lib.ru: другие произведения.

Снежная

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 06/04/2003. 56k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Саян восточный , 4 к/с , К2
  • Дата похода 01/01/2000
  • Маршрут: р.Снежная
  • Оценка: 6.00*5  Ваша оценка:
    
    
            Снежная
    
            Отчет предоставил Олег Никифоров
                       oleg@railway.ufanet.ru ђ mailto:oleg@railway.ufanet.ru
    
    Б А Ш К И Р С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С О В Е Т
    П О   Т У Р И З М У   И   Э К С К У Р С И Я М
    
    
                    О Т Ч Е Т
    
    о водном туристском путешествии четвертой категории
    сложности по реке Снежной (Прибайкалье),совершенном
    с 5 августа по 31 августа 1989 года.
    
                                    Маршрутная книжка N 77-89
                                    Руководитель группы:
                                    Волков Николай Сергеевич
                                    Адрес руководителя:
                                    Уфа, ул.Иртышская
    
    
    
    Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет
    и считает, что путешествие может быть зачтено всем
    участникам и руководителю.
    Маршрут имеет ____________________категорию сложности.
    Отчет использовать в_________________________________.
    
    
                    Уфа - 1989
    
            С О Д Е Р Ж А Н И Е
                    -------------------
    
    1.    Справочные сведения о путешествии
    1.1.  Список группы
    2.    Сведения о путешествии
    2.1.  Общегеографическая характеристика района
          путешествия
    2.2.  Характеристика реки Снежная
    3.    Организация путешествия
    3.1.  Подготовка и планирование путешествия
    3.2.  Обеспечение безопасности маршрута
    4.    Техническое описание маршрута
    4.1.  График движения
    4.2.  Техническое описание маршрута
    5.    Итоги путешествия, выводы, рекомендации
    6.    Приложения
    6.1.  Снаряжение
    6.1.1.Групповое снаряжение
    6.1.2.Личное снаряжение
    6.1.3.Ремнабор
    6.1.4.Медицинская аптечка
    6.1.5.Питание на маршруте
    6.2.  Общий вес продуктов и снаряжения
    6.3.  Смета расходов
    6.4.  Расписание
    6.5.  Использованная литература
    
    
    
    
            1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ
            ------------------------------------
    ВИД ТУРИЗМА:                            водный, сплав по р.Снежная
    
    КАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИ:                    четвертая
    
    РАЙОН ПУТЕШЕСТВИЯ:                      Прибайкалье
    
    МАРШРУТ ПУТЕШЕСТВИЯ:                    Уфа-Иркутск-Мурино-пер.Лан-
                                            гутайские ворота-пер.Нукен-
                                            Дабан-пер. Байри-
                                            -сплав по р.Снежная до
                                            ст.Выдрино-Новосибирск-Уфа
    
    ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:                       с 5 по 31 августа 1989 года
    
    СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ:                    сплав на катамаранах
    
    ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ:          26   дней
    
    ПРОТЯЖЕННОСТЬ МАРШРУТА:                 пеший подход - 63 км
                                            сплав - 80 км
    
    ПОДЪЕЗДЫ К МАРШРУТУ:                    1. Уфа - ст. Мурино - ж/д
                                            2. ст.Выдрино - Уфа - ж/д
    
    ШИФР МКК:                               106-00-5455412Б
    
    НОМЕР МАРШРУТНОЙ КНИЖКИ:                77 - 89
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
            2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ.
            -------------------------------------
            2.1. ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ.
    
            Прибайкалье - территория,охватывающая с запада и востока
    озеро Байкал. Прибайкалье - это страна нагорий и высоких гор,
    порожистых рек и труднодоступной тайги. Абсолютные высоты крупных
    горных сооружений - хребтов Хамар-Дабана, Баргузинского, Верхне-
    Ангарского, Байкальского колеблются от 2 до 3 тыс. м. Их голые ска-
    листые вершины - гольцы во многих местах поднимаются над границей
    лесов. Обширные межгорные впадины заняты реками и озерами. Горные
    цепи и нагорья во многих местах труднодоступны, и Прибайкалье в це-
    лом еще очень слабо освоено и мало заселено.
            Для рельефа Прибайкалья характерно чередование хребтов и
    межгорных котловин, вытянутых в северо-восточном или близком к нему
    направлении. В формировании основных черт современного рельефа ве-
    дущую роль сыграли мезозойские и кайнозойские структуры, осложнен-
    ные разломами.
            Территория нынешнего Прибайкалья ранее других подвергалась
    сильным тектоническим движениям. Она образовывалась как складчатое
    горное сооружение уже в древнепалеозойское, а местами даже и в про-
    терозойское время. Тектонические движения земной коры про-
    должаются и сейчас, проявляясь, в частности, в виде землетрясений.
    Правда, землетрясения, которые сопровождались бы заметными смещени-
    ями горных пород, образованием трещин, обвалами и опусканиями отдель-
    ных участков, здесь случаются сравнительно редко. В этом отношении
    выделяются лишь горы, окружающие озеро Байкал. Здесь за последние
    200 лет отмечено до 800 землетрясений, причем сила некоторых из них
    достигала 9 баллов.
            Есть здесь и минеральные ресурсы. На прибрежных участках
    Байкала  обнаружены признаки нефтегазоносности. Высококачественные
    кварциты найдены в долине реки Итанцы. Горная местность Боксон со-
    держит в себе богатейшие запасы высокосортного асбеста, бокситов,
    графита, редких и цветных металлов. Многие месторождения важных
    полезных ископаемых лежат близко друг к другу. Так,например, Цен-
    трально-Селенгинский узел (алюминиевое сырье,редкие металлы, ка-
    менные и бурые угли, чистые известняки, апатиты), Восточно-Саян-
    ский (уголь, асбест, графит, золото, алюминиевое сырье, химически
    чистые известняки) и др. Некоторые месторождения полезных ископае-
    мых, особенно каменного угля, алюминиевых руд и полиметаллов, могут
    разрабатываться дешевым открытым способом, и это повышает их эконо-
    мическую ценность.
            Прибайкалье лежит в поясе умеренного климата. Многие тысячи
    километров отделяют его от берегов Атлантического океана, а высокие
    горные массивы на южных и восточных границах страны препятствуют
    проникновению сюда теплых и влажных воздушных масс с морей, распо-
    ложенных южнее и восточнее Азиатского материка. Поэтому холодная
    зима здесь продолжается от 5 до 8 месяцев, случаются морозы до 40-
    50 градусов. Средняя температура января -20 градусов мороза. Одна-
    ко лето относительно теплое, а подчас даже жаркое. Континенталь-
    ность климата проявляется в резких колебаниях температур в течение
    суток и в сравнительно небольшом количестве осадков, выпадающих
    главным образом в июле и в августе.
            Большое влияние рельеф оказывает на распределение осадков.
    Склоны гор, обращенные в сторону влажных ветров, всегда получают
    значительно больше влаги, чем противоположные. Ярким примером этого
    может служить хребет Хамар-Дабан. Его северо-западные склоны, об-
    ращенные к Байкалу, получают в год до 800-1400 мм осадков, а на
    юго-восточных склонах местами выпадает за год менее 300 мм. До 75-
    80% годовой суммы осадков приходится на теплый период года. Зимой,
    когда влажность воздуха невелика и преобладает ясная погода, осад-
    ков в виде снега почти всюду немного. Несмотря на длительность зи-
    мы и почти полное отсутствие в это время  оттепелей, мощность снеж-
    ного покрова даже в конце зимы невелика и в большинстве районов ко-
    леблется от 30 до 70 см.
            Средние годовые температуры почти всюду ниже 0. Весна в При-
    байкалье поздняя и короткая, начало ее знаменуется установлением
    положительных температур (это бывает во 2-й половине апреля). Сред-
    няя температура июля в таежной зоне колеблется от 12 до 15 градусов
    тепла.Конец августа можно считать началом осени. Хотя днем еще ярко
    светит солнце, ночью уже случаются заморозки, а на гольцах случается
    выпадает снег. Переход от осени к зиме быстрее, чем от весны к лету.
            В Прибайкалье имеется  густая разветвленная речная сеть.
    Большинство рек - горные. Густота речной сети - 0,3-0,4 км/кв.км. Пи-
    тание главным образом - дождевое. Распределение стока по сезонам не-
    равномерно. На период летних дождей приходится 50-80% годового стока,
    нередки катастрофические паводки. Самые крупные реки Прибайкалья - Се-
    ленга, Витим, Баргузин, Верхняя Ангара. Они имеют и транспортное зна-
    чение. Горный рельеф обусловливает многоводность рек и высокую насы-
    щенность их водной энергией. По предварительным данным, потенциальные
    запасы энергии рек превышают 15 млн квт годовой мощности. Озера немно-
    гочисленны, связанные с областями распространения последнего оледене-
    ния и днищами прогибающихся межгорных котловин. Наиболее крупные озера-
    Байкал, Котокель, Торейские. Байкал лежит в глубоком тектоническом по-
    нижении и окружен покрытыми тайгой горными хребтами. Длина его 636 км,
    ширина до 80 км, а площадь составляет более 31 500 кв. км. Глубина его
    превышает 1000 м, а в средней части котловины, к северу от острова Оль-
    хон, доходит до 1620 м. Это самая большая известная глубина в озерах
    земного шара. Количество воды в озере (23 тыс.куб.км.) в 92 раза пре-
    вышает объем воды Азовского моря. Байкал поражает исключительным бо-
    гатством и своеобразием флоры и фауны. Более 1800 видов различных рас-
    тений и животных обитают в его водах. Причем более половины этих видов
    нигде, кроме Байкала, не встречаются (в их числе байкальский тюлень,
    омуль, голомянка и др.). Воды Байкала имеют сине-зеленый цвет и отли-
    чаются исключительной чистотой и прозрачностью. Можно отчетливо видеть
    лежащие на глубине 10-15 м камни и заросли зеленоватых водорослей,а
    опущенный в воду белый диск виден на глубине 40 метров.
            Прибайкалье расположено в зоне тайги. Тайга занимает все скло-
    ны и вершины хребтов примерно до высоты 1500 м, в поясе высоких гор
    - нижние и средние части склонов до высоты 1100-1400 м. Климат про-
    хладный влажный. Преобладают таежные леса из лиственницы, на хребте
    Хамар-Дабан встречаются кедры. На дерновых лесных неоподзоленных
    почвах растут лиственнично-березовые леса. На песчаных участках и
    крутых склонах - сосняки на подзолистых почвах. Днища межгорных по-
    нижений обычно заболочены, безлесны, заняты ерниками, иногда - луга-
    ми. В горной тайге обитает лось, кабарга, изюбр, медведь; особенно
    ценны промысловые  белки и соболь. Предгольцевое редколесье развито
    в верхних частях склонов высоких хребтов и на плоских вершинах таеж-
    ных среднегорий на высоте 1200-1700 м. Гольцы - безлесые вершины и
    склоны гор, поднимающиеся выше 2000 м. Каменные россыпи покрыты высо-
    когорной лишайниковой тундрой с участками зарослей кедрового стланни-
    ка, рододендрона. Фауна бедна видами - обитают пищухи,высокогорные по-
    левки, встречаются северные олени, горные козлы и бараны.
            Транспортная сеть развита в районе Прибайкалья сравнительно
    слабо. Горы создают большие трудности для проведения в нужных направле-
    ниях железных и шоссейных дорог. Основная часть населения сосредоточе-
    на вдоль Транссибирской магистрали. Здесь в некоторых местностях плот-
    ность даже сельского населения составляет 10-20 и более человек на кв.
    км. Чем дальше от железной дороги, тем меньше плотность населения. При-
    чем распределяется оно неравномерно, размещаясь, главным образом, по
    берегам рек, в отдельных центрах добычи ископаемых и т.п. Редкие це-
    почки деревушек вытягиваются вдоль речек, а в стороне от них иногда на
    протяжении сотни километров не встретится населенных пунктов, только из-
    редка в тайге попадаются охотничьи избушки. Средняя плотность населения
    Прибайкалья составляет 2 человека на 1 кв.км.
            Рост численности населения происходит за счет как естественного
    прироста, так и механического, то есть переселения из других районов
    страны. Основную часть населения составляют русские и буряты. Незначи-
    тельная часть приходится на эвенков, которые, как и буряты, издавна жи-
    вут на территории Прибайкалья. Здесь же живут представители и других
    национальностей СССР - украинцы, белорусы, татары, евреи и др. Огромный
    приток переселенцев из Центральной России определил преобладание выход-
    цев из нее над коренными народами. Пришлое население (русское, украин-
    ское, белорусское и т.д.) составляет 3/4 всего населения Прибайкалья.
            Наиболее освоены широкие долины рек - Баргузина, Итанцы, низо-
    вья Селенги и некоторые участки побережья Байкала. Долины рек удобны
    для развития сельского хозяйства. Прибайкалье специализируется в насто-
    ящее время на рыбной и лесной промышленности, лесохимии и пушном про-
    мысле.
    
            2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКИ СНЕЖНАЯ
    
            Река Снежная - приток Байкала, берущая свое начало в центре
    горно-таежной страны Хамар-Дабан. Снежная очень извилистая река. Она
    характеризуется порогами и шиверами высокой сложности, мощными валами
    и прижимами.Река по площади бассейна (3020 кв.км) и наибольшему расхо-
    ду воды (190 куб.м/сек) стоит после таких гигантов, как Селенга, Верх-
    няя Ангара, Баргузин. Красота горного района,рождающего Снежную ("Удул-
    ха" - рыбная река), могучий водопад привлекают пристальное внимание
    туристов.
            На своем нелегком пути Снежная преодолевает 170 км с падением
    более 10 м/км, причем основное падение приходится на участок среднего
    и нижнего течения, после того как река резко поворачивает на северо-
    восток, прорываясь к Байкалу. На этом участке находится четырнадцати-
    метровый водопад, который представляет собой серьезную опасность. Пос-
    ле него, один за другим, следуют два очень сложных порога "Снежин-
    ка" и "Жаба", отнесенные к шестой категории сложности. Средний расход
    воды в начальной точке сплава - около 15 куб.м/сек, в устье - около 80
    куб.м/сек.
    
             Подходы к Снежной для сплава по ней связаны с преодолением
    хребтов Хамар-Дабан и Малый Хамар-Дабан (в первом случае - 45 км, а
    во втором - 80 км) и связаны с труднопроходимой местностью.
    
