lib.ru: другие произведения.

Щебериха, Кунянка, Явонь

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 06/04/2003. 23k. Статистика.
  • Описание. Водный:Валдай , Каяк
  • Дата похода 01/01/2000
  • Маршрут: р.Щебериха - р.Кунянка - р.Явонь
  •  Ваша оценка:
    
            Щебериха, Кунянка, Явонь
    
            В.Юрин. По рекам Алаунских гор. 
               Маленькая модель большого похода.
    
    Казалось  бы,  что  может  быть  проще:  течет речка по горному
    плато,  доходит  до  его  края  и   начинает   сыпаться   вниз.
    Тысячелетиями  она  вгрызается  в  край плато, образуя глубокий
    каньон. Так устроены, например, все реки Памира. Реки Алаунских
    гор тоже устроены именно так.
    
    Не  торопитесь  искать эти горы на карте: сейчас они называются
    Валдайской возвышенностью. Если говорить точнее, речь пойдет  о
    Валдайской   гряде,   которая  на  старинных  картах  именуется
    Ревеницкими горами. Теперь вы можете взять  большой  и  толстый
    географический   атлас  и  найти  деревню  Рвеницы  на  границе
    Новгородской и Тверской губерний.  Горы?.. Да, горы - почти как
    настоящие. И реки здесь вполне похожи на горные.
    
    Валдайская   гряда  образует  северо-западный  край  Валдайской
    возвышенности, и реки, стекающие с нее на равнину, относятся  к
    бассейну   Полы.  С  точки  зрения  каякера,  из  них  наиболее
    интересны Полометь на севере,  Сережа  на  юге  и  три  реки  -
    Щебериха,  Кунянка, Явонь - в центральной части гряды. Конечно,
    это небольшие реки, проходимые, в основном, во время половодья;
    однако  не  исключено,  что  некоторые  их  участки  могут быть
    пригодны для сплава или стационарных тренировок в течение всего
    лета.  Проходить  их  можно  как по отдельности, так и в рамках
    одного похода.
    
    Первая  из  этих рек - Щебериха (на местном наречии Щеберёха) -
    начинается   из   одноименного    озера,    расположенного    к
    северо-западу  от  оз.Селигер.  Попасть  в  этот район можно из
    г.Осташков рейсовым автобусом (автобус на Сосницы  отправляется
    в  8.40,  после прибытия московского поезда), либо автомашиной.
    Первые километры она петляет по  плато,  принимая  в  себя  ряд
    примерно  равновеликих притоков и быстро набирая воду. Начинать
    сплав целесообразно от дер.Рвеницы (по-местному -  с  ударением
    на  "и").  Для  этого  нужно  сойти  в  дер.Свапуще  на  второй
    остановке (у магазина), откуда начинается дорога на Рвеницы. До
    Свапуще  около  60  км по хорошему шоссе, 1 час езды. Дорога на
    Рвеницы  грунтовая,  но  вполне  удовлетворительного  качества,
    проходимая для легковых автомашин. До Рвениц около 10 км. Можно
    надеяться на попутную автомашину, но не исключено, что придется
    пройти  весь  этот путь пешком, особенно в выходной день. Найти
    машину  в  дер.Свапуще  сложно;  если  средства  позволяют,  то
    целесообразнее взять такси в Осташкове.
    
    Перед  самой  деревней дорогу пересекает небольшой левый приток
    Щеберихи.   От  моста  следует  пройти  вдоль   этого   притока
    насколько  можно дальше вниз, поскольку концентрация завалов на
    нем быстро уменьшается, и только тогда начинать  сплав.  Приток
    течет  в  овраге с густым кустарником, по левому берегу - поля,
    на правом вскоре начинается лес с густым подлеском.  Через  1,5
    км приток впадает в Щебериху.
    
    В паводок Щебериха здесь - уже достаточно крупная река, шириной
    до 20-25 м. Вначале она течет спокойно, хотя и довольно быстро.
    Первые  шиверы  появляются  примерно через 40 минут сплава; они
    постепенно  сгущаются  и  усложняются,  а  после  моста  дороги
    Молвотицы-Мамоновщина  (на  правом  берегу  карьер)  начинается
    основной каскад. Точнее, мостов здесь  два:  старый  и  высокий
    новый.  Никаких  проблем  для сплава они не создают, однако под
    новым мостом - слив 0,3 м через всю реку,  явно  антропогенного
    происхождения,  который  может представлять некоторую сложность
    при меньшей воде. За  мостами  река  входит  в  глубокую  узкую
    долину,   напоминающую   ключевое   место  в  хорошо  известной
    Щегринской шивере. Расход воды и характер препятствий  примерно
    такой  же,  как  на  Щегринке,  однако  если  там такой участок
    ограничивается 300-400 метрами, то здесь он тянется практически
    без  перерывов около 7 км. На этом участке река падает на 50 м.
    
    
    Характерная  особенность Щеберихи - обилие поворотов на 135-180
    градусов  как  на  относительно  простых  участках,  так  и  на
    шиверах.  Учитывая,  что  за  каждым  поворотом может оказаться
    завал,  это  делает  сплав  весьма  напряженным  и  предъявляет
    высокие  требования к технической подготовке участников. Однако
    большинство  завалов  и  бобровых  плотин  при   высокой   воде
    преодолеваются  с  ходу:  можно либо перепрыгнуть через бревно,
    либо пролезть под ним, либо пройти напролом через тонкие ветки,
    либо  пробраться  на  руках  возле  берега. Безусловного обноса
    требуют только два капитальных сплошных завала ниже шиверы.
    
    После  шиверы  река  делает  глобальный  поворот  на  запад, но
    отследить его среди множества локальных излучин весьма  сложно.
    В  дер.Горки  реку  пересекает  дорога,  и  начинается еще один
    короткий каскад шивер, из которых наиболее сложна первая. После
    этого  каскада  река  успокаивается окончательно. У с.Молвотицы
    реку пересекают две дороги: первая  местная,  вторая  -  трасса
    Демянск-Марево.  У  этого  второго моста и заканчивается сплав.
    Отсюда можно уехать в Демянск (32 км) и далее -  домой  или  на
    другую  реку.  Поскольку  подъезды  к началу сплава на Щеберихе
    находятся в стороне от  остальных  рек  этого  района,  то  при
    связке  нескольких  рек целесообразно начинать маршрут именно с
    нее.
    
    Для сплава по Щеберихе желательно планировать три дня. В первый
    день - подъезды и подходы к началу сплава, сборка судов и сплав
    до первой хорошей стоянки на Щеберихе - на правом берегу, через
    10-15 минут сплава. Лес на  Щеберихе  и  Кунянке,  в  основном,
    невысокого  качества:  ольховое  чернолесье,  густой подлесок и
    очень мало сухостоя. Здесь же можно найти уютный еловый лесок в
    излучине  реки.  Во  второй  день  пройти основную часть реки и
    заночевать ниже дер.Горки, в третий  -  закончить  сплав.  Если
    сплавляться  исключительно  на  неразборных  каяках,  а  для их
    транспортировки использовать такси, то можно уложиться в 2 дня.
    
    
    Оптимальный момент для сплава - пик половодья, который проходит
    в  этом  районе,  как  правило,  15-20  апреля,  однако  сплав,
    вероятно,  целесообразен  в  пределах  недели до и недели после
    этого пика. В случае поздней весны или очень  высокого  паводка
    река проходима до начала мая включительно.
    
    Общее время сплава очень сильно зависит от уровня воды, наличия
    и характера  завалов,  численности,  технической  подготовки  и
    тактики  движения  группы. Для небольшой, хорошо подготовленной
    группы ходовое время составляет около 6 часов.
    
    Попасть  на  вторую  реку  -  Кунянку  - можно двумя способами.
    Первый вариант - из Демянска рейсовым автобусом или автомашиной
    до  с.Вотолино (24 км). Большая часть дороги (до дер.Щеглово) -
    асфальт, дальше - проселок удовлетворительного качества. Вторая
    дорога  отходит  от  трассы  Валдай-Демянск между дер.Истошно и
    Филиппова Гора и через дер.Ползуны, Остерешно приводит в то  же
    с.Вотолино.  Этой  дорогой  целесообразно воспользоваться, если
    ехать на специально нанятой машине от Валдая.   Местные  жители
    называют  ее  "военной";  по их словам, часть этой дороги имеет
    сильно  разбитое  покрытие  из  бетонных  плит,   остальное   -
    проселок,  так  что  проходимость  ее  для  легковых  автомашин
    внушает определенные  сомнения.  Тем  не  менее,  в  расписании
    Демянской автостанции значится один маршрут, проходящий по этой
    дороге. При таком  варианте  подъездов  целесообразно  начинать
    сплав,  не  доезжая  до дер.Усадьба, где река подходит близко к
    дороге.
    
    От моста в с.Вотолино начинается заболоченный пруд длиной около
    300  м;  в  конце  его  непроходимая  плотина  -  частокол   из
    железобетонных  свай.   Ниже плотины река имеет ширину 5-10 м и
    значительный уклон, заметный на глаз. Много завалов, но они  не
    сплошные  и,  как  правило,  преодолеваются  с  ходу. В деревне
    возможны тросы и заборы из колючей проволоки. Через 2-3 км река
    временно  успокаивается,  но  ненадолго.  Вскоре  на  ней снова
    появляются шиверы,  и  река  входит  в  свой  основной  каньон,
    который тянется до устья правого притока р.Гариченки. Здесь она
    падает на 80 м на  участке  длиной  не  более  7-8  км,  причем
    основное  падение  приходится на два значительно более коротких
    отрезка. Таким образом, уклон на этом участке составляет  10-11
    м/км  -  вполне  приличная  величина  даже для средней саянской
    речки!  Вероятно,  это  самая   крутопадающая   сплавная   река
    Восточно-европейской равнины.
    
            Необходимое дополнение: Июнь месяц
    
    >   >> Через 300 м слева впадает протока из оз.Истошно, и расход удваивается.
    >
    >   Речка достигает ширины 8-10 метров, средняя глубина - 20 см. Расход
    >   воды - 1-2 куба в секунду. :((
    >
    >   Низ бревен находится
    >   в 80-90 сантиметрах над водой. Вообще уровень воды на 60-70 сантиметров
    >   ниже самых высоких отметок на камнях.
    >
    >   В целом речка выглядит как восьмиметровая дорога мощеная
    >   разногабаритными камнями, между которыми 20-30 сантиметровыми струйками
    >   течет вода. Практически везде по камням можно перейти с берега
    >   на берег не замочив ног. По здравому размышлению в таком состоянии
    >   реки нет ничего неожиданного: речка на мой взгляд паводковая и
    >   только паводковая, так как течет по открытой местности (где леса то?
    >   пятиметровая полоса олешника по берегам не в счет) среди холмов. Откуда
    >   ей летом взять воды?
    
            Кунянка
    
    В  целом  сплав по Кунянке достаточно сложен и опасен. Как и на
    Щеберихе, здесь много крутых поворотов, но расход воды  меньше,
    русло уже, а скорость течения значительно выше. Много завалов и
    бобровых плотин; некоторые  из  них  требуют  обноса.  Особенно
    опасны  остатки  колючей  проволоки, вросшей в деревья по обоим
    берегам (во время второй мировой войны  здесь  три  года  стоял
    фронт)  и  немногочисленные, к счастью, участки, где и без того
    узкое русло дробится на  2-3  протоки.  Сплав  требует  хорошей
    технической   подготовки   и   опыта  преодоления  препятствий,
    осложненных завалами. Работа веслом  здесь  представляет  нечто
    среднее   между   греблей  и  фехтованием:  закрыться,  отбить,
    перебросить через себя.  В качестве предварительной  тренировки
    для  сплава по Кунянке можно рекомендовать р.Незнайку - одну из
    самых  крутопадающих  речек  Подмосковья,   также   изобилующую
    завалами.
    
    Наиболее   сложен   первый   участок  шивер.  После  него  река
    успокаивается, и на протяжении 2-3 км препятствия  отсутствуют,
    хотя  течение  остается быстрым. Есть хорошие стоянки, но среди
    деревьев по-прежнему преобладает ольха.  Второй  участок  шивер
    менее  засорен  завалами. Он неплохо смотрелся бы даже в Саянах
    на реке 3 к.с.; окажись же эта речка где-нибудь в Карелии -  не
    один "Таймень" нашел бы в ней свою смерть.
    
    Незадолго  до  устья  р.Гариченки по берегам появляются хорошие
    стоянки в ельниках и сосняках.  Перед  устьем  реку  пересекает
    дорога,  ниже  моста  возможен сплошной завал, в 2 местах через
    реку натянута стальная проволока. Гариченка - довольно  крупный
    приток, уступающий по размерам самой Кунянке примерно в полтора
    раза; вероятно, в пик половодья по нему также  возможен  сплав.
    Расход  воды резко увеличивается, и шивера за устьем Гариченки,
    вероятно, самая мощная на всей реке. Вскоре  после  нее  шиверы
    кончаются.  После  дер.Кузнецово,  Хозюпино  следует  еще  один
    короткий каскад шивер (первая из которых наиболее  сложная),  и
    река успокаивается окончательно.
    
    В  районе  дер.Подгорье русло становится глубже и уже, кусты по
    берегам почти смыкаются,  оставляя  посередине  узкий  коридор.
    Часто  приходится  продираться  напролом  через концы веток. По
    обоим берегам расположены  подряд  несколько  деревень,  берега
    изобилуют  отходами  человеческой  жизнедеятельности.  Далее по
    левому  берегу  вниз  идет  дорога  с  достаточно   интенсивным
    движением,   которой   можно   воспользоваться  для  отъезда  с
    маршрута.
    
    Наконец,  Кунянка  впадает  в  Явонь,  которая в этом месте еще
    грязнее и не представляет уже  никакого  спортивного  интереса.
    Поэтому   целесообразно  закончить  маршрут,  пройдя  по  Явони
    300-400 м до моста упомянутой дороги, и уехать  либо  вверх  по
    Явони,  либо  домой. В целом сплав по Кунянке занимает у хорошо
    подготовленной группы около 5 ходовых  часов  и  требует  около
    десятка  обносов.  Независимо  от  типа  каяков  (разборные или
    цельные), на прохождение маршрута целесообразно отвести 3  дня,
    включая  подъезд  и отъезд. Основная часть препятствий при этом
    проходится во второй день.
    
    В  отличие  от  Щеберихи,  Кунянка  течет  в  твердых  берегах,
    поросших травой или кустарником до самого уреза воды;  типичных
    для   Щеберихи   глинистых   и  песчаных  наносов,  оставленных
    половодьем, здесь нет, а  вода  до  впадения  Гариченки  весьма
    чистая  и  прозрачная  даже  весной,  хотя  и имеет характерный
    коричневый цвет  из-за  торфяников.  Вероятно,  расход  воды  в
    Кунянке  сильно зарегулирован озерами и болотами в верховьях ее
    самой и ее притоков, а также  плотиной  в  с.Вотолино.  Поэтому
    паводок  на  ней  должен  быть  достаточно  растянутым, и можно
    предположить, что даже при нормальных сроках паводка она вполне
    проходима в начале мая.
    
    Третья  река  -  Явонь - самая крупная в этом районе. Вдоль нее
    проходит автодорога Валдай-Демянск, по которой и можно  попасть
    в  ее  верховья  с  одной  или с другой стороны. Однако следует
    отметить,  что  дорога  эта,  вопреки   ожиданиям,   не   очень
    оживленная.  Сплав  начинается,  как  правило,  от  моста между
    дер.Филиппова Гора и Истошно. В 200 м ниже этого моста в  Явонь
    впадает протока из оз.Истошно, увеличивающая расход воды вдвое.
    После их слияния ширина реки увеличивается до 15-20  м,  завалы
    исчезают,  за исключением искусственной запруды у дер.Филиппова
    Гора.  Если  в  этом  месте  планируется  стоянка,   то   можно
    рекомендовать  сплавиться  до стрелки и встать в еловом лесу на
    левом берегу протоки, либо свернуть на автодорогу в направлении
    с.Вотолино  и высадиться у моста через протоку.  Вода в протоке
    более чистая.
    
    В пик паводка можно начинать сплав и выше, от оз.Хвошно. В этом
    случае  маршрут  захватывает  еще  один  участок  шивер   между
    дер.Гористицы  и указанным мостом. Однако при невысоком паводке
    или на его исходе ширина реки у моста не превосходит 8-10 м,  и
    возможность  начинать  сплав  значительно  выше него становится
    сомнительной.
    
    Шиверы  на  Явони начинаются перед дер.Филиппова Гора. В начале
    деревни запруда, которая может потребовать  обноса.  Постепенно
    шиверы   усложняются;   наиболее  сложная  крутопадающая  горка
    расположена  в   конце   деревни.   Вскоре   после   нее   река
    успокаивается,  но  ненадолго.  Перед  устьем  правого  притока
    р.Чересицы   начинается   новый   каскад   шивер.    Р.Чересица
    достаточно  крупная  и  заметно  увеличивает расход воды. За ее
    устьем расположена одна из самых мощных шивер на всем маршруте.
    
    
    До  дер.Березник следует еще один спокойный участок, и от моста
    в конце этой деревни начинается последний каскад шивер, который
    продолжается  практически без перерывов до дер.Каменка. На этом
    участке в паводок Явонь - уже весьма крупная река,  с  расходом
    порядка   25-30   м3/с.   Шиверы   по   своему   уровню  вполне
    соответствуют 2 к.с.  и  могли  бы  украсить  любую  карельскую
    речку.  Некоторые  валы  и небольшие бочки достигают полуметра,
    причем многие из них достаточно жесткие и  способны  удерживать
    каяк.   Завалы  отсутствуют,  и  каякер чувствует себя на Явони
    просторно  и  вольготно,  особенно  после   тесных   лабиринтов
    Кунянки.  Дорога  проходит  в стороне от реки, по обоим берегам
    имеются хорошие стоянки.
    
    После  моста между дер.Пески и Каменка начинаются разбои, уклон
    уменьшается, и к устью Кунянки река успокаивается окончательно.
    Общее  падение на 10-километровом участке от дер.Филиппова Гора
    до дер.Каменка составляет 80 м - тоже  неплохой  результат  для
    рек  средней  полосы!  Далее  до  пос.Демянск река спокойная, и
    сплав не представляет  спортивного  интереса.  Остается  только
    разрушенная  плотина  в  дер.Малиновка,  проходимая  в паводок;
    высота слива около 1 м.  В  зависимости  от  интересов  группы,
    погоды  и  многих других факторов может быть целесообразно либо
    продолжить сплав до Демянска, где можно  финишировать  прямо  у
    моста  в  центре  поселка,  либо пожертвовать прохождением этой
    плотины и окончить сплав в районе дер.Пески. Эта деревня, как и
    дер.Каменка  на  правом берегу, расположена в стороне от реки и
    плохо видна с воды. Поэтому можно спокойно разобрать  суда,  не
    страдая  от  чрезмерного  внимания  местных  жителей,  а  затем
    подняться на высокую террасу правого берега и выйти на  дорогу.
    От дер.Пески до Демянска по дороге 9 км.
    
    Поскольку расход воды в Явони достаточно велик и в значительной
    степени  зарегулирован   озерами   Велье,   Глыбоцко,   Хвошно,
    Истошенское  и Горшевец, паводок на ней весьма продолжителен, и
    сплав  возможен,  как   минимум,   до   первой   половины   мая
    включительно.  На прохождение содержательной части маршрута (от
    моста  между  дер.Филиппова  Гора  и  Истошно   до   дер.Пески)
    требуется  около  3 часов ходового времени. На маршрут по одной
    только Явони целесообразно отвести  2  дня,  включая  подъезды,
    отъезды  и  сборку  судов. При использовании неразборных каяков
    можно уложиться и в 1 день, однако при  этом  могут  возникнуть
    проблемы  с  отправкой лодок багажом с маленьких станций поздно
    вечером.
    
    Пос.Демянск  связан  автобусным сообщением со станциями Валдай,
    Любница и Лычково. В частности, для подъездов к  началу  сплава
    удобно    воспользоваться    автобусом   из   Валдая,   который
    отправляется в  10.00.  На  него  как  раз  попадают  пассажиры
    местного  поезда,  отходящего из Бологого в 7.38. Для отъезда с
    маршрута наиболее удобен автобус на Лычково в 21.30, с которого
    можно  попасть  на  поезд  Псков-Москва в 23.54. Такие варианты
    местных подъездов позволяют рационально спланировать  поход  и,
    несмотря  на  значительные  расстояния,  не  приводят  к потере
    дополнительного дня.
    
    Если  группа  располагает  достаточным  количеством времени, то
    целесообразно связать две или все  три  реки  в  один  маршрут,
    переезжая  с  одной  реки  на другую на попутных или специально
    нанятых автомашинах без разборки лодок. Маршрут  по  всем  трем
    рекам  занимает 6 дней и 7 ночей, включая дорогу из Москвы (или
    С.-Петербурга) и обратно. Однако это относится только  к  чисто
    каячным  группам.  При  использовании любых других судов, кроме
    каяков  и  каноэ-одиночек,  время  прохождения  маршрута  резко
    увеличивается.
    
    Валентин Юрин  Каякеры не тонут!
    
            Впечатления весны 1999
    
         Сегодня  вернулись  с Щеберихи  и  Явони.  Вода чрезвычайно  высокая: в
    верховьях Щеберихи, например, примерно на 1,2 м выше, чем в пик паводка 1996
    г, и продолжает подниматься,  хотя снег там почти весь  сошел.  На ближайшие
    выходные там точно мало не покажется, на 1-3 мая - вероятнее всего, тоже.
         Самое  важное  изменение  за  последние  3  года:  в  позапрошлом  году
    построили 4  км дороги от  Кирилково до Рвениц. Таким образом, теперь  можно
    проехать из Москвы напрямую через Осташков - Свапуще - Рвеницы - Кирилково -
    Молвотицы  до Демянска.  От  Свапуще  до Молвотиц вполне приличный  грейдер,
    проходимый  даже  сейчас.  Правда,  на  нем все  потроха  вытрясешь,  но  не
    завязнешь. Оптимальный вариант ИМХО - это поставить базовый лагерь выше дер.
    Горки и кататься по шивере от моста Кирилково-Мамоновщина до моста в Горках.
    Но на местные и попутные машины рассчитывать не стоит.
         Мы начинали, как и в 1996 г., с  притока перед Рвеницами. В прошлый раз
    пройти удалось с изрядным трудом только заключительную его часть, ныне же он
    буквально от моста представлял собой речку, соизмеримую с Волгушей или Малой
    Истрой в средний  паводок. Обнесли на нем только одно дерево, да и то больше
    из-за перестраховки в начале сплава.
         В притоке  вода  мутная, обычная  для  паводка; Щебериха  же  оказалась
    огненно-рыжего цвета, как шевелюра Марьи Модновой (кто не знает - начальница
    швейного  цеха  в Октопусе). Даже пена была не  белого, а бурого  цвета, что
    свидетельствует о крайней степени турбулентности потока  - такое  я не видел
    со времен Бартанга. Стоянка в еловом лесочке, о  которой я упоминал в лоции,
    была тогда на террасе примерно на  высоте моего роста над  водой; ныне же от
    нее до воды было не более полуметра. Капитальный завал ниже  шиверы, который
    возвышался над водой метра на полтора, был теперь залит почти доверху.
         На  шивере  колбасит  не  по-детски; завалов  нет,  но много заломов  и
    одиночных  деревьев  -  почти на каждом повороте  у внешнего  берега.  Кроме
    нижнего капитального завала,  обносить не  пришлось более  ничего. Встретили
    некую  группу из Москвы, которая  из 4 или 5 тайменей оставила там 3. Теперь
    собираются  ехать 9-го  снимать  их  с  деревьев. ИМХО для этого надо  будет
    прихватить с собой лестницы 8-|.
         Вспоминая прошлые многочисленные жалобы на то,  как трудно нынче  стало
    достать  тайменя, не  могу  удержаться от  вопроса:  почему  так много людей
    считают, что таймень есть лодка для плавания по  паводковой воде (или другим
    вариантам бурной воды)? В самом деле, почему? Потому что он существует и его
    удобно  перевозить? Но тогда логичнее было бы  сплавляться на  автомобильных
    камерах, добытых на месте за бутылку...
         На  Явони  паводок не  столь ярко выражен,  но  все равно вода  намного
    больше, чем в 1996.  Пик паводка был неделю назад, когда  по улицам Демянска
    народ  плавал на лодках. Вода спадает  медленно  и наверняка  останется и на
    следующие выходные, и на майские праздники.  Большая  часть  шивер залита  и
    стала  сильно  примитивнее - просто  беспорядочные  валы,  в  среднем  около
    полуметра. Есть отдельные валы до метра и бочки.
         Запруда  перед  Филипповой горой  оказалась  полностью  затоплена, зато
    проблемы могут возникать  из-за низких мостиков в Филипповой Горе, Березнике
    -  Залесье,  Песках-Каменке  и Больших-Малых  Луках.  Ниже  Филипповой  Горы
    (кажется,  через несколько поворотов после устья Чересицы)  образовался один
    свежий серьезный завал  на левом  повороте, где  с подмытого  правого берега
    упала  здоровенная береза. Обнос по низкому  левому берегу,  но  место чалки
    скрыто за поворотом  и  с наплыва  совершенно  не видно.  Для  тайменей  там
    однозначно  будут серьезные проблемы. Плотина в Малиновке _по  такой воде_ -
    чистый слив около 30 см, ничего особенного.
         На  Явони  хорошо  заметна  высотная  смена  климата;  Алаунские  горы,
    как-никак. Демянск находится в котловине на  высоте  около 50 м над  уровнем
    моря, мост за Филипповой горой - 180 м над уровнем моря. Большая  часть этой
    высоты  теряется  на 12-км  участке до моста  Пески-Каменка  (80  м),  после
    которого  река  выходит  из гор.  Разница  между  фенологическими  явлениями
    составляет полторы-две недели. В Демянске уже  вовсю  распускаются  листочки
    (больше, чем в  Москве!), а за Филипповой Горой еще  лежат  в лесу  обильные
    пятна снега.
         Наиболее  удручающая компонента похода  - переезды местным транспортом.
    Это,  увы, не  Москва  - это  Россия. Народ  живет  крайне  бедно, хозяйство
    натуральное,  денег почти  ни у  кого  нет,  единственный  более  или  менее
    стабильный их источник -  стариковские пенсии. Тем не менее, местным жителям
    совершенно  чужда мысль о том, что деньги  можно и нужно  зарабатывать, а не
    ждать,  пока  их  выдадут из пустой  кассы.  Никто никуда ехать за деньги не
    желает, и  только  отдельные, наиболее  продвинутые  индивидуумы,  робея  от
    собственной наглости, осторожно  намекают:  "ну,  если  за полтинник,  тогда
    подумаю..." (УАЗ-грузовичок от  Молвотиц до Филипповой Горы, 52 км) - будучи
    вполне  уверенными,  что  за  такие  сумасшедшие  бабки  ни  один клиент  не
    согласится.  Извозчиков  нет как класса ни  на автовокзале в Демянске, ни на
    вокзале в  Валдае. Вообще  Валдай - дыра дырой, ехать туда  в  расчете найти
    извозчика  не имеет смысла. Уж лучше голосовать на трассе, где  дальнобойных
    грузовиков  и  газелей с  московскими и тверскими  номерами до фига и более.
    Правда,  в  Валдае  или Лычково можно впихнуть лодки длиной до 3.10 (Циклон,
    Хрюшка)  в местный поезд  Дно-Бологое с  сидячими вагонами.  Он  проходит  в
    Лычково ИМХО около 19 часов, в Валдае - около 20.30.
    
         -- Валентин Юрин (Valentine.Iourine@g23.relcom.ru)
    
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 06/04/2003. 23k. Статистика.
  • Водный:Валдай
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка