Богат и разнообразен животный мир Карелии.
Одних только позвоночных насчитывается здесь более 370 видов. Из них млекопитающих
- 63 вида, птиц - 252, пресмыкающихся - 5, земноводных - 5, рыб - 53 вида. Располагаясь
в таёжной зоне, Карелия обладает фауной, имеющей характерный лесной облик. Карельская
фауна сравнительно молодая, сложилась в послеледниковый период, то есть в течение
последних 10 - 15 тысяч лет. Начало этого процесса относится к тому времени, когда
территория современной Карелии освободилась наконец из-под вод древнего Балтийско-Беломорского
бассейна и начала покрываться тундровой и лесотундровой растительностью. В этот
период, получивший в науке название Иольдиевого времени, сюда проникли многие арктические
виды зверей и птиц, и в первую очередь обитатели морских побережий и озёр: кулики,
гагары, гуси, утки, белая куропатка, северный олень, лемминг, песец и другие. Из
рыб следует отнести налима, бычка-подкаменщика, палию, ручьевую форель, сигов, озёрную
корюшку. Потепление климата и освобождение от воды больших участков суши привели
к широкому распространению в Карелии древесной растительности и интенсивному заселению
этой территории видами животных. В оследовавшую затем атлантическую эпоху, лиственные,
смешанные и сосновые леса достигли в Карелии максимального развития. Из млекопитающих
обнаружены тюлень, заяц-беляк, бобр, водяная крыса, соболь, куница, хорек, выдра,
волк, лисица, два вида собак, бурый медведь, северный олень, лось, плосколобый бык,
из птиц - беркут, канюк, чайки, ястребы, ворона, глухарь, тетерев, белая куропатка,
гусь, лебедь-кликун и различные виды уток, из рыб - сом, судак, налим, сиги, окунь,
плотва и другие. Большинство из них относится к лесным (таежным) видам животных,
но наряду с ними при раскопках неолитических стоянок были найдены и лесостепные
виды - зубр, тур, косуля, кабан, дикий кот, серая цапля, крачка- мартышка и другие.
3-6 тысяч лет до нашей эры теплый и влажный атлантический период сменился сухим
и жарким суббореальным, а затем более влажным и холодным климатом субатлантического
периода (1 - 3 тысячи лет до нашей эры). В это время в Карелии наиболее широкое
развитие получили темнохвойные (еловые) леса, а широколиственные породы начали отступать.
Соответственно и в фауне явно увеличивалось число таежных видов, прибывавших с севера
и востока. Это белка, росомаха, бурый медведь, а из птиц - рябчик, глухарь, совы,
дятлы и многие другие. В дальнейшем, уже в историческое время, формирование животного
мира происходило под прямым или косвенным влиянием человека. Самым крохотным животным
карельской тайги является бурозубка, весящая 2-3 г, самым крупным - лось, весом
до 400 кг. Встретить медведя в лесу удается редко - он ведёт преимущественно ночной
образ жизни, осторожен. Ещё одним крупным зверем (до 190 кг) является лесной северный
олень. Сегодня этот вид встречается в северных районах. Представителем животного
мира Карелии является бобр. Не так давно пришли в Карелию с юга и очень быстро достигли
её северных рубежей енотовидная собака и дикий кабан. Ещё два вида - американская
норка и ондатра были завезены на территорию республики и стали здесь промысловыми
животными. Полный список охотничьих зверей Карелии насчитывает 25 видов. Пресмыкающиеся
и земноводные Карелии представлены 4 таёжными видами (40%), 3 видами с транспалеарктическим
распространением (30 %) и тремя южными формами, характерными для европейских широколиственных
лесов. К первой группе принадлежат живородящая ящерица, гадюка, травяная и остромордая
лягушки, ко второй - жаба, обыкновенный тритон и веретеница, к третьей - прыткая
ящерица, уж и гребенчатый тритон. Фауна наземных позвоночных Карелии на 35 % состоит
из западно-европейских и южных форм, свойственных полосе широколиственных лесов,
на 33 % - из широко распространенных в Евразии видов, на 24 % - из таежных (сибирских)
форм и на 9 % - из арктических (полярных) видов. Разнообразен мир пернатых Карелии,
насчитывающий более 260 видов, из которых около 200 - гнездящиеся. Большинство составляют
птицы лесных ландшафтов - примерно 60 %, значительная группа (30 %) связана с водоёмами
и менее 10 % видов предпочитают открытые ландшафты, 34 % видов птиц находят в северном
пределе распространения, а 12 % в южном.
Наибольшей популярностью среди лесных птиц
пользуются глухарь и тетерев. К лесным птицам относятся певчий дрозд и соловей.
Летом изредка можно увидеть в полёте беркута, орлана-белохвоста и скопу. Среди водных
птиц выделяется лебедь-кликун. Около 30 видов гнездящихся птиц обитают на Белом
море. Это гага, длинноносый крохаль, полярная крачка, атлантический чистик и другие.
Особенно оживлённо бывает здесь во время пролёта. На отдыхе и кормёжке на воде и
у берегов держаться тысячные стаи морянок, синьги турпана и казарок. В озёрах и
реках Карелии обитает около 50 видов рыб. Больше всего видов отмечено в Ладожском
(42) и Онежском (35) озёрах. С продвижением на север число их снижается. К числу
наиболее ценных рыб относятся представители семейства лососёвых: лосось, сёмга,
палия и сиг. В крупных озёрах предельной величины достигают судак, окунь, щука и
хариус. Около 70 видов рыб и их разновидностей обитают в Белом море. К основным
промысловым относятся сельдь, навага, треска, камбала, а также заходящие в реки
сёмга, сиг и корюшка. Из мира насекомых, насчитывающего в Карелии более 3000 видов,
следует упомянуть комара. Карелия - край ягод, здесь произрастают во множестве брусника,
черника, морошка, голубика, клюква, растёт в лесах малина - как дикая, так и одичавшая,
иногда перебираясь из деревенских садов. На юге республики обильно растут земляника
и смородина. В лесах обычен можжевельник, нередки черёмуха и крушина. Изредка встречается
калина красная. На крайнем юго-западе республики очень редко встречается и лещина.
В Карелии два заповедника: "Кивач" и "Костомукшский", а также Кемь-Лудский участок
Кандалакшского заповедника. На их территориях проложены экологические маршруты,
имеются музеи природы, осуществляется научный туризм. В республике три национальных
парка -"Водлозерский" (частью находится в Архангельской области), "Паанаярви" и
"Калевальский". Также действуют два музея заповедника: "Валаам" и "Кижи". Большую
часть территории Карелии (148 000 км² или 85 %) занимает государственный лесной
фонд. Лесной фонд республики Карелия имеет общий запас древесины 945,7 млн м³
из них хвойные насаждения -826,3 млн м. На территории Республики Карелия расположено
17 лесничеств.
Сотовая связь
В Карелии наиболее стабильно работают операторы
сотовой связи Мегафон и МТС. У операторов "Билайн", "Теле-2" - качество связи не
везде высокое. Связь в глубинке развита слабо.
В начале маршрута, на стапеле (оз.Кимисярви)
связь РОССИЙСКАЯ не ловит вообще никакая. Но зато ловится финская сеть! Сразу
приходят уведомления о международном роуминге и "добро пожаловать в
Финляндию". Финская сеть пропадает почти сразу после озера. Далее на реке связи
нет никакой. В конце маршрута появляется связь на мосту через Пистайоки в конце
озера Корпиярви: подняться на мост, идти в сторону Финской границы, метров через
200-300 будет пятачок на дороге обозначенный привязанными к деревьям, веткам, кусками
ткани, пустыми бутылками ПЭТ. Сами не ходили, но по данным многих тургрупп и местных
- так оно и есть. В п.Войница связи тоже нет. Вот вам и 21-й век!
Характеристики реки.
Пи́ста (Пи́стайоки,
Ва́лда, Пистаёки) -река в северной части Карелии, протекает по территории
Лоухскогои Калевальского районов. Один из истоков реки Кемь (бассейн Белого
моря). Исток реки-озеро Йоукамоярви, расположенное в Финляндии. В верхнем течении
протекает параллельно дороге Пяозерский-государственная граница (пункт пропуска
Суоперя). В своём течении река проходит через систему озёр, самые крупные из которых:
Кимасъярви, Шуванда, Харвасъярви, Вахельтаярви, Пистаярви, Вайкульское и Корпиярви.
Устье реки - озеро Верхнее Куйто. Длина реки составляет 110км, площадь водосборного
бассейна 3190км². Питание реки преимущественно снеговое и дождевое. Среднегодовой
расход воды - до оз.Пистаярви - 22м³/с, в истоке реки из оз.Пистаярви-37м³/с,
в устье - 44м³/с. Средний уклон межозерных участков - 1,7м/км. Общее падение
от озера Йоукамоярви до оз.Верхнее Куйто составляет 150м. Населенные пункты в прибрежной
зоне: деревни Кушеванда и Тихтозеро. Река не судоходна.
>
ЗАБРОСКА\ВЫБРОСКА
НА МАРШРУТЕ
Москва-Калевала
В целях экономии и удобства, мы решили
добираться на машине до такого места, куда может без проблем доехать легковая
машина. А далее с помощью местных извозчиков уже добираться до реки. Изначально
рассматривалось две точки доезда: Калевала и Лоухи, поскольку из этих двух мест
наиболее оптимально осуществлять заброску. Выбор был сделан в пользу Калевалы,
поскольку стоимость заброски\выброски оказалась нижем чем из Лоухи. При этом
выброска из п.Войница в Калевалу в разы короче и быстрее, чем в Лоухи. Вообще,
стоит отметить, что стоимость заброски в Карелии непомерно задрана! Может
обусловлено это тем, что очень много коммерческих туристов, может другими факторами,
но, по сравнению с другими регионами нашей страны, километр заброски в Карелии
стоит очень дорого.
На автомашине путь из Москвы лежит по
трассе М10 или М11 в зависимости от толщины кошелька и желания сэкономить время
в дороге. По платной дороге ехать быстро и удобно, однако следует отметить, что
заправок и точек питания на данной дороге практически нет. По М10 ехать можно
уже без пробок, заправок и кафешек много, однако, учитывая большое количество
деревень, через которые идёт дорога, средняя скорость движения значительно
ниже. Парадокс заключается в следующем: раньше все ехали на М11 объезжать
Вышний Волочёк и его эпическую пробку, то теперь с М11 съезжают в Вышний
Волочёк, чтобы покушать (там и "последний" Макдональдс, и куча прочих точек
питания). Экономия времени по М11 может достигать около двух часов (не более),
особенно если захватить участок от Москвы до Солнечногорска. Съезд с
ленинградки осуществляется в деревни Зуево с М10. Трасса Кола (от Питера до
Мурманска) тоже хорошего качества, но машин на ней значительно меньше. Ночёвка
осуществляется в городе Лодейной поле на границе Ленинградской области и
Карелии. Лодейное поле-городок маленький, но очень приятный, большое количество
гостевых домов и гостиниц. Но бронировать места лучше заранее. Расстояние от
Москвы примерно 900 км. При желании, и если выезжать в пять утра, то можно
заночевать и в Петрозаводске.
Дорога до Калевалы от трассы Кола
примерно 170 километров. Но качество этой дороги ужасающее! Аккуратно проехать
можно. Есть отдельные участки, которые условно в нормальном состоянии, однако,
водителю расслабляться нельзя совсем. Асфальтовая дорога чередуется с гравийной
и нечто среднем: вроде асфальт тут был, но то, что он есть сказать нельзя. В
Калевале мы оставили машину и пересели на полноприводную ГАЗель местного
перевозчика. Сам посёлок Калевала-местный центр цивилизации: связь есть, Дикси,
Пятёрочка и Магнит присутствуют, краеведческий музей, гостиницы, Сбербанк и
прочее. А ещё шикарное, огромное озеро!
id="Рисунок 15" src="Отчёт%20Писта%20(Рыбкин)%202020.files/image003.jpg"
alt="IMG_2382.JPG">
Калевала - оз.Кимисярви
Дорога от Калевалы до озера Кимисярви
гравийная. Дорога плохая. Ехать примерно часа три-четыре. По пути заехали к
пограничникам в Пяозёрском. Официальный адрес на навигаторе и картах не ищется.
Точнее показывает какую-то ерунду. Сама застава находится на отшибе и её место
нахождение знают лишь местные, да сами пограничники. Пограничникам отдали
списки группы, те благословили нас и сообщили, что на реке народу сейчас очень
много. Дорога от Пяозёрского (тоже гравийка переменного качества) идёт в
сторону финской границы. Съезд на Кимисярви в самом начале этого озера.
Стапелиться можно только в одном месте! Мы пытались найти какой-нибудь
приличный доступ к озеру чуть выше классического места стапеля "у моста", но
безрезультатно: берега крутые, заросшие, машина не проедет, ставить лагерь
особо негде. Стапель у "моста" изобилует большими, хорошими стоянками. Там
может расположиться четыре группы человек по двадцать. К нашему приезду
свободной была только одна стоянка, зато самая дальняя и лучшая (как нам
показалось). На самих стоянках дров (естественно) нет, за ними надо чуть
прогуляться через болото поросшее морошкой. Совсем вечером на стапель приехала
ещё группа, собралась прямо на дороге и отчалила в белую ночь. Утром следующего
дня на стапель пришёл наряд пограничников. Ребята переписали нас ещё раз,
пожелали хорошего отдыха.
Выброска >
производилась из посёлка Войница от старого моста. Если быть точным, то моста
давно нет-есть обгорелые головёшки опор, торчащие из воды, да две старые
дороги, ведущие к мосту. Северная дорога идёт через посёлок, берег с той
стороны ровный, но в прямой видимости строения, заборы и прочие атрибуты
цивилизации. Южный берег, где мы и расположились, более дикий и заросший.
Палатки ставили прямо на дороге, за дровами ходили далеко. Машина за нами
приехала прямо к воде, поэтому таскать вещи куда-либо нам не приходилось.
Вообще, заброска-выброска у нас была "колёсами в воду", что очень удобно и
экономит силы и нервы. Многие группы не доходят до Войницы и выбрасываются с
порога Поалла на мост (как раз на дорогу от Войницы до Калевалы). Но этот
героический путь лежит через леса и "козьи тропы". Поэтому, на стадии
планирования маршрута, выбор между "грести 20 км" или "тащить вещи 2 километра
по лесам" выбор был сделан в пользу "Грести", о чём мы ни разу не пожалели. От
Войницы до Калевалы ехать всего километров 70, поэтому в районе 12 часов дня мы
уже перегружали вещи в нашу машину. Обратно ехали также как и при заброске:
ночевали в Лодейном поле (номер на четверых стоил примерно 3000 рублей), на
следующий день доехали до Москвы.
АВАРИЙНЫЕ
ВЫХОДЫ, ВОЗМОЖНОСТЬ ЭКСТРЕННОЙ СВЯЗИ
Аварийные выходы с маршрута
осуществляются в местах пересечения дорог и в населённых пунктах. На участке от
оз.Кимисярви до оз.Шуванда дорога идёт, практически рядом с рекой,
поэтому аварийный сход возможен, в любом месте.
Далее сход возможен между оз.Хирвасярви
и оз.Вихельмаярви -мост и дорога на Пяозёрский.
На оз.Пистоярви сход возможен в
деревне Тихтозеро. Сейчас это достаточно обжитое место, есть туристические
базы.
На выходе из озера Вайкульское с
левой стороны есть грунтовка (на Калевалу), также там бывают посты рыбоохраны в
период запрета лова.
Далее сход возможен на оз.Корпиярви,
где по южной стороне (левый берег) идёт дорога от п.Войница до Калевалы. Также
на выходе из этого озера сход возможен на мосту (как до него на правом берегу,
где появились домики какой-то турбазы, так и непосредственно на мосту). Как
говорилось выше, аварийный выход с порога Поалла возможен на этот же мост через
лес и грунтовку по левому берегу.
На озере Верхнее Куйто выход
возможен по левому берегу, вдоль которого идёт дорога до п.Войница и
встречаются турбазы.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
БЕЗОПАСНОСТИ
Важным аспектом при подготовке и
осуществлении похода было уделить достаточное внимание вопросам обеспечения
безопасности. В этой связи, мероприятия были разделены на следующие категории:
1.
Предварительное
ознакомление с маршрутом.
2.
Предварительная
подготовка участников и снаряжения.
3.
Планирование
графика движения с учётом подготовки участников, сложности препятствий и
возможных чрезвычайных ситуаций.
4.
Оптимизация
бытовой составляющей похода в целях минимизации потерь времени и сил.
5.
Обеспечение
технических возможностей средств аварийной связи.
6.
Регистрация
группы в МЧС.
По каждому пункту было выполнено
следующее:
1.
Изучение
отчётов других групп на сайтах veslo. >ru >, lang=EN-US >tourism >. lang=EN-US >ru >, lang=EN-US >whitewater >. lang=EN-US >ru >, lang=EN-US >tlib >. lang=EN-US >ru >. Просмотр видео
по прохождению реки Питсайоки на сайте >youtube >. lang=EN-US >com
2.
Также,
отдельно изучалась специализированная литература по оказанию медицинской помощи
в походах ("Медицинский справочник туриста" Коструб А.А.).
3.
Все
участники похода осуществили тренировочные выходы на воду в целях
совершенствования спортивного мастерства и поддержания спортивной формы. В
частности, отрабатывалась постановка катамаранов на ровный киль из воды,
спасательные работы и прочее.
В
качестве подготовки технического обеспечения была проведена предварительная
сборка-разборка катамаранов. Также проверено и отремонтировано индивидуальное
снаряжение, докуплены недостающие материалы в ремкоплекты и аптечку.
Все
участники похода имели необходимое индивидуальное снаряжение для безопасного и
комфортного сплава: спасательные жилеты, неопреновые костюмы, перчатки и шлемы,
шлемы, стропорезы. Каждый катамаран был укомплектован одним спасательным концом
и запасными вёслами.
4.
График
движения рассчитывался исходя из того, что необходимо постепенно наращивать
нагрузки на экипажи, дать время на "раскатку", почувствовать реку и суда.
Вторым важным посылом, при составлении графика, было предусмотреть резервные
дни для потенциального ремонта и компенсации возможных сбоев в графике движения
из-за плохой погоды. Также, на стапель был отведён полноценный день, что
позволило на следующий день спокойно выйти и пройти запланированный участок
маршрута.
5.
С
утра каждого дня перед отплытием для всех обозначался километраж на день,
основные препятствия, порядок движения, прохождения и страховки. Ключевые
препятствия просматривались.
6.
В
сплавные дни для сокращения времени на обеды не теряя, при этом, в их качестве,
мы использовали термосное питание. На завтраке дежурные сразу варят суп для
обеда и разливают его в термоса (термос на экипаж), также варится чай (разливается
в отдельные термоса) и выдаются на день сухофрукты, орехи, конфеты, колбаса и
пр. При таком подходе, время на обед от момента причаливания к берегу до
момента отчаливания (что важно - вне зависимости от погоды и ландшафта!!!) в
среднем составляло от 20 до 40 минут. Вышеприведённые мероприятия позволили
команде:
Ј
существенно
экономить время, как при сплаве, так и на берегу, что позволяет не выбиваться
из запланированного графика движения;
Ј
чувствовать
психологический комфорт. Люди фокусируются на реке и препятствиях, а не на
голоде, холоде или других драматических обстоятельствах (очень часто, ввиду
плохих погодных условий или временного цейтнота, группам, исповедующим
разведение костров в обед, приходится отказываться от полноценного обеда и, в
лучшем случае, переходить на холодный сухпаёк);
Ј
В
графике движения практически исключаются варианты, когда люди могут оказаться
голодными;
Всё
это повышает безопасность путешествия и минимизирует риски в какой-то их части.
7.
Для
обеспечения зарядки сотовых телефонов, радиостанций и видео камер нами
использовались два типа устройств: паурбэнк (аккумулятор) и солнечная панель.
Учитывая, что аккумуляторы априорно конечны и величина их заряда зависит от
окружающей температуры и влажности, наличие солнечной панели обеспечило нас,
практически, неиссякаемым источником энергии. Даже при солнце за облаками она
была способна выдавать заряд.
8.
Согласно
новым правилам, наша группа зарегистрировалась на сайте МЧС (https://forms.mchs.ru/service/registration_tourist_groups).
Из МЧС позвонили сами (чего не было при походах на Алтай), подтвердили, что
наша группа зарегистрирована, сообщили номер регистрации и выдали телефон, по
которому следует отзвониться из контрольных точек, что мы и сделали. Помимо
этого, традиционно, отправляли смс в турклуб.
9.
С
погранслужбой был предварительный созвон. Нам пояснили, что нужно изготовить
два списка с данными на участников похода, сроками и маршрутом похода. Данный
список надлежало передать на заставу в посёлке Пяозёрском, что мы и сделали.
ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА И ПРЕПЯТСТВИЙ.
В
данном разделе схемы порогов представлены на основании просмотра и анализа
отснятых во время похода видеоматериалов, а не по памяти или взяты откуда-то.
Особо следует отметить, что схемы порогов актуальны для ВЫСОКОЙ воды. На схемах
прохождения озёр концы стрелок указывают на места чалок для отдыха.
1 день Стапель 20 июля
Погода >: солнечно,
жарко, безветренно.
Комары >: есть, но мало
и очень вялые.
Уровень
воды:
высокий
После
заброски побудка была не самой ранней. Мы спокойно проснулись и в неспешном
режиме стали собирать катамараны и паковать вещи. Погода благоволила, поэтому после
сборки мы занялись водными процедурами и рыбной ловлей. Собственно, эта рыбная
ловля и стала причиной незапланированных тренировок на катамаранах: засадили
блесну на стремнине в районе опор моста. Как результат - отработали и траверс
струи, и заход и выход со струи. Блесну спасли! Обратили внимание на уровень
воды - опор моста практически не было видно, прибрежная трава стояла в воде. Нас
это порадовало, поскольку во многих отчётах отмечалось, что верховья Пистайоки
характеризуются крайней скудностью воды, что чревато проводкой по камням.
src="Отчёт%20Писта%20(Рыбкин)%202020.files/image004.jpg" alt=Проект-005.BMP> width=317 height=238 id="Рисунок 14"
src="Отчёт%20Писта%20(Рыбкин)%202020.files/image005.jpg" alt=DSCF8054.JPG>
Где
то после обеда (в районе часов 3-4 х) наблюдали массовое отплытие больших групп
туристов. Вообще, как показали последующие события на Писте, многие группы
практикуют ну очень позднее отплытие - стартануть часов в пять вечера для
многих в порядке вещей. Скорее всего, надеются, что во второй половине дня
ветер утихнет, а может просто долго собираются, а белые ночи не ограничивают
время финиша. Это была первая особенность сплавляющихся по этой реке. Вторая
особенность- большие группы и совершенно разные средства сплава внутри одной
группы. Катамараны, байдарки и надувные скауты-один большой кагал! Возможно,
что половина групп были коммерческие. Третья особенность-наличие моторов.
Грести по озёрам, как это делали мы, мало кто любил.
На
озере ловилась рыба: окунь и плотва. Мы первый раз отведали карельской рыбки.
2 день оз.Кимисьярви -Стоянка п.Падун (ЛБ); 21 июля
Погода:
переменная
облачность, тепло.
Уровень
воды:
высокий
Собрались,
вышли в 12-00. Буквально через несколько сот метров в конце плёса первый порог
Сакал.
src="Отчёт%20Писта%20(Рыбкин)%202020.files/image006.png">
Рисунок
1. порог Сакал
src="Отчёт%20Писта%20(Рыбкин)%202020.files/image007.jpg" alt=Проект-001.BMP>
По
нашей воде он представлял собой сужение реки с плавным левым поворотом и
прижимом к правому берегу в нижней части. Камни угадывались на входе под водой.
Заход по центру правее, далее по центру с уходом от прижима влево.
Следом
через метров 600 идёт порог Захар.
src="Отчёт%20Писта%20(Рыбкин)%202020.files/image008.png">
Рисунок
2. порог Захар
src="Отчёт%20Писта%20(Рыбкин)%202020.files/image009.jpg" alt=Проект-002.BMP> width=317 height=238 id="Рисунок 19"
src="Отчёт%20Писта%20(Рыбкин)%202020.files/image010.jpg" alt=Проект-006.BMP>
Порог
представляет собой череду невысоких сливов и сложную линию движения. На входе в
порог хорошо виден остров ближе к левому берегу. Слева мелководно и
непроходимо, справа слив. Порог идётся по основной струе справа от островов,
которые следуют один за одним с небольшими промежутками. Держаться следует
ближе к островам. После последнего острова в русле много камней и поток
размывается. Учитывая, что наша вода была высокой, в обычное время островов
может оказаться всего два, поскольку между первыми тремя островами протоки
очень слабенькие и мелководные.
Между
Захаром и Змеиным есть ещё небольшой неномерной порожек в левой части русла
между островами.
src="Отчёт%20Писта%20(Рыбкин)%202020.files/image011.jpg" alt=Проект-008.BMP>
Пороги
идут, практически, один за одним на расстоянии 500-600 метров. Последние два
порога (Змеиный и Солёный) представляют собой шиверы по 500 метров длинной, где
сливы высотой до 0,5 метров чередуются быстротоком, а беспорядочно
расположенные камни в русле не дают скучать. Проход по основной струе,
сложностей не представляют.
width=323 height=182 id="Рисунок 20"
src="Отчёт%20Писта%20(Рыбкин)%202020.files/image012.jpg" alt=Проект-003.BMP> width=323 height=182 id="Рисунок 21"
src="Отчёт%20Писта%20(Рыбкин)%202020.files/image013.jpg" alt=Проект-004.BMP>
п.Змеиный п.Солёный
Финальной
точкой нашего первого сплавного дня должен был стать порог Падун, перед которым
мы планировали встать лагерем на каменном лбе правого берега. До этого места на
правом и левых берегах встречались нормальные стоянки в достаточном количестве.
Однако, дойдя до планового Лба и осмотрев его, мы пришли к выводу, что стоять