lib.ru: другие произведения.

По реке Мсте, от Вышнего Волочка до Мстинского Моста.

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 06/04/2003. 7k. Статистика.
  • Описание. Водный:Валдай , 2 к/с , Байдарка
  • Дата похода 01/01/2000
  • Маршрут: о.Мстино - р.Мста - г.Боровичи - дер.Любытино - Мстинский Мост
  • Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:
    
            По реке Мсте, от Вышнего Волочка до Мстинского Моста.
    
    
         Протяженность - 285 км. Число ходовых дней - 14.  Сезонность
    - июнь - август. Категория сложности - II.
         Маршрут  проходит  по  Калининской  и Новгородской областям.
    Мста вытекает из  озера Мстино и  впадает в озеро  Ильмень. Длина
    реки 445 км, падение на этом пути 133 м. В верховье Мста течет  в
    высоких лесистых берегах,  ширина ее 25-30  м. От села  Березовый
    Рядок начинаются пороги и перекаты, наиболее порожистый участок -
    от Опеченского  Посада до  Боровичей. Здесь  на протяжении  30 км
    Мста  прорывается  через  Валдайскую  возвышенность и, протекая в
    обрывистых берегах, падает на 62  м. Ниже Боровичей есть еще  два
    несложных порожистых участка - от Топорка до Больших Светиц и  от
    Любытина до Маркониц. В верхнем и среднем течении ширина реки  от
    20 до 70  м. В районе  Любытина леса мало,  берега большей частью
    низкие.  После  устья  правого  притока  -  Хубы  Мста  течет  по
    Ильменской низине и разливается до 300 м. Берега низкие, луговые,
    леса нет.
         В межень судоходство имеется  только в инзовье, от  устья до
    Новоселиц, Рышева, а в высокую воду и в половодбе - до Мстинского
    Моста. В  XVIII веке  Мста была  составной частью  Вышневолоцкого
    водного  пути,  соединяющего  центр  России  с  новой  столицей -
    Петербургом. Кроме шлюзов  в верховье в  ее устье было  построено
    два канала - Вишерский и Сиверсов, позволявших попадать в  Волхов
    в  обход  бурного  Ильмень-озера.  С  открытием  судоходства   по
    Мариинской   системе   этот   путь   потерял   свое   значение  и
    использовался только для сплава.
         Начало   маршрута   -   город   и   станция   Вышний Волочек
    железнодорожной  линии  Москва  -  Ленинград. Становиться на воду
    надо на реке Цне, в 1,5-2 км от вокзала. Цна - тихая, извилистая,
    с загрязненной  водой (ниже  текстильного комбината),  в 6  км от
    города  впадает  в  озеро  Мстино  (ходят катера). Озеро довольно
    большое  (длина  14  км,  ширина  3,5  км).  Есть острова. Берега
    холмистые,  изрезанные,  покрытые  сосновыми  лесами, встречаются
    песчанные пляжи. По берегам много деревень и пионерлагерей.
         Мста вытекает из северного конца озера. Здесь короткий обнос
    по левому берегу,  так как исток  реки перекрыт плотиной.  Ниже в
    районе    деревень,    попадаются    наплавные    мостики.     От
    железнодорожного  моста  у  станции  Мста  и до Сеглино несложные
    перекаты. Эта часть  пути проходит по  густонаселенной местности.
    Интересны старинные церкви в деревнях Сеглино и Сельцо.
         Возле села  Березовый Рядок  в Мсту  впадает левый  приток -
    Березайка. Здесь же первый  сложный порог из нескольких  каменных
    гряд. При низкой воде суда  можно провести у левого берега.  Ниже
    Березайки Мста заметно полноводнее. Появляются глубокие,  быстрые
    плесы,  песчанные  отмели.  В  3  км  ниже  устья на левом берегу
    сосновый бор.
         Уверь, крупный правый приток Мсты, ненадолго мутит ее чистую
    воду.  Тут,  как  почти  по  всей  реке,  неплохо ловится рыба. В
    нескольких стах метров ниже устья Увери, у правого берега, остров
    с минеральным  источником, бьющим  из ямы  в наиболее возвышенной
    точке острова. Вода холодная, чистая, с запахом сереводорода.
         Ниже лес постепенно  исчезает, встречаются только  отдельные
    небольшие рощи. Долина суживается, течение ускоряется. Начиная от
    деревни Большой Чернец, снова перекаты, а за деревней Жадино река
    делится на два рукава. У выхода из левого два острова, идти  надо
    между ними. Затем следуют 3 гряды (просмотр с правого берега).
         Отсюда  уже  видна  водонапорная  башня  Опеченского Посада.
    Скорость  течения  заметно   увеличивается,  и  сразу   за  селом
    начинаются  пороги,  идущие  почти  без  перерыва один за другим.
    Пороги сложные, а  в высокую воду  опасные, и, если  у группы нет
    соответствующего опыта, их лучше объехать на попутном транспорте:
    вдоль правого берега идет шоссе на Боровичи. В межень (при  малой
    воде) течение  в Мсте  значительно медленнее,  сокращается высота
    стоячих  волн,  зато  в  русле  больше камней, грозящих проколами
    оболочкам байдарок.
         Проходить пороги - по частям, с обязательным предварительным
    осмотром  с   берега.  на   особо  сложных   отрезках  выставлять
    сигнальщиков и  организовывать страховку.  Первая опасная  группа
    порогов,  протянувшихся  на  7  км,  начинается  Малым Порогом, у
    одноименной деревни.  Затем идет  Большой Порог,  после чего реку
    пересекает еще несколько плит, образующих сливы и стоячие  волны.
    В конце участка, за островом, на левом берегу две низкие  пещеры,
    из   которых   небольшим   водопадом   вытекает   карстовая речка
    Понеретка.  за  поворотом  берег  ниже,  здесь  можно  пристать и
    провести 2-километровую экскурсию к  месту, где речка уходит  под
    землю. Через 1 км после впадения Понеретки на пути еще  несколько
    порогов; затем каньонообразный  участок заканчивается, но  берега
    по-прежнему высокие.
         Возле  деревни  Ровное  (селение  с  белой  церковью)   Мста
    становится шире, русло ее  делится двумя узкими островами  на три
    протоки.  Идти  следует  левой.  В  начале протоки красивый порог
    Лестница с рядом ступеней и стоячими волнами ниже. После  Ровного
    река поворачивает  налево, на  повороте -  очередной порог. Сливы
    чередуются с  высокими стоячими  волнами, на  выходе ряд каммней.
    Последний серьезный порог, длиной около 1 км, перегораживает реку
    несколькими грядами ниже деревни Углино.
         Миновав пороги, надо сразу идти до Боровичей, так как берега
    безлесные  и  удобных  площадок  для  бивуака  нет.  Единственное
    подходящее место - между Еглой и Углино на левом берегу, в редком
    лиственном леске. В Боровичах  следует остановиться у моста.  При
    необходимости здесь удобно прервать маршрут: от берега до вокзала
    500 м.
         Боровичи -  районный центр  Новгородской области,  известный
    своими  заводами  по  производству  огнеупоров.  В городе имеется
    краеведческий музей.
         От  Боровичей  до  Любытино  берега  в  основном  высокие, с
    крутыми глинистыми обрывами; течение быстрое. До села Волок  леса
    нет, ниже  появляются поросшие  лесом холмы.  За селом  Топорок в
    русле Мсты каменистые перекаты и порожки. Такой же участок  между
    Любытино и Марконицами. В Любытино краеведческий музей и памятник
    архитектуры - церковь 1833 года, в окрестностях много курганов  -
    славянских захоронений  X-XII веков.  На этом  участке леса мало,
    берега  низкие.  Ниже  по  течению  берега  повышаются,  но  леса
    по-прежнему мало.
         Маршрут    заканчивается    на    станции    Мстинский  Мост
    железнодорожной линии Москва-Ленинград.  Если группа не  проходит
    Боровичские пороги, категория сложности снижается до I.
         Для   групп,   не   имеющих   опыта   прохождения   порогов,
    целесообразнее начать  маршрут от  Боровичей. Путь  до Мстинского
    Моста составит 160 км и займет 7-8 дней. Категория сложности I.
    
    Литература:
         1) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
    Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 06/04/2003. 7k. Статистика.
  • Водный:Валдай
  • Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка