Колвица
Активный туризм:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Колвица
Туристский клуб
Московский Государственный университет им. М. В. Ломоносова
______________________________________________________________
Отчет о зимнем путешествии
второй категории сложности
25.01.92 - 10.02.92
проведенном по маршруту
пос. Кандалакша-Кандалакшский залив-пос. Лувеньга-
-ур. Железные ворота-пос. Колвицы-оз. Колвицкое -
- каньон г. Рисовская Иолга -
- траверс Иолги-тундры -
- второй каньон Иолгских тундр -
- оз. Среднее Лувеньгское - пос. Кандалакша
маршрутная книжка 11/2-201
Руководитель Орлов. М. В
e-mail: ollo@ollo.msk.su ђ mailto:ollo@ollo.msk.su
______________________________________________________________
Москва-1992
Световой день от 9-00 до 16-20.
День 1-ый
Время движения: 5-20 - 13-00 (9-00 - 10-00 чай)
Переход: Вокзал г. Кандалакша- мыс после острова
Б. Березовый.
Погода: 5-20 - 12-00 0|-2, облачно
12-00 - 17-00 0|+2, сильный ветер, снежный
заряд, видимость 100-150м.
Краткая характеристика перехода (общая):
Движение по льду Кандалакшско залива сложностей не
представляет. Снега почти нет, местами плотный
фирн. Возможные опасности: тонкий лед (10 - 15см)есть
промоины, в которых плещется вода, промоины образуют
между островами поля, которые можно
обойти. Ограничивает передвижение по льду также
фарватер, проходящий между островами (см. схему)
из-за этого движение по льду прямо от ж. -д. вокзала
приходиться прервать в районе порта и совершать
обход фарватера по берегу (чтобы не оказаться
отрезанными от берега). В узких проливах между
островами возможен сильный подлип; иногда
надледной воды так много (20см), что приходится
обходить остров с другой стороны. Кромка льда у
островов образует микроторосы высотой 1-1. 5м,
которые несколько затрудняют движение вдоль
островов, но зато по ним можно обойти промоины и
подлипы.
Краткая характеристика перехода (частная):
Возможно, слабость льда обусловлена теплой погодой
(нетипичной для января), достаточно надолго
установившейся в районе залива. Группа была
вынуждена заночевать на берегу на 3 часа раньше, чем
намечалось, из-за сильного южного ветра и
снега, замедлявших скорость движения в 2-3
раза. Панорама при движении, когда была
видимость, замечательная: виден противополжный берег,
и постепенно "раскручиваются" все прибрежные
тундры.
Краткая характеристика ночевки:
Ночевка на мысу представляла собой неплохую
альтернативу движению в непогоду. Лес на мысе
здоровый, сушин мало(с залива была замечена одна
сушина, у которой и была ночевка). Печка ночью не
топилась, было тепло. Еда готовилась на сеточке(как и
во все остальные ночевки). Сеточка для приготовления
пищи просто необходима, так как глубина снега в лесу
1-2м. Движение по лагерю возможно лишь в лыжах, они
снимались только перед входом в палатку или возле
утоптанного снега у костра.
День 2-ой
Время движения: 11-00 - 16-20 (13-00 -13-30 чай)
Переход: Мыс после острова Б. Березового - пос. Лувеньга
- лес у карьера.
Погода: Низкая облачность, 0|+1
Краткая характеристика перехода (общая):
Движение по льду между мелкими островами. Трудности
см. выше. Имеет смысл двигаться, огибая острова
справа по ходу, и только у самого поселка свернуть
к берегу.
Краткая характеристика перехода (частная):
В пос. Лувеньга расположен совхоз, есть
магазин, почта. Поселок городского типа. Дальнейшим
продолжением нашего маршрута был выход на
лесовозную дорогу, ведущую под склоны Домашних
тундр.
Характеристика ночевки:
Ночевка в лесу недалеко от дороги Кандалакша -
Умба. (Лес чем-то напоминает подмосковный. )Печка
топилась лишь вечером перед сном и утром дежурными
перед подъемом.
День 3-ий
Время движения: 11-00 - 15-30 (13-00 - 13-30 чай)
Переход: Лес у карьера - склон г. Железная
Погода: Облачность, t около 0, с 12-00 мокрый снег, пере-
ходящий в дождь, +1|+2.
Характеристика перехода:
Проходим по лесу с густым подлеском до просеки и
движемся по ней до пересечения с лесовозной
дорогой. На развилке лежит остов от трактора.
Глубина тропежки 20-30см. Сворачиваем на развилке
налево. По лесовозке проходит заметеная
лыжня. Движемся по лесовозке 1-1, 5 часа. Дойдя до
вырубки прямоугольной формы, сворачиваем к
г. Железная. Идем по азимуту. Видимость 500-600м.
Начинает идти мокрый снег, постепенно переходящий в
дождь. От подлипа некоторое время помогает
"серебрянка". В лесу подлип меньше, так как от
мокрого снега частично защищают деревья. Чем выше по
склону, тем он более крут, сильно изрезан мелкими
ручьями. Встречается много сушин.
Характеристика ночевки:
Ночевка на небольшом выполаживании на
склоне, примерно на высоте входа в "Железные
ворота". Много сушин. Видны зарева Кандалакши и
Лувеньги. Ночевка с печкой. За ночь, несмотря на
мелкий дождь, палатка, благодаря печке, почти высохла.
Высохли и все личные вещи.
День 4-ый
Время движения: 11-00 - 16-00 (12-30 - 13-00 чай)
Переход: Зап. склон г. Ключихинская - урочище Железные
ворота - среднее течение ручья
Погода: Облачно, 0|-1.
Характеристика перехода:
Траверс заросшего лесом склона трудностей не
представляет. Логично выходить на верхнюю границу
леса и идти траверсом, не поднимаясь. Граница
совпадает с высотой урочища "Железные ворота".
Существует опасность взять сильно выше и выйти к
урочищу сверху, на обледенелые скальные стенки
высотой 15-20м. После прохождения урочища (весьма
живописного) спускаемся сквозь мелкий подлесок по
ручью. Постоянный траверс крутых склонов микродолины
ручья утомителен, приходится переходить с берега на
берег. По рассказам опытных людей можно, пройдя
траверсом зап. склон г. Ключихинская, выйти на
дорогу, ведущую к пос. Колвицы.
Характеристика ночевки:
Ночевка в лесу на выполаживающемся склоне возле
ручья, по которому проходил спуск. Сушин почти нет. В
силу этого ночевка без печки.
День 5-ый
Время движения: 11-00 - 14-00
Переход: Ручей - Колвицкая губа - пос. Колвицы.
Погода: Переменная облачность, -2|-3
Характеристика перехода:
Самый обычный переход. Продолжение спуска по долине
ручья, по правую руку заметили просеку, продолжаем
движение по ней. Выходим на автомобильную дорогу
Кандалакша - Умба, а затем спускаемся по лыжне к
Колвицкой губе. Движемся по льду к пос. Колвицы,
наблюдая рыбаков, спешащих на автобус.
Характеристика ночевки:
Ночевка в магазине, куда 2 раза в неделю приезжает
автолавка. Ключи дали местные жители,
предупредив, чтобы были поосторожнее с огнем
(несколько лет назад рабочие, тянувшие ЛЭП, спалили у
них здание клуба вместе со школой и почтой). В
поселке зимой постоянно живут лишь 5-6 человек, хотя
домов много. Поморский поселок постепенно
превращается в дачный.
День 6-ой
Время движения: 11-00 - 16-30
Переход: Пос. Колвицы - Колвицкое озеро - мыс Сосновый
Наволок - мыс Перевозной Наволок
Погода: Солнечно, -5|-4
Характеристика перехода:
От поселка Колвицы до оз. Колвицкое можно доехать на
автобусе. В дальнейшем движение по льду оз.
Колвицкое. Река Колвица в этом году не замерзла!
Движение между мелкими островами. Лед в узких
проливах ненадежен. Имеет смысл двигаться вдали от
островов или по следу "Бурана" вдоль северного
берега.
Характеристика ночевки:
Ночевка на южном берегу мыса Перевозной Наволок в
самом узком его месте. Сушин много, особенно(как
выяснилось утром следующего дня), если пройти
метров 700 вглубь мыса на север. Сушины лучше всего
видны с залива при подходе. Есть медвежьи следы и
даже перышки от съеденой птички(? ) Ночевка с
топором под подушкой.
День 7-ой
Время движения: 10-30 - 15-30
Переход: Мыс Перевозной Наволок - устье ручья на перевал
(г. Рисовская Иолга -483, 2) - среднее теч. ручья.
Погода: Солнечно, -10|-9
Характеристика перехода:
Движемся по озеру Большое Глубокое по азимуту.
Иногда встречаются разводы, которые можно
обойти, прижимаясь к зап. берегу (вдоль него
по-прежнему идет след "Бурана"). С залива
открывается прекрасная панорама г. Косо-сельга и
Иолгских тундр (видны оба больших каньона). Подъем
по ручью достаточно прост(подлесок не так густ, как
на г. Ключихинская). Поднимаясь, выбираем каждый раз
правые притоки(ор. ). Опасносно зайти в небольшой
каньон, поэтому лучше двигаться по правому берегу
правого притока. Через некоторое время от начала
подъема (1. 5 часа) начинаются небольшие террасы с
гарями, много сушин.
Характеристика ночевки:
Ночевка на одной из террас. Терраса расположена на
правом борту каньона (в него поднялись по
ручью). Гарь. Ночевка с печкой.
День 8-ой
Время движения: 11-00 - 14-30
Переход: Терраса - проход между 483, 2 и высотой 500 на
север - траверс по высоте 500 на запад - спуск
к границе леса к ручью, текущему на север.
Погода: Пасмурно, -1|-2, с 14-00 туман, -1, ветер, видимость
25-45м.
Характеристика перехода:
Подъем по краю малого каньона к перевалу трудности
не представляет. Справа открывается вид на
замерзший водопад. Опасность - спуститься с края
каньона в сам каньон. Крутой подъем на борт каньона
на кантах лыж. Из-за плохой видимости и нежелания
выйти на крутой борт большого каньона мы забрали
слегка севернее, чем хотели, и в итоге пришлось
траверсировать склон по отметке 500 на север, а
затем на запад. В итоге группа вышла к озеру (точно
на север от оконечности большого каньона) и
спустилась на 100м до границы леса по долине ручья
текущего с юга на север. После организации бивака
был предпринят радиальный выход в ознакомительных
целях. Проблуждав в тумане около 1 часа при
видимости 20м, мы сочли за благо вернуться обратно.
Характеристика ночевки:
Одна из самых уютных ночевок среди елей. Сушин
много. Видны пеньки от сравнительно недавно (2-3
года) спиленных сушин. Ночевка с печкой.
День 9-ый
Время движения: 10-30 - 14-00
Переход: Траверс северных склонов Иолги-тундры до 2-го
каньона.
Погода: Сильный южный ветер, -1|-2, туман, видимость 25м
Характеристика перехода:
Про сам переход можно сказать лишь то, что он был
пройден, несмотря ни на что. Лишь изредка в разрывах
тумана виднелась равнина, простирающаяся на север.
Шли по азимуту (на запад), стараясь не сбрасывать
высоту. Через некоторое время вышли ко 2-му
большому каньону сверху. Лыжи пришлось снять, и
группа быстро свалила по глубокому снегу к озеру у
северной оконечности 2-го каньона (на севере).
Опасность-взять слегка южнее и выйти на
обледеневшие склоны каньона(высота 10м).
Характеристика ночевки:
Ночевка на берегу озера у места спуска. Летом здесь
должно быть очень красиво. Сушин немного. Ночевка
с печкой.
День 10-ый
Время движения: 11-00 - 16-30
Переход: 2-ой каньон - пер. между г. Белая и г. Избная
Иолга - траверс южных склонов г. Избная Иолга -
оз. Среднее Лувеньгское.
Погода: Облачно, южный ветер, -2|-4
Характеристика перехода:
Особых сложностей не представляет. Движение по
границе леса. Траверс на кантах лыж около 2. 5 часов.
