lib.ru: другие произведения.

Чу - Чон-Кемин

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 27/04/2003. 16k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Киргизия; Казахстан , 5 к/с , К2
  • Дата похода 01/01/2000
  • Маршрут: р.Чон-кемин - р.Чу - п.Джильарык
  •  Ваша оценка:
    
    
            Чу - Чон-Кемин
    
    ---------------------------------------------------------------
    Оригинал этого текста расположен на
    Рязанской странице водного туризма
    http://www.rcs.ru/win/public/water/index.htm ђ http://www.rcs.ru/win/public/water/index.htm
    ---------------------------------------------------------------
    
            1.1 Основные характеристики путешествия.
    
    
    
         1.  Вид  туризма  -  водный
         2.  Категория  сложности  -  пятая
         3. Время проведения - август 1996г.
         4. Район путешествия - Северный Тянь-Шань
         5.  Нитка маршрута : г.Рязань - г.Бишкек (поезд) - р. Чон-
    Кемин (автобус) - радиальный выход по притоку Джинды-Су - сплав
    по  р.Чон-  Кемин  до  устья  -  сплав по р.Чу до п.Джильарык -
    г.Бишкек (поезд) - г.Рязань (поезд)
    
    
         6. Протяженность маршрута: всего - 7830 км
         В том числе активная часть - 160 км
         Протяженность радиального выхода - 20 км
         Протяженность сплава по р.Чон-Кемин - 110 км
         Протяженность сплава по р.Чу - 30 км
    
         7. Продолжительность путешествия : всего - 21 день
         В том числе активная часть - 12 дней
    
         8.  Средства  сплава:  два 4-х местных катамарана (2000л и
             3000л) один 2-х местный катамаран (1000л)
    
    
    
            1.3 Распределение по сплавсредствам.
    
         1. Экипаж 1-го 4-х местного катамарана:
    
    
         Нестеров Андрей - лоцман
         Макаров Вадим - матрос
         Чичерова Елена - матрос
         Конюхов Леонид - матрос
    
         2. Экипаж 2-го 4-х местного катамарана:
         Левков Николай - лоцман
         Хлопенкова Любовь - матрос
         Корабельников Игорь- матрос
         Суремкин Василий - матрос
    
         3. Экипаж 2-х местного катамарана:
    
         Зубарев Сергей - лоцман
         Суслов Юрий - матрос
    
            2.1 Краткая характеристика р.Чу.
    
         Река    Чу   протекает   по   территории   Тянь-Шаньской и
    Фрунзенской  областей  Киргизии.  Длина  реки  1030 км. Площадь
    бассейна  27000 кв. км. Берет начало в хребтах Терскей - Алатау
    и Джомголтау. Оканчивается в оз.Саумакколь, на западной окраине
    пустыни  Бет-  Пак-Дала.  В  верхнем  течении пересекает горные
    хребты и протека- ет в узких ущельях Орто-Токайское и Боамское,
    имея  характер  горной  реки.  Ниже по течению входит в широкую
    долину.  Питание  смешанное.  Половодье  в  мае-июне, во вторую
    половину лета - ряд паводков от таяния снегов в горах и дождей.
    Средний  расход  воды  у  с.Георгиевка  (ниже  г.Токмака)  - 57
    куб.м./сек.,  в  верхнем  и среднем течении не замерзает. Имеет
    ряд гидро-сооружений и активно разбирается на орошение.
    
    
            2.2  Краткая характеристика р.Чон-Кемин.
         Река Чон-Кемин - правый приток р.Чу. Вытекет из оз.Джасыл-
    Коль  на  высоте  3427  м.  Протекает  по узкой долине со слабо
    разра- ботанным руслом, местами переходящим в каньоны. На своем
    пути  до р.Чу пробегает около 140 км, имея уклон более 20 м/км.
    В  вы- сокую воду сплав можно начинать на 3 - 5 км ниже истока.
    Верхо-  вье  реки  вскрывается в начале мая, а средняя и нижняя
    части - в апреле. Питание смешанное, с весенне летним паводком,
    растянутым  на  2  -  3  месяца. В течение лета имеет несколько
    пиков   от   таяния  ледников  и  осенью  от  ливней.  Верховья
    Чон-Кемина находятся выше зоны леса.
         Правый борт долины имеет скудную пустынную растительность,
    ле-  вый  (теневой), порос лесом. По обоим берегам вдоль воды -
    заросли кустарников. Лето познее, холодное.
    
    
            3.1 Подъезды и отъезды.
    
         Преимуществом  данного  маршрута являвляется относительная
    простота подъезда к начальной его точке и отъзда из конечной.
         До  г.Бишкек  можно  добраться на поезде или самолетом. Мы
    ехали  на поезде N 18 Москва - Бишкек. Отправление из Москвы 23
    ч.  35  мин.  из  Рязани - 03 ч. 20 мин.,прибытие в Бишкек в 03
    ч.00  мин.  (по  московскому времени,05.00 по местному). В пути
    поезд  нахо-  дится  72  часа.  Разница  во  времени 2 часа. На
    вокзале  есть  обмен-  ный пункт. Курсы валют в августе 1996г.:
                                             1200 сом - 1 $
                                             450 руб - 1 сом
         Тут же, на железнодорожном вокзале, можно найти машину или
    автобус, чтобы добраться до начальной точки маршрута. Подъзды и
    отъезды  не  представляют  сложности, так как дорога идет вдоль
    ре-  ки.  По  окончании  маршрута  можно уехать в Бишкек или на
    Иссык-Куль  из п.Джильарык на местном поезде, который ходит два
    раза в день. Стоимость проезда не большая.
         Приехав  в  г.Бишкек,  мы  сразу  нашли небольшой автобус,
    который доставил группу к самому началу маршрута.
         Автобус  доставил  нас  до  моста  через приток Джинды-Су,
    который  впадает в Чон-Кемин в третьем каньоне. Автобус не смог
    переехать  через  полуразрушенный мост и мы разбили лагерь чуть
    выше притока, на левом берегу.
         К  вечеру  часть  группы  отправилась на разведку вверх по
    р.Чон-   Кемин.  Приблизительно  через  один  километр,  дорога
    переходит  че-  рез  мост  на правый берег. Это начало третьего
    каньона.  Выше  моста река разливается в широком пологом русле.
    Сплошной   каменистый  перекат,  не  имеющий  основного  русла,
    просматривается  далеко впе- ред ( примерно километров на 10 ).
    Выше - второй каньон.
    
            3.2 Описание радиального выхода.
         Решили  половинным составом сделать однодневный радиальный
    выход  на  ледник в верховьях Джинды-Су. Вышли в 10 часов утра.
    От   моста   прошли   несколько   километров   правым   берегом
    р.Джинды-Су.  Воды  много,  даже  утром.  На левой стороне реки
    стало  видно  колею  и  мы перебрались по камням на левый берег
    Джинды-Су.  Колея до- вольно круто поднимается вверх. В среднем
    течении  долина  реки  довольно  широкая и пологая, встречаются
    отдельные  большие  гра-  нитные  глыбы и крупные нагромождения
    камней.  Колея,  ставшая  по-  степенно  тропинкой,  приводит к
    разветвлению  Джинды-Су  на  четыре истока у подножия скалистых
    вершин.  Чуть  дальше  открываются  не-  сколько распадков, где
    видны  ледники.  Поднялись  вверх  по  нагро-  мождению  камней
    центрального  пологого  ледника между каменистых холмов. Дальше
    сплошные    каменистые    осыпи,   лед,   многометровые   толщи
    слежавшегося   снега.  Местами  они  прикрывают  русла  ручьев.
    Внизу,  у Чон-Кемина, на средних террасах Джинды-Су было граду-
    сов  25,  а  здесь,у  подножия  ледников,  - градусов 15. После
    недол-  гого  отдыха начали спускаться вниз. Подъем занял около
    4х часов, а спуск не более 2х.
         Среди  холмов  правого  берега  Джинды-Су  видно небольшое
    мелкое озерцо.
    
    
            3.3 Описание сплава по р. Чон-Кемин.
         Вода в реке грязно-белого цвета, что свидетельствует о вы-
    соком  уровне  воды.  Суточный  перепад  воды  от  30 до 50 см.
    Сплав начали с 3-го каньона, ниже моста.
    
    
            3-й каньон.
         ----------
    
         Длина  4  -  5  км.  Начинается за 1 км до впадения левого
    притока  р.Джинды-Су.  Берега  повышаются, дорога уходит в горы
    влево от ре- ки. На правом берегу обнажаютя скалы.
         Входной  порог:-  (в  малую  воду непроходим) длина 200 м,
    начи-  нается на крутом левом повороте, заканчивается за устьем
    р.Джин- ды-Су. Представляет собой нагромождение крупных и более
    мелких  камней,  разделяющих  струю  в  центре  порога на узкие
    сливы, мощные бочки на входе и выходе.
         Линия   движения   сложная,  возможны  различные  варианты
    прохождения.  В центральный, самый полноводный, слив в середине
    порога  не уда- лось попасть ни одному катамарану. Две четверки
    проходили  узким  правым  сливом,  а двойка - слева от основной
    струи,  пробираясь  между  камней.  Осмотр и страховка с левого
    берега.
         За  порогом  каньон  переходит в мощную шиверу с камнями в
    русле,  большими  мощными  бочками.  Шли  по центральной струе,
    уходя  от  кам-  ней  и  прижима  к правому берегу в 500-х м за
    притоком.
         Стоянка  на  левом  берегу  на  ровной,  длинной террасе в
    середине каньона.
    
         Сплав до 5 каньона.
         До пятого каньона примерно 10 км относительно "спокойного"
    сплава:  несколько сливов, бочки, валы, отдельные крупные камни
    в  русле.  Линия  движения просматривается с воды, весь участок
    идется  с  ходу.  Где-то на этом участке находится 4 каньон, мы
    его выделить не смогли.
         Стоянка  перед  5 каньоном, на высоком левом берегу, перед
    впа- дением в Чон-Кемин р.Дюресу.
    
    
    
            5 каньон.
         ----------
         Длина 2.5 км, средний уклон 35 м/км. Осмотр и страховка по
    правому  берегу.  Ориентиры:  слева  -  впадаю-  щая в 100 м от
    начала  каньона  р.Дюресу,  справа  -  дорога близко подходит к
    реке,  вдоль  дороги идет ЛЭП. Каньон представляет со- бой один
    сплошной  порог  с  большими и мелкими камнями в русле, мощными
    бочками  и  высокими  сливами,  следующими  один  за другим, на
    поворотах  -  прижимы к скалам. Ближе к концу каньона, с право-
    го берега впадает р.Ташкия.
         Правый  берег  каньона  невысокий 5 - 8 м, левый - высокие
    скалы,  поросшие  лесом.  По  правому  берегу,  близко от реки,
    проходит доро- га.
         Каньон  проходили со страховкой сберега в середине каньона
    и с воды в конце него.
         На  выходе  из  каньона "ворота" - слив между двух камней.
    Река  делает  правый  поворот,  уклон  уменьшается, долина реки
    расширяется,  дорога  уходит  в  сторону. Встречаются несложные
    шиверы,  местами река очень спокойная и разбивается на протоки.
    Через  20  -  30  мин.  сплава на правом берегу видны несколько
    домов  п.Бузулгансай,  через  реку  перекинут  подвесной  мост.
    Чон-Кемин  делает  подково- образную излучину. Здесь расположен
    шиверно-порожистый  участок длиной 1.5 км. Начало его ( 500 м )
    можно  осмотреть по правому берегу. В середине излучины впадает
    р.Бузулгасай. До 6 каньона 25 - 30 минут сплава.
    
    
            6 каньон.
         ---------
         Длина  4.5  км, средний уклон 25 - 30 м/км. Перед каньоном
    русло  разбивается на несколько проток, затем вода собирается и
    скорость  течения  заметно  возрастает.  ЛЭП переходит с левого
    берега  на  правый,  а  через  200  м  галечная отмель у левого
    берега.    Каньон    состоит   из   нескольких   порогов.   1 -
    "Каменоломня",  длина  300  м. Начинается на правом повороте за
    устьем  р.Чон-Баши.  На  заходе  нагромждение камней и бочек, в
    сере- дине порога, на правом повороте, прижим к левому берегу.
         Проходили со страховкой с берега.
         2  -  "Ералаш", самый сложный порог 6 каньона, длина 1 км.
    Осмотр  по  правому  берегу, осмотр затруднен зарослями колючих
    кустов.
         Порог  "Ералаш"  начинается  за устьем р.Малый Джапарык на
    пра-  вом повороте. Русло реки сжимается до 10 - 12 м, на входе
    в по- рог несколько бочек, затем косой слив между скалой левого
    берега,  выступающей  на  2  -  3  м, и полуобливными плитами у
    правого,  далее  в  центре крупный надводный камень, за которым
    несколько  сливов  с  бочками.  Следующая часть порога - каскад
    гряд  обливных  и  полу-  обливных  камней со сливами и мощными
    бочками.
         Проходили  без промежуточной чалки, страховка на выходе из
    порога.
         Следующие  пороги  каньона  - "Мельница", "Баня", "Ворота"
    про-   ходили   тандемом  после  предварительного  осмотра,  со
    взаимостра- ховкой с воды.
         Этот   участок   длиной   чуть   больше  одного  километра
    характерен  рез-  кими  поворотами,  за  которыми  "неожиданно"
    открываются огромные камни, на которые наваливает струя, сливы,
    бочки.
         После  порога "Ворота" уклон уменьшается. До ГМС, в районе
    ко-  торой через реку перекинут трос, - 800 метровый шиверистый
    учас-  ток.  Шли без осмотра. За ГМС (домики на правом берегу )
    река  де- лает левый поворот, справа впадает ручей - это начало
    порога  "Повицкого".  Перед  ручьем,  на правом берегу, большое
    улово  с  песчанной  отмелью.  Здесь  удобная чалка для осмотра
    порога. От "Ворот" до чалки 6 мин. сплава.
    
    
    
            Порог "Повицкого".
         ------------------
         Длина  900  м.  После впадения ручья прямой участок длиной
    150 м с несколькими бочками. После правого поворота уклон резко
    увеличивается, русло забито большими и мелкими обливняками. За-
    тем  идет  косой  слив  в середине русла, за ним два сужения со
    сли-  вами и бочками. На высоком правом берегу памятник мастеру
    спорта СССР Повицкому В.А., погибшему в августе 1979г.
         За порогом шиверно-поржистый участок. Идется без осмотра с
    взаимостраховкой.  Движение  около 10 мин. Чалка у желтой осыпи
    ле-  вого  берега,  после брода через реку. Русло и долина реки
    резко сужаются. Впереди 7 каньон !!!
    
    
    
    
            7 каньон.
         ---------
    
         Длина  около  3  х  км. Максимальный уклон 30 м/км, ширина
    русла   10   -   20  м.  Ориентирами  начала  каньона  являются
    характерное  суже-  ние  русла,  светлая  осыпь левого берега и
    правый  поворот  за  ней.  Перед  сужением  и  осыпью, дорога с
    правого  берега  переходит  в брод на левый и уходит в горы. На
    левом  берегу  низина,  поросшая  лесом  и высоким кустарником.
    Начинается каньон самым сложным на марш- руте порогом - "Камень
    преткновения".
         Длина  порога  300 м, представляет собой каскад водопадных
    сли-  вов  с  несколькими  грядами  обливняков  с  бочками.  На
    коротком  учас-  тке река делает несколько крутых поворотов, на
    поворотах  прижимы.  В  русле  очень много огромных валунов, на
    которые  наваливает струя. На выходе из порога, в центре русла,
    стоит  огромный  валун,  под него бьет струя. Затем река делает
    левый  поворот и входит в "ще- ки" длиной 100 - 150 м. Проходов
    вдоль воды нет, сверху осмот- реть нельзя.
         После  тщательного  осмотра  решили обнести порог. Провели
    суда   по   левому   берегу   до   "щек",   их   проходили   со
    взаимостраховкой с воды. Участок почти прямой и имеет несколько
    прижимов и несколь- ко сливов с бочками.
         Дальше  идет участок шивер и мелких порогов. В русле много
    крупных камней. Шли тандемом со взаимной страховкой.
         В  середине  каньона  порог " Осыпной". Длина около 100 м.
    На-  чинается  на  правом  повороте реки, правый берег - крутая
    высокая осыпь. Осмотр по правому берегу. В пороге крутые сливы,
    большие   камни,   прижимы.  Проходили  по  центральной  струе,
    страховка с воды за порогом.
         Дальше,  до  конца  каньона,  шиверистый участок с большим
    уклоном.   Шли   без   предварительного   осмотра   с  взаимной
    страховкой.
         За  каньоном на полке правого берега - ферма. До 8 каньона
    2.5 км спокойного сплава.
    
    
    
            8 каньон.
         ---------
    
         Длина 1.5 - 2 км, ширина русла 15 - 20 м.
         Слаломный   участок   с  чередующимися  бочками,  сливами,
    камнями   в  русле.  Осмотр  каньона  с  любого  берега,  можно
    осмотреть только начало каньона, дальше он идется без осмотра с
    взаимной страхов- кой с воды.
         За  каньоном следует порожистый участок длиной около 15-ти
    км.  Препятсвия  следуют одно за другим, четких ориентиров нет.
    Участок  с  большим  уклоном,  в  русле  много  крупных камней.
    Постепенно  слож-  ность препятсвий уменьшается - река входит в
    широкую  населенную  долину,  но  сохраняется  большая скорость
    течения.
         В  п.Терменгенты  и п.Новороссийка автомобильные мосты. За
    п.Но-  воросссийка  река  делится  на  множество мелких проток,
    берега  низ-  кие, заросшие облепихой и ивняком - стоянку найти
    тяжело.
    
    
            9 каньон.
         ---------
    
         Нижнекеминское ( Боамское ) ущелье.
         Длина 8 км, средний уклон 8 - 10 м/км.
         Каньон  сложности для сплава не представляет в любую воду.
    Препятствий,  требующих  осмотра нет, весь участок идется сходу
    со  взаимостраховкой.  В каньоне одиночные камни, обломки скал,
    не сильные прижимы. В большую воду - высокие валы и мощные боч-
    ки.  Заканчивается каньон впадением в р.Чу. Река течет в отвес-
    ном скальном коридоре, каньон очень красив.
    
    
    
            3.4 Сплав по р.Чу.
    
         По  р.Чу  нужно  пройти  около  30  км  до  плотины  перед
    п.Быстровка.  Средний  уклон участка 4 м/км. После слияния Чу и
    Чон-Кемина  оста- ется одно серьезное препятствие на маршруте -
    порог  "Семеновский  мост". Он расположен под мостом через р.Чу
    ниже  впадения  Чон-Ке-  мина,  за  левым  поворотом.  Порог не
    сложный,  но  очень  мощный.  Струя  наваливает  на левую опору
    моста,   затем,   после   мощной   бочки,   на  большие  камни,
    расположенные в русле в шахматном порядке. Пос- ле этого порога
    р.Чу  еще  2.5  км течет в каньоне, затем берега понижаются. До
    плотины встречаются слабые прижимы, отдельные камни.
    
         Выход  с маршрута целесообразнее делать не перед плотиной,
    а чуть раньше у железнодорожной станции Джильарык, где два раза
    в день проходит поезд на Бишкек и Иссык-Кол (п.Рыбачье) - утром
    и вечером. До Бишкека - 3 часа, до Иссык-Кола - 1.5.
         Ориентиры  окончания сплава: после моста через Чу примерно
    через  один  километр  на  правом берегу - водозабор. Еще через
    пару  кило- метров - на правом берегу несколько юрт, вагончики,
    бетонный  за-  бор,  гаражи и большая железная бочка. Отсюда до
    станции Джиль- арык 500 м (поселок расположен на левом берегу).
         Закончив  маршрут перед плотиной, мы пешком отправились на
    стан-  цию  Джильарык.  Оттуда  на поезде доехали до Иссык-Куля
    (п.Рыбачье)  Отдохнув  2  дня  на озере, мы вернулись на том же
    поезде  в  Бишкек.  Уехать в Москву из Бишкека довольно сложно,
    поэтому обратные би- леты стоит купить заранее в Москве.
    
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 27/04/2003. 16k. Статистика.
  • Водный:Киргизия; Казахстан
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка