Коломенка
Активный туризм:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Коломенка
---------------------------------------------------------------
From: Дмитрий Шварц (shvarts@mccme.ru)
Date: 7 Апр 199
---------------------------------------------------------------
Коломенка 4.4.99
В. Завьялов, Д.Шварц
shvarts@mccme.ru
[Сначала маленькая реклама. Люди, Коломенка - замечательная речка! Из
пройденных мной в подмосковье она делит первое место с Большой Сестрой.
Проходима на чем угодно, хотя на Тайменях пройти роковое для нас препятствие
будет сложно. Обносных завалов на реке нет, в начале несколько бревен через
всю реку, но течение позволяет перетащиться непосредственно через них. Река
чрезвычайно красива и вполне спортивна. Так что отбросьте сомнения и вперед!
Наш уровень воды соответствует началу паводка, так что будет еще веселее.
Дополнительным очком в пользу маршрута является возможность осмотреть
Коломну. Город того стоит. Текст написан Славой (Владиславом) Завьяловым,
мои комментарии обозначаются [ ... ДШ]. Дима Шварц.]
Идея пойти на Коломенку появилась, как обычно, внезапно. В субботу
поздно вечером я сидел дома и уже не надеялся куда-либо выбраться: только
что позвонил Тонис, вернувшийся с Восьмы, и рассказал, что даже в Тульской
области половодье еще не вполне началось, а нерастаявший лед создает большие
проблемы. Вскоре, однако, позвонил Дима Шварц, приехавший с Вашаны. Он-то и
предложил пойти на Коломенку. [Почему-то вид реки сей на карте меня очень
впечатлял и мечта пойти на Коломенку жила около года. И вот... ДШ]
И вот в воскресенье в 8.00 мы на метро Выхино. До Коломны ехали с
небольшими приключениями, связанными с неудачным убеганием от контролеров.
Не забывали, однако, смотреть и на проносящиеся мимо речки. Воды очень
много: любая хоть как-нибудь отмеченная на карте речка или канава проходима
на Ласточке. Это радует. Погода пока хорошая, иногда сквозь облака
пробивается солнце, и мы решаем не ехать до Голутвина в поисках автобуса, а
выйти на платформе Коломна, чтобы пешком дойти до интересующей нас дороги --
Р115.
Прогулка по Коломне оставляет приятные впечатления. Эта часть города
(видимо, наиболее древняя) отличается обилием разностильных церквей, низкими
домиками и древними трамваями. Находим Р115 и по ней доходим до очень
характерной церкви стоящей между встречными полосами дороги. Метрах в 300 за
церковью мы и останавливаемся. Стопим безуспешно, но недолго, до автобуса.
Кстати, за это время мимо нас проезжает автобус Москва-Озеры, может, можно и
на нем забрасываться... На автобусе (точнее, на маршрутном такси, разницы
никакой) за полчаса (примерно 11.30 -- 12.00) доезжаем до поворота на
Туменское. [По-моему Слава не прав, приехали мы в 11.45, переписали
расписание и в 11.57 начали стапель. ДШ] Проезд на двоих с багажом стоит 13
с чем-то рублей. [13.20=(5.60+1.00)*2 ДШ]
Пройдя метров пятьдесят от поворота, слышим слева из оврага шум воды и
идем посмотреть, что это. Оказывается, шумит ручей, шириной метра два и
вполне проходимый. В том месте, где мы на него вышли, он представляет из
себя струю без каких-либо препятствий, зато с небольшим сливом. Впрочем,
весь его правый (противоположный от нас) берег подо льдом, да и внизу
виднеется какое-то ледяное сужение с кустами. Это --- приток Коломенки, на
карте не отмеченный, и он подтверждает сделанный еще в электричке вывод, что
плавать сейчас можно где угодно.
Выплываем в 13.00, и минут за двадцать доплываем до Коломенки. Плыть по
притоку скорее приятно, на нем имеется три слива, и не очень много завалов.
Лед, хотя он и есть, довольно мягкий, и не вызывает каких-либо опасений.
[Лед этот явно образовался в результате последнего заморозка, очень мягкий и
не острый, легко ломался даже Ласточкой, на двух экземплярах которой мы и
шли. Собственно, приток проходим только для каяков. ДШ] Кроме того, на
обносах имеются снежные горки, с которых очень приятно съезжать в воду. В
пятидесяти метрах перед впадением в Коломенку --- обносной пешеходный мост.
Коломенка при впадении -- довольно быстрая, широкая река, без
каких-либо трудностей. [Ширина где-то 15-25м ДШ] Льда на ней, в отличие от
притока, почти совсем нет. Мне довольно быстро надоедает плыть по ней, и я
пытаюсь найти себе какие-нибудь приключения. Для начала, по шуму нахожу
левый приток и, пробив лед, заплываю в него. Метрах в пятидесяти от устья
упираюсь в довольно эффектный порог: узкая струя идет по дуге радиусом
метров 10 с довольно большим падением. Внешняя стенка -- снежная, со
внутренней стороны --- кусты. Сверху слышится очень мощный шум воды. Быстро
догоняю по берегу Диму и уговариваю его тоже посмотреть. Он заплывает в
приток, но заносить Ласточку и идти порог ленится. Я же, выбравшись наверх и
вижу источник шума: это -- плотина небольшого пруда, с падением больше
метра, проходимая, если бы не арматура, торчащая прямо в сливе. Что ж, иду
только нижнюю ступень. Она оказывается не такой интересной, как казалось со
стороны, так как струя очень узкая и Ласточка постоянно тормозилась то об
снег справа, то об ветки слева. В довершение ко всему, мне не удается обойти
последнюю ветку и я некоторое время болтаюсь на ней, держа Ласточку ногой. К
счастью, вода не очень мощная, и мне удается прямо здесь же перевернуть
Ласточку обратно и залезть в нее. Тут же, в притоке, я выясняю для себя одну
важную вещь: оказывается мое весло, сделанное из местной березы и
алюминиевых лопастей тонет! Что ж, вроде я раньше ни разу не упускал весло,
может и тут обойдется... [Окончание прохождения было очень эффектно:
раздается треск, сверху падает несколько здоровых сучьев и выплывает Слава.
ДШ]
Второе развлечение -- снежная горка. Я долго выбирал подходящую и
наконец нашел замечательный склон оврага высотой метров 10. Однако из-за
того, что мне приходится стартовать на склоне, первые несколько метров
спуска я усаживаюсь в Ласточку, и лишь потом начинаю контролировать спуск.
После неудачных попыток грести по снегу веслом, плюхаюсь в воду лагом.
Однако ничего страшного не происходит, мне удается удержать равновесие.
[Получилось забавно, Славу на первых же метрах развернуло лагом и я спорил
сам с собой, произойдет ли киль в воде или еще на снегу. Но Слава крут! ДШ]
А в это время погода все портится... Если на снег, пошедший после
вплывания в Коломенку можно было и не обращать внимания, то начинающийся
ветер в лицо очень неприятен. К тому же из-за залепляющего глаза снега
видимость сильно ухудшается. А зря: на реке начинается интересный участок.
Первое его препятствие находится в деревне Мал. Уварово. Это -- низкий слив
через всю реку, расположенный на просторном открытом участке. Его вид
довольно нетипичен для лесной подмосковной речки. В нескольких десятках
метров от слива -- мост. В нашу воду под ним вполне можно было протиснуться.
[Слив, наверно, образован остатками предыдущего моста, а чуть дальше слива
река входит в овраг, где и течет, с небольшими перерывами, по крайней мере
до конца нашего пути. ДШ]
После этого река опять входит в лес, течение убыстряется, плаванье
становится интересным. По берегам тоже появляются разные
достопримечательности: сперва -- замечательная стоянка на правом берегу в
лиственничном (!) лесу, потом -- настоящая скала с того же правого берега.
Кстати, за скалой имеется место, где приходится обходить какие-то очередные
коряги по мелкой каменистой горке. [Камни в речке, все-таки явление
локальное, что, правда, не помешало мне сесть на одно такое явление.
Препятствия представляют собой шиверки с на редкость быстрым течением (почти
как на Большой Сестре) и небольшими длинными валами. Часто приходится
обходить шлагбаумы на 3/4 реки или вписываться в узкие ворота. В частности,
одно или два места я предпочел пройти на отрицаловке. А по берегам
разнообразные красивые леса: лиственничные, березовые, сосновые, еловые. ДШ]
Обедать встали около брода в дер. Дубенки на правом берегу. Снег уже
кончился, однако дует сильный ветер, и все равно очень холодно. Мораль на
будущее: нужно иметь какие-нибудь перчатки, аналогичные неопреновым, так как
даже шерстяные не очень полезны. [Воистину, у меня появилась идея одевать на
шерстяные перчатки резиновые и заправлять все это под манжеты гидрокуртки.
Но есть и другая проблема: несмотря на гидру и два шерстяных носка мерзнут
ноги, особенно на снегу. ДШ] Появилась забавная идея, что когда речка
успокоится, можно сделать волок на приток, текущий через Верхнее Хорошево и
проплыть по нему, несколько сократив маршрут. Однако это не для нас: мы
решили, что плыть в такой холод не в кайф и надо антистапелиться где-то
через час.
Однако даже этим планам не суждено было сбыться... Все кончилось в
нескольких стах метрах от места нашего обеденного перекуса. Препятствие
начиналось довольно просторными воротами со свисающими с них ветками. Дальше
шла довольно мощная струя, а в ней с интервалами по 5-10 метров несколько
древесных скоплений. Все это бурлило и пенилось и совсем не вызывало во мне
уверенность в чистом прохождении. Эта неуверенность меня и сгубила: еще в
первых воротах я налетел на ветку и повис на ней. Ласточку я смог удерживать
ногами лишь несколько секунд, потом ее оторвало и унесло. После этого я
долго висел на ветке и решал для себя извечную проблему: оставаться висеть
дальше, плыть вниз (а там в нескольких метрах вся струя идет на бревна) или
пытаться выбраться как-нибудь еще. Кроме того, время на размышление
оказалось ограниченным: под действием струи я потихоньку сползал вниз по
ветке. Итак, оставалось одно -- плыть. Но тут меня посетила еще одна мысль:
чтобы избежать столкновения с бревнами, надо сразу успеть сделать пару
резких гребков, а это с веслом невозможно. А весло -- тонет! Впрочем, когда
меня уже совсем оторвало от ветки, я оставил все эти глупые размышления и,
конечно, сделал эти гребки, и выплыл на берег. Весло было утеряно...
Тут-то нашему плаванью и пришел конец. Дима проплыл это сложное место
без проблем и даже дважды, перегнав обе Ласточки к удобному для антистапеля
месту. [Место тянет на 3КС. Сначала я старался проходить в притирку к
веткам, чтобы тормозиться, но как-то неприятно получилось. Со второго раза
удалось пройти чисто. В районе антистапеля (метров 300 после препятствия, в
конце шиверки) куча странных железных штуковин, одну из них я
идентифицировал, как паровозик, несмотря на малый размер (~3м) ДШ] За 30
минут мы собрались и пошли по направления к шоссе. К этому времени погода
исправилась, выглянуло солнце, по заснеженным полям побежали снежные
буранчики, настроение, несмотря на утерянное весло, поднялось.
На Р115 вышли у деревни Биорки где-то в половине шестого. Тут автобусов
даже больше, чем в Туменском, так как имеются еще автобусы на Лесной.
Ближайший -- в 17.50. Автобус, увы, идет не до вокзала, местные нам
советовали доехать до электрички на трамвае, но мы опять прошли пешком до
пл. Коломна. Кстати, прямо у платформы и останавливается один из трамваев,
можно было подъехать и на нем. На Рязанской эл-ке уехали в Москву.
Все!
[Заброска: электричка до пл. Коломна (остановка перед Голутвиным),
далее на трамвае (ходят чрезвычайно часто) до автостанции "Старая Коломна",
затем на автобусе по Р115 около 20км до поворота на Туменское и 1км пешком
до моста или сразу до моста, если автобус идет в Запрудный. Выброска из
любого места пешком до Р115 и далее в обратном порядке, а можно идти (по
воде) и до Коломны. С низовий реки можно быстро дойти и до М5, откуда уехать
стопом в Москву. ДШ]
Расписание автобусов, списанное у поворота на Туменское.
Озеры N22 5.53 9.38 12.43 15.48 17.58 м.т. 8.38 11.48 14.58 19.18
Запрудный N50 5.12 7.38 9.20 с.в. 10.29 14.25 16.55 20.25 м.т. 15.25
к-т "Восток" N22 6.55 10.50 13.50 17.00 19.00 м.т. 9.58 12.58 16.08 20.28
N50 5.32з. 8.15 9.42 с.в. 11.02 13.07 14.50 17.18 18.52р/д 20.47 м.т. 15.47
з. -- с заходом в Запрудный
м.т. -- маршрутное такси, от автобуса почти ничем не отличается.
к-т "Восток" -- видимо, какое-то место в Коломне.
Связаться с программистом сайта.