lib.ru: другие произведения.

р.Оять, р.Капша заметки и впечатления

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 20/08/2004.
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 27/04/2003. 13k. Статистика.
  • Впечатления. Водный:Ленинград и обл , Байдарка
  • Дата похода 01/01/2000
  • Маршрут: р.Оять - р.Капша
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    cт.Подпорожье - ст.Курбы
  • 
    
    
             р.Оять, р.Капша заметки  и впечатления
    
    ---------------------------------------------------------------
    Автор: Новиков Алексей Георгиевич (alexn@mfc.ru)
    Дата написания: август 1998г.
    ---------------------------------------------------------------
    
         Авторская версия событий которые имели место быть в походе по рр Оять и
    Капша в июле 1998 г.
    
    Состав "группы" :  КНК-1 - Духанин  Владимир
                                    КНК-2 - Новиков Алексей.
    
                              Дождь в дорогу - к удаче или дуракам везет.
    
         Вечерело... Совсем не опоздав на поезд М-М мы встретились  на  заветном
    Ленинградском  вокзале. Погода шептала - займи но выпей. Мы послушались ее и
    прикупив пива начали этот путь  (поезд  оставим  без  комментариев  -  очень
    приличный общий вагон).
         Утро  ознаменовалось  прибытием в Подпорожье, точнее на станцию с таким
    названием. На календаре было заветное число - 13 и чуть дальше  виднелось  -
    июня  1998 г. Сиротливая автобусная остановка не сулила быстрого отъезда, но
    по рассказам редкого местного  населения  до  города  ходят  автобусы  через
    каждые  40  минут.  И правда , через 40 мин пришел автобус No6 на котором за
    смешные (по московским меркам) деньги мы добрались до городской автостанции.
         Первое потрясение ждало нас уже в  автобусе  при  прочтении  расписания
    пригородных автобусов ( по нему выходило, что до Винниц авт. ходят в среду и
    воскресенье  в  14:00,  до Курбы - во вторник или типа этого). Приготовились
    спонсировать местных "таксистов", т.е.  к  развязыванию  кошельков.  Но  все
    оказалось  проще  --  есть еще местный автобус с тем же временем отправления
    14-00 ходящий каждый день. Перед посадкой местные тетушки посмотрев на  наши
    рюкзаки  авторитетно  заявили - вы в автобус не влезете. Как они ошибались..
    Итак,  проведя  в  городе  несколько  "познавательных"  часов  мы  счастливо
    отвалили. В Винницах пересели на автобус до Курбы (16-00) и уже к 17-00 были
    на  месте  начала  маршрута  -  мосту  через  Оять в пос. Курба. ( местность
    представляет собой интересную смесь средней полосы и Карелии - все  знакомо,
    но что-то не так)
         Байды  собирали  на  левом  берегу  перед  мостом  -  там есть приятная
    площадка, да и под мостом неплохо. В районе 21:00 все было  кончено  (почему
    так  долго  собирались - для меня сейчас загадка но в записях именно так). У
    моста река шириной метров 15, вода темная, течение - есть. / Первый  "порог"
    (еще  на спокойной воде, ~ 1 км после моста) представляет собой именно порог
    - ровная гряда камней поперек русла, через  которую  неторопливо  перетекает
    вода  (перепад  аж  ~25  см...) :-))) /. Но недолго пришлось спокойно махать
    веслами - быстро начинаются перекаты и шеверы, течение ускоряется.
         Место для стоянки выбирали уже поздно и сдуру (кабы знать...) встали на
    луговом брегу  (  после  впадения  Верхней  Курбы,  справа).  С  виду  место
    замечательное  - но мошка ..... Дождь лил всю ночь и с небольшими перерывами
    на солнце весь next день.
         По утру ( около 12:00 дня) "встали" на воду. Река  неспокойная  однако.
    Почти  сплошные  перекаты и несложные порожки. По берегам "заросли" грибов -
    даже с воды видны шляпки белых и  подосиновиков.  Отойдя  от  стоянки  на  5
    метров  можно  насобирать грибов на ужин. В районе Шандовичи (14:00) и перед
    Озеры (16:30) поперек реки перекинуты хитрые системы  крупноячеистых  сетей,
    сплетенных  из веревок. Самые неприятные моменты - проходов по сторонам нет,
    сети стоят на перекатах  и  забиты  мусором  да  еще  хорошо  закреплены  на
    арматуре.  Наехать  на  них  не  удается  -  высоко.  Пришлось  ребром весла
    пропиливать себе проход (г-да браконьеры!  О  байдарочниках  лучше  подумать
    заранее).  Чувствуешь  себе  не  очень  приятно когда на перекате неожиданно
    попадаешь в сетевой карман, при маневре тебя наваливает и прижимает к  сети,
    а  сверху  дождь,  а  в  воде  камней  обилье,  а  вылезать  неохота, хотя и
    достаточно мелко... В д.Озеры (на карте - Лукинская, Мартемьяновская  &  Ко)
    есть  протока, уходящая налево к Озерскому озеру. Наша попытка пройти по ней
    закончилась мелким завалом из  автопокрышек  по  мостом,  хотя  при  желании
    обнести  его  пройти дальше легко. Но мы не ставили перед сабой такой цели и
    пошли дальше по Ояти. Ниже д.Озеры около 4,5 км  течение  медленное  -  есть
    подпор  от  разрушенной  плотины. Славный день закончили в 18:00 стоянкой на
    левом берегу, после впадения широкой протоки из озера Сондалозеро.
         Утро следующего дня встретило  нас  переменным  дождем  (см.  эпиграф).
    После  ~30  мин.  спокойного махания руками (с веслами конечно) добрались до
    разрушенной плотины. "Плотина" органично вписана в пейзаж и  распадается  на
    две  сугубо  различные  части  :  правая  половина - три ступени бревенчатых
    настилов, нижний ряд едва покрыт водой; левая половина - резкий слив высотой
    1,5 м. (тропинка для обноса есть на правом берегу). Дальше, как  и  положено
    после плотин, течение ускоряется, появляются перекаты и порожки - скучать не
    приходится.  Перед  д.  Савинская  (2,5 часа пути) становится спокойнее. При
    впадении Водручья устроили маленький перекус  (там  совсем  близко  проходит
    шоссе  )  и  обсушились.  В  следующей  на  пути д.Нежма (Кармановская) есть
    магазин - но в него мы не попали из-за странности его  "расписания"  работы.
    Если  посмотреть на карту то ниже Нежма обозначены пороги. По нашим расчетам
    времени на  этом  месте  присутствуют  просто  перекаты.  А  вот  ниже  есть
    несколько  неожиданных  порогов,  достойных  этого названия. День прикончили
    перед впадением Логручья. Погода начинала налаживаться.
         Солнечное утро четвертого (от  начала)  дня  сулило  хороший  день.  До
    впадения  Сондалы  Оять  делает  несколько  очень  похожих петель, и на этих
    петлях образуются замечательные пороги и шеверы. Одно неприятно -  по  нашей
    воде  мелковато.  Перепад  высот  значительный  -  на поворотах падение воды
    заметно на глаз, аки спиральный спуск. Между Сондалой и Тукшей  два  хороших
    порожка  (примерно  через 1 час пути от Логручья). Особенно впечатляет спуск
    на прямом участке перед Тукшей - открытое место, довольно высокие  берега  и
    уходящий  вниз  поток через камни. В конце порога у левого берега образуется
    быстрина со стоячей волной - пролетаешь на ура.  В  устье  Тукши  мелковатый
    разлив  с камнями, течение успокаивается. Далее достаточно быстро начинается
    по берегам д.Винницы и тянется ~8 км. В ней есть несколько магазинов,  выйти
    к  ним  удобнее  в 1,5 км ниже моста. р.Шокша при впадении в Оять достаточно
    водяниста, хотя и с обилием камней перед мостом. В самой Оять до конца этого
    дня попадались только быстринки. Долго искали стоянку - хотелось хорошую,  а
    попадались  разные.  Остановились  на  высоком  левом берегу перед впадением
    ручья (ровная площадка на поляне, рядом молодой соснячок; на противоположном
    низком берегу каменистый мыс, хорошее место для купания и выход к недалекому
    шоссе).
         Утром долго изводили себе вопросом - а не остаться ли на дневку? Но  не
    остались...  решив  что  обещанные  в описании пороги лучше пройти в хорошую
    погоду. Итог : к 12:00 мы уже плыли. Через минут 30 показался башенный  кран
    на  правом берегу - Кузра подумали мы и не ошиблись. На берегу, укрепленному
    бревенчатой стенкой, раскинулась лесобиржа - на ней и кран. Перед  д.Норгино
    приятный порожек - совсем несложный, с хорошими валами и с обратным течением
    (после  основного  сужения) у левого берега. Очнувшись после часа катания по
    валам решили таки пойти дальше. У Чурручья ни перекат , ни  порог  -  что-то
    невнятное. На петле у д.Ярославичи река разливается очень широко и медленно.
    После  впадения  Тянуксы  длинный перекат-порог ~ 150 метров, состоящий из 4
    каменных гряд - мелко и в прохождении  просто.  Следующие  пороги  на  карте
    (перед  д.Брод)  порадовали  хорошими  перекатами и одним порогом со стоячей
    волной. Почти сразу после них мы и закончили этот длинный день.
         Весь  следующий  день  лил  дождь  с  небольшими   перерывами.   Быстро
    собравшись  отвалили. Течение медленное, перерывающееся редкими перекатами и
    еще более редкими порогами. Особенно хорош Надпорожский порог - общая  длина
    ~400  м.  5  ярких  каменистых  гряд  перед  поворотом  реки  влево (впереди
    обрывистый песчаный берег, вошедший во все описания), на повороте >_образная
    гряда, а после поворота резкое сужение  русла  каменистой  грядой  справа  и
    мощный  слив  с  поворотом  налево. Легкость высадки на левом берегу в улове
    после порога и удобство (относительное) перетаскивания через гряду послужили
    причиной зависания на пороге в  течении  не  менее  1,5  часов.  Накатавшись
    вдоволь  с  жалостью  покинули  гостеприимный  порог.  Остаток дня мокли под
    дождем, грелись греблей и развлекались на перекатах и очень простых порожках
    около Мустиничи . Долго искали место для стоянки и вконец  отчаявшись  найти
    что-либо  и  не  вплыть  в Алеховшину раньше утра встали перед д.Пойкимо, не
    доплыв до Алеховшины 5 км.
         Утро одарило нас солнцем и мы немного  просушили  вещи.  На  подходе  к
    Алеховшине  небольшая туча догнала и накрыла нас дождем, так что разбираться
    пришлось под атомобильным мостом, на правом берегу (хотя рядом есть отличная
    площадка). Автостанция находится на левом берегу (вправо от моста) и  вокруг
    нее  "кипит  жизнь"  (  у нескольких магазинов..). Автобус на Пирозеро (рейс
    Подпорожье - Тихвин) останавливается в  15:30,  билеты  -  по  приходу  и  с
    местами  напрягов  не  было. На полпути к Пирозеру автобус въехал в сплошную
    стену дождя - зрелище солидное.  Через  5  мин  по  полкам  автобуса  начали
    перекатыватся  потоки  грязной  воды, периодически проливаясь на пассажиров.
    Хорошо что в Пирозеро неожиданно оказалась  крытая  остановка  -  на  ней  с
    тройкой  местных  жителей  и  собакой  по кличке Фунтик (он-же Фундамент) мы
    простояли около часа дабы не промокнуть  окончательно.  От  шоссе  до  моста
    через  Капшу  идти минут 7. Мост очень удобный - под ним песчаная площадка и
    хороший спуск к воде. Не спеша собрав байды мы второй  раз  за  день  начали
    путь.  Река спокойная, с темной водой и выстланным бревнами руслом - остатки
    лесосплава. Ширина около 6 м  и  сначала  сильно  напоминает  какую-то  реку
    Подмосковья.  Проплыв  под  вялотекущим  дождем  ~10  км  и  отведав  первых
    перекатов решили что на сегодня хватит. Долго искали приличный выход с  воды
    - берега  высокие  и  негостеприимные.  Наконец  на левом берегу обнаружился
    хороший вылаз, ведущий в насквозь мокрый лес...
         Общие впечатления от следующего дня :
         Пороги отмеченные и не отмеченные на карте  представляют  собой  мелкие
    шкуродеры, т.е. несколько каменных гряд через которые с трудом продираешься,
    ощущая  "телом"  все  неровности  дна.  А  при более высокой воде их (на мой
    взгляд ) просто не будет видно. Почти  все  деревни  с  воды  не  видны  (за
    исключением  особо  крупных), и их расположение можно примерно определить по
    сходам к воде и лодкам. И о погоде : шел дождь..  (  мы  попали  на  границу
    грозовых фронтов - над нами полоса ясного неба, а с боков поливает дождь).
         (в  догонку  предыдущих  описаний  по библиотеке Мошкова ) У б.Коковичи
    "пороги" и бревноотражатели стоят сугубо отдельно, или мы не на то  смотрели
    - сначала  рукав  реки  отгорожен стенкой из камней и бревен (по реке легкий
    перекат-быстрина), и только через ~1 км мелкий (маленький ) порог. У Новинок
    тоже ничего  стоящего  (стоячего)  типа  волны.  д.Токарево  заметна  только
    висячим  мостом.  д.Кривой  порог на карте называется пос.Капшинский, хотя с
    воды у моста виден дорожный указатель - /до Кривого порога 1.5  км/.  Начало
    поселка  можно  определить  по  крану на лесобирже. В Куневичах порожек тоже
    ничего  серьезного  не  представляет  и  где  обещанные  сужающие  стенки  -
    непонятно.  На  одном  из  шкуродеров шкура моей б. не выдержала и была таки
    пробита по стрингеру - это стоило получаса бесплодных попыток заклеиться под
    дождем на камнях, торчащих из воды и двух переходов с  постоянным  черпанием
    воды.  День  получился  очень  длинным  и  насыщенным, и немного подустав мы
    встали на ночлег посредине между Ереминой горой и ур.Кобякова гора (церкви в
    нем не видно), на левом берегу, на отличной стоянке( удобный выход  с  воды,
    ровная  поляна,  много земляники). Не успели обосноваться - приехали местные
    грибники_ягодники_рыбаки на промысел - сети ставить, грибы собирать. Мило  с
    ними  пообщались  -  сплошь  все  безработные  и  живут собирательством. Они
    подтвердили наши  "этнографические"  наблюдения  -  почти  во  всех  местных
    названиях  ударение  приходится  на  первый  слог,  от этого названия звучат
    достаточно неожиданно и непривычно. Вечером на округу пал  сильный  туман  -
    давно такого не видели.
         Последний  день сплава начали как всегда - подъемом в 8 утра. Завтрак и
    чай с земляникой прибавили хорошего настроения и  мы  быстро  (1,5  часа)  и
    легко  прошли  остаток  пути  до  Ганьково,  где и закончили маршрут. Моста,
    обозначенного на карте между Лихачево и Серебрянка,  нет  -  смыло  -  стоят
    срубы,  наполненные  камнями  в  перекате,  а  настил висит на тросе немного
    дальше. Правда недалеко вверх по течению проплывали строительство  подобного
    моста.  По  карте там достаточно пусто по берегам -- куда, откуда и для кого
    строят - загадка.
         Выходить в Ганьково удобно на левом берегу, за висячим мостом. Под  ним
    же  мы собирались и пытались обсушиться. До главной площади идти полем минут
    10. На ней расположены авт. остановки, ДК и несколько магазинов. До  Тихвина
    ходит  рейсовый  "городской"  автобус  (рейс  Новинки -Тихвин). Авт. идет до
    автостанции около часа, еще минут 20 пешком до Ж.Д.  вокзала  .  От  Тихвина
    ходят поезда до Питера, Волховстроя и прицепной вагон до Москвы отправлением
    в 20:45 . Вагон купейный => дорогой, но один => в нем и уехали.
    
            Итого : за 9 дней
    
     в составе 2 человека
     пройдено 2 реки
     x порогов
     у шевер
     z перекатов
     получено N часов и M минут удовольствия.
     x мгновений легкого неудовольствия
     0 пищевых и алкогольных отравлений.
    
         The End;
    

  • Комментарии: 2, последний от 20/08/2004.
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 27/04/2003. 13k. Статистика.
  • Водный:Ленинград и обл
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка