Новак Анатолий Владимирович: другие произведения.

Отчет: Санкт-Петербург в феврале

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 03/12/2011.
  • © Copyright Новак Анатолий Владимирович (anovak2002@gmail.com)
  • Обновлено: 03/01/2011. 65k. Статистика.
  • Отчет. Путешествие:Россия средняя , другое
  • Дата похода 14/02/2006 {2 дн}
  • Маршрут: Москва-санкт-петербург-москва
  • Иллюстрации/приложения: 150 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Впервые в Санкт-Петербург. Где находится станция Москва-Октябрьская. Кто такая Стрелка. Как не дать дубака. Дай мне напиться железнодорожной воды. "Herzen University Hotel". Убийство Александра Освободителя. Храм Воскресения Христова (храм Спаса на крови): мозаики и сень. Михайловский сад. Казанская икона Божией Матери: Иоанн Грозный, Дмитрий Пожарский и Сталин. Казанский кафедральный собор. Сердце Кутузова. Банковский мостик. Дворцовая площадь. Ледяной Дом Анны Иоанновны. Шутовская свадьба. Гороховая, 2. Исаакиевский собор, колоннада. Житие Исаакия Далматского. Четвертый по счету храм. Архитектор Монферран. Питерские собаки. Пропавший ужин. Фаст-фуд в городе Питере. Дневной поезд "Аврора".


  • Санктетербург в феврале

      
      
      
       "Но Россия упала на полдороге, и во время этого падения совершенно изменила свой облик. Вместо старого союзника перед нами стоял призрак, не похожий ни на что существовавшее до сих пор на земле. Мы видели государство без нации, армию без отечества, религию без бога. Правительство, возымевшее претензию представлять в своем лице новую Россию, было рождено революцией и питалось террором.
      
       Верховный большевистский комитет, эта нечеловеческая или сверхчеловеческая организация, как вам угодно, - это сообщество крокодилов, обладавших образцовыми интеллектами...
      
       Достаточно угостить любое население дозой коммунизма, чтобы оно приветствовало любую форму цивилизованной власти, хотя бы и самую суровую."
      

    Уинстон Спенсер Черчилль,

    "Мировой кризис"

      
       Впервые в Санкт-Петербург. Где находится станция Москва-Октябрьская. Кто такая Стрелка. Как не дать дубака. Дай мне напиться железнодорожной воды. "Herzen University Hotel". Убийство Александра Освободителя. Храм Воскресения Христова (храм Спаса на крови): мозаики и сень. Михайловский сад. Казанская икона Божией Матери: Иоанн Грозный, Дмитрий Пожарский и Сталин. Казанский кафедральный собор. Сердце Кутузова. Банковский мостик. Дворцовая площадь. Ледяной Дом Анны Иоанновны. Шутовская свадьба. Гороховая, 2. Исаакиевский собор, колоннада. Житие Исаакия Далматского. Четвертый по счету храм. Архитектор Монферран. Питерские собаки. Пропавший ужин. Фаст-фуд в городе Питере. Дневной поезд "Аврора".
      
       Командировка в Питер предполагалась вначале на неделю, но в итоге ограничилась двумя днями. Вырваться со службы и сменить обстановку хотя бы на пару дней представлялось перспективой достаточно заманчивой, тем более что в Санкт-Петербурге я не был никогда (в Ленинграде последний раз - лет двадцать тому назад). Билет в Гатчину [Музей]
       Узнав об этом обстоятельстве, многие знакомые очень удивлялись: как же так? Приходилось терпеливо объяснять каждому, что когда (изредка) получаешь отпуск, то за свои деньги путешествие выбираешь все-таки не в Питер, а в Испанию, Турцию (и т.д.) - там теплее, а с командировками в Санкт-Петербург у меня в истекшие годы как-то не складывалось. Тем более, что в Ленинграде я когда-то неделями обитал, так что ничего принципиально нового в городе этом (да и в пригородах его) меня не ожидало. И вообще: Питер (а так его в быту и в советские времена величали) я с 1976 года знаю. Пропуск на Дворцовую площадь [Ленинградский обком]
       Накануне поездки, в воскресенье, я внимательно изучил сайты с прогнозом погоды в Санкт-Петербурге на ближайшие дни. Это было важно: дело в том, что теплые в последние годы зимы настолько расслабили москвичей вообще и меня в частности, что из зимних вещей у меня осталась презентабельная куртка на кроличьем меху с воротником из норки, но без капюшона и менее нарядный "сугроб" на синтепоне, но с капюшоном, хранящийся за ненадобностью (на всякий случай) в шкафу на лоджии. Где-то в недрах того же шкафа уже года три как пропала трикотажная шапочка, ласково прозванная москвичами за своеобразную форму "презервативом" - экстренные ее поиски положительного результата не дали.
       Прогноз радовал: в ближайшие вторник-среду погода в Питере обещала быть мягкой (минус 5-7 градусов), похолодание ожидалось только в четверг. Выходило, что можно было вполне обойтись без "сугроба" и посетить Северную Пальмиру в приличном виде. При этом брать чемодан на два дня мне не особенно хотелось и я решил поехать в командировку без костюма, заменив его водолазкой, свитером и джинсами, "косящими" под брюки.
       13 февраля 2006 года, в понедельник, я удалился со службы часа в четыре пополудни, мотивируя свой уход необходимостью собрать вещи, поскольку поезд мой должен был стартовать в 23-55 со станции Москва-Октябрьская (согласно билету). На самом деле мне нужно было время, чтобы выяснить конкретную точку моего отправления: я подозревал, что за этим названием кроется Ленинградский вокзал, но уверен в этом обстоятельстве не был и попытался выяснить все по Рунету. Результаты поиска слегка озадачивали: вокзал чаще всего именовался Ленинградским, хотя кое-где его обзывали Октябрьским. Станция Москва-Октябрьская не значилась нигде, кроме как на сайте Российских железных дорог (РЖД), но и там место ее нахождения не раскрывалось.
       Времени умничать больше не оставалось, я быстро собрал скромный рюкзачок и отправился на Ленинградский вокзал заранее, чтобы прибыть туда за час до отхода - так, на всякий случай. На информационном табло вокзала через некоторое время после прибытия появился номер моего поезда и путь, откуда он отправлялся: выходило, что место старта я угадал правильно.
       -И в самом деле, -размышлял я.- Откуда же еще поездам в Питер отправляться? Не с Павелецкого же вокзала - это было бы неправильно.
       Идя вдоль поезда и следя за нумерацией вагонов, в окнах их я заметил таблички с довольно любопытной надписью "1/2 Стрела". У входа в мой вагон стояла пожилая опрятная проводница, которая, посмотрев на билет, вежливо сообщила мне номер места, что было излишним - арифметику я хоть и давно, но изучал.
       -На "Стрелке" едем? -спросил ее я, памятуя, что так командировочные издавна прозвали поезд, отходящий из Москвы в Питер в 23-55, в отличие от "Красной Стрелы", отправляющейся в 23-59.
       -Стрелка - это собака, -проявив известную эрудицию, заявила проводница.
       -Да, барышня явно не в курсе, -понял я.
       -А вокзал то как называется? -не отставал я.- Уже Октябрьский или еще Ленинградский?
       -Окстись, дорогой, -отвечала та.- Вокзал, конечно, Ленинградский, а вот железная дорога - та Октябрьская.
       -Странные они все-таки, эти железнодорожники, -размышлял я.- Так бы и писали на билетах по-человечески: поезд, мол, отправляется в город Санкт-Петербург от станции Москва-Октябрьская с Ленинградского вокзала по Октябрьской железной дороге. К чему вся эта конспирация?
       С этими раздумьями я и зашел в купе, место мое оказалось нижним. Поскольку последние лет двадцать перемещаться по миру приходилось исключительно на самолетах, для меня стало приятной неожиданностью, что белье уже было постелено и денег за него не требовали; на столике в пластиковых коробочках лежали продовольственные наборы, напоминавшие самолетные, а в купе во всех мыслимых местах были распиханы свежие газеты и журналы, любезно изданные РЖД для пассажиров. Более того, в багажной сетке над полкой в запечатанном целлофановом пакете имелось даже некое подобие дорожного набора. Вскрыв пакет, я внимательно изучил его содержимое: там имелась зубная щетка, порция зубной пасты, мыло, расческа, освежающая салфетка и салфетка для обуви.
       -И сколько же стоит поездка с таким продвинутым сервисом? -задумался я и взглянул на билет.
       На билете, который остался у меня (в советские времена проводники их зачем-то отбирали и выдавали по требованию после окончания поездки) значилось: 1657 рублей и зачем-то 20 копеек.
       До отхода поезда оставалось минут 10, а между тем у меня появился только один сосед довольно меланхоличного вида, с видимым удовольствием доставший книжку и явно не испытывавший жажду в общении.
       -Не знаете, продовольственный набор - это ужин или завтрак? -спросил его я.
       -А это как кому нравится, -ответил сосед, оказавшийся, между прочим, командированным петербуржцем.
       Так мы и поехали, вдвоем на нижних местах.
       -Едем в СВ по цене купейного, -радовался сосед.
       -Странно, -подумал я,- а на сайте РЖД значится, что все билеты на поезд проданы.
       Впрочем, через некоторое время к нам на верхнюю полку сбежала барышня из соседнего купе, где группа командированных старичков решила на ночь глядя как следует выпить и закусить (и делала это довольно шумно), вспомнив молодость. Тем более, что возможности имелись: по вагону периодически проходил человек с пластмассовой корзинкой из супермаркета и предлагал "пиво, водку, виски и коньяк". Насколько можно было заметить, молодежь предпочитала пиво, люди посолиднее - коньяк, совсем продвинутые - виски, ну а мы с соседями - здоровый детский сон.
       Прикорнув на койке, я так и заснул в одежде, благо от окна сильно сифонило и было совсем не жарко. Проснувшись, выяснил, что еще и шерстяное одеяло на себя натянул.
       Проводница, растапливавшая спозаранку печку, призналась, что ночью "дала дубака".
       -Что же нас-то не позвали? -спросил мужчина, наливавший себе в стакан кипятку, ласково.- Мы бы Вас обогрели.
       Бабушка была польщена.
       Хмурым февральским утром поезд пришел на Московский вокзал в Питере, копией которого Ленинградский вокзал в Москве и является. Выгружавшийся из поезда народ вид в основном имел похмельный и потому мрачный, я же по подземному переходу бодро направился в поисках метро.
       Подойдя к кассам, я был несколько удивлен: вход в питерское метро до сих пор осуществляется по металлическим жетонам (12 рублей). Впрочем, турникеты принимают и карточки, но они почему-то у горожан менее популярны, поэтому в кассы метро обычно всегда стоит очередь. Перейдя с "Площади Восстания" на зеленую линию, станцию "Маяковская", я проехал одну остановку до "Гостиного Двора", где и вышел, попав прямо на Невский проспект.
       Было еще темно, да и город я подзабыл основательно, так что пошел аккурат в сторону, противоположную нужной. Сообразил я это, только дойдя до памятника Екатерине Великой: смутные воспоминания подсказали мне, что двигаюсь я обратно к Московскому вокзалу, а не в сторону Зимнего дворца. Екатерина в снегу [Анатолий Новак]
       -Не подскажете, где Казанский собор? -спросил я первого встречного.
       Тот подсказал.
       Еще раз пройдя мимо Гостиного Двора, у Казанского собора я свернул на Казанскую улицу (бывшую Плеханова), где в доме под номером 6 находилось "Общежитие гостиничного типа РГПУ им. А. И. Герцена", оно же "Herzen University Hotel": в нем мне был забронирован номер. Казанский собор [Неизвестен]
       Проблем с номером не возникло, безукоризненно вежливая барышня взяла с меня около полутора тысяч рублей за 1,5 суток проживания и выдала ключи от одноместного номера на 4 этаже. Казанская, номер [Анатолий Новак]
       Номер оказался просторным и совершенно в советском духе обустроенным: все в нем, кроме телевизора неизвестной породы, было эпохи "развитого социализма". Паркет, правда, судя по его состоянию, был положен раньше упомянутой эпохи лет на двести - пружинил он не хуже батута и переливался под ногами волнами. Холодильник, понятно, не работал, но меня это не волновало: хранить в нем все равно было нечего.
       -Да, -пригорюнился я, сочувствуя коллегам из РГПУ,- денег на капремонт, похоже, не дают, имеет место явный недостаток финансирования.
       Доев прихваченный из поезда завтрак, я лениво потянулся (встреча у меня была назначена только на вечер) и решил принять душ. Впрочем, идею эту пришлось оставить: горячей воды не было.
       -Ну и ладно, -решил я.- У меня и безо всякого душа грандиозные планы.
       Первым делом, которое я себе наметил, являлось посещение храма Спаса на крови. Храм находится на канале им. Грибоедова (бывшем Екатерининском), напротив Казанского собора - по другую сторону Невского проспекта. В советские времена храм пребывал в процессе постоянной реставрации, поэтому посетить его мне хотелось очень. Общий вид храма Воскресения Христова и моста-перекрытия с юго-западной стороны, 1907 [Неизвестен]
       Взяв рюкзачок, сдав ключ и получив "карточку гостя", я вышел на улицу. Было примерно минус 5 градусов, т.е. нормально, под ногами - черная едкая слякоть, а с неба падала слякоть белая, пополняя запасы черной. Пока я дошел до храма, мои начищенные до блеска черные туфли покрылись нежными серыми разводами. По дороге обращало на себя внимание наличие большого количества всевозможных баров, клубов и харчевень, включая московские "Елки-Палки".
       -А говорили, что в Питере и перекусить-то толком негде, -удивился я, но потом вспомнил: говорили мне это лет 5 назад. Спас на Крови-восточный фасад [Неизвестен]
       Обогнув собор, перед которым печально стоял длинный "петровский гвардеец", предлагавший всем желающим сфотографироваться на фоне храма хоть с ним, хоть без него, и пара сувенирных лотков, я купил билет в кассе. Гражданам России билет полагался со скидкой: 100 рублей вместо 300 для иностранцев. В свое время, кстати, у меня с детьми даже вышла небольшая дискуссия по поводу этих самых скидок на посещение музеев для граждан РФ. Билет в храм Спаса на Крови [Неизвестен]
       -Это несправедливо, -заявляли дети.- Билеты должны стоить одинаково для всех!
       -Ну, во-первых, -отвечал я,- считается, что для иностранных туристов это расход небольшой, коли уж они добрались до России (повышающий коэффициент предполагается по умолчанию, в связи с их более высоким уровнем жизни), а, во-вторых, документы-то никто не спрашивает, достаточно правильно говорить по-русски: таким образом стимулируется изучение русского языка и избавление от иностранного акцента.
       Дети задумались, сраженные стройной, хотя и несколько причудливой логикой.
       За дополнительные 50 рублей в храме можно было и фотографировать, а за 100 рублей даже снимать на видео. Отвергнув эти возможности, я зашел внутрь.
       Бабушки-смотрительницы предложили мне надеть поверх туфель одноразовые пластиковые бахилы и подождать на диванчике: через пару минут намечалась экскурсия.
       В углу у входа имелся банкомат, установленный там наверняка для удобства туристов, посещающих храм без скидки, чтобы было где взять 300 рублей на билет. Иностранцев определить было очень просто: миновав кассовый ларек перед входом с русской надписью, они прямиком попадали в кассу с английской надписью внутри храма.
       Подошла гид и начала экскурсию.
       -Храм Спаса на крови, -сообщила гид,- это общеизвестное название храма Воскресения Христова, построенного в качестве храма-памятника на месте покушения на царя Александра II (Освободителя). Александр Освободитель был личностью выдающейся - чрезвычайно активной и эффективной. Царь очень много успел сделать для России и сделал бы еще больше, кабы его не убили. Александр II [Н.Л.Лавров, 1860]
       -На царя было совершено 8 покушений, последнее из них оказалось удачным. Еще в 1879 году террористическая организация "Народная Воля" вынесла царю смертный приговор. 1 марта 1881 года, когда карета царя, сопровождаемая небольшим конвоем, повернула на набережную Екатерининского канала, народоволец Рысаков бросил в нее бомбу, однако взрывом была только разрушена задняя стенка кареты и ранено несколько человек - царь остался невредим.
       -Рысаков был схвачен и Александр, приказав остановить карету, вышел посмотреть на террориста. Когда же он возвращался к месту взрыва, последовал второй взрыв, нанесший царю тяжелые раны, оказавшиеся смертельными: у него, в частности, были раздроблены обе ноги ниже колен. Вторым террористом оказался Игнатий Гриневицкий, также умерший от ран, в больнице. Александр II на смертном одре [К.Е.Маковский]
       -"Народовольцы" оказали России весьма скверную услугу: тремя днями позднее должно было состояться заседание Совета Министров, на котором предполагалось рассмотреть законопроект, позволивший бы "завершить великое дело государственных реформ". Возможно, в стране была бы принята Конституция и тогда не случилось бы Октябрьского переворота, Гражданской войны и всего остального кровопролития: Россия стала бы демократической страной с конституционной монархией, не хуже, к примеру, Англии.
       -"Народная Воля" была разгромлена и уже 29 марта 1881 года суд вынес приговор всем подсудимым: из них А.Желябов, С.Перовская, Н Кибальчич, Г.Гельфман и Н.Рысаков были приговорены к смертной казни. Геся Гельфман, правда, письменно заявила о своей беременности и казнь ее была отсрочена, а позднее и заменена пожизненным одиночным заключением. Так экстремизм породил реакцию, та - ответный экстремизм, и во всем этом мы живем уже более века с четвертью.
       -Вечером дня покушения место его было огорожено забором, около которого поставили часового, а позднее возвели часовню. Новый император, Александр III, активно занялся увековечением памяти отца: во многих городах России Александру Освободителю были установлены памятники и бюсты. Ни одного из них, кстати, после большевиков не осталось.
       -Александр III пожелал, чтобы на месте покушения в память отца был возведен храм в стиле русских церквей 16-17 веков, для чего был объявлен конкурс. Выиграл его архитектор Альфред Александрович Парланд и в октябре 1883 года состоялась торжественная закладка храма. Строили собор 24 года и в церемонии освящения храма Воскресения Христова (19 августа 1907 года) участие принимал уже другой, последний император России, Николай II. Крестный ход вокруг храма Воскресения Христова, Восточный фасад здания, 1907 [Неизвестен] Освящение храма Воскресения Христова, Крестный ход с южной стороны здания [Неизвестен] Николай II принимает парад по случаю освящения храма Воскресения Христова, восточная сторона храма, 1907 [Неизвестен]
       -Строительство собора обошлось в "копеечку": из казны было выделено по смете 3,6 миллиона серебром (огромные по тем временам деньги), но и их не хватило, пришлось царской семье добавлять свои - еще 1 миллион. Так что, вопреки расхожему мнению, храм был создан вовсе не на "народные" деньги: их было собрано менее 600 тысяч рублей, да и то в основном ассигнациями.
       -Собор был построен на сплошном бетонном основании, а не на вбитых сваях, как делалось до тех пор в Петербурге; он был оборудован сложной системой обогрева, хорошо защищен от грунтовых вод и полностью электрифицирован.
       -Первоначальный проект храма предусматривал сложный музейно-храмовый комплекс, но, поскольку к моменту его постройки планировка набережной Екатерининского канала и Конюшенной площади уже сложилась, структура сооружения стала более компактной. Мозаика "Распятие" на западном фасаде здания являлась местом поклонения верующих и проведения церковных служб, поэтому перед храмом был сооружен широкий мост через канал, являвшийся, по сути, продолжением площади. Распятие, мозаика западного фасада собора [А.А.Парланд]
       -На северной, южной и восточной сторонах цоколя храма было повешено 20 досок из красного норвежского гранита, на которых золотыми буквами были начертаны выдающиеся деяния Александра Освободителя. Доски сохранились до сих пор. Первоначально на досках планировали запечатлеть имена и фамилии жертвователей, но их набралось так мало, что хватило бы и одной доски. Первая доска [Неизвестен] Вторая и третья доски [Неизвестен] Четвертая доска [Неизвестен] Пятая доска [Неизвестен] Шестая доска [Неизвестен] Седьмая и восьмая доски [Неизвестен] Девятая, десятая и одиннадцатая доски [Неизвестен] Двенадцатая и тринадцатая доски [Неизвестен] Четырнадцатая доска [Неизвестен] Пятнадцатая доска [Неизвестен] Шестнадцатая и семнадцатая доски [Неизвестен] Восемнадцатая доска [Неизвестен] Девятнадцатая и двадцатая доски [Неизвестен]
       -К зданию с западной стороны примыкает двухъярусная колокольня, на стенах которой от цоколя до карниза расположены мозаичные гербы городов и губерний Российской империи. Перечень мозаичных гербов [Неизвестен] Перечень мозаичных гербов [Неизвестен]
       -Пять глав собора покрыты ювелирной эмалью площадью 1000 квадратных метров - случай в истории русского зодчества уникальный. Западный фасад колокольни храма Спаса на Крови [Неизвестен]
       -При сооружении храма Воскресения Христова был учтен печальный опыт постройки Исаакиевского собора, в котором живопись начала осыпаться еще до конца строительства: в храме вместо живописных икон решено было использовать мозаики. Предстояло создать мозаичное покрытие площадью около 7 тысяч квадратных метров. Основной заказ в конкурсе выиграла частная фирма Фроловых. Центральный неф собора [Неизвестен] Ветхозаветная Троица, мозаика южной стены [В.В.Беляев]
       -В создании эскизов принимала участие большая группа художников, в частности, Виктор Михайлович Васнецов и Михаил Васильевич Нестеров. Мозаики для скорости делали не на стенах, а в специальных рамах, выкладывая их по бумажным эскизам с обратной стороны изображения. По окончании набора изображение сзади заливали цементом, эскиз смывали, а готовую мозаику монтировали на стенах храма, замазывая стыки цементом. Цвета в мозаиках использовались простые, без переходов, поэтому мозаики получились очень яркими, без полутонов. Для создания мозаик золотого цвета использовались пластины сусального золота, вплавленные между стеклом. Храм Воскресения Христова можно, пожалуй, назвать единственным в России, для украшения которого использованы исключительно мозаики. Богоматерь, фрагмент композиции Благовещение, мозаика юго-восточного пилона солеи [А.А.Парланд]
       Весь пол собора был прикрыт паласами, только в середине оставлен круг, открывавший чудесное мозаичное покрытие из флорентийского мрамора.
       -Дело в том, -объясняла гид,- что собор никогда не предназначался для использования в качестве приходской церкви, а задумывался как храм-памятник и доступ в него был ограничен, поэтому толщина мраморного покрытия пола не превышает 5 миллиметров. В отличие от других православных церквей собор, как и Исаакиевский, а также храм Христа Спасителя финансировался государством. В 20-е годы прошлого века, после закрытия Исаакиевского собора, храм Спаса на крови до 1930 года являлся кафедральным собором, что нанесло мраморному полу заметный ущерб.
       -Но еще больший урон собору нанесло его закрытие. Как только его не использовали: овощехранилище, морг (во время осады Ленинграда), склад декораций Малого оперного театра (тогда случился сильный пожар, повредивший значительную часть мозаик). Одно время храм хотели снести, как "не представлявшее архитектурной ценности сооружение", но началась война и стало не до этого, а после войны так и не решились. Воскресение Христа, мозаика южного киота [М.В.Нестеров]
       -В войну в главный купол собора попал неразорвавшийся снаряд, который обезвредили только спустя длительное время после ее окончания. Чтобы его извлечь, пришлось даже повредить мозаику "Пантократор" (оригинал Н.Н.Харламова): если присмотреться, то место, через которое доставали снаряд, отличается по цвету от остальной мозаики - оно чуть светлее.
       Мы присмотрелись: место действительно отличалось. Пантократор, мозаика плафона купола [Н.Н.Харламов] Неопалимая купина, мозаика северного притвора [В.В.Беляев] Северный неф собора [Неизвестен] Богоматерь, мозаика северо-западного купола [Н.Н.Харламов] Иоанн Креститель, мозаика юго-западного купола [Н.Н.Харламов]
       -Иконостас храма выполнен из темно-красного и розового итальянского мрамора и украшен замечательными мозаиками "Спаситель" и "Богоматерь с младенцем" по эскизам В.М. Васнецова. В некотором смысле вам повезло: благодаря отсутствию дверей хорошо видна большая часть мозаик главного алтаря, а отсутствуют они оттого, что реставраторы никак не могут договориться, как именно выглядели двери - цветных их изображений не сохранилось. Иконостас [Неизвестен] Евхаристия-мозаика главного алтаря [Н.Н.Харламов] Спаситель-мозаика главного иконостаса [В.М.Васнецов] Богоматерь с Младенцем, мозаика главного иконостаса [В.М.Васнецов] Жертвоприношение Авраама, мозаика южного притвора [В.В.Беляев] Св.Димитрий, мозаика иконостаса [Неизвестен]
       -Из яшмы выполнены два киота, расположенные по обе стороны от центрального нефа. Большая часть ниш в них, предназначенная для подаренных храму икон, пуста - иконы были украдены, сохранились только мозаики. Одна из них, совершенно замечательная, находится в северном киоте и выполнена по оригиналу М.В.Нестерова настолько тщательно, что очень похожа на картину. Изображает она Св.князя Александра Невского, молящегося в домовой церкви. Св.князь Александр Невский, мозаика северного киота [М.В.Нестеров] Св.царица Александра, мозаика северного иконостаса [Н.К.Бодаревский] Мария Магдалина, мозаика северного иконостаса [Н.К.Бодаревский] Бегство в Египет, мозаика солеи [Н.Л.Кошелев] Христос во славе, мозаика алтаря [Н.Н.Харламов] Николай Чудотворец, мозаика иконостаса [Н.К.Бондаревский]
       -Но самой большой достопримечательностью храма Спаса на крови, конечно, является сень, устроенная на месте смертельного ранения Александра II. Основание ее составили четыре колонны из алтайской яшмы, поддерживавшие высокий антаблемент и каменный резной фронтон. Сень завершалась высокой восьмигранной пирамидой и крестом из 112 топазов. Своды сени были украшены сибирскими самоцветами и топазами в виде звезд. Сень [Неизвестен] Брак в Кане Галилейской, мозаика солеи [Л.П.Рябушкин] Воскрешение дочери Иаира, мозаика солеи [Ф.С.Журавлев] Нагорная проповедь, мозаика южного свода [В.В.Беляев] Исцеление сухорукого-Хождение по водам-Исцеление бесноватого отрока, мозаики северной стены [Л.П.Рябушкин]
       -Под сенью была установлена часть решетки Екатерининского канала и выложены камни булыжной мостовой - те самые, на которые упал смертельно раненый царь. Камни были уложены на том же уровне, что и мостовая, поэтому пол сени оказался ниже церковного на 7 ступеней. Все это сохранилось и сейчас накрыто стеклянным футляром.
       -К моменту превращения бывшего храма в филиал Государственного музея "Исаакиевский собор" (1970 год) от сени остались только четыре яшмовые колонны, остальное было расхищено. Так что большая часть восстановленной сени, которую вы сейчас видите - раскрашенная гипсовая копия, но реставрация продолжается и гипс потихоньку заменяют оригинальными материалами, хотя основные реставрационные работы были закончены в храме еще в 1997 году.
       -Золоченые и цветные купола храма, господствуя над другими постройками, вместе с куполом Исаакиевского собора, шпилем Петропавловской крепости и Адмиралтейской иглой создают архитектурный акцент в панораме центра города.
       Мы поблагодарили гида и двинулись к выходу, наткнувшись по дороге на сувенирный киоск. Перед ним я впал в затруднение: в продаже имелось целых три книжки про храм Воскресения Христова: за 100 рублей продавался альбом со смыслом, но с не слишком хорошими фотографиями, за 120 - без смысла, но с хорошими фотографиями, а за 50 - тоже без смысла, зато карманного формата. Декоративное убранство собора, вид сверху [А.А.Парланд] Фрагмент мозаики сводов собора [Неизвестен]
       -Некуда складывать, -пожаловался я барышне-продавщице и все-таки купил за 100, мысленно размещая его на полке дома.
       Обойдя собор, я завернул в Михайловский сад, по-зимнему пустынный: оттуда было удобно фотографировать храм. В саду я наткнулся на такого же бедолагу-одиночку, он попросил меня сфотографировать его, а я - его, для чего мы обменялись камерами. Михайловский сад [Анатолий Новак] Решетка Михайловского сада [Анатолий Новак] Спас на Крови [Анатолий Новак] Спас на Крови-2 [Анатолий Новак] Спас на Крови-3 [Анатолий Новак] Спас на Крови-4 [Анатолий Новак] Спас на Крови-луковки [Анатолий Новак] Спас на Крови-вход [Анатолий Новак]
       Выйдя из сада и вновь пройдя мимо храма по другую сторону канала Грибоедова, я завернул на Малую Конюшенную, где, оказывается, давно открыта пешеходная зона и установлен памятник Гоголю. Памятник получился симпатичным, но, как и все памятники Гоголю, печальным. С Малой Конюшенной, несмотря на пасмурную погоду, открывалась замечательная перспектива на Казанский собор. Памятник Гоголю [Анатолий Новак] Казанский собор-вид с Малой Конюшенной [Анатолий Новак] Дом Зингера [Анатолий Новак]
      
       В свое время многие недоброжелатели обвиняли Андрея Никифоровича Воронихина, архитектора собора, в том, что он попросту скопировал собор Св.Петра в Риме. Что и говорить, замысел схож, но надо принять во внимание то обстоятельство, что таково было желание заказчика - императора Павла I, желавшего построить в столице собор, подобный упомянутому выше. Казанский собор на Невском проспекте, литография Б.Патерсена, 1812-1813 гг. [Б.Патерсен]
       От татарского ига Русь освободилась еще при Иване III, однако под боком у нее оставалось беспокойное Казанское ханство, где в рабстве томилось около 100 тысяч православных. В 1552 году Иоанн IV Грозный Казань взял, но христианство в ней распространялось с трудом.
       Спустя 27 лет, в конце июня 1579 года, в Казани случился страшный пожар, уничтоживший большую часть города. Спустя две недели Богоматерь трижды являлась во сне 9-летней девочке Матрене, дочери стрельца Онучина, повелев той обрести Ее икону в земле на пепелище дома отца. Матрена сама выкопала икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна и сиявшую красками, из земли. Скорее всего, икону закопал кто-то из рабов-христиан еще при владычестве мусульман. Казанская икона Божией Матери [Неизвестен]
       Неизвестно, кто написал эту икону и откуда она появилась в Казани, зато известно, что это список с образа, написанного апостолом Лукой и хранившегося во Влахернском храме в Константинополе. Икона сразу же прославилась чудодейственными исцелениями: в основном от слепоты. На месте обретения иконы построили Богородицкий женский монастырь (игуменьей его со временем стала Марфа - та самая девочка Матрена), а Иоанн Грозный приказал сделать с Казанской иконы список и отправить в Москву.
       В 1904 году несколько негодяев украли и уничтожили Казанскую икону из собора Богородицкого монастыря, после чего Россия проиграла русско-японскую войну: считалось, что первообразная Казанская икона, хранившаяся в монастыре, охраняла Россию с востока.
       В Смутное время с иконы сделан был еще один список, оказавшийся в распоряжении князя Дмитрия Пожарского. Именно с этой Казанской иконой русские войска, призвав на помощь Божию матерь, 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года приступом взяли Китай-город. Икону князя Дмитрия Пожарского поместили в построенный специально для нее московский Казанский собор на Красной площади, но в 1936 году большевики собор разрушили, устроив на месте его подземный общественный туалет, а икона затерялась в музейных запасниках. Не так давно собор отстроили вновь, икону для него написали новую. Петербургские крыши-купол Казанского собора [Анатолий Новак] Уголок Казанского собора [Анатолий Новак]
       Икона же царя Иоанна Грозного сохранилась. В начале 18-го века ее, скорее всего, перевезла в Санкт-Петербург вдова царя Иоанна Алексеевича (сводного брата Петра Великого), набожная царица Параскева Федоровна. Икону поместили в часовне на Петроградской стороне, рядом с первым домом Петра Великого. Потом на месте часовни возвели деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
       Императрица Анна Иоанновна приказала построить для святыни храм в центре столицы, на пересечении Невского проспекта и Мещанской (ныне - Казанской) улицы. В храме Рождества Богородицы будущая императрица Екатерина Великая приняла православие, венчалась с Петром III, а 28 июня (9 июля по новому стилю) 1762 года, после дворцового переворота, принимала присягу гвардейских полков.
       Со временем храм обветшал и император Павел I, взойдя на престол, повелел воздвигнуть величественный храм для общенациональной святыни. В конкурсе победил А.Н.Воронихин, бывший крепостной архитектор президента Академии художеств графа А.С.Строганова. Еще в 1786 году Воронихин получил вольную, но связей с графом не прервал. А.Н.Воронихин (1759-1814), автопортрет [А.Н.Воронихин] Святой князь Владимир, креститель Руси [Скульптор С.С.Пименов] Святой Андрей Первозванный [Скульпторы И.П.Прокофьев, В.И.Демут-Малиновский]
       Первый камень в здание собора заложил сын Павла I, император Александр I. Случилось это 27 августа (8 сентября по новому стилю) 1801 года, а 15 (27 сентября по новому стилю) сентября 1811 года состоялось торжественное освящение Казанского собора, ключи от которого вручили Александру I.
       Строили собор только из отечественных материалов, основным из которых был пористый известняк, добытый в каменоломне у деревни Пудость, расположенной в 8 км от Гатчины.
       Длина собора, имеющего в плане форму вытянутого с востока на запад креста - 72,5 метра, с юга на север - 56,7 метра, высота с куполом - 71,6 метра. Колоннада Казанского собора [Анатолий Новак] Проект Казанского собора, чертеж [А.Н.Воронихин]
       На Невский проспект обращен парадный северный фасад собора, к которому примыкает мощная дугообразная колоннада. Крылья колоннады завершаются огромными порталами-проездами. Основным акцентом скульптурного убранства северного фасада собора являются бронзовые двери, названные Флорентийскими воротами (приблизительная копия восточных дверей флорентийского Баптистерия). Флорентийские врата [Неизвестен]
       25 декабря (7 января по новому стилю) 1837 года, в день 25-летия изгнания наполеоновских войск из России, на площади перед Казанским собором под орудийный салют были установлены бронзовые памятники М.И.Кутузову (слева) и М.Б.Барклаю-де-Толли (справа). Памятник Барклаю де Толли [Анатолий Новак] Памятник Кутузову [Анатолий Новак]
       С 1811 года Казанский собор стал главным храмом Петербурга, а после освящения в 1858 году кафедрального Исаакиевского собора - придворным храмом Дома Романовых: в нем венчали всех членов царской семьи. Особенно пышно отмечено было 300-летие Дома Романовых (1913 год). Николай II с наследником после торжественного молебна в день празднования 300-летия Дома Романовых, 21 февраля 1913 года [Неизвестен] Богослужение, 1911 год [Неизвестен] Праздник трезвости, 28 апреля 1913 года [Неизвестен]
       22 октября (4 ноября) - день празднования иконы Богородицы Казанской - считался в Петербурге нерабочим. Праздник собирал огромное количество людей. Киот с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы в ризе из чистого золота, украшенной 1432 алмазами, 1665 бриллиантами и 638 рубинами, выносили на площадь перед собором и устанавливали на особом помосте, где служили молебен. Интерьер Казанского собора в середине 19-го века, акварель Л.Премацци [Л.Премацци]
       После Октябрьского переворота в 1917 году собор стали методично разорять. Настоятеля собора Ф.Н. Орнатского вместе с двумя сыновьями арестовали и расстреляли чекисты, остальных церковнослужителей репрессировали, изъяли почти все предметы художественного убранства и церковной утвари из драгоценных металлов. Риза с чудотворной Казанской иконы также была конфискована, а сам собор в 1932 году закрыт и превращен в Музей истории религии и атеизма. С купола сняли крест, на месте его установили позолоченный шар со шпилем, а икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор. Интерьер собора, вид на северный вход [Неизвестен] Интерьер собора, вид на южный вход [Неизвестен] Иконостас собора [Неизвестен] Вид от западного входа в собор [Неизвестен] Горнее место в алтаре Казанского собора [Неизвестен]
       Второй раз в спасении России Казанская Божия Матерь приняла участие с началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, когда митрополиту Гор Ливанских Илии привиделась Божья Матерь, объявившая ему, что Ленинград будет спасен, если Казанскую икону из Князь-Владимирского собора с крестным ходом обнесут вокруг города. Митрополит связался с Русской церковью, та - со Сталиным. Сталин (терять ему все равно было нечего) разрешение дал, крестный ход состоялся и город выстоял.
       После этого чудотворную икону отправили в Сталинград, помогла она нашим войскам и при штурме Кенигсберга.
       В 1994 году на куполе собора вновь появился крест, а 19 июля 2001 года Казанскую икону Божией Матери из Князь-Владимирского собора вернули домой, в Казанский собор. Вид на западный фасад, решетка Казанского собора [А.Н.Воронихин] Казанский собор, решетка сквера [А.Н.Воронихин]
      
       Оказалось, что собор уже передан церкви, поэтому и вход в него - бесплатный.
       -Пустячок, а приятно, -размышлял я, покупая в церковной лавке вместо одного входного билета целых 5 свечек по 10 рублей и фотоальбом за 45.
       Верующие заказывали Сорокоуст, стоивший 70 рублей - на 10 дешевле, чем в Москве.
       В соборе было довольно много людей, учитывая будний день, а к чудотворной Казанской иконе Божией Матери, украшавшей иконостас, даже стояла небольшая, но плотная очередь. Я поставил свечки у соседней иконы Деве Марии с младенцем Христом, а еще за упокой, Св. Серафиму Саровскому и перед новой иконой Новомучеников российских - семьей Николая II. Оставалась последняя свеча и определил я ее перед иконой Св. Георгия Победоносца, рядом с которой находилась икона Св.Пантелеймона (Целителя), пользовавшаяся большой популярностью, особенно у людей пожилых: мест для свечей перед ней было мало, а стариков - много. Тайная вечеря, роспись на своде алтаря [Художник С.А.Бессонов] Святой Григорий Богослов, образ на юго-восточном подкупольном пилоне собора [Художник В.К.Шебуев] Святой Василий Великий, образ на юго-восточном подкупольном пилоне собора [Художник В.К.Шебуев]
       Несмотря на то, что Казанскому собору указом Патриарха был возвращен статус кафедрального, музейный дух все еще витает в нем - сказывается 60 лет использования собора в качестве музея: время от времени на пути попадались лавочки, где сидели и отдыхали люди, что, в общем, для православных церквей не характерно.
       Нашлась, наконец, и могила М.И.Кутузова (в Северном приделе), огороженная низкой бронзовой решеткой и украшенная французскими флагами, а также ключами от взятых им городов. Над могилой - мемориальная доска из красного мрамора, на стене над ней укреплена икона, бывшая у гроба Кутузова при его погребении. Еще выше - картина, изображающая крестный ход на Красной площади в 1612 году в честь освобождения Москвы от польских интервентов. Гробница М.И.Кутузова [Неизвестен]
       В соборе размещалось когда-то множество трофеев войны с наполеоновской Францией: 107 французских знамен и штандартов, ключи от 8 крепостей и 17 городов, взятых русскими войсками, и даже жезл маршала Даву, захваченный в бою. В 1914 году большинство трофеев передали в московский Исторический музей. Сейчас у могилы Кутузова хранится 6 трофейных знамен и 26 ключей в шести связках. Траурная процессия с гробом М.И.Кутузова у Казанского собора 11 июня 1813 года, гравюра с картины М.И.Воробьева [М.И.Воробьев]
       Широко распространена легенда, что в соборе похоронено тело фельдмаршала, а сердце его (по желанию самого полководца) осталось на кладбище Тиллендорф, в Силезии. Может быть, в Тиллендорфе действительно осталась часть останков полководца, извлеченная из тела при бальзамировании, но, когда в 1933 году могилу Кутузова вскрыли, рядом с его головой была обнаружена серебряная банка с забальзамированным сердцем. Казанский собор-вид сзади [Анатолий Новак] Казанский собор, элемент декора [Неизвестен] Вид на Невский от Казанского собора [Анатолий Новак]
       Гостиница, куда я вскоре вернулся, совершенно не мешала другим видам бизнеса в своем помещении: справа при входе имелся маленький и очень приличный продуктовый магазинчик, где, подумав, я купил бутылку Гиннеса, сваренного тут же, в Питере, и бутылку совершенно замечательного, как потом оказалось, кваса "Степан Разин". Слева от входа находилось кафе с очень скромными ценами: заказав чашку капуччино за 30 рублей (есть пока не хотелось), я внимательно осмотрел меню: самое дорогое горячее стоило в нем 100 рублей. Милые питерские названия забавляли: "греча", "кура". Вспомнились "булка" (батон белого) и "карточка" (проездной), позднее к ним добавилась увиденная на улице "шаверма".
       -Тут я и поужинаю, -сообразил я.
       Поднявшись в номер, я созвонился с коллегой, прибывшим днем ранее и согласовал встречу в 18-30, в офисе на улице Чайковского (рядом со станцией метро "Чернышевская").
       Горячей воды по-прежнему не было, зато брюки мои оказались заляпанными серой жижей - так же как и ботинки. Вот тут-то и пригодилась зубная щетка из набора, прихваченного в поезде: она кое-как заменила собой одежную.
       Времени у меня оставалось три часа и использовать их я решил с максимальным толком.
       -Давненько не бывал я на Дворцовой площади, -подумал я.- Да и Банковский мостик давно не видел.
       Выйдя из гостиницы, я свернул в переулок Сергея Тюленева и вскоре любовался на мосту заснеженными мордами крылатых львов. Повернув назад, в одном из окон первого этажа какого-то дома увидел ресторанное меню: в нем значилось, что 1 грамм трюфелей стоит 200 рублей, любое блюдо - от 850 рублей. Банковский мостик [Анатолий Новак]
       -Вроде и недорого, -подумал я.- Трюфели, все-таки.
       Вдоль канала Грибоедова я дошел мимо восточного фасада Казанского собора до Невского проспекта и, повернув налево, бодрым шагом направился в сторону Зимнего дворца. Пройдя под аркой Генерального штаба мимо лотков с сувенирами, оказался у Александрийского столпа. На Невском [Анатолий Новак]
       У входа в Эрмитаж для частных посетителей (со стороны Дворцовой площади) толпились молодые люди с мешками, наполненными мохнатыми меховыми шапками.
       -Предназначено для продажи иностранцам, отморозившим уши нынешней русской зимой, -догадался я.- Своеобразный бизнес, ничего не скажешь.
       Революционным матросикам штурмовать знаменитые ворота с золотыми орлами нынче бы не пришлось: ворота хоть и были на запоре, зато калитка сбоку любезно открыта. Зайдя во двор Эрмитажа, я полюбовался на дворец и понял, посмотрев на часы, что посещение его придется отложить до следующего раза. Ворота Зимнего [Анатолий Новак]
       -Пожалуй, дойти до Исаакиевского собора успею, -решил я и, выйдя со двора, повернул направо, в сторону Невского проспекта. Вход в Эрмитаж [Анатолий Новак] Зимний дворец [Анатолий Новак]
       На краю Дворцовой площади толпился народ: там был выстроен Ледяной дворец, который я по привычке, вспомнив одноименный роман Лажечникова, сразу окрестил Ледяным Домом - на дворец сооружение было похоже не очень, но все равно впечатляло, хотя и не так, как в новостях по телевизору.
      
       266 лет назад, в феврале 1740 года, в примерно таком же Ледяном доме проходила, по повелению затейницы императрицы Анны Иоанновны, свадьба царского шута Мишки Голицына по прозвищу Квасник (в обязанности его входила и подача императрице кваса) и шутихи калмычки Евдокии Ивановны Бужениновой. Все в доме было ледяным, включая мебель, зеркала, кровати и камин. Свадьба состоялась в лютую стужу, так что брачная ночь вышла довольно прохладной: наутро молодоженов еле отогрели.
     
       Все это мероприятие было огорожено турникетом, обвитым внушительной очередью, стоять в ней на морозе особого желания не возникало и я решил поглядеть издалека. Ледяные пушки, из которых 266 лет назад можно было стрелять, имелись, как и ледяной слон, извергавший при Анне Иоанновне по ночам горящую нефть. Только теперь он извергал не нефть, а детишек: в слоновьей утробе устроена была горка. Изящные ледяные скульптуры также были в наличии. Ледовый дворец [Анатолий Новак] Ледовый дворец-2 [Анатолий Новак] Ледовый дворец-3 [Анатолий Новак] Александрийский столп и Ледяной дом [Анатолий Новак]
       Убедившись, что пересечь Невский в районе Дворцового моста из-за трафика ни за что не удастся, я двинул к Исаакию огородами, мимо реконструируемых зданий, на одном из которых (Гороховая, 2) висела мемориальная табличка, извещавшая, что в доме в 1917-1918 годах обитал Ф.Э.Дзержинский вместе с им же организованной ВЧК (потом, после переезда советского правительства в Москву, все это "счастье" свалилось как снег на голову Златоглавой). Адмиралтейство [Анатолий Новак]
       Билет в Исаакиевский собор стоил 100 рублей (для иностранцев, как обычно, 300) и еще 50 брали за подъем на колоннаду. Билет в Исаакиевский собор [Музей]
       -Уж лучше бы вернули собор Русской православной церкви, -мысленно посетовал я.- Все бы дешевле для посетителей обходилось.
       Кассирша посоветовала мне начать с колоннады. Вход на колоннаду (как и отдельный в собор) организован был через турникет. Вставив в него билет штрих-кодом вперед, я спросил у женщины, сидевшей в будке и присматривавшей за входом, высоко ли забираться?
       -Высоко, -сочувственно сообщила та.- Целых 43 метра. Башня Исаакия-вид с колокольни [Анатолий Новак]
       Посмотрев на часы (до встречи оставалось часа два), я решительно полез наверх.
       После "покорения" собора Св.Павла и Монумента в Лондоне забраться на колоннаду Исаакиевского собора оказалось нетрудно: уже через 5 минут я был на месте, остановившись по дороге только один раз, но не для того, чтобы перевести дух, а прикинуть по карте, сколько времени потребуется, чтобы добраться от Исаакия до Гостиного Двора. Выходило - немного, тем более что охранники, обходившие собор по кругу, еще внизу указали мне четкое направление: по Малой Морской до Невского, а там рядом. Впрочем, скорость подъема могла объясняться и тем, что я начал подмерзать и просто пытался согреться.
       Колоннада, безусловно, давала неплохое представление о Питере, тем более что по мегафону сообщались разные интересные подробности о тех местах, которые с нее были видны: оказалось, что затянутое строительной сеткой здание - это Мариинский дворец (ныне - Законодательное собрание г.Санкт-Петербурга), а рядом с ним на площади находится внушительный конный памятник Николаю I. Жаль только, что было пасмурно и начинало темнеть: я никак не мог рассмотреть Медного всадника, скрытого деревьями. Исаакий [Анатолий Новак]
       Выход с колоннады находился в противоположной входу стороне: чтобы войти в музей, пришлось обогнуть полсобора. Самое приятное, что петербуржцы сохранили трогательную веру в человечество, основанную (возможно) на физиогномике: во всяком случае, никто мой рюкзачок проверить и не пытался, металло-детекторные арки также отсутствовали. Исаакий -вид с колоннады на Адмиралтейство [Анатолий Новак]
       Войдя в собор, я услышал уже привычное "сейчас будет экскурсия", но тормозить не стал, благо бахилы надевать не требовалось. Гуляя по собору, я присоединялся то к одной экскурсии, то к другой, но не надолго, любуясь в основном интерьерами. Один экскурсовод в подробностях начал описывать технологию производства мозаик, о которой мне рассказали уже с утра в храме Спаса на крови. Тогда я перешел к другой экскурсии и с удовольствием минут пять послушал про преподобного Исаакия Далматского, в честь которого назван собор (таково было горячее желание Петра Великого, поскольку день поминовения святого - 30 мая - был и днем рождения самого императора): рельефы из жизни святого украшают одну из северных дверей собора.
    Исаакиевский собор-продольный разрез [Неизвестен]
       Жил в 4 веке нашей эры и правил Восточной Римской империей император Валент, одержимый, к сожалению, арианской ересью и закрывший по этому поводу все православные церкви. Случилось так, что в империю вторглись готы, теснимые, в свою очередь, гуннами. Исаакий предупредил императора, что Валент вместе с войском погибнет, если не откроет храмы верующим, поскольку без этого Господь не услышит их молитв за императора. Рассерженный император приказал бросить Исаакия в глубокий овраг, на дне которого было топкое болото, но монах не утонул и опять догнал императора. Тогда император приказал посадить Исаакия в тюрьму до своего возвращения с войны.
       Вернуться ему, однако, не пришлось: готы уничтожили две трети греческого войска, а самого Валента и его полководца сожгли в сарае с соломой, где те спрятались. Следующий император, Феодосий Великий, оказался умнее и приблизил старца к себе.
      
       Собор заново освящен, но службы, судя по всему, проводятся в нем редко.
       -Хорошо хоть маятник Фуко сняли, -подумал я.
      
       Существующий ныне собор - уже четвертый храм, выстроенный в городе в честь Исаакия Далматского. Первым была скромная деревянная церковь, построенная на Адмиралтейском лугу в 1707 году, в которой в феврале 1712 года Петр Великий и будущая Екатерина I обвенчались.
       В 1717 году, при личном участии императора, заложена была (на месте, где теперь стоит Медный всадник) вторая Исаакиевская церковь, напоминавшая сохранившийся в Петропавловской крепости собор Петра и Павла. Берега Невы еще не были укреплены, случился оползень и в сводах и стенах церкви появились трещины, а начавшийся в 1735 году пожар окончательно ее обезобразил. Церковь пытались восстановить, но все-таки в 1763 году решили разобрать. Первая деревянная Исаакиевская церковь, литография с рисунка О.Монферрана [О.Монферран]
       Еще в 1761 году решено было отстроить новую - третью - церковь. Пришедшая к власти Екатерина Великая идею эту поддержала, но строительство затянулось и первоначальный проект здания не был выполнен. Получившееся в итоге приземистое сооружение никого не устраивало. Третья Исаакиевская церковь, проект архитектора А.Ринальди, 1768 [О.Монферран]
       Нынешний (четвертый) собор неотделим от имени Огюста Рикара де Монферрана, приехавшего в Петербург молодым архитектором (1816). Проведя конкурс, ему и поручили строительство собора, вернее - перестройку старого, на которой настаивал император Александр I. Строительство началось в 1818 году и продлилось 40 лет. Третья Исаакиевская церковь, достроенная архитектором В.Бренной, 1802 [О.Монферран]
       Начали с фундамента. Крупные петербургские сооружения строились на сваях и здесь пошли тем же путем. Из глубоких траншей откачивали воду и чугунными бабами забивали в них просмоленные сосновые бревна высотой 6,5 метра и диаметром около 30 см: всего было забито около 11 тысяч свай. Расстояние между сваями, равнявшееся их диаметру, заполняли утрамбованным толченым древесным углем. На сооружение фундамента ушло 5 лет.
       Одновременно в каменоломне близ Выборга шла вырубка гранитных монолитов для храма. Заготовленные гранитные блоки колонн, предназначенных для портиков собора, скатывали на берег и грузили на баржу, а после перевозки разгружали в Петербурге к полному восторгу публики. Вырубка и обработка гранитных колонн в карьере Пютерлакс [О.Монферран]
       На установку первой колонны (март 1828 года) посмотреть явилось множество народа во главе с царской семьей. Портики коринфского ордера должны были подчеркивать центры фасадов здания. Южный и северный портики - шестнадцатиколонные, восточный и западный - восьмиколонные. Каждая колонна представляет собой монолит весом в 114 тонн, диаметром 1,8 и высотой 17 метров. Всего собор украшают 112 монолитных колонн различной величины. Выгрузка колонн для портиков Исаакиевского собора на набережной Невы [О.Монферран]
       Устанавливают колонны обычно после возведения стен, но уж больно велики были колонны, так что стены построили позднее. Возводили стены из кирпича толщиной от 2,5 до 5 метров.
       В 1836 году возведение стен было завершено и началось возведение перекрытий. Купол собора Монферран создал из металла. Золочение главного купола, крестов и куполов колоколен велось с 1835 по 1843 года "огневым" методом: медные листы покрывали жидкой смесью золота и ртути, после чего ртуть выпаривали, прогревая листы над жаровнями.
       Ртутное отравление стало причиной смерти нескольких десятков рабочих. Часты были и несчастные случаи, особенно падения с лесов; многие рабочие заболевали и умирали от ужасающих условий проживания в сырых казармах с земляным полом, располагавшихся рядом со стройкой. Печальную статистику никто не вел, но известно, что на протяжении 40 лет в разное время в строительстве собора принимали участие более 400 тысяч человек. Исаакиевский собор [Неизвестен]
       Работы по внутреннему оформлению храма начались в 1841 году, для отделки его использовано было 400 кг золота, 1000 тонн бронзы, 16 тонн малахита и множество других материалов, включая мраморы разнообразного цвета. Исаакиевский собор, акварель К.Сабата [К.Сабат] Воскресение Христа, скульптурная группа над иконостасом придела Св.Екатерины. Медь, позолота [Скульптор Н.С.Пименов] Преображение. скульптурная группа над иконостасом придела Св.Александра Невского. медь, позолота. [Скульптор Н.С.Пименов] Обращение Св.Павла на пути в Дамаск. Рельеф больших западных внутренних дверей [Неизвестен]
       30 мая 1858 года, в день рождения Петра Великого, состоялось открытие Исаакиевского собора, а 28 июня того же года Монферран умер. Строительство Исаакиевского собора стало главным делом его жизни. Бюст Монферрана, сделанный из материалов, использовавшихся для строительства Исаакиевского собора [Неизвестен]
      
       30 мая (12 июня по новому стилю) - день по-своему вообще замечательный. Судите (вместе с отрывным календарем) сами:
       1227 год. В возрасте 72 лет умер Чингисхан, неудачно упав с лошади.
       1672 год. Родился Петр Великий.
       1858 год. Открытие Исаакиевского собора.
       1990 год. Первый съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. Отмечается с 1998 года как День Независимости.
       1991 год. Избрание первого президента России.
       1992 год. Принято решение о возвращении Ленинграду имени Санкт-Петербург.
    Ангелы со светильником. Скульптурная группа на аттике И.П.Витали [И.П.Витали]   
       Зрительно план собора, если посмотреть сверху, кажется простым и напоминает укороченный квадратный крест: почти такие покупают паломники, посетившие храм Гроба Господня в Иерусалиме. Исаакиевский собор-план [Неизвестен]
       Стороны креста - четыре грандиозные колонные портики коринфского ордера. Также по сторонам собора установлены четыре колокольни, а завершается он высоким барабаном, увенчанным золотым куполом с восьмигранным фонарем. Западный портик собора [Неизвестен]
       В тимпанах фронтонов находятся четыре огромных горельефа:
       -южный: "Поклонение волхвов" (И.П.Витали);
       -западный: "Исаакий благословляет императора Феодосия" (И.П.Витали);
       -северный: "Воскресение Христа" (Ф.Лемер);
       -восточный: "Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом" (Ф.Лемер). Колоннада барабана купола [Неизвестен]
       В восточной части собора расположен главный иконостас с царскими вратами, за ними - алтарь, справа от которого находится придел Св.Екатерины, а слева - придел Св.Александра Невского. Иконостас главного алтаря, облицованный белым мрамором, украшен десятью малахитовыми и двумя лазуритовыми колоннами, являющимися одной из главных достопримечательностей и цветовым центром собора. Иконы первого и второго ярусов - мозаичные, третьего - живописные. Центральный неф-вид от главного алтаря [Неизвестен] Главный иконостас [Неизвестен] Алтарь Св.Екатерины [Неизвестен] Центральный неф-вид от главного алтаря [Неизвестен] Царские врата главного алтаря [Неизвестен]
       Знаменитые малахитовые и лазуритовые колонны собора выполнены при помощи метода "русской мозаики". Оказывается, в природе не существует достаточной величины монолитов малахита (да и лазурита), чтобы вытесать из них огромные колонны. Поэтому каменную или бронзовую (в данном случае) основу колонны покрывали мастикой, состоявшей из воска и канифоли, и наклеивали на нее малахитовые пластинки, которые потом тщательно шлифовали и полировали. Малахитовая колоннада главного иконостаса [Неизвестен] Центральная часть собора [Неизвестен]
       В западной части здания написаны картины на ветхозаветные сюжеты, в восточной - на новозаветные. С живописью в соборе вообще возникли проблемы. Несмотря на то, что оштукатуренную поверхность зачищали пемзой, прогревали раскаленными чугунными плитками или жаровнями, а потом покрывали специальной мастикой, грунт часто портился - от сырости. Введение Богородицы во храм, картина в нише пилона [Т.А.Нефф] Рождество Богородицы, картина в нише пилона [Т.А.Нефф]
       Во время путешествия по Италии в 1846 году император Николай I обратил внимание на мозаичные иконы в одной из церквей Рима и принял решение заменить живопись Исаакиевского собора на мозаику, что и было частично исполнено. В Италию на обучение отправили русских художников, которые успешно освоили искусство мозаики, а в России наладили производство смальты - сплава стекла с металлическими красителями. Св.Екатерина, мозаика [Т.А.Нефф] Св.Николай, мозаика [Т.А.Нефф] Витраж [Л.Кленце] Апостол Петр, мозаика [П.В.Басин] Несение Креста, мозаика [П.В.Басин] Христос во славе, мозаика по оригиналу С.Живаго, скульптор П.Клодт, художник Т.А.Нефф [Т.А.Нефф] Фрагмент барабана главного купола [Неизвестен]
      
       Купив по дороге к выходу в одном из многочисленных сувенирных ларьков за 45 рублей книжку про собор, я вышел на улицу. Пройдя по Малой Морской, попал на Невский и посмотрел на часы: времени было еще достаточно.
       -Надо по Невскому прогуляться, -решил я.
       Прохожих на Невском было много, некоторые - с собаками. Все собаки были на поводках, бездомных собак не встречалось вовсе. Позднее я спросил у коллег-питерцев, откуда у хозяев такая дисциплинированность и есть ли в городе бездомные собаки?
       -Было несколько громких судебных процессов в городе по фактам нападения животных на людей, -отвечали те.- Вот народ и приучился. А что касается бездомных собак, то они, конечно, есть, в спальных районах.
       Только миновав Аничков мост и войдя в метро на станции "Маяковская", я понял, насколько промерз. Перейдя на "Площадь Восстания", доехал до станции "Чернышевская" и вышел в город, приступив к поискам улицы Чайковского, которая (согласно карте) располагалась после Кирочной и Фурштадской. Проблема была в том, что я никак не мог найти точку отсчета: синие эмалированные таблички с названиями улиц освещены были плохо.
       Наконец, минут через десять, определив нужное направление, я прибыл в офис. В офисе было прохладно, все участники рандеву (кроме меня) опоздали на час из-за пробок, а сама встреча затянулась и закончилась только в половине одиннадцатого вечера, так что, выйдя на улицу, я понял, что меня бьет крупная дрожь и очень хочется кушать.
       -Срочно в гостиницу, -решил я и уже через полчаса был там.
       Кафе уже не работало, тогда я быстро юркнул в магазин и оказался в нем последним покупателем. Только купив порционный сыр "Hochland ассорти", лаваш "Ладушки" производства "Хлебный дом", а также нарезку варено-копченой шейки производства Кронштадского завода и заплатив за продовольствие чуть более 100 рублей, я несколько успокоился:
       -До завтра - дотянем.
       Одно только беспокоило меня: кажется, перед уходом я открыл форточку, поскольку было накурено. И точно: форточка была открыта и в номере было холодно. Быстро ее закрыв, я набросился на "сухой паек", размачивая его "Гиннесом" и "Степаном Разиным". Тепло возвращалось как изнутри, так и снаружи, так что я благостно рассматривал упаковки из-под продуктов. Нарезка называлась забавно: "Эверест".
       -Эк куда свинину занесло, -улыбнулся я.
       В ванной выяснилось, что дали горячую воду и я принял душ.
       -Так вот оно какое, счастье, -понял я.
       Следующее утро выдалось хлопотным: мы с коллегой на машине перемещались по Васильевскому острову с одних переговоров на другие. После последних, уже пешком добравшись до станции метро "Василеостровская", я вернулся в "Казанскую", сдал номер и пошел в кафе обедать. Сдача номера свелась к тому, что вежливая барышня заботливо поинтересовалась у меня: не забыл ли я случайно зарядное устройство для мобильного? У метро Василеостровская [Анатолий Новак] У метро Василеостровская [Анатолий Новак]
       С кафе вышел облом: пронюхав, видимо, что кормят там вкусно и недорого, в кафе стали водить обедать иностранных туристов. Было уже около 15-00, а ровно через час с Московского вокзала отходил дневной поезд "Аврора", так что шансы мои пообедать в кафе были явно призрачными.
       -С питанием у меня в Санкт- Петербурге как-то не складывается,- констатировал я.
       Кушать, между тем, хотелось все сильнее (завтрак мой состоял из чашки кофе на переговорах), так что, подойдя к Гостиному двору, я начал оглядываться в поисках фаст-фуда. Фаст-фуд как таковой отсутствовал: ни тебе "Крошки-Картошки", ни "Курочки-Гриль", ни даже датских хот-догов. Пришлось купить с горя у бабушки с красной тележкой жареный пирожок с картошкой за 15 рублей, но и это не помогло: с еще большего горя я посетил бистро "Солянка" на Московском вокзале.
       Это была ошибка: за 300 рублей наелся я там жутких полтавских котлет и позавчерашнего греческого салата, так что потом всю дорогу назад меня мучила жажда (хорошо, хоть не отравился). Самое обидное, что в "Авроре" сразу выдали продовольственный набор: такой же, как и при отъезде из Москвы.
       Билет на "Аврору" (время в пути от Питера до Москвы - 5 часов), стоил почти 2 тысячи рублей, поэтому меня несколько удивил проводник-оптимист, сообщивший, что нам, пассажирам (да и ему), весьма повезло, поскольку сильные морозы уже закончились.
       -Почему? -спросили пассажиры.
       -Вагоны в поезде, как в метро, ничем не обшитые, -отвечал тот.- Поэтому при минус 35-ти температура в вагоне аналогична уличной, только без ветра.
       Справедливости ради стоит заметить, что поезд пришел в Москву вовремя, минута в минуту, а мы - не замерзли.
      
       Анатолий Новак,
       12 июня 2006 года
      
       P.S. "Ленинградский вокзал (c 1855 по 1923 Николаевский; c 1923 по 1937 Октябрьский) -- пассажирский терминал станции Москва-Октябрьская. Один из девяти железнодорожных вокзалов и самый старый вокзал Москвы."
       Источник: Википедия
      
       P.Р.S.
      
       Из книги "Чудесный десант"
      
       Он говорил: "А это базилик".
       И с грядки на английскую тарелку -
       румяную редиску, лука стрелку,
       и пес вихлялся, вывалив язык.
       Он по-простому звал меня - Алеха.
       "Давай еще, по-русски, под пейзаж".
       Нам стало хорошо. Нам стало плохо.
       Залив был Финский. Это значит наш.
      
       О, родина с великой буквы Р,
       вернее, С, вернее, Еръ несносный,
       бессменный воздух наш
       орденоносный
       и почва - инвалид и кавалер.
       Простые имена - Упырь, Редедя,
       союз ц/ч/зека, быка и мужика,
       лес имени товарища Медведя,
       луг имени товарища Жука.
      
       В Сибири ястреб уронил слезу.
       В Москве взошла на кафедру былинка.
       Ругнулись сверху. Пукнули внизу.
       Задребезжал фарфор, и вышел
       Глинка.
      
       Конь - Пушкин, закусивший удила,
       сей китоврас, восславивший свободу.
       Давали воблу - тысяча народу.
       Давали "Сильву". Дуська не дала.
      
       И родина пошла в тартарары.
       Теперь там холод, грязь и комары.
       Пес умер, да и друг уже не тот.
       В дом кто-то новый въехал торопливо.
       И ничего, конечно, не растет
       на грядке возле бывшего залива.
      
       Стих неизвестного (мне) автора,
       опубликованный в сентябре 1990 года в газете "Собеседник"
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       12
      
      
      
      
  • Комментарии: 2, последний от 03/12/2011.
  • © Copyright Новак Анатолий Владимирович (anovak2002@gmail.com)
  • Обновлено: 03/01/2011. 65k. Статистика.
  • Путешествие:Россия средняя
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка