Ципа
Активный туризм:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Ципа
---------------------------------------------------------------
From: Анатолий Лоскутов
Date: 14 Apr 1999
---------------------------------------------------------------
ТЕХИЧЕСКОЕ ОПИСАИЕ МАРШРУТА
04-29.07.1986г.
График движения:
День дата Участок пути км. ход.время
01 04.07 Петрозаводск-Москва
02 05.07 Москва-Улан-Удэ
03 06.07 Улан-Удэ - Богдарин
04-07 10.07 Богдарин-Уакит
08 11.07 Уакит - 270-й км. 120 7-30 (моторка)
09 12.07 270-й км - р.Б.Алинда 26 4-30
10 13.07 Б.Алинда - р.Мраморный 14 2-45
11 14.07 р.Мраморный- р.Воймакан 13 2-15
12 15.07 Дневка
13 16.07 р.Воймакан - р.Цирик 33 3-50
14 17.07 р.Цирик - р.Боймы 16 1-50
15 18.07 р.Боймы - р.Амалат 39 4-25
16 19.07 р.Амалат - р.Жалю 42 5-00
17 20.07 р.Жалю - пор.164 64 6-00
18 21.07 Дневка
19 22.07 пор 164-р.Витим(20-й км)43 6-00
20 23.07 20-й км - Тулдун 61 7-00
21 24.07 р.Тулдун - ст.Витим 23 2-00
22-23 ст.Витим - ст.Ангаракан
24 Ангаракан - Северобайкальск
25 Северобайкальск-Красноярск
26 Красноярск-Ленинград
27 Ленинград- Петрозаводск.
1. Заброска: Самолетом Москва- Улан-Удэ - Богдарино-Уакит.
Далее житель п. Уакит Кобзев иколай Васильевич
11. 07 забросил нас к устью р. Ципа
2. ижняя Ципа - устье ручья Чульдема
а всем протяжении от впадения р. Уакин до входа в горы
ижняя Ципа является спокойной равнинной рекой. Ширина ее до
100-300м. Течение ровное, скорость 1-2 км в час. Много ста-
риц и озер, где прекрасно, как и в самой Ципе, ловятся окунь
и Щука. Берега лесистые, большей частью высокие. По мере при-
ближения к горам правый берег становится выше, иногда горы
подступают к самой реке. Ближе к метеостанции левый берег
реки имеет обширные песчанные обрывы, поросшие лиственни-
цей. Метеостанцция Ую находится на левом берегу неширокой
протоки Ципы, сама река в этом месте делает резкий правый
поворот. Выше примерно в 300м находится домик гидропоста,
через реку перетянуты троы для гидрометрических приборов.
12. 07
От стоянки мы отошли в 10 часов и через 2. 5 часа были
ы районе 10 порога. За правым поворотом с левого берега горы
подступают ближе, еще через 1. 5-2 км. и Ципа под прямым уг-
лом уходит влево в горы. Здесь пост гидрологов. Первые шиверы
начинаются несколько ниже. а них небольшие валы и боч-
ки, которые требуют несожного маневра. а этом участке реки
расположен ряд островов и желательно не потерять основную
протоку, т. к. второстепенные часто кончаются мелководьем.
Перед 10 порогом слева большое улово. а берегу виднеются
остатни изб - зимовье "Пять изб".
Здесь за устьем ручья Чульдема - неплохое место для сто-
янки. Русло реки на 10 пороге разделено галечным островком,
который при большой воде затопляется. Поэтому по тому на
сколько остров возвышается над водой можно судить об отно-
сительном уровне воды на этом участке реки. При нашем про-
хождении он возвышался примерно на 50 см., то есть вода была
среднего уровня. Порог 10 проходили по левой протоке, без
просмотра, со взаимной страховкой с воды и заходили в боль-
шую суводь ниже впадения ручья Чульдема. Порог сложный, с
валами в основной струе до 1м., которые легко обходятся,
однако следует иметь в виду, что ниже него в 300-400 м. -
каскад порогов 11-12, и проявить предельное внимание по
обеспечению безопасности прохождения.
3. Устье ручья Чульдема - устье ручья Мраморный
Ключевыми порогами описываемого участка реки, может быть
и всего маршрута являются пороги 11 и 12. о они не самые
сложные для прохождения, а первые мощные пороги на Ципе. Эта
связка протянулась на 1. 5км. Успех или неудача при их про-
хождении могут серьезно повлиять на психологическое состояние
группы. Сложность прохождения тесно связана с уровнем воды,
причем высказывается точка зрения, что чем выше уровень воды,
тем сложнее прохождение. ам кажется это неверным. Причина та-
ких рассуждений заключается в том, что мощь Ципы и ее валов
гораздо больше, чем на других реках. Кроме того сложность пре-
пятствий и расход воды не нарастают постепенно, как это обычно
бывает, с верховьев рек. Вследствие этих причин группы мало
подготовлены в начале маршрута к преодолению порогов с больши-
ми валами.
Уровень воды порогов 11 и 12 зависит от гидрографии сред-
ней Ципы и больших компенсационных возможностей ее долины, по-
этому резких изменений уровня воды на них во время дождей нет.
Просмотр порогов следует начать с песчанного пляжа у ручья,
где прекрасный выход на берег. Тропа для осмотра то поднимается
по коренному берегу, то идет в лес, то спускается к реке.
Основная струя в начале порога 11 идет по правому берегу
с левого берега воды существенно меньше, поэтому много "бочек"
разной величины. Метрах в 100 от начала порога - мощные косые
валы и "бочки". Длина первой части порога около 300 м. затем
более спокойный участок реки 100м и вторая ступень 11 порога.
Основная струя уходит в правый берег, создавая мощные, до 1. 5-2
м, валы с обратным гребнем. С левой стороны - большая "бочка",
занимающая половину реки.
Порог 12 следует сразу за 11-м, начинается крутым сливом
и большим валом с обратным гребнем с левой стороны, основная
струя идет по центру, образуя крутые валы высотой до 1. 5 м,
в 100 м ниже начала порога - большая "бочка".
После просмотра порогов 11 и 12 решили идти сразу всю
связку, т. к. промежуточные остановки сделать сложно. Проходили
11 порог с левой стороны основной струи, затем обошли "бочку"
второй ступени, прошли по краю валов основной струи. В 12 пороге
пройти по краю большого вала, обойти валы в середине порога и
причалить в улове левого берега. амеченную линию движения
удалось выдержать второму и четвертому экипажу. Первый экипаж
недооццценил мощь воды во второй ступени и весь порог прошел
по валам основной струи, благополучно причалив в намеченном
месте. Третий экипаж при попытке уйти с основной струи пере-
вернулся и весь 12 порог прошел в перевернутом состоянии.
В конце порога благополучно выбрался на берег с помощью
страхующей байдарки.
а опыте этого прохождения мы убедились в том, что основная
струя проще для прохождения, взаимная страховка с воды возмож-
на, нижняя страховка своды весьма эффективна.
Все прохождение 11 и 12 порогов заняло 3 часа.
От порога 12 до порога 13 около 1 км река имеет весьма быстрое,
но относительно спокойное течение.
а входе в порог 13 в основной струе - подводные камни, за
ними - "бочка". Для просмотра мы вышли на правый берег в одной
из суводей. Отсюда, не спускаясь по берегу наметили линию движения:
вначале под правым берегом, затем постепенно уходить к центру
струи и выход в суводь правого берега ниже порога.
Шли последовательно, одна байдарка за другой с интервалом 30-50м.
амеченная линия движения была выдержана.
Пороги 14 и 15 прошли с просмотром с воды и остановились
на ночевку на левом берегу реки, где р. Б. Алинда впадает с пра-
вого берега Ципы.
От р. Б. Алинда со всеми предосторожностями, просматривая по-
роги 16, 17, 18 с воды, мы за полчаса дошли до порога 19.
Его отличительной особенностью, как и всех порогов на Ципе
которые начинаются сливами, является большой подпор верхнего
бьефа, обусловленный резким сужением русла. Поэтому на подходе к
порогу скорость течения падает, а в русле заметны только отдель-
ные "бочки". Просмотр порога возможен по левому берегу, обломкам
скал и большим камням. Длина порога не большая, около 150м. Выход
скал у левого берега отжимает всю массу воды к правому берегу,
где за мощным сливом идет ряд валов около 2. 5 м, производящих
сильное впечатление. В нашу воду за сливом с левого берега была
довольно массивная "бочка", а за ней суводь с сильным обратным
течением.
После просмотра было решено проходить порог поэкипажно со
страховкой первого экипажа спасательным концом с берега. Линия
движения 1, 2, 4 экипажей предполагала проход вдоль левого бере-
га, преодоление косой "бочки" в самом ее начале и выход в суводь.
3-й экипаж решил обойти камни у левого берега и пройти косую
"бочку"так же, как и остальные. 1, 2, 4 экипажи полностью выдер-
жали намеченную линию движения; 3-й экипаж не смог выгрести в
левый берег и косую "бочку" проходил у слива и далее по краю
основной струи до конца порога. Прохождение порога по основной
струе не обеспечивается надежной страховкой, т. к. течение очень
мощное, в конце порога большая "бочка". Сразу за 19-м порогом
идет 20-й.
Прохождение порога 19 заняло у нас 1. 5 часа.
За порогом с левого берега впадает ручей Безымянный, где
неплохая стоянка для ночлега. 20 порог несложный, основная струя
проходит вдоль левого берега, русло широкое, с большим количест-
вом подводных камней и "бочек".
Следующие пороги до 26-го также не представляют сложности,
мы их шли без просмотра.
Порог 26 находится сразу за левым поворотом реки. После про-
смотра порога по левому берегу мы решили идти "тандемом", вдоль
левого берега, так как основная струя в пороге идет вдоль правого
берега, где большие валы и "бочки".
За порогом 26 до ручья Мраморного пороги 27-34. Прохождение
не сложное, иногда требует простых маневров для обхода валов и
"бочек".
а ручье Мраморном хорошая стоянка, неплохо ловится линок.
4. Руч. Мраморный - пор 119.
От ручья Мраморного до порога 45 мы шли, осуществляя про-
смотр с воды, а просмотр порогов 45-46 на всем протяжении не
возможен из-за больших валов(до 1. 5 м. )в основной струе.
Поэтому просмотрев пороги с берега, решили проходить
двумя связками по две лодки.
Порог 47 похож на 19-й, только русло шире и с левой стороны
множество валов и "бочек". Для просмотра мы встали метрах в
100 выше порога у правого берега. Для первого экипажа организо-
вали страховку с берега, остальные стаховались с воды. Порог про-
ходили по основному сливу, затем в суводь правого берега; возмо-
жен выход в суводь левого берега, но т. к. просмотр порога 48
лучше вести с правого берега, то лучше сразу уходить вправо.
Порог 48 начинается почти сразу же за 47-м; отличается
большим количеством подводных камней, расположенных беспоря-
дочно; за камнями- большие пенные ямы или "бочки".
От порога 48 до порога 49 - 700 м., выше порога с левого
берега - ручей с прохладной и чистой водой.
Порог 49 - с нашей точки зрения - самый сложный порог Ципы.
Длина порога околь 350 метров, основная струя идет под правым
берегом, но в конце порога она набегает на большой выступ скалы
и сливается влево к центру. За выступом правого берега-суводь,
на продолжении выступа - косой вал в основной струе до 2-2. 5м,
на выходе - пульсирующая "бочка" высотой около 3м. Ширина порога
около 100м. Кроме основной струи - много второстепенных струй, но
все они не прослеживаются до конца порога, а разбиваются отдель-
ными подводными камнями. После просмотра каждый экипаж выбирал
себе линию движения. ижнюю страховку с помощью спасконца орга-
низовать невозможно из-за большой ширины реки и большой ско-
рости течения. Обносить баздарку для страховки далеко и неудоб-
но из-за большого количества камней на берегу. Учитывая все это,
а также то, что каждый экипажв совершенстве владеет страховкой с
воды-решили проходить порог связкой по две байдарки. Учитывая,
что уити от валов и бочек почти невозможно, проходили порог на
большой скорости, но даже на большой положительной скорости в
конце порога дайдарку кидает не только вверх-вниз но и вправо-
влево, что требует хорошей опоры на весло. а прохождение порогов
47-49 мы затратили 4 часа.
Пороги 50-52 до устья ручья Воймакан несложные. В устье ручья
хорошая стоянка, однако берег не очень высокий и следует поднять
байдарки повыше, так как здесь возможен быстрый подъем воды в
случае дождевого паводка.
Пороги 53-61 мы осматривали с воды, для нашей группы они
были несложные. Каждая байдарка соблюдала порядок движения и
дистанцию, самостоятельно выбирая линию движения. есколько более
сложным на этом участке был порог 59. Далее до устья ручья Цирик
все препятствия осматривали с воды.
аиболее сложными здесь являются пороги-шиверы 67 и 69, ко-
торые требуют особого внимания при выборе линии движения. В по-
роге 69 наблюдаются две основные струи, идущие от правого и ле-
вого берегов, между которыми - быстробегущая вода с небольшими
валами. Такая структура потока характерна для этого и последую-
щих участков. По центру, как правило, идти проще, но нужно вовремя
уйти к берегу, если обнаружится препятствие. В конце 69-го обе
струи сливаются образуя большую "бочку". Проход по валам с целью
пересечения струи необходим и технически несложен, трудности
возникают, как правило, психологического зарактера.
а ручье Цирик мы встали на ночлег, здесь отличная стоянка,
хорошая избушка, где есть все для путника: лампа, заправленная
керосином, спички, соль, сахар, крупа; рядом баня в отличном сос-
тоянии. а поляне множество деревянных идолов, вырезанных турис-
тами. В устье Цирика хорошо ловятся таймень и линок. Попарившись
в бане и оставив в избушке излишки продуктов двигаемся дальше.
Далее от 88 до 118 препятствия характер реки примерно та-
кой же, как и до Цирика. Все пороги и шиверы просматриваются
с воды, хотя они и не сложные, держат в постоянном напряжении,
требуют своевременного маневра.
После 118 препятствия с правого берега впадает ручей Ка-
дарин, за ним река делает поворот налево, в конце поворота на
правом берегу высокий скальный обрыв - это ориентир падуна,
порога 119. От ручья до ключевой части порога 300 м шиверы с
небольшими валами и "бочками" мы прошли со всеми предосторож-
ностями вдоль левого берега и вышли на берег метрах в 100 вы-
ше скалы. При нашем уровне воды проходслева был прост и надежен.
5. Порог 119 - устье реки Ципы.
а всем протяжении от порога 119 до впадения в Витим Ципа
не сложна для прохождения. а этом участка трудно найти место
для стоянки, что необходимо учитывать при планировании дневных
переходов. По этой причине мы встали на довольно опасной сто-
янке в устье р. Амалат и не пошли до р. Булакки. Хорошая стоянка
на левом высоком берегу у устья р. Жалю. У нас была запланирова-
на стоянка в устье р. Ины, но из-за отсутствия хорошего места
для стоянки пришлось идти до препятствия 164, где мы ночевали
на высоком правом берегу.
6. Устье Ципы - ст. Витим
От устья Ципы до пос. Витим около 110 км мы прошли за
11 часов. Все препятствия просматриваются с воды. а этом
участке р. Витим осуществляется малое судоходство и есть су-
довая обстановка.
Первые 18 км после впадения Ципы Витим течет, окруженный
высокими лесистыми сопками, вплотную подступающими к реке. Здесь
трудно найти место для стоянки. а правом берегу при входе Ви-
тима в котловину - первая неплохая стоянка. После входа в кот-
ловину течение реки убыстряется, в русле - каменистые перекаты,
мели, острова.
иже р. Бамбуйка, примерно в 10 км, Витим входит в горы Южно-
Муйского хребта, который пересекает на расстоянии 50 км. Течение
здесь заметно быстрее, чем на равнинной части, наблюдаются вну-
шительный перепажы уровня на шиверах. Все шиверы, обозначенные на
схемах, имеют большую протяженность, высокий вал(до 1. 5 м) и
большую скорость течения. аиболее мощная - Сивакская шивера,
вал до 2 м. Прохождение в ряде случаев требует быстрого маневра
и умения ходить по валам.
иже шиверы Тазалинская находится створ будущей гидростан-
ции. Согласно сообщениям печати подпор плотины будет окол 150 м.
Это означает, что водохранилище распространится вплоть до нижне-
го течения Ципы.
Поселок Витим находится в 3-х км от выхода Витима из гор.
Мост через Витим виден сразу же после правого поворота реки
на выходе.
Остановились мы на правом берегу в районе моста, здесь бли-
же всего к железнодорожной станции и автомобильной дороге.
Связаться с программистом сайта.