Южная Шуя.
Активный туризм:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Южная Шуя.
Протяженность - 220 км. Число ходовых дней - 12. Сезонность
- июль - август. Категория сложности - II. По отчету - 188,4 км
на 9 ходовых дней. Месяц сентябрь, категория сложности - III.
Маршрут проходит по южной части Карельской АССР. Шуя, третья
по величине река Карелии, вытекает из озера Суоярви, на высоте
139 м над уровнем моря, и впадает в Петрозаводскую губу Онежского
озера. Течет в низменной долине, когда-то бывшей местом древнего
соединения Ладожского и Онежского озер. Благодаря наличию в
верховьях крупного озера Суоярви река полноводна. Берега в
основном низкие, покрытые еловыми и частично смешанными лесами. В
верхнем и среднем течении Шуя почти не населена, за исключением
озер, через которые протекает. На всем протяжении река порожиста.
В прошлом Шуя была важной сплавной магистралью, но с 1963 года
сплав по ней не производится, после него остались только вырубки
да многочисленные топляки.
Начало маршрута - станция Хаутавара железнодорожной линии
Петрозаводск-Суоярви (в 3- 4 км от реки), либо следующий за ней
разъезд "105 км". От станции Хаутавара до реки идти по
направлению движения поезда, от разъезда "105 км" - 1 км назад.
Параллельно железной дороге идет шоссе Петрозаводск-Суоярви, и
подвезти снаряжение к мосту через Шую можно попутным
автотранспортом. Здесь удобное место для сборки байдарок. У моста
Шуя- широкая, спокойная речка. Ширина русла 80 м, течение слабо
заметно. Сразу же в русле встретятся отдельные камни и перекаты.
Берега приподняты на 2 - 3 м и покрыты лесом, но в 70 - 100 м от
берега начинается болото. Через 3,5 км порог Цапфовский. Это
несложный перекат длиной 70 м, расположенный на левом повороте
реки. Через 2 км - 50-метровый перекат. Желателен просмотр, так
как линия движения с воды плохо видна. Через 3 км на правом
повороте порог Сизовский. Это один из наиболее сложных порогов
маршрута. Начинается мощным крутым сливом (высотой 1 м), далее
100-метровая шивера с прижимом к правому берегу. В высокую воду
валы до 1,2 м. Осмотр по левому берегу. Далее порог Островной.
Река разделяется на три протоки. Левая непроходима, центральная
проходится лишь в большую воду. Основная протока - справа. Для
осмотра можно пристать к острову между центральной и правой
протоками. В низкую воду можно идти без просмотра, в высокую -
обратить внимание на отбойный вал слева у острова. Длина порога -
50 м. У деревни Игнойло плотина ГЭС (в прошлом здесь был падун
Дюгу), обнос по левому берегу (100 м). До нее 15 км. Течение,
почти незаметное раньше, исчезает совсем. Ниже на пути (через 2
км) порог Кеняйкоски длиной около 1 км. Первая ступень
представляет собой широкий мелководный перекат (500 м). В русле
много камней, сливы до 0,5 м. Далее по всей ширине реки
2-метровый слив. Преодоление возможно только в большую воду и
весьма опасно. Не все языки слива просматриваются, крайне
затруднено ориентирование с воды. Обнос 25 м возможен по любому
берегу. Через 100 м быстротока - третья ступень порога: шивера 60
м с большим количеством камней. Осмотр слева. После километрового
плеса короткий порог Малый Валойне с высокой стоячей волной.
Проход либо у правого берега, либо в центре по отлогому водоскату
с валами до 0,7 м, уходя под правый берег. Осмотр слева. Затем
плес и после короткого порога Сарикоски живописный порог Кумиу
длиной около 300 м. Начинается он быстротоком на правом повороте,
затем Шуя сжимается выходами коренных пород до 10-12 м, скорость
течения значительно увеличивается. Главная струя чистая, камней
нет, валы до 0,7 м. Вторая часть порога - S-образная шивера с
сильным прижимом к правому берегу и широким, мелким выходом. Река
делает два поворота; в конце последнего скала делит русло на два
рукава. Осмотр по правому берегу. За плесом порог протяженностью
200 м. Через 11 км - деревня Улялега, состоящая всего из
нескольких домов. Перед впадением Шуи в Шотозеро (под мостом у
деревни) последний несложный порог длиной 50 м.
Через 0,5 км начинается поселок Соддер, который тянется по
обоим берегам до Шотозера (бывший поселок сплавщиков). В поселке
препятствие - наплавной мост. Под правым берегом есть проход для
лодок не более 1,5 м шириной. В 300 м за мостом справа впадает
протока. На ее правом берегу в 100 м от реки есть магазин, почта,
столовая. В 2 км ниже моста Шуя впадает в Шотозеро. Дальше путь
лежит через него (длина 15,6 км и ширина 4 км, по отчету - 17*8
км). Идти, придерживаясь северного берега. Каменистые мысы
чередуются с песчаными пляжами. Немного выше вдоль берега тянется
сосновый лес (грибы, ягоды). У мысов и островов успешная рыбалка.
Выход Шуи находится на юго-восточном берегу озера. ориентиром
может служить самый высокий холм. На выходе из Шотозера справа -
деревня Салменица, слева - спортлагерь ЛГУ. После Шотозера Шуя
спокойно течет в живописных лесистых берегах (7 км). При впадении
в Вагатозеро, сразу за мостом, порог 100 м (без осмотра). Здесь
же деревня Нижняя Салма.
Вагатозеро - овальной формы, размером 6,5*5 км (7*5 км по
отчету), средняя глубина 2 м. Берега невысокие, окаймлены редкой
лентой тростника. По западному берегу ряд песчаных пляжей. Вдоль
тростника, особенно в устье левого притока - Сяпси, хорошо берет
на блесну щука. Выход Шуи - на юго-восточном берегу озера.
Входить в Шую желательно из Вагатозера утром, так как в
русле сразу же попадаются отдельные камни, через 5 км переходящие
в 8-километровую мелкую шиверу. При низкой воде на отдельных
участках возможна проводка судов вброд. Шивера тянется до деревни
Киндасово. При прохождении держаться левой стороны. Далее берега
постепенно повышаются, становятся живописными. Затем следует плес
5- 6 км и короткий порог Хабановский с крутой стоячей волной.
Ориентир порога - пять радиомачт на правом берегу. Порог
начинается мелким перекатом на левом повороте, затем 500 м шиверы
с быстрым течением. В низкую воду хорошо читается с наплыва. В
районе впадения левого притока - Кутижмы (100 м от Хабановского)
справа близко к реке подходит автодорога Пряжа-Петрозаводск с
автобусным сообщением. Через 1 км начинается Кутижмский порог
длиной более 1 км с двумя поворотами и множеством камней в русле
(без осмотра). За ним после небольшого перерыва (2 км) несколько
перекатов, порожков и порог Питкакоски длиной свыше 1,5 км. Это
один из самых красивых порогов на маршруте. Река несется в
высоких крутых берегах, много камней, крутые повороты. В высокую
воду - прижимы, валы. Можно идти без просмотра.
Через 2 км, в 500 м перед деревней Матросы реку
перегораживает падун - порог Большой Толли, возможен обнос по
левому берегу. Длина порога 70 м. Река делится на три протоки,
проходимы все, правая проще. В правой протоке - перепад 1 м, слив
с сильным отбойным валом. В двух других протоках сливы
значительно более пологие, но заход в них осложнен плитой,
перегораживающей левые две трети русла. Осмотр обязателен. Ниже,
через 1 км, против деревни, порог Малый Толли длиной около 100 м
с большой стоячей волной. На входе гладкий слив с валом.
Проходить его ближе к левому берегу без осмотра. В конце деревни
Матросы перекат. Через 1,5 - 3 км несложный порог протяженностью
около 200 м. Ярко выраженных сливов нет. Далее река значительно
сужается (до 20 - 25 м), течение 2 км/ч. На этом участке река
течет в красивых, высоких берегах. Особенно хорош левый, поросший
сосновым лесом. С него открывается обширный вид на долину Шуи. На
вырубках масса брусники и малины. Около деревни Половина река
сильно разливается, становится мелкой, в русле много камней.
После 3 - 4-километрового плеса, у села Виданы, мелководный
Виданский порог, растянувшийся на 3 км. Он начинается сливом с
плиты, перегораживающей всю реку. Дальше идет шивера с сильно
захламленным руслом. Затем плес и пороги Верхне-Бесовецкий и
Нижне-Бесовецкий, разделенные плесом в 1,5 км. До порога
Верхне-Бесовецкий 14 км. Порог начинается под железнодорожным
мостом и тянется до автомоста. Длина порога - 500 м (без
осмотра). По обеим берегам - поселок Бесовец. За автомостом -
Нижне-Бесовецкий порог. Оба этих порога мелкие, с обилием камней
в русле и без ясно выраженной главной струи. Далее Шуя делится на
два рукава, идти нужно левым.
У села Плаксино свернуть налево, в протоку, чтобы
ознакомиться с тремя живописными озерами Южной Карелии -
Укшозером, Кончозером и Пертозером. Все они вытянуты с
юго-востока на северо-запад по движению отступавшего здесь
ледника. Первое на пути - Укшозеро, размером 14,5*4 км, состоит
из двух водоемов - собственно Укшозера и Сургубы - с чистой,
прозрачной водой и высокими гранитными берегами, покрытыми
смешанным лесом. Особенно хорош полуостров, отделяющий Сургубу.
Идти надо вдоль правого , по ходу, берега и у села Косалма
свернуть в узкую, мелкую протоку, вытекающую из Кончозера.
Ориентир - мост на шоссе через протоку. Здесь проводка судов
среди камней против течения.
В Косалме турбаза, в которой можно получить необходимую
консультацию. В поселке у дороги могила русского языковеда Ф. Ф.
Фортунатова. Следующее на маршруте и самое красивое Кончозеро
вытянулось узкой лентой на 22,5 км при наибольшей ширине около 3
км. На озере 108 скалистых островов, расположенных по его оси.
Вода прозрачная, зеленоватая.
Последнее из озер - Пертозеро расположено на 8 м выше уровня
Кончозера. Обнос плотины до 150 м. На перешейке между озерами
село Кончозеро. В 1707 году (при Петре I) тут был построен
железоделательный завод. Руду добывали из озер и болот, а
изготовленный чугун доставляли водой в Петрозаводск на Петровский
завод. Стены каменного корпуса, построенного в 1793 году,
сохранились до настоящего времени. Сейчас на бывшей территории
завода Петровская МТС.
Пертозеро - размером 15,9*1,9 км, одно из старейших
водохранилищ России - было сооружено для нужд Кончозерского
завода. На озере 10 небольших островов. Берега высокие, в
основном скалистые, покрытые сосновым и смешанным лесом. Только
южный берег низменный, болотистый. Наибольшая глубина 37 м. Вода
редкой чистоты (видимость от 6 до 9 м).
Дойдя до северо-западного конца озера, рекомендуется
оставить суда у деревни Викшицы и провести экскурсию в заповедник
Кивач (5 км). После экскурсии возвращаться из Викшицы в Укшозеро
и той же протокой - в Шую (у Плаксино). Дальше повернуть влево,
вниз по Шуе. У деревни Шуйское последний каменистый перекат. Чем
ближе к устью, тем ниже берега, лес вырублен. Перед впадением в
Логмозеро Шуя разделяется на два рукава, идти нужно правым. Войдя
в Логмозеро, повернуть направо, вдоль бонов деревообделочного
комбината, и узкой, короткой протокой выйти в Петрозаводскую губу
Онежского озера.
При тихой погоде можно пройти вдоль правого, по ходу, берега
до пляжа и здесь закончить маршрут. Против пляжа остановка
автобуса, идущего к вокзалу.
Можно уйти из деревни Шуйское - 15 км до станции Шуя.
Петрозаводск - столица, крупный промышленный и культурный
центр Карельской АССР. Возник в 1703 году в связи со строитель-
ством железоделательного оружейного завода. В городе историко-
краеведческий музей, картинная галерея, памятник Петру I. В
поселке Соломенное ботанический сад. Можно совершить поездку на
"метеоре" в заповедник Кижи.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Данные из отчета N 4248:
ЗДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДБДДДДДДДДЏ
ђ День ђ Маршрут ђ Ход.вр. ђ Расст. ђ
ЦДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДЕДДДДДДДДЄ
ђ 1 ђ ж/д мост-пор.Цапфовский ђ 0-45 ђ 3,5 ђ
ђ 2 ђ пор.Цапфовский-пор.Сизовский ђ 1-05 ђ 7 ђ
ђ ђ пор.Сизовский ђ 1-25 ђ 0,1 ђ
ђ ђ пор.Сизовский-ГЭС ђ 2-50 ђ 17 ђ
ђ ђ ГЭС-пор.Кеняйкоски ђ 0-20 ђ 2 ђ
ђ 3 ђ пор.Кеняйкоски ђ 1-50 ђ 1,9 ђ
ђ ђ пор.Кеняйкоски-пор.Кумиу ђ 1-20 ђ 4 ђ
ђ ђ пор.Кумиу ђ 1-10 ђ 0,5 ђ
ђ ђ пор.Кумиу-стоянка ђ 1-00 ђ 6 ђ
ђ 4 ђ стоянка-пос.Соддер ђ 1-30 ђ 10 ђ
ђ ђ пос.Соддер-оз.Шотозеро ђ 0-20 ђ 2 ђ
ђ ђ оз.Шотозеро ђ 3-40 ђ 17 ђ
ђ ђ оз.Шотозеро-стоянка ђ 0-30 ђ 3 ђ
ђ 5 ђ стоянка-оз.Вагатозеро ђ 0-40 ђ 4 ђ
ђ ђ оз.Вагатозеро ђ 2-10 ђ 8 ђ
ђ ђ оз.Вагатозеро-стоянка ђ 1-10 ђ 8 ђ
ђ 6 ђ стоянка-дер.Киндасово ђ 0-45 ђ 6 ђ
ђ ђ дер.Киндасово-пор.Хабановский ђ 2-40 ђ 16 ђ
ђ ђ пор.Хабановский ђ 1-00 ђ 0,7 ђ
ђ 7 ђ пор.Хабановский-пор.Большой Толли ђ 1-10 ђ 7,5 ђ
ђ ђ пор.Большой Толли-пор.Виданский ђ 1-50 ђ 14 ђ
ђ 8 ђ пор.Виданский-дер.Бесовец ђ 3-00 ђ 19 ђ
ђ ђ дер.Бесовец-дер.Плаксино ђ 3-30 ђ 20 ђ
ђ 9 ђ дер.Плаксино-дер.Шуйское ђ 2-10 ђ 11 ђ
ЮДДДДДДАДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДАДДДДДДДДДАДДДДДДДДЫ
ЛОЦИЯ (по отчету N 5248):
20 Мосты у пос. Хаутовара. Слева над железнодорожным мостом -
пограничная вышка, могут проверить документы.
21 Через 600 м - сваи старого моста.
22 Через 5 км - 1-й Хаут-перекат.
23 Через 2 км - 2-й Хаут-перекат (50 м).
24 Порог Сизовский. Расположен на правом повороте реки. В большую
воду можно идти с наплыва.
25 Через 3 км - порог Островной (Безымянный). Без разведки.
26 Через 6 км - мост и плотина ГЭС у дер. Игнойло. Обнос 100 м по
левому берегу. Здесь кончается погранзона.
27 Через 3 км после ГЭС на левом берегу щиты ОСВОДа (1989 г.) -
порог Кеняйкоски. Еще через 100-150 м входная шивера (150-200
м), и далее порог. Обязателен просмотр (обнос) 2-й ступени. В
большую воду возможен проход под берегом (проход по центру
опасен). Через 100 м - выходная шивера.
28 Через 800 м порог Малый Валойне с валами до 1,5 м.
29 Через 500 м - порог Сарикоски. В большую воду - высокие валы,
в малую - 2 слива (интеграл).
30 Через 5 км - порог Кумиу. В большую воду - мощнейшая бочка на
входе и сильный прижим к правому берегу. В бочку лучше не
лезть ("Таймень" кинуло через корму).
31 Через 2 часа хода - порожек под мостом.
32 Наплавной мост в пос. Соддер (проход справа).
33 Через 1,5 км Шотозеро. В штиль идти по азимуту 120-140 гр. в
створ островов. Вход в Шую - слева от дачного поселка,
расположенного у подножья самого высокого холма с восточной
стороны озера.
35 В конце протоки между озерами - бетонный мост и шивера.
36 За Вагатозером - 8 км шивер.
37 Дер. Киндасово - 2 моста.
39 Через 1 км после антенны на правом берегу и сразу после
впадения левого притока - Кутижмы - порог Кутижмский (150-200
м). Шивера с валами.
40 Через 1 км - шивера.
41 Порог Питкакоски. Шивера, аналогичная препятствию 39, только в
3-4 раза длиннее.
42 Через 1 км порог Большой Толли. Представляет собой 3 протоки.
Самая простая - левая; заход в среднюю сложнее, на выходе
пульсирующий косой вал. Правая - самая мощная. (2 вала,
слив-бочка).
Литература:
1) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
2) Отчет N 4248, ЦБМГТК.
3) Отчет N 5248, ЦБМГТК.
Связаться с программистом сайта.