Спустились в лес несколько раньше, чем следовало,
поэтому немного удлиннили переход. Пройдя через
маленькую долину с озерцом (между г. Избная Иолга и
безымянной возвышенностью с юго-запада), спускаемся
к южной оконечности озера Среднее Лувеньгское по
склону средней крутизны, заросшему лесом. Опасность -
затянуть траверс с набором высоты и выскочить на
сбросы на восточном берегу озера (50-60м
вертикали). Сушин много. Ночевка с печкой.
11-12 день
Переход: Озеро Среднее Лувеньгское - пос. Кандалакша
Погода: Солнечно, -10|-15, безветренно.
Характеристика перехода:
Пройдя по озерам Среднее Лувееньгское и Уросиха до
дороги (11-00 - 13-00), движемся по ней. Старый след
"Бурана". Тропежка 30-40см. Разрушенные деревянные
мосты. Временами открывается прекрасная панорама
Лувеньгских тундр. Ночевка в урочище 22-ой км. Сушин
много. На следующий день сразу вышли на наезженную
дорогу. По ней 2 раза в день проезжает грузовик из
Кандалакши до вырубок и обратно. Путь пешком до
Кандалакши занимает 6-7 часов.
------------------------------------------------------------------
Приложеия
Организация бивака
Место для ночевки выбиралось вблизи сушины(лес в основном
здоровый, сушин немного, за исключением мест низовых
пожаров(см. ниже)). Обычная тактика организации ночевки: Двое
заваливают мелкую сушину для костра и сразу начинают валить
крупную (d 40см) для печки. Дежурный, используя пилу-ножовку,
разводит на сеточке костер из веток и начинает готовить еду. В
это время остальные утаптывают лыжами место для палатки,
устанавливают ее, ставят печку. К моменту завала крупной сушины
обычно еда уже готова. После еды сушина распиливается на
чурочки (25-30см) и колется на дрова. Обычно на ночь достаточно
6-10 наколотых чурочек (d 30-40см). Ночевка без печки означает,
что печка топится перед сном и с утра дежурными. При ночевке же
с печкой дежурство распределяется между всеми членами группы
(мы дежурим по 1, 5 часа; время сна - 7, 5 часов). Дежурные,
готовящие пищу, дежурят у печки: один - первым, другой -
последним. Последний по окончании дежурства будил первого и
начинал готовить еду, что занимало около 1 часа. После
приготовления пищи он будил остальных и в зависимости от погоды
либо подавал еду в палаткку, либо ждал всех у костра.
Общая тактика передвижения
Местность явно имеет несколько типов:
Глубина снега
0. Залив (см. выше) | 0. 1м
1. Лес без подлеска | 1. 1м
2. Лес с густым подлеском | 1 м
3. Вырубки | 1. 2м
4. Гари (низовые пожары) - много сушин | 1. 2м
5. Просеки | 0. 9м
6. Тракторные дороги | 0. 5м
(иногда по ним идет след от "Бурана")
7. Ручьи (рекомендуется движение по | 0. 7м
борту, не спускаясь в русло)
8. Крупные реки (у нас не замерзли)
9. Озера (чем меньше озеро, | 0. 1-0. 6м
тем глубже снег)
10. Собственно тундры | 0. 0-0. 4м
Тундры чем выше, тем снег становится более плотным, переходя в
фирн со льдом. Движение в "Бескидах". Глубина снега оценена
приблизительно, так как был наст. При погоде, установившейся в
нашем походе, в снегу образовался наст на глубине 20-25см, так
как чередовались оттепели (0|+3) и заморозки (0|-10). Чем ниже
температура после оттепели, тем прочнее наст и тем меньше
тропежки. Экспериментально было выяснено, что лучше при
движении выбирать следующие типы местности:
- крупные озера
- тундры
- просеки
- ручьи (по борту)
- гари
- лес без подлеска
(чем выше в списке, тем предпочтительнее). Группа имела
металлический термос и в середине дня устраивала перекус с
горячим чаем.
Связаться с программистом сайта.