|
Июль-август 2000.
А зачем?
Наверное, у каждого человека есть мечта. Я бы даже сказал целый веер "мечтов". Их нельзя назвать целями, т.к. человек особо не напрягается для их реализации. Мечта для того и мечта, чтобы о ней иногда вспоминать и с грустью себе говорить: "Вот если бы..."
Так и я, находясь в Киеве, особо не верил, что когда-нибудь попаду на "широкое море" священный Байкал.
Для того, чтобы мечта стала целью, к которой начинаешь стремиться, достаточно щелчка в голове, психологической установки
-- "это возможно". И понеслось. В принципе, это зависит только от двух вещей -- средств и силы желания).Прелюдии хватит, щелчками занимайтесь сами. Могу лишь подсказать с чего начать.
Где и Что искать?
Вот несколько сайтов с художественными описаниями Байкала, которые не оставят вас равнодушными:
http://www.ulan-ude.ru/nature/baikal.htm -- начните с этого сайта.
http://www.baikal.ru/baikal_info_about.htm -- продолжите этим.
Вся информация о Байкале есть в Интернете, включая достаточно крупные карты разных участков побережья. Именно изучение этих подробных сведений (погода, население, транспорт, побережье, достопримечательности и т.п.) вселило в меня уверенность в безопасности и возможности именно "дикого" туризма. И я не ошибся. (Хотя турбазы тоже приемлемый вариант на Байкале, но в таком случае вы увидите гораздо меньше).
Два основательных сайта-энциклопедии по Байкалу, без которых не составишь общее представление о географии и истории Священного моря:
http://www.baikal.irkutsk.ru/index.html -- электронная версия путеводителя Волкова;
Еще ряд сайтов содержит научно-популярную информацию о Байкале
:http://www.icc.ru/gal/
- сайт академика Галазия. Исследовал Байкал. Вопросы-ответы.http://www.buryatia.ru/baikal/
- информативно, коротко о Байкале.http://www.album.nsk.ru/Baikal/baikal.ru.html -- то же.
http://baikal.net/ru
/ - сайт о Байкале с экологическим уклоном.http://www.angara.ru/ABI/indexwin.htm -- сайт посвящен заповедникам Байкала.
http://www.irnet.ru/baikallake/index.shtml
http://www.sbaikal.pp.ru/index.htm -- сайт о северном Байкале (поддерживается Северобайкальском).
http://www.baikal.eastsib.ru/
- сайт с коммерческим уклоном на английском языке.http://express.irk.ru/baikal/index.htm -- страничка о легендах и природе Байкала.
Ну и конечно виртуальное знакомство с Байкалом не будет полным без его чарующих видов, пусть даже в формате jpg. Хотя средний размер одного рисунка не превышает 50 Кб, у меня на винчестере коллекция байкальских видов занимает 22 Мб. Именно этому посвящены следующие ресурсы:
http://www.delfin.ru/poisk/gallery/baik/
- самая замечательная коллекция байкальских фотографий, но, по закону подлости, она накрылась к моменту написания. Возможно, когда-нибудь ее восстановят.http://www.yakutsk.ru/TCS/1251/PHOTOS/BAIKAL/page2.htm -- сайт постигла та же судьба.
http://www.progressor.ru:8080/outdoor/zastavky/baikal/fotos.htm
http://www.progressor.ru:8080/outdoor/web-peter/Lake_Baikal/baikal.htm
http://express.irk.ru/cult/art/photo/ak/baikal/bai_ii.htm
http://209.21.228.85/vik/gallery/baikal_day.htm
http://www.friends-partners.org/~irkutsk/baikal/gallery1.htm -- даже иностранцы выставляют в Интернете фотографии Байкала.
http://www.baikal.eastsib.ru/photography/
http://www.irnet.ru/baikallake/foto1.htm
http://express.irk.ru/cult/art/photo/ - страничка со ссылками на фоторесурсы Байкала.
Несколько сайтов по туризму и описаний диких походов по Байкалу:
http://baikal.i-connect.ru/
- первый сайт о Байкале, который я нашел в Интернете. С него все и началось. Описано путешествие на катамаране по северному Байкалу. Дельные советы.http://www.kuban.ru/tourism/dnevnik/baykal.htm -- описание похода по югу Байкала.
http://radio.stu.neva.ru/~abris/baikal/
- по воде с севера до Ольхона.http://sibtravel.irk.ru/detailsrus.htm -- описание некоторых пешеходных маршрутов.
http://info.irk.ru/baikal/routes.htm -- то же.
http://express.irk.ru/tour/bases/index.htm -- список туристических баз и приютов по всему побережью Байкала. С адресами и телефонами.
http://express.irk.ru/tour/index.htm -- а здесь можно найти много полезного по туризму в Иркутской области, в т.ч. описание некоторых пеших маршрутов по Байкалу, карты, транспорт.
Зарождающие воротилы туристического бизнеса помогут показать вам Байкал (ввиду своей коммерциализации эти сайты исчезают также быстро, как и появлятся):
http://www.transaero.irkutsk.ru/baikal.html -- турбаза "Байкальские дюны". Очень фешенебельная и дорогая. Расположена в бухте Песчаная.
http://www.album.nsk.ru/Baikal/baikal.ru.html -- отдых в Листвянке с выездами.
http://www.chat.ru/~planetsv/index.htm -- турагентство "Планета".
http://www.alpindustria.irk.ru/tour/index.html
http://gefest.angara.ru/aktivni_otdih.htm -- катают на катерах, куда душа пожелает. Можно и порыбачить. Но дорогое это дело, до $50 в сутки в человека.
http://www.vertical.com.ru/Baikal_Program_Rus.htm -- большой выбор программ за большие деньги.
http://maria.irk.ru/maria_r.htm -- частные предприниматели помогут вам отдохнуть на берегу Байкала.
http://baikal.freeservers.com/
- то же.http://www.irkutsk.ru/sheremetoff/
Ну и конечно нельзя составить маршрут, не имея карты Байкала под рукой.
http://radio.stu.neva.ru/~abris/baikal/
- здесь я в свое время нашел описание путешествия по северному Байкалу, а также 10-ти километровку всего озера, 5-ти км северо-западного побережья, а также карту острова Ольхон.Кроме того, карту Байкала с достопримечательностями можно найти на сайте Манциводы
http://www.baikal.ru .Чуть-чуть.
Наверняка у вас уже есть определенные представления о Байкале, о том, где он находится. А именно на границе Иркутской области и Бурятской республики, протянулся с юго-запада на северо-восток на 636 км. По широтам и длине это как от Киева до Москвы. Площадь зеркала (как выражаются ученые
) 31,5 тыс.кв.км. (больше Франции), "водоизмещение" 23 тыс.куб.км. (22% мировых запасов пресной воды). Все реки мира для наполнения Байкала должны течь в него 1 год. Немало. Собственных впадающих рек у Байкала 336, на выход только одна Ангара. В принципе озером Байкал в тех краях никто и не называет. Побываете там -- поймете. Хотя вода пресная, холодная, прозрачная (монетку можно на 40 метров проводить взглядом) и вкусная (все пьют из озера, в поселках даже колодцев и водопроводов нет). Излишне говорить, что это самое глубокое озеро в мире (1637 м).Что еще так по памяти можно сказать? В ширину ОН от 20 до 70 км. Но противоположные берега в хорошую погоду увидеть можно. Особенно вид на Саяны с западного побережья захватывает. Это ни с чем не сравнимое ощущение. По линии горизонта чувствуешь, что перед тобой море (вода сливается с небом), но чуть выше, просто из ниоткуда вырисовываются силуэты гор.
Островов на Байкале 29, самый большой -- о.Ольхон, сердце Байкала, около 70 км в длину и 15 в ширину. На нем несколько теплых озер. Остров жилой, но не электрифицирован. Наверное, это и к лучшему.
Летом верный способ передвижения -- по воде, т.к. большая часть Байкала лишена прибрежных дорог. Зимой все перемещаются машинами по льду. Тогда то основные материалы (например, строительные) и завозят в глухие поселки.
Береговая линия Байкала -- 2 000 км. Но даже пешеходных троп вдоль берега местами просто нет. Тайга, горы, обрыва и тишина. Только волны.
Погода на Байкале я бы сказал стремительная, разная. По ночам летом может и до нуля опускаться. Но мне повезло. В августе мы испытали только +9. А вообще по наблюдениям метеорологов среднесуточная температура июля-августа на побережье + 15 градусов. На воду выше 10 градусов в южной части Байкала и не рассчитывайте. Если повезет --
то +14, н не более. Так что теплая одежда лишней не будет, ну и от частых дождей что-нибудь.Как добраться?
1. По железной дороге
От Москвы до Иркутска по Транссибирской магистрали 5192 км. От Киева на 420 км дальше. Но сразу скажу, что из Украины напрямую в Иркутск не выгодно и не удобно. Прямых самолетов нет (хотя чартерный не исключается, тогда это около 6 часов лету). Поезда Харьков-Хабаровск (No940) и Харьков-Владивосток (No053) с прицепными вагонами из Киева, Одессы и Днепропетровска дороже московских этого же направления, а едут до Иркутска на сутки-двое дольше (138 и 100 часов соответственно от Харькова). Да и что можно требовать от пассажирских поездов страны, которая имеет к Дальнему Востоку такое же далекое отношение. Видел я этот поезд где-то возле Красноярска, страшненькие такие вагончики.
Из Москвы выбор значительно больше, около 12 вариантов поездов, с кратчайшим за 76-80 часов (фирменные и скорые NoNo2, 4, 6, 10, 20) ну и дольше до 127 часов (пассажирские). В целом это выглядит вот так:
Красным цветоми литерой "в" выделены вагоны беспересадочного сообщения, литерой "ф" -- фирменные поезда, литерой "п" -- пригородные либо перецепляемые к пригородным. Дни следования: "е" -- ежедневно, "1" -- по нечетным числам, "2" -- по четным числам, "н" -- нерегулярно.
По ценам на лето 2000 г. можно констатировать следующие цифры:
МОСКВА-ИРКУСТК Расстояние |
Категория поезда и тип вагона |
|||||||
Скорый |
Пассажирский |
Фирменный |
||||||
купе |
плацкарт |
общий |
купе |
плацкарт |
общий |
купе |
плацкарт |
|
в рублях |
925.5 |
534.8 |
370.3 |
845.3 |
486.2 |
332.1 |
1388.3 |
802.2 |
эквив.в USD |
33 |
19 |
13 |
30 |
17 |
12 |
50 |
29 |
1 USD = 28 руб.
Ну и плюс до Москвы от Киева в плацкарте за 10 долларов доехать можно.
Поэтому если вы турист от бога, и комфорт не приемлете из принципа, то за $30 и за 90 часов вы доберетесь из Киева до Иркутска (с учетом дороги назад, кое-каких навыков автостопа и расходов на питание и сувениры $100 за мечту -- красная цена) .
При желании комфорта можно в 2 раза дороже проехать в купе.
Мы с женой от Москвы до Иркутска ехали фирменным поездом No10 "Байкал" в купе. На двоих вышло $100. Все поезда в том направлении едут с Ярославского вокзала, который находится в Москве на Комсомольской площади.
Следует, наверное, упомянуть, что приведенные цены действительны, если покупать билеты в России, т.к. покупка ж/д билета на российский поезд в Киеве обойдется чуть ли не в 2 раза дороже. Если у вас есть хорошие знакомые в Москве, то проблем почти нет. Почти, потому что билет могут продать только при наличии паспорта. Но это все мелочи. Лично я специально ездил в Москву за билетам.
В скором (фирменном) поезде могут быть как фирменные вагоны, так и обычные. Разница в цене на купейные места в таких вагонах = $17. Такой, к примеру, фирменный поезд No2 Москва-Владивосток "Россия".
Но в моем поезде выбора не было (все купе фирменные). Разница, насколько я понимаю, в новых немецких вагонах. Мягко, чисто (особо показательное место -- туалет), пылесосят по несколько раз в день, кондиционер работает (очень скрашивает дорогу), выдают посуду, шашки-шахматы. Но то, что постельное белье и завтраки бесплатно -- сказки. О дороге я еще расскажу.
Уточнить же расписание и цены ж/д можно здесь:
http://www.express-2.tsi.ru/
- самая полноценная система, работает в режиме реального времени. Цены от А до Б можно узнать только тут.http://www.transsib.ru/catalog.htm
http://gamayun.physics.sunysb.edu:8080/1/
2. Воздушная альтернатива.
Стандартная цена на перелет Москва-Иркутск 4000 рубля или около $143. При особой расторопности можно полетать и за $105. А при наличии льгот (молодежных, семейных, возрастных, служебных и т.п.) и того меньше. На разных авиакомпаниях понятие молодежности разное, но если вам на момент вылета не исполнилось 25 лет, то есть шанс вылететь на 2
5% дешевле. Не стесняйтесь терроризировать агентства на предмет льгот, которые предлагаются авиакомпаниями. При покупке билета туда и обратно вы сэкономите еще долларов 30.Самолет летит 5 часов 30 минут. Рейсы Москва-Иркутск-Москва осуществляют несколько авиакомпаний ("Трансаэро", "Байкал", "Саяны", "Челябинское авиапредприятие"). Тарифы и льготы у них могут несколько различаться.
Летом 2000 г. из Иркутска на Москву летели следующие рейсы:
No рейса |
отпр. приб. |
тип ВС |
дни недели |
Навигация |
тариф, руб |
Багаж |
ХЗ 122 |
09.30 10.40 |
ТУ154 |
2,4,7 |
13.06.00-12.09.00 |
3950-5000 |
20 |
УН 116 |
09.30 10.40 |
Б 737 |
4,7 |
01.12.99-31.08.00 |
4000-6100 |
20 |
Х6 820 |
07.55 08.55 |
ТУ154 |
КР4,6 |
07.08.00-30.08.00 |
4000-5000 |
0 |
СУ 762 |
09.50 10.55 |
ИЛ62 |
6 |
08.07.00-28.10.00 |
4300-7310 |
20 |
СУ 730 |
07.00 08.15 |
ИЛ62 |
ЕЖД |
01.02.00-29.10.00 |
4300-7310 |
20 |
ПК 777 |
09.00 10.00 |
ТУ154 |
КР 4 |
23.06.00-27.10.00 |
4000 |
20 |
ПЛ 8932 |
06.50 07.40 |
TУ154 |
2 |
27.06.00-19.09.00 |
3850-4700 |
20-30 |
Авиарасписание более подвержено изменениям из года в год, в отличие от железнодорожного. Поэтому имеет смысл заглядывать на сайты:
www.cavs.irk.ru -- Центральное агентство воздушных сообщений Иркутска. Можно посмотреть расписание и тарифы.
http://express.irk.ru/trns/plane/index.htm -- также иркутский сайт.
www.eastline.ru -- сайт аэропорта "Домодедово" (большинство самолетов на Иркутск стартуют отсюда). Есть расписание, где можно выбрать все рейсы Москва-Иркутск-Москва, но, к сожалению, без тарифов.
http://asol.atelecom.ru - новый сайт, с расписаниями и тарифами авиарейсов по всему СНГ. Под патронатом ТКП.
Благодаря тому, что большинство авиакомпаний и агентств работает через Транспортную клиринговую палату (ТКП), в которой они и аккредитуются, стоимость билета не зависит от того, в каком агентстве его выкупать -- в киевском или московском. Из украинских агентств по продаже авиабилетов аккредитованы не все. Я пользовался услугами "КийАвиа" (056). Но даже здесь могут оказаться некомпетентные кассиры и не продать вам билет на рейс, который вы нашли в Интернете. Или же льготу не смогут вам оформить. Я повозился достаточно долго, пока взял билет на рейс АК "Байкал" (http://cavs.irk.ru/company/baikal/baikal.htm). Этот рейс (Х3122 и Х3121) интересен тем, что стоимость билета зависит от срока выкупа до вылета. Продажа открывается за 30 дней. Если в течение первых 5 дней вы покупаете билет (т.е. за 25 дней до вылета и более), то скидка составит порядка 25%. По мере приближения ко дню вылета скидка уменьшается.
Если выбирать между самолетом и поездом, то могу посоветовать следующее. Если вы первый раз будете ехать по Транссибирской магистрали, то однозначно выберите поезд. Трое суток вам не покажутся в тягость в мягком купе при хорошем попутчике или книге. Зато вы увидите всю Россию, смену природы, ландшафта и населения. Самолетом 5 часов -- это унизительно для просторов России
.О том, что такое Транссиб, как он строился и чем живет сейчас можно узнать на замечательном сайте Сигачева
http://www.transsib.ru .А вот как отозвался о Транссибе один из моих предшественников-покорителей Байкала Андрей Сидоренко, чья книга "Заяабари" (
http://www.lib.ru/TURIZM/bajkal15.txt) о его путешествии в одиночестве на резиновой лодке вдоль всего Байкала как нельзя лучше передает ощущение этого Святого моря:"
...Длительная езда на поездах с пересадками начинала производить во мнеА назад можно и самолетом.
В поезде -- как оно?
Долгое время на этапе подготовки меня тревожил один вопрос -- что делать в поезде 3,5 суток? Чем питаться? Опыт показал -- этих проблем просто нет.
Если ехать в фирменном поезде, то купе чистое и приятно. Помыться всегда можно в сияющем туалете (проводницы его убирают по несколько раз в день). Чистота в вагоне поддерживается все время. Бригада проводников не меняется, и концу пути они уже как родные.
Отвлечься от монотонного стука колес и скуки позволяют следующие вещи:
В принципе, люди за это время сближаются, и если ваш попутчик любитель поговорить, а вы настроены его слушать -- то это тоже скрасит путешествие.
Проблему питания пассажиры решают трояко (по убыванию стоимости):
Смена часовых поясов первое время происходит достаточно ощутимо. Учитывая то, что между Москвой и Иркутском 5 часов разницы, то на каждые сутки в поезде приходится 1,5 часа временного смещения. Хочешь, не хочешь, а встаешь все позже и позже по местному времени.
Для противников географии напомню, что поезд пересекает следующие территории:
Хочу сказать, что для видавших виды иностранцев экзотическим туром является именно путешествие по Транссибу. У них там в США даже путеводитель на эту тему вышел. Сибирь, медведи -- для них это надоступная ранее диковинка. Поэтому не удивляйтесь, если половину состава будут занимать именно иностранцы -- с камерами, фотоаппаратами, картами, схемами, словарями и т.п. Особенно много было немцев. Тянет их к нам. А нас к ним. В шахматах это называется рокировкой.
Есть что-то незабываемое в том, чтобы встретить восход с чашкой горячего кофе, стоя в коридоре и глядя на безбрежные дремучие леса Красноярского края, которые проносятся мимо тебя. А еще в дороге можно думать, созерцать.
Ну вот мы и в Иркутске.
Об Иркутске много рассказать не смогу, т.к. сам знаю о нем немного. Полезная информация есть на городском иркутском сайте
http://express.irk.ru . Город небольшой, по нашим европейским меркам. Но полмиллиона жителей, пожалуй, будет. Сама Иркутская область по площади больше, чем вся Украина. Уже поэтому можно проникнуться к тамошним местам благоговейным уважением. А в самом Иркутске много красивых деревянных зданий.Остановиться можно в двух достаточно дешевых гостиницах (от
$3 c человека в сутки):Иностранцев берут неохотно, разве что переночевать.
Их по тамошним обычаям надо селить в Интуристе.В первую очередь, вам понадобиться знать расписание транспорта. Поэтому, прежде чем отправиться на Байкал, загляните на сайт
http://express.irk.ru/trns/index.htm и перепишите себе расписание водного транспорта, электричек и автобусов междугороднего сообщения.Если стартовать в Иркутске, то до Байкала можно добраться следующими путями (расположены в порядке удлинения):
Кроме того, до Байкала можно добраться со стороны Бурятии, т.е. с востока. Но тогда лучше ехать/лететь сразу до Улан-Уде. Также есть доступ со стороны БАМа, т.е. с севера. На поезде Москва-Тында вы сразу попадаете на берег озера, в город железнодорожников Северобайкальск. Там тоже свои прелести. Но я тем не был.
По КБЖД.
Круглобайкальская железная дорога, она же Круглобайкалка, она же КБЖД. Место уникальное не только на Байкале, но и, пожалуй, в мире. Единство инженерной мысли и природы. Представьте себе крутые горы, уходящие в воду и в этих скалах вырублена узкая полоска для железной дороги. Уникальный 100-километровый участок, соединивший в начале ХХ-го века западный и восточный Транссиб, испещрен ж/д мостами, туннелями (39 шт.!), водотоками... А плюс к этому еще и бездонный прозрачный Байкал сбоку. Обязательно побывайте на КБЖД. До 50-х годов она полноценно функционировала как участок Транссиба. Но после постройки ГЭС на Ангаре уровень воды в Байкале поднялся на 1 метр и дорога от Иркутска до Байкала "затонула". Транссиб проложили по горам в обход озера, а КБЖД стала тупиковым участком. Начинается эта историческая ветка от города Слюдянка, где она соединяется с Транссибом, и тянется вдоль побережья Байкала на запад до порта Байкал, что у истока Ангары.
Вот три сайта о КБЖБ, расположенные в порядке убывания информационной насыщенности:
http://kbzd.irk.ru/
- сайт Михаила Крайнова. Лучший в этой области. В т.ч. фотогалерея. Здесь можно прочитать как, когда, куда и на чем путешествовать по КБЖД.http://info.irk.ru/kbrr/
- много фотографий, интерактивная карта, история строительства.http://freehosting1.at.webjump.com/6e0f188a8/ta/taiga-webjump/rus/abrw.htm -- неплохой раздел по истории строительства.
Теперь что касается карт КБЖД.
Самая крупная, пожалуй 2-х километровка, расположена, как ни странно, на буржуйском сервере в четырех частях:
http://www.irkutsk.org/baikal/railway.htm
Карта поменьше, но зато интерактивная и цветная, находится здесь:
http://info.irk.ru/kbrr/map.htm
Я для себе перед путешествием составил такой перечень достопримечательностей КБЖД, который здесь безвозмездно и привожу:
Км |
Жилье |
Мост |
туннель, м |
Описание |
139 |
254 |
тоннель "Малая Крутая Губа" |
||
139 |
+ |
мост через р.Малая Крутая Губа |
||
137 |
+ |
спортивная база "Локомотив" , ст.Шарыжалгай |
||
136 |
37 |
тоннель "Шарыжалгай-4" |
||
134 |
+ |
т/б "Таежная" Прибайк.нацпарка с сауной и пара домиков (порядка $3/чел.) |
||
133 |
Утес Птичий базар (серебряная чайка) |
|||
133 |
309 |
"Шарыжалгай 3", дыра около 20 м к Бакланьему утесу |
||
133 |
82 |
"Шарыжалгай 2" |
||
132 |
151 |
"Шарыжалгай 1", на восточном портале: 1905 |
||
132 |
+ |
Над заливом (между 134 км и Бакланью) |
||
131 |
88 |
"Безымянный" |
||
131 |
90 |
железобетонная галерея |
||
130 |
260 |
"Столбы-2" |
||
130 |
+ |
Живописный дуговой мост через р.Шабартуй |
||
130 |
117 |
"Столбы-1" -- сквозная ниша |
||
129 |
+ |
Станция "Баклань", возможно жилье |
||
128 |
34 |
каменная галерея |
||
128 |
38 |
железобетонная галерея (пристройка к каменной) |
||
127 |
318 |
тоннель "Бакланий", прорублена дыра к Байкалу |
||
126 |
+ |
мост над склоном, 5 опор |
||
125 |
233 |
тоннель "Большой Колокольный", внутри -- мешки с цементом |
||
125 |
+ |
мост над склоном, 4 опоры |
||
125 |
190 |
тоннель "Малый колокольный" |
||
124 |
389 |
"Двойная Губа 2" |
||
123 |
58 |
"Двойная Губа 1" |
||
123 |
водоток р.Киркирей |
|||
123 |
162 |
тоннель "Тройная губа" |
||
122 |
75 |
"Киркирей 3", возле водотока р. Киркирей (старый в обход нового) |
||
122 |
635 |
тоннель под водотоком р. Киркирей, на обоих порталах: 1911-1913 |
||
121 |
325 |
"Киркирей 2", заделанная ниша |
||
121 |
176 |
"Киркирей 1", две сквозных ниши |
||
120 |
+ |
Живописный арочный мост через р.Маритуй |
||
119 |
+ |
станция Маритуй, жилье гарантировано |
||
116 |
111 |
"Косой Убур", внутри - мешки с цементом |
||
116 |
+ |
Мост над заливом |
||
114 |
88 |
туннель "Асламовский" |
||
110 |
+ |
живописный дуговой мост через р.Половинная |
||
110 |
+ |
поселок Половинный |
||
109 |
31 |
тоннель "Чайкинский" |
||
109 |
779 |
тоннель "Половинный" |
||
107 |
+ |
мост через р.Пономаревка |
||
107 |
+ |
поселок Пономаревка (нейтринные станции физиков-атомщиков) |
||
106 |
+ |
мост через р.Ивановка |
||
106 |
+ |
поселок Ивановка |
||
105 |
"Белая выемка" - выход мраморов в береговой части озера |
|||
103 |
45 |
каменная галерея "Ивановская" (1-й путь) |
||
102 |
большая подпорная итальянская стенка из тесаного камня |
|||
102 |
+ |
мост через р.Мал.Шумиха |
||
102 |
+ |
поселок Шумиха, турбаза (дорогая), баня |
||
102 |
49 |
каменная галлерея (1-й путь) |
||
101 |
183 |
каменная галерея "Шумихинская" (1-й путь) |
||
101 |
298 |
тоннель "Шумихинский" на восточном портале |
||
100 |
77 |
тоннель |
||
99 |
51 |
каменная галерея, обрывается в бухту "Березовская |
||
99 |
497 |
тоннель в обход бухты Березовая, дыра около 15 метров к бухте Березовая |
||
98 |
+ |
разъезд Уланово, т/б "Хвойная" (дорогая), баня, выставка паровозов |
От Слюдянки до п.Байкал (напротив Листвянки) 3 раза в неделю ходит электричка в 2 вагона под названием "Матаня". Расстояние в 100 км она проходит за 5 часов -- старая очень (
:-). Для экскурсионного маршрута ходит очень неудобно -- ночь. Поэтому оптимальные способ знакомства с КБЖД -- пройти по ней пару деньков. В принципе, весь участок можно пройти и без палатки, останавливаясь на ночь на турбазах и в поселках (как правило, это 2-3 домика, но там есть люди!!!).Несмотря на то, что местность ровная и прямых преград на пути нет, идти тяжело -- межшпальное расстояние не совпадает с длиной человеческого шага, и приходится либо семенить, либо скакать, что утомляет. Тропинки сбоку есть, но не всегда, и в любом случае заросшие травой
В отличие от устоявшегося мнения дрова на КБЖД найти можно, и даже готовые к употреблению (остались после туристов). Людей по пути очень мало. Место для стоянки в пределах полукилометра найти можно всегда. То же самое и со спуском к воде. Обрывы, знаете ли.
Лично я останавливался на т/б "Таежная" на 134 км (пережидал дождливый день). Взяли по 20 рублей с человека за сутки. Плюс баня 50 рублей. Правда, не кормили. Больше таких низких цен на Байкале я не встречал. Вообще базы на КБЖД пустуют, и путевку всегда можно взять на месте.
А вот чего нет на КБЖД, так это магазинов, а значит и еды. Передвижная лавка бывает три раза в неделю вместе с Матаней, но поздно.
Прошел со 141 км до 98 (Уланово) пешком за 3 с половиной дня.
Пропутешествовав до Ольхона, могу утверждать, что в районе КБЖД вода наиболее холодная (ее даже пить дискомфортно). Расстроил упадок придорожных поселков. Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат на противоположном берегу больше напоминает о цивилизации, чем эти поселения со столбами без проводов. В Маритуе, к примеру, даже школу на дрова разобрали (мужикам лень в горы за дровами ходить). О магазинах и говорить не приходится - их просто нет, хочешь хлеба - жди ночную Матаню, и то не каждый день.
Но в целом очень понравилось. Грибы и ягоды действительно растут прямо на путях, хоть и не так часто.
В порте "Байкал" (напротив Листвянки), куда Матаня прибывает в час ночи, ночлег найти нелегко -- одни портовы краны и ж/д составы. Промзона, что с нее возьмешь. Поэтому есть смысл выйти на 2 км раньше на 78-м км, где расположены частные дома. С другой стороны, кто ж вам там будет раз в час ночи? Нам повезло -- удалось переночевать в порту в купейном вагоне за 30 рублей (
$1) с носа. А дальше на пароме через Ангару в Листвянку. Паром ходит через каждых 2 часа, начиная с 6 утра (около 10 руб).
В Листвянке
Листвянка, как уже было сказано, место скопления цивилизованных туристов, которые едут на Байкал кратчайшим путем из Иркутска на автобусе. Здесь полно иностранцев и не удивляйтесь, если местные жители будут приветствовать вас на английском.
За долгие десятилетия туризма здешние жители приобрети коммерческую жилку и на ночлег за умеренную плату вас приютят в любом дворе. Летом 2000 г. такая услуга стоила порядка
$3-4 на человека в сутки. Можно и палатку на склоне разбить. Магазинов, кафе с горячим и холодным омулем предостаточно (еда стоит как и везде, ну может процентов на 10 дороже). Будут деньги -- обязательно зайдите в кафе-ресторан "Прошлый век", что на набережной возле зоопарка. Я, как любитель вкусно поесть, оторвался там на полную катушку. Так вкусно я еще не едал. Там же есть бильярд.В основном Листвянка растянулась на 5 км вдоль Ангары-Байкала. Карту этого поселка можно найти по адресу
http://www.irkutsk.org/baikal/ в соответствующем разделе. А вообще карты разных участков Байкала можно купить в трех местах: в порту на рынке, в Лимнологическом музее и в Центре Прибайкальского нацпарка. Еще может на почте.Вот то, что стоит посмотреть в Листвянке:
Шаманский камень |
Виден у истока Ангары, 1,5 м высотой. По одной из легенд, разгневанный Байкал бросил этот камень вдогонку своей дочери Ангаре, сбежавшей без его ведома к возлюбленному Енисею |
этногафический музей "Тальцы" |
21 км от Листвянки (47 от Иркутска). Время осмотра -- 1,5 часа. |
Картинная галерея |
Владимира Пламеневского. ул.Чапаева, 76. Можно заночевать. |
Свято-Никольская церковь |
В знак глубокой благодарности за чудесное спасение Серебряков дал обет: построить храм в честь великого чудотворца. Строительство было начато в 1846 г. в пос. Никола на берегу Ангары и завершилось после смерти купца его женой Наталией. Церковь дважды переносилась. |
Камень Черского |
700 м. Можно подняться от санатория "Байкал" или от гостиницы "Байкал" за 20-30 мин. по асфальтированной 2-х километровой пешеходной дорожке. Вид на исток Ангары. |
Лимнологический институт-музей |
Академическая,1. Работает без выходных и перерывов с 9 до 19. знакомит с историей изучения озера Байкал, его животным и растительным миром. В экспозиции музея можно увидеть байкальских рыб, чучела птиц и животных, образцы донных отложений и байкальских минералов, различные экспонаты, найденные во время научных полевых экспедиций. В киоске музея можно приобрести различные печатные издания о Байкале: книги, альбомы, географические карты, фильм В.А.Фиалкова о Байкале "Колодец планеты" с уникальными подводными съемками, на максимальной глубине Байкала - 1637 м. Посещение музея с экскурсией занимает 40 мин. |
Вакуумный телескоп |
Большой солнечный вакуумный телескоп, расположенный на вершине горы за Листвянкой. Во время экскурсии в телескоп можно увидеть в дневное время диск Солнца с протуберанцами. От телескопа с вершины горы открывается красивая круговая панорама на Байкал и исток Ангары. |
Центр Прибайкаль-ского Нацпарка |
Горького, 43. Можно купить карты, путевки на разные базы, переночевать. |
Зоопарк |
Сейчас в зоопарке живут три медведя, две лисицы, изюбр и горный баран. |
Что касается Тальцов, то туда и обратно можно доехать автостопом.
От Листвянки начинается (за судоверфью) тропа на север, вдоль побережья, до Больших Котов, мыса Кадильного, Большого Голоустного.
Можно дождаться рейсового катера/ракеты и уехать туда, куда проложен маршрут.
А можно зафрахтовать катерок и плыть куда угодно. Это стоит порядка
$400 в сутки. Можно и подешевле найти, но тогда вы проигрываете в скорости и комфорте.Достойное место, куда можно уплыть из Листвянки -- Бухта Песчаная, она же Сибирская Ривьера, она же Мекка туристов и т.п. Но о ней достаточно много на сайтах. Там две турбазы (дорогая и дешевая) и очень красиво.
Ольхон
Его называют последним оплотом шаманизма. Замечательный остров по середине Байкала. Половина острова -- степь, половина -- леса. Добраться можно автобусом/авто, как уже было описано выше. А можно по воде, на теплоходе "Баргузин". Хотя летом 2000, когда я там был, этот рейс отменили, и добраться по воде можно было только частником. По воде от Листвянки до Ольхона километров 250 будет.
Основной поселок -- Хужир, достаточно цивилизованный. На острове нет электричества, поэтому кто как сможет. Основной промысел -- рыбная ловля и рыбзавод. В тамошних местах омуль самый дешевый, и самый вкусный. Да и гостеприимства местным жителям не занимать. Все готовы вас принять и накормить.
В благодарность о приютившей нас хозяйке даю именно ее координаты: пгт.Хужир, ул.Солнечная, 16. Беликова Наталия. (Будете там, передавайте хозяйке привет от Михаила и Светланы из Киева, она будет рада). Чистый ухоженный двор. Жилье вместе с трехразовым отменным питанием (рыба в любом виде и до отвала) обошлись нам по 160 рублей (порядка
$6) с человека в сутки. Ориентир -- телевышка, скала Бурхан (Шаманка).Занимаются в Хужире и экскурсиями по острову. Это все
организовывает Никита, что на ул.Кирпичной. Спросите -- покажут. Советую съездить на север острова к мысу Хобой. Скалы, просторы -- дух захватывает! А реликтовых трав там... Одного чабрецу мешок насобирали. До сих пор пьем чай.Дорог в нашем понимании на острове нет. Поэтому приготовьтесь к качке и дорожной (точнее бездорожной) пыли.
В южной части острова есть несколько мелких озер с теплой водой.
А еще можно по Малому морю поплавать, с рыбаками выйти. Но это как договоритесь.
Остров бурятами считается святым, т.к. в свое время там процветал шаманизм, а духи на нем живут и по сей день. Доказательства тому встречаются повсеместно.
ХХХ
Вот, пожалуй, и все, что я хотел написать в помощь начинающему путешественнику на Байкал. Если этот материал вам в чем-то пригодился и, в первую очередь, помог принять решение, то бросьте весточку мне на mike@aval5.ukrpack.net , и я буду считать свою задачу выполненной. По мере возможностей отвечу на вопросы (если к тому времени не забуду ответы). Сам же займусь сбором материалов о Камчатке...
Успехов. Михаил Богомазов. Киев.22.09.00.
Наступают безветренные, элегически
тихие дни. Зеленный мир затаенно чего-то ждет, кажется, будто холода, пригрозившие было тайге, одумались, вернули ей деньки минувшего бабьего лета. И вечером все спокойно, и утром следующего дня все так же безмятежно сверкает солнце, но в зеленом шелесте берез проглянула уже тревожная волна осеннего золота. Стало быть, сентябрь пришел. И когда первый лист упадет в загустевший настой колдовской воды, в ее толщине можно увидеть косяки омуля, устремившиеся к устьям рек. Начинается нерест, начинается осень, приближается время бурь, которые, впрочем, грянут не сразу: они дадут созреть желтизне, они дождутся, когда вылепит в горящий узор свои красные огни осина, а зеленые иглы лиственниц станут светлыми, как цыплячий пух. В этом буйстве теплых красок каждое деревце, каждый куст проклюнутся своей лиловой, охристой искоркой. И темные ели покажутся черными, и сосны станут строже и графичнее. Но еще долго Байкал будет хранить тепло, накопленное летом, неторопливо, экономно будет отдавать его воздуху. Летом на Байкале и у Байкала холоднее, чем в прилегающих районах, осенью теплее на пять-шесть, а то и все десять градусов. Даже когда побелеет земля, Байкал все еще будет теплым.В октябре тысячерукий ветер набрасывается на деревья - настало время ему собирать свой урожай. Искристыми потоками летят листья, шурша, осыпается хвоя лиственниц, и ручьи, и реки торопятся унести лесную роскошь Байкалу, но мокрые листья прибиваются к берегам, к каждой веточке, к каждому камню, им не хочется покидать тайгу. В прибрежных лесах светлее и просторнее, становится видно, как много здесь птиц. Летом они свистели, подавали голоса каждая сама по себе, раскиданные живыми комочками по бескрайнему простору, занятые своими делами: добыванием пищи, выведением птенцов. Теперь инстинкт сколачивает их в стаи: вот-вот они распорют небо своими клиньями. Ученые насчитали в прибрежной тайге восемьдесят видов птиц. Покидают леса трясогузки, чтобы вернуться сюда первыми и принести весну: есть такое поверье в Сибири, будто прилетает трясогузка, хвостиком своим разбивает лед и начинается ледоход на реках. Потом попрощаются с Байкалом журавли, утки, гуси, взмахнут белыми крыльями лебеди, и тотчас с неба посыплются их перья: падает на землю первый снег.
Он еще растает, сойдет водой, но сразу станет холоднее, пойдут неуютные длинные дожди, в струи станет вплетаться мокрый снег: осень войдет в силу, изменит облик тайги. Последние запасы на зиму делают белки, скоро им менять свои летние шубки, заполнил свои закрома, вышелушив кедровые шишки, бурундук, - юркий полосатый зверек, готовят себе берлоги медведи - в первые недели ноября им предстоит увидеть свои первые звериные сны. А горностай побелел до срока и теперь прячется, чтобы не попасть в лапы другому, сильному хищнику, ждет, не дождется: когда же вокруг станет
белым-бело.Близится зима. Но Байкал все еще сверкает по-летнему, вокруг него еще догорают деревья, и красные кисти рябины сзывают к себе птиц, которые верны этому суровому краю, не покидают его никогда: рябчики, дятлы, глухари встретят первые метели, вмести с другими зимующими в Сибири птицами перенесут мороз, как подобает сибирякам.
|
Это наша кнопка |