Лух-Клязьма
Активный туризм:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Лух-Клязьма
Вопросы - Михаилу Полякову ђ mailto:polk@nis.nnov.su
Редакция вторая, доработанная. Данные актуальны на лето 1995г.
По Луху, одной из лучших рек средней полосы России, есть два
маршрута, с принципиально разной заброской и сезонностью.
Первый - Ландех-Лух, апрель-май (после, по малой воде, по
Ландеху не пройдешь), Ивановская область. Второй - Лух-Клязьма,
лето (в апреле-мае на Клязьме берегов не найдешь), Владимирская
область, заброска через Нижегородскую.
Алекс Руднев рекомендовал более известный Керженец:
> Для любителей пляжей - Керженец, под Нижним Новгородом. Очень
> красиво, песчаные берега, сосновые леса, в общем, отличнейшая
> семейная речка.
Лух (с выходом в Клязьму) - все то же, но несколько короче. Мы
как-то махнули за 2 дня, а лучше идти на недельку с
остановками, дневками, грибами и т.п. Ненаселенка первые 50 км
полная, одни туристы бывают, затем (по Клязьме) километров 25
попадаются деревни по правому высокому берегу. Очень живописно,
в сезон - грибы, и вообще здорово. Идти лучше в июле, комаров
почти нет. В августе в дубовых лесах ближе к Клязьме разводится
неприятное насекомое, известное как "лосиная вошь", по
наблюдениям, безвредное, но крайне отталкивающее и норовящее
забраться в волосы.
Лух - самый популярный и удобный маршрут у нижегородских
туристов. Для тех, кто с туризмом "не на ты", турфирма "Команда
Горький" (adv@team-gorky.nnov.ru, http://www.teamgorky.ru) ђhttp://www.teamgorky.ru
организует 3-дневный маршрут на рафте и байдарках. Они идут
грамотно, с заброской автобусом, кучей детей на оном рафте,
шашлыками, сервировочными столиками и переносными американскими
холодильниками. Довольно дешево, $60 все удовольствие (летом
1995 г.)
Заброска
До ст.Ильино Горьк.ж.д. любым поездом Москва-Нижний Новгород,
часов 6 от Москвы, лучше, разумеется, ехать ночью. Билет
сейчас (после повышения) примерно 70 тыс., 100 тыс. - если
скорым поездом в купе. От Ильино по боковой ветке трижды в день
ходит тепловоз, 3 общих вагона, к которым в сезон (для
грибников, которых бывает _очень много_, но они сходят на
полпути) цепляют 3-4 теплушки. Отправление - (примерно) 6:50,
14:10 и 19:20, идет примерно час до Фролищ (конечная), час
стоит там и обратно (если кому понадобится) в 9:00, 16:10 и
21:10.
От остановки во Фролищах перпендикулярно ж.д. налево, мимо
футбольного поля или чего-то подобного местной воинской части,
до реки меньше километра.
По Луху
километров 50-55 до Клязьмы, места отличные, очень много мест
для стоянок. Мост, который примерно на полпути упорно
изображают на картах, развалился лет 15-20 назад.
Кстати, та двухкилометровка Нижегордской области в 30 листах, о
которой спрашивал 2 года назад Алекс Руднев, теперь без проблем
продается в Нижнем, около 30 тыс.; по Луху можно идти и по
атласу-двухкилометровке Владимирской области, купил прошлой
весной в Москве в картографическом магазинчике в переулке
напротив "Спартака" на Ленинском проспекте.
Напротив впадения Луха несколько деревень, откуда недалеко до
Московского шоссе и, если что, можно уехать. Традиционно
туристы плывут дальше, хотя "Команда Горький" грузится на
автобус - и в Нижний.
От устья Луха по Клязьме до Гороховца примерно 22-25 км. Правый
берег выше левого на несколько десятков метров и очень
живописен (и, увы, несколько населен). Первый раз там я все
восклицал: "Карпаты, а?! Швейцария, а?!" Явно стоит
остановиться и залезть на холм, весьма впечатляющая панорама.
Встать можно на левом (но не обязательно) берегу. Мы это делали
часа через 2 после впадения Луха, примерно на полпути до
Гороховца, напротив шумящего леса на крутом склоне правого
берега. Со склона стекают и шумят ручьи, наверху на холме (с
реки не видно) колодец, куда плавали за водой, и, чуть дальше,
деревня.
Хорошее место также - на правом берегу, через 200 м после
тросовой паромной переправы, за довольно широким, метров 5,
ручьем. Высадившись на отлогий берег, чуть подняться на кручу,
под елки. Ровное просторное место с костровищем, хотя несколько
сумрачно, но красиво. Мы тут же набрали грибов.
Гороховец
- еще один из возможных пунктов прекращения похода. Встать
нужно около домов и лодок на правом берегу, не доходя 100
метров до понтонного моста. До площади, откуда примерно каждый
час или чуть чаще идут автобусы до станции Гороховец, менее 5
минут хода. Автобус идет минут 20 или около получаса, хотя
вроде бы до станции километров 8-12. На ст.Гороховец
останавливаются некоторые пассажирские поезда, можно
электричкой уехать в сторону Нижнего Новгорода (1,5-2 часа) до
ст.Ильино (10-15 мин.) или до Дзержинска (50-60 мин.), где
таких поездов больше. Электрички последнее время стали ходить
пореже, днем раз в 1,5-2 часа.
Гороховец - один из самых старых славянских городов в этом
регионе, впервые упоминается в 1239 году, когда его сожгли
монголы. Потом его жгли еще несколько раз, в том числе мятежные
мордовские князьки и (последний раз, в начале 17 века)
украинские казаки-"черкасы" (вот гады-то :-). После падения
Казани и Астрахани в середине 16-го и прекращения смуты в
начале 17 века, татары, черемисы и мордва перестали проникать в
бассейн Оки и беспокоить эти края, по Волге активизировалась
торговля, и с середины 17 века Гороховец начинает процветать. В
городе несколько церквей и монастырей характерной
"гороховецкой" архитектуры (купцы грехи замаливали :-) и
купеческих палат, относящихся к концу 17 века. Гороховец, хотя
и относится номинально к Золотому кольцу России, совсем
небольшой город. Церкви расположены кучно вокруг центральной
площади, и их можно посмотреть. Если вы еще не поднимались на
высокий правый берег, стоит подняться в Гороховце к одному из
монастырей. По пути из холма бьют ключи, можно набрать
родниковой воды.
Галицкая
Чтобы не связываться с автобусом, можно пройти еще около 20 км
по Клязьме до железной дороги, станция Галицкая на правом
берегу недалеко от реки, оттуда электричкой до вышеназванных
станций.
Честно говоря, ниже Гороховца по Клязьме идти уже несколько
скучно. Под понтонным мостом в Гороховце пройти запросто.
Покидая Гороховец, справа можно видеть умирающий судоремонтный
завод и ржавеющие баржи, что наводит на грустные мысли. Вскоре
параллельно реке выходит шоссе Москва - Нижний Новгород,
временами сквозь деревья на крутом правом берегу видны
проносящиеся машины. Берег местами укреплен ряжевыми стенками.
Хотя правый берег выглядит соблазнительнее поросшего ивняком
левого, на ночевку там лучше не вставать ввиду близости шоссе.
Часто туда заворачивают (как раз на ночевку) КаМАЗы и
отдыхающие на легковушках (на шашлыки и т.п.).
Примерно на полпути к Галицкой в очень длинной петле с узким
перешейком и крутым, почти на 180 градусов, поворотом, реку
пересекает шоссе. Непосредственно перед началом поворота у
левого берега обычно намывает песчаные пляжики-островки.
Углубиться в лес проблематично, поскольку отсекают заросшие
протоки (я всегда думаю: "Было бы в тропиках - водились бы
крокодилы"). Лишь метров за 200 до моста слева, под кручей,
впадает лесной Люлих, шириной 5-6 метров. На этом месте,
довольно живописном (дубы, высокий берег) я обычно высаживаюсь,
поскольку в километре оттуда у меня дача.
Если пройти от моста по шоссе налево 1-1,5 км, будет деревня
Мячково, откуда раза 3 в день (примерно в 8:00, 14:30 и 17:30)
ходят автобусы на ст.Ильино (14 км), и почти так же - из
Гороховца в Дзержинск, что существенно дороже (50 км). Летом в
выходные (особенно вечером) народу, естественно, много.
Впрочем, шоссе есть шоссе, легко поймать машину.
Все же лучше идти по реке до ст.Галицкой.
Михаил Поляков. http://www.inforis.nnov.su/ђ http://www.inforis.nnov.su/
Компания ИНФОРИС - узел EUnet/Relcom. Тел. (8312) 397562
603082 Нижний Новгород, Кремль, корпус 1, к.108
Связаться с программистом сайта.