            3.    ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ
                  -----------------------
            3.1.  ПОДГОТОВКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
    
            Маршрут был выбран с целью ознакомления с районом Прибайкалья
    и совершенства спортивного мастерства.
            Основанием для выбора явились следующие причины:
            1. Отзывы туристов о маршруте, как об интересном в спортивном
            отношении
            2. Наличие маршрута в классификаторе
            3. Наличие картографического материала по данному маршруту
            4. Хорошие подъезды к началу маршрута
            Все участники путешествия имели опыт участия в походах 2-й и
    3-й категории сложности. Шестеро из восьми участников имели опыт учас-
    тия в походах  4-й, а три участника - 5-й категории сложности.
            Снаряжение было опробовано во время весенних походов 1989 года
    на реках Зилим, Малый Инзер и Лемеза. Наличие большого пешего перехода
    обусловило пристальное внимание облегчению снаряжения. Одежда, рюкзаки,
    палатка были сшиты из максимально легкой и прочной ткани.
            Основной костяк группы состоял из участников, прошедших вмес-
    те не один поход (Кура, Она, Уда, Лемеза).
    
            3.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ МАРШРУТА
    
            Большое внимание при подготовке маршрута и его проведении  уде-
    лялось вопросам безопасности. Рассматривались различные методы и способы
    страховки и меры безопасности в походе. Такой подход вызван наличием слож-
    ных препятствий и средствами сплава, которыми группа пользовалась.
            Выбор средства сплава объясняется тем, что все члены группы имели
    опыт путешествий на катамаранах. Двухсекционность каждой гандолы катама-
    рана обеспечивала самостраховку судна при порыве одной из секций.
            Безопасность обеспечивалась тщательной подготовкой снаряжения
    (группового и личного), а также подготовкой участников.
            Подготовка группового и личного снаряжения:
            1. Груз крепко привязывался к гандолам катамарана.
            2. На катамаране имелся чальный конец.
            3. На борту катамарана имелся спасательный конец с карабином
            на конце ("морковка").
            4. Каждый участник группы имел каску и самодельный спасжилет
            емкостью 25 л
            Подготовка участников:
            1. Каждый участник знал свои действия в случае переворота и по-
            падания участника в воду.
            2. Участники путешествия умели страховать с берега и с воды.
            В походе использовались следующие принципы и методы страховки:
            1. Просмотр сложного участка или препятствия.
            2. Определение линии движения катамаранов.
            3. Определение ключевых мест,где возможны аварийные ситуации.
            4. Организация страховки в зависимости от степени сложности и
            опасности.
            Перед путешествием группа встала на учет в КСС г. Уфы. Была по-
    слана телеграмма о начале маршрута со ст. Мурино.
    
            4.2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.
    
            Пеший переход от ст.Мурино до р.Снежной
    
            Маршрут начали 9 августа. Накануне ночь провели в здании вок-
    зала. Утром дали телеграмму о выходе на маршрут. В магазине у вокзала
    купили хлеб. Здесь же можно купить макароны, консервы, масло, крупы.
    Перед выходом на маршрут сфотографировались у здании вокзала /Фото N1
    Перейдя жедезнодорожные пути, вышли на асфальтированную дорогу. Прой-
    дя по дороге 40 минут, достигли шоссе. Выйдя на шоссейное полотно, по-
    вернули в сторону моста. Через 50 м перешли шоссе и по грунтовой дороге
    углубились в лес, где сразу же встретились с группой туристов-водников
    из Москвы, которая также вышла на маршрут по р. Снежной.
            Идти было тяжело, так как с раннего утра шел дождь и дорогу
    раскиселило.Сначала дорога шла по ровной местности, справа шумела река,
    а слева было болото. Через 20 минут начался крутой подъем. После подъема
    дорога пересекла заболоченную лощину. Пройдя в общей сложности 2 часа
    / около 7 км / встали на обед у ручья,что протекал слева у дороги.Обед
    занял 2 часа 15 мин. Через км свернули с дороги на хорошо набитую тропу,
    которая уводила нас вправо. По этой тропе мы спустились к ручью. Тропа у
    ручья превратилась в сплошное мессиво. Перейдя ручей, мы двигались по
    распадку до следующего ручья, после которого тропа круто пошла вверх.
    Преодолев подъем, мы спустились на поляну, что находилась на правом бе-
    регу р. Лангатуй. Здесь, на этой пляне, если надвигаются сумерки или же
    вы имеете достаточно времени для проведения похода  и стоит хорошая по-
    года, советуем сделать стоянку, так как красивые места располагают к
    этому. Мы же после краткого отдыха и предварительного просмотра дальней-
    шего пути, двинулись вверх по Лангатую, так как разведка увидела, что
    чуть выше по реке переправляется группа туристов из г. Горького. Вмес-
    те с ними мы переправились на левый берег / Фото N 2 / и продолжили
    маршрут. От ст. Мурино до переправы  мы шли 3 часа 30 мин чистого вре-
    мени. Неплохое место для стоянки на левом берегу после переправы нам
    встретилось лишь через 30 минут. Поляна была небольшой, ее заняли горь-
    ковчане, а мы продолжили путь вдоль русла р. Лангатуй. Далее на протя-
    жении 55 мин места для стоянок отсутствуют. Нам пришлось встать на но-
    чевку рядом с группой туристов-пешников из Латвии. Место было неудач-
    ным, но выбора не оставалось. Группам, выходящим на маршрут, следует
    иметь в виду, что данный район активно посещают и туристы-водники, и
    туристы-пешники, а потому не следует откладывать выбор места для сто-
    янки до последней минуты светового дня. В течении первого дня мы про-
    шли около 12 км за 4 часа 55 мин.
            На второй день сразу же после выхода со стоянки тропа круто
    ушла вверх, началась так называемая серия бомов / Фото N 3 /. Подъемы
    и спуски достаточно сложны, особенно для туристов-водников, ибо мас-
    са рюкзаков как правило превышает 30 кг, а потому необходимо иметь
    под рукой веревку для страховки. Через 45 минут после стоянки мы
    вышли к р.Чернушка. Здесь р. Лангатуй под прямым углом поворачивает
    на запад. Продолжаем движение по тропе, идущей вдоль реки, преодоле-
    вая скальные выходы / Фото N 4 /. Тропа хорошая, сбиться практи-
    чески невозможно. За этот день прошли 8 км за 4 часа 50 мин.
            На третий день тропа по-прежнему петляет вдоль реки, то уходит
    вверх, то спускается к самой воде. Чувствуется, что впереди идет ка-
    кая-то группа, так как на одной из ближайших полян застали кострище,
    которое еще дымило. Навстречу нам попалась еще одна группа туристов-
    пешников из Латвии, которая сообщила , что серия бомов закончилась.
    Через 1 час чистого времени вышли к устью р. Нитяной / Фото N 5 /.
    В этом месте очень хорошая стоянка. Отдохнув, мы двинулись дальше
    вдоль р. Лангатуй. Через 1 час 10 мин ходового времени тропа уперлась
    в реку. Нам опять повезло. Здесь на левый берег переправлялась группа
    туристов-водников из г. Перми. Мы воспользовались наведенной переправой
    / Фото N 6 /.Переправа не заняла у нас много времени. Возле переправы
    на берегах есть места для стоянок, но мы решили идти без обеда до р.
    Бильчиир и сделать полудневку. После переправы тропа пошла резко в гору.
    Через 20 мин ходового времени мы вышли к каскаду водопадов на р. Ланга-
    туй / Фото N 7 /. Еще через 45 мин мы вышщли к запланированной р.Биль-
    чиир. Итого в этот день пройдено  8 км за 3 часа 15 мин.
            Четвертый день начался с переправы через р. Бильчиир / Фото
    N 8,9 /. Ночью был дождь, тропа вновь стала скользкой и грязной. Сра-
    зу же после переправы тропа увела нас в гору, начался затяжной подъем.
    В 40 мин ходового времени от р. Бильчиир находится хорошо оборудованная
    стоянка. Далее, вплоть до Верхних озер у пер. Лангатуйские Ворота мест
    для стоянок практически нет. Для обеда долго искали место, так как тропа
    шла по заболоченной местности. Тропа петляла по болотам, иногда исчезая
    в стланнике. Здесь необходимо внимание, чтобы не сбиться. К вечеру мы
    вышли к Лангатуйским озерам / Фото N 10 /. Последняя переправа через
    р. Лангатуй не составляла труда, мы ее просто перешагнули.  На ночев-
    ку расположились у второго озера под самым перевалом. В итоге пройдено
    8 км за 4 часа.
    Пятый день пути. В 10.25 начали подъем на перевал. Идет дождь,
    холодно, сильный ветер, перевал закрыт тучами. Тропа уходит резко в
    гору.Лес остался позади, на перевале - голые камни. На перевал подни-
    мались 55 мин /Фото N 11 /. После перевала вновь начались болота. Че-
    рез 1 час ходового времени, переправившись через р. Ара-Буректой и пе-
    ревалив через возвышенность встали на обед. После обеда дождь прекра-
    тился, выглянуло солнце. Наш путь пролегал к перевалу Нукен-Дабан.
            Подъем на перевал несложен, хорошо набитая тропа ведет вдоль
    ручья к озеру / Фото N 12  /,а от озера небольшой подъем  /Фото N 13/
    и перевал Нукен-Дабан взят  /Фото N14 /. От стоянки до перевала 1 час
    25 мин. После перевала тропа плавно спускается  / Фото N 15 / вдоль
    р. Нукен по правому берегу до р. Барун-Юнкацук. Особых ориентиров не
    указываем, так как тропа хорошо набита. Привязкой служит река слева.
    На стрелке - хорошая стоянка. Пройдено 15 км за 4 часа 35 мин.
            Последний, шестой, день пешего перехода начинается с перепра-
    вы через р. Нукен. Идет дождь. Переправившись, идем вниз по левому бе-
    регу р. Барун-Юнкацук. Тропа хорошая. Через 50 мин. подошли к перепра-
    ве через реку. В реке уровень воды невысокий, решаемся идти вброд / Фо-
    то N 16 /. От реки тропа уходит резко в гору. Далее по гребню тропа по-
    ворачивает вправо. Через 20 минут подходим к ручью, перебравшись через
    него, начали подъем на третий перевал. Подъем на перевал несложен и за-
    нял 25 мин / Фото N 17 / . Вокруг стоит мертвый после пожаров лес,
    очень много черники. После небольшого спуска, двигаясь по склону вверх,
    вышли через 45 мин на гребень /Фото N 18/ и начали спуск в долину р.
    Байри. Тропа полого спускается вниз, много вдоль тропы черники и грибов.
    Через 45 минут после спуска углубились в хороший лес, а еще через 2 ча-
    са 25 мин вышли к дому егеря на р. Снежной / Фото N 19 /, причем по-
    следние 3 км шли по исключительно заболоченной местности. Ниже по те-
    чению р. Снежной имеются хорошие стоянки, вокруг которых растет лес,
    пригодный для строительства судов. В последний день пройдено 13 км за
    5 часов 20 минут.
    
            Сплав по реке Снежной.
            ======================
            Условно водную часть маршрута можно разбить на 3 участка: Бай-
    ри - порог Мунгунгольский, порог Мунгунгольский - водопад, водопад -
    ст. Выдрино.
    
            Участок кордон Байри - порог Мунгунгольский.
            --------------------------------------------
            После пешего перехода лагерь разбили на левом берегу р. Снеж-
    ной у небольшой протоки. Для строительства каркасов катамаранов исполь-
    зовали березу, так как березовые каркасы на протяжении ряда походов
    хорошо себя зарекомендовали / Фото N 20 /. Да и лес, расположенный ря-
    дом, не представлял большого выбора. После сборки катамаранов органи-
    зовали небольшие тренировки на протоке, после которых было подогнано
    снаряжение под каждого участника / Фото N 21 /. Мы использовали колен-
    ную посадку. На одном из катамаранов были установлены жесткие дюрале-
    вые коленные упоры и жесткие металлические сидушки, на другом исполь-
    зовались пожарные рукава, а вместо сидушек - рюкзаки.
             Первые километры часто встречались разбои, острова. Уровень
    воды в реке был средним, а потому преодоление перекатов не представ-
    ляло больших трудностей. После р. Юнкацук Снежная собирается в одно
    русло. Здесь у устья р. Юнкацук на левом берегу находится хорошая
    стоянка. После впадения р. Юнкацук начались первые прижимы и валы,
    достигающие местами высоты 1,5 м. Последние не представляли большой
    опасности, так как ширина реки позволяла совершать маневры. Весь этот
    участок, вплоть до первого порога, мы проходили без разведки / Фото
    N 22/. Через 5 мин после впадения слева ручья находится первый порог
    /препятствие N 63/, до которого 3 часа чистого ходового времени от
    начальной точки сплава. Мы зачалились для разведки на левом берегу
    перед островом. Порог N 63 является простым порогом / Фото N 23 /.
    Возможен проход без разведки. В среднюю и большую воду лучше прохо-
    дить по центральной протоке, ближе к левому берегу. Ориентиры поро-
    га: после впадения слева ручья следует прижим к левому берегу, затем
    плес. Река делится на три протоки. Левая и центральные протоки ока-
    зались мелководны на момент прохождения препятствия. Один из остро-
    вов - большой, поросший лесом. Остров поменьше - каменистая отмель.
    При прохождении правой протокой необходимо опасаться низко склонен-
    ных к воде деревьев. Порог образован тремя плитами, лежащими попе-
    рек русла. Струи, сливаясь с плит, образуют бочки. Прошли между цен-
    тральной и правой плитой. Необходимо при прохождении опасаться нава-
    ла на камни правого берега.
            Далее на протяжении 5 км /35 минут чистого ходового времени
    от препятствия N 63/ серьезных препятствий нет. За 10 минут до поро-
    га N 75 открывается вид на черно-белые скалы по правому берегу. Ори-
    ентиром порога N 75 служит ручей, впадающий справа, а также большой
    серый валун, расположенный у правого берега реки. При прохождении
    разделили порог на две ступени. Первая ступень - мощные валы и две
    большие бочки, расположенные у левого берега. Вся основная струя ус-
    тремляется в эти бочки. Вдоль правого берега находятся небольшие бочки.
    Для просмотра  зачалились у правого берега, провели разведку, выстави-
    ли страховку /двух человек с морковкой /.Отойдя от берега, мы смести-
    лись в левую сторону, так как правая часть русла на входе забита кам-
    нями. Миновав по основной струе правые малые бочки, мы сместились впра-
    во во избежание попадания в бочки у левого берега / Фото N 24 /. Да-
    лее опять сместились в центр и вошли в улов за камнями правого берега
    для проведения разведки второй ступени и организации страховки вто-
    рого катамарана. Вторая ступень представляет собой сливы с косыми ва-
    лами, идущими от скал левого берега. В самом узком месте на выходе из
    порога расположены две мощные бочки, образованные камнями левого бере-
    га. Вся вода устремляется в них. Перед бочками находится зуб в пенной
    маленькой бочке, которого следует опасаться. Мы на скорости проткнули
    косые валы, оставив зуб и бочки слева, смещаясь к правому берегу. Пос-
    ле порога расположен длинный плес, дающий возможность организации
    страховки как с воды, так и с берега / Фото N 25 /.
            После препятствия N 75 начинаются наиболее интересные препят-
    ствия на реке, следующие почти непрерывно друг за другом. На этом учас-
    тке притоки активно питают р. Снежную: по правому берегу в нее впали р.
    Сайхохтый, р. Буректой, а справа - р. Кит-Кит. В устье р. Кит-Кит нахо-
    дится хорошая стоянка. Сразу же за р. Кит-Кит после левого поворота
    необходимо зачалиться к левому берегу, так как впереди порог N 87.
    Время, затраченное на прохождение участка от препятствия N 75 до поро-
    га N 87, составило 50 минут.
            Главным ориентиром порога N 87 является речка, впадающая спра-
    ва, крутой левый поворот. После поворота необходимо зачалиться к лево-
    му берегу для разведки и организации страховки. Особую опасность пред-
    ставляет собой выход из порога, где по левому берегу располагается вы-
    ступ, подмытый водой, а в центре лежит плита, от которой образуется
    мощный слив с крученным валом. При более высокой воде мы рекомендуем
    проходить вдоль правого берега /этот вариант годится и в случае слабой
    группы или судов/. Наша группа проходила вдоль левого берега между кар-
    низом и крученным валом. Страховка проводилась с левого берега. / Фото
    N 26 /. Далее после порога N 87 идет серия порогов / N 95, 97, 98, 99/,
    которые можно проходить без разведки. Среди них можно выделить порог
    "Клык" / преп. N 99 /, который получил свое название из-за обломка
    скалы, лежащего в русле реки. Характерные ориентиры порога - правый по-
    ворот реки, по левому берегу - каменистая осыпь, по которой сбегает
