|
|

ОТЧЁТ
о водном туристическом спортивном походе
пятой категории сложности
по рекам Чуя, Катунь
20 июля-06 августа 2025 года
Руководитель: Рыбкин Сергей Анатольевич
Заключение МКК
Туристско-спортивная маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного туризма-объединения туристов Москвы рассмотрела отчёт и считает, что поход соответствует пятой категории сложности и может быть зачтён всем участникам и руководителю с выдачей справок.
Председатель МКК________________________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
Штамп МКК __________________2025г.
НИТКА МАРШРУТА
г.Москва-г.Горно-Алтайск (Бийск) - р. Чуя (нижняя поляна п.Чибит) - р.Катунь (от стрелки с Чуей) пгт. Манжерок г.Бийск г.Новосибирск-г.Москва.
ПАСПОРТ МАРШРУТА
Таблица 1. Район проведения: Республика Алтай
Вид туризма | Категория сложности | Протяжённость активной части | Продолжительность, дней | Сроки проведения | ||
Общая | Ходовых | Днёвки | ||||
Водный | 5 (пятая) | 342 | 18 | 8 | 2 | с 20.07.2025 по 06.08.2025 |
Спортивная часть: маршрут 5 к.с. Сплав от впадения п.Чибит на р. Чуя до пгт Мажерок, р. Катунь.
Пройдены все препятствия водной части маршрута.
Средства сплава: двухместные катамараны.
Уровень воды: Чуя высокий, Катунь - низкий.
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Таблица 2. Характеристика препятствий
Вид препятствия | Категория сложности | Длина препятствия | Наименование препятствия | Уровень воды |
Башкаус | ||||
Порог | 4А | 300м | Сумрачный | высокая |
Порог | 4В | 500 м | Буревестник | высокая |
Порог | 3А | 500м | Ярбалык | высокая |
Порог | 5В | 400м | Бегемот | высокая |
Порог | 3В | 500 м | Классический | высокая |
Порог | 4В | 4 км | Слаломный | высокая |
Порог | 3А | 150м | Обманный | высокая |
Порог | 2В | 100км | Веер, | высокая |
Порог | 2В | 150 м | Городовой | высокая |
Шивера | 2А | 200м | Безымянный | высокая |
Порог | 3В | 100м | Ратник | высокая |
Порог | 4В | 1 км | Иодринский | высокая |
Шивера | 2В | 150 м | Мокрый | высокая |
Порог | 5В | 400 м | Турбина | высокая |
Порог | 5В | 400 м | Горизонт | высокая |
Шивера | 4А | 3 км | Выходная | высокая |
Катунь | ||||
Порог | 3В | 2 км | Ининская труба | низкая |
Порог | 4В | 300 м | Ильгуменский | низкая |
Порог | 4А | 14 км | Кадринская труба | низкая |
Порог | 5А | 400 м | Шабаш | низкая |
Порог | 3А | 300 м | Каянча | низкая |
Порог | 3А | 50 м | Аяла | низкая |
Порог | 3В | 400 м | Тельдекпень-1 | низкая |
Порог | 3В | 200 м | Тельдекпень-2 | низкая |
Порог | 4А | 200 м | Еландинский | низкая |
Порог | 3А | 2 км | Чемальская труба | низкая |
Порог | 3В | 100 м | Манжерокские ворота | низкая |
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
Таблица 3. Характеристика участков маршрута
Даты | Дни пути | Участки маршрута | Км | Время (ОХВ) | |
Заявленный | Фактический | ||||
20.07 | 1 | Москва, Златоуст-Горно-Алтайск-Чибит | Златоуст-Бийск | - | - |
21.07 | 2 | Чибит (стапель) | Ожидание | - | - |
22.07 | 3 | Чибит п.Бегемот | Ожидание | - | - |
23.07 | 4 | п.Бегемот-п.Турбинный | Бийск, Москва -Горно-Алтайск-Чибит | - | - |
24.07 | 5 | Днёвка | Чибит п.Бегемот | 26 | 4-00 |
25.07 | 6 | п.Турбинный-Б.Яломан | п.Бегемот-п.Турбинный | 48 | 6-00 |
26.07 | 7 | Б.Яломан-Кадрин | п.Турбинный-Б.Яломан | 42 | 6-00 |
27.07 | 8 | Кадрин-п.Шабаш | Б.Яломан-Шабаш | 41 | 5-00 |
28.07 | 9 | Днёвка | Днёвка | - | - |
29.07 | 10 | п.Шабаш- устье р. Бийка | п.Шабаш- ручей Ороктай (ЛБ) | 61 | 7-00 |
30.07 | 11 | устье р. Бийка пос.Анос | ручей Ороктай (ЛБ)- с. Аюла (ПБ) | 60 | 6-30 |
31.08 | 12 | пос.Анос п.Ирадаш | с. Аюла (ПБ) п.Ирадаш | 20 | 3-00 |
01.08 | 13 | днёвка | днёвка | - | - |
02.08 | 14 | п.Ирадаш-Манжерок | п.Ирадаш-Манжерок | 44 | 4-30 |
03.08 | 15 | Манжерок-Бийск-Новосибирск | Манжерок-Бийск-Новосибирск | - | - |
04.08-05.08 | 16-17 | Новосибирск | Новосибирск | - | - |
06.08 | 18 | Новосибирск-Москва | Новосибирск-Москва | - | - |
Причины изменения графика движения: В связи с тем, что 20 июля 2025 года на город Москву была осуществлена одна из самых массовых атак вражеских беспилотников, все аэропорты города были закрыты на приём и отправку воздушных судов. Двое участников провели более пяти часов в аэропорту в ожидании вылета, но в итоге все рейсы были отменены. Билеты было возможным переоформить только на 23-е июля. Таким образом, график движения был фактически сдвинут на три дня и уплотнён. Была исключена одна днёвка, день на стапель, а также исключена одна плановая стоянка.
ИДЕЯ ПОХОДА И ОРГАНИЗАЦИЯ
История организации этого похода имеет свои корни в итогах прошедшего чемпионата Москвы, где наша команда заняла почётное третье место в пятой категории сложности. Народ бурно возмущался тому, как это можно сравнивать автономный поход в диких местах с походами, где есть машина сопровождения при том, что сложность рек практически идентична. А именно две группы, которые шли с машинами сопровождения заняли первые два места (наша группа шла в автономе). И тут трудно не согласиться: группа, которая ни метра не прошла с вещами, которая практически не имеет никаких ограничений по весу и составу имущества (хоть десять запасных катамаранов вези), которая проходит все препятствия налегке и в случае чего может уехать заливать горечь потрясений в ближайший кабак, априори не может равняться группе, которая на своём горбу тащит весь шмот, с этим шмотом проходит пороги, а если не проходит, то сама его несёт там, где чёрт ногу сломит. Отношение к препятствиям и их прохождению совершенно разное когда ты знаешь, что там за поворотом тебя ждёт машина и ящик шампанского или когда на многие десятки километров никого и ничего. И чтобы там не говорил регламент соревнований (который, кстати, можно и нужно менять), поход это всё-таки не только умение пройти конкретное препятствие на голом катамаране (для этого есть соревнования по ТВТ), но больше это прохождение маршрута, с должной степенью автономности в перемещении по воде. Это значит, что всё своё вожу с собой, а если не вожу, то САМ ношу, а не везёт машина/ослик/вертолёт или ещё что-либо. Понятно, что заброска\выброска, а также переброска с реки на реку или объезд каких-либо участков это не касается.
Не случайно во многих видах спорта строго регламентировано каким образом осуществляется поддержка прохождения трассы: пит стопы, тех поддержка и прочее. А у нас в водном туризме получается совершенно неконкурентные условия у групп, идущих маршрут одинаковой сложности, но в автономе и с сопровождением! В первом случае если группа неправильно оценила препятствие, неправильно рассчитала ремнабор, вес или снаряжение, что привело (к примеру) к утере/неустранимой поломке катамарана\каяка или травме, или ещё чего-либо экстраординарного, будет вынуждена сняться с маршрута и выходить/выносить долго и героически. А во втором случае: сломали катамаран -сейчас закажем другой или свозим этот в мастерскую в ближайший аул, где всё починим; взяли слишком много шмоток, что кат утонет - так не проблема! Шмотки на кате не едут! А чего нет-купим по дороге! Кого-то смыло и он повредился-сейчас в больничку отправим по быстрому, а сами продолжим В итоге первая группа пролетает мимо соревнований (потому как маршрут не прошли), а вторая в ажуре и в соревнованиях участвует
После всех этих мыслей и обсуждений народ сказал, что не верит в справедливость и потому в этом году будет отдыхать и иди оно всё конём. Поэтому те, кто нашёл в себе силы выйти в поход решили взять реки более пляжные чем Башкаус с Чулышманом. Чуя и Катунь на эту роль подошли идеально: есть интересные пороги, относительно недорогая логистика. Маршрут позволяет повысить техническую грамотность и спортивное мастерство.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
Материал частично взят из отчёта А.Лямина, 2015.
http://veslo.ru/2015/otchet/koktun/koksa_katun.html
Сплав проходил на территории Республики Алтай по рекам Чуя и Катунь, маршрут пролегал в районе Горного Алтая.
Горный Алтай расположен на территории юго-западной Сибири, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты на территории России Катунский, Северный и Южный Чуйские достигают высоты 3000 4000м, самая высокая точка гора Белуха (4506 м). Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500 2000 м со слаборасчленёнными гребнями, разделённые межгорными котловинами, носящими названия степей Чуйская степь, Курайская и др.
