно подстрижены. Однако знатное происхождение не спасло его от паразитов: при жизни "Линдоусский человек" страдал от глистов.
       Сообщив все это, экскурсовод нас покинула, предупредив, что будет ждать участников экскурсии в Оксфорд и Стратфорд на улице, у входа в Большой Двор. Мозаика из римской виллы [Неизвестен]
       После этого мы попали в зал номер 70, полностью посвященный Древнему Риму и наполненный изящными скульптурами, а также стеклянными и серебряными изделиями. Обращала на себя внимание бронзовая голова Октавиана Августа: часть прижизненной статуи императора. Бронзовая голова императора Августа [Неизвестен]
       Но самым интересным экспонатом зала является Портлендская ваза: амфора из дутого темно-синего и белого стекла высотой 25 см. Вокруг всего сосуда вырезано рельефное изображение: белые фигуры расположены на синем фоне. Вазе примерно 2000 лет, названа она так по имени последнего владельца, 7-го герцога Портлендского. В экспозицию музея ваза была помещена его предком (4-м герцогом) в 1810 году. В 30-е годы прошлого века владельцы попытались ее продать на аукционе "Кристи", но не получилось: настоящую цену никто не предложил. В 1945 году Британский музей вазу все-таки выкупил. В промежутке между этими событиями (в 1845 году) пьяный посетитель разбил вазу на 200 осколков, однако ее удалось отреставрировать. Портлендская ваза [Неизвестен]
       От впечатлений нас пошатывало, глаза стали по полтиннику (имею в виду старые, советские): случайно зайдя в залы, где собрана лучшая в Европе коллекция китайского искусства, мы быстро оттуда вышли.
       А ведь в Британском музее есть еще великолепная коллекция графики (570 тысяч листов, начиная от Леонардо да Винчи), а собрание монет и медалей насчитывает 750 тысяч экспонатов. Обойти весь музей за один раз можно, конечно, но не реально.
       Заглянув в путеводитель (все залы в котором оказались перепутаны) я решительно объявил, что мы не имеем права покинуть музей, не посмотрев на остатки двух Чудес Света: храма Артемиды в Эфесе и Мавзолея в Галикарнасе, расположенные где-то на основном этаже.
       -Давай быстрее, -мрачно пожелали спутники.- Мы и так уже здесь 3 часа гуляем.
       -То ли путеводитель врет, то ли в музее экспонаты все время переставляют, -оправдывался я.
       Усталая компания покорно вздохнула и спустилась по лестнице вниз.
       Путем методичного обхода в зале номер 22 мы обнаружили то немногое, что осталось от храма Артемиды, а в соседнем (21) - скульптуры из Мавзолея в Галикарнасе. Каменный цоколь-Храм Артемиды [Википедия] Мраморный барабан храма Артемиды в Эфесе [Неизвестен]
       В зале номер 21 имелись плиты с фриза галикарнасского мавзолея со сценами Амазономахии, популярным античным сюжетом: битвой древнегреческих героев с амазонками. Рельеф на одной из плит изображал Геракла, готовившегося прикончить амазонку. Амазономахия [Википедия] Амазономахия [Википедия]
       Среди множества обломков имелись там и две статуи: мужская (3 м) и женская (2,67 м), с обломанными (как водится) руками, при чем лицо у женской статуи также отсутствовало. Еще в зале находился здоровенный торс коня с головой (2,33 м). Мужская статуя из Галикарнаского мавзолея [Википедия] Женская статуя из Галикарнасского мавзолея [Неизвестен]
       Сообразив, что статуи (скорее всего) изображают Мавсола с женой Артемисией, мы были удивлены несколько странной формой головы коня.
       Почти детективную историю создания и (главное) обнаружения Мавзолея замечательно описал Кир Булычев. Попробую пересказать ее своими словами, дополнив другими источниками.
       В 4 веке до н.э. на юго-западе Малой Азии (территория нынешней Турции) существовало государство Кария со столицей Галикарнас (современный Бодрум).
       Карийский царек Мавсол исправно платил дань персам, но - и только. Пользуясь любым удобным случаем, он регулярно ввязывался в свары с соседями и даже умудрился повоевать с Афинами (без особого, впрочем, успеха), нажив себе множество врагов.
       Мавсол являлся классическим тираном, со всеми вытекающими отсюда последствиями: жестоким, вздорным, зато крайне энергичным, извлекающим доходы изо всего. Он, например, ввел налоги на волосы (как наш Петр Великий на бороды) и на похороны (до этого даже Петр Великий не додумался).
       В результате Мавсол собрал огромные богатства и решил заранее позаботиться о своей гробнице по примеру египетских фараонов (несмотря на сильное культурное влияние эллинов, Мавсол даже женился на манер фараонов - на собственной родной сестре Артемисии).
       Для этого он собрал команду из самых выдающихся греческих скульпторов, архитекторов и художников, которые спроектировали и построили гробницу. Она была трехэтажной: на первом этаже располагался погребальный зал площадью в пять тысяч квадратных метров и высотою в 20 метров, на втором - храм для богослужений, опоясанный 36 колоннами, а третий представлял собой усеченную пирамиду, украшенную квадригой коней, запряженных в колесницу, на которой стояли статуи Мавсола и Артемисии. Миниатюрная копия мавзолея в Галикарнасе [Неизвестен]
       Плиний Старший писал, что в работе над рельефами Мавзолея принимали участие Скопас (поскольку он работал на восточной стороне - там был вход сооружения, его считают главным скульптором), Бриаксид, Тимофей и Леохар, квадригу же создал Пифис.
       Мавсол, процарствовав 24 года, в 353 году до н.э. умер, не дождавшись окончания стройки. Артемисия, любившая своего мужа-брата до безумия, продолжила строительство, одновременно защищая царство от многочисленных врагов, нажитых Мавсолом, но через два года умерла (возможно - погибла).
       Достроен ли был Мавзолей при жизни Артемисии или ее наследников - не ясно, зато точно известно, что через 20 лет после смерти Мавсола гробницу посетил Александр Македонский, начавший войну с Дарием.
       Сооружение получилось потрясающим: его было видно с моря за много миль, ведь высота Мавзолея составляла 135 локтей (больше 60 метров). Окружено оно было скульптурами скачущих всадников и каменных львов, урны с прахом Мавсола и Артемисии находились в усыпальнице в основании здания.
       Полагают, что Мавзолей, простояв около 1800 лет, обрушился от одного или нескольких землетрясений в 14 веке (в 12-м, по свидетельству современников, он еще стоял). Постепенно на месте с обломками Мавзолея образовался холм.
       В 1404 году рыцари ордена Св.Иоанна (ныне известного как Мальтийский орден), центр владений которого располагался тогда на острове Родос, начали строить на азиатском берегу замок Св.Петра, используя для строительства развалины Мавзолея, в том числе рельефы и скульптуры.
       В 1522 году Великий Магистр Ордена, в преддверии нападения султана Сулеймана на Родос, послал нескольких рыцарей отремонтировать замок на побережье. Рыцари, по привычке беря мраморные плиты из остатков Мавзолея, добрались до какой-то пещеры. Они зажгли факелы и попали в квадратный зал, украшенный мраморными колоннами, орнаментами и скульптурами.
       Все это великолепие пошло на укрепление крепости. За залом рыцари обнаружили низкую дверь, ведущую в небольшую комнату. Там они увидели 4-х угольный каменный надгробный памятник со стоящей на нем урной, но осмотреть гробницу не успели: пора было возвращаться на корабль.
       Наутро, вернувшись, рыцари обнаружили, что урна разбита, а гробница вскрыта и разрушена: ночью там побывали грабители. По полу были разбросаны золотые пластины и обрывки золотой парчи.
       Мраморные плиты из Мавзолея не помогли иоаннитам: в том же году турки захватили Родос и рыцари оставили замок Св.Петра.
       В 19-м веке британский посол в Константинополе, прослышав от одного из путешественников об удивительных плитах, встроенных в стены турецкой крепости в Бодруме (стоявшей на обломках рыцарского замка), отправился туда и за солидный "бакшиш" получил разрешение от местного паши выломать из стен 13 плит с неприличными (с точки зрения мусульман) изображениями голых женщин. Так был найден Галикарнасский мавзолей.
       В 1856-1859 годах раскопки Мавзолея провел главный хранитель Британского музея сэр Чарльз Томас Ньютон (Charles Thomas Newton). Он нашел еще 4 плиты со сценами "Амазономахии", скульптуры, торс коня, львов и прочее.
       Морда коня кажется неправильной потому, что смотреть на нее люди должны были, задрав голову: четверка коней находилась на высоте 20-этажного дома (скульптор это учел). А вот изображают ли мужская (собранная из 77 фрагментов) и женская статуи Мавсола и Артемисию - большой вопрос. Фрагмент коня из квадриги Галикарнасского мавзолея [Неизвестен]
       С одной стороны, их размер пропорционален размеру коня из квадриги, но уж больно тщательно проработаны детали скульптур, чтобы расположить их так высоко (есть мнение, что это - статуи предков или родственников царя и царицы, стоявшие между колоннами 2-го этажа). Большой Двор [Неизвестен]
       С этим мы и попали в Большой Двор имени королевы Елизаветы II, открытый для публики в 2000 году. Затея сэра Нормана Фостера (того самого автора Сити-Холла), большого поклонника остекления, обошлась казне в каких-то 100 миллионов фунтов стерлингов, зато сейчас Большой Двор Британского музея (с его легкой стеклянной крышей) считается самой большой крытой площадью в Европе. Большой Двор имени Елизаветы II ночью-вид с южного портика [Открытка]
       В центре Двора - Круглый читальный зал бывшей библиотеки музея, по периметру его расположены большие скульптуры. Особенно выделяется среди них мраморный лев из Книдоса (опять-таки, с территории нынешней Турции), длиной 3 и высотой 2 метра: статуя была сооружена (350-200 гг. до н.э.) в духе львов Мавзолея и охраняла надгробный монумент. Мраморный лев из Большого Двора [Неизвестен]
       Во Дворе имелись магазины: там мы обзавелись бутылками с питьевой водой и мороженым для детей, а я за 17 фунтов купил толстую иллюстрированную книгу "The Collections of The British Museum", после чего все мы вышли на улицу, где нас ждали по-прежнему пасмурное небо и Наташа Дэй.
      
       Анатолий Новак,
       29 августа 2003 года
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       10
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Новак Анатолий Владимирович (anovak2002@gmail.com)
  • Обновлено: 30/08/2012. 45k. Статистика.
  • Путешествие:Европа
  • Оценка: 6.63*5  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка