lib.ru:
другие произведения.
Горячие источники -- Ока -- Ия
Активный туризм:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
© Copyright
lib.ru
(
petr@rusf.ru
)
Обновлено: 06/04/2003. 50k.
Статистика.
Техотчет.
Водный
:
Саян восточный
, Байдарка
Дата похода 01/01/2000
Маршрут:
р.Ока
-
р.Ия
Ваша оценка:
шедевр
великолепно
отличная книга
хорошая книга
нормально
не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Горячие источники -- Ока -- Ия
---------------------------------------------------------------
From: Владислав Завьялов (sla@zav.mccme.ru)
Date: 22 Dec 1999
---------------------------------------------------------------
Техническое описание
В.Завьялов, дополнения А.Тониса, IX-XI.1999
_________________________________________________________________
1. Заброска
От Москвы в Слюдянку можно добраться поездом. Это займет почти четверо
суток. Мы ехали на поезде N250 Москва-Благовещенск в плацкарте.
Отправление 8 августа в 14.34 (моск.), прибытие -- 12 августа в 13.30
(местн.). Разница времени между Слюдянкой и Москвой -- 5 часов. Билет
стоил 513.5р. (23$)
Другая часть группы летела на самолете до Иркутска (билет -- 2300р
(100$)), и добиралась до Слюдянки на машине.
В Слюдянке полно таксистов, готовых везти туристов в сторону Монд.
Процветает нездоровая конкуренция, сокрытие информации и явная
дезинформация об автобусах и качестве дорог. Вот что нам говорили:
1. Мужик у поезда. Готов везти за 1000р до Монд на УАЗе, Автобус
был сегодня (четверг) в 12.00, следующий -- послезавтра.
2. Разные незаинтересованные (вроде бы) граждане. Предлагают ехать
до выезда из Култука (поселок к западу от Слюдянки) на городском
автобусе. Там есть автобусная контора, у них можно узнать про рейсы.
Если не удастся -- стопить прямо там, трасса там оживленная.
3. Уборщица на вокзале (тоже ни в чем (вроде бы) не
заинтересованная). Говорит, что автобус идет утром от вокзала, куда --
не знает.
4. Кассирша в ж/д кассах. Ничего говорить не хочет, отправляет к
стоящим у дверей вокзала таксистам.
5. Расписание на двери вокзала. "5.00 - Аршан, 8.00 - Нилова
Пустынь."
6. Приписка на расписании. "Эти рейсы не ходят."
7. Таксист. 2200р до Орлика на УАЗе.
8. Соседняя группа (из Мурманска). Едут на Урик на машине МЧС за
3500р, предлагают войти в долю. Говорят (видимо, со слов МЧС), что
а) От Монд дороги нет -- УАЗ там не проедет.
б) У Монд стоит кордон омона и всех кроме МЧС заворачивает.
Кстати, это самое МЧС находится на северном крае Слюдянки, на берегу
Байкала, сразу за мостом через пересыхающую речку.
В Слюдянке можно переночевать в ж/д гостинице (к юго-западу от
вокзала, но напрямую не пройдешь -- надо обходить или справа через
мост, или слева). Стоимость -- 63р90к на человека в сутки (это 75% от
минимальной зарплаты плюс налог с продаж 2%). Переночевать в палатке
сложно, единственное приемлемое место, которое нам удалось найти -- на
небольшом хребте к югу от вокзала (он там один такой), метрах в ста
над городом у наблюдательной вышки. Впрочем, очень далеко от вокзала
мы и не искали.
В результате из Слюдянки мы поехали с группой мурманчан на КамАЗе МЧС
до поворота на Урик (впадение р.Улзыты в Оку) за 1500р. Наблюдения
таковы:
1. Около пяти утра из Слюдянки кроме нас выехал также рейсовый
автобус и поехал по дороге на Монды (куда -- неизвестно).
2. Несмотря на раннее утро (еще темно) -- дорога весьма оживленная
(До Кырена мы встретили 37 машин, от Кырена до Монд -- 4).
3. Отличная дорога: до Монд -- асфальт, пара небольших кусков
хорошей грунтовки, После Монд -- очень хорошая грунтовка (легковушка
пройдет).
4. Действительно, имеется пост после Монд, обычное ГАИ, никто
машины не останавливает, наш водитель остановился сам и сходил в будку
к гаишникам.
От р.Улзыты до Шаснура ехали на местном УАЗе за 800р + 100г. На этом
участке имеется:
1. МОСТ ЧЕРЕЗ ОКУ! Его, говорят, открыли лишь в прошлом (1998)
году, находится он ниже места, где раньше был паром. Мост через Сенцу
тоже существует.
2. Дорога до моста через Оку хорошая, легковушка пройдет, дальше
есть несколько сложных подъемов, но УАЗ их берет.
3. 3 встречных машины на всем пути.
А отдыхавшие на Жойгоне буряты рассказали нам, что есть автобус от
Слюдянки до Орлика, ходит он два раза в неделю, в четверг и еще в
какой-то день и представляет собой вахтовку-Урал. В чем-то это
согласуется с автобусом, про который говорил таксист в Слюдянке, если
это так, то второй день -- суббота, а отправляется автобус в 12.00
Еще, при заброске очень полезно понимать цену необходимого топлива --
дорога неблизкая. Кроме того, надо учитывать и время дня: вряд ли
кто-нибудь согласится ехать в Орлик за полдень -- так он не успеет
домой до ночи. Мы, например, выехали из Слюдянки в 5.00 и приехали в
Шаснур в 18.00 (стоянки -- примерно 2ч). А ведь водителю предстоит еще
и обратная дорога. Может быть, правильнее (и дешевле) ехать на
нескольких машинах...
2. Радиалка на горячие источники.
Вдоль реки Сенца (приток Оки) идет дорога, по которой толпы туристов
идут осматривать местные достопримечательности. Очень рекомендую
последовать их примеру. Из достопримечательностей имеется Долина
Вулканов (мы до нее так и не дошли), пик Топографов (мы туда и не
собирались) и разные горячие источники. Самый популярный (из-за
простой заброски) -- Хойто-гол. До него можно дойти пешком от Шаснура
за полтора-два дня или доехать на машине (Урал). Источник
сероводородный, с соответствующим запахом. Ванны располагаются в
нескольких маленьких будках. Повсюду серные отложения. Запах
действительно сильный. Вокруг -- различные поделки из дерева,
оставленные паломниками: таблички, оружие, модели авиатехники, для
создания иллюзии полета укрепленные на высоких шестах, и проч.
Неподалеку -- скопление аккуратных домиков, только что отстроенных, --
для "курортников". По дороге к Хойто-Голу на карте отмечен еще один
источник -- Халун-Ухан, это -- чуть теплый ручеек почти без вкуса и
запаха.
Более интересны источники Жойгона (на карте -- Чойган). Дорога на них
ответвляется в пяти километрах не доходя источников Хойто-гола. От
этого места до источников еще день-полтора пути вдоль реки Дунда-гол и
через перевал Жойгон-Дабан -- в Туву. Источники эти -- не серные, вода
в них вкусная, со слабым приятным запахом и разной температуры. При
нас на источнике отдыхали двое бурят, но они рассказывают, что в июле
тут бывает до 500 человек одновременно, около 200 тувинцев поднимаются
к источнику снизу по долине, остальные приходят из Бурятии через
перевал. Кстати, отдельной достопримечательностью является сам перевал
и особенно долина Аржан-Хема -- узкая, густо поросшая кедром (в долине
Сенцы растут в основном лиственницы), упирающаяся в острые горы с
низкими снежниками.
Наша радиалка заняла 5 полных дней, мы сходили на Жойгон, часть группы
на обратном пути сходила на источник Хойто-Гол.
Если идти как мы, от Шаснура, то Вам встретятся (время -- чистое, по
нашему движению):
1. Брод через р.Дэдэ-Хутэл. Через 2ч пути. Брод очень простой. Тут
кончаются всякие поселения на Сенце, дальше встречаются только
отдельные избы. В устье Дэдэ-Хутэл имеется болото совсем карельского
вида, с елками и черникой. Здесь же можно потерять дорогу (нам это
удалось даже дважды -- на пути туда и обратно, сам не понимаю как --
дорога очень разъезженная), впрочем, найти ее потом несложно.
2. Брод через р.Хадарус. Еще через 2ч.20мин. пути. Брод сложный, в
большую воду вполне может стать непроходимым.
3. Мин. источник Халун-Ухан, и сразу за ним -- брод через
р.Барун-Кадыр-Ос. 1ч.30мин. от Хадаруса. Брод простой.
4. Брод через р.Буштыг. Еще через 55мин. Болото метров на 50-100,
глубиной 10-20-30 см, а кое-где и глубже. Лучше обходить его справа
(при движении от Шаснура), там суше.
5. Стрелка Дунда-Гола и Хойто-Гола, составляющих реки Сенца.
1ч.05мин. от Буштыга, 7ч.50мин. (полтора дня) от Шаснура. Тут мы не
смогли сразу найти ответвление дороги на Жойгон, вышли на р. Хойто-Гол
и уже по ней дошли до брода. Брод находится на Хойто-Голе в 50-100 м
выше стрелки. Он довольно сложный, вроде брода через Хадарус. Мы
бродили метрах в 50 выше автомобильного брода, на наш взгляд там
проще.
Далее, судя по карте дорога бродит Дунда-Гол, потом его приток,
р.Даргыл и затем опять Дунда-Гол, снова возвращаясь на его левый
берег. Однако, дойдя до первого брода (15мин. пути) мы увидели, что он
непроходим. Тогда решили идти по этому берегу, все равно дорога
вернется на него через 1.5 км. Однако ломиться через лес нам не
пришлось. Прямо от непроходимого брода начинается очень хорошая
(конная?) тропа, которая идет по довольно крутому берегу Дунда-Гола до
дороги.
Примерно через 3ч 30мин. ходу от брода через Хойто-Гол автомобильная
дорога кончается, дальше есть лишь хорошая конная тропа. Она круто
поднимается вверх (набор высоты -- 150 - 200 м) и идет по широкому и
плоскому, местами заболоченному перевалу. Потом тропа так же резко
спускается вниз (тут высота побольше -- около 300 м) в долину
Аржан-Хема. В конце спуска тропа раздваивается, на ней стоит указатель
"Саяны (назад) -- республика Тува (направо) -- Жойгон (налево)". Если
пойти налево, тропа почти сразу бродит бурный ручей (метрах в 10 выше
брода есть мостик) и выходит на поляну с избами. Это и есть Жойгон, он
находится не там, где обозначен на карте источник, а ниже по реке, там
где на карте нарисованы дома с подписью "Чойган (нежил.)". От брода
через Хойто-Гол до Жойгона 5ч. хода.
На пути удобно ночевать в избах, они расположены довольно часто, в них
обычно есть нары человек на 10, стол, скамейки и железная печка (на
которой, впрочем, готовить еду долго, проще это делать рядом с избой
на костре). У каждой избы (если это кому актуально) -- небольшой загон
для лошадей.
Избы:
1. у зим. Номто (6.5км от Шаснура)
2. у зим. Хурген-Тала (8км от Шаснура)
3. напротив р.Булунай (3.5км от р.Дэдэ-Хутэл)
4. у источника Халун-Ухан
5. 1.5км после р.Буштыг
6. 5км после брода через Хойто-гол
7. 11.5км от после брода через Хойто-гол (напротив крупного
правого притока Дунда-Гола)
8. 13.5км от после брода через Хойто-гол (перед левым притоком) --
здесь кончается автомобильная дорога и начинается конная тропа.
3. Сенца -- Ока
Плыли от Шаснура по Сенце до впадения в Оку и по Оке до впадения
Хойто-Оки. Вода низкая. Суда: катамаран-2, КНБ и Ласточка-11.
Катамаран прошел все препятствия, КНБ перевернулась в пор.
Харагольский-2, Ласточка -- в пороге Геологов. КНБ и Ласточка обнесли
пор. Окинский. Плаванье продолжалось чуть меньше трех дней: в первый
день мы выплыли в Оку и прошли почти до начала Орхо-Бома; остальное
время проходили Орхо-Бом.
Общие впечатления: На Сенце есть интересный (для катамарана и
байдарок) участок, правда он довольно короткий -- 1-2км. На Оке по
нашей воде для катамарана -- полная халява, хотя, наверное, можно и
найти приключения, если не обходить все препятствия, как это делали
мы. Сомнения в чистом прохождении были, пожалуй, лишь в пороге
Окинский (впрочем, они так и не оправдались).
На Ласточке по такой воде идти можно, но, вообще говоря, река для
этого судна неподходящая. Ибо Ласточка сильна в маневре, но слаба в
ходкости и пробивной способности -- из-за мягкого тела, специфических
обводов (баллоны, сильная закаяченность) и малой длины своей (2.70).
Мест, требующих резкого и решительного маневра, на Оке нет; в
большинстве случаев единственное, что нужно, -- пробить, проскочить:
вал, бочку, поганку. Вот и получается, что преимущества Ласточки
остаются невостребованными, тогда как недостатки ее выпукло
выявляются.
После Шаснура на Сенце имеется небольшой плес, затем начинаются
шиверы. Их сложность непрерывно увеличивается и после моста они уже
весьма интересны даже для катамарана. На мой взгляд, они даже
интереснее, чем типичные шиверы на Оке: здесь постоянно надо
уворачиваться от крупных булыжников, тогда как на Оке все шиверы --
почти без камней.
После впадения Сенцы Ока течет быстрым плесом с несложными перекатами,
Впереди -- замечательный вид на хребет Кропоткина. За несколько
километров перед впадением Жомболока начинается лавовый каньон.
Кончается он у поселка Хужир (10км от Жомболока), здесь же начинаются
разбои, тянущиеся с небольшими перерывами до самого Орхо-Бома.
Ориентир Орхо-Бома -- грандиозный горный хребет (Кропоткина), в ущелье
которого входит Ока.
Не буду приводить здесь свою версию лоции по Орхо-Бому, так как
исчерпывающую информацию можно получить из схем [9] и лоции В.Юрина
[10]. Приведу лишь комментарии к некоторым (наиболее, на наш взгляд,
сложным) порогам:
1. Порог Геологов. Первый сложный (и в этом -- его основная сложность)
порог. Прижим к правому берегу, в прижиме -- бочка, слева -- галечная
отмель. Очень типичное для Оки препятствие. При правильном заходе
бочка и прижим легко обходятся слева.