Климат Алтая
На формирование климата Горного Алтая огромное влияние оказывает его географическое положение и сложный рельеф колебание высот от 350 до 4500 м. Располагаясь на значительном удалении от океанов, Горный Алтай имеет умеренно-континентальный климат с холодной зимой и тёплым летом. Климатообразующими факторами являются: континентальный арктический воздух, свободно достигающий внутренней территории в течении всего года, тёплые и влажные западные воздушные массы, приходящие с Атлантического океана, тёплые юго-западные и южные ветры и формируемые рельефом горной страны местные циклоны и фенообразные воздушные течения. Как правило, определяющим фактором в формировании погодных условий является движение западных воздушных масс.
Существенное влияние на климат Горного Алтая оказывает рельеф, который образует вертикальную климатическую зональность зону низкогорного климата (до 500 600 м), зону среднегорного климата (от 500 до 1500 м и более), зону высокогорного климата (свыше 2000 2500 м). Зимой на территории Республики Алтай господствуют континентальные арктические массы, которые приносят холодный воздух с низкой температурой, северо-западные и западные воздушные массы низкого давления являются источником обильных снегопадов, юго-западные и западные ветры приносят малооблачную и сухую погоду. Средние годовые температуры воздуха в Горном Алтае колеблются в пределах от + 4® на северных и западных окраинах до 7® в высокогорной зоне.
В низкогорье, среднегорье и долинах рек зима продолжается 3 5 месяцев. Особенно суровые зимы бывают в межгорных котловинах, где происходит застой холодного воздуха. Так, средняя температура января в Чуйской степи составляет 31,7®, тогда как в районе южной оконечности Телецкого озера только 8,1®.
В условиях высокого атмосферного давления в межгорных котловинах имеет место температурная инверсия. На высоте около 450 м, где застаивается холодный воздух, средняя температура февраля 22,3®, а на высоте около 1000 м 12,5®. Это вызвано тем, что холодный, более тяжёлый воздух скатывается вниз по склонам и заполняет нижнюю часть долины, образуя "озеро холода". В разных долинах ночное выхолаживание различается в широких пределах, в зависимости от местных условий. Во влажных закрытых долинах на склонах бывает на 10 15®С теплее, чем внизу. Утром с восходом солнца воздух прогревается, начинает подниматься вверх и температурные инверсии разрушаются.
Очень интересная особенность климата во многих горных долинах наблюдается зимой. Это настоящие теплые климатические "оазисы". В них не бывает сильных морозов, устойчивого снежного покрова, постоянно дует ветер. Такие явления наиболее выражены в долинах рек Чулышман и Катунь, у берегов Телецкого озера. Одновременно в соседних долинах температура может быть ниже на 10 15®С и господствовать полное безветрие. Причиной всему является "фен" сухой и тёплый ветер. Причиной возникновения "фенов" является большая разность давлений, которая в течение всей зимы поддерживается над территорией Горного Алтая. Южные районы республики находятся под влиянием Азиатского максимума, а над северными районами часто проходят циклоны центры низкого давления. В таких случаях по долинам, направление которых совпадает с направлением воздушного потока с юга на север, развиваются "фены". Метеостанции в долине р. Катуни и в долине Телецкого озера фиксируют более 100 дней с фенами за холодный период года. На земном шаре нет другой такой горной страны, где бы "фены" играли столь существенную роль в формировании климата.
Также характерна для климата Республики Алтай большая разница абсолютных температур в различных районах. Например, средняя температура января в Чемале 12,6®, на юге Телецкого озера 8,1®, а абсолютный минимум температуры в Кызыл-Озеке 44®, в Кош-Агаче 55®. В юго-восточных районах (Кош-Агачский) зима малоснежна, что способствует развитию вечной мерзлоты. Переход от зимы к лету совершается очень быстро. В апреле среднемесячные температуры становятся положительными. Весной тёплые юго-западные воздушные массы Средней Азии сменяются холодными арктическими, поэтому тёплая погода часто сменяется холодной. Для весеннего периода среднегорью свойственны большие суточные колебания температур и давлений.
Лето в Республике Алтай в связи со значительной высотой гор, наличием ледников, вечных снегов, многочисленных рек и озер холоднее, чем на соседней равнине. По мере увеличения высоты на 100 м, температура воздуха падает приблизительно на 0,5®. Наиболее прохладно на высотах свыше 1000 м. Если средняя температура июля в низкогорье и среднегорье составляет + 16®+ 18®, то на высоте около 2000 м + 8®+ 10®. Самое жаркое лето бывает в межгорных котловинах, где температура воздуха достигает +30®+35®. Летом в Республике Алтай господствуют северо-западные и западные воздушные массы низкого атмосферного давления, которые приносят много влаги и отдают её на высотах свыше 1000 2000 м, преимущественно на западных склонах гор. Горные хребты, имеющие наибольшие высоты (Катунский, Южно-Чуйский, Северо-Чуйский) получают максимальное количество осадков (2000 2500 мм в год), на район горы Белухи приходится 3000 мм в год.
В среднегорье выпадает 500 600 мм осадков в год. Наибольшее количество осадков за год выпадает в Северо-Восточной части Горного Алтая 700 1000 мм и на юго-западе 1500 мм. Большее количество осадков выпадает во второй половине лета. Максимум приходится на июль, минимум на январь.
Снежный покров устанавливается в конце октября-ноября. Распределение снежного покрова обусловливается рельефом, силой ветра и его направлением. Наибольшая высота снежного покрова наблюдается на северо-востоке (до 1 м), наименьшая в Чуйской степи (8 см Кош-Агач). Годовое изменение относительной влажности воздуха противоположно ходу температуры. Самая низкая относительная влажность (35-40%) наблюдается в апреле-мае, а самая высокая (до 70-80%) в декабре-январе. Одним из главных факторов, оказывающих влияние на климат Горного Алтая, является обилие солнечной энергии. Весной солнечного сияния в Горном Алтае больше, чем в Ялте, Сочи, Швейцарском курорте Давос и Байрам Али на юге Туркмении. Приток суммарной солнечной радиации в году достигает огромных величин, сравнимых с суммарной радиацией получаемой курортами Кавказа, Крыма и Швейцарии.
Особенности рельефа местности.
На Алтае выделяются три основных типа рельефа: поверхность остаточного древнего пенеплена, альпийский ледниковый высокогорный рельеф и среднегорный рельеф. Древний пенеплен представляет собой высокие горные массивы с широким развитием поверхностей выравнивания и крутыми, ступенчатыми, изменёнными регрессивной эрозией склонами. Над поверхностями выравнивания возвышаются отдельные вершины и небольшие хребты, сложенные более твёрдыми породами с относительными превышениями 200 400 м. Останцовые участки пенеплена с высотами более 2000 м видоизменены деятельностью древних ледников изрезаны карами, изобилуют моренными холмами и озёрными котловинами. Выровненные поверхности древнего пенеплена занимают около 1/3 всей территории Алтая. Это главным образом южные и юго-восточные районы горной области плоскогорье Укок, Чулышманское нагорье, Улаганское плато. Встречаются участки пенеплена и в среднегорье (Коргонский, Тигирецкий, Теректинский хребты и др.) и в низкогорье. Альпийский рельеф на Алтае поднимается над поверхностью древнего пенеплена и занимает более высокие участки хребтов Катунского, Чуйского, Курайского, Сайлюгема, Чихачёва, Шапшальского, Южный Алтай, Сарымсакты. Альпийский рельеф менее распространён, чем поверхность древнего пенеплена. Хребты с альпийскими формами рельефа это наиболее приподнятые их осевые части (до 4000 4500 м), сильно расчленённые эрозией и морозным выветриванием. Основными формами рельефа здесь являются островершинные пики и карлинги, кары, троговые долины с озёрными котловинами, моренные холмы и гряды, обвалы, осыпи, морозно-солифлюкционные образования. Общая закономерность высокогорного альпийского рельефа на Алтае выравнивание междуречий и уменьшение глубины долин по мере удаления от осевых частей хребтов к их перифериям. Среднегорный рельеф имеет высоты от 800 до 1800 2000 м и занимает более половины территории Алтая. Верхний предел распространения среднегорного рельефа ограничивается плоскостью древнего пенеплена, но эта граница не резкая. Рельеф здесь характеризуется сглаженными, округлыми формами невысоких хребтов и их отрогов, разделённых речными долинами. Обширная, густая гидрографическая сеть способствовала сильному эрозионному расчленению среднегорья. Глубина речных долин достигает 300800 м. Среднегорный эрозионный рельеф распространён преимущественно в северных, северо-западных и западных частях Алтая. В интервале высот от 1000 до 2000 м он характеризуется массивными скалистыми гребнями, с преобладанием крутых склонов и узкими V-образными или террасированными долинами (Катунь, Бия). В интервале высот 500 1200 м верхние части склонов хребтов более мягкие, выровненные. Долины более широкие с хорошо развитыми поймами и с меандрирующими руслами. Выделяется на Алтае и равнинный рельеф, который охватывает периферическую часть горной области и занимает пространство между предгорными равнинами и среднегорьем. Абсолютные высоты колеблются от 400 до 800 м, а в отдельные вершины достигают 1000 м. Рельеф низкогорья характеризуется уплощёнными или куполовидными междуречьями и пологими делювиальными склонами. Вблизи крупных долин и северного фаса Алтая расчленение низкогорного рельефа особенно дробное. В некоторых местах он имеет вид скалистого бедленда мелкосопочника. Характерной особенностью рельефа Алтая является широкое распространение внутригорных разновысотных котловин. Они занимают широтные долины-грабены и относятся к областям тектонического опускания. Это Чуйская, Курайская, Джулукульская, Бертекская, Самохинская, Уймонская, Абайская, Канская внутригорные котловины. Некоторые из них располагаются на значительной высоте и поэтому подвергались действию древних ледников, сформировавших рельеф их днищ, другие находятся на низких (средневысотные) уровнях и больше подвергались воздействию аккумулятивной деятельности, являясь вместилищами древних озёрных бассейнов
Растительность.
К настоящему времени во флоре Алтая зарегистрировано более 1800 видов растений, около 1000 видов лишайников, что составляет около 50% всей флоры Сибири. На территории Алтая представлены практически все типы растительности Северной Азии, а также широко распространены сообщества центральноазиатских, восточноказахстанских и других типов. В Красную книгу Республики Алтай внесено 136 редких и исчезающих видов растений. В силу многообразия природно-климатических условий среди растений, занесенных в Красную книгу, преобладают реликты и эндемики высокогорий Южной Сибири. Растительность Горного Алтая подчиняется закону вертикальной поясности. На высотах 800 1500 м расположен пояс горных степей, выше 1200 2400 м горно-таёжный пояс. Ещё выше 2500 3000 м пояс альпийских лугов, далее субнивальная и нивальная зоны. Горностепная растительность характеризуется почти полным отсутствием леса, низким травостоем и отдельными видами кустарников. Здесь произрастают ковыль, полынь, кохии, заячья капуста. Широко распространены заросли можжевельника. В период цветения можно наблюдать яркие цветы мака, огоньков, золотого корня. Там, где степь переходит в предгорья, появляется тёмно-зеленый пояс широколиственных лесов, горной и лиственничной тайги. Основные лесообразующие хвойные породы: лиственница, ель, сосна, пихта, кедр. Лиственничные представлены берёзой, осиной, черемухой, рябиной. Подлесок горной тайги представлен кустарниками: жимолостью, шиповником, боярышником, смородиной, таволгой, маральником. В лесу обилие ягод, лекарственных трав, грибов. Переходную область между тайгой и альпийскими лугами занимают низкорослые кустарники: полярная береза, низкорослая ива. Альпийские и субальпийские луга встречаются на орошаемых склонах и на увлажнённых ровных участках долин. Цветы на Алтае очень яркие и разнообразные: аквилегия, фиалка, незабудка, примула. Республика Алтай горная лесная страна. Лесистость её территории составляет более 40%, общий запас древесины 654 млн. куб. м. Леса Республики Алтай представляют особую экологическую систему. Этот естественный уникальный комплекс оказывает огромное влияние на природу. Лесной фонд Республики Алтай занимает площадь 6,1 млн. га, из них хвойными породами занято 80% (лиственницы 34,5%, сосны 1,7%, ели и пихты 13,6%), мелколиственными 19,5%, где наиболее распространена берёза. Особую роль в регионе играют кедровые леса, характеризующиеся экологическими и ресурсными ценностями. К сожалению, уникальные ресурсы кедровых лесов Алтая до 90-х годов в основном использовались для получения обычной древесины. В этот период кедровым лесам был нанесен существенный экологический ущерб. В кедровых лесах наиболее перспективна организация комплексного использования ресурсов: заготовка древесины, кедровой живицы, сбор кедрового ореха, ведение охотничьего хозяйства. Республика обладает значительным запасом полезных дикорастущих растений. Пищевые растения представляют большой интерес с точки зрения их промышленного освоения. На Алтае имеется значительная группа пищевых растений, продукция которых может заготавливаться в промышленных масштабах. Это, прежде всего орешки сосны кедровой сибирской, папоротник-орляк, облепиха, малина, брусника, смородина и др. Многие виды флоры Алтая содержат химические вещества, оказывающие лекарственное воздействие на организм человека. Около 100 видов растений в настоящее время используются в фармацевтической промышленности и еще больше в народной медицине. Лекарственные растения Алтая это тот "золотой" фонд, правильное использование которого может приносить республике значительные доходы. Среди ценнейших видов лекарственных растений, прежде всего, следует отметить маралий корень, золотой корень, исландский мох, облепиху, бадан, курильский чай, зверобой, адонис и солодку. Флора Алтая насчитывает сотни видов растений, являющихся хорошими медоносами. Особенно велико их количество в Северо-Западном и Центральном Алтае, где дальнейшее развитие пчеловодства очень перспективно. Экологически чистые алтайский мед и другие продукты пчеловодства вполне конкурентоспособны на мировом рынке. Растительный покров Алтая имеет мощный ресурсный потенциал, рациональное использование и сохранение которого также необходимое условие для устойчивого развития республики.
Животный мир Республики Алтай представлен 80 видами млекопитающих, 300 видами птиц (из которых около 250 гнездящихся), 44 видами рыб, 7 видами пресмыкающихся, 2 видами земноводных и большой группой беспозвоночных животных. Многие из них занесены в Красную книгу (снежный барс, хорь перевязка, кот манул, белка телеутка, журавль красавка и др.). В фауне представлены животные и птицы, встречающиеся исключительно в высокогорной зоне: аргали (горный баран), бун (горный козел), ирбис (снежный барс), беркут. Среди животных тундры встречаются северный олень, тундряная куропатка. В лесах Республики Алтай живут белка летяга, бурундук, соболь. Лоси водятся в северо-восточной части Алтая, в Прителецком районе, в тайге по реке Башкаус. Дикий олень марал сбрасывает весной рога, в которых содержится полезное вещество пантокрин. В основном маралы встречаются в горнолесных районах. В хвойных лесах водится кабарга самое маленькое из парнокопытных животных. Охотятся на кабаргу главным образом ради мускусной железы, которая служит сырьем для парфюмерии. Почти повсеместно в тайге распространен бурый медведь наиболее типичный представитель лесных массивов. Также в лесах республики встречаются рысь, росомаха, выдра, горностай, барсук, крот. В малоснежных местах обитают косули, волки, рыси, лисицы. Реки и озера Алтая богаты рыбой. В реках предгорий водятся щука, язь, налим, стерлядь, окунь, елец, чебак, ёрш, пескарь. Для горных рек республики характерны хариус, таймень, голяна, щиповка. Только в Телецком озере обитают 14 видов рыб. Охотничья фауна насчитывает 33 вида млекопитающих и 34 вида птиц, поэтому регион, издавна считался и сегодня считается одним из лучших охотничьих регионов Западной Сибири.
Характеристики рек.
Наиболее значительными реками Алтая являются Катунь, Бия, Чуя, Бухтарма. Все реки обского бассейна отличаются быстрым течением. К основным сплавным рекам относятся: Катунь, Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба, проще Ануй, Чарыш, Песчаная, Кокса. Основным источником питания алтайских рек являются осадки. На наиболее высоких вершинах алтайских хребтов имеются ледники, также питающие реки: ледниковое питание составляет до 10% всего водосбора. Много на Алтае и озёр более 3500, из них наиболее интересны Телецкое и Маркароль. Сплав по рекам возможен с мая по октябрь, оптимальное время с июля по сентябрь. От слияния рек Бии и Катуни начинается река Обь третья по водоносности река России (после Енисея и Лены). В процессе сплава прикинули, что за пройденные нами 400 км падение реки относительно уровня моря составило примерно 750 м, а за оставшиеся до Карского моря около 3800 км Катунь и далее Обь снизятся лишь на 280 м.
Река Чуя является правым притоком Катуни. Протяжённость 217 км. Расход воды 43 м3/с. Истоком является слияние рек Юстыт и Кызылшин. Протекает по территории трёх районов республики Алтай: Кош-Агачского, Улаганского и Онгудайского. Вдоль реки проходит федеральная трасса М-52 Чуйский тракт. Климат в окрестностях резко-континентальный: жаркое лето (до +40) и холодная зима (до -40). Температура воды +7+13. Питание, частично за счёт тающих ледников и большая часть от притоков. Ледостав обычно в октябре-ноябре. Ледоход в конце апреля начале мая. Половодье сохраняется до сентября, пик в в конце июля августе. С момента впадения в Чую левого притока Чаган-Узуна (за границей Чуйской степи) характер реки меняется: русло становится уже, скорость вырастает, число порогов и шивер увеличивается. Вода приобретает мутно-молочный цвет. Уклон на этом участке составляет приблизительно 4,6 м/км. Древесная растительность вдоль берегов начинается после окончания Чуйской степи. В основном это смешанные леса из лиственниц и кедров. В реке водятся таймень, хариус и др. В лесах обитают медведи, лоси, волки, лисы, манулы.
Река Чуя известна своими международными спортивными соревнованиями по водному туризму Чуя-ралли и Мажой-ралли
Катунь (катун) в переводе с древнетюркского означает женщина. Катунь основная водная артерия Горного Алтая. Она берёт начало на южном склоне Катунского хребта у г. Белухи с ледника Геблера. Длина её водостока составляет 688 км; площадь водосбора 60,9 тыс. км«. По общему характеру долины, Катунь делится на три участка: верхняя Катунь (от истоков до впадения Коксы), средняя Катунь (от Коксы до Сумульты), нижняя Катунь (от Сумульты до слияния с Бией). На верхнем участке Катунь обладает наибольшими уклонами с общим падением до 1000 м, принимая множество притоков с южного и западного склонов Катунского хребта. Средняя Катунь проходит среди высоких горных хребтов (общее падение около 400 м). Ниже поселка Тюнгур до реки Аргут Катунь течет в порожистом ущелье. От Аргута до реки Чуя и несколько ниже, она протекает среди высоких террас и бомов. Нижняя Катунь располагается в области средне- и низкогорья, общее падение также около 400 м. Преобладающий характер долины всё более широкое развитие террас. Из притоков на этом участке наиболее значительными являются реки Чемал и Сема. Ниже села Майма река приобретает степной характер. Катунь, сливаясь с Бией, образует реку Обь, одну из самых крупных в Сибири. Вдоль средней и нижней Катуни проходит Чуйский тракт, отклоняясь от реки на участке от устья Семы до устья Бол. Ильгуменя. Правым берегом от Усть-Семы до села Куюс идёт Чемальский тракт. В долине средней Катуни население немногочисленно, от реки Бол. Ильгумень до Куюса берега вообще не обжиты. Плотность населения значительно возрастает в окрестностях Чемала, и далее деревни и поселки идут сплошной чередой. Долина нижней Катуни от Чемала до Маймы (особенно правобережье) оживленный туристский центр Алтая.
Сведения о населённых пунктах, дорогах, магазинах.
Практически вдоль всего маршрута проходит дорога за исключением отрезка от п.Ильгуменский до р.Урсул. Населённые пункты встречаются часто и смысла все их перечислять нет. Можно сказать, что за исключением вышеуказанного участка, что Чуя, что Катунь достаточно обжитые и проблем с доступом к благам цивилизации нет. Магазины есть практически в каждом мало-мальски значимом посёлке, а также в некоторых турбазах, которых с каждым годом становится всё больше и больше. Вдоль Чуи дорога идёт по правому берегу, а вдоль Катуни имеются вариации: то слева, то справа, но чаще справа.
Сотовая связь
Сотовая связь фрагментарна и часто наличие её обусловлено населённым пунктом рядом с рекой. Поскольку населёнки много, то в целом можно сказать, что сотовая связь на маршруте скорее есть, чем нет. Исключение: всё тот же отрезок от Ильгуменского до Урсула. Следует иметь ввиду, что не везде, где есть сотовая связь, будет доступен интернет.
ЗАБРОСКА\ВЫБРОСКА НА МАРШРУТЕ
Заброска
Варианты крайне разнообразны. Можно собраться в Новосибирске и машиной ехать прямо на реку, можно из Барнаула выезжать, возможен вариант перелёта в Горно-Алтайск и забрасываться начинать оттуда. В нашем случае мы назначили общую точку сбора в аэропорту Горно-Алтайска. Часть вещей было отправлено в Бийск транспортной компанией, их забрал забросчик Алексей. Далее на машине доставка колёсами в воду на нижнюю поляну Чибита.
Выброска
Традиционно большинство туристов выходит с маршрута в Чемале. Но мы шли до Манжерока и делали антистапель ниже Манжерока по течению у, так называемого, памятника. Место нормальное, но много народу. От Манжерока мы ехали машиной до Бийска, где сели на вечерний поезд до Новосибирска. Вещи отправили транспортной компанией. В Новосибирске мы были утром следующего дня. Часть группы провела в Новосибирске два дня, в то время как другая сразу отправилась по домам на поезде.
АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ
Аварийный выход с маршрута возможен практически везде, поскольку на всём протяжении маршрута (кроме участка Ильгуменский-Урсул) вдоль реки проходит достаточно оживлённая дорога. При аварии на участке Кадринская труба-Урсул (Ильгуменский Урсул) возможно или вернуться по тропе левого берега к Чуйскому тракту, или же решаться на аккуратный сплав по Катуни до Урсула с обносом Шабаша. Шабаш обнести относительно несложно.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Важным аспектом при подготовке и осуществлении похода было уделить достаточное внимание вопросам обеспечения безопасности. В этой связи, мероприятия были разделены на следующие категории:
По каждому пункту было выполнено следующее:
Всё это повышает безопасность путешествия и минимизирует риски в какой-то их части.
ОПИСАНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ И ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА.
Препятствия на реке Чуя
порог Сумрачный. N 50®2129.39 E 87®2036.74
Ориентир щит на дороге с надписью Улаганский район, видимый с воды.
Порог образован в месте скального сужения русла. Длина 300м. Препятствие можно разделить на две части. В первой валы, бодрые сливы, река течет одним руслом с плавным правым поворотом. После этого начинается вторая ступень порога. В ней струя разделена низким галечным островом.
Правая часть шире и мельче, левая уже и глубже. В обеих протоках валы. Разведка по правому берегу (по левому-скальные бомы). По нашей большой воде проходить удобнее левой протокой - она интереснее.
пор. Буревестник. N 50®2135.11 E 87®1948.85
Менее чем в одном километре за Сумрачным, сразу после небольшого левого притока Каратюрек, место впадения которого в глаза не бросается. Ориентиром служит галечный остров перед левым поворотом реки и высокий правый берег, косогор.
Состоит из двух ступеней, между которыми можно зачалиться на правый берег. Первая ступень характеризуется большим падением и множеством камней, большая часть из которых была обливная. За камнями -держащие бочки. Линия движения определяется исходя из желания посидеть в той или иной бочке, а также необходимостью обойти камни. Вторая ступень более короткая валы и сливы на коротком участке, основная струя сжата большими камнями, образующими ворота. Вторая ступень находится справа от острова и в принципе можно её обойти слева по канализации. На второй ступени были развешаны вешки для слалома и мы прошли большую часть ворот.
Через 3,5 км порог Ярбалык. N 50®2152.65 E 87®1653.03
Расположен сразу за деревней Ярбалык, метров в 300 ниже моста через правый приток Ярбалык. По ходу сплава виден указатель деревни на дороге. Препятствие представляет собой мощную шиверу с быстрым течением, длиной около 500 м. Камни обливные, бочки.
После этого на реке относительно спокойный участок галечные острова, пара мелких порожков. Весь участок от пор. Буревестник до пор. Бегемот 4,5 км шли сходу. Времени на этот участок требуется 40 минут.
пор.Бегемот. N 50®2102.98 E 87®1343.31
Ориентир начала порога справа за 500 метров впадение притока р. Айгулак и автомобильный мост через него. Собственно над самим порогом деревянный мост через Чую. Чалка ЛБ. По обоим берегам есть тропа. Разведка по камням либо с правого, либо с левого берега, полный просмотр структуры порога удобен с высокой полки левого берега. Мы смотрели по левому берегу.
Порог расположен на плавном S-образном повороте в скальном сужении. Начинается метров за 100 до моста разгонным быстротоком, который перед мостом ещё убыстряется. Прямо под мостом сложный слив с двумя косыми валами, левый вал мощнее и выбрасывает в улово за правой опорой.
Далее мощная струя с серией левых валов и водоворотами за обливными камнями. Заканчивается мощным водопадным сливом на плавном левом повороте. В сливе длинная варящая бочка. Слева от слива вдоль камней есть узкая струя. Далее подряд четыре слива с серьёзными валами и бочками, требующими очень хорошей отработки. Где там находился эпический Акулий плавник было непонятно-всё было залито водой. По ощущениям после моста Бегемот представляет собой кипящий котёл с валами и бочками в узком петляющем русле. Отрабатывать надо очень мощно и быстро. Хлопать ушами нельзя.
Схема порога Бегемот

Спутниковый снимок порога Бегемот
Через 2 км пор.Классический. N 50®2018.41 E 87®1307.78
Порог образован крупными глыбами со сливами и валами между ними. Сразу переходит в порог Слаломный. Граница между двумя порогами трудно различима.
пор.Слаломный. N 50®1932.85 E 87®1228.53
Начинается на правом повороте реки, сразу за порогом Классическим. Порог образован множеством каменных глыб, валов, обливных камней проходов между ними. Встречаются навалы на камни. Сложная траектория движения соответствует названию порога. Длина препятствия около 4 км. В некоторых местах возможна чалка. Река течет в ущелье с высокими осыпными берегами. Течение быстрое. Разведка бессмысленна в силу того, что маневрирование очень хаотичное и сложное для запоминания. После окончания каскада река успокаивается, и далее на протяженном участке расположено лишь несколько простых препятствий. Прошли установленным порядком с попеременной страховкой с воды.
пор.Обманный. N 50®1935.81 E 87®1113.76
Расположен примерно в 10 минутах сплава от Слаломного порога. Главный ориентир деревянный мост. Валы.
пор.Веер. N 50®2010.33 E 87®0741.48
Представляет собой шиверу с камнями в русле под левым берегом. Камни по большей части обливные. На левом повороте несложный прижим к правому берегу.
пор.Городовой. N 50®2006.97 E 87®0548.39
Несложный порог. Легко узнаваем по большому камню в русле. Порог образован валами.
Шивера Безымянный. N 50®1956.12 E 87®0532.02
Простая шивера
пор.Ратник. N 50®2011.90 E 87®0411.37
Отличительная особенность огромная глыба в русле. На неё идет навал основной струи.
порог Иодринский. N 50®2400.13 E 86®5818.50
Берет начало за мостом через Чую. Образован мощными валами 1-1,2 м и скоплениями камней. Длина около 1 км. Сразу за левым поворотом несколько локальных сужений русла с валами в них. Начинается с разгонной шиверы с валами до 1.5 метров после чего на левом повороте реки два огромных валуна между которыми непрямой слив с жесткой бочкой. Просмотр с левого берега.
порог Мокрый. N 50®2413.92 E 86®5819.12
Шивера. Есть валы. Участок маршрута от поселка Иодро и до порога Турбинный серьезных препятствий не имеет, встречаются небольшие шиверистые участки с небольшими бочками и валами.
Порог Турбина. N 50®2425.93 E 86®4433.19
Главный ориентир: плавный правый поворот под высоким обрывистым левым берегом. До этого долгое время правых поворотов не встречается. Ещё один ориентир для тех, у кого хорошее зрение: на автодороге стоит большой указатель Турбина, но его с воды тяжело разглядеть. Перед правым поворотом слева большая низкая затапливаемая полка. Непосредственно перед порогом справа песочный пляж, куда можно зачалиться для просмотра. Собственно, есть два пляжа: ближний (непосредственно перед порогом) и дальний (сразу по окончании осыпи правого берега метров за 200 до порога). С дальнего пляжа можно уйти как в левую струю, так и в правую струю порога. А вот с ближнего пляжа идти можно только в праву струю порога. Рекомендуется чалиться на дальний пляж.
Порог начинается с короткой разгонной струи. Русло на крутом левом повороте перегорожено скальными выходами коренных пород, делящими реку на две основные протоки. В малую воду, говорят, правая протока непроходима для катамарана. В среднюю и высокую воду представляет собой сложный слив с падением 3-4 метра. Поток в правой протоке сильно перекручен с косыми бочками и навалом в конце на каменный выступ. Навал нехороший.
Ширина левой протоки 6-7 метров. Непосредственно за поворотом есть улово. Основная струя как в турбине закручивается об разделяющий камень и бросает весь поток на большой обливняк (перед которым котёл), с которого можно свалиться с левой и с правой стороны. В обоих случаях сливы замыкают мощные косые держащие бочки.
Сразу после порога река расширяется и успокаивается, поэтому страховка с воды весьма эффективна. С берега можно страховать только прохождение правой протокой.

Схема порога Турбина

Спутниковый снимок порога Турбина
Порог Горизонт. N 50®2420.81 E 86®4355.80
Находится в 500м ниже порога Турбина после прямого участка быстротока. Разведка по правому берегу.
Порог двухступенчатый, расположен в узком каньоне с высокими (до 25м) скальными стенками. В первой ступени ширина реки около 15 м. с перепадом около 5м, длина 50м. Расположенные по центру обломки скал делят струю на две части.
Левая часть струи по нашей воде казалась проще, но имела одну большую подлость: буквально первый слив на входе в каньон заканчивался мощным косым валом, который отбрасывает судно в карман левой стенки, откуда выбраться очень проблемно. Карман не хороший. После кармана струя ревёт и клокочет вдоль отвесной скалы.
Правая часть струи представляет собой хитровыделанную горку с косыми мощными валами, которые стремятся отбросить судно на камни правого берега. Особенно опасным является финальный выступ скалы правого берега. Именно здесь скорость максимальна и навал самый сильный. Большинство килей (судя по просмотренным видео) происходит именно здесь. Мы проходили правой струёй, но отрабатывали всю дорогу влево как сумасшедшие, поэтому прошли чисто, почти идеально.
После первой ступени, под отвесной скалой на правом берегу имеется малюсенькое место, где вода не так бурлит, может, когда воды меньше, то его можно использовать для страховки первой ступени с воды.
Между ступенями на левом повороте реку перегораживают по всей ширине несколько высоких валов, после которых идёт прижим к скалам правого берега, осложненный карманами. Отгребаться и уходить под левый берег надо сразу же после выхода из первой ступени. Времени на хлопанье ушами нет совсем.
Вторая ступень представляет собой валы, водовороты и сливы разной степени интенсивности, но по сравнению с первой ступенью на порядок проще. Основная идея прохождения этого порога заключается в том, чтобы не кильнуться в первой ступени (независимо от того какой струёй пойдёте), а далее максимально быстро уйти к левому берегу во избежание попадания в карманы правого отвесного берега, куда прёт основная масса воды.

Схема порога Горизонт

Спутниковый снимок порога Горизонт
Выходные шиверы
Сразу за Горизонтом начинаются выходные шиверы, которые тянутся до впадения Чуи в Катунь. Представляют собой валы, обливняки и камни в русле. Ничего сложного, но внимание и отработка требуется. Ориентир приближения впадения Чуи в Катунь большой и высокий бетонный автомобильный мост через Чую.
Препятствия на реке Катунь
Ининская труба.
ПБ скальный, ЛБ обрывистый, засыпан крупными камнями. В реке валы, отдельные бочки. Сложная картина течений, развитая вертикальная турбулентность "воронки", "поганки". Сложности не представляют, шли походным порядком.
пор. Ильгуменский. N 50®3627.91 E 86®3034.59
Ориентиры: справа большое улово и большой песчаный пляж; слева устье р. Б.Ильгумень; ниже пляжа видны скальные выходы по обоим берегам это начало порога. Так же видны дома на левом берегу. В сужении русла цепочка достаточно высоких валов в пределах 2,5 м. Далее под левым берегом бочка. Ближе к правому берегу в русле большой валун и слева от него "бочка" внушительных размеров. Далее под левым берегом "бочка" с обратным водоворотом и после, на выходе, цепочка пульсирующих валов. Просмотр порога возможен как слева, так и справа. Можно отметить, что по малой воде высота валов меньше не становится, однако они становятся острыми: расстояние между ними меньше, сами валы круче и более отвесные. По средней и большой воде валы словно горы взбираешься на одну гору, падаешь с неё и взбираешься на другую гору. В малую воду ты словно лезешь всё время через забор.
Кадринская труба. N 50®3927.83 E 86®3239.42
Начинается от устья р. Кадрин. Серия сужений в скальных берегах, валы до 1,82,5 м. В начале ничего особенного, самое интересное ближе к концу, где встречаются валы не хуже чем в Ильгумене. Развитая вертикальная турбулентность. В частности, во всех случаях, когда после скального сужения струя выпадает на широкий плес, с обеих сторон образуются мощные массивы поганок; желательно держаться строго по оси потока, чтобы пройти максимально далеко по относительно чистой струе. Эта же картина характерна и для последующих шивер. В целом, несмотря на кажущуюся простоту, следует внимательно отнестись к этому препятствию: скорость течения достаточно высокая и отрабатывать необходимые манёвры требуется в полной мере. Окрестности очень живописные, места для стоянок хорошие. В лесу много земляники.
пор. Мешок.
Завершает Кадринскую трубу. Сейчас не представляет ничего сложного: простой слив в небольшое круглое озерцо в высоких скальных стенках. За порог можно и не принять: может показаться, что это одна из шивер. Но раз его назвали порогом, то нельзя его не упомянуть.
пор. Шабаш. N 50®4510.67 E 86®3157.40
Находится в 2,2 километра от стоянки после порога Мешок. Просмотр по правому берегу. Ориентиры: слева большая галечная отмель, справа характерный большой скальник. По нашей воде был ещё и мелкий галечный остров напротив отмели. Первая ступень на правом повороте. На входе валы, бочки до 1,5 м. Вблизи от ПБ стоит скала, до неё у ПБ жёсткая бочка 1,5 м за обливным камнем. Далее метров 20 ускоряющегося быстротока с косыми валами, который упирается в большой пульсирующий вал бочка 2,5 м (так называемая шляпа), слева косые бочки до 1,5 м, справа чисто. Далее порядка 300 метров быстротока и вторая ступень порога, которая представляет собой валы до 2 м. На входе слева бочки до 1,5 м, сливы через плиты; справа слив 1,5м с жёсткой косой бочкой; по центру чистая струя с валами. В конце порога два пульсирующих вала.
По малой воде Шабаш выглядел несколько иначе, чем по средней и высокой воде. С одной стороны мощь воды не такая, но это не делает порог менее сложным и опасным. Как говориться в таких случаях: по маловодью вылезают новые препятствия. К примеру, из-за сужения русла бочка справа на входе становится более значимой. Бочка хорошая: длинная, держащая, после сброса с высокого обливняка. Свечку там можно запросто поймать. Далее участок до пульсирующего вала (который чем меньше воды-тем сильнее, потому как по большой воде это место просто заливает) по маловодью обретает большое количество небольших, но частых косых валов слева, которые выворачивают катамаран боком к шляпе. Зато сама шляпа замечательная: вал набирается на ровном месте как-будто из ниоткуда, клокочет, словно чем-то недоволен, потом резко взмывает вверх, выкидывает вперёд козырёк и с грохотом шлёпается вниз. И всё затихает ненадолго. В этом смысле проходить первую ступень Шабаша ни разу не проще чем по большой или средней воде, потому как ширина реки не позволяет вольготно канализировать под ПБ, а возникшие мелко-средние валы утомляют постоянной отработкой для поддержания нужного курса. Ну и если попасть под шляпу, то эффектная свечка обеспечена. Вторая ступень откровенно слабее, валы не такие мощные как при средней и высокой воде. Появляется некоторый разрыв в валах: череда, потом пауза и выходные три высоких вала.
пор. Каянча-1. N 50®4935.54 E 86®2615.65
После порога правый поворот, по левому берегу бом.
пор. Каянча-2. N 50®5018.09 E 86®2537.34
Шивера с валами до 2 м.
пор. Аяла. N 50®5443.26 E 86®1920.99
За устьем р. Б.Аяла. На входе в центре слив с плиты, бочка 1,5 м. Далее валы до 1,2 м.
пор. Тельдекпень-1. N 51®0701.56 E 86®0940.70
Порог начинается на правом повороте после устья р. Эдиган. Валы постепенно нарастают от 1 до 1,8 м. Начинается длинной, приятной разгонной шиверой на правом поворот, далее плёс, за ним ближе к ЛБ скальные ворота вход в порог. В воротах слив, далее валы до 1,5м. Далее в каньоне со стенками 5 - 8 м большое количество мощных воронок и поганок. Через 300 м ещё один слив, за ним мост, и опять поганки. По нашей воде поганок и турбулентностей было значительно меньше чем по высокой воде, что даёт основание говорить о сильном упрощении порога.
пор. Тельдекпень-2. N 51®0824.17 E 86®1028.91
Следует практически сразу за Тельдекпень1. Мощнее, но короче предыдущего. Особенность порога обильная и исключительно сложная турбулентность. Воронки и поганки постоянно возникают, исчезают и сменяют друг друга. Далее мощные поганки в скальных стенках высотой 6 м.
пор. Еландинский. N 51®1207.74 E 86®0504.47
В центре порога скальные выходы. Валы до 2,5 м. и большие бочки ближе к ПБ. Очень приятный, но короткий порог. Проход по основной струе, в конце которой валы до 2м, следом по центру, чуть правее, обширная бочка. Хороший тренировочный порог. Однако, при бездействии экипажа возможен оверкиль катамарана.
За порогом ГЭС, которая проектировалась еще в 90-гг., но так и не была построена. Ориентир справа на горе вход в местную достопримечательность тоннель. Видно издалека.
пор. Чемальская труба. N 51®2327.83 E 85®5956.71
Находится в скальном сужении русла реки рядом с селом Чемал. Порог шиверного типа, образованный небольшими валами и бочками. На выходе из порога прижим к скале.
пор. Манжерокские ворота. N 51®4942.60 E 85®4608.04
Представляет собой поворот налево от правого берега между скальными выходами, а затем струя разбивается об ещё один скальный выход: левая идёт прямо, правая делает плавный поворот направо и огибает скальник. В поворотах воронки, поганки, валы до 1 метра. После долгого расслабона в этом пороге можно поработать (если не дуть по прямой).
ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ
*Всем стоянкам даны свои имена на основании сложившихся впечатлений. Пояснения можно найти по тексту. Также указано итоговое к ним отношение по трёх бальной системе: понравилась, 50/50, не понравилась. В связи с тем, что из фото-видео оборудования были только нашлемные камеры и то у одного экипажа, фотографии, в основном с воды.
4 день Заброска 23 июля
(1,2 и 3 день добирались до Горно-Алтайска)
Стоянка Суслик - 50/50
Погода: дождь/солнечно, прохладно.
Комары: нет.
Уровень воды: высокий.
В Чибит мы приехали примерно к 17 часам. Встали на нижней поляне и сразу помчались смотреть уровень воды. Река плескалась и полоскала нижние ветви прибрежных кустов вплотную подходя к траве. Предварительная оценка говорила, что вода высокая. Вода была цвета бетона поэтому мы напрягли нашего забросчика съездить в ближайший магазин и купили пятилитровые бутылки с чистой водой. Эти бутылки очень нас выручали весь поход. Поляна ровная, огромная, есть деревца для тени. Вокруг бегают суслики, несмотря на летающих в небе хищников. Единственная проблема это дрова. Мы собирали их везде где можно: вдоль реки, выпиливали сушняк, ходили к дороге
Как только село солнце- сразу наступил холод. А потом ещё набежали тучи и всю ночь поливал дождик. Это была самая холодная ночь в походе.
5 день Стапель-п.Бегемот (ЛБ); 24 июля
Стоянка Бегемот - Понравилась
Погода: переменная облачность, тепло.
Комары: нет.
Уровень воды: высокий
Утро началось со сборки катамаранов. Тем не менее, все сборы были закончены к 12-ти, а в 12-30 мы вышли на воду. Бельгебашские разбои прошли весело и непринужденно. Первое колыхание воды, которое было определено как порог вселило в нас радость, но ожидания от Сумрачного не оправдались прошли походным порядком. Подходя к Буревеснику мы шли левой протокой от острова. Непосредственно перед порогом на правом берегу была замечена оживлённая стоянка туристов скорее всего коммерсов. Сам Буревесник порадовал: мощный порог, где хорошо поработали. Описывать непосредственно схему прохождения смысла нет, поскольку в зависимости от уровня воды она будет сильно различаться. В общем и целом это слалом между камней с прохождением валов и бочек. Непосредственно в конце порога висели на тросах ворота для слалома, а по берегу ходили неприкаянные пионеры. Мы зачалились после порога, отобедали и сходили познакомиться с группой. Наверху был разбит монументальный лагерь: огромное число палаток, кухня с генератором и большими газовыми баллонами, столовая под тентом и прочие блага жизни. По лагерю слонялись подростки, взрослых вообще никого. Дети сообщили, что они из спортивной школы и тут катаются по порогам. Кучей лежали небольшие рафты, стеклопластиковые каяки и каты двушки.
Мы отправились дальше и уже через 40 минут подошли к Бегемоту. Встали перед порогом на левом берегу. Стоянка нам понравилась: дров много, ровно. Ближе к вечеру мимо нас прошла в порог группа на пустых каяках. Одна девушка кричала нам с воды Помогите!, но при этом бодро гребла в самое пекло Бегемота. Наверно шутила А может это был когнитивный диссонанс: одна часть девушки говорила, что надо валить отсюда пока не поздно, а другая утверждала, что вот это самое оно ввалить под вечер в пятёрочный порог. А ещё чуть позже по реке проплыл пустой шлем На этом день и закончился.
6 день. Бегемот (ЛБ); -Турбина (ЛБ); 25 июля
Стоянка Чебрец - понравилась
Погода: солнечно, тепло.
Комары: вообще отсутствовали
Уровень воды: высокий
С утра мы ещё раз просмотрели Бегемота, однозначно определили, что вода высокая, потому как никаких акульих плавников видно не было, да и вообще было однозначно мощнее и полноводнее чем по средней воде.
Разогнавшись, мы сиганули под мост в надежде пробить левый мощный вал, но он всё равно выкинул нас вправо за опору моста. Развернувшись, мы вырулили на центральную струю и старались держаться левой части реки, что определяло регулярные уходы в улова за камнями с последующими разворотами и выставлением катамарана на нижеидущие вали и сливы. Плотный рабочий порог. Ниже порога тоже есть стоянки справа и слева. Причём слева течёт ручей с чистой водой. Бегемот был пройден чисто, без происшествий.
Далее был долгий, долгий сплав с незначительными препятствиями. Прошли почти 50 километров. Особо стоит отметить берега Чуи. По берегам валяются остовы разбитых и утопленных машин. Нами была опознана вазовская пятёрка скрученная в бублик, коляска от мотоцикла (скорее всего Днепр). Были и другие прелести. Из полезного, что было на берегах - мы пополнили наш арсенал запасных вёсел. Ближе к вечеру мы, наконец, подошли к Турбине. Напрягал вопрос стоянки, поскольку ПБ был лысый, крутой и рядом шла дорога. Но перед самым поворотом к Турбине слева оказалась неплохая площадка в тени деревьев, где вполне хорошо можно разместиться. Из минусов: утром пришло стадо коров, которое мы усилено отгоняли от лагеря. С дровами всё хорошо.
7 день; Турбина (ЛБ)-Б.Яломан (ЛБ); 26 июля
Стоянка Визгуны - понравилась
Погода: Солнечно, тепло.
Уровень воды: высокий.
С утра после старта (проплыли мы всего 600 метров) сразу встали на просмотр Турбины. Просмотр по ПБ. Приходилось влезать на крутую горку. Порог красив и мощен. Первоначально мы склонялись к тому, чтобы идти правым сливом. Он смотрелся вроде как проще и без таких адских бочек как в левом. Но правый слив упирался в камень с сильным навалом и это совершенно не радовало. В итоге, было принято решение идти левым сложным сливом. Ключевым фактором успеха было правильно зайти на саму турбину -центробежный поток на скальном выходе посреди реки. А далее разогнавшись на нём прыгали в левую часть слива с обливняка. Финальная бочка, конечно, закусила, но потрепала не сильно. Выгреблись влево на струю и она отпустила.
Сразу после Турбины пошли смотреть Горизонт. Тоже грандиозный порог. Как уже мы указали в описании порога, левая струя первой ступени казалась проще, если не упустить карман на входе в скале куда со всей дури откидывает мощный вал. Мы решили не испытывать судьбу с этим карманом и пошли правой струёй. Правая струя сверху видна не так хорошо как левая, но состояние запирающего выступа ПБ можно оценить. Чтобы в него не влететь надо уже с самого входа в порог выставлять носы влево и отрабатывать против валов. Иначе навал на выступ. Далее (независимо от того какой струёй шли) важно уйти влево. По нашей воде почти сразу за первой ступенью стояли мощные валы через всю реку, так, что выворачивали мы уже почти на самом валу. Перепад высоты, что в Турбине, что в Горизонте значительный. Пороги мощные и достаточно сложные, хоть и короткие. Было интересно.
Остаток Чуи до Катуни одна большая шивера с валами и обливными камнями. Слалома не так много, но вот отслеживать бочки следует внимательно. По берегам уже много турбаз и отдыхающих. После впадения Катунь порадует разве, что перед Инёй. Валы через всю реку, турбулентности. После ининских мостов река успокаивается и до самого Б.Яломана течёт бодро, но спокойно. Стоянка на Б.Яломане нам уже известна и проверена. Находится на ЛБ Б.Яломана. На ПБ Б.Яломана сейчас кемпинг, где много автотуристов. На стоянке с дровами нормально, но нельзя сказать, что завались. Народу порядком. Из особенностей стоянки наличие осыпи от автодороги, которая проходит сверху. В этой осыпи, состоящей из больших валунов, живёт колония визгунов - алтайские пищухи. Их крики поначалу можно принять за крик птицы. Вечером, ночью и утром эти весёлые зверки радовали нас своими перекличками.
8 день Б.Яломан (ЛБ)-Шабаш (ЛБ); 27 июля
Стоянка Пляж - понравилась
Погода: солнце, дождь, облачно, тепло.
Уровень воды: низкий
За этот день мы должны были нагнать упущенное время и войти в изначальный график движения. На реке встретились с группой на катамаранах двойках, которая шла с Юстика (Кокса). Пока шли до Ильгуменя пообщались. Ребята рассказали, что воды в Катуни в верховьях тоже мало.
Ильгумень прошли радостно и непринуждённо на валах нельзя вставать боком. Если по большой воде тебя может положить козырёк на валу, то по малой воде можно просто кильнуться через нижний баллон, потому, что вал крутой. Мы были аккуратны и этого не допустили.
Кадринская труба была в начальной своей части совсем не такая мощная как при высокой или средней воде. Да валы, да сливы есть, да камни, но неразрешимых задач не ставится. Перед Кадринской трубой видели на берегу большую группу на четвёрках, которая натянула сетку на берегу и играла в волейбол. Вот это молодцы! Вот это днёвка! По изначальному плану мы должны встать лагерем посреди кадринской трубы и разбить её прохождение на два дня, но ввиду сдвига сроков мы шли всё за один день, благо время позволяло. На выходе из трубы пошёл гаденький дождик, который то прекращался, то шёл снова.
Обычно перед Шабашом на ПБ стоят коммерческие или туристические группы. В этот раз никого не было. Было только несколько странных людей на гидроциклах, которые шли вверх по течению. Спасики на них были даже не каякерские, а какие-то формально-промокашечные, зато вот шлемы тяжёлые мотоциклетные! Если такой человек окажется в воде по своей ли глупости или по какой другой причине, то выжить ему в Катуни будет проблематично. Как позже мы узнали это такое новое развлечение для богатеньких на Катуни организовали. Но выглядит это с точки зрения безопасности совсем как-то непродуманно и дилетантски.
Шабаш проходили по центру с надеждой попасть под шапку. Но никому не повезло шапка падала в аккурат перед катамаранами. Утешением было взлететь на трёхметровый вал, который был вместо шапки. Зато удалось повариться в бочке перед шапкой. Нельзя сказать, что так было совсем задумано, но данное действо заметно взбодрило народ. Первая ступень заставила попотеть, особенно в части выставления катамаранов на валы. Вторая ступень была пройдена гораздо спокойнее, хотя мы ожидали большего.
После Шабаша встали лагерем на ЛБ после поворота. Там же стояла большая питерская группа. Но места хватило всем, с дровами проблем не было. Дождь закончился и выглянуло солнце.
9 день Шабаш (ЛБ)-днёвка; 28июля
Погода: Солнечно, жарко
Уровень воды: низкий
Наконец после четырёх дней непрерывного и трудового сплава наступила днёвка! Она напрашивалась, мы её ждали и вот она случилась! Да ещё и с погодой повезло! С утра питерская группа ушла и мы остались одни. Купались, валялись, спали, наслаждались короче балдели. Как говориться- отдыхали после хорошего отдыха! Мимо нас проплыли волейболисты, проплыла группа на двойках а мы расслаблялись.
10 день Шабаш (ЛБ) ручей Ороктай (ЛБ); 29 июля
Стоянка Мокрая -не понравилась
Погода: переменная облачность, дождь тепло.
Уровень воды: низкий
Когда выходили, погода была вполне себе хорошая: солнышко, тепло и безветренно. Река стремительно становилась оживлённой: большое количество моторных лодок, которые катают туристов. За данный день мы были должны пройти самый большой километраж. Однако, в связи с маловодьем, скорость течения воды была не такой быстрой как мы рассчитывали, к тому же периодически дул сильный встречный ветер. Пороги, которые были на этом участке, ничего серьёзного из себя не представляли и проходились сходу. Стали редко встречаться коммерсы. Все были однодневки или полудневки. Шли на рафтах, дружно размахивали вёслами после каждой волны на реке и ржали. Раньше много коммерческих групп стартовало от Б.Яломана и шли несколько дней, но в этом году таковых не встретили ни одной. К концу дня пошёл дождь. В итоге мы решили встать лагерем не доходя до плановой точки. Под проливным дождём и ветром мы ставили лагерь на левом берегу недалеко от впадения ручья Ороктай после посёлка Куюс. Это чуть-чуть не доходя до Тельдкпеней. Высокий берег, по краю которого растут низкие берёзки и сосны, а далее ровное песочно-земляное поле. Погода стояла гадостная. Ситуацию усугубляло бедственное положение с дровами: их было крайне мало, а то, что имелось, было в усмерть сырым и гореть категорически не хотело. Даже береста горела через пень-колоду! Огонь разводили под тентом, камнями с реки выкладывали защитные стенки от ветра. Некоторое время за нами наблюдали пасущиеся неподалёку кони, но когда дождь усилился, они в ужасе ускакали Дождь шёл весь вечер и всю ночь. Только под утро он немного утихомирился.
11 день ручей Ороктай (ЛБ)- с. Аюла (ПБ); 30 июля
Стоянка Долгожданная- 50/50.
Погода: солнечно, тепло.
Уровень воды: низкая
Несмотря на утренний моросильник и проблемы с дровами (которые опять не хотели гореть), мы собрались в рекордные сроки и уже в 11 отчаливали. Тут же встретили нашу знакомую питерскую группу и до Тельдекпеня первого шли вместе. В составе питерцев был пакрафт, который кильнулся на входных валах в порог Тельдекпень-1. Поскольку мы шли первыми, то сразу же развернулись дабы подстраховать и выловить. Но наша помощь не понадобилась питерская двойка, шедшая за нами, затолкала пакрафт и человека в ближайшее улово. Помня кипящий Тельдекпень по большой воде, мы опасались, что попадание туда человека вне судна может быть очень опасным, но по нашему уровню воды порог оказался спокойным, без злых прижимов и адских водоворотов. Далее мы подождали немного питерцев в конце порога и увидя, что они продолжили сплав, пошли дальше. Второй Тельдекпень оказался гораздо интереснее первого: во всяком случае, струя и турбулентности там были более ярко выражены.
Погода наладилась и стало даже жарко. Чем ближе мы приближались к Чемалу- тем всё больше появлялось моторок с туристами. Именно они создавали основные трудности при прохождении Чемальской трубы. Вообще Чемал-это местный супер-туристический центр. Но сразу за Чемалом на реку опять нисходит спокойствие. Мы не стали напрягаться и гнать до планового места стоянки на острове после Аноса, а встали на острове (который оказался и не остров) напротив Аюлы. Место, в принципе хорошее. Из-за низкой воды до реки надо идти по длинной каменистой отмели, да и сама вода возле берега мелкая набрать кан проблема. Но с дровами значительно лучше чем на прошлой стоянке и вообще место для стоянки вполне приличное. Мы сразу же вывесили всё сушиться. Вечером по отмели стали бродить какие-то пляжники в шлёпанцам так мы выяснили, что то место где встали островом является только при высокой воде, а сейчас есть только сухое русло, которое отделяет наш остров от большой земли.
12 день с. Аюла (ПБ) п.Ирадаш; 31 июля
Стоянка Остров-понравилась
Погода: солнечно жарко.
Уровень воды: низкая
Стартовали в одиннадцать с копейками. Дошли до Аноса, высадились на берег возле нашей бывшей стоянки и запечатлели строительство на её месте очередной турбазы. Как, интересно, строятся все эти базы у самой воды, если водоохранная зона по закону составляет 50 метров?
Далее после второго моста в Аносе начинается массовый выход комерсов на реку. Именно отсюда начинается самое большое их появление на реке. Катунь успокаивается, разливается рукавами между больших островов и начинает петлять. Сразу за достаточно крутым левым поворотом начинается порог Ирадаш, которого нет ни в одной лоции, но на карте отмечен (потому, что порогом это сложно назвать, хотя скорее всего здесь есть какой-то скальный выход, но он очень не значительный). Несмотря на то, что явных каких-то сливов нет, есть небольшие валы по центру реки между камнями, течение достаточно мощно прёт только вперёд. При этом река разливается достаточно широко. В левой её части есть несколько небольших островов, на одном из которых мы и встали. Угрестись к острову - задача тяжёлая, нужно хорошо поработать. Из плюсов острова: это именно остров, там большие заросли облепихи. Из минусов: могут быть сложности с дровами, а также то, что рядом находится местная рукотворная достопримечательность Голубые озёра. Достопримечательность откровенно халтурная. Местные сделали мини плотину на ручье, впадающем в Катунь и получили запруду с водой, которая более чистая чем в Катуни. И вот к этой запруде специально на моторках возят туристов, и они там окунаются в надежде обрести просветление а потом ходят целый час маятся пока их не заберут обратно.
13 день п.Ирадаш-днёвка; 01 августа.
Погода: солнечно, жарко.
Уровень воды: низкая
Днёвка Мы были как в театре и зоопарке одновременно. В театре, потому, что за завтраком, обедом и ужином мы наблюдали за драмами, которые происходили на пороге Ирадаш при прохождении его коммерсами. Рафты шли с завидной регулярностью по две-три штуки в группе. Туристы визжали перекрывая шум реки, когда инструктор всеми силами старался развернуть рафт боком, чтоб их хоть как-то обдало брызгами в валах между камнями посреди реки. Но были и более осторожные, которые неспешно шли мимо этого развлечения и туристы, замерев с вёслами, смотрели это страшное водное препятствие Ирадаш. Иногда несколько рафтов кучей, точнее борт в борт, сваливались в эти валы и тогда стоял грохот вёсел, как будто команда одного рафта билась с командой другого. Наверно и те и другие пытались грести.
А в зоопарке мы были потому, что другие туристы, те самые, что приезжали поплескаться в запруде, смотрели на нас через протоку как на диковинным обитателей местной флоры и фауны. Стоящие на берегу катамараны, палатки, развешенный по острову шмот на просушку, гордо реющий красный пионерский флаг всё это, видимо, создавало ауру таинственности и аутентичности. Они зачаровано смотрели как мы готовим еду, как моем канны и набираем воду. Даже спрашивали самые смелые: А вы здесь живёте?. Вот так и жили: мы смотрели на коммерсов, а туристы смотрели на нас.
14 день п.Ирадаш-Манжерок (ПБ); 02 августа
Стоянка Памятник-50/50
Погода: солнечно, очень жарко.
Уровень воды: низкая
От Ирадаша до Манжерока идти не так, чтоб и близко. Шли пять часов примерно. Никаких особенных препятствий здесь нет. Главное неудобство-моторки, которых особенно много возле Камышлинского водопада (пос.Барангол). Только непосредственно перед Манжероком есть участок типа шиверы, надводных камней мало. В русле стоят валы, встречаются редкие крупные камни. Самое интересное место на этом участке это Манжероксие ворота. Последний порог на нашем маршруте. Его можно проходить по простому то есть после левого поворота идти прямо или повыпендриваться и постараться пройти полностью всю извилистую линию правой струи после этого левого поворота. Мы, естественно пошли сложным путём. И нашли себе приключение! Возле одного из скальных выходов имелся карман с мощным противотоком. К1 туда заскочил, типа, показать как круто мы можем уйти отстояться, а вот выйти обратно на струю с первого раза не получилось струя шла дугой и отбрасывала катамаран обратно в карман. Только с третьего раза, основательно напрягшись экипаж смог оттуда выйти.
Далее буквально через километр или чуть более чалка на правый берег и антистапель. Ориентир: начало большого острова, который надо обходить справа. Чалка в месте впадения мелкого мутного ручья. Когда мы зачаливались, то стояла жара и светило солнце. Мы быстро раскидали катамараны и вещи на просушку. Но буквально через час набежали тучи, подул ветер и стал накрапывать дождик. Пришлось стремительно собирать все вещи и закидывать под тент. Хорошо, что шкуру и баллоны удалось просушить почти полностью.
Рядом постоянно чалились коммерсы- у них тут тоже была конечная точка. Самые последние приходили уже по темноте, в дожде и холоде. Их быстро грузили в автобусы, рафты в прицепы или на крышу. Вообще стало стремительно холодать.
15 день Манжерок-Бийск; 3 августа
Погода: переменная облачность, вечером дождь, холодно.
Дождь как начался вечером, так и шёл всю ночь и всё утро. Готовили под тентом. К 12-ти часам приехал наш автомобиль и мы отправились в Бийск. По дороге выяснилось, что сегодня воскресенье и транспортные компании не работают, так что отправить нам шмотки не получится. Пришлось напрягать Дмитрия (нашего перевозчика) чтобы он это сделал на неделе. Он всё отправил, за что ему огромное спасибо. Вообще он ответственный человек.
Погода сильно испортилась- температура опустилась до 15-16 градусов и мы кутались в куртки. Пока ждали поезда побродили немного по Бийску и отобедали. Как только оказались в поезде - почти сразу завалились спать. Нет ничего лучше, чем засыпать в поезде!
16-17 день Новосибирск; 4-5 августа
Погода: преимущественно солнечно, холодно.
Новосибирск встретил нас холодом (+9) и дождём. Мы распрощались с нашими товарищами и закинули вещи в гостиницу. Побродили по центру, откушали стэйков, приобщились к киноискусству. Пятого числа посетили термальный комплекс Мира термы. Находится это заведение на окраине города в какой-то промзоне. Ехать на автобусе, потом перейти речку, через гаражи, мимо складов. Обратно уже ехали на такси. Сам комплекс интересен, правда не очень большой. Его главная фишка в том, что под одной крышей собраны парилки в количестве 10 или более штук. Причём все разные на первый взгляд. Каждая имеет какое-нибудь сочное название. Но по большому счёту всего три типа: первый это классические парные (русская или сауна), второй это хамам в том или ином виде и третий тип это травяные бани (то есть пар пропускают через травы). Есть ещё что-то типа аква комплекса, но очень простенького. Особенная фишка-травяные чаи, которые можно пить в комплексе без ограничений и бесплатно. Ну и разного рода купели, опрокидывающиеся вёдра и прочие радости. Несмотря на то, что был будний день, народу было много. В основном женщины и дети.
ВСТРЕЧИ ВО ВРЕМЯ ПОХОДА
Спортивных групп было встречено всего три штуки (не известно заявлялись они или нет). Все шли по Катуни. Условно можно назвать группой каякеров, которые в ночь сиганули в Бегемот. Скорее всего, они шли с сопровождением или туда-сюда катались по Чуе. Вообще на Чуе народу было мало. Живых коммерсов не видели вообще, а кроме каякеров по реке вообще никто не сплавлялся. Только на Буревестнике и перед ним были базовые лагеря для каких-то спортсменов.
На Катуни всё оживление начинается после Урсула (моторки с туристами), а коммерсы на рафтах массово после Аноса. Новое на Катуни гидроциклы в Кадринской трубе. Вообще, на Катуни появляется какое-то неимоверное количество странных достопримечательностей, которые, по большому счёту таковыми не являются. Понятно, что местные стараются выжать максимум денег из приезжих, но всё очень похоже на развод и многие туристы больше не поедут на Алтай после такого. Голубые озёра, платный подвесной мост через реку, пластмассовый скелет в скале возле Чемала неужели это всё, на что хватает фантазии у бизнесменов от туристической сферы?! Мне кажется, что Алтай может позволить гораздо более интересные варианты для курортного отдыха.
ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ
Ориентировочные затраты на поход представлены в таблице
Таблица 6. Ориентировочные затраты.
Статья затрат | Сумма на человека (руб) |
Заброска: Бийск-Чибит (авто); | 8000 |
Выброска Манжерок-Бийск (авто) | 3000 |
Пересылка снаряжения транспортной компанией (1 кат+ снаряга+страховка) Москва- Бийск-Москва | 5600 |
Продукты | 7000 |
Итого | 23600 |
исключая дорогу до\из Бийска |
ВЫВОДЫ
1)К прохождению пятёрочных порогов следует подходить со всей ответственностью. Пороги серьёзные.
2)На данном маршруте встаёт вопрос питьевой воды. Мы решали его путём наполнения пятилитровых бутылок из впадающих чистых ручьёв/речушек.
3)Со стоянками, в принципе, проблем особых нет, но проблемы могут быть с дровами. На нижней Катуни стоять есть где.
4)Маршрут не для тех, кто ищет отрыва от цивилизации. Дикости и первозданности не ждите. Зато есть более-менее устойчивая связь. Но не везде.
5)С рыбалкой беда.
6)Километраж на дневные прогоны следует планировать исходя из уровня воды. Более 70 километров в день планировать можно только по воде выше среднего.
7)Резервные дни обязательно нужны. И не один день, а больше. Как показывает жизнь, потребность в них может возникнуть по совершенно неожиданным обстоятельствам.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Данные по уровню воды в реках. https://allrivers.info/
Данные по погоде https://www.wunderground.com/
Сайт МЧС https://www.mchs.gov.ru
Топографические карты. http://veslo.ru/topomap.html
Спутниковые снимки местности https://www.google.com/maps/
ССЫЛКИ НА ФОТОАЛЬБОМЫ, ВИДЕО ФИЛЬМ И ОТЧЁТ О ПОХОДЕ В ИНТЕРНЕТЕ.
Фотоотчёт:
https://cloud.mail.ru/public/cEXt/dsT9W55bt
Видеофильм 4К:
https://rutube.ru/video/private/a13db85fd58da2974a8c8d406835c22b/?p=KDmOby14N0zN-EaVOylv8g
СХЕМЫ МЕСТ СТОЯНОК И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОРОГОВ








|
|
Это наша кнопка |