    ручей. Порог проходили справа от "клыка", но удобнее и чище проход
    слева, последнее же увидели только с воды во время прохождения.
            Одним из ярких ориентиров начала участка серьезных порогов, яв-
    ляется препятствие "Ворота", которое представляет собой два небольших
    скальных выступа, сужающих реку до 10-15 м / Фото N 27 /. Сразу же за
    ним длинный плес, на левом берегу хорошо оборудованная стоянка.
            Первым порогом на этом участке является "Извилистый". Чистого
    ходового времени от порога N 87 до порога "Извилистый" - 1 час 40 ми-
    нут. Порог начинается на правом повороте реки / Фото N 28 /. Справа
    скальный выступ, слева - огромные валуны и каменистая осыпь. Порог
    начинается сливом до 2-х метров, слив проходили по центру, после че-
    го зачалились в улов правого берега. После просмотра по правому бе-
    регу оставшейся части порога, которая представляет собой валуны, ле-
    жащие в беспорядкев русле реки. Мы проходили вдоль правого берега по
    ярко выраженной струе, уходя от прижимов правого берега / Фото N 29/.
            Сразу же после порога "Извилистый" тянется длинный плес, после
    которого начинается на левом повороте порог Мунгунгольский, один из серь-
    езных поворотов на р. Снежной. Для просмотра порога, организации стра-
    ховки и обноса вещей использовали правый берег. Порог образован каме-
    нистой косой правого берега и скальными выступами левого берега. После
    четвертого каскада скальные выступы располагаются по правому берегу.
    Начало порога представляет собой сброс с галечной косы и мощный прижим
    к скалам левого берега. Особую опасность представляет собой прижим к
    скалам левого берега, а также две бочки, расположенные в центре основ-
    ной струи. Чтобы их обойти мы спрятались за камень правого берега и,
    уходя от прижима, шли по правой стороне, постоянно пересекая потоки,
    которые на всем протяжении прижима прорывались через галечную косу
    с правой стороны. Второй каскад мы считаем наиболее опасным и техни-
    чески сложным для прохождения. Он представляет собой две гряды камней,
    лежащих поперек русла, изобилует косыми бочками, а также подводными
    камнями. Наибольшую опасность представляют два зуба первого и второго
    сливов,на которые наваливается вся мощь струи. Мы проходили вдоль пра-
    вого берега, преодолевая две косые бочки / Фото N 30 /. Второй каскад
    по протяженности не более 20 м. Остальные два каскада не представля-
    ют такой опасности, как два предыдущих. Третий каскад - беспорядочно
    разбросанные валуны, лежащие в русле. Выписав зигзаг из центра впра-
    во и опять в центр между валунами, мы спокойно преодолели третий
    каскад. Четвертый каскад начинается грядой камней вдоль правого бе-
    рега, доходящей почти до центра реки, и прижимом в скалу и камень
    левого берега. Для его прохождения во избежания навала на левый бе-
    рег, мы преодолели бочку, находящуюся в центре и образованной каме-
    нистой грядой. Затем сместились вправо, где у правого берега и зача-
    лились для организации страховки и фотосъемки этого каскада / Фото
    N 31/. При прохожднении порога мы осуществляли страховку первого ка-
    тамарана двумя морковками в конце каждого каскада, а второго катама-
    рана - страховка проводилась с воды. Вещи были обнесены для облегче-
    ния катамарана, что способствовало наиболее легкому маневрированию
    судами.
            Порог Мунгунгольский - водопад.
            -------------------------------
            После порога Мунгунгольский тянется живописный каньон. Ближай-
    шая стоянка после впадения р.Мунгун-Гол на правом повороте на левом
    берегу. До ближайшего порога, который требует разведки, от р. Мунгун-
    Гол около 2 км /или 15 мин чистого ходового времени/. Порог N 124, на-
    чинается на левом повороте. Особые приметы: справа гряда крупных кам-
    ней после правого скалистого берега. Слева - крупные плиты, лежащие на
    берегу и сжимающие русло реки. Для разведки и страховки необходимо
    встать  на правом берегу. Порог представляет собой несколько сливов,
    образованных плитами. Мы вошли в порог, после выхода сместились влево,
    обходя бочку, которая перекрывала русло реки в центре. После этого мы
    подошли ко второму сливу, сместившись к центру во избежания навала на
    камни левого берега. Сразу же после слива прошли на скорости бочку
    и вошли в каньон, в котором находится единственная бочка с правой сто-
    роны. Мы ее обошли слева, зачалились у правого берега для страховки
    второго катамарана / Фото N 32 / .
            После порога на крутом правом повороте хороший левый прижим.
    Сразу же за прижимом долина расширяется и до самого порога Кит-Кит
    препятствия, представляющие опасность отсутствуют.
            Характерными ориентирами  порога являются каменные ворота по
    берегам, после которых следует плес, на котором необходимо  зачалить-
    ся для просмотра последнего перед водопадом порога. Справа впадает р.
    Кит-Кит, на левом повороте виден остров. Зачалились после острова на
    правом берегу, осмотрели порог. После пройденных до этого препятствий
    он был несложен. Вся опасность этого порога заключалась в огромном
    валуне, лежащем в русле ближе к правому берегу / Фото N 33 /.
    Рядом с ним - две большие бочки. Весь поток устремляется на этот валун
    и в бочки. Мы проходили этот порог по левой стороне и зачалились за
    поворотом на отмели левого берега. После просмотра второго участка
    решили проходить его тандемом, подстраховывая друг друга в уловах.
    / Фото N 34 /.
            После порога Кит-Кит река входит в каньон / Фото N 35 /, в
    начале которого практически отсутствует течение. Но спокойствие это
    обманчиво и необходимо придерживаться правого берега, так как на ле-
    вом повороте в конце каньона находится водопад. Зачалиться перед во-
    допадом можно только на правом берегу.
    
            Водопад - ст. Выдрино.
            ----------------------
            После осмотра водопада / Фото N 36 /, а также двух последу-
    ющих порогов, которые носят название "Жаба" и "Снежинка" мы обнес-
    ли суда по хорошо проторенной тропе до места / Фото N 37 /, где воз-
    можен безопасный спуск судов на воду. В этом месте находится обору-
    дованная стоянка, так как все группы, сплавляющиеся по реке пользу-
    ются ею. Спуск к реке очень крутой / Фото N 38 /. Для спуска судов
    воспользовались веревками.
            Во всей литературе и по рассказам водников после водопада
    серьезных препятствий нет. Мы с этими выводами не согласны, так как
    на этом участке есть несколько сложных порогов, требующих обязательной
    разведки и надежной страховки.
            Первое серьезное препятствие - порог N 171 - через 10 минут
    после впадения слева р. Ара-Буректой и перед впадением справа речки.
    Необходимо зачалиться на правом берегу для страховки и разведки. По-
    рог образован большими глыбами, лежащими беспорядочно в русле. Мы про-
    ходили по основной струе с последующим смещением вправо между огром-
    ными камнями. В этом пороге мощные сливы и бочки. Страховку первого
    катамарана осуществляли с берега двумя морковками, второй катамаран
    подстрахавывали с воды / Фото N 39 / .
            Через 15 минут ходового времени после впадения справа речки
    необходимо зачалиться для просмотра каскада препятствий. Мы зачали-
    лись на левом берегу, просмотрели первый каскад. Осмотр затруднен из-
    за скалистого берега, но проход возможен. Перед нами порог N 174, об-
    разованный валунами и имеющий ряд сложных бочек. Схема движения слож-
    на, так как на малом участке приходится совершать множество маневров.
    Мы прохождение порога начали вдоль левого берега, пройдя между двумя
    валунами. Ширина прохода не превышала ширины катамарана / Фото N 40/.
    Для точного попадания в этот проход пришлось воспользоваться помощью
    с берега. После этого мы резко ушли вправо, обогнули камень, находя-
    щийся в центре,и, воспользовавшись его уловом, зачалились за скаль-
    ным выступом. Другой проход считаем опасным, ибо вся мощь централь-
    ной струи наваливается на три лежащих диагонально камня. Последний
    из них представляет собой зуб, наполовину торчащий над водой. Затем
    вся вода устремляется на плиту, лежащую у правого берега. Уйти от
    нее практически невозможно из-за большой скорости потока и маленько-
    го расстояния между плитой и ближайшим камнем, лежащим в центре рус-
    ла. Даже если и пройти этот проход, то сразу же на выходе из него
    путь преграждает еще одна плита, которая окончательно блокирует
    выход.
            Через 2 минуты после прохождения мы снова встали на разведку
    у левого берега. Ориентиром в данном случае служит каменная осыпь на
    правом берегу. Это препятствие - порог N 175 - образовано камнепадом,
    из-за этого оно является небольшим по длине. Прохождение порога нача-
    ли по центру, ближе к левому берегу. Затем, оставив огромный валун
    справа, проткнули вал и зашли в улов за скальный выступ у левого бере-
    га. Страховка осуществлялась двумя спасконцами.
            После крутого поворота и впадения слева подряд двух ручьев,
    впадающих в Снежную со скал, необходимо усилить внимание - впереди
    порог N 180. Следует зачалиться на левом берегу для просмотра. Порог
    образован беспорядочно разбросанными валунами, которые образуют сливы
    и бочки. Порог несложен. Мы проходили его сначала по центру, прыгнув
    в небольшую бочку между двумя камнями. После этого сместились вправо,
    уходя от камней,расположенных в центре русла, после чего зачалились
    за осыпью на правом берегу.
            Далее река успокаивается, каньоны следуют один за другим. Че-
    рез 5 минут ходового времени после порога следует опасаться мощного
    левого прижима и заранее держаться правого берега. После впадения реч-
    ки справа река входит в узкий каньон. Местами ширина каньона состав-
    ляет 10-12 м. Но препятствий в каньоне нет / Фото N 41,42 /.
            После впадения слева р. Чернушки через 20 минут ходового вре-
    мени справа на скале на левом повороте - табличка-памятник. Далее на
    реке беспорядочно лежат подводные камни-плиты, которые образуют огром-
    ные бочки / Фото N 43 /. Идти нужно осторожно. Мы для просмотра вста-
    ли на правом берегу. Решили обойтись страховкой тандемом. Сразу же за
    порогом необходимо зачалиться к правому берегу / 3 мин ходового вре-
    мени /, так как впереди последний порог р. Снежной - порог N 208.
    Характерными ориентирами порога N 208: ручей,впадающий справа,
    огромные валуны правого берега,большой лесистый остров, который делит
    реку на две протоки. Основная масса воды устремляется по правой про-
    токе. Для осмотра порога лучше зачалиться недоходя до острова / мет-
    ров за 60 /, на месте впадения ручья. После дождей и подъема уровня
    воды прохождение первого каскада порога нам показалось небезопасным,
    так как вся основная струя мощным сливом упиралась в камень с мощным
    отбойником, похожим на гребень. Этот камень делил струю на две части,
    левая часть падала 1,5-метровым сливом через обливные камни в стоячую
    пенную бочку. Правая, закрученная отбойным валом, устремлялась в ко-
    сую бочку и наваливалась всей своей массой на зуб. После осмотра вто-
    рой ступени порога, которая не представляла  сложности,если бы не ог-
    ромная бочка на выходе из порога. Мы решили обойти первую ступень по-
    рога левой протокой, так как имеющийся картографический материал отра-
    жал ее удобной и безопасной для прохождения. Переправившись на остров,
    осмотрели левую протоку. Начало этой протоки было действительно спо-
    койным, но в середине протоки на правом повороте ее запирал огромный
    камень-чемодан. Получился мощный прижим. Вода, отражаясь от камня, ус-
    тремлялась к правому берегу и падала в мощную бочку, которая заканчи-
    валась камнем. Отразившись от последнего, она ударялась в подковооб-
    разную стену левого берега. После слияния двух проток правая протока
    доминирует над левой, тем самым не оставляя надежды на удачное про-
    хождение мимо бочки второго каскада у левого берега на выходе из по-
    рога. Осмотрев левую протоку, мы решили обнести первый каскад правой
    протоки. Второй каскад проходили по правой стороне, оставив бочку на
    выходе с левой стороны / Фото N 44 /. Страховка осуществлялась с бе-
    рега морковками,ибо далее наблюдался длинный плес и удобные улова у
    правого берега.
            На следующий день уровень воды в реке резко упал. Группа ту-
    ристов из г. Полтавы, следовавшая за нами, решила пройти первый кас-
    кад пор. N 208. Наша группа вызвалась их подстаховать. Прохождение
    первого каскада полтавчанами отражено на фотографиях, сделанными на-
    ми / Фото N 45 /.
            После прохождения порога N 208  тянется длинный плес, который
    заканчивается на правом повороте. В конце плеса необходимо придержи-
    ваться правого берега, так как за поворотом русло делится на две час-
    ти каменистым островом. Левая протока непроходима, во всяком случае
    при нашем уровне воды в реке. Если идти по центру, то есть опасность
    быть натянутым на камни острова. Сразу же после острова на правом бе-
    регу - хорошая стоянка и изба охотника. После впадения справа р. Собо-
    лево начинаются многочисленные разбои и здесь необходимо внимание,
    чтобы не уйти по протоке, которая  закончится сухим руслом. Для ори-
    ентирования следует держаться основной струи, избирая для прохождения
    левые протоки и держа курс на гору-конус.
            Через 48 минут ходового времени после впадения р. Соболево
    прошли мимо турбазы "Снежная", что на левом берегу реки. До станции
    Выдрино осталось 37 минут ходового времени.
            Мы закончили маршрут в 300 м от автомобильного моста на левом
    берегу напротив поселка Выдрино, где и осуществили разборку снаряже-
    ния. Затем со станции Выдрино мы уехали до Новосибирска, где и пере-
    сели в поезд , идущий в Уфу. / Фото N 46 /.
    
            5. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
               ---------------------------------------
            Дорога из Уфы достаточно удобна и не вызывает каких-либо
    ностей. Пешая часть требует тщательной подготовки и подгонки снаряже-
    ния, предъявляет повышенные требования к физической подготовке участ-
    ников.
            В связи с наличием строевого леса группа не брала с собой ме-
    таллические каркасы для катамаранов с целью облегченияь группового сна-
    ряжения. Значительность препятствий обусловила оптимальные габариты ка-
    тамаранов следующим образом: длина - 4,8 м, ширина деревянного каркаса-
    2,2 м. Острые камни в русле предъявляют повышенные требования к защит-
    ным чехлам гандол катамарана. Полное и надежное прохождение всего мар-
    шрута может быть осуществлено лишь при наличии 2-х сплавсредств.
            Снаряжение, использованное в походе - станковые рюкзаки,суда,
    спасательные средства и другие не вызывали особых нареканий. Все учас-
    тники путешествия имели гидрокостюмы.
            Водная часть маршрута сложна. Поэтому на маршруте необходимо
    запланировать дневки, а также оптимально составить график движения,
    особенно на пешем переходе.
            Маршрут по реке Снежной рекомендуем как вариант полноценного
    похода в летний период. Его можно поставить в ряд интересных маршру-
    тов четвертой категории сложности в Сибири.
    
            6.      ПРИЛОЖЕНИЯ     
                    ----------
            6.1.    СНАРЯЖЕНИЕ
    
            6.1.1.  ГРУППОВОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
    ---------------------------------------------------------------------
            наименование       |  кол-во  |           вес
    ---------------------------------------------------------------------
      Палатка 8-местная             1  шт           2,5 кг
      Весла                         10 шт           10  кг
      Гандолы для катамарана         8 шт           24  кг
      Чехлы защитные для гандол      4 шт           10  кг
      Ремонтный набор                1 шт           4   кг
      Медаптечка                     1 шт           2   кг
      Топор                          2 шт           4   кг
      Пила                           1 шт           0,5 кг
      Полиэтиленновый тент           2 шт           1   кг
      Фотоаппарат                    3 шт           3,3 кг
      Спасконцы                      2 шт           2   кг
      Свечи                          4 шт           0,8 кг
      Фонари                         2 шт           1,5 кг
      Костровой набор                1 шт           4,3 кг
      Основная веревка              40 м            7   кг
      Карабины                       4 шт           0,8 кг
      Гитара                         1 шт           1,5 кг
      Групповые документы            1 ком.
      Картографический материал      2 ком.
      Компас                         3 шт
    ---------------------------------------------------------------------
                            ИТОГО:                  79,9 кг
    
            Примечание:
            Палатка была сшита из парашютного шелка и имела полиэтилен-
    новый тент. Гандолы одного из катамаранов выполнены из БЦКа, а дру-
    гого - из двустороннего прорезиненного капрона. Последние по массе
    меньше, чем гандолы из БЦКа. Чехлы катамаранов сшили из ткани, име-
    ющей в своем составе лавсан и капрон в диагональном сплетении нитей.
    
    
    
    
            6.1.2. ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
    ---------------------------------------------------------------------
               наименование           |    кол-во    |      вес (кг)
    ---------------------------------------------------------------------
      Рюкзак                                 1              1
      Вкладыш для рюкзака                    1              1
      Спальный мешок                         1              2
      Спасательный жилет                     1              0,8
      Каска                                  1              0,2
      Костюм тренир.(шерст.)                 1              1
      Костюм тренир.(х/б)                    1              0,3
      Кеды                                   1              0,6
      Ботинки турист.                        1              1,2
      Носки шерст.                           2              0,5
      Носки х/б                              2              0,1
      Белье нижнее                           2              0,2
      Головной убор(теплый)                  1              0,2
      Головной убор (легкий)                 1
      Полотенце и туал.принадлежности        1              0,5
      Столовый прибор                        1              0,2
      Гидрокостюм                            1              2
      Паспорт                                1
      Нож в чехле                            1              0,1
      Денежный НЗ                           30 руб
    ---------------------------------------------------------------------
                                    ИТОГО:                  12 кг
    
            Участники похода имели в основном станковые рюкзаки / само-
    дельные или "Ермак" /. У остальных рюкзаки были сшиты по форме удлин-
    неного абалакиевского из капрона.
            Спасжилеты выволнены из парашютного шелка. В качестве емкос-
    тей для них использовали надувные резиновые подушки.
            Перед выходом на маршрут паспорт, НЗ денежный, спички запая-
    ли в полиэтилен.
    
            6.1.3. Ремонтный набор
    ---------------------------------------------------------------------
             наименование         |   кол-во   |    назначение
    ---------------------------------------------------------------------
      Клей резиновый                  1 л           для ремонта гандол
      Бензин                          1 л                -  "  -
      Прорезиненная ткань             2 кв. м.           -  "  -
      Нитки капроновые                1 катушка     для ремонта
      Иглы                            1 комплект
      Ножницы                         1 шт.
      Плоскогубцы                     1 шт.
      Киперка х/б                     40 м
      Лента "Скотч"                   2 рулона      для ремонта п/этилена
      Напильник                       1 шт.
      Проволка                        3 м
      Шило                            1 шт.
      Изоляционная лента              2 рулона
    ---------------------------------------------------------------------
                            ИТОГО:    4 кг
    
            Ремнабором на маршруте ни разу не воспользовались, так как
    ни одного прорыва чехла, а тем более гандол не имели.
    
            6.1.4. Медицинская аптечка
    ------------------------------------------------------------------------
             наименование         |     взято    |   назначение
    ------------------------------------------------------------------------
      Бинты стерильные широкие           4         Стерильный материал
      Бинты стерильные средние           4          для перевязок
      Бинты эластичные                   2         Перевязочный материал
                                                    при растяжениях
      Жгут резиновый                     1         Для остановки кровотечения
      Вата медицинская                 200 гр
      Лейкопластырь бактерицидный      20 гр       Для заклейки мелких ссадин
      Пипетка                            2
      Термометр медицинский              1
      Ножницы                            1
      Раствор йода 5%-й                10 гр       Обработка мелких ран
      Перманганат калия                10 гр       Для дезинфекции
      Раствор брил.зеленого 1%-й       30 гр       Для обработки ссадин
      Перекись водорода 3%-ая          30 гр       Для обработки ран
      Борная кислота(порошок)           5 гр       Для промывания глаз
      Спирт медицинский               200 гр       Для растирания,дезинфекции
      Сода питьевая                    20 гр       При изжоге,для полоскания
      Стрептоцид (порошок)             20 гр       Для присыпания ран,ожогов
      Нашатырный спирт(ампулы)          4          При потере сознания
      Синтомицинновая эмульсия          1          При ожогах,обморожении
      Клей БФ в тюбике                  1          Для мелких ран
      Детский крем                      1          Смягчающее средство
      Анальгин (таблетки по 0,5)       10 гр       Средство от головной боли
      Олеатетрин (таблетки по 0,5 )    10 гр       При простуде
      Амидопирин (таблетки по 0,5 )    20 гр       При прстуде и температуре
      Аспирин (таблетки по 0,5 )       10 гр       При температуре
      Бесалол (таблетки по 0,5)        20 гр       При болях в животе
      Димедрол (таблетки по 0,05)      10 гр       Противоспалительное
      Элениум (таблетки по 0,005)      10 гр       При шоковом состоянии
      Ношпа (таблетки по 0,04)         10 гр       При спазмах желудка
      Настойка валерианы               30 гр       Успокаивающее
      Валидол (таблетки по 0,06)       10 гр       При болях в сердце
      Шприц на 5мл с иглами             1
      Компактный стерилизатор           1
      Кордиамин  25%-й в ампулах        8          Для стимуляции дыхания
                                                   и сердечной деятельности
      Камфорное масло 20%-е в ампул.    6          Для восстановления дыхания
      Анальгин 50%-й в ампулах          6          Жаропонижающее,обезболиающее
      Кофеин 10%-й в ампулах            3          Возбуждающее
      Противостолбнячная сывортка       3          При загрязненных ранах
    ----------------------------------------------------------------------------
            ИТОГО:                      2  кг
    
            За время путешествия использовали: олеатетрин 5 гр, аспирин
    5 гр, амидопирин 15 гр, камфорное масло 2 ампулы, стрептоцид 5 гр,
    синтомицинновую эмульсию, зеленку, йод, лейкопластйрь, бинты стериль-
    ные средние 4 шт.Многокилометровый пеший переход в условиях плохой
    погоды вызвал простудные заболевания и появление многочисленных мо-
    золей .
    
            6.1.5. ПИТАНИЕ НА МАРШРУТЕ.
    
    ---------------------------------------------------------------------
      НАИМЕНОВАНИЕ ПРОДУКТА ! на чел. в день ! на группу в день !  всего
    ---------------------------------------------------------------------
      Сухари                  150 гр            1200 гр            16 кг
      Хлеб                     60 гр             480 гр             8 кг
      Сублим.мясо              50 гр             400 гр             6 кг
      Чечевица                 25 гр             200 гр           3,4 кг
      Манка                    30 гр             240 гр             4 кг
      Рис                      60 гр             480 гр           8,2 кг
      Гречка                   25 гр             200 гр           3,4 кг
      Пшенка                   20 гр             160 гр           2,7 кг
      Перловая крупа           15 гр             120 гр             2 кг
      Каша московская          20 гр             160 гр           2,7 кг
      Макаронные изделия       70 гр             560 гр            10 кг
      Сахарный песок           70 гр             560 гр            10 кг
      Сухое молоко             60 гр             480 гр             8 кг
      Картофельное пюре        60 гр             480 гр             8 кг
      Топленное масло          15 гр             120 гр             2 кг
      Печенье                  15 гр             120 гр             2 кг
      Суп рисовый с мясом      18 гр             144 гр           2,4 кг
      Суп вермишелев. с мясом  36 гр             288 гр           4,8 кг
      Суп гороховый с мясом    18 гр             144 гр           2,4 кг
      Шпик                     50 гр             400 гр             6 кг
      Лук репчатый             15 гр             120 гр             2 кг
      Конфеты                  25 гр             200 гр           3,5 кг
      Томатный соус            15 гр             120 гр             2 кг
      Подсолнечное масло       15 гр             120 гр             2 кг
      Мука блинная             60 гр             480 гр             8 кг
      Кофе                      3 гр              24 гр           0,5 кг
      Какао                     8 гр              64 гр             1 кг
      Крахмал                   3 гр              24 гр           0,5 кг
      Курага                   15 гр             120 гр             2 кг
      Чай                      10 гр              80 гр           1,5 кг
      Изюм                     15 гр             120 гр             2 кг
      Чеснок                    6 гр              48 гр             1 кг
      Соль                     20 гр             160 гр             3 кг
      Дрожжи сухие            0,8 гр             6,4 гр           0,1 кг
      Специи                    8 гр              64 гр             1 кг
    ---------------------------------------------------------------------
      ИТОГО:                  143,1 кг
    
            При подготовке к путешествию были определены пары дежурных и
    дни дежурств. Расписали 4 варианта меню для каждой пары дежурных. Де-
    журные заранее разложили продукты по мешочкам. Имелся дежурный мешок,
    который передавался дежурной паре и содержал в себе все необходимые
    принадлежности.
            Продукты, необходимые для похода, закупили в Уфе. Хлеб был
    куплен на ст. Мурино.
    
            6.2. Общий вес продуктов и снаряжения.
            --------------------------------------
        -------------------------------------------------------------
             наименование         :   на человека   :   на группу
        -------------------------------------------------------------
            продукты                   ~ 18 кг              143,1 кг
            личное снаряжение            12 кг              96    кг
            групповое снаряжение       ~ 10 кг              79,9  кг
       --------------------------------------------------------------
            ИТОГО:                       40 кг              319,0 кг
    
            Вес рюкзака на одного человека:
                    мужчину - 42 кг,
                    женщину - 25 кг.
    
            6.3. Смета расходов
            -------------------
    
       --------------------------------------------------------------
           наименование           :   на человека   :   на группу
       --------------------------------------------------------------
         проезд Уфа - Иркутск -
          Мурино / ж/д /               28 руб           224 руб
         проезд Выдрино - Ново-
         сибирск - Уфа / ж/д /         29 руб           232 руб
         питание в дороге              15 руб           120 руб
         питание на маршруте         25,5 руб           204 руб
         снаряжение, ремнабор           2 руб            16 руб
         фотоматериалы                  3 руб            24 руб
         НЗ                            20 руб           160 руб
         прочие расходы               2,5 руб            20 руб
      ---------------------------------------------------------------
             ИТОГО:                   125 руб          1000 руб
    
            6.4. Расписание
            ---------------
    
      --------------------------------------------------------------
               сообщение            : отправление : время в пути
      --------------------------------------------------------------
       Харьков - Иркутск             11.47/ Уфа /       70 часов
       Владивосток - Новосибирск     17.12/Выдрино /    39 часов
       Новосибирск - Одесса          14.40/Новосибирск/ 34 часа
      -------------------------------------------------------------
            Доехать из Уфы до ст. Мурино и со ст. Выдрино в Уфу
    без пересадки невозможно, так как поезда дальнего следования,
    проходящие через Уфу там не останавливаются. Мы доехали до
    г. Иркутска, а далее добраться до Мурино можно поездами мест-
    ного следования / от Иркутска до Мурино около 6 часов /.
    Для обратного проезда в Уфу предлагаем 3 варианта:
    1. с пересадкой в г. Челябинске  / поезд Владивосток - Москва /;
    2. с пересадкой в г. Иркутске / поезда местного следования /;
    3. с пересадкой в г. Новосибирске / поезд Владивосток - Ново-
       сибирск /.
            Мы же воспользовались третьим вариантом / Выдрино - Но-
    восибирск - Уфа /.
    
            6.5. Использованная литература.
    
    1. Указание по составлению отчетов о самодеятельных туристских
    путешествиях. 1975 г.
    2. Большая Советская Энциклопедия. т.23. Москва. 1972 г.
    3. Советский Союз. Географическое обозрение. т.5. Москва. 1982 г.
    
    
    
    
    
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 06/04/2003. 56k. Статистика.
  • Водный:Саян восточный
  • Оценка: 6.00*5  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка