lib.ru: другие произведения.

Ципа

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 15k. Статистика.
  • Техотчет. Водный:Забайкалье , Байдарка
  • Маршрут: Петрозаводск - Москва - Москва - Улан-удэ - Улан-удэ - Богдарин - Богдарин - Уакит
  • Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:
    
            Ципа
    
    ---------------------------------------------------------------
     From: Анатолий Лоскутов
     Date: 14 Apr 1999
    ---------------------------------------------------------------
    
                ТЕХИЧЕСКОЕ ОПИСАИЕ МАРШРУТА
                     04-29.07.1986г.
        График движения:
    День   дата     Участок пути          км.     ход.время
    01     04.07   Петрозаводск-Москва
    02     05.07   Москва-Улан-Удэ
    03     06.07   Улан-Удэ - Богдарин
    04-07  10.07   Богдарин-Уакит
    08     11.07   Уакит - 270-й км.      120       7-30 (моторка)
    09     12.07   270-й км - р.Б.Алинда   26       4-30
    10     13.07   Б.Алинда - р.Мраморный  14       2-45
    11     14.07   р.Мраморный- р.Воймакан 13       2-15
    12     15.07   Дневка
    13     16.07   р.Воймакан - р.Цирик    33       3-50
    14     17.07   р.Цирик - р.Боймы       16       1-50
    15     18.07   р.Боймы - р.Амалат      39       4-25
    16     19.07   р.Амалат - р.Жалю       42       5-00
    17     20.07   р.Жалю - пор.164        64       6-00
    18     21.07   Дневка
    19     22.07   пор 164-р.Витим(20-й км)43       6-00
    20     23.07   20-й км - Тулдун        61       7-00
    21     24.07   р.Тулдун - ст.Витим     23       2-00
    22-23          ст.Витим - ст.Ангаракан
    24             Ангаракан - Северобайкальск
    25             Северобайкальск-Красноярск
    26             Красноярск-Ленинград
    27             Ленинград- Петрозаводск.
    
    
            1. Заброска: Самолетом Москва- Улан-Удэ - Богдарино-Уакит. 
             Далее  житель п. Уакит Кобзев иколай Васильевич
     11. 07              забросил нас к устью р. Ципа
    
            2. ижняя Ципа - устье ручья Чульдема
       а всем протяжении от впадения р. Уакин до входа в горы
    ижняя Ципа является спокойной равнинной рекой. Ширина ее до
    100-300м. Течение ровное, скорость 1-2 км в час. Много ста-
    риц и озер, где прекрасно, как и в самой Ципе, ловятся окунь
    и Щука. Берега лесистые, большей частью высокие. По мере при-
    ближения к  горам правый берег становится выше, иногда горы
    подступают к самой реке. Ближе к метеостанции левый берег
    реки имеет обширные песчанные обрывы, поросшие лиственни-
    цей. Метеостанцция Ую находится на левом берегу неширокой
    протоки Ципы, сама река в этом месте делает резкий правый
    поворот. Выше примерно в 300м находится домик гидропоста,
    через реку перетянуты троы для гидрометрических приборов.
    
            12. 07
       От стоянки мы отошли в 10 часов и через 2. 5 часа были
    ы районе 10 порога. За правым поворотом с левого берега горы
    подступают ближе, еще через 1. 5-2 км. и Ципа под прямым уг-
    лом уходит влево в горы. Здесь пост гидрологов. Первые шиверы
    начинаются несколько ниже. а них  небольшие  валы  и  боч-
    ки, которые требуют несожного маневра. а этом участке реки
    расположен ряд островов и желательно не потерять основную
    протоку, т. к. второстепенные часто кончаются мелководьем.
    Перед 10 порогом слева большое улово. а берегу виднеются
    остатни изб - зимовье "Пять изб".
       Здесь за устьем ручья Чульдема - неплохое место для сто-
    янки. Русло реки на 10 пороге разделено галечным островком,
    который при большой воде затопляется. Поэтому по тому на
    сколько остров возвышается над водой можно судить об отно-
    сительном уровне воды на этом участке реки. При нашем  про-
    хождении он возвышался примерно на 50 см., то есть вода была
    среднего уровня. Порог 10 проходили по левой протоке, без
    просмотра, со взаимной страховкой с воды и заходили в боль-
    шую суводь ниже впадения ручья Чульдема. Порог сложный, с
    валами в основной струе до 1м., которые легко обходятся,
    однако следует иметь в виду, что ниже него в 300-400 м. -
    каскад порогов 11-12, и проявить предельное внимание по
    обеспечению безопасности прохождения.
    
            3. Устье ручья Чульдема - устье ручья Мраморный
      Ключевыми порогами описываемого участка реки, может быть
    и всего маршрута являются пороги 11 и 12. о они не самые
    сложные для прохождения, а первые мощные пороги на Ципе. Эта
    связка протянулась на 1. 5км. Успех или неудача при их про-
    хождении могут серьезно повлиять на психологическое состояние
    группы. Сложность прохождения тесно связана с уровнем воды,
    причем высказывается точка зрения, что чем выше уровень воды,
    тем сложнее прохождение. ам кажется это неверным. Причина та-
    ких рассуждений заключается в том, что мощь Ципы и ее валов
    гораздо больше, чем на других реках. Кроме того сложность пре-
    пятствий и расход воды не нарастают постепенно, как это обычно
    бывает, с верховьев рек. Вследствие этих причин группы мало
    подготовлены в начале маршрута к преодолению порогов с больши-
    ми валами.
       Уровень воды порогов 11 и 12 зависит от гидрографии сред-
    ней Ципы и больших компенсационных возможностей ее долины, по-
    этому резких изменений уровня воды на них во время дождей нет.
      Просмотр порогов следует начать с песчанного пляжа у ручья,
    где прекрасный выход на берег. Тропа для осмотра то поднимается
    по коренному берегу, то идет в лес, то спускается к реке.
       Основная струя в начале порога 11 идет по правому берегу
    с левого берега воды существенно меньше, поэтому много "бочек"
    разной величины. Метрах в 100 от начала порога - мощные косые
    валы  и "бочки". Длина первой части порога около 300 м. затем
    более спокойный участок реки 100м и вторая ступень 11 порога.
    Основная струя уходит в правый берег, создавая мощные, до 1. 5-2
    м, валы с обратным гребнем. С левой стороны - большая "бочка",
    занимающая половину реки.
       Порог 12 следует сразу за 11-м, начинается крутым сливом
    и большим валом с обратным гребнем с левой стороны, основная
    струя идет по центру, образуя крутые валы высотой до 1. 5 м,
    в 100 м ниже начала порога - большая "бочка".
       После просмотра порогов 11 и 12 решили идти сразу всю
    связку, т. к. промежуточные остановки сделать сложно. Проходили
    11 порог с левой стороны основной струи, затем обошли "бочку"
    второй ступени, прошли по краю валов основной струи. В 12 пороге
    пройти по краю большого вала, обойти валы в середине порога и
    причалить  в улове левого берега. амеченную линию движения
    удалось выдержать второму и четвертому экипажу. Первый экипаж
    недооццценил мощь воды во второй ступени и весь порог прошел
    по валам основной струи, благополучно причалив в намеченном
    месте. Третий экипаж при попытке уйти с основной струи пере-
    вернулся и весь 12 порог прошел в перевернутом состоянии.
    В конце порога благополучно выбрался на берег с помощью
    страхующей байдарки.
       а опыте этого прохождения мы убедились в том, что основная
    струя проще для прохождения, взаимная страховка с воды возмож-
    на, нижняя страховка своды весьма эффективна.
       Все прохождение 11 и 12 порогов заняло 3 часа.
    От порога 12 до порога 13  около 1 км река имеет весьма быстрое,
    но относительно спокойное течение.
       а входе в порог 13 в основной струе - подводные камни, за
    ними - "бочка". Для просмотра мы вышли на правый берег в одной
    из суводей. Отсюда, не спускаясь по берегу наметили линию движения:
    вначале под правым берегом, затем постепенно уходить к центру
    струи и выход в суводь правого берега ниже порога.
    Шли последовательно, одна байдарка за другой с интервалом 30-50м.
    амеченная линия движения была выдержана.
        Пороги 14 и 15 прошли с просмотром с воды и остановились
    на ночевку на левом берегу реки, где р. Б. Алинда впадает с пра-
    вого берега Ципы.
        От р. Б. Алинда со всеми предосторожностями, просматривая по-
    роги 16, 17, 18 с воды, мы за полчаса дошли до порога 19.
        Его отличительной особенностью, как и всех порогов на Ципе
    которые начинаются сливами, является большой подпор верхнего
    бьефа, обусловленный резким сужением русла. Поэтому на подходе к
    порогу скорость течения падает, а в русле заметны только отдель-
    ные "бочки". Просмотр порога возможен по левому берегу, обломкам
    скал и большим камням. Длина порога не большая, около 150м. Выход
    скал у левого берега отжимает всю массу воды к правому берегу,
    где за мощным сливом идет ряд валов около 2. 5 м, производящих
    сильное впечатление. В нашу воду за сливом с левого берега была
    довольно массивная "бочка", а за ней суводь с сильным обратным
    течением.
        После просмотра было решено проходить порог поэкипажно со
    страховкой первого экипажа спасательным концом с берега. Линия
    движения 1, 2, 4 экипажей предполагала проход вдоль левого бере-
    га, преодоление косой "бочки" в самом ее начале и выход в суводь.
    3-й экипаж решил обойти камни у левого берега и пройти косую
    "бочку"так же, как и остальные. 1, 2, 4 экипажи полностью выдер-
    жали намеченную линию движения; 3-й экипаж не смог выгрести в
    левый берег и косую "бочку" проходил у слива и далее по краю
    основной струи до конца порога. Прохождение порога по основной
    струе не обеспечивается надежной страховкой, т. к. течение очень
    мощное, в конце порога большая "бочка". Сразу за 19-м порогом
    идет 20-й.
        Прохождение порога 19 заняло у нас 1. 5 часа.
        За порогом с левого берега впадает ручей Безымянный, где
    неплохая стоянка для ночлега. 20 порог несложный, основная струя
    проходит вдоль левого берега, русло широкое, с большим количест-
    вом подводных камней и "бочек".
        Следующие пороги до 26-го также не представляют сложности,
    мы их шли без просмотра.
        Порог 26 находится сразу за левым поворотом реки. После про-
    смотра порога по левому берегу мы решили идти "тандемом", вдоль
    левого берега, так как основная струя в пороге идет вдоль правого
    берега, где большие валы и "бочки".
        За порогом 26 до ручья Мраморного пороги 27-34. Прохождение
    не сложное, иногда требует простых маневров для обхода валов и
    "бочек".
        а ручье Мраморном хорошая стоянка, неплохо ловится линок.
    
            4. Руч. Мраморный - пор 119. 
        От ручья Мраморного до порога 45 мы шли, осуществляя про-
    смотр с воды, а просмотр порогов 45-46 на всем протяжении не
    возможен из-за больших валов(до 1. 5 м. )в основной струе.
        Поэтому просмотрев пороги с берега, решили проходить
    двумя связками по две лодки.
        Порог 47 похож на 19-й, только русло шире и с левой стороны
    множество валов и "бочек". Для просмотра  мы встали метрах в
    100 выше порога у правого берега. Для первого экипажа организо-
    вали страховку с берега, остальные стаховались с воды. Порог про-
    ходили по основному сливу, затем в суводь правого берега; возмо-
    жен выход в суводь левого берега, но т. к. просмотр порога 48
    лучше вести с правого берега, то лучше сразу уходить вправо.
        Порог 48 начинается почти сразу же за 47-м; отличается
    большим количеством подводных камней, расположенных беспоря-
    дочно; за камнями- большие пенные ямы или "бочки".
        От порога 48 до порога 49 - 700 м., выше порога с левого
    берега - ручей с прохладной и чистой водой.
        Порог 49 - с нашей точки зрения - самый сложный порог Ципы.
    Длина порога околь 350 метров, основная струя идет под правым
    берегом, но в конце порога она набегает на большой выступ скалы
    и сливается влево к центру. За выступом правого берега-суводь,
    на продолжении выступа - косой вал в основной струе до 2-2. 5м,
    на выходе - пульсирующая "бочка" высотой около 3м. Ширина порога
    около 100м. Кроме основной струи - много второстепенных струй, но
    все они не прослеживаются до конца порога, а разбиваются отдель-
    ными подводными камнями. После просмотра каждый экипаж выбирал
    себе линию движения. ижнюю страховку с помощью спасконца орга-
    низовать невозможно из-за большой ширины реки и большой ско-
    рости течения. Обносить баздарку для страховки далеко и неудоб-
    но из-за большого количества камней на берегу. Учитывая все это,
    а также то, что каждый экипажв совершенстве владеет страховкой с
    воды-решили проходить порог связкой по две байдарки. Учитывая,
    что уити от валов и бочек почти невозможно, проходили порог на
    большой скорости, но даже на большой положительной скорости в
    конце порога дайдарку кидает не только вверх-вниз но и вправо-
    влево, что требует хорошей опоры на весло. а прохождение порогов
    47-49 мы затратили 4 часа.
        Пороги 50-52 до устья ручья Воймакан несложные. В устье ручья
    хорошая стоянка, однако берег не очень высокий и следует поднять
    байдарки повыше, так как здесь возможен быстрый подъем воды в
    случае дождевого паводка.
        Пороги 53-61 мы осматривали с воды, для нашей группы они
    были несложные. Каждая байдарка соблюдала порядок движения и
    дистанцию, самостоятельно выбирая линию движения. есколько более
    сложным на этом участке был порог 59. Далее до устья ручья Цирик
    все препятствия осматривали с воды.
        аиболее сложными здесь являются пороги-шиверы 67 и 69, ко-
    торые требуют особого внимания при выборе линии движения. В по-
    роге 69 наблюдаются две основные струи, идущие от правого и ле-
    вого берегов, между которыми - быстробегущая вода с небольшими
    валами. Такая структура потока характерна для этого и последую-
    щих участков. По центру, как правило, идти проще, но нужно вовремя
    уйти к берегу, если обнаружится препятствие. В конце 69-го обе
    струи сливаются образуя большую "бочку". Проход по валам с целью
    пересечения струи необходим и технически несложен, трудности
    возникают, как правило, психологического зарактера.
        а ручье Цирик мы встали на ночлег, здесь  отличная стоянка,
    хорошая избушка, где есть все для путника: лампа, заправленная
    керосином, спички, соль, сахар, крупа; рядом баня в отличном сос-
    тоянии. а поляне множество деревянных идолов, вырезанных турис-
    тами. В устье Цирика хорошо ловятся таймень и линок. Попарившись
    в бане и оставив в избушке излишки продуктов двигаемся дальше.
        Далее от 88 до 118 препятствия характер реки примерно та-
    кой же, как и до Цирика. Все пороги и шиверы просматриваются
    с воды, хотя они и не сложные, держат в постоянном напряжении,
    требуют  своевременного маневра.
        После 118 препятствия  с правого берега впадает ручей Ка-
    дарин, за ним река делает поворот налево, в конце поворота на
    правом берегу высокий скальный обрыв - это ориентир падуна,
    порога 119. От ручья до ключевой части порога 300 м шиверы с
    небольшими валами и "бочками" мы прошли со всеми предосторож-
    ностями вдоль левого берега и вышли на берег метрах в 100 вы-
    ше скалы. При нашем уровне воды проходслева был прост и надежен.
    
            5. Порог 119 - устье реки Ципы. 
    
        а всем протяжении от порога 119 до впадения в Витим Ципа
    не сложна для прохождения. а этом участка трудно найти место
    для стоянки, что необходимо учитывать при планировании дневных
    переходов. По  этой причине мы встали на довольно опасной сто-
    янке в устье р. Амалат и не пошли до р. Булакки. Хорошая стоянка
    на левом высоком берегу у устья р. Жалю. У нас была запланирова-
    на стоянка в устье р. Ины, но из-за отсутствия хорошего места
    для стоянки пришлось идти до препятствия 164, где мы ночевали
    на высоком правом берегу.
    
            6. Устье Ципы - ст. Витим
    
        От устья  Ципы до пос. Витим около 110 км мы прошли за
    11 часов. Все препятствия просматриваются с воды. а этом
    участке р. Витим осуществляется малое судоходство и есть су-
    довая обстановка.
        Первые 18 км после впадения Ципы Витим  течет, окруженный
    высокими лесистыми сопками, вплотную подступающими к реке. Здесь
    трудно найти место для стоянки. а правом берегу при входе Ви-
    тима в котловину - первая неплохая стоянка. После входа в кот-
    ловину течение реки убыстряется, в русле - каменистые перекаты,
    мели, острова.
        иже р. Бамбуйка, примерно в 10 км, Витим входит в горы Южно-
    Муйского хребта, который пересекает на расстоянии 50 км. Течение
    здесь заметно быстрее, чем на равнинной части, наблюдаются вну-
    шительный перепажы уровня на шиверах. Все шиверы, обозначенные на
    схемах, имеют большую протяженность, высокий вал(до 1. 5 м) и
    большую скорость течения. аиболее мощная - Сивакская шивера,
    вал до 2 м. Прохождение в ряде  случаев требует быстрого маневра
    и умения ходить по валам.
        иже шиверы Тазалинская находится створ будущей гидростан-
    ции. Согласно сообщениям печати подпор плотины будет окол 150 м.
    Это означает, что водохранилище распространится вплоть до нижне-
    го течения Ципы.
        Поселок Витим находится в 3-х км от выхода Витима из гор.
    Мост через Витим виден сразу же после правого поворота реки
    на выходе.
        Остановились мы на правом берегу в районе моста, здесь бли-
    же всего к железнодорожной станции  и автомобильной дороге.
    
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 15k. Статистика.
  • Водный:Забайкалье
  • Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка