Новак Анатолий Владимирович: другие произведения.

Отчет: Испания: летние заметки о летних же впечатлениях. Часть 6-я, заключительная - Ампурданский треугольник. Замок Пуболь. Фигейрос

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Новак Анатолий Владимирович (anovak2002@gmail.com)
  • Обновлено: 23/11/2010. 52k. Статистика.
  • Отчет. Путешествие:Европа ,Испания , Автомобиль
  • Дата похода 28/06/2004 {11 дн}
  • Маршрут: Ллорет де Мар-пуболь-фигейрос-тосса де Мар
  • Иллюстрации/приложения: 95 штук.
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Нехватка туристов. Краткая история Барселоны и Каталонии. Мирный сельский пейзаж. 100-летний юбилей Дали. Ампурданская долина и трамонтана. Кадакес и Порт-Льигат: место, где Дали чувствовал себя дома. Гала, она же Маслинка. Пуболь: история покупки и реставрации. Ампурданский треугольник. Крохотный замок: экскурсия по очереди. Гербовый зал, комната с фортепиано, синяя спальня, красная гостиная и библиотека. Столик на страусиных лапах и шахматы в виде пальцев. Смерть Галы. Гробницы в подвале. Сад с тонконогими слонами. Бассейн с 14 бюстами Вагнера. Фигейрос: музей в виде пистолета. Дом Горгот и башня Галатея. Фасад: памятники и манекены с колбасой. "Дождливое такси" и лодка Галы. Портрет Галы, он же портрет Джорджа Вашингтона. Вошь и Блоха. Гробница художника. Фотография актрисы Мэй Уэст. Дворец Ветров. Нефритовая принцесса. Памятник Ньютону. Аккуратный сепаратизм. Винный погреб. Прощание с Тоссой. Квартира в Испании.


  • Испания: летние заметки о летних же впечатлениях

      

    Часть 6 - Ампурданский треугольник. Замок Пуболь. Фигейрос

      
       "В том, что все мы, родившиеся и живущие в Ампурдане, абсолютно ненормальны, вина трамонтаны."
       Сальвадор Дали
      
       День десятый, понедельник, 28 июня 2004 года.
      
       Нехватка туристов. Краткая история Барселоны и Каталонии. Мирный сельский пейзаж. 100-летний юбилей Дали. Ампурданская долина и трамонтана. Кадакес и Порт-Льигат: место, где Дали чувствовал себя дома. Гала, она же Маслинка. Пуболь: история покупки и реставрации. Ампурданский треугольник. Крохотный замок: экскурсия по очереди. Гербовый зал, комната с фортепиано, синяя спальня, красная гостиная и библиотека. Столик на страусиных лапах и шахматы в виде пальцев. Смерть Галы. Гробницы в подвале. Сад с тонконогими слонами. Бассейн с 14 бюстами Вагнера. Фигейрос: музей в виде пистолета. Дом Горгот и башня Галатея. Фасад: памятники и манекены с колбасой. "Дождливое такси" и лодка Галы. Портрет Галы, он же портрет Джорджа Вашингтона. Вошь и Блоха. Гробница художника. Фотография актрисы Мэй Уэст. Дворец Ветров. Нефритовая принцесса. Памятник Ньютону. Аккуратный сепаратизм. Винный погреб. Прощание с Тоссой. Квартира в Испании.
      
       Завтрак получился относительно скромным, поскольку к нашему приходу в ресторан персонал после воскресенья только начинал просыпаться.. Уходя, мы увидели полусонное чучело, расставлявшее и откупоривавшее бутылки с шампанским.
       Шофер Хулио уже ждал нас на 6-местном "Мерседесе" у входа в отель. Доехали до Ллорета за 7 минут. Правда, стоимость поездки оказалась вовсе не 17 евро, а 24 (плюс 1 евро чаевых).
       Такси, ведомое Хулио, остановилось перед отелем "Гелио", в который аккурат именно в тот момент босиком, размахивая удерживаемыми в лапках кроссовками и глупо хихикая, после ночной дискотеки возвращались три жирные немецкие девицы. Одна из них вдобавок украшена была накладными ушами, что дополнительно придавало ей дурацкий вид.
       К тому времени у отеля остановился 2-х этажный автобус с симпатичными гидом Люси и шофером Игнасио. Мы сразу заняли места на 1-м этаже (там гораздо удобнее), а уже потом приступили к расспросам.
       Люси сообщила, что количество туристов в этом году неожиданно резко упало (процентов примерно на 60), так что пляжи в Ллорете почти пустые. Обычно на эту экскурсию из Ллорета ежедневно отправляются по 3 автобуса, сегодня же - всего один. Никто не понимает, что происходит.
       Мы понимали.
       Люси предупредила, что, поскольку в Фигейросе нас ждут только к часу дня, то сначала мы посетим замок Галы в Пуболе. Этот самый Пуболь находится вдалеке от моря и представляет из себя захолустный сельский городок.
       В какой очередности - нам было все равно.
       Чтобы туристы, заполнившие автобус целиком, не скучали, гид решила вкратце поведать об истории Каталонии вообще и Барселоны в частности:
       -Первыми известными обитателями Каталонии, как и всей Испании, стали иберийские племена, пришедшие из Северной Африки за 5 тысяч лет до н.э., затем на ее побережье появились финикийцы, потом греки, позднее карфагеняне, которых вытеснили римляне. Иберы смешались с кельтами, пришедшими с севера: кельто-иберское население оказывало упорное сопротивление римлянам. Последним для окончательного завоевания Испании потребовалось 200 лет.
       -Согласно легенде будущую Барселону в 3 веке до н.э. основал отец Ганнибала Гамилькар Барка, назвавший город Барсино в честь своей семьи. В 15 году до н.э. император Август пожаловал поселению статус римской колонии. Колония развивалась и со временем превратилась в полноценный римский город, окруженный стеной.
       -Под напором варваров Западная Римская империя постепенно слабела и в 410 году н.э. вестготы захватили и разграбили Рим, а в 456 году н.э. вестготский король Теодорих II покорил большую часть Иберийского полуострова. В 711 году арабы (мавры), переправившиеся через Гибралтарский пролив, вестготов разбили, но в 801 году король франков Людовик Благочестивый, сын Карла Великого, Барселону у мавров отбил. Город под управлением графа Барселоны стал столицей буферного государства - Испанской марки.
       -В 985 году войска Аль-Мансура (Альмазора) Барселону сожгли и граф Барселонский воспользовался этим обстоятельством в качестве повода для освобождения из-под власти Каролингов. Наступил период феодальной раздробленности, во время которого каждый уважающий себя феодал считал своим долгом построить личный замок (сastell). Их налепили чуть ли не на каждой горе, отчего соседи и прозвали страну "Каталонией" - "страной замков". Впрочем, это всего лишь одна из версий.
       -Феодальную вольницу постепенно укротили и ко времени правления графа Рамона Беренгера III Великого (1082-1131) владения Каталонии включали в себя не только территорию бывшей Испанской марки, но даже часть юга нынешней Франции. Сын его, Рамон Беренгер IV, женился на королеве Арагона, в результате чего оба государства объединились.
       -В 1410 году бездетным умирает последний потомок графов Барселонских (королей Арагона) и власть переходит к кастильской династии. Каталония издавна контролировала Западное Средиземноморье, но после открытия Америки центр европейской торговли и интересы испанских монархов из Средиземного моря переместился на Запад, в Атлантику. В 1522 году Барселоне вообще запретили торговать с американскими колониями и она стала постепенно приходить в упадок.
       -В 17 веке Каталония восстала, но восстание было подавлено, а Барселона взята измором. В следующий раз Барселону взяли (только штурмом) в 1714 году, во время Войны за испанское наследство. Всякие привилегии у Каталонии отобрали, зато вернули право торговли с Новым Светом и Барселона начала оживать, став со временем промышленным центром Испании.
       -В 19 веке процветающая каталонская буржуазия вспомнила, что у нее есть свои собственные язык и культура: началось движение за национальное Возрождение, к началу 20 века добравшееся и до политики. В 1914 году Каталония получила частичную автономию.
       -Во время Гражданской войны 20-го века Барселона являлась оплотом республиканцев. После победы франкистов начались массовые казни и репрессии, каталанский язык был запрещен, ни о какой автономии и речи не шло.
       -После смерти Франко (1975), по новой Конституции 1978 года Испания превратилась в конституционную монархию, а Страна Басков и Каталония в 1983 году получили автономию.
       Из вчерашних "пикников" мы забрали с собой в дорогу яблоки и минералку и искренне наслаждались мирным сельским пейзажем за окном автобуса. Почему-то еще цвела картошка, но пшеницу уже убирали (и довольно чудным для русского взгляда образом): комбайны вначале скашивали колосья, а уже потом (на соседних полях) скатывали оставшуюся солому в рулоны. Местами у обочины на специальных площадках встречались толстые обрезанные оливковые деревья - на продажу, для украшения садиков.
       -В 2004 году празднуется столетие со дня рождения Сальвадора Дали, -продолжила рассказ Люси.- Цель нашей экскурсии - посещение мест, где гений родился и где ушел в вечность. Буклет [Неизвестен]
       -На северо-востоке Пиренейского полуострова, неподалеку от моря, находится плодородная Ампурданская долина, защищенная амфитеатром гор. Долина славится чудесным ландшафтом и северным ветром трамонтана, порождаемым столкновением воздушных масс Атлантики и Лионского залива.
       -Трамонтана - это чудовищный шквал, скорость которого может превышать 200 км/час. Постояльцам, решившимся во время, когда дует трамонтана, выйти из гостиницы, сто лет назад выдавали два кирпича - по одному в левый и правый карманы. Появилось и определение "трамонтанутый", которым обозначали местных уроженцев. Считалось, что все они сплошь чудаки и эксцентричные гении.
       -Вот в такой вот своеобразной местности, в городке Фигейрос, в семье нотариуса - одного из самых богатых людей города - 11 мая 1904 года и родился Сальвадор Дали. С ранних лет он проявлял не только способности, но и страсть к рисованию, поэтому, помимо средней школы, Дали учился и в школе рисования. Великий Мастурбатор [Дали]
       Великий Мастурбатор. 1930. Национальный музей "Центр искусств королевы Софии", Мадрид. Скала вблизи Кадакеса [Неизвестен]
       -Отец Дали был родом из Кадакеса, портового городка, изолированного от равнины горами. Кадакес выживал главным образом благодаря рыболовству и торговому флоту. Многие его горожане, побывав в Африке, Южной Америке или на Кубе, ни разу в жизни не посетили Фигейрос. Ситуация начала меняться в 1908 году, когда к Кадакесу через перевал проложена была дорога. С этого же года семья Дали стала проводить в Кадакесе лето: отец Дали купил там домик в двух шагах от воды. Семья обожала лодочные прогулки, а сам Дали - окрестные пейзажи, многие из которых запечатлены в его работах. Нос Наполеона [Дали]
       Нос Наполеона, превращенный в беременную женщину, которая гуляет как грустная тень среди древних руин. 1945 .Фонд "Гала-Сальвадор Дали", Фигейрос Скала вблизи Кадакеса [Неизвестен]
       -В августе 1929 года в Кадакес приехала Елена Дмитриевна Дьяконова с мужем, поэтом Полем Элюаром и дочерью Сесиль. Поль Элюар прозвал жену Гала, по-французски - праздник. Дали мгновенно в нее влюбился и вскоре добился взаимности. Муж уехал, а Гала с дочерью остались. Отец и сестра были против связи Дали с замужней женщиной (да еще на 10 лет его старше), а когда художник на своей выставке в Париже одну из работ снабдил припиской "приятно иногда плюнуть на портрет своей матери", разрыв стал неизбежен. Пуболь, барельеф Галы [Дали]
       -Однако отказываться от волшебных пейзажей Дали не собирался и в 1930 году вместе Галой обосновался на берегу залива Порт-Льигат, неподалеку от Кадакеса, приобретя там жалкую рыбацкую хижину. Это было совершенно пустынное место, отрезанное от мира горами. Постепенно, прикупая соседние домишки, соединяя и перестраивая их десятилетиями, Дали создал абсолютно своеобразную усадьбу. Только в ней он и чувствовал себя дома, во всех других местах - проездом. Место это пара надолго покидала лишь во время Второй мировой войны.
       -Между прочим, Дали ласково называл Галу "оливета" (маслинка) и на одном из портретов даже увенчал ее кроной оливкового дерева. Непроизвольное возникновение портрета Галы [Дали]
       Непроизвольное возникновение портрета Галы. 1932 .Театр-Музей Дали, Фигейрос
       -К сожалению, добраться до Порт-Льигата и посмотреть на это чудо обыкновенному туристу довольно сложно: ведет туда очень узкая горная дорога. Одно время в Порт-Льигат была экскурсия, но потом турагентства от этой идеи отказались: автобус до него добирался с трудом, да и опасно это. Доехать туда реально только на машине, но без экскурсовода - не очень интересно.
       -Со временем, привлеченные гением Дали, в Порт-Льигат стали толпой наведываться его поклонники и хиппи (почему-то решившие, что Дали - их гуру). Чете Гала-Дали все это стало сильно досаждать. Дали писал, что специально для купания нашел тихую бухточку, заросшую водорослями: иностранцы там купаться брезговали, а он ничего - привык, утверждая, что водоросли ласкают ему ноги. С тех пор он даже ванну не принимал, предварительно не набросав в нее лапши.
       -Что и говорить, Дали был человеком со странностями (которые в себе тщательно культивировал) и экстравагантным донельзя. Он, например, с детства смертельно боялся кузнечиков, зато в 1926 году отказался отвечать на экзамене в Мадридской школе изящных искусств, обвинив профессоров в некомпетентности. Свадебная фотография [Неизвестен]
       -В 1958 году Гала и Дали тихо, без помпы, обвенчались. Через 10 лет Гале исполнилось 74 года и публичности ей больше не хотелось. Чета стала присматривать для нее отдельное жилище.
       -Еще в 30-х годах художник пообещал Гале, что купит ей дворец в Тоскане, а в 1948 году у Дали возникла мысль приобрести небольшую усадьбу в пригороде Рима, но обеим этим затеям не суждено было сбыться. Через 20 лет Дали вернулся к идее покупки замка, однако возраст Галы требовал, чтобы до замка легко было добраться из Порт-Льигата.
       -Помог знакомый журналист Энрик Сабатер, ставший позже секретарем пары. Сабатер имел пилотское удостоверение и однажды с воздуха обнаружил большую средневековую постройку в Пуболе. Гала и Дали заинтересовались снимками и решили съездить в Пуболь, посмотреть.
       -Замок Пуболь (принадлежавший роду Корбера), окруженный садом за каменной стеной, привел Дали в восторг. В 1969 году начались переговоры о его покупке. Дали (вернее Гала - все финансы семьи находились в ее распоряжении) приобрел замок за смешную сумму в 9 тысяч евро по нынешним ценам. Реставрация замка началась немедленно после покупки, причем Дали распорядился не трогать полуразрушенный фасад, но только в 1971 году Гала смогла въехать в замок полновластной хозяйкой. Она строго ограничила фантазии художника по переделке и декорированию, заявив ему: "Замок мой и не лезь не в свое дело!" Поля у Пуболя [Неизвестен]
       -Одна из боковых стен здания пристроена к церкви Св.Петра, построенной в том же 14 веке, что и замок. В стене было прорублено окно, чтобы хозяева замка, не выходя из дома, могли присутствовать на службе. Дали даже вел переговоры с епархией о возвращении иконы Св.Петра, некогда находившейся в церкви и вывезенной из нее в годы Гражданской войны, но переговоры закончились неудачей и Дали, обидевшись, окно распорядился замуровать. Амурданский треугольник [Неизвестен]
       -Так появилось понятие "ампурданский треугольник". Если взглянуть на карту и соединить линиями Фигейрос, Пуболь и Порт-Льигат, получим условный треугольник, основанием которого будут Фигейрос (северный угол) и Пуболь (южный угол), а вершиной - Порт-Льигат на северо-востоке.
       -В Пуболь Гала приезжала ненадолго, на 2-3 недели летом. Исправно играя роль хозяйки замка, Гала принимала только тех гостей, коих она хотела видеть. Ходили слухи, поддерживаемые Дали, что ему самому о визите в замок приходилось извещать Галлу заблаговременно. Пуболь [Неизвестен] 28 июня 2004 года, Пуболь [Неизвестен]
       Выйдя из автобуса, мы увидели, что замок, окруженный полями, находился на холме. Хотя какой это замок? Скорее дом. Типичная сельская местность, от моря точно далеко. гид раздала всем входные билеты и мы вошли на территорию. Пуболь, замок Галы [Неизвестен]
       Люси разделила группу на 2 части. Поскольку замок крохотный, она попросила 2-ю часть группы погулять пока по саду, пообещав провести с ней экскурсию позднее. Нам повезло: мы попали в первую очередь. Пуболь, замок [Неизвестен] Пуболь, внутренний двор [Неизвестен] Пуболь, замковая лестница [Неизвестен]
       Пройдя через внутренний дворик, поднялись на 2-й этаж и попали в Гербовый зал (вернее - зальчик), служащий вестибюлем и украшенный гербами, троном и подобием алтаря, накрытого белой тканью. Дворянская символика дополнена была великолепным живописным панно на потолке. Пуболь, гербовый зал [Неизвестен] Гербовый зал, роспись потолка [Дали]
       Напротив входа, немного наискосок, Дали нарисовал дверь, да так, что хотелось ее открыть. Около золоченого трона (в спинку которого вделана картина-медальон) разинули пасти два резных деревянных льва. Гербовый зал, трон и львы [Неизвестен] Кресло с картиной [Дали]
       Из Гербового зала попали в комнату с фортепиано, служившую гостиной, потом - в синюю спальню Галы с пристроенной к ней ванной комнатой, переделанной из бывшей кухни. С возрастом забота о собственной внешности приобрела у Галы характер легкой мании. Фортепьянный зал [Неизвестен] Синяя спальня [Неизвестен] Ванная Галы [Дали]
       Имелась в доме и библиотека, и гостевая комната, оформленная исключительно в красном цвете, с красным же ложем под балдахином. В последней Гала принимала своих многочисленных молодых любовников. Следила она за собой чрезвычайно и даже сделала несколько пластических операций. Гала совсем не была красавицей, но успех у мужчин имела колоссальный: возможно потому, что они ее действительно интересовали. Дали к любовникам Галы относился весьма спокойно. Библиотека [Неизвестен] Пуболь, красная гостиная [Неизвестен]
       В доме стоял своеобразный и довольно тяжелый запах: Гала любила какие-то луговые цветы (что-то типа пижмы), поэтому по всему дому на потолке развешаны были их связки.
       В фортепианной комнате висела замечательная картина Дали "Дорога на Пуболь", подаренная им Гале в день ее официального вступления во владение замком. В верхней части картины в облаке проступали маковки православных церквей. Дорога на Пуболь [Дали]
       Дорога на Пуболь. 1971-1973. Дом-музей Замок Гала-Дали, Пуболь.
       Гала не любила батарей и они были прикрыты металлической заслонкой, но именно на этой заслонке Дали радиаторы и нарисовал. Пуболь, ниша в стене [Неизвестен]
       В гостиной также имелся любопытный круглый столик, стоявший на 4-х страусиных лапах (2 из них - настоящие), со стеклянной столешницей. Если посмотреть на столешницу сверху, то через нее можно увидеть находящееся в вестибюле чучело коня, убитого на корриде. Пуболь, столик на страусиных ногах  [Дали] Шахматы [Дали]
       В одной из комнат мы осмотрели замечательные шахматы, металлические фигурки которых выполнены в виде пальцев, у короля и королевы вместо короны - по коренному зубу. Ладьи сделаны в виде перечниц. Созданы шахматы в честь Марселя Дюшана, бесчисленные партии которого в одном из кафе Кадакеса Дали наблюдал. Гардеробная Галы [Неизвестен]
       На чердачном этаже в витринах выставлены многочисленные наряды Галы от знаменитых модельеров. Эксперименты Дали с тканями [Дали] Пуболь, кухня [Неизвестен] Поррон и столовые приборы [Неизвестен]
       В столовой Дали отвел себе угол около окна под мастерскую. На мольберте до сих пор находится его последнее полотно "Ласточкин хвост", рядом лежат кисти и краски. Закончив картину в апреле 1983 года, Дали больше не писал. Пуболь, столовая [Неизвестен] Аэродинамический камин в столовой [Неизвестен] Уголок Дали в столовой [Неизвестен]
       Неподалеку от мольберта стоял буфет, в котором среди прочего имелось загадочное изображение Галы в раковине. Изображение Галы в ракушке [Дали]
       В подвале замка, куда когда-то крестьяне сносили барину десятину, на каменном постаменте находились два простых надгробия без надписей. Под правым лежит Гала. Из-за надгробий виднелись 2 лошадиные головы, атлетический торс и чучело жирафа. Подвал замка, гробница Галы [Дали]
       -В марте 1982 года Гала перенесла операцию на шейке бедра и стала тихо угасать, отказываясь от еды, -рассказывала Люси.- 10 июня 1982 года, во время пребывания супругов в Порт-Льигате, Гала умерла. Поскольку при жизни она выражала твердое желание быть похороненной в Пуболе, а трупы перевозить могли только специальные медицинские машины, Дали с шофером и медсестрой посадили Галу в "Кадиллак" как живую и таким образом доставили ее в Пуболь.
       -Дали распорядился соорудить в подвале гробницу на 2 могилы, с окошечком между ними, предполагая быть похороненным рядом со своею музой. Тело Галы забальзамировали и похоронили в роскошном красном платье от Диора.
       -Дом в Порт-Льигате связан был со слишком большим количеством воспоминаний и Дали больше не смог в него вернуться, поселившись в Пуболе. Он всегда отдыхал в бывшей спальне жены, вызвать прислугу из которой можно было, нажав на кнопку электрического звонка.
       -30 августа 1984 года Дали начал жать на кнопку с маниакальной настойчивостью, пока одна из искр не упала на простыню и в комнате не начался пожар, но Дали удалось спасти. С ожогами его отправили в больницу Фигейроса, после выхода из которой Дали в Пуболь не вернулся, поселившись в Фигейросе. Кадиллак [Неизвестен] Одетые автомобили [Дали]
       Одетые автомобили. 1941. Театр-Музей Дали. Фигейрос.
       Выйдя из подвала, мы зашли в гараж посмотреть на "Кадиллак", перевозивший Галу, потом отправились в сад. Если в доме все было подчинено вкусам Галы, то уж в саду Дали оторвался. Пуболь, слоники [Неизвестен] Искушение Св.Антония [Дали]
       Искушение Св.Антония. 1946. Королевский музей Изящных Искусств. Бельгия, Брюссель
       Сад оказался небольшим, с забавными скульптурами (например, цементными слонами на длинных тонких ножках). В конце сада располагался бассейн, украшенный портиком с кариатидами, внутри которого на чаше стояла скульптура мальчика, опершегося на рыбу. У подножия чаши из головы другой рыбы (морского черта) била струя воды. Рядом с головой морского черта в хаотичном беспорядке располагались 14 разноцветных бюстов Вагнера - любимого композитора Дали (по 7 бюстов с каждой стороны). Бассейн [Неизвестен] Слоники и бюсты Вагнера [Дали]
       Люси рассказывала, что статуя мальчика на рыбе привезена была из Фигейроса: Дали еще в детстве увидел ее у одних знакомых и в конце концов уговорил их статую продать. Пуболь, бассейн [Неизвестен]
       Из сада мы зашли в цокольный этаж навестить чучело коня, виденного нами сверху, через круглый столик. Рядом с ним располагался сувенирный магазин с безумными ценами.
       Зато прямо напротив выхода из музея имелся другой магазинчик, с ценами правильными. Жене в магазине понравились большие серебряные кулоны с изображением тех самых знаменитых тонконогих слонов. В продаже имелось два их варианта: на цепочке (25 евро) и на серебряной пластине (42 евро). Отдельно кулоны не продавались. Подумав, купили слона на цепочке и пошли к автобусу.
       Самое большое впечатление замок произвел на пасынка: он привык, что музеи всегда содержат древности. А в этом еще 20 лет назад жили люди и даже работоспособный музыкальный центр с виниловыми пластинками сохранился.
       Хотя отправление было назначено на 12-00, задержались на 15 минут: некая бабушка из нашего автобуса прикупила в музейном магазине шарфик, но забыла его, расчувствовавшись, в романтической беседке в саду замка, а второй раз в музей не пускали. Пришлось ей призывать на помощь Люси. Пуболь, романтическая беседка [Неизвестен]
       План замка Пуболь см.в Иллюстрациях.
       Направлялись мы в первый угол треугольника - в Фигейрос, расположенный в 25 км от французской границы.
       -По четвергам ,-сообщила Люси,- в Фигейросе по традиции рыночный день и поэтому туда приезжает очень много французов: во Франции все очень дорого.
       К часу дня мы были на месте.
       -Театр-музей Дали в Фигейросе имеет форму пистолета: в месте, где положено находиться пуле, расположена могила художника.
       -Музей Дали занимает здание городского театра, сожженного в Гражданскую войну. Глаз на этот дом Сальвадор Дали положил давно, объясняя интерес к нему тем, что театр находится прямо напротив церкви Святого Петра, в которой художника крестили. Кроме того, в здании театра в декабре 1918 года проходила коллективная выставка, на которой художник впервые выставил свои работы.
       -В 1959 году Дали решил преобразить обгоревший каркас бывшего театра в огромный единый сюрреалистический предмет-лабиринт, но возникли трудности с финансированием. Дело в том, что художник не собирался выставлять в нем ни одной своей оригинальной картины, только репродукции, что вызвало естественное недоверие Мадрида. После десятилетних препирательств Дали наконец сдался и в 1970 году началась реконструкция. Здание, среди прочего, украсили гигантским сетчатым стеклянным куполом. Когда дует трамонтана, грани его переплета сверкают бриллиантами. Фигейрос, купол [Неизвестен] Фигейрос, купол [Неизвестен]
       -Вся недвижимость, которой к тому времени владел Дали, требовала значительных средств для уплаты налогов, что ограничивало возможности художника в обустройстве музея - последнего и главного проекта его жизни. Тогда Дали обратился к королю Хуану Карлосу I и они договорились создать фонд "Гала-Сальвадор Дали", взявший на себя заботы о наследстве художника. Король и королева стали Почетными Президентами фонда, а Дали получил от короля титул маркиза де Дали де Пуболь.
       -Официальное открытие музея состоялось в 1974 году, но музей развивался и менялся: в 1983 году к музею было присоединен соседний Дом Горгот с Башней Галатея, в одной из комнат которой и поселился затворником Дали. В нем он и умер 23 января 1989 года. Фигейрос, Дом Горгот [Дали] Фигейрос, Дом Горгот [Дали]
       -Красные стены Дома Горгот украсили лепными треугольными буханками крестьянского хлеба, на его крыше и башнях Дали разместил гигантские куриные яйца (как и в Порт-Льигате). Он всегда считал хлеб и яйца (простую крестьянскую пищу) основой основ, символом жизни. 28 июня 2004, Фигейрос [Неизвестен] Фигейрос, хлеб [Дали]
       -После смерти Дали все поняли, что художник хотел превратить здание музея в сцену своего последнего и самого главного перевоплощения: возрождения в качестве бессмертного мифа и легенды. И ему это удалось. Фигейрос, фасад театра-музея [Неизвестен] Фигейрос, 28 июня 2004 [Анатолий Новак]
       Нам выдали билеты, но Люси предварительно обратила наше внимание на площадь перед входом в музей и сам фасад музея. Памятник Пужольсу [Дали] Фигейрос, Театр-Музей [Неизвестен]
       На площади имелись весьма необычные скульптурные группы, например, памятник каталонскому философу Пужольсу (телом которому служил ствол оливкового дерева), держащему позолоченный атом водорода; там же стояла колонна из тракторных колес с гипсовой скульптурой, изображавшей художника Мейсонье. Памятник Мейсонье [Дали] Памятник Мейсонье [Дали]
       Фасад музея украшали многочисленные скульптуры, на бровке крыши установлены были манекены с поднятыми руками: крайние из них держали над головой огромные шарообразные колбасы. Фигейрос, манекен с колбасой [Неизвестен] Фигейрос, Театр-Музей, рыцарь [Дали]
       Войдя в музей, мы попали во внутренний дворик, где в нишах здания расставлены были позолоченные манекены в позах египетских жрецов, на стенах - умывальники, каменные монстры, модернистские фонари и скелеты животных, а посреди дворика расположились "дождливое такси" с установленной на нем помпезной скульптурой Царицы Эстер и желтая морская лодка Галы, водруженная на колонну из шин. В такси имелось отверстие для монетки, бросив которую, можно было увидеть, как на сидящего в такси и увитого плющом водителя прольется дождь. А вот монеток у меня как раз и не осталось. Дождливое такси [Дали] Водитель Дождливого такси [Дали] Театр-музей, внутренний двор [Дали] Внутренний двор [Дали] Умывальник [Дали] Статуя на сцене [Дали]
       Из дворика по лестнице прошли в гигантский зал (бывшую сцену), накрытый сетчатым куполом. Встав напротив огромного портрета обнаженной Галы, следовало взглянуть на него через специальный прибор (за монетку). Обошлись объективом фотоаппарата: изображение Галы превратилось в нем в портрет Джорджа Вашингтона. Фигейрос, бывшая сцена [Дали] Стена с портретом Вашингтона [Дали] Портрет Галы-Вашингтона [Дали]
       Под портретом Галы-Вашингтона располагалась скульптурная композиция "Поль и Пуса" (Вошь и Блоха). Таковы были прозвища Амадеу Торреса и Терезы Маркес, музицировавших некогда на улицах Фигейроса. Дали разыскал их фисгармонию и превратил ее в сюрреалистический предмет. Вошь и Блоха [Дали]
       Люси подвела нас к простой каменной плите без надписей - могиле Дали. В конце жизни художник насчет Пуболя передумал и попросил похоронить его в любимом детище: театре-музее в Фигейросе. Надгробная плита Дали [Неизвестен]
       Самое интересное в музее располагалось в подвале, а также на 1-м и 2-м этажах. Двигаться следовало по полукругу. На 3-м и 4-м этажах находились картины друзей Дали (нас туда занесло из чистой любознательности). Фигейрос, Театр-Музей [Дали] Фигейрос, Венера [Дали]
       Мы начали с подвала и обнаружили среди прочего надпись на стене (под тем местом, где наверху лежит плита): "Сальвадор Дали Доменик. Маркиз де Дали де Пуболь.1904-1989." Мемориальная плита [Неизвестен]
       Внутри музея полно всевозможных картин, скульптур, инсталляций и действующих моделей. Описать это невозможно, надо увидеть самому. Одно из сильнейших впечатлений производит фотография лица американской актрисы Мэй Уэст, превращенная в жилую комнату: комбинация из парика-гигантских занавесок, глаз-картин, носа-камина с горящими дровами и губами-диваном. Осматривать ее следовало, поднявшись на лесенку, через специальную стеклянную линзу, подвешенную на веревочке. Инсталляция-актриса Мэй Уэст [Дали] Актриса Мэй Уэст [Дали]
       Особенно мне понравился двойной портрет Галы со спины "Стул" (Дали экспериментировал с трехмерной живописью и голографией). Стул левый, 1975 [Дали] Стул правый, 1975 [Дали]
       Для зала под названием Дворец Ветров Дали написал потолочное панно. На нем гигантские Дали и Гала танцуют сардану над Ампурданом. Их тела состоят из ящиков, из которых сыплются потоки золотых монет. Дали объяснял картину так: "Мы с Галой проливаемся золотым дождем над зрителями. На Ампурданскую равнину сыплется золото, которое я скопил за всю мою жизнь." Дворец Ветров [Дали] Дворец Ветров [Дали] Дворец Ветров, роспись [Дали]
       Смежные комнаты Дворца Ветров символизировали мастерскую и спальню художника. Спальня [Дали] Спальня, примочки [Дали]
       В одном из залов мы наткнулись на витрину-саркофаг Нефритовой принцессы - археологической находки эпохи киберпанка. Внутри этого робота-мумии имелись микрочипы и платы. Принцессу можно было оживить при помощи денежки, брошенной в монетоприемник. Монет у нас не имелось, размена купюр на монеты на территории музея - тоже. 087-Нефритовая Принцесса [Дали] Фигейрос, Театр-Музей [Дали] Фигейрос, Театр-Музей [Дали] Фигейрос, Театр-Музей [Дали] Фигейрос, крокодил [Дали]
       На уровне 2-го этажа музея располагался маленький дворик со скамейками, где был крохотный бассейн и росшие там платан и несперос. Во дворике мы перекурили и пошли досматривать экспозицию, после чего из музея вышли. Но перед этим посетили музейный магазин, откуда быстро ретировались (цены были еще те). Мягкий автопортрет [Сальвадор Дали]
       Мягкий автопортрет с жареным салом. 1941. Театр-Музей Дали. Фигейрос.
       Спустились от площади по лестнице мимо весьма своеобразной скульптуры Ньютона и пересекли улочку: напротив музея находился еще один магазин сувениров, рекомендованный Люси. Вещи в магазине продавались действительно замечательные: например, скульптуры Дали с сертификатом, подтверждавшим, что эта отливка изготовлена по подлинной форме, сделанной самим мастером. Посмотрев на цены, мы поняли, что Люси явно принимает нас за миллионеров, имеющих доступ к нефтяной трубе. Статуэтка высотой в 80 см стоила от 5000 евро. Фигейрос, памятник Ньютону [Дали]
       Мы ограничились покупкой треугольных крестьянских булок в соседней булочной по 1-10 евро. Хлеб был похож на калач (в том числе и по вкусу). Задумчиво отщипывая от него кусочки, мы искали подходящее кафе с напитками. Пиво в Испании, кстати, имелось только 2-х сортов: либо "San Muquel" (местное), либо "Stella Actors". Покупка хлеба [Неизвестен]
       Рядом с автобусной остановкой стоял рекламный плакат, на котором была приклеена бумажка с отпечатанным на английском текстом: "Свободу Каталанским странам! Это Вам не Испания!". Вот такой вот аккуратный сепаратизм, непонятно было только одно: что это за Каталанские страны, почему во множественном числе?
       Позднее мы случайно выяснили, что под "Каталанскими странами" подразумевают Валенсию, средиземноморские острова и собственно Каталонию.
       Наконец отыскали подходящие столики и минут пять пытались привлечь к себе внимание официантки. Еще минут пять пытались объяснить ей, что нам надо: барышня понимала только по-испански. Получив напитки, мы с интересом стали наблюдать за соседями. Рядом с нами плотно и неторопливо обедали две не худенькие тетки (по виду - американки). Покушав, они попытались расплатиться кредитной картой.
       Карту не брали. Одна из теток, тяжело вздохнув, пошла искать банкомат. Перед нами разворачивался этюд о пользе наличных.
       Ко времени возвращения тетки мы все уже выпили и посетили очередной подземный туалет "для клиентов".
       Без четверти четыре автобус тронулся в обратный путь.
       Театр-музей произвел на всех колоссальное впечатление, правда не на всех одинаковое. В явных сомнениях пребывала теща. Остальные - кто как.
       До этого я представлял себе Дали только в качестве великого живописца, а он оказался еще замечательным скульптором и дизайнером. Дали, кстати, уверял, что его любимыми художниками были Микеланджело и Веласкес, но, по-моему, он явно почерпнул кое-что и у Иеронима Босха.
       Люси начала рассказ про испанские вина: нам предстояла дегустация в винном погребе.
       -Сладкую белую испанскую мальвазию, -сказала Люси,- обожала Екатерина Великая, заказывая ее бочками.
       К нашему удивлению, впереди полицейские, вооруженные автоматами, проверяли документы у водителей.
       -Это потому, что французская граница близко, -пояснила Люси и продолжила.- Сангрию, например, обычно делают в каждом доме сами. Рецепт прост: вино, немного ликера, вода (или кола) плюс мелко порезанные фрукты. Вместо вина можно использовать шампанское.
       -Преимущество испанских вин в том, что испанские виноделы не применяют при выращивании винограда инсектицидов, а виноград собирается только вручную. Хороши вина марки Риоха (это такой район).
       -Вина в погребе ("bodega") хранятся в бочках. На бочках 2 цифры: 1-я - это градусы, 2-я - содержание сахара (если вино полусладкое, т.е. SemiSec). Если же вино сухое (Sec), то вторую цифру не ставят. Если Вам вино понравится, можно налить его в пластиковую литровую канистру с наклейкой и оплатить на кассе.
       -При входе в маленький стаканчик наливают персиковый ликер, после употребления которого лучше стаканчик помыть, там есть раковина.
       -В погребе продается также эвкалиптовый мед и местные сладости - турон. Если Ваша покупка в сумме составит 20 евро, то на кассе получите подарок: видеокассету на русском с рецептами приготовления паэльи или компакт-диск с записью испанской гитары (на выбор).
       Далее гид перешла к тому, как (не сколько) пьют в Каталонии.
       -Раньше пили из кожаных бурдюков. В погребе бурдюки также продаются. В новый бурдюк на некоторое время наливается вода, после нее - немного коньяку и привкус кожи исчезает. Нынче же настоящим каталонским шиком считается пить вино из поррона - стеклянного сосуда с широким дном и узким носиком. Сосуд пускают по кругу, держа на расстоянии не менее полуметра от рта и направляя в него струю, что требует известного навыка. Немного вина сливают на пол, по обычаю. Выпивка по-каталонски [Неизвестен]
       С тем мы и подъехали к длинному сараю, который и оказался искомым "погребом".
       При входе всем действительно выдали по 20-граммовому пластиковому стаканчику с персиковым ликером.
       -Как все испортилось, -вздохнули барышни.- Девять лет назад в бодеге, которую мы посетили, тару всем выдавали нормальную. Правда, потом мало кто из погреба смог выйти, не падая периодически.
       Прополоскав стаканчики, приступили к дегустации. В начале стояли бочки с сухим красным вином. Два сорта мне даже понравились: Риоха и Приорат. Увесистые тетки, составлявшие немалую часть группы, немедленно рванули в дальний конец - к ликерам, образовав очередь и за ними, и за бесплатными закусками: хамоном, маринованным чесноком и туроном.
       -Смерть толстякам, -мысленно согласился я с Юрием Олешей, в очередной раз уберегая свой скромный стаканчик от боков мечущихся барышень.
       Сам я вдумчиво перепробовал мадеру, портвейн и херес (последний почему-то оказался сладким). Удалось ухватить немного турона: оказалось вкусно. С одной бочкой мы на пару со свояченицей лопухнулись: на бочке не было 2-й цифры и мы смело попробовали. Вино оказалось сладким, пришлось вылить. Вино стоило в среднем 3-60 за литр, но было, в сущности, ничем не лучше нашего за 98 центов. Бодега-у бочки [Анатолий Новак]
       В конце зала продавались напитки в бутылках. Среди них имелся прелюбопытный ликер с афродизиаком, но мы купили местный каталонский ликер "CafИ Cream" за 7-60 в подарок и покинули заведение.
       Отъезд был назначен на 17-30.
       Через полчаса были в Ллорете, а еще через двадцать минут - в Тоссе. С удивлением обнаружили, что билеты можно купить и у водителя автобуса: скакать за ними в кассу вовсе не обязательно.
       -Приятно все-таки возвращаться в Тоссу, в Ллорете слишком шумно, -констатировали мы.
       По прибытии в отель мы первым делом встретили Ию, приветственно помахавшую нам рукой. Ия сообщила, что звонила Джессика и подтвердила, что наш завтрашний рейс вылетит, как и положено, в 17-10. Узнав, сколько мы заплатили утром за такси, Ия была крайне возмущена.
       -Это должно было стоить даже не 17, а всего 14 евро, -заявила она
       Мы похвалили гида Люси. Ия сообщила, что Люси - родом из Армении, но с испанскими корнями.
       В последний раз пошли на море. Там стоял полный штиль. Купание было волшебным. Покидали в море, как положено, монетки - чтобы вернуться.
       Зашли в "Чемпион", где купили на вечер 3 пакета вина (литр красного и 2 литра белого), а в полет - 2 упаковки по 97 центов( в каждой 3 пакетика с трубочкой по 200 граммов ) " Vegas Del Rivilla": белого и красного.
       На пути в отель на столбе развевался флаг с гербом Тоссы де Мар: крепость на синем фоне, на башне которой сидит чайка.
       -А ведь насколько верно подмечено, -сообразили мы.- Чайки-то и есть подлинные хозяева города.
       Присев на балконе, жена изрекла очередной афоризм:
       -Хороший отель на отдыхе - это 50 процентов успеха.
       На ужине, среди прочего, впервые подавали жареные грузди.
       Оставшиеся две бутылки водки отнесли Ие, попросив одну из них передать Джессике.
       В беседе выяснилось, что Ия на паях с приятельницей владеет маленькой риэлторской фирмой. Правда, сейчас фирма не работает: слишком велика арендная плата за офис, но в следующем году Ия фирму попробует реанимировать. Многие русские покупают, как выяснилось, квартиры в Испании. Причем делается это обычно так: например, пара пенсионеров продает свою квартиру в Москве, взамен купив квартиру в Испании, а летом живет на даче в Подмосковье. Испанская же квартира летом сдается: денег, вырученных за аренду в высокий сезон, хватает на налоги и оплату коммунальных услуг на весь год, да еще и остается. Зиму же пенсионеры проводят в Испании: температура зимой в среднем 13 градусов тепла.
       -Неплохо придумано, -согласились мы.- А как же быть с визой?
       -При покупке недвижимости в Испании Вам автоматически выдается мультивиза, -пояснила Ия.
       -Непременно обдумаем твою идею, -заверили мы Ию,- как только обзаведемся дачами.
       В номерах мы обнаружили анкеты, которые администрация отеля просила нас напоследок заполнить. Лично у меня к отелю было только одно пожелание: чтобы была ложечка для обуви в прихожей. Зато пасынок расстарался, раскритиковав многое: среди прочего - недовложение шампуня, геля для душа, мыла и расчесок.
       Собрали вещи.
       Погода была чудесной, Василиса - на месте, вкусное испанское вино - в стаканах: что еще нужно для счастья? Только одно: не уезжать отсюда никогда, не то что завтра.
      
       День одиннадцатый, вторник, 29 июня 2004 года.
      
       Бестолковые пассажиры. Полет впроголодь.
      
       На завтраке мы впервые опробовали несколько сортов жареных испанских колбасок. Оказалось не вкусно: ну не умеют испанцы колбасу делать.
       На рецепции нас ждала записка от Джессики: нам предлагалось в 11-30 собраться с вещами в холле отеля. За одно заплатили за телефон и вернули Ие пластиковую финтифлюшку от сейфа.
       Пожаловались ей же, что очень не хочется уезжать из Тоссы.
       Ия сказала, что тоже очень любит с друзьями гулять именно в Тоссе, а не в Ллорете: не дискотечный уже возраст, знаете ли.
       Мы спросили, почему она нашла работу только в Тоссе, ведь в Ллорете полно отелей?
       Ия ответила, что в Ллорете есть только один отель уровня "Голден Байи", но там ей не понравились условия.
       К разговору с интересом прислушивалась напарница Ии - энергичная подтянутая дама лет 50-ти.
       Ия сообщила, что напарница ее знает 6 языков и в последнее время подумывает выучить русский.
       В ожидании отъезда я впервые вытащил из стола электрический чайник с чашками и заварил чай в пакетике. Было несколько грустно.
       Когда мы выходили из номера, Василиса приветствовала нас куриным клекотом.
       Ровно в 11-30 за нами в отель заехала на автобусе трансферный гид Ника.
       Пока забирали туристов в Ллорете, я заметил, что в городе паровозик с вагончиками желто-красный (в отличие от бело-голубого в Тоссе).
       Ника сказала, что выезжаем мы заранее потому, что точно не известно, когда именно вылетит чартер: бывали случаи, что он вылетал и на час раньше.
       -Интересно, -заметили барышни, куря около отеля "Bosamar" (4 звезды),- а почему это так мало русских семей едут с маленькими детьми?
       -Потому наверное, -ответил я,- что европейцам дорога до Испании - близкая, нам же, русским - дальняя.
       Ждали некоего господина Васина, который, как оказалось, по врожденной толковости уже давно сидел в автобусе, не отметившись у Ники.
       Проехали Бланс. После него располагалась (как и перед Ллоретом) красивая круглая клумба - круговая дорожная развязка. Правда, в отличие от той, на клумбе у Бланса была расположена большая скульптура: ежик, больше напоминавший подушечку для иголок, утыканную булавками. Я вспомнил, что точно такого же, но миниатюрного видел вчера в музее Дали.
       Ника раздала всем анкеты и ручки, попросив написать претензии к турагентству и пожелания ему же.
       Мы пожелали сдвоенную экскурсию "Коррида - Аквариум", особо отметили гидов Надежду и Люси, забраковав одновременно Арину и Наташу.
       Ника, пока ехали в аэропорт, вкратце поведала нам об Испании и испанцах.
       -В 1975 году к власти пришел король Хуан Карлос I, нынче в стране - парламентская монархия. В 80-90 гг. - развитие туризма, пик которого пришелся на 95-98 гг.
       -Как живут испанцы? Очень большой средний класс, мало бедных, много богатых; четко платятся налоги - в стране существуют три вида полиции. Средняя зарплата 1200-1500 евро, пенсия: 600-700 евро. Каждый испанец знает по 3-4 языка.
       -Минимальная зарплата - 700 евро, но ее получает либо молодежь, либо пожилые люди без образования. Если до 40 лет не устроишься, то уже не котируешься. После 50-ти начинают откладывать деньги на могилу (так называемый "налог на смерть"): земля очень дорогая.
       -Вся страна живет в кредит. Несмотря на это, для испанцев характерно легкое и радостное отношение к жизни. Испанцы много едят, но много и двигаются. Климат в стране замечательный: тепло до середины декабря.
       На горизонте нарисовались три гигантские электрические щетки.
       -Что это? -спросил пасынок.
       -Трубы мусороперерабатывающего завода,- ответила Ника.- Их так оформили, чтобы они не портили, а оживляли пейзаж.
       В Барселоне обращала на себя внимание огромная башня (очень похожая на мужской половой орган). Адам, помнится, утверждал, что это - водонапорная башня, Ника же была уверена, что - офисное здание. Небоскреб [Неизвестен]
       Автобус подъехал к аэропорту и мы с Никой расстались.
       Оказалось, что Ника права: судя по табло, вылет наш намечен был на 15-50, а не в 17-10.
       Сдав оптом багаж и получив посадочные талоны, отправились гулять по магазинам. Их в огромном здании аэропорта было много.
       Посетив "Duty Free", пошли к паспортному контролю. При подходе выяснилось, что свояченица потеряла паспорт и уже было собралась бежать назад в магазин (вдруг там оставила?). Мы посоветовали ей все-таки сначала проверить пакеты. И действительно, паспорт оказался зажат бутылками.
       Нашли выход к самолету. Постепенно его обнаружили и другие пассажиры, но их было крайне мало. За 5 минут до вылета у стойки появилось 4 человека в форме "Аэрофлота". Бедный испанец, отвечающий за посадку на наш рейс, выучил только одно слово по-русски, "проходим". Его-то он периодически и выкрикивал. Успех его вопли имели слабый.
       Когда все более-менее собрались и залезли в последний автобус, в проход с выпученными глазами ломанулась очередная тетка с нашего рейса. Но это был еще не финал. В 16-30 последние блудные овцы (мама с сыном) загрузились в самолет, опоздав на 40 минут.
       По этому поводу взлетели только в 17-00, больше часа промаявшись в самолете. Карамельки стюардессы раздать забыли и мы немедленно достали вино.
       На обед "Кавминводы" предложили: омлет с фасолью, булочку, кусок хлеба, печенье, крабовые палочки и немножко моркови. Все это сопровождалось выдачей по одной пластиковой вилке и плохого чая (кофе не было).
       Пассажиры роптали, мы же просто спросили у стюардесс: что, собственно, происходит?
       Стюардессы сообщили, что на их авиакомпанию было много нареканий от пассажиров и туроператор расторг с ней контракт, это - последний рейс. А пока фирма перечисляет на питание одного пассажира по 100 рублей.
       Мы с сомнением оглядели паек: выглядел он рублей на двадцать.
       -Хуже нигде не было,- заявила свояченица.
       -Было: в детском саду и школе, -спокойно заметила племянница.
       Покружив над Шереметьево-1, самолет приземлился. Была полночь.
       Родина встретила нас дурной погодой (14 градусов тепла с дождем), багажными тележками по100 рублей (в Барселоне - бесплатно) и долгим ожиданием багажа.
       Через час, наконец, получили багаж и пошли в зеленый коридор, в котором немедленно образовалась очередь: весь багаж проверяли через просвечивающий аппарат.
       -Идите в красный коридор, там свободнее, -посоветовал веселый таможенник.
       Идея эта нам не понравилась и мы дождались своей очереди в зеленом.
       Слава Богу, друзья нас встретили на 2-х машинах и через час поездки по ночной Москве все были дома.
       Анатолий Новак,
       12.09.2004 года
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Новак Анатолий Владимирович (anovak2002@gmail.com)
  • Обновлено: 23/11/2010. 52k. Статистика.
  • Путешествие:Европа
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка