Рыбкин Сергей Анатольевич: другие произведения.

Отчет: Кокса-Катунь 2019

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рыбкин Сергей Анатольевич
  • Обновлено: 07/10/2019. 105k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Алтай , 4 к/с , К2
  • Дата похода 19/07/2019 {23 дн}
  • Маршрут: Юстик(кокса)-манжерок (катунь)
  • Иллюстрации/приложения: 14 штук.
  •  Ваша оценка:


    ОТЧЁТ

    о водном туристическом спортивном походе

    четвёртой категории сложности

    по рекам Кокса, Катунь

    19 июля-10 августа 2019 года

    Руководитель: Рыбкин Сергей Анатольевич

      
      
      
      

    Заключение МКК

       Туристско-спортивная маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного туризма-объединения туристов Москвы рассмотрела отчёт и считает, что поход соответствует заявленной четвёртой категории сложности и может быть зачтён всем участникам и руководителю с выдачей справок.
      
       Председатель МКК________________________________
       (подпись) (И.О. Фамилия)
      
      
      
      

    Штамп МКК "_____"_____________2019г.

      
      

    Федерация спортивного туризма

    Объединение туристов Москвы

      

    ОТЧЁТ

       О водном походе 4 категории сложности по Горному Алтаю летом 2019 года
       Сплав по рекам Кокса (от п. Юстик) - Катунь (до п. Манжерок).
       Уровень воды: выше среднего.
       Группа выпущена Московской Городской МКК.
       Маршрутная книжка N1\4-412
       Адрес хранения: Библиотека МГЦКТ г. Москва, ул. Солженицына, д. 17
       Руководитель: Рыбкин С.А. rybkine@mail.ru
       Автор отчёта Рыбкин С.А.
       Фото и видео материалы, представленные в отчёте, сделаны Рыбкиным С.А., Рыбкиным С.С., Прохоровым П.С.
       Содержание отчёта:
        -- Титульный лист
        -- Нитка маршрута 3
        -- Паспорт маршрута 3
        -- Определяющие препятствия 4
        -- График движения 5
        -- Список участников и типы судов 7
        -- Общая идея похода и организация 9
        -- Общие сведения о районе маршрута 10
        -- Заброска\выброска на маршруте. 16
        -- Аварийные выходы, возможность экстренной связи. 19
        -- Обеспечение безопасности. 20
        -- Описание прохождения маршрута и препятствий. 22
       Сплав по р.Кокса 22
       Сплав по р.Катунь 23
        -- Встречи во время похода 28
        -- Финансовые затраты 28
        -- Выводы 30
        -- Перечень использованных информационных ресурсов 31
        -- Ссылки на фотоальбомы и видео фильм по походу. 31
        -- Карты и схемы 32
      
       НИТКА МАРШРУТА
       Москва\Новополоцк\Златоуст - Новосибирск - Бийск - р.Кокса (2 км ниже пос. Юстик) - сплав по р.Кокса и Катунь до пос.Манжерок - Бийск - Новосибирск - Москва\Новополоцк\Златоуст.
       ПАСПОРТ МАРШРУТА
      
       Таблица 1. Район проведения: Горный Алтай

    Вид туризма

    Категория сложности

    Протяжённость активной части

    Продолжительность, дней

    Сроки проведения

      
      
      

    Общая

    Ходовых

    Днёвки

      

    Водный

    4 (четвёртая)

    423

    23

    10

    4

    с 19.07.2019 по 10.08.2019

      
       Спортивная часть: эталонный маршрут 4 к.с.
      -- Сплав по р.Кокса до впадения в Катунь.
      -- Сплав по р.Катунь до пос. Манжерок.
       Пройдены все препятствия водной части маршрута.
       Средства сплава: двухместные катамараны.
       Уровень воды: чуть выше среднего (рис. 1)
       0x01 graphic
      
       Рисунок 1. Уровень воды в реке Катунь.
       ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
       Таблица 2. Характеристика препятствий

    Вид препятствия

    Категория сложности

    Длина препятствия

    Наименование препятствия

    Уровень воды

       Порог

    4-5

    5 км

       Акемский прорыв
       Выше среднего
       Порог

    3-4

    2 км

       Ининская труба
       Чуть выше среднего
       Порог

    4+

    300 м

       Ильгуменский
       Чуть выше среднего
       Порог

    4

    14 км

       Кадринская труба
       Чуть выше среднего
       Порог

    5

    400 м

       Шабаш
       Чуть выше среднего
       Порог

    3

    300 м

       Каянча
       Чуть выше среднего
       Порог

    3-4

    50 м

       Аяла
       Чуть выше среднего
       Порог

    4

    400 м

       Тельдекпень-1
       Чуть выше среднего
       Порог

    4

    200 м

       Тельдекпень-2
       Чуть выше среднего
       Порог

    4

    200 м

       Еландинский
       Чуть выше среднего
       Порог

    3-4

    2 км

       Чемальская труба
       Чуть выше среднего
       Порог

    3

    100 м

       Манжерокские ворота
       Чуть выше среднего
      
      
      
       ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
       Таблица 3. Характеристика участков маршрута

    Даты

    Дни пути

    Участки маршрута

    Км

    Время

    (ЧХВ)

    Заявленный

    Фактический

    19-23 июля

    1-5

       г.Новополоцк/г.Москва/г.Златоуст-г.Новосибирск-г.Бийск-пос.Юстик
       г.Москва-г.Новосибирск-г.Бийск-пос.Юстик

    -

    -

    24 июля

    6

       Стапель
       Стапель

    -

    -

    25 июля

    7

       Пос.Юстик-пос Усть-Кокса
       Пос.Юстик-пос Усть-Кокса

    44

    3.50

    26 июля

    8

       пос Усть-Кокса-устье Акчана (ПБ)
       пос Усть-Кокса-устье Акчана (ПБ)

    44

    4

    27 июля

    9

       Устье Акчана-устье Акема (ПБ)
       Устье Акчана-устье Акема (ЛБ)

    44

    4

    28 июля

    10

       Устье Акема-стрелка Катуни и Аргута (ПБ)
       Устье Акема-стрелка Катуни и Аргута (ПБ)

    17

    1.55

    29 июля

    11

       Днёвка
       Днёвка

    -

    -

    30 июля

    12

       стрелка Катуни и Аргута - (ПБ) выше устья Б.Яломана
       стрелка Катуни и Аргута - (ЛБ) устье Б.Яломана

    48,5

    4

    31 июля

    13

       выше устья Б.Яломана - пор Шабаш
       устье Б.Яломана- 1,4 км за пор Шабаш (ЛБ)

    41

    3.50

    1 авг

    14

       Днёвка
       Днёвка

    -

    -

    2 авг

    15

       Пор. Шабаш-ПБ у устья Эдигана
       1,4 км за пор Шабаш- устье р. Бийка (ЛБ)

    71

    6.50

    3 авг

    16

       ПБ у устья Эдигана - ЛБ 2 км выше пос. Анос
       устье р. Бийка - пос. Анос (ЛБ)

    58

    6.25

    4 авг

    17

       ЛБ 2 км выше пос. Анос- устье Камышла (ЛБ)
       пос. Анос (ЛБ)- пор. Ирадаш (ЛБ)

    12

    1.20

    5 авг

    18

       устье Камышла (ЛБ)- 7 км ниже Манжерок (ПБ)
       Днёвка

    -

    -

    6 авг

    19

       Антистапель, Днёвка (резерв)
       пор. Ирадаш (ЛБ)-7 км ниже Манжерок (ПБ)

    44

    5.00

    7-10 авг

    20-22

       Манжерок-Бийск-Новосибирск-Москва
       Манжерок-Бийск-Новосибирск-Москва

    -

    -

      
      
      
       СПИСОК УЧАСТНИКОВ И ТИПЫ СУДОВ
       Таблица 4. Участники похода

    N

    ФИО

    Год рождения, Место жительства

    Обязанности в группе

    1

       Рыбкин Сергей Анатольевич,
       1973, Москва
       Капитан К-1, Руководитель

    2

       Рыбкин Сергей Сергеевич,
       2005, Москва
       Матрос К-1, Фотограф

    3

       Горохов Василий Юрьевич,
       1980, Новополоцк
       Капитан К-2, Завхоз

    4

       Прохоров Павел Сергеевич,
       1979, Златоуст
       Матрос К-2, Медик
      

    0x01 graphic

    0x01 graphic

    Рыбкин С.А.

    Рыбкин С.С.

    0x01 graphic

    0x01 graphic

    Горохов В.Ю.

    Прохоров П.С.

       В походе использовались катамараны Стриж и Белрафт, исполненные в двухместном варианте.
       Таблица 5. Типы судов

    Катамаран

    Объём, м3

    Балоны

    Тип рамы

    Тип крепления рамы

       Стриж-2 (К-1)

    1,6

       Шкура+пневмокамера
       Дюралевые трубы
       Карманы в шкуре, капроновые вязки
       Белрафт-2ТБм (К-2)

    1,2

       Монобаллон
       Дюралевые трубы
       Карманы в шкуре, капроновые вязки
      

    К-1 Стриж

    0x01 graphic

    К-2 Белрафт

    0x01 graphic

       ОБЩАЯ ИДЕЯ ПОХОДА И ОРГАНИЗАЦИЯ
       Желание посетить красивейшие места нашей страны, одним из которых, без сомнения, является горный Алтай, обусловило организацию данного похода. Выбор конкретного маршрута определился хорошим знакомством с местностью участников похода, хорошей транспортной доступностью, опытом участников. Все участники, кроме самого юного, имеют опыт сплава по рекам 5 категории сложности, половина участников имеет опыт прохождении препятствий шестой категории сложности, что относило данный маршрут к разряду тренировочных.
       В ходе подготовки данного похода были поставлены следующие цели:
        -- Пройти эталонный маршрут четвёртой категории сложности на Алтае.
        -- Провести тренировку элементов управления катамаранами в условиях большерасходной реки и препятствий.
        -- Оценить возможность стоянок в нижнем течении Катуни, в зоне высокой плотности застройки.
        -- Проверить различные логистические схемы доставки снаряжения на маршрут и обратно.
        -- Провести обучение молодого члена команды особенностям рек Алтая и водных сплавов при длительной автономности.
        -- Дать оценку рек Коксы и Катуни на предмет возможности лова рыбы в период июль-август.
       При изначальном планировании похода предполагалось участие трёх экипажей на катамаранах двойках. Однако, в самый последний момент, экипаж Топоркова С.А. и Демакова Д.А. не смог выйти на маршрут по причине утери при перевозки их катамарана транспортной компанией. Об этом стало известно только в Новосибирске, когда все остальные участники уже собрались, а основное снаряжение было доставлено. Поскольку групповое снаряжение было в наличие, продуктов даже в избытке, а опыт имеющихся участников позволял осуществить такой поход в неполном составе, было принято решение выйти на маршрут.
      
       ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
       Скопировано из отчёта А.Лямина, 2015.
       http://veslo.ru/2015/otchet/koktun/koksa_katun.html
      
       Сплав проходил на территории Республики Алтай по рекам Кокса и Катунь, маршрут пролегал в районе Горного Алтая.
        Горный Алтай расположен на территории юго-западной Сибири, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты на территории России - Катунский, Северный и Южный Чуйские достигают высоты 3000 - 4000м, самая высокая точка - гора Белуха (4506 м). Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500 - 2000 м со слаборасчленёнными гребнями, разделённые межгорными котловинами, носящими названия степей - Чуйская степь, Курайская и др.
        Климат Алтая
       На формирование климата Горного Алтая огромное влияние оказывает его географическое положение и сложный рельеф - колебание высот от 350 до 4500 м. Располагаясь на значительном удалении от океанов, Горный Алтай имеет умеренно-континентальный климат с холодной зимой и тёплым летом. Климатообразующими факторами являются: континентальный арктический воздух, свободно достигающий внутренней территории в течении всего года, тёплые и влажные западные воздушные массы, приходящие с Атлантического океана, тёплые юго-западные и южные ветры и формируемые рельефом горной страны местные циклоны и фенообразные воздушные течения. Как правило, определяющим фактором в формировании погодных условий является движение западных воздушных масс.
       Существенное влияние на климат Горного Алтая оказывает рельеф, который образует вертикальную климатическую зональность - зону низкогорного климата (до 500 - 600 м), зону среднегорного климата (от 500 до 1500 м и более), зону высокогорного климата (свыше 2000 - 2500 м). Зимой на территории Республики Алтай господствуют континентальные арктические массы, которые приносят холодный воздух с низкой температурой, северо-западные и западные воздушные массы низкого давления являются источником обильных снегопадов, юго-западные и западные ветры приносят малооблачную и сухую погоду. Средние годовые температуры воздуха в Горном Алтае колеблются в пределах от + 4® на северных и западных окраинах до - 7® в высокогорной зоне.
       В низкогорье, среднегорье и долинах рек зима продолжается 3 - 5 месяцев. Особенно суровые зимы бывают в межгорных котловинах, где происходит застой холодного воздуха. Так, средняя температура января в Чуйской степи составляет - 31,7®, тогда как в районе южной оконечности Телецкого озера только - 8,1®.
       В условиях высокого атмосферного давления в межгорных котловинах имеет место температурная инверсия. На высоте около 450 м, где застаивается холодный воздух, средняя температура февраля - 22,3®, а на высоте около 1000 м - 12,5®. Это вызвано тем, что холодный, более тяжёлый воздух скатывается вниз по склонам и заполняет нижнюю часть долины, образуя "озеро холода". В разных долинах ночное выхолаживание различается в широких пределах, в зависимости от местных условий. Во влажных закрытых долинах на склонах бывает на 10 - 15®С теплее, чем внизу. Утром с восходом солнца воздух прогревается, начинает подниматься вверх и температурные инверсии разрушаются.
       Очень интересная особенность климата во многих горных долинах наблюдается зимой. Это настоящие теплые климатические "оазисы". В них не бывает сильных морозов, устойчивого снежного покрова, постоянно дует ветер. Такие явления наиболее выражены в долинах рек Чулышман и Катунь, у берегов Телецкого озера. Одновременно в соседних долинах температура может быть ниже на 10 - 15®С и господствовать полное безветрие. Причиной всему является "фен" - сухой и тёплый ветер. Причиной возникновения "фенов" является большая разность давлений, которая в течение всей зимы поддерживается над территорией Горного Алтая. Южные районы республики находятся под влиянием Азиатского максимума, а над северными районами часто проходят циклоны - центры низкого давления. В таких случаях по долинам, направление которых совпадает с направлением воздушного потока - с юга на север, развиваются "фены". Метеостанции в долине р. Катуни и в долине Телецкого озера фиксируют более 100 дней с фенами за холодный период года. На земном шаре нет другой такой горной страны, где бы "фены" играли столь существенную роль в формировании климата.
       Также характерна для климата Республики Алтай большая разница абсолютных температур в различных районах. Например, средняя температура января в Чемале - 12,6®, на юге Телецкого озера - 8,1®, а абсолютный минимум температуры в Кызыл-Озеке - 44®, в Кош-Агаче - 55®. В юго-восточных районах (Кош-Агачский) зима малоснежна, что способствует развитию вечной мерзлоты. Переход от зимы к лету совершается очень быстро. В апреле среднемесячные температуры становятся положительными. Весной тёплые юго-западные воздушные массы Средней Азии сменяются холодными арктическими, поэтому тёплая погода часто сменяется холодной. Для весеннего периода среднегорью свойственны большие суточные колебания температур и давлений.
       Лето в Республике Алтай в связи со значительной высотой гор, наличием ледников, вечных снегов, многочисленных рек и озер холоднее, чем на соседней равнине. По мере увеличения высоты на 100 м, температура воздуха падает приблизительно на 0,5®. Наиболее прохладно на высотах свыше 1000 м. Если средняя температура июля в низкогорье и среднегорье составляет + 16®...+ 18®, то на высоте около 2000 м + 8®...+ 10®. Самое жаркое лето бывает в межгорных котловинах, где температура воздуха достигает +30®...+35®. Летом в Республике Алтай господствуют северо-западные и западные воздушные массы низкого атмосферного давления, которые приносят много влаги и отдают её на высотах свыше 1000 - 2000 м, преимущественно на западных склонах гор. Горные хребты, имеющие наибольшие высоты (Катунский, Южно-Чуйский, Северо-Чуйский) получают максимальное количество осадков (2000 - 2500 мм в год), на район горы Белухи приходится 3000 мм в год.
       В среднегорье выпадает 500 - 600 мм осадков в год. Наибольшее количество осадков за год выпадает в Северо-Восточной части Горного Алтая - 700 - 1000 мм и на юго-западе - 1500 мм. Большее количество осадков выпадает во второй половине лета. Максимум приходится на июль, минимум на январь.
       Снежный покров устанавливается в конце октября-ноября. Распределение снежного покрова обусловливается рельефом, силой ветра и его направлением. Наибольшая высота снежного покрова наблюдается на северо-востоке (до 1 м), наименьшая в Чуйской степи (8 см - Кош-Агач). Годовое изменение относительной влажности воздуха противоположно ходу температуры. Самая низкая относительная влажность (35-40%) наблюдается в апреле-мае, а самая высокая (до 70-80%) в декабре-январе. Одним из главных факторов, оказывающих влияние на климат Горного Алтая, является обилие солнечной энергии. Весной солнечного сияния в Горном Алтае больше, чем в Ялте, Сочи, Швейцарском курорте Давос и Байрам Али на юге Туркмении. Приток суммарной солнечной радиации в году достигает огромных величин, сравнимых с суммарной радиацией получаемой курортами Кавказа, Крыма и Швейцарии.
       Особенности рельефа местности.
       На Алтае выделяются три основных типа рельефа: поверхность остаточного древнего пенеплена, альпийский ледниковый высокогорный рельеф и среднегорный рельеф. Древний пенеплен представляет собой высокие горные массивы с широким развитием поверхностей выравнивания и крутыми, ступенчатыми, изменёнными регрессивной эрозией склонами. Над поверхностями выравнивания возвышаются отдельные вершины и небольшие хребты, сложенные более твёрдыми породами с относительными превышениями 200 - 400 м. Останцовые участки пенеплена с высотами более 2000 м видоизменены деятельностью древних ледников - изрезаны карами, изобилуют моренными холмами и озёрными котловинами. Выровненные поверхности древнего пенеплена занимают около 1/3 всей территории Алтая. Это главным образом южные и юго-восточные районы горной области - плоскогорье Укок, Чулышманское нагорье, Улаганское плато. Встречаются участки пенеплена и в среднегорье (Коргонский, Тигирецкий, Теректинский хребты и др.) и в низкогорье. Альпийский рельеф на Алтае поднимается над поверхностью древнего пенеплена и занимает более высокие участки хребтов Катунского, Чуйского, Курайского, Сайлюгема, Чихачёва, Шапшальского, Южный Алтай, Сарымсакты. Альпийский рельеф менее распространён, чем поверхность древнего пенеплена. Хребты с альпийскими формами рельефа - это наиболее приподнятые их осевые части (до 4000 - 4500 м), сильно расчленённые эрозией и морозным выветриванием. Основными формами рельефа здесь являются островершинные пики и карлинги, кары, троговые долины с озёрными котловинами, моренные холмы и гряды, обвалы, осыпи, морозно-солифлюкционные образования. Общая закономерность высокогорного альпийского рельефа на Алтае - выравнивание междуречий и уменьшение глубины долин по мере удаления от осевых частей хребтов к их перифериям. Среднегорный рельеф имеет высоты от 800 до 1800 - 2000 м и занимает более половины территории Алтая. Верхний предел распространения среднегорного рельефа ограничивается плоскостью древнего пенеплена, но эта граница не резкая. Рельеф здесь характеризуется сглаженными, округлыми формами невысоких хребтов и их отрогов, разделённых речными долинами. Обширная, густая гидрографическая сеть способствовала сильному эрозионному расчленению среднегорья. Глубина речных долин достигает 300-800 м. Среднегорный эрозионный рельеф распространён преимущественно в северных, северо-западных и западных частях Алтая. В интервале высот от 1000 до 2000 м он характеризуется массивными скалистыми гребнями, с преобладанием крутых склонов и узкими V-образными или террасированными долинами (Катунь, Бия). В интервале высот 500 - 1200 м верхние части склонов хребтов более мягкие, выровненные. Долины более широкие с хорошо развитыми поймами и с меандрирующими руслами. Выделяется на Алтае и равнинный рельеф, который охватывает периферическую часть горной области и занимает пространство между предгорными равнинами и среднегорьем. Абсолютные высоты колеблются от 400 до 800 м, а в отдельные вершины достигают 1000 м. Рельеф низкогорья характеризуется уплощёнными или куполовидными междуречьями и пологими делювиальными склонами. Вблизи крупных долин и северного "фаса" Алтая расчленение низкогорного рельефа особенно дробное. В некоторых местах он имеет вид скалистого "бедленда" - мелкосопочника. Характерной особенностью рельефа Алтая является широкое распространение внутригорных разновысотных котловин. Они занимают широтные долины-грабены и относятся к областям тектонического опускания. Это Чуйская, Курайская, Джулукульская, Бертекская, Самохинская, Уймонская, Абайская, Канская внутригорные котловины. Некоторые из них располагаются на значительной высоте и поэтому подвергались действию древних ледников, сформировавших рельеф их днищ, другие находятся на низких (средневысотные) уровнях и больше подвергались воздействию аккумулятивной деятельности, являясь вместилищами древних озёрных бассейнов
       Растительность.
       К настоящему времени во флоре Алтая зарегистрировано более 1800 видов растений, около 1000 видов лишайников, что составляет около 50% всей флоры Сибири. На территории Алтая представлены практически все типы растительности Северной Азии, а также широко распространены сообщества центральноазиатских, восточноказахстанских и других типов. В Красную книгу Республики Алтай внесено 136 редких и исчезающих видов растений. В силу многообразия природно-климатических условий среди растений, занесенных в Красную книгу, преобладают реликты и эндемики высокогорий Южной Сибири. Растительность Горного Алтая подчиняется закону вертикальной поясности. На высотах 800 - 1500 м расположен пояс горных степей, выше 1200 - 2400 м горно-таёжный пояс. Ещё выше - 2500 - 3000 м - пояс альпийских лугов, далее субнивальная и нивальная зоны. Горностепная растительность характеризуется почти полным отсутствием леса, низким травостоем и отдельными видами кустарников. Здесь произрастают ковыль, полынь, кохии, заячья капуста. Широко распространены заросли можжевельника. В период цветения можно наблюдать яркие цветы мака, огоньков, золотого корня. Там, где степь переходит в предгорья, появляется тёмно-зеленый пояс широколиственных лесов, горной и лиственничной тайги. Основные лесообразующие хвойные породы: лиственница, ель, сосна, пихта, кедр. Лиственничные представлены берёзой, осиной, черемухой, рябиной. Подлесок горной тайги представлен кустарниками: жимолостью, шиповником, боярышником, смородиной, таволгой, маральником. В лесу обилие ягод, лекарственных трав, грибов. Переходную область между тайгой и альпийскими лугами занимают низкорослые кустарники: полярная береза, низкорослая ива. Альпийские и субальпийские луга встречаются на орошаемых склонах и на увлажнённых ровных участках долин. Цветы на Алтае очень яркие и разнообразные: аквилегия, фиалка, незабудка, примула. Республика Алтай - горная лесная страна. Лесистость её территории составляет более 40%, общий запас древесины - 654 млн. куб. м. Леса Республики Алтай представляют особую экологическую систему. Этот естественный уникальный комплекс оказывает огромное влияние на природу. Лесной фонд Республики Алтай занимает площадь 6,1 млн. га, из них хвойными породами занято 80% (лиственницы - 34,5%, сосны - 1,7%, ели и пихты - 13,6%), мелколиственными -19,5%, где наиболее распространена берёза. Особую роль в регионе играют кедровые леса, характеризующиеся экологическими и ресурсными ценностями. К сожалению, уникальные ресурсы кедровых лесов Алтая до 90-х годов в основном использовались для получения обычной древесины. В этот период кедровым лесам был нанесен существенный экологический ущерб. В кедровых лесах наиболее перспективна организация комплексного использования ресурсов: заготовка древесины, кедровой живицы, сбор кедрового ореха, ведение охотничьего хозяйства. Республика обладает значительным запасом полезных дикорастущих растений. Пищевые растения представляют большой интерес с точки зрения их промышленного освоения. На Алтае имеется значительная группа пищевых растений, продукция которых может заготавливаться в промышленных масштабах. Это, прежде всего орешки сосны кедровой сибирской, папоротник-орляк, облепиха, малина, брусника, смородина и др. Многие виды флоры Алтая содержат химические вещества, оказывающие лекарственное воздействие на организм человека. Около 100 видов растений в настоящее время используются в фармацевтической промышленности и еще больше - в народной медицине. Лекарственные растения Алтая - это тот "золотой" фонд, правильное использование которого может приносить республике значительные доходы. Среди ценнейших видов лекарственных растений, прежде всего, следует отметить маралий корень, золотой корень, исландский мох, облепиху, бадан, курильский чай, зверобой, адонис и солодку. Флора Алтая насчитывает сотни видов растений, являющихся хорошими медоносами. Особенно велико их количество в Северо-Западном и Центральном Алтае, где дальнейшее развитие пчеловодства очень перспективно. Экологически чистые алтайский мед и другие продукты пчеловодства вполне конкурентоспособны на мировом рынке. Растительный покров Алтая имеет мощный ресурсный потенциал, рациональное использование и сохранение которого - также необходимое условие для устойчивого развития республики.
       Животный мир Республики Алтай представлен 80 видами млекопитающих, 300 видами птиц (из которых около 250 гнездящихся), 44 видами рыб, 7 видами пресмыкающихся, 2 видами земноводных и большой группой беспозвоночных животных. Многие из них занесены в Красную книгу (снежный барс, хорь перевязка, кот манул, белка телеутка, журавль красавка и др.). В фауне представлены животные и птицы, встречающиеся исключительно в высокогорной зоне: аргали (горный баран), бун (горный козел), ирбис (снежный барс), беркут. Среди животных тундры встречаются северный олень, тундряная куропатка. В лесах Республики Алтай живут белка летяга, бурундук, соболь. Лоси водятся в северо-восточной части Алтая, в Прителецком районе, в тайге по реке Башкаус. Дикий олень марал сбрасывает весной рога, в которых содержится полезное вещество пантокрин. В основном маралы встречаются в горнолесных районах. В хвойных лесах водится кабарга - самое маленькое из парнокопытных животных. Охотятся на кабаргу главным образом ради мускусной железы, которая служит сырьем для парфюмерии. Почти повсеместно в тайге распространен бурый медведь - наиболее типичный представитель лесных массивов. Также в лесах республики встречаются рысь, росомаха, выдра, горностай, барсук, крот. В малоснежных местах обитают косули, волки, рыси, лисицы. Реки и озера Алтая богаты рыбой. В реках предгорий водятся щука, язь, налим, стерлядь, окунь, елец, чебак, ёрш, пескарь. Для горных рек республики характерны хариус, таймень, голяна, щиповка. Только в Телецком озере обитают 14 видов рыб. Охотничья фауна насчитывает 33 вида млекопитающих и 34 вида птиц, поэтому регион, издавна считался и сегодня считается одним из лучших охотничьих регионов Западной Сибири.
       Характеристики рек.
       Наиболее значительными реками Алтая являются Катунь, Бия, Чуя, Бухтарма. Все реки обского бассейна отличаются быстрым течением. К основным сплавным рекам относятся: Катунь, Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба, проще Ануй, Чарыш, Песчаная, Кокса. Основным источником питания алтайских рек являются осадки. На наиболее высоких вершинах алтайских хребтов имеются ледники, также питающие реки: ледниковое питание составляет до 10% всего водосбора. Много на Алтае и озёр - более 3500, из них наиболее интересны Телецкое и Маркароль. Сплав по рекам возможен с мая по октябрь, оптимальное время - с июля по сентябрь. От слияния рек Бии и Катуни начинается река Обь - третья по водоносности река России (после Енисея и Лены). В процессе сплава прикинули, что за пройденные нами 400 км падение реки относительно уровня моря составило примерно 750 м, а за оставшиеся до Карского моря около 3800 км Катунь и далее Обь снизятся лишь на 280 м.
       Река Кокса ("синяя река") расположена на юго-западе Республики Алтай и протекает по территории Усть-Канского и Усть-Коксинского районов. Река берёт начало после слияния рек Хойдун и Ночная в центральной части Холзунского хребта и впадает в Катунь возле села Усть-Кокса. Многочисленные мелкие притоки, сливаясь, формируют значительную горную реку, имеющую, однако, довольно спокойное течение в нижней половине. В устье Кокса уже широкий и стремительный поток, после слияния с которым Катунь становится сразу полноводнее. По площади бассейна (5600 км«) Кокса является вторым после Чуи притоком реки Катунь. Русло каменистое, к началу июля уровень воды значительно падает. В реке Кокса много рыбы, есть возможности для сплава.
       Катунь (катун) в переводе с древнетюркского означает "женщина". Катунь - основная водная артерия Горного Алтая. Она берёт начало на южном склоне Катунского хребта у г. Белухи с ледника Геблера. Длина её водостока составляет 688 км; площадь водосбора 60,9 тыс. км«. По общему характеру долины, Катунь делится на три участка: верхняя Катунь (от истоков до впадения Коксы), средняя Катунь (от Коксы до Сумульты), нижняя Катунь (от Сумульты до слияния с Бией). На верхнем участке Катунь обладает наибольшими уклонами с общим падением до 1000 м, принимая множество притоков с южного и западного склонов Катунского хребта. Средняя Катунь проходит среди высоких горных хребтов (общее падение около 400 м). Ниже поселка Тюнгур до реки Аргут Катунь течет в порожистом ущелье. От Аргута до реки Чуя и несколько ниже, она протекает среди высоких террас и бомов. Нижняя Катунь располагается в области средне- и низкогорья, общее падение также около 400 м. Преобладающий характер долины - всё более широкое развитие террас. Из притоков на этом участке наиболее значительными являются реки Чемал и Сема. Ниже села Майма река приобретает степной характер. Катунь, сливаясь с Бией, образует реку Обь, одну из самых крупных в Сибири. Вдоль средней и нижней Катуни проходит Чуйский тракт, отклоняясь от реки на участке от устья Семы до устья Бол. Ильгуменя. Правым берегом от Усть-Семы до села Куюс идёт Чемальский тракт. В долине средней Катуни население немногочисленно, от реки Бол. Ильгумень до Куюса берега вообще не обжиты. Плотность населения значительно возрастает в окрестностях Чемала, и далее деревни и поселки идут сплошной чередой. Долина нижней Катуни от Чемала до Маймы (особенно правобережье) - оживленный туристский центр Алтая.
      
       ЗАБРОСКА\ВЫБРОСКА НА МАРШРУТЕ
       Бийск-Юстик
       Попасть на стартовую точку маршрута возможно из следующих городов: Новосибирск, Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск. На текущий момент, а именно на 2019 год, возможна прямая заброска автотранспортом из этих городов напрямую в посёлок Юстик на реку Кокса. Многие перевозчики это предлагают. Однако, только два последних варианта (выезд из Бийска и Горно-Алтайска) предоставляют возможность уложиться до 12-ть часов езды автотранспортом, поскольку большее время в автомобиле сильно подрывает физические, моральные и финансовые силы туристов. При том, что Горно-Алтайск находится ближе к конечной точки заброски, чем Бийск, выбор пал на последний, в связи с тем, что, в отличие от первого, до этого города имеется железнодорожное сообщение. Поскольку основной объём снаряжения перевозился по железной дороге, то логичным виделся именно вариант отправки из Бийска. Машина идёт прямо до реки около 8 часов, пешая часть отсутствует.
       Новосибирск - Бийск
       До Бийска команда добиралась поездом N601, отправляющимся из Новосибирска в 22-25. Также, до Бийска возможно добраться и с помощью автобусного сообщения, однако это менее комфортно и удобно по сравнению с поездом. Наше решение отправляться из Новосибирска в Бийск было обусловлено тем, что в Новосибирске была назначена встреча всех участников похода: один человек ехал на поезде из Москвы со всем групповым снаряжением, ещё один - из Златоуста, двое прилетали самолётом из Москвы. В принципе, в расписании РЖД есть прицепной вагон маршрутом Москва-Бийск, идёт он трое суток и, при желании, такой вариант также может быть рассмотрен.
       Учитывая, что значительную часть пути снаряжение проделывает по железной дороге, уместным будет сказать, что в связи с модернизацией плацкартных вагонов, вопрос размещения двухметровой рамы от катамаранов встаёт особенно остро. Если раньше её можно было спокойно разместить на третьих полках перекинув через проход, то теперь такой возможности, зачастую уже нет (на третьих полках появились перегородки со стороны прохода). Вопрос решается либо с помощью багажного купе (куда, также надо брать билет), либо размещением рамы в глухом тамбуре, что не всегда возможно.
       Также, чисто теоретически, существует вариант заброски самолётом сразу из Москвы в Горно-Алтайск. Самолёты летают как прямым рейсом (авиакомпания Сибирь и Победа), так и с пересадкой. Учитывая, что длина рамы 2 метра, то она может лететь негабаритным багажом, также как и в случае перевозки лыжного оборудования. Однако, учитывая вес снаряжения, стоимость такой перевозки будет просто космическая, поэтому такой вариант нами не рассматривался.
       Выброска производилась по аналогичной схеме, что и заброска, за исключением того, что катамараны и часть снаряжения были отправлены транспортно-экспедиционной кампанией (Главдоставка https://glav-dostavka.ru/) из Бийска в Москву и Новополоцк. Стоимость доставки приятно удивила: 83 килограмм веса стоило отправить в Москву 900 рублей! Компания предлагает доставку и до дверей, чем мы воспользовались в случае с Новополоцком. Использование транспортной компании позволило существенно сэкономить время (из Новосибирска все, кроме одного участника похода, вылетели самолётом), значительно облегчить труды по тасканию вещей. Общая нитка выброски: Манжерок - Бийск (авто) - Новосибирск (поезд) -Москва/Новополоцк/Златоуст (самолёт/поезд).
       Возможные разумные варианты заброски (по аналогии возможна и выброска) обобщены в таблице 6. За отправную точку взята Москва.
       Таблица 6. Варианты организации заброски по маршруту Москва-Юстик.

    N

    Люди

    Снаряжение

    Полюсы/минусы

      

    нитка

    транспорт

    нитка

    транспорт

      

    1

       Москва-Новосибирск

    жд

       Москва-Новосибирск

    жд

       +вещи под присмотром;
       +дёшево;
       +возможность сбора в Новосиб с др. участ.
       -очень долго;
      
      
       Новосибирск-Бийск

    жд

       Новосибирск-Бийск

    жд

      
      
       Бийск-Юстик

    авто

       Бийск-Юстик

    авто

      

    2

       Москва-Бийск

    жд

       Москва-Бийск

    жд

       +Вещи под присмотром;
       +Дёшево;
       +Мало таскать вещи;
       -Очень долго;
      
      
       Бийск-Юстик

    авто

       Бийск-Юстик

    авто

      

    3

       Москва-Новосибирск

    авиа

       Москва-Бийск

    эксп

       +Достаточно быстро;
       +Умеренная стоимость;
       -Риски задержки груза транспортной компанией.
      
       Новосибирск-Бийск

    жд

      
      
      
       Бийск-Юстик

    авто

       Бийск-Юстик

    авто

      

    4

       Москва-Новосибирск

    Жд/авиа

       Москва-Новосибирск

    Жд/эксп

       +Мало таскать вещи;
       +Умеренно долго;
       -Дорого;
       -Не все вынесут два дня в авто.
      
       Новосибирск-Юстик

    авто

       Новосибирск-Юстик

    авто

      

    5

       Москва-Горно-Алтайск

    авиа

       Москва-Бийск

    эксп

       +Очень быстро;
       +Мало таскать вещи;
       -Очень дорого;
       -Риски задержки груза транспортной компанией.
      
       Горно-Алтайск-Юстик

    авто

       Бийск-Юстик

    авто

      

    6

       Москва-Горно-Алтайск

    авиа

       Москва-Горно-Алтайск

    авиа

       +Ооочень быстро;
       -Ооочень дорого.
      
       Горно-Алтайск-Юстик

    авто

       Горно-Алтайск-Юстик

    авто

      
      
      
       С нашей точки зрения, наиболее оптимальным является третий вариант организации заброски/выброски.
      
       АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ, ВОЗМОЖНОСТЬ ЭКСТРЕННОЙ СВЯЗИ
       К плюсам данного маршрута можно отнести то, что сотовая связь ловится на большей части маршрута. За исключением Акемского прорыва и до Ини, далее есть участок без связи в Кадринской трубе до пор. Шабаш и с десяток километров после пор.Шабаш. В остальных местах по маршруту сотовую связь можно поймать без особых проблем практически на всём протяжении.
       В плане аварийных выходов маршрут также достаточно благоприятен. От Юстика и до Усть -Коксы автомобильная дорога идёт по левому берегу. Далее после Мульты и практически до самого Акемского прорыва также есть дорога на левом берегу, по которой вывозят коммерческих туристов. В самом Акемском прорыве непосредственно у берега дороги нет - она отходит от реки и идёт по горам. Возвращается к реке только в районе стрелки Катуни и Аргута. Мы видели достаточное количество пеших групп, которые шли вниз по течению Катуни. В случае аварийной ситуации во второй части Акемского прорыва имеет смысл спускаться к его окончанию и выходить на эту дорогу, двигаться в посёлок Инегень. Ниже по течению Катуни, в районе выхода к реке Чуйского тракта, построен новый мост через Катунь, который связывает Инегень с правым берегом. В этой связи, выход на дорогу возможен, практически на всём протяжении реки до пор.Ильгумень. Дорога уходит влево и возвращается к реке в районе р.Урсул. После Урсула, практически всегда имеется возможность выйти в жилую зону или на автодорогу. При аварии на участке Кадринская труба-Урсул возможно или вернуться по тропе левого берега к Чуйскому тракту, или же решаться на аккуратный сплав по Катуни до Урсула с обносом Шабаша. Шабаш обнести относительно несложно.
       Следует отметить, что для аварийной связи и помощи, возможно использовать коммерческие группы, которые в большом количестве стартуют от Б.Яломана и всё более прибавляются по мере приближения Манжерока.
      
       ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
       Важным аспектом при подготовке и осуществлении похода было уделить достаточное внимание вопросам обеспечения безопасности. В этой связи, мероприятия были разделены на следующие категории:
        -- Предварительное ознакомление с маршрутом.
        -- Предварительная подготовка участников и снаряжения.
        -- Планирование графика движения с учётом подготовки участников, сложности препятствий и возможных чрезвычайных ситуаций.
        -- Использование средств связи в походе и определение порядка прохождения препятствий и страховки.
        -- Оптимизация бытовой составляющей похода в целях минимизации потерь времени и сил.
        -- Обеспечение технических возможностей средств аварийной связи.
        -- Регистрация группы в МЧС.
       По каждому пункту было выполнено следующее:
        -- Изучение отчётов других групп на сайтах veslo.ru, tourism.ru, whitewater.ru, tlib.ru. Просмотр и детальный разбор видео по прохождению ключевых порогов на реке Катунь на сайте youtube.com:
       https://www.youtube.com/watch?v=pggtXHvb48I&t=37s
       https://www.youtube.com/watch?v=RQG38zQbegM&t=80s
       https://www.youtube.com/watch?v=y_BvZVlh8bY
       https://www.youtube.com/watch?v=HoUiprR3nEw
       https://www.youtube.com/watch?v=1eZSm7zyzWw
       Также, отдельно изучалась специализированная литература по оказанию медицинской помощи в походах ("Медицинский справочник туриста" Коструб А.А.).
        -- Все участники похода осуществили тренировочные выходы на воду в целях совершенствования спортивного мастерства. В частности, с самым молодым участником был проведён цикл тренировок по траверсу струи и чалке, отработаны основные технические приёмы гребли, отработаны действия при перевороте и при спасении другого экипажа с воды и с берега и пр. Другие участники похода совершили тренировочные выходы на реки Грузии и Урала.
       В качестве подготовки технического обеспечения была проведена предварительная сборка-разборка катамаранов, в том числе нового бескамерного (моноболонного) катамарана Белрафт, для которого этот поход должен был стать первым. Также проверено и отремонтировано индивидуальное снаряжение, докуплены недостающие материалы в ремкоплекты и аптечку.
       Все участники похода имели необходимое индивидуальное снаряжение для безопасного и комфортного сплава: спасательные жилеты (надувного типа и с наполнителем типа "пенка"), неопреновые костюмы (один член команды ходил в сухом гидрокостюме), неопреновые перчатки и шлемы, защитные штаны и куртки типа "Тритон", шлемы. Также, каждый имел при себе стропорез. Каждый катамаран был укомплектован минимум одним спасательным концом, запасные вёсла имелись из расчёта два на один катамаран. Поскольку крепление запасных вёсел на раму должно обеспечивать, с одной стороны, возможность быстро их отцепить, а с другой стороны, надёжно удерживать вёсла в порогах при прохождении валов и деформации рамы, на К-1 была испытана в походных условиях новая система крепления на основе липучек и резиновой ленты. Система показала свою надёжность и удобство в эксплуатации.
        -- График движения рассчитывался исходя из того, что необходимо постепенно наращивать нагрузки на экипажи, дать время на "раскатку", почувствовать реку и суда. Вторым важным посылом, при составлении графика, было предусмотреть резервные дни после ключевых препятствий (Акемский прорыв, Шабаш) для потенциального ремонта и отдыха членов команды. В этой связи по плану в первые "раскаточные" дни не предусматривалось значительных расстояний, нагрузка, в этом плане, нарастала постепенно.
       Также, было решено не устраивать авральных стартов, как это часто практикуется в других группах (когда выплывают, чуть ли не вечером в день заброски). На стапель был отведён полноценный день, что позволило на следующий день спокойно выйти и пройти запланированный участок маршрута. Следует отметить, что такой подход себя полностью оправдал и ни у кого не было ощущения загнанности и глобальной усталости несмотря на то, что на конечных отрезках дневная норма составляла более 60 км.
        -- Для оперативной связи между экипажами в походе использовались рации LPD диапазона Midland помещенные в геропакеты. С утра каждого дня перед отплытием для всех обозначался километраж на день, основные препятствия, порядок движения, прохождения и страховки. Ключевые препятствия просматривались.
        -- Для минимизации времени на постановку лагеря и разведение костра нами использовалась костровая конструкция, идея которой позаимствована у Воротынцева М.А. Эта конструкция, заранее изготовленная в Москве, позволяла в самые кратчайшие сроки размещать над огнём котлы невзирая на окружающую местность и условия, при которых горел костёр. Кроме того, в сплавные дни для сокращения времени на обеды не теряя, при этом, в их качестве, мы использовали термосное питание. На завтраке дежурные сразу варят суп для обеда и разливают его в термоса (термос на экипаж), также варится чай (разливается в отдельные термоса) и выдаются на день сухофрукты, орехи, конфеты, колбаса и пр. При таком подходе, время на обед от момента причаливания к берегу до момента отчаливания (что важно - вне зависимости от погоды и ландшафта!!!) в среднем составляло 40 минут. Вышеприведённые мероприятия позволили команде:
      -- существенно экономить время, как при сплаве, так и на берегу, что позволяет не выбиваться из запланированного графика движения;
      -- чувствовать психологический комфорт. Люди фокусируются на реке и препятствиях, а не на голоде, холоде или других драматических обстоятельствах (очень часто, ввиду плохих погодных условий или временного цейтнота, группам, исповедующим разведение костров в обед, приходится отказываться от полноценного обеда и, в лучшем случае, переходить на холодный сухпаёк);
      -- В графике движения практически исключаются варианты, когда люди могут оказаться голодными;
       Всё это повышает безопасность путешествия и минимизирует риски в какой-то их части.
        -- Для обеспечения зарядки сотовых телефонов, радиостанций и видео камер нами использовались два типа устройств: паурбэнк (аккумулятор) и солнечные панели. Учитывая, что аккумуляторы априорно конечны и величина их заряда зависит от окружающей температуры и влажности, наличие солнечных панелей обеспечило нас, практически, неиссякаемым источником энергии. Даже при солнце за облаками она была способна выдавать заряд.
        -- Согласно новым правилам, наша группа зарегистрировалась на сайте МЧС (https://forms.mchs.ru/service/registration_tourist_groups). Правда, обещанного звонка из МЧС руководителю группы так и не поступило, пришлось звонить самим в алтайский МЧС, где подтвердили, что наша группа зарегистрирована и выдали телефон, по которому следует отзвониться из контрольных точек, что мы и сделали. Помимо этого, традиционно, отправляли смс в турклуб.
      
       ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА И ПРЕПЯТСТВИЙ.
       Поскольку отчётов по рекам нашего маршрута существует великое множество (veslo.ru, tourism.ru, whitewater.ru, tlib.ru), то в рамках данного отчёта мы подробно будем останавливаться на наиболее интересных препятствиях, с нашей точки зрения, и местах стоянок. В качестве эталонной взята лоция из маршрута 1999 года Валентина Юрина как наиболее полное и корректное описание. Нумерация препятствий сохранена в исходном варианте для быстрой привязки к карте первоисточника.
       Сплав по Коксе
       Начать описание сплава по Коксе хочется с того, что попытка встать на стапель выше Юстика не увенчалась успехом. Упоминавшаяся в отчётах верхняя поляна оказалась сильно заболочена, подъезд к ней на Газели был сильно затруднён, поэтому мы решили проехать ниже Юстика 2 км и гарантированно оказаться возле реки. Место для стапеля действительно удобное: ровная поверхность, нормальный подход к воде, нет проблем с дровами. Один минус - в течении суток непрерывно шёл дождь.
       Кокса имеет течении порядка 6-8 км/ч и из препятствий можно отметить только слабо выраженные шиверки и быстротоки. Серьёзных препятствий нет. Коксу мы прошли за один день и по плану встали лагерем на правом берегу в Усть-Коксе, на острове, который является стрелкой с Катунью.
       С грустью можно отметить, что все попытки что-либо поймать в Коксе полностью провалились. Не было ни поклёвки!
       Сплав по Катуни
       Практически сразу после впадения Коксы, Катунь разбивается на множество проток и начинаются разбои. Главной опасностью можно назвать свисающие или упавшие с берега деревья, куда может занести расслабленный экипаж течение. До устья Акчана, после Мульты (ориентир - мосты через реку) река опять собирается воедино и кое-где встречались шиверы с валами до 1 метра.
       Стоянка перед впадением Акчана на правом берегу метров за 200. Место хорошее, удобное, но комаров много. Рыба опять не ловилась!
       Далее:
       47 -- 57. Простые шиверы. На общем фоне можно выделить препятствие 52 (за устьем реки Нижний Кураган) -- валы до 1,0 м. В остальных валы не более 0,7 м.
       58. Шивера перед устьем реки Деты-Кочек. Валы до 1,2 м.
       59. Шивера сразу за устьем реки Деты-Кочек. Валы до 1,0 м.
       60. Шивера на левом повороте за устьем реки Деты-Кочек. Валы до 1,5 м.
       Стоянка чуть ниже впадения Акема на левом берегу. Шикарная полка, куда может поместиться не одна группа. Дров хватает. Для нас единственным правдоподобным объяснением того, что многие группы останавливаются на правом берегу- наличие дороги на левом. Однако, какого-либо дискомфорта по этому поводу мы не испытывали - никто не ездил. Рыбачили уже в два спиннинга - опять безрезультатно!
       С утра наблюдали два больших коммерческих рафта набитых наполовину детьми без шлемов и в гигантских спасжилетах. Мы были в ужасе: неужели они пойдут в Акемский прорыв?! Но, к счастью, они зачалились буквально через километр на отмель левого берега, где их уже ждала машина.
       Акемский прорыв. Первое интересное препятствие на нашем маршруте. Правый берег крупноглыбовый, левый в основном отвесная скальная стенка. Прорыв состоит из 8 ступеней, расположенных равномерно по всему прорыву и разделённых быстротоком по 200 - 700 м, характер которых сильно зависит от уровня воды. В большей части ступени представляют мощные шиверы с валами 1,5 - 3 м (в сужении реки или без оного), кое-где есть бочки. Учитывая наш уровень воды (выше среднего) обратило на себя внимание то, что многие, так называемые ступени, были залиты и ожидаемых ужасных бочек и валов не было, однако это было кажущейся лёгкостью: валы были, хоть и меньше по высоте, но более жёсткие. Река, что называется, пёрла и поэтому от экипажей требовалась концентрация и постоянная собранность. Вместе с тем, при должной работе, между ступенями возможно зачалиться и отдохнуть, что мы и делали несколько раз. Страховку осуществляли с воды, связь держали по рациям. При прохождении данного препятствия следует иметь ввиду, что основную опасность представляют не столько отдельные элементы, а совокупная напряжённость сплава. В случае накопленной усталости возможны аварийные ситуации даже при достаточной квалификации экипажей. Заканчивается Акемский прорыв как-то внезапно: хочется ещё, а уже всё кончилось...
       Стоянка на стрелке Катуни и Аргута. Очень хорошее место для стоянки с туристическим музеем, располагается на правом берегу реки. Стоянка большая, чистая, ровная. Единственное неудобство - дрова надо было поискать. На этом месте у нас была днёвка, поэтому мы смогли нормально порыбачить и, наконец, поймали хариуса. Также, по словам нашего главного рыбака Павла Сергеевича, сорвался таймень. Пока часть нашей группы нежилась на солнышке и думала о великом, созерцая окрестные красоты, экипаж К-2 пошёл смотреть порог Атланты на Аргуте. По завершении этой экскурсии, ребята лихо прошли порог Выходной (он же Ворота).
       Поскольку все члены команды, кроме одного, бывали на Катуни, то из дальнейших препятствий мы просматривали только пороги Ильгуменский и Шабаш.
       После стрелки Катуни, Аргута и до посёлка Иня располагается препятствие Ининская труба. ПБ - скальный, ЛБ - обрывистый, засыпан крупными камнями. В реке валы, отдельные бочки. Сложная картина течений, развитая вертикальная турбулентность -- "воронки", "поганки". Сложности не представляют, шли походным порядком.
       Оценили запланированную стоянку на правом берегу выше посёлка М.Яломан, которой, судя по отчётам, пользовались несколько групп. Стоянка нам не понравилась: песок, далеко от воды, с дровами не всё так хорошо. В итоге было принято решение идти дальше до устья Б.Яломана.
       Стоянка на Б.Яломане достаточно удобна и находится на левом берегу. Мы встали после впадения реки. Сверху проходит дорога. На другом берегу находится что-то типа кемпинга, где останавливаются авто-туристы и начинают сплав коммерческие рафтеры. Достаточно оживлённо, но друг другу никто не мешает. Между палатками у коммерческих туристов бродили сурки. Попытки поймать рыбу ни к чему не привели, но мы уже почти свыклись.
       Порог Ильгуменский 4+. В этом месте чуйский тракт уходит влево от реки. Ориентиры: база на левом берегу, плавный правый поворот, справа песчаный пляж. В сужении русла цепочка валов в пределах 2 -- 3 м с обильными пенными гребнями. Ближе к правому берегу в русле большой валун и слева от него "бочка" внушительных размеров. Далее под левым берегом "бочка" с обратным водоворотом и после, на выходе, цепочка пульсирующих валов. Просмотр порога возможен как слева, так и справа. Следует отметить, что если зачаливаться для просмотра непосредственно на пляж правого берега, то оптимально зайти в порог уже не получится - придётся пробивать мощную бочку на входе под правым берегом. Оптимальным, с нашей точки зрения, является заход в порог ближе к левому берегу по языку и после череды валов уход под правый берег. Страховку осуществляли с воды после первой ступени.
       Шиверы за правым притоком Айлагуш до р.Кадрин.
       Кадринская труба 4+ От устья Кадрина до порога Мешок. Серия сужений в скальных берегах, валы до 1,8 -- 2,0 м. Наиболее мощные шиверы в начале участка, наиболее сложные -- ближе к концу. Учитывая предыдущий опыт сплавов во Катуни, мы не ожидали от этого препятствия ничего особого. Однако, по нашему уровню воды в сужениях валы стояли достаточно жёсткие и требовали активной работы от экипажей. В целом, несмотря на кажущуюся простоту, следует внимательно отнестись к этому препятствию: скорость течения достаточно высокая и отрабатывать необходимые манёвры требуется в полной мере. Окрестности очень живописные, места для стоянок хорошие. В лесу много земляники.
       Мешок. Завершает Кадринскую трубу. Сейчас не представляет ничего сложного: простой слив в небольшое круглое озерцо в высоких скальных стенках. На его выходе справа большая стоянка, где было замечено несколько групп туристов на катамаранах и коммерческих на рафтах.
       Шабаш 5. Находится в 2,2 километра от стоянки после порога Мешок. Просмотр по правому берегу. Ориентиры: слева большая галечная отмель, справа характерный большой скальник. Первая ступень на правом повороте. На входе валы, бочки до 1,5 м. Вблизи от ПБ стоит скала, влево от неё - жёсткая бочка 1,5 м. Почти сразу за ней расположен основной слив: в центре пульсирующая бочка 2,5 м, слева косые бочки до 1,5 м, справа чисто. На выходе валы до 2 м. Проход ЛБ обходя бочки основного слива слева не представляется оптимальным, если нет желания попасть в самый пульсар, классически проход осуществляется по ПБ - бочку рядом со скалой обойти по левому краю и сразу уходить вправо, чтобы пройти основной слив правым краем. Вторая ступень через 300 м после первой. На входе слева бочки до 1,5 м, сливы через плиты; справа слив 1,5м с жёсткой косой бочкой; по центру чистая струя с валами до 2,5 м. В конце порога два пульсирующих вала, высотой до 3 м. Проход по центральному сливу с дальнейшим уходом влево от пульсара.
       Учитывая наш уровень воды, порог Шабаш выглядел несколько иначе, чем в 2017 году. Явной ямы перед пульсаром не было, течение было более ламинарным и сглаженным. Вместе с тем, бочки и валы на периферии первой ступени стали более масштабными и жёсткими. Экипаж К-2 прошёл по центру через пульсар, который смог только довернуть нос катамарана вправо, и через валы ушёл под правый берег на страховку. Экипаж К-1 пошёл по более традиционному маршруту: обошёл бочку под скальником ПБ справа и обошёл пульсар справа. Далее траверс струи под левый берег и проход второй ступени по центру с уходом влево на страховку. К-2 прошёл второй слив по центральной струе, по валам. Следует отметить, что при более высоком уровне воды порог Шабаш требует качественной работы от экипажа на всех участках. Для манёвров значительно меньше времени и вода гораздо более жёсткая. Необходимо заранее точно спланировать линию движения и точно ей следовать, не тратя время на лишние манёвры. Одним из ключевых факторов успешного прохождения порога Шабаш и Ильгуменский, помимо всего прочего, является постоянная положительная скорость судна. Сразу после окончания порога Шабаш река делает левый поворот, где на левом берегу в сосняке с песчаным пляжем есть место для стоянки.
       Стоянка после Шабаша достаточно большая - здесь без проблем могут разместиться несколько групп. Дров достаточно. В этом месте у нас была запланированная днёвка. Рыба не ловилась совершенно!
       После порога Шабаш и до порога Тельдекпень 1, характер Катуни можно охарактеризовать как чередование спокойных участков быстротока с продолжительными и не очень шиверами и порогами, которые по нашему уровню воды принципиально мало отличались.
       Сходу прошли порог Каянча скальное сужение реки, справа и слева камни, слив по центру, за ним бочка 1,5 м, далее валы до 1,5 м. Ориентир: подвесной мост. Следующим был порог Аяла, скальное сужение реки, справа и слева камни, слив по центру, за ним бочка 1,5 м, далее валы до 1,5 м. На всём протяжении этого отрезка река характеризуется мощными шиверами, локальными валами, поганками и сложным течением. Можно сказать, что выделение вышеуказанным порогов не говорит об исключительности этих препятствий.
       При подходе к плановой стоянке на устье р.Эдиган стало понятно, что запас времени на прохождение этого отрезка был с избытком, а учитывая, что само место не является чем-то особенным, было принято решение пройти пороги Тельдекпень 1 и 2 и искать стоянку ниже по течению.
       Тельдекпень-1 . Начинается длинной, приятной разгонной шиверой на правом поворот, далее плёс, за ним ближе к ЛБ скальные ворота - вход в порог. В воротах слив, далее валы до 1,5м. Далее в каньоне со стенками 5 - 8 м большое количество мощных воронок и поганок. Через 300 м ещё один слив, за ним мост, и опять поганки. Проходили походным порядком. Порог очень красивый.
       Тельдекпень-2 . Следует практически сразу за Тельдекпень1. Мощнее, но короче предыдущего. В протоке справа, должен был быть обломок скалы, который мы не обнаружили (видимо скрыт под водой), слева горка с валами, между ними слив, далее мощные поганки в скальных стенках высотой 6 - 10 м. Река немного нас покрутила в поганках, но оба экипажа успешно и без проблем его прошли.
       После порогов Тельдекпень 1и 2 Катунь делает левый поворот и на левом берегу есть неплохая стоянка на впадении р.Каспа. Напротив впадает р.Бийка. Однако, в нашем случае, все места на этой стоянке были заняты автотуристами и мы прошли дальше около километра.
       Стоянка напротив впадения р.Бийка. На том же левом берегу, ниже впадения Бийки, находится достаточно много приемлемых стоянок в сосняке. Дров и места много. Встать не проблема. Единственный их минус-обилие песка. По правому берегу идёт дорога. Тем не менее, одни из самых красивых фотографий в походе были сделаны именно на этой стоянке. Рыба не ловилась, несмотря на все наши ухищрения!
       Порог Еландинский, Очень приятный, но короткий порог. Проход по основной струе, в конце которой валы до 2м, следом по центру, чуть правее, обширная бочка. Хороший тренировочный порог. Однако, при бездействии экипажа возможен оверкиль катамарана.
       Далее река становится широкой и относительно спокойной. Перед п.Чемал Катунь входит в скальный коридор, который называется Чемальская труба. Характеризуется умеренными прижимами и поганками. Главной трудностью этого отрезка является большое количество моторных лодок, на которых катают отдыхающих. Места вокруг очень красивые и фотогеничные, но цивилизация тут правит бал.
       Плановая стоянка возле п.Анос на левом берегу была, пожалуй не самой лучшей на нашем маршруте. Главным минусом было то, что до реки приходилось далеко спускаться по водопойной тропе крупного рогатого и безрого скота. Сама площадка наверху была условно ровная, дров хватало, вокруг берёзки. Рыба опять нам не далась!
       Учитывая, что по плану нам оставалось два сплавных дня и ещё один резервный день планировался на антистапель, было принято решение использовать его до антистапеля в самом красивом месте, которое мы найдём на реке. В этой связи, все нормативы по расстоянию на следующий день были отменены (при желании можно было пройти весь оставшийся путь и за один день, а не за два) и целью стал поиск хорошего места для днёвки.
       Исходя из отчётов, следовало, что ниже Чемала, Катунь практически полностью застроена и найти место для стоянки очень трудно. Реальное изучение местности показало, что всё не так плохо. Сплошная застройка (если так её можно назвать) имеет место только по правому берегу. Левый берег представляет больше возможностей. Но мы бы рекомендовали использовать для стоянок острова, которых встречается достаточно много, они крупные, там есть хорошие места для стоянок, много дров и ни кто не ходит. Буквально через 12 километров после нашей стоянки у Аноса, мы встали на острове возле пор.Ирадаш. Сам порог представляет собой широкую ступень с валами до метра. Острова находятся сразу под левым берегом. Ориентир: река делает плавный левый поворот, перед поворотом на правом берегу находится вертолётодром.
       Стоянка на пор.Ирадаш интересна тем, что острова и скальные выходы образуют красивую комбинацию, где с одной стороны острова широкое основное русло Катуни, отделяющее от цивилизации, а с другой стороны острова, через небольшую уютную протоку, находится покрытый лесом массив с первозданной природой. В этом месте мы провели последнюю днёвку, купались, а под вечер, когда налетел ураганный ветер с ливнем - все вместе держали под дождём тент, чтобы он не улетел. Очень красивое место. Рыба нас опять игнорировала!
       Сплав до Манжерока проходил по достаточно спокойной реке, где из препятствий можно выделить только порог Манжерокские ворота. Он представляет собой поворот налево от правого берега между камнями, а затем плавный поворот направо. В поворотах воронки, поганки, валы до 1 метра.
       Антистапель находился 3,3 километра ниже пос.Манжерок на правом берегу рядом с площадкой с памятником Шишкову на стрелке с р.Манжерок. Ориентир: после порога Манжерокские ворота река уходит рукавами между больших островов. Если пойти в любую протоку кроме крайне правой, то точно промахнётесь мимо этого места. Экипаж К-2 решил идти по центральной протоке, в результате пришлось осуществлять подъём 600 м. вверх по течению.
      
       ВСТРЕЧИ ВО ВРЕМЯ ПОХОДА
       Учитывая относительно высокую заселённость этого района Алтая и обилие населённых пунктов по берегам на маршруте, количество встреченных местных жителей и гостей Алтая было достаточно велико. Вместе с тем, поскольку мы стояли, в большинстве своём, вдали от населённых пунктов или отделенными рекой, то какого-то неудобства нам это не доставило и неадекватного поведения мы не встретили.
       Коммерческих туристов было встречено по совокупности много: их катали от п.Тюнгур до р.Акем (видели два рафта) и от Б.Яломана до Манжерока и дальше (встречено два рафта). Очень много коммерческих туристов сплавляются от моста возле Усть-Сёмы до Манжерока (не пересчитать).
       Водных туристов мы встретили во время днёвки на стрелке Катуни и Аргута: две большие группы каякеров вышли из Аргута и, не останавливаясь, пошли дальше. Второй раз мы наблюдали туристов на днёвке после порога Шабаш: прошли две большие группы на катамаранах двойках и четвёрках, в общей сложности около 10-ти экипажей.
       Также, были замечены несколько пеших групп на левом берегу Катуни в районе стрелки с Аргутом.
      
       ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ
       Ориентировочные затраты на поход представлены в таблице N 7
       Таблица N7. Ориентировочные затраты.
      

    Статья затрат

    Общая сумма (руб)

    Сумма на человека (руб)

       Автозаброска Бийск-Юстик и Манжерок-Бийск

    18000

    4500

       Продукты

    30000

    7500

       Самолёт Москва-Новосибирск-Москва

    -

    25000

       Ж/Д билет Москва-Новосибирск

    -

    6200

       Ж/Д билет Новосибирск-Бийск и Бийск-Новосибирск

    -

    2330,8 взр./ 1311,4 дет.

       Багажное купе Москва-Новосибирск

    900

    225

       Пересылка снаряжения транспортной компанией (Бийск-Москва и Бийск-Новополоцк)

    900 - в Москву

    5700 - в Новополоцк

    450/2850

       Итого

    46205,8 для пути из Москвы с учётом перелёта.

      
      
       ВЫВОДЫ
       В целом, поход нас порадовал и полностью удалось достичь все поставленные цели:
       1.Маршрут пройден в полном объёме, в запланированные сроки. Незначительные изменения по дневному километражу и местам стоянок на нижних отрезках маршрута вполне оправданы сложившимися на конкретный момент обстоятельствами и позволили пройти маршрут с большим комфортом. Важным показателем качества прохождения маршрута является полное отсутствие аварий и аварийных ситуаций, что свидетельствует о тактической грамотности, слаженной работе экипажей и достаточной индивидуальной подготовленности членов команды;
       2.Экипажи получили опыт сплава по полноводной реке, отработали элементы управления и взаимодействия при сплаве на двухместных катамаранах. Также, полезным было знакомство с препятствиями при различных уровнях воды, поскольку большинство участников сплавлялись по Катуни не в первый раз и могли сравнить поведение реки и характер порогов при разном расходе воды;
       3.Исходя из отчётов, следовало, что ниже Чемала, Катунь практически полностью застроена и найти место для стоянки очень трудно. Реальное изучение местности показало, что всё не так плохо. Сплошная застройка (если так её можно назвать) имеет место только по правому берегу. Левый берег представляет больше возможностей для организации лагеря. Но мы бы рекомендовали использовать для стоянок острова, которых встречается достаточно много, они крупные, там есть хорошие места для стоянок, много дров и они достаточно изолированы.
       4.По результатам похода можно с уверенностью сказать, что время, когда тяжёлое снаряжение (катамараны, продукты, палатки и пр.) тряслось в поездах вместе с туристами, уходит в прошлое. Оптимальным, с точки зрения финансовых затрат, удобства и экономии времени является использование транспортно - логистических компаний для доставки грузов как можно ближе к точке заброски. Это становится всё более актуальным в связи с постоянно расширяющейся сетью городов, охваченных транспортными компаниями. Вместе с тем, следует внимательно относится к выбору транспортной компании.
       5.Самый молодой член команды вполне освоился с Катунью, почувствовал особенности полноводной горной реки, отработал многие технические элементы сплава по бурной воде, подтвердил свои достойные личные качества. Кроме того, все члены команды получили хорошую возможность поупражняться в технике водного туризма, отработать слаженность действий.
       6.В Катуни рыбы нет! Или она стала очень избалованная. Это главный вывод, который мы сделали после наших многократным попыток её поймать. Наш главный рыбак Павел Сергеевич практически каждый день (!) не оставлял попыток кого-нибудь выловить, но только на стрелке Катуни с Аргутом удача нам улыбнулась (правда совсем немного). Из разговоров с местными жителями мы узнали, что рыбы в Катуни действительно стало значительно меньше, а кое - где она совсем пропала. Причина такого положения вещей не очень ясна: промышленных предприятий на реке нет, сами местные жители тоже не понимают, в чём дело. При этом, мы наблюдали достаточно много рыбачивших, которые использовали снасти типа "кораблик" и спиннинги.
       Организация бытовой части и тактики распределения спортивной нагрузки можно считать оптимальным для данных условий.
       Если рассматривать данный маршрут именно как тренировочный, то он оптимален для этих целей, поскольку: позволяет познакомиться с большим разнообразием эталонных препятствий на горной реке, равномерно распределять нагрузки и не перегружать членов команды, просто хорошо отдохнуть и насладиться красотами Алтая.
      
       ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
       Данные по уровню воды в реках. https://allrivers.info/
       Данные по погоде https://www.wunderground.com/
       Сайт МЧС https://www.mchs.gov.ru
       Топографические карты. http://veslo.ru/topomap.html
       Спутниковые снимки местности https://www.google.com/maps/
       Отчёт Сеславина А.А. http://turizm.lib.ru/c/ceslawin_a_a/katun_07.shtml
       Отчёт Лямина А.Е. http://veslo.ru/2015/otchet/koktun/koksa_katun.html
       Отчёт Юрина В.Е. http://turizm.lib.ru/j/jurin_walentin_ewgenxewich/altai-2000.shtml
       Отчёт Воротынцева М.А. 2017
      
       ССЫЛКИ НА ФОТОАЛЬБОМ И ВИДЕО ФИЛЬМ О ПОХОДЕ.
       Фотоотчёт: https://my.mail.ru/mail/rybkine/photo/1
       Видеофильм: https://youtu.be/vklAhF1ySi8
       Отчёт:
      
      
       КАРТЫ И СХЕМЫ
       Схемы расположения стоянок и топография местности. Флажок - стоянка в плановом месте; треугольник - стоянка в неплановом месте; флажок перечёркнутый - плановое место, где стоянки не было.
      
       0x01 graphic
    0x01 graphic
    0x01 graphic
    0x01 graphic
    0x01 graphic
       Спутниковые снимки местности с отмеченными ключевыми препятствиями.
       0x01 graphic
    0x01 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      

    3

      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рыбкин Сергей Анатольевич
  • Обновлено: 07/10/2019. 105k. Статистика.
  • Водный:Алтай
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка