lib.ru: другие произведения.

Чаткал

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 27/04/2003. 10k. Статистика.
  • Впечатления. Водный:Киргизия; Казахстан , Каяк
  • Дата похода 01/01/2000
  • Маршрут: р.Чаткал
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ташкент - Джамбул - Кировку - Кара-Бура
  • 
    
            Чаткал
    
    From: Михаил Поляков polk@nis.nnov.su ђ mailto:polk@nis.nnov.su
    Фотографии, илюстрации к дневнику ђ kartinki/chatkal/
    
         Мне  вот  тоже  не  дают  покоя лавры Валентина Юрина, тем
    более, что он упоминал про какие-то заочные "задницы" в Средней
    Азии,  на кои я так и не наткнулся. Может, потому что не искал.
    
    --- ну, как говорил Гагарин... ---
    
         Только  что вернулся с Чаткала (водная пятерка в Киргизии,
    кто  не  в  курсе).  Ходил  с  "Командой  Горький"   (adv@team-
    gorky.nnov.ru),  на рафте, не магриповском недоноске, а честном
    75-килограммовом   ярко-желтом   SotarII.   Из   читающих   эту
    конференцию  были еще Андрей Графов (graf@estate.sci-nnov.ru) и
    Слава Пивоваров (riapco@aha.ru).
    
         Впечатления  самые  великолепные.  На  Чаткал надо ехать в
    начале сентября.  Мы были 19-29 сентября, тоже неплохо,  но  по
    ночам в горах холодно, да иногда и днем ветер противный.
    
         Было  нас 8 человек: Андрей Капитанов и Володя Молочков из
    "Команды  Горький",   Слава   из   Москвы,   Оля,   Сергей   из
    Екатеринбурга,   Тамара   из  Нижневартовска  и  мы  с  Андреем
    Графовым, примкнувшие к "экспедиции" в последний момент.
    
    
            Самолет
    
         Заброска  через  Ташкент  самолетом. Из Домодедова есть по
    крайней мере 2 рейса, 0:50 (узбекский)  и  1:40  (Домодедовские
    авиалинии?)  Мы  летели Узбекскими авиалиниями (Узбекистон хаво
    йуллари). Самолет - Ил-86.  Сервис  приличный;  билеты  дорогие
    ($150  по  весьма  завышенному  курсу), но подешевле, чем через
    Аэрофлот или всякие агентства. С билетами проблем не было, мы с
    Андреем брали в Домодедово в день вылета. Берите билеты прямо в
    Домодедово  в  их  (узбекско-казахском)   киоске,   билеты   на
    Аэрофлотовских  бланках почему-то делают вас "интуристами", вас
    в Домодедово (ненавижу!) будут  гонять  по  всему  аэропорту  и
    разденут за перевес багажа.
    
           Кстати, бесплатно у узбеков - 25 кг/чел, а не 20, как мы
    боялись, но перевес оплачивается порядка 10 тыс./кг.  Рафт  без
    дна  весит  ровно 50 кг, хотели пихнуть его вдвоем, но грузчик,
    как водится, начал канючить о негабаритном грузе свыше 30 кг, о
    том,  что  он  не  намерен  наживать  геморрой  и  проч. Козел.
    Пришлось сунуть ему полтинник, на геморроидальные свечи.
    
         Благодаря  тому,  что  у  нас  были  узбекские билеты, а у
    остальных - аэрофлот, мы прошли со всеми "интуристами" на поле,
    где они стали ждать автобуса В Ташкентском аэропорту проблем не
    было, вообще, все организовано гораздо лучше,  чем  в  хапужном
    Домодедове.  Виз  не  требуется, таможня не лезет. На выходе из
    аэропорта осаждают таксисты.
    
    
            Деньги
    
           В  Узбекистане  - сумы, которые, впрочем, часто называют
    рублями, помните, "бир сум, бир сом, бир манат"?. Мятые  купюры
    с  орнаментом  на  плохой  бумаге.  Есть  три  курса  к рублю и
    доллару: официальный, рыночный (то есть что дают  на  рынке)  и
    коммерческий (в ходу среди коммерсантов, для взаиморасчетов).
    
         За  тысячу  российских  рублей на улицах и рынке давали 10
    сум (официально - чуть меньше, 9,4 или что-то такое). На  рынке
    можно  запросто  платить  рублями.  За доллар давали 64-68 сум,
    курс вырос даже за ту неделю, что мы там  были.  Официально  за
    доллар  дают (грабеж) 44 сума или что-то в этом роде, курс сума
    явно завышен. Коммерческий курс  сума,  как  говорят,  наименее
    патриотичен,  поскольку из-за жесткой политики превратить сум в
    деньги очень трудно.
    
         Мелкие  суммы  менять  на  рынке можно смело, крупные - не
    пробовал. Можно просто расплатиться рублями,  если  без  сдачи,
    они сами затем поменяют у своих. Максим Шнырин писал, что много
    жулья, но в самолете на  обратном  пути  один  мужик  (русский,
    бизнесмен   из  Питера,  у  него  в  Узбекистане,  чувствуется,
    серьезные интересы) утверждал, что это безопасно  -  если  что,
    кидалу свои же прибьют.
    
           С  разными  курсами  связан такой нюанс. Обратные билеты
    брали в Ташкенте. Тетка в кассе,  русская,  спросила,  в  какой
    валюте  будем  платить  (можно  сумами  и  рублями,  и, видимо,
    долларами тоже). "Российскими рублями." Называет сумму, дороже,
    чем   в   Москве:   $150   билет   +   $6  какой-то  загадочный
    аэропортовский сбор "за обслуживание", по курсу 5800 (у  нас  в
    это  время  доллар  стоил  примерно 5400), в общем, 904 тысячи.
    Видя наши кисло-недоуменные лица, радостно вопрошает: "Что,  не
    хватает?"  Я  на всякий случай поддерживаю тему. Понизив голос,
    предлагает: "Давайте, я  Вам  выпишу  за  сумы!"  -  "А  в  чем
    разница?"  -  "Дешевле! По 750 тысяч Вас устроит?" Естественно,
    мы соглашаемся. Краем глаза замечаю  в  каком-то  ее  формуляре
    "6800  сум",  то есть примерно 10% (70 тыс.) в пользу тетки. Ну
    что ж, правила игры диктуем не мы.
    
           Очевидно,  что  доллары  переводятся в сумы по выгодному
    узбекам, официальному курсу (1:44). Соответственно, билет имеет
    смысл  покупать за сумы, а доллары (или рубли) менять на рынке.
    Раньше, правда, говорят, россиянам билеты за "готовые" сумы  не
    продавали,  а  заставляли  тут  же  менять  деньги  на  сумы по
    официальному курсу.
    
    
            Заброска из Ташкента
    
         Из  Ташкента  ехали на "рафике" (заказывали через какую-то
    фирму, дорого слишком, на мой взгляд) через  Чимкент  (Шымкент)
    на    (Жамбыл),  далее  на  Кировку  (сейчас как-то тоже
    переобозвали), на перевал Кара-Бура в долину Чаткала.  !!!  Для
    "рафика" перевал труден !!!, местами приходилось машину толкать
    и даже разгружать. Несколько лучше дорога через Наманган.
    
         В  Ташкенте  заехали  на  базар и долго закупали и таскали
    продукты, просто горы. Само собой, дыни, виноград, яблоки, даже
    капусту, помидоры, огурцы и яйца (!), так как не нашли порошка.
    Уж чего-чего, а голода в походе мы не испытывали...  На  всякие
    фрукты-мрукты  цены  низкие,  если  поторговаться - так вообще.
    Арбузы, дыни - 10-20 сум _штука_! На остальное  (консервы  там,
    пиво,  водка)  -  сопоставимы  с  нашими.  Ехали долго, два дня
    через  три  государства.   По   Узбекистану   едешь,   как   по
    нескончаемому  кишлаку.  Вдоль  дороги,  не прерываясь, тянутся
    дома, сады, чайханы всякие, арыки.
    
    
            Казахстан
    
         Граница  с  Казахстаном  от  Ташкента  недалеко.  Внешне -
    обычный   ГАИшный   (ГАИ   по-узбекски   -   ДАН)    блок-пост.
    Гаишники/таможенники  проверяют  фуры,  длинные  хвосты  по обе
    стороны границы.  Народишко  суетится,  сумы  на  тенге  меняют
    (вроде  бы  1:1),  женщины на казахской стороне призывно крутят
    воронками для бензина. Бензин, как я понял, у узбеков 15-17 сум
    за  литр, у казахов официально примерно так же, но в тенге, а с
    рук можно взять по 11-12.
    
         Мы  миновали сей славный рубеж меж братскими государствами
    без задержки.   Притормозив  у  блок-поста,  Арип,  наш  шофер,
    пояснил  таможеннику,  как ни удивительно, явно русскоязычному:
    "Брат, это алпынысты!" Окинув взглядом  гору  наших  драйбэгов,
    "таможня дала добро".
    
         Контраст  между  Узбекистаном  и  Казахстаном разительный.
    Куда исчезает нескончаемый кишлак? После  первого  же  поворота
    начинается  совершенно безжизненная, голая и пыльная, холмистая
    степь. Насколько хватает взгляд, ни одного  дерева,  ни  одного
    зеленого  пятнышка.  Кое-где видны мелкие группы домишек, таких
    же убогих и  пыльных,  кажущихся  полуразрушенными.  Необычайно
    тоскливая  картина  для  обитателя среднерусской лесной полосы,
    просто марсианский пейзаж. Понимаешь,  почему  без  коня  здесь
    жить невозможно - пешком с тоски умрешь.
    
         Проехали   Чимкент  -  огромное  скопище  тонущих  в  пыли
    одноэтажных домов, среди которых высятся с каким-то неописуемым
    мрачным    техносарказмом    несколько   чадящих   заводов.   В
    университете у меня был приятель из  Чимкента,  казах.  Бог  ты
    мой,  если  б я знал, где он жил, я бы относился к нему гораздо
    ... внимательнее и заботливее, что ли.
    
         Где-то    в   конце   Чимкента   остановились   пообедать,
    осчастливив владельца придорожной чайханы. "Самса?"  -  "Самса,
    самса!"  (пирожки  такие  с  нежным  курдючным  салом,  пекутся
    прилепленными изнутри к стенкам конусовидной печи). "Сорпа?"  -
    "Сорпа,  сорпа!"  (суп  с  бараниной).   "Шашлык?"  -  "Шашлык,
    шашлык!". Я, впрочем, из-за жары больше налегал на чай.
    
         Посидели   под   навесом,   хоть   солнце  не  так  жарит.
    Сфотографировали производственный процесс, благо все  семейство
    шашалычника,  как  и  сам хозяин, благодаря неслабым поперечным
    габаритам выглядит весьма колоритно.
    
         Мимо  по дороге без конца идут дети с портфелями и в белых
    рубашках, из школы, догадался Штирлиц. Боже, сколько их!
    
         Поехали  дальше. Периодически засыпаешь. Открываешь глаз -
    все та же голая холмистая степь, пыльные горы на горизонте.
    
         Ближе  к  Джамбулу начинают изредка появляться в оврагах и
    вдоль дороги деревца. Пейзаж  уже  не  столь  убийственен,  или
    просто  привыкаем?  Попадаются поселки. В одном останавливаемся
    у придорожного базарчика, покупаем минеральную воду,  кока-колу
    и   зачем-то   яблоки.  Всей  толпой  кидаемся  фотографировать
    какого-то ишака, запряженного в тележку.   Местные  смотрят  на
    нас с каким-то диковатым интересом, но приветливо.
    
          Не доезжая до Джамбула, шофер стал искать короткую дорогу
    к  перевалу.  Останавливается,   долго   что-то   вопрошает   у
    аборигенов   по-узбекски,   они  отвечают  по-казахски,  потом,
    методом асимптотических приближений, чуть продвигаемся в нужном
    направлении.   У   границы   с   Киргизией  попался  поселок  с
    европейским населением, видимо, немецкий или русский. Такие  же
    тонущие  в пыли дома, сады, канавы, только дети светловолосые и
    голубоглазые. Под чинарой сидит "дядя Коля" в тюбетейке,  начал
    объяснять  на  тюркском,  затем  стали  проскальзывать  русские
    предложения. Наконец не только шофер,  но  и  мы  стали  что-то
    понимать.  Следующий  местный  объяснил по-русски все коротко и
    толково,  и  через  пару  километров,  сразу   после   поворота
    проселка,   на   обочине   обнаружился   сарай  с  покосившимся
    шлагбаумом. В сарае сидел бабай, широко  раскрывший  глаза  при
    нашем  появлении.   Остановившись  и  что-то уточнив у него, мы
    бодро пересекли еще одну братскую границу, между Казахстаном  и
    Киргизией.
    
    
    --- продолжение, надеюсь, последует ---
    Michael Poliakov
    
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 27/04/2003. 10k. Статистика.
  • Водный:Киргизия; Казахстан
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка