lib.ru: другие произведения.

Река Чирка-Кемь, 1998

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 14/03/2003. 11k. Статистика.
  • Описание. Водный:Карелия , Каноэ
  • Дата похода 01/01/1999
  • Маршрут: Сонозеро - р.Чирка-кемь
  •  Ваша оценка:
    
            Река Чирка-Кемь, 1998
    
     From: Андрей Симонов (ansi61@hotmail.com)
     Date: 18 Oct 1998
    
    
    
         Начало маршрута-ст. Сонозеро (пос. Волома), конец-пос. Боровой,
         Протяженность - 170км (по моим измерениям - 163км)
         Время прохождения: 05-17 июля 1998г.
         Уровень  воды  и  количество насекомых, по утверждению местных жителей,
    высокие (ближе к июньской норме).
         Среднелетний  расход  воды  до  Калмозера  -  10-15 куб.м/сек, в районе
    Борового - 100-110 куб.м/сек (одна из самых многоводных рек Карелии).
         Средства  сплава:  2  бескаркасные  двухслойные  надувные  лодки (каноэ
    "Егерь").
         Состав  группы:  семья  из  4-х  человек  (взрослым около 35, детям 8 и
    9лет).
    
    
            Заброска
    
         Поезд N30 Москва - Санкт-Петербург, отпр. из  Москвы  в  01.45,
    прибытие в Питер около 11-ти утра (у  нас  он  опоздал  на  1  час),
    переезд на Финляндский вокзал (автомобиль ВАЗ  2105  зафрахтован  на
    Московском  вокзале  в  толпе  жаждущих  предложить   свои    услуги
    автомобилистов за 40 руб. - около 7 USD), закупка  продовольствия  -
    часть еды мы тащили  из  Москвы,  и  зря:  у  вокзала  можно  купить
    решительно всё; поезд N249 Санкт-Петербург  -  Костомукша,  отпр.  в
    14.30 (билеты брались заранее); прибытие на  ст.  Сонозеро  около  7
    утра. Около 5 утра поезд стоял на ст. Суккозеро, я зашел к  дежурной
    по станции  и  попросил  остановить  поезд  на  213-м  км.  Дежурная
    поворчала, но дала команду машинисту. В 7.15 поезд остановился в 2-х
    км после ст. Сонозеро, в 50-ти метрах от реки.
         В поезде после ст.  Кузнечное (это конец Ленинградской области)
    у  нас  проверили  документы  пограничники.  Кроме   паспортов    мы
    предъявили бумагу,  где  было  написано,  что  мы  едем  по  заданию
    организации,  были  указаны  начало,  конец  и  сроки    прохождения
    маршрута. От нас отстали. В следующий раз я встретил пограничника  в
    пос. Тикша - мы вместе стояли в  очереди  в  магазине.  Я  предъявил
    паспорт, он записал оттуда данные, и мы расстались.
    
    
            Описание.
    
         Начальный участок маршрута - до Калмозера - показался не  очень
    интересным - воды немного, препятствия для надувных судов  несложные
    и их мало. Зато имеют место 4 обноса завалов, что для нас,  учитывая
    низкую грузоподъёмность экипажей, многовато. Проблем со стоянками не
    было, но не оттого, что много подходщящих мест - скорее, наоборот, -
    просто на реке  кроме  нас  никого  не  было.  Первая  наша  стоянка
    случилась на восточном берегу оз.  Верхнее  Шулгоярви,  следующая  -
    сразу за порогом Валунный (последний из Мансельгского каскада).  Сам
    каскад показался несложным, в том числе и оба порога  -  Грядовый  и
    Валунный  -  обозначенные  в  лоции  3к.с.Препятствия  идут    почти
    непрерывно, понять, где закончился один порог и начинается следующий
    возможно не всегда. Только перед Валунным плес около  километра,  на
    нем перед тобой встает северная часть горы  Кемивара,  затем  правый
    поворот - и Валунный.Там у нас была дневка, и я вдоволь покатался на
    пороге. Проходил его лагом, но перевернуться не удалось.
         Следующая  стоянка  в  3-х  км  ниже  пор.  Сухой  -  река  там
    разливается влево большим заливом,  на  этом  заливе  мы  и  стояли.
    Позади стоянки в 100 метрах озерцо, туда мы  перетащили  лодку,  там
    купались и загорали, спасаясь от насекомых.
         В 5 км ниже нашей стоянки - порог Ряжевый, шивера  с  не  очень
    мощным сливом на выходе. Затем на реке разливы, устья Муезерки мы не
    заметили. Встали на песчаной косе,  разделяющей  Калмозеро  и  озеро
    Новинка. Место так  себе,  но  очень  хотелось  попасть  в  Тикше  в
    магазин. Магазинов в Тикше хватает, работают они  с  11  утра,  есть
    своя пекарня, так что хлеб любой, с другими продуктами тоже  проблем
    нет.
         У Андроновой горы реку пересекает мост (от него по дороге 4  км
    до Тикши), через пару километров - ЛЭП, еще через пару километров  -
    Челгозеро. Выход  из  озера  неявный,  пришлось  ориентироваться  по
    компасу, в районе истока реки береговая линия мало похожа на то, что
    нарисовано на карте-двухкилометровке. При  ориентировании  лучше  от
    устья взять на север-северо-восток, там виднеется  лесистый  холм  -
    Еловая гора, на нем стоянка. Здесь  надо  повернуть  налево,  пройти
    мимо узкого длинного залива, уходящего  на  восток-северо-восток  (с
    воды он похож на исток реки), и подойти к самому истоку - он идет на
    север-северо-запад. По берегам здесь - болота, справа  -  с  большим
    сухостоем.
         Через  3  км - несложные  пороги  Нахко  и  Лоухи,  между  ними
    поставили железнодорожный мост, на карте его нет. Еще через 3  км  -
    мост лесовозной дороги, затем - перекат и порог Хауда  4  к.с.  Этот
    порог уже мало похож на те, что  были  на  Чирке  выше  Калмозера  -
    сильное течение, высокие валы. Здесь мы впервые на этой реке увидели
    водников - 2 группы школьников-подростков  с  руководителями,  всего
    человек 30-40. Они стояли ниже порога, на правом берегу. Шли  они  в
    основном на катамаранах, плюс штук  пять  каяков  и  одна  байдарка.
    Катамаран,  видимо,  наиболее  подходит  для  этой    реки    (после
    "Егеря",конечно): на байде идти страшновато, на многих порогах нужна
    страховка, наверняка придется вылавливать вещи и "пловцов".
         Через 2 км после  Хауды - пороги  Кривой  и  Тахко,  здесь  нам
    пришлось искупаться. Кривой - порог с сильным течением, русло забито
    камнями, на выходе после левого поворота - мощный слив с  бочкой.  Я
    бочку проскочил, а  Лена  вошла  неточно,  лодку  развернуло  лагом,
    наклонило, и она вывалилась из лодки. Лежащий на дне  лодки  ребенок
    не вывалился, лодка не перевернулась, а  спокойно  вышла  из  бочки.
    Потом оттуда выплыл капитан без весла, без очков и  с  вытаращенными
    глазами. Пришлось спасать "утопающего". Спасжилет на  капитане  был,
    но каски не было, а головой о камень Лене стукнуться пришлось.
         Между Кривым и Тахко мы встали на дневку, на следующий  день  я
    несколько раз прошел Кривой - хотелось понять,  как  все  произошло.
    Понять получилось на втором  прохождении,  при  попытке  пройти  эту
    бочку лагом. Правда, головой я не бился, но весло, опущенное в  воду
    со стороны потока у меня моментально вырвало из рук, я  еще  секунду
    попытался удержаться в лодке, а потом поплыл вслед за веслом.
         Наша стоянка между  порогами  была  на  высоком  берегу,  и  мы
    смотрели, как проходили эти пороги догнавшие нас  школьники.  Прошли
    неплохо, кильнулся только 1 каяк.
         Через Тахко обе лодки проводил я один,  без  детей.  На  первой
    лодке я прошел аккуратно по краю, туда села  на  страховку  Лена,  и
    тогда я пошел на второй лодке - уже  через  котел.  Прошел  успешно,
    хотя в какой-то момент лодку начало разворачивать поперек  потока  и
    ставить на борт, но все обошлось.
         Следующая наша стоянка - на мысу на левом берегу  при  впадении
    р.Растос. До этого пришлось пройти Тахколамбину  -  длинный  плес  с
    высокими красивыми берегами и два  несложных,  но  бурных  порога  -
    Ледма-1 и Ледма-2.
         Следующий  ходовой  день:  препятствий  много,  из   них    две
    "четверки"  -  Нукутт  и  Рокк.  Из  простых  нас  подивил   Вигитус
    неожиданно бурным сливом. Нукутт прошли без проблем.  В  пороге  два
    мощных  слива,  высокие  валы.  Порог  Рокк  (Ракконе   по    другим
    источникам) мне показался самым технически сложным на маршруте. Если
    в предыдущих порогах достаточно было  правильно  зайти  и  потом  не
    зевать  и  не  делать  очевидных  глупостей,  то   здесь    пришлось
    маневрировать между камнями и плитами в мощном потоке, а  на  выходе
    из порога - слив с бочкой. Заранее выбрать судовой ход  трудно,  так
    что осмотр мало что даст.Я шел впереди, договорились,  что  когда  я
    пройду, подам Лене сигнал - идти или нет. Слив я  прошел  нормально,
    удалось разогнаться и войти точно поперек потока, я  только  немного
    постоял в бочке - и съехал в  валы  за  ней.  Разворачиваюсь,  чтобы
    подать сигнал: "Не иди" (я решил, что безопаснее  пройти  самому  на
    второй лодке), и вижу: уже плывет! Оказалось, Лена пересекала  поток
    чтобы зачалиться перед порогом и у нее не хватило сил, ее втянуло  в
    порог. Тем не менее, порог она прошла успешно, отделалась испугом.
         Стоянки в районе о. Старое Сосно оказались заняты все  теми  же
    школьниками, и мы пошли до Шалсари. Ст.Сосно мы  обошли  слева,  это
    длиннее,  но  зато  там  река  становится  узкой  и  быстрой,  смена
    впечатлений, а легкие  порожки  доставляют  удовольствие.  Встали  у
    островов Шалсари на южном коренном берегу  перед  впадением  Иванова
    ручья.
         За следующий ходовой день -  последний  -  дошли  до  Борового.
    Порог Елисей не заметили - высокая вода. Олений  (3к.с.)  -  длинная
    шивера с приличным течением, Лоухи - прост, Горшок  (3к.с.),  как  и
    Олений, требует внимания, струя поворачивает сперва  направо,  потом
    налево, в конце слив, в середине плиты и камни. Ночевали  в  Боровом
    на берегу реки, местные не беспокоили, стоянка, она же  антистапель,
    в 200 метрах выше лодочной станции, от нее идет грунтовая  дорога  в
    поселок,  со  стоянки  виден    мост    автодороги    через    реку.
    Почтово-багажный поезд на Петрозаводск и Питербург отходит в  16.40,
    билеты начинают продавать в 15.30, места в нем только плацкартные.
    
    
            Некоторые выводы.
    
         Маршрут очень понравился, мы впервые на такой реке, до этого мы
    ходили по  маловодным  карельским  рекам  (Воньга,Поньгома,  Кузема,
    Калга, Северная  Шуя).  Количество  насекомых  терпимо  при  наличии
    репеллента и москитных сеток. Огорчило отсутствие грибов  и  ягод  -
    видимо, за ними  надо  приезжать  позднее.  При  возможности,  я  бы
    сократил начальную часть  маршрута  ,идеальный  вариант  -  заброска
    автотранспортом до Андроновой горы от  Надвоиц,  Кочкомы  или  Идели
    около 100 км, при этом экономится 0,5 суток, продукты можно закупить
    в Тикше, а сюда приехать налегке прямым поездом.  Вариант  похуже  -
    начинать от Муезерского по притоку Чирки - Муезерки. В этом варианте
    придется ехать на двух поездах с пересадкой в  Петрозаводске  или  в
    Питере, но зато обойтись без автотранспорта. В обоих случаях удастся
    обойти начальный  участок  с  маловодной  рекой,  обносами,  редкими
    стоянками и малоинтересными препятствиями.
         Хотя погода стояла теплая (воздух 20-25, вода 18-20  градусов),
    мы не пожалели, что взяли  гидрокостюмы  -  вода  на  порогах  щедро
    лилась через борта, через нос  и  корму(наши  лодки  не  оборудованы
    фартуками), сидеть в лодках в мокрой одежде противно, а  без  одежды
    не позволяет мошка с комарами. Рыба в реке  есть  -  нам  попадались
    щука, плотва, окунь, может,  немного  поменьше,  чем  на  Калге  или
    Куземе. С местными, как и везде в Карелии, проблем не возникало.
    
    N дня   Дата    Место ночевки       Ходовое время,ч   Километраж
    ----------------------------------------------------------------------------
    ----------------------------
     1   05.07   Оз. В.Шулгоярви         4   (1 обнос)       10
     2   06.07   Пор. Валунный           7,5 (2 обноса)      20
     3   07.07               - " -                      -   Дневка
     4   08.07   3км ниже пор.Сухой      7,5 (1 обнос)       27
     5   09.07               - " -                      -  Дневка
     6   10.07   Коса перед пос. Тикша   7,5                 27
     7   11.07   Пор. Кривой             5,5                 22
     8   12.07               - " -                      - Дневка
     9   13.07   Устье р.Растос          5,5                 21
    10   14.07               - " -                      -  Дневка
    11   15.07   Острова Шалсари         5,5                 24
    12   16.07   Пос. Боровой            2,5                 12
    ----------------------------------------------------------------------------
        Итого:  8 ходовых дней,         45,5                 163
    
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 14/03/2003. 11k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка