lib.ru: другие произведения.

Колвица

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 27/04/2003. 15k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Кольский п-ов , 2 к/с , Байдарка
  • Дата похода 01/01/2000
  • Маршрут: р.Колвица
  •  Ваша оценка:
    
    
            Колвица
    
               Туристский клуб
       Московский Государственный  университет им. М. В. Ломоносова
    ______________________________________________________________
    
    
    
    
    
    
          Отчет о зимнем путешествии
          второй категории сложности
             25.01.92 - 10.02.92
           проведенном по маршруту
              пос. Кандалакша-Кандалакшский залив-пос. Лувеньга-
               -ур. Железные  ворота-пос. Колвицы-оз. Колвицкое -
               -         каньон г. Рисовская Иолга            -
               -          траверс Иолги-тундры               -
               -       второй каньон Иолгских тундр          -
               -  оз. Среднее Лувеньгское - пос. Кандалакша
    
    
          маршрутная книжка 11/2-201
    
    
    
    
    
    
               Руководитель Орлов. М. В
               e-mail: ollo@ollo.msk.su ђ mailto:ollo@ollo.msk.su
    
    
    
    
    ______________________________________________________________
    
            Москва-1992
    
    
         Световой день от 9-00 до 16-20.
    
            День 1-ый
        Время движения: 5-20 - 13-00 (9-00 - 10-00 чай)
        Переход: Вокзал г. Кандалакша- мыс после острова
         Б. Березовый.
        Погода: 5-20 - 12-00    0|-2, облачно
         12-00 - 17-00   0|+2, сильный ветер, снежный
         заряд, видимость 100-150м.
        Краткая характеристика перехода (общая):
    Движение по  льду Кандалакшско залива сложностей не
    представляет. Снега  почти  нет, местами   плотный
    фирн. Возможные опасности: тонкий лед (10 - 15см)есть
    промоины, в которых плещется вода, промоины  образуют
    между       островами       поля, которые      можно
    обойти. Ограничивает  передвижение  по  льду   также
    фарватер, проходящий   между   островами  (см. схему)
    из-за этого движение по льду прямо от ж. -д. вокзала
    приходиться  прервать  в  районе  порта и совершать
    обход  фарватера  по  берегу  (чтобы  не  оказаться
    отрезанными  от берега). В  узких  проливах  между
    островами  возможен   сильный   подлип; иногда
    надледной  воды  так  много (20см), что приходится
    обходить остров с другой  стороны. Кромка  льда  у
    островов  образует  микроторосы  высотой  1-1. 5м,
    которые   несколько   затрудняют   движение   вдоль
    островов, но зато по ним можно обойти промоины и
    подлипы.
        Краткая характеристика перехода (частная):
    Возможно, слабость льда обусловлена теплой погодой
    (нетипичной    для    января), достаточно    надолго
    установившейся   в   районе   залива. Группа    была
    вынуждена заночевать на берегу на 3 часа раньше, чем
    намечалось, из-за   сильного    южного    ветра    и
    снега, замедлявших    скорость    движения   в   2-3
    раза. Панорама    при    движении, когда     была
    видимость, замечательная: виден противополжный берег,
    и  постепенно   "раскручиваются"   все   прибрежные
    тундры.
        Краткая характеристика ночевки:
    Ночевка на   мысу   представляла   собой   неплохую
    альтернативу  движению  в  непогоду. Лес   на   мысе
    здоровый, сушин  мало(с  залива  была  замечена одна
    сушина, у которой и  была  ночевка). Печка  ночью  не
    топилась, было тепло. Еда готовилась на сеточке(как и
    во все остальные ночевки). Сеточка для приготовления
    пищи просто необходима, так как глубина снега в лесу
    1-2м. Движение по лагерю возможно лишь  в  лыжах, они
    снимались  только  перед входом в палатку или возле
    утоптанного снега у костра.
    
            День 2-ой
        Время движения: 11-00 - 16-20 (13-00 -13-30 чай)
        Переход: Мыс после острова Б. Березового - пос. Лувеньга
         - лес у карьера.
        Погода: Низкая облачность, 0|+1
        Краткая характеристика перехода (общая):
    Движение по льду между мелкими  островами. Трудности
    см. выше. Имеет смысл двигаться, огибая острова
    справа по ходу, и только у самого поселка свернуть
    к берегу.
        Краткая характеристика перехода (частная):
    В пос. Лувеньга   расположен   совхоз, есть
    магазин, почта. Поселок городского типа. Дальнейшим
    продолжением   нашего   маршрута   был   выход   на
    лесовозную  дорогу, ведущую  под   склоны   Домашних
    тундр.
        Характеристика ночевки:
    Ночевка в  лесу  недалеко  от  дороги  Кандалакша -
    Умба. (Лес чем-то  напоминает  подмосковный. )Печка
    топилась  лишь вечером перед сном и утром дежурными
    перед подъемом.
    
    
    
            День 3-ий
        Время движения: 11-00 - 15-30 (13-00 - 13-30 чай)
        Переход: Лес у карьера - склон г. Железная
        Погода: Облачность, t около 0, с 12-00 мокрый снег, пере-
         ходящий в дождь, +1|+2.
        Характеристика перехода:
    Проходим по лесу с густым подлеском  до  просеки  и
    движемся   по   ней  до  пересечения  с  лесовозной
    дорогой. На  развилке  лежит  остов   от   трактора.
    Глубина  тропежки  20-30см. Сворачиваем  на развилке
    налево. По     лесовозке     проходит      заметеная
    лыжня. Движемся  по  лесовозке  1-1, 5  часа. Дойдя до
    вырубки   прямоугольной   формы, сворачиваем    к
    г. Железная. Идем   по   азимуту. Видимость  500-600м.
    Начинает идти мокрый снег, постепенно переходящий  в
    дождь. От    подлипа    некоторое   время   помогает
    "серебрянка". В  лесу  подлип  меньше, так   как   от
    мокрого снега частично защищают деревья. Чем выше по
    склону, тем он  более  крут, сильно  изрезан  мелкими
    ручьями. Встречается много сушин.
        Характеристика ночевки:
    Ночевка на      небольшом      выполаживании     на
    склоне, примерно  на  высоте   входа   в   "Железные
    ворота". Много  сушин. Видны  зарева  Кандалакши  и
    Лувеньги. Ночевка  с  печкой. За  ночь, несмотря  на
    мелкий дождь, палатка, благодаря печке, почти высохла.
    Высохли и все личные вещи.
    
            День 4-ый
        Время движения: 11-00 - 16-00 (12-30 - 13-00 чай)
        Переход: Зап. склон г. Ключихинская - урочище Железные
         ворота - среднее течение ручья
        Погода: Облачно, 0|-1.
        Характеристика перехода:
    Траверс заросшего  лесом   склона   трудностей   не
    представляет. Логично  выходить на верхнюю границу
    леса  и  идти  траверсом, не   поднимаясь. Граница
    совпадает  с  высотой  урочища  "Железные  ворота".
    Существует опасность взять сильно выше  и  выйти  к
    урочищу   сверху, на   обледенелые  скальные  стенки
    высотой 15-20м. После  прохождения  урочища  (весьма
    живописного)  спускаемся  сквозь мелкий подлесок по
    ручью. Постоянный траверс крутых склонов микродолины
    ручья  утомителен, приходится переходить с берега на
    берег. По рассказам опытных  людей  можно, пройдя
    траверсом   зап. склон   г. Ключихинская, выйти  на
    дорогу, ведущую к пос. Колвицы.
        Характеристика ночевки:
    Ночевка в лесу  на  выполаживающемся  склоне  возле
    ручья, по которому проходил спуск. Сушин почти нет. В
    силу этого ночевка без печки.
    
            День 5-ый
        Время движения: 11-00 - 14-00
        Переход: Ручей - Колвицкая губа - пос. Колвицы.
        Погода: Переменная облачность, -2|-3
        Характеристика перехода:
    Самый обычный  переход. Продолжение спуска по долине
    ручья, по правую руку заметили  просеку, продолжаем
    движение  по  ней. Выходим на автомобильную дорогу
    Кандалакша - Умба, а затем  спускаемся  по  лыжне  к
    Колвицкой  губе. Движемся по льду к пос. Колвицы,
    наблюдая рыбаков, спешащих на автобус.
        Характеристика ночевки:
    Ночевка в магазине, куда 2 раза в  неделю  приезжает
    автолавка. Ключи     дали    местные    жители,
    предупредив, чтобы   были   поосторожнее   с   огнем
    (несколько лет назад рабочие, тянувшие ЛЭП, спалили у
    них здание клуба вместе  со  школой  и  почтой). В
    поселке зимой постоянно живут лишь 5-6 человек, хотя
    домов    много. Поморский     поселок     постепенно
    превращается в дачный.
    
            День 6-ой
        Время движения: 11-00 - 16-30
        Переход: Пос. Колвицы - Колвицкое озеро - мыс Сосновый
         Наволок - мыс Перевозной Наволок
        Погода: Солнечно, -5|-4
        Характеристика перехода:
    От поселка Колвицы до оз. Колвицкое можно доехать на
    автобусе. В  дальнейшем  движение  по   льду   оз.
    Колвицкое. Река  Колвица  в  этом  году не замерзла!
    Движение  между  мелкими  островами. Лед   в   узких
    проливах ненадежен. Имеет смысл двигаться вдали от
    островов или  по  следу  "Бурана"  вдоль  северного
    берега.
        Характеристика ночевки:
    Ночевка на  южном  берегу мыса Перевозной Наволок в
    самом  узком  его  месте. Сушин   много, особенно(как
    выяснилось   утром  следующего  дня), если  пройти
    метров 700 вглубь мыса на север. Сушины лучше всего
    видны  с залива при подходе. Есть медвежьи следы и
    даже  перышки  от  съеденой  птички(? )  Ночевка   с
    топором под подушкой.
    
            День 7-ой
        Время движения: 10-30 - 15-30
        Переход: Мыс Перевозной Наволок - устье ручья на перевал
         (г. Рисовская Иолга -483, 2) - среднее теч. ручья.
        Погода: Солнечно, -10|-9
        Характеристика перехода:
    Движемся по  озеру  Большое  Глубокое  по  азимуту.
    Иногда    встречаются     разводы, которые     можно
    обойти, прижимаясь   к   зап. берегу  (вдоль  него
    по-прежнему   идет   след   "Бурана"). С   залива
    открывается  прекрасная  панорама г. Косо-сельга и
    Иолгских тундр (видны оба больших каньона). Подъем
    по  ручью достаточно прост(подлесок не так густ, как
    на г. Ключихинская). Поднимаясь, выбираем каждый раз
    правые  притоки(ор. ). Опасносно  зайти  в  небольшой
    каньон, поэтому лучше двигаться по правому  берегу
    правого  притока. Через  некоторое время от начала
    подъема (1. 5 часа) начинаются небольшие  террасы  с
    гарями, много сушин.
        Характеристика ночевки:
    Ночевка на  одной  из террас. Терраса расположена на
    правом  борту  каньона   (в   него   поднялись   по
    ручью). Гарь. Ночевка с печкой.
    
            День 8-ой
        Время движения: 11-00 - 14-30
        Переход: Терраса - проход между 483, 2 и высотой 500 на
         север - траверс по высоте 500 на запад - спуск
         к границе леса к ручью, текущему на север.
        Погода: Пасмурно, -1|-2, с 14-00 туман, -1, ветер, видимость
         25-45м.
        Характеристика перехода:
    Подъем по  краю малого каньона к перевалу трудности
    не  представляет. Справа   открывается   вид   на
    замерзший  водопад. Опасность  -  спуститься  с края
    каньона в сам каньон. Крутой подъем на борт  каньона
    на  кантах  лыж. Из-за  плохой видимости и нежелания
    выйти на крутой борт большого  каньона  мы  забрали
    слегка  севернее, чем  хотели, и  в  итоге пришлось
    траверсировать склон  по  отметке  500  на  север, а
    затем на запад. В итоге группа вышла к озеру (точно
    на  север  от  оконечности  большого   каньона)   и
    спустилась  на 100м до границы леса по долине ручья
    текущего с юга на север. После организации  бивака
    был  предпринят  радиальный выход в ознакомительных
    целях. Проблуждав  в  тумане  около  1  часа   при
    видимости 20м, мы сочли за благо вернуться обратно.
        Характеристика ночевки:
    Одна из   самых  уютных  ночевок  среди  елей. Сушин
    много. Видны пеньки от сравнительно  недавно  (2-3
    года) спиленных сушин. Ночевка с печкой.
    
            День 9-ый
        Время движения: 10-30 - 14-00
        Переход: Траверс северных склонов Иолги-тундры до 2-го
         каньона.
        Погода: Сильный южный ветер, -1|-2, туман, видимость 25м
        Характеристика перехода:
    Про сам  переход  можно сказать лишь то, что он был
    пройден, несмотря ни на что. Лишь изредка в разрывах
    тумана  виднелась  равнина, простирающаяся на север.
    Шли по азимуту (на  запад), стараясь  не  сбрасывать
    высоту. Через   некоторое  время  вышли  ко  2-му
    большому  каньону  сверху. Лыжи  пришлось  снять, и
    группа  быстро свалила по глубокому снегу к озеру у
    северной  оконечности  2-го  каньона  (на  севере).
    Опасность-взять    слегка    южнее   и   выйти   на
    обледеневшие склоны каньона(высота 10м).
        Характеристика ночевки:
    Ночевка на берегу озера у места спуска. Летом  здесь
    должно быть очень красиво. Сушин немного. Ночевка
    с печкой.
    
            День 10-ый
        Время движения: 11-00 - 16-30
        Переход: 2-ой каньон - пер. между г. Белая и г. Избная
         Иолга - траверс южных склонов г. Избная Иолга -
         оз. Среднее Лувеньгское.
        Погода: Облачно, южный ветер, -2|-4
        Характеристика перехода:
    Особых сложностей   не   представляет. Движение   по
    границе леса. Траверс на кантах лыж около 2. 5 часов.
    Спустились в лес несколько раньше, чем следовало,
    поэтому немного  удлиннили  переход. Пройдя  через
    маленькую  долину с озерцом (между г. Избная Иолга и
    безымянной возвышенностью с  юго-запада), спускаемся
    к  южной  оконечности  озера Среднее Лувеньгское по
    склону средней крутизны, заросшему лесом. Опасность -
    затянуть  траверс  с  набором высоты и выскочить на
    сбросы   на   восточном   берегу   озера    (50-60м
    вертикали). Сушин много. Ночевка с печкой.
    
            11-12 день
        Переход: Озеро Среднее Лувеньгское - пос. Кандалакша
        Погода: Солнечно, -10|-15, безветренно.
        Характеристика перехода:
    Пройдя по  озерам Среднее Лувееньгское и Уросиха до
    дороги (11-00 - 13-00), движемся по ней. Старый  след
    "Бурана". Тропежка  30-40см. Разрушенные деревянные
    мосты. Временами  открывается  прекрасная   панорама
    Лувеньгских тундр. Ночевка в урочище 22-ой км. Сушин
    много. На следующий день сразу вышли на наезженную
    дорогу. По  ней  2 раза в день проезжает грузовик из
    Кандалакши до вырубок и  обратно. Путь  пешком  до
    Кандалакши занимает 6-7 часов.
    
    
    
    ------------------------------------------------------------------
            Приложеия
    
            Организация бивака
    
         Место  для ночевки выбиралось вблизи сушины(лес в основном
    здоровый,  сушин   немного,   за   исключением   мест   низовых
    пожаров(см.  ниже)).  Обычная тактика организации ночевки: Двое
    заваливают мелкую сушину для костра  и  сразу  начинают  валить
    крупную  (d  40см) для печки. Дежурный, используя пилу-ножовку,
    разводит на сеточке костер из веток и начинает готовить еду.  В
    это  время  остальные  утаптывают  лыжами  место  для  палатки,
    устанавливают ее, ставят печку. К моменту завала крупной сушины
    обычно  еда  уже  готова.  После  еды  сушина  распиливается на
    чурочки (25-30см) и колется на дрова. Обычно на ночь достаточно
    6-10 наколотых чурочек (d 30-40см). Ночевка без печки означает,
    что печка топится перед сном и с утра дежурными. При ночевке же
    с  печкой  дежурство  распределяется между всеми членами группы
    (мы дежурим по 1, 5 часа; время сна - 7,  5  часов).  Дежурные,
    готовящие  пищу,  дежурят  у  печки:  один  -  первым, другой -
    последним. Последний по окончании  дежурства  будил  первого  и
    начинал   готовить  еду,  что  занимало  около  1  часа.  После
    приготовления пищи он будил остальных и в зависимости от погоды
    либо подавал еду в палаткку, либо ждал всех у костра.
    
            Общая тактика передвижения
    Местность явно имеет несколько типов:
                                         Глубина снега
    0. Залив (см. выше)                      | 0. 1м
    1. Лес без подлеска                      | 1. 1м
    2. Лес с густым подлеском                | 1  м
    3. Вырубки                               | 1. 2м
    4. Гари (низовые пожары) - много сушин   | 1. 2м
    5. Просеки                               | 0. 9м
    6. Тракторные дороги                     | 0. 5м
      (иногда по ним идет след от "Бурана")
    7. Ручьи (рекомендуется движение по      | 0. 7м
      борту, не спускаясь в русло)
    8. Крупные реки (у нас не замерзли)
    9. Озера (чем меньше озеро, | 0. 1-0. 6м
      тем глубже снег)
    10. Собственно тундры                    | 0. 0-0. 4м
    
    Тундры  чем выше, тем снег становится более плотным, переходя в
    фирн со льдом. Движение в "Бескидах".   Глубина  снега  оценена
    приблизительно,  так как был наст. При погоде, установившейся в
    нашем походе, в снегу образовался наст на глубине 20-25см,  так
    как  чередовались оттепели (0|+3) и заморозки (0|-10). Чем ниже
    температура после оттепели,  тем  прочнее  наст  и  тем  меньше
    тропежки.   Экспериментально   было  выяснено,  что  лучше  при
    движении выбирать следующие типы местности:
    
     - крупные озера
     - тундры
     - просеки
     - ручьи (по борту)
     - гари
     - лес без подлеска
    
    (чем  выше  в  списке,  тем  предпочтительнее).   Группа  имела
    металлический термос и в  середине  дня  устраивала  перекус  с
    горячим чаем.
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 27/04/2003. 15k. Статистика.
  • Водный:Кольский п-ов
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка