4-баллонный каяк для автономного сплава
Активный туризм:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
4-баллонный каяк для автономного сплава
Валентин Юрин
Длина 390 см
Ширина 62 см
Объем 353 л
1. Внешние обводы
Обозначения:
x - продольная координата
K - высота нижней стороны кильсона над опорной плоскостью
W - полуширина по внешней стороне привального бруса
V - высота осевой линии привального бруса над опорной плоскостью
M - высота верхней стороны мидельвейса над опорной плоскостью
все размеры в миллиметрах
x K W V M
100 130 48 166 200 корма
200 116 81 163 212
400 86 138 159 232
600 61 185 155 247 6 шпангоут
800 40 224 152 256
1000 23 255 149 260
1100 260
1200 11 277 147 257
1400 4 294 146 246
1570 230 4 шпангоут (верх)
1600 0 305 145
1800 0 310 145
2000 0 308 145 миделевое сечение
2200 0 302 145.5
2340 270 3 шпангоут (верх)
2400 4 292 146.5 270
2600 11 276 148 269
2800 21 256 149 265
3000 34 231 151 259
3200 50 200 154 250
3400 69 164 157 239 1 шпангоут
3600 92 121 160 225
3800 117 73 164 209
3900 130 48 166 200 нос
2. Сечения по шпангоутам
Обозначения:
x - точка пересечения плоскости шпангоута с нижней стороной кильсона
k - коэффициент растяжения для наклонных шпангоутов
V'=k*V | величины V и W, измеренные в плоскости наклонных шпангоутов
M'=k*W | от пересечения с нижней стороной кильсона
S - полуширина между осевыми линиями стрингеров
T - высота осевой линии стрингера, измеренная в плоскости шпангоута
N x K W V M k V' W' S T
1 3400 69 164 157 239 80 112
132 92
2 2950 31 237 150 261
2340 270
3 2275 298 146 1.126 164 304 176 99
2200 0
1700 0
4 1618 305 145 1.149 167 264 175 89
1570 230
5 1050 20 261 148 260 144 83
6 600 61 185 155 247 92 105
3. Примечания по каркасу
1. Обводы, указанные в п.1, являются первичными и полностью
определяют все остальные размеры. При несоответствии или при
необходимости переработки отдельных деталей исходить из п.1.
2. Шпангоуты 3 и 4 - наклонные.
3. Чертежи шпангоутов строятся по опорным точкам, указанным в
п.2, с учетом размеров поперечного сечения элементов
продольного набора и размеров книц. Рекомендуется просто
сопрягать опорные точки окружностями максимального радиуса. Ось
книц привального бруса должна быть наклонена вверх под углом
10-15 градусов к горизонтали. Все шпангоуты фигурные. Если
предполагается перевозить в корме запасное весло, то
рекомендуется понизить верхнюю ветвь 5 и 6 шпангоутов и
установить мидельвейс на высокой книце, чтобы грузить весло
между шпангоутом и декой.
4. Оформление носа и кормы. В сечениях х=100 и х=3900 детали
продольного набора собираются с помощью уголков на овальную
пластинку размером 70х96 мм. С другой стороны пластинки
крепится округлая бобышка высотой 50-60 мм из легкого дерева
(сосна) или очень твердого пенопласта. Снаружи обматывается 1
слоем жесткого 3мм-ого пенополиэтилена.
5. Стыковка секций продольного набора по сечениям х=2950 (2
шпангоут), х=1050 (5 шпангоут) и х=2000 (миделевое). Стрингера
распространяются на всю длину каяка.
6. Указанное положение стрингеров - ориентировочное. После
сборки каяка возможна перестановка стрингерных книц. Правильно
установленный стрингер должен быть изогнут (на собранном
изделии) строго в одной плоскости и пережимать нижний баллон на
2 равные части.
7. При изготовлении каркаса следить за абсолютной идентичностью
и взаимозаменяемостью деталей правого и левого борта.
8. Материал - Д16Т: - Кильсон от 22х1 до 26х2, прокатанная; для
1 и 4 секций допустимо 20х1; для 2 и 3 секций рекомендуется
стенка 2 мм.
- Мидельвейс, привальный брус: 18х1.
- Стрингера 16х1.
- Шпангоуты 16х1, прокатанная. Для 1 и 6 шпангоутов возможно
14х1. Для 3 и 4 шпангоутов рекомендуется 18х1.
- Обруч копита: 12х1 или 14х1.
Кильсон и шпангоуты прокатываются на 1/3 диаметра: 16->11,
22->15 и т.д.
4. Оболочка и баллоны
Обозначения:
x1 - продольная координата на выкройке нижней части
w1 - полуширина нижней части
x2 - продольная координата на выкройке деки
w2 - полуширина деки
x3 - продольная координата на выкройках баллонов
b1 - ширина выкройки (периметр) нижнего баллона
b2 - ширина выкройки (периметр) верхнего баллона
все размеры в миллиметрах, без припусков на боковые швы, но с
учетом заделки оконечностей баллонов.
x1 w1 x2 w2 x3 b1 b2
93 68 97 68 0 * *
194 105 198 105 171 170 150
396 174 399 174 636 372 246
598 231 599 230 911 457 279
799 279 800 274 1196 499 289
1000 317 1000 308 1765 510 300
1200 344 1200 333 2335 499 300
1400 364 1400 352 2904 452 289
1600 376 1600 342 3189 393
1800 381 1800 358 3474 313 225
2000 379 2000 362 3929 170 150
2200 373 2200 360 4100 * *
2400 362 2400 351
2600 343 2600 335 * - определяются
2801 319 2800 312 прямолинейной
3001 289 3000 284 экстраполяцией
3202 252 3200 247 предыдущего отрезка
3403 208 3400 204
3604 155 3601 153
3805 97 3801 96
3906 68 3902 68
5. Примечания по баллонам
1. Рекомендуется симметричная выкройка баллонов.
2. Боковые швы проклеиваются сверху дополнительной леей с
изнаночной стороны.
3. Оконечности склеиваются изнутри и заворачиваются 2 раза на
50 мм.
4. Углы склеенного баллона оклеить дополнительным протектором
для защиты от протирания.
5. На баллоны из тонких материалов наклеить дополнительные
протекторы под шпангоутами, в миделевом сечении и везде, где
возможно повредить их винтами.
6. Ширина перемычки между баллонами 25 мм.
7. Штуцера наклеиваются непосредственно позади 4 шпангоута.
6. Примечания по оболочке
1. Оболочка рассчитана между сечениями х=100 и х=3900. На носу
и на корме иметь запас 80-100 мм для заделки оконечностей.
Оконечности выкраиваются по месту.
2. Полуширина нижней части - условная величина. Реальная
выкройка получается рассечением этой нижней части на дно и
борта. Ширина дна 540-580 мм, борта - остальное.
3. Выкройка рассчитана для жесткого материала с растяжимостью
3% ("бассейн", "серая канадка"). Для обычного "совтрансавто"
рекомендуется уменьшить ширину еще на 2%, для более мягких
материалов ("камаз", "теза") - уменьшить обязательно.
4. Задний край выреза кокпита находится в точке х2=1530...1540,
т.е. на 30-40 мм позади 4 шпангоута.
5. Все швы сшиваются от миделевого сечения к оконечностям.
Предварительно необходимо сметать швы вручную для обеспечения
симметрии.
6. Швы между дном и бортами сшиваются внахлест и проклеиваются
снаружи тонким ПХВ (из игрушек). Швы между декой и нижней
частью сшиваются встык.
7. В нос и в корму рекомендуется прочно вшить сквозные петли
для крепления обвязки и для удобства выворачивания оболочки.
8. Для точной подгонки оболочки на деку при раскрое наносится
разметка по сечениям, указанным в п.4, либо через каждые 200
мм. Каяк собирается с вывернутой наизнанку оболочкой, и в
каждом сечении отмечается, насколько оно должно быть ушито. При
правильной подгонке дека и нижняя часть должны образовывать в
каждом сечении две четвертьокружности, гладко сопрягаемые между
собой. Наличие вертикального прямого участка борта означает
недостаточно ушитую оболочку, острый борт на привальнике -
чрезмерно ушитую. Начать подгонку, ушивая в требуемых сечениях
на 5 мм с каждой стороны (там, где это совершенно очевидно - на
10). Повторить подгонку необходимое число раз. На последнем
этапе подгонки уменьшить шаг до 3 мм.
9. Перед сшиванием оболочки можно пришить к деке позади кокпита
3-4 пары петель для перевозки груза на внешней подвеске.
7. Оборудование кокпита
Рекомендуется следующая конструкция упоров:
1. Нижние направляющие из трубы 28х1 прокатанной (штевни
Салюта, штевни и фальшборта Тайменя), расположенные от 2 до 4
шпангоутов. Крепление шпангоутов должно быть усилено.
Направляющие проходят через внутренний угол шпангоута и
разнесены на 2 и 3 шпангоутах максимально широко, а на 4
шпангоуте - по ширине сиденья. Первое звено (от 2 до 3
шпангоутов) прямое, второе (от 3 до 4 шпангоутов) изогнуто
непосредственно позади 3 шпангоута, там, где находятся колени
гребца. В районе пяток гребца в _одной_ (внутренней) стенке
направляющей просверлено 4-6 отверстий 16 мм.
2. Пяточный упор - подпружиненная перекладина, вставляемая
между направляющими. Внешний корпус из трубы 18х1, внутренние
муфты 16х1. Ход пружины около 100 мм. Рекомендуется
использовать 2 последовательно соединенные пружины от средних
звеньев каркаса Тайменя.
3. Верхние направляющие из трубы 18х1, расположенные от 3 до 4
шпангоутов. На 3 шпангоуте они максимально сдвинуты (только
чтобы не мешать посадке), на 4 - раздвинуты в самые углы.
4. Бедренные упоры - стеклопластиковые крылышки, выклеенные по
месту или по подходящему шаблону. Расположены немного выше
колен (примерно на ширину ладони). Обязательно должны заходить
на внутреннюю сторону бедра. Ширина упора 120-180 мм. Сверху к
упору приклеен отрезок трубки 22х1, которым он при сборке
надевается на верхнюю направляющую. Нижний (внешний) край упора
крепится винтами к нижней направляющей; для предусмотреть 2-4
положения для регулировки под гребца.
5. Сиденье. Изготавливается по специальной матрице, с четко
выраженным "гребнем" посередине (в отличие от сидений для
пластиковых лодок, которые крепятся непосредственно на дно
лодки), и как бы "седлает" кильсон для понижения центра
тяжести. Боковины сиденья крепятся к нижней направляющей.
Точное положение сиденья на кильсоне определяется центровкой
лодки.
Связаться с программистом сайта.