lib.ru: другие произведения.

Кое-что о речке Суме

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 14/03/2003. 10k. Статистика.
  • Описание. Водный:Карелия , Ноги
  • Дата похода 01/01/2000
  • Маршрут: р.Сума
  •  Ваша оценка:
    
            Кое-что о речке Суме
    
     From: Alex Korchmar (alx@alx.private)
    
    
         Прошу  обратить  внимание,  что  все  мои опусы сочиняются обычно сразу
    после похода, а этот - восстанавливается по памяти  и  сильно  пострадавшему
    дневнику 94-го года.
         Пишется  за  неимением лучшего (за четыре года так никто и не почесался
    выложить к Мошкову приличное описание),  увы,  многое  забылось,  карельской
    двухкилометровки   тогда  у  нас  не  было,  поэтому  с  названиями  порогов
    сложности.
    
            Заброска: существует несколько вариантов.
    
         Традиционный  -  ст.Сумеричи  -  Уросозеро  -  р.Уроска  -  Выгозеро  -
    пос.Валдай - машина в верховья Сумы. Хорош для матрасной группы (с выброской
    от  Хвойного).  Уроска  -  ужасно  мелкая  и шкуродерная, но пройти можно, с
    единственным обносом рухнувшего моста.
         В  Валдае  есть  (было  в  94-м)  нечто  вроде гостиницы, т.е. стоять в
    поселке не надо.
         Упрощенный  традиционный  -  автобус  из Сегежи до Валдая. В 93-м ходил
    каждый день. Это раздолбанный пазик, в который  с  крупными  шмотками  могут
    просто  не  пустить.  Вдобавок  он  идет около четырех часов по отвратнейшей
    дороге, в общем, для сильных желудком. (Нет, катер ["теплоход" по Шилову] по
    Выгозеру не ходит уже десять лет)
    
         Хрестоматийный - машина заменяется самостоятельной заброской - вверх по
    Вожме и по какому-то безымянному притоку,  потом  -  около  трех  километров
    волока  по  водоразделу  в Шунозеро. IMHO - нереален. Вожма имеет достаточно
    приличное  падение  и  вполне  серьезные  пороги  (кому  интересно  -   могу
    рассказать  подробности),  ручей - сплошные петли, куча завалов и перекатов,
    слишком мелких для проводки.  Вожму  (ту  часть,  которая  явно  непроходима
    против  течения) можно об'ехать, но ручей для тайменей явно непроходим, даже
    в большую воду.
    
         Менее  традиционный  -  заброска  снизу,  из  Сумпосада  или  сразу  из
    Беломорска.  Может быть  рекомендована  "спортивным"  группам,  не  желающим
    терять   время  на  озерную  и  шкуродерную  части.  Таким  группам  незачем
    забрасываться выше Пулозера, хотя дорога есть и дальше.
    
            Время: (таймени в походе "гастрономической" категории)
    
         день  -  до середины Уросозера; чуть больше дня (ранний для нас выход и
    очень позднее вставание на стоянку) - до Выга[на Уроске  стоять  негде!],  4
    дня  - неспешный переход Выга, день - заезд на Хижозеро (выше воды в тот год
    было совсем не налито), 2,5 дня - до Пулозера, 1,5 дня - Сумозеро, 3  дня  -
    до  Сумпосада (в том числе пилежка через все Сумозеро и поиски истока реки).
    
            Река:
    
         до   Хижозера  -  завалы,  очень  мало  воды.  Встреченная  там  группа
    катамаранщиков пробивалась через них четыре дня.
         Хижозеро  представляет  собой  место  отдыха  местного населения - куча
    дорог по всем берегам, моторки и т.п - так что старайтесь  попадать  туда  в
    будни - иначе будет шумновато.
         От  точки, куда привозят, пилить до истока реки около 40 минут (правда,
    ветер был, как всегда, в морду).
         Дальше  будет  около  пяти  (по реке) километров еле-еле текущей воды в
    болотистых берегах. После чего начнется цепочка  очень  мелких  перекатиков,
    второй  крупный - аж полтора километра длинной. Воды лишь чуть больше, чем в
    Уроске - т.е.  матросы идут по берегу, капитаны - по колено в воде продирают
    байды.  Метр плывешь, десять - идешь по дну. Местами можно проехаться метров
    50, но при очень большом везении.
         Писанину  Шилова  можете  игнорировать  -  "порог  Березовый"  ничем не
    отличается от всего остального.
         Ах, да - в одной из этих шиверок торчит поперек струи трактор. Гусеницы
    и прочее ржавое железо - не самое приятное препятствие, особенно  когда  оно
    неожиданно появляется из-за поворота. Находится, само собой, именно там, где
    можно плыть, а не идти по дну.
    
         Пулозеро  - весьма приятное местечко, пока ветра нет. Следует держаться
    поближе к п.б., чтобы не прозевать исток  Сумы  -  он  находится  в  заливе,
    битком набитом островами и островками.
    
         Два  (я  _не_уверен_,  что не один!) несложных порожка с чистой струей,
    плес, "вправо уходит четырехступенчатый порог  Падун  с  перепадом  около  7
    метров".  Шилов.  Гонит.  Во-первых, он уходит _влево_, это первая ступень -
    чистая струя с заметным  падением.  Увидев  сразу  за  таким  местом  правый
    поворот, за которым начинается следующая ступень (конца ее с воды не видно),
    рекомендуется вылезти на правый берег и посмотреть это дело.
         Если  вылезать лень - просто имейте в виду, что держаться в этой шивере
    нужно правой стороны, иначе будет крайне сложно  убраться  от  маловодной  и
    весьма высокой каменной плиты, которая ждет клиентов метров через 150-200, а
    может и более - т.е. ее совершенно не видно сверху.
         Последняя  часть  этой  радости  очень  мелкая,  в  малую воду, видимо,
    сплошная проводка. Во-вторых, нет там семи метров. Три -  может  и  есть.  И
    этого,  как  его, "осыпного каньона" - тоже нет. В-третьих, я впервые слышу,
    чтобы это называли  Падуном.  (Порожек  с  таким  названием  тоже  есть,  но
    километров  через  семь.)  Внизу  справа  - стоянка, но там вечно кто-нибудь
    сушит  подмоченные  шмотки,  вдобавок,  комарятник.  Плес,  река   небольшим
    перекатиком  уходит  влево, плес, правый поворот, коротенький бурный порожек
    (осмотр, если вдруг приспичит -  слева,  за  порогом  там  же  -  стояночка,
    симпатично, но темновато и непродуваемо)
    
         Дальше  -  тьма  тьмущая  порогов  и  перекатов,  чередуемых небольшими
    озерцами, все простые. То, что _мы_ называли  Падун  -  три  ступени  на  80
    метрах,  "с  гвоздями", т.е. с остатками плотины. Третья ступень в нашу воду
    была непроходима, слишком мелко слева и навал на большой булыжник справа.
    
         На этом фоне резко выделяется последний порог перед Воренжей - ориентир
    - река упирается в высокий правый берег, за ним на  правом  повороте  -  сам
    порог,  издалека  слышимый.  Там  довольно  много  воды,  прилично  несет и,
    вдобавок, чистый выход внизу был  перекрыт  солидной  расчесочкой  (если  ее
    смыло,  то  проблемы нет). Возможно, это то, что у Шилова "остатки плотины".
    Хотя никакой плотины я там не углядел.
         Затем  река  поворачивает  вправо,  делится  надвое  островком.  Отсюда
    порогов больше не будет - будет широкий  разлив  с  сенокосами  по  берегам,
    слева  -  широкий приток (на деле приток узенький, просто впадает в глубокий
    залив), после чего река поворачивает на 180. Через 500m по  л.б.  -  поселок
    Воренжа (пять домов, магазина, естественно, нет).
         Идти нужно под мост (кажется, что река уходит дальше, на самом деле это
    опять глухой залив), и будет вам Сумозеро.
         Исток Сумы найти действительно нелегко, тут Шилов прав.
         Проход  к Хвойному открывается как _узкий_ прямой залив, почти точно на
    север.  На входе в залив по л.б. четкий ориентир  -  сосна  со  "сплющенной"
    вершиной,  но  она стоит посреди леса, увидеть ее трудно. Кто увидел - может
    радоваться, что идет куда надо. Кто не увидел - может не дергаться.
    
         В  конце  этого залива - пристань, исток реки - правее (хм, или память,
    или дневник врут - мне казалось, наоборот, слева  от  пристани),  перекатик,
    остатки плотины, еще перекатик, а затем, в самой середине поселка, порог.
         Штука   достаточно   внушительная  для  этой  реки,  вдобавок,  изрядно
    нашпигована каменюками. Кому  не  понравится  -  сматывать  удочки  надо  из
    Хвойного (автобус через Сумпосад на Беломорск), дальше будет только хуже.
         Плес,  короткий  мощный  порожек,  еще  одна нудная, длинная шивера без
    четких ориентиров, с кучей крупных булыжников - километра на полтора в общей
    сложности.  Чуть ниже - плес с островом справа, на нем - приятная стояночка.
         Еще  один  порог  -  смесь  предыдущих - т.е. и длинное, и с приличными
    сливами, и с длинной выходной шиверой.
         Дальше  будут  только шиверы, длинющие, терять время на осмотр незачем.
    За 1-1,5км. шиверой, заканчивающейся мощной струей  за  правым  поворотом  -
    последние  приличные  места  для  стоянок  перед Лапино. За Лапино - озерцо,
    стоянки противные. За ним -  перекат,  плес,  порог  метров  700,  последний
    приличный  перед  Сумпосадом. Перекат, мост (вал такой симпатичный под ним),
    несколько коротеньких перекатиков/порожков,  "Кривой"  (в  натуре,  кривой),
    дальше  -  море спокойной воды, все это проходимо на моторке (и моторок этих
    там полно).  Желающие  уезжать  из  Сумпосада  -  разбираются  перед  первым
    перекатом в самом поселке, около пристани. (автобус в Беломорск ходит именно
    оттуда, в 94-м: утром[не знаю, во сколько], 14 и  17  часов).  Нежелающие  -
    идут знакомиться с Морским порогом.
    
         IMHO,  речка  самое оно для байдарочников, которые могут позволить себе
    "осмотр порогов после прохождения".
    
            Дополнения Тутубалина
    
     From: Alex Tutubalin (lexa@lexa.ru)
     Date: Thu, 22 Apr 99 15:03:02 +0400
    
    > Хвойного). Уроска - ужасно мелкая и шкуродерная, но пройти можно,
    > с единственным обносом рухнувшего моста.
    
         Оба  раза  что  я  там был (85-й и 92-й годы) нам больше мешали завалы.
    Часть из которых является, кажется, бобровыми  плотинами.  Штуки  через  три
    пришлось  перетаскивать  байдарки на руках. Что касается мелкости, то вопрос
    непонятный - последний перекат перед Выгозером там  действительно  неглубок,
    но в нормальную воду проходим.
    
    > день - до середины Уросозера; чуть больше дня (ранний для нас выход и очень
    > позднее вставание на стоянку) - до Выга[на Уроске стоять негде!],
    
         Hа Уроске можно стоять прямо около разрушенного моста, поставив палатки
    на бывшую дорогу. Я так делал :)
    
    >тоже метод ;) [надо бы отметить, что "негде" не потому, что там сплошь болото,
    >а потому, что все, что не болото - позаросло так, что и самому-то пролезть
    >трудно]
    
    > 4 дня - неспешный переход Выга,
    
         Где-то   так.   Hо  если  вдруг  подует  ветер,  то  засесть  можно  на
    неопределенное время.
    
    
    > Река:
    > до Хижозера - завалы, очень мало воды. Встреченная там группа катамаранщиков
    > пробивалась через них четыре дня.
    
         В 94-м воды действительно было не налито.... а вот завалов я на Суме не
    помню совсем. Хотя, наверное, были.
    
    
    >> 4 дня - неспешный переход Выга,
     AT> Где-то так. Hо если вдруг подует ветер, то засесть можно на неопределенное
     AT> время.
    угу - вообще все датировки у меня даны без учета всяких "если". Т.е,
    это чистое ходовое время, реально нужно иметь приличный запас.
    Кроме Выга, можно неплохо торчать и в Сумозере - мы там провели
    преотвратнейшую дневочку.
    
    >> Река:
    >> до Хижозера - завалы, очень мало воды. Встреченная там группа катамаранщиков
    >> пробивалась через них четыре дня.
    
     AT> В 94-м воды действительно было не налито.... а вот завалов я на
     AT> Суме не помню совсем. Хотя, наверное, были.
    
    Раньше - не было, от Т[уо]росозера, по крайней мере, ни одного. Теперь
    - по рассказам с каждым годом все хуже.  Похоже, вырубки потихоньку
    зарастают - я с трудом узнавал наши старые стоянки.
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 14/03/2003. 10k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка