Кое-что о речке Суме
Активный туризм:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Кое-что о речке Суме
From: Alex Korchmar (alx@alx.private)
Прошу обратить внимание, что все мои опусы сочиняются обычно сразу
после похода, а этот - восстанавливается по памяти и сильно пострадавшему
дневнику 94-го года.
Пишется за неимением лучшего (за четыре года так никто и не почесался
выложить к Мошкову приличное описание), увы, многое забылось, карельской
двухкилометровки тогда у нас не было, поэтому с названиями порогов
сложности.
Заброска: существует несколько вариантов.
Традиционный - ст.Сумеричи - Уросозеро - р.Уроска - Выгозеро -
пос.Валдай - машина в верховья Сумы. Хорош для матрасной группы (с выброской
от Хвойного). Уроска - ужасно мелкая и шкуродерная, но пройти можно, с
единственным обносом рухнувшего моста.
В Валдае есть (было в 94-м) нечто вроде гостиницы, т.е. стоять в
поселке не надо.
Упрощенный традиционный - автобус из Сегежи до Валдая. В 93-м ходил
каждый день. Это раздолбанный пазик, в который с крупными шмотками могут
просто не пустить. Вдобавок он идет около четырех часов по отвратнейшей
дороге, в общем, для сильных желудком. (Нет, катер ["теплоход" по Шилову] по
Выгозеру не ходит уже десять лет)
Хрестоматийный - машина заменяется самостоятельной заброской - вверх по
Вожме и по какому-то безымянному притоку, потом - около трех километров
волока по водоразделу в Шунозеро. IMHO - нереален. Вожма имеет достаточно
приличное падение и вполне серьезные пороги (кому интересно - могу
рассказать подробности), ручей - сплошные петли, куча завалов и перекатов,
слишком мелких для проводки. Вожму (ту часть, которая явно непроходима
против течения) можно об'ехать, но ручей для тайменей явно непроходим, даже
в большую воду.
Менее традиционный - заброска снизу, из Сумпосада или сразу из
Беломорска. Может быть рекомендована "спортивным" группам, не желающим
терять время на озерную и шкуродерную части. Таким группам незачем
забрасываться выше Пулозера, хотя дорога есть и дальше.
Время: (таймени в походе "гастрономической" категории)
день - до середины Уросозера; чуть больше дня (ранний для нас выход и
очень позднее вставание на стоянку) - до Выга[на Уроске стоять негде!], 4
дня - неспешный переход Выга, день - заезд на Хижозеро (выше воды в тот год
было совсем не налито), 2,5 дня - до Пулозера, 1,5 дня - Сумозеро, 3 дня -
до Сумпосада (в том числе пилежка через все Сумозеро и поиски истока реки).
Река:
до Хижозера - завалы, очень мало воды. Встреченная там группа
катамаранщиков пробивалась через них четыре дня.
Хижозеро представляет собой место отдыха местного населения - куча
дорог по всем берегам, моторки и т.п - так что старайтесь попадать туда в
будни - иначе будет шумновато.
От точки, куда привозят, пилить до истока реки около 40 минут (правда,
ветер был, как всегда, в морду).
Дальше будет около пяти (по реке) километров еле-еле текущей воды в
болотистых берегах. После чего начнется цепочка очень мелких перекатиков,
второй крупный - аж полтора километра длинной. Воды лишь чуть больше, чем в
Уроске - т.е. матросы идут по берегу, капитаны - по колено в воде продирают
байды. Метр плывешь, десять - идешь по дну. Местами можно проехаться метров
50, но при очень большом везении.
Писанину Шилова можете игнорировать - "порог Березовый" ничем не
отличается от всего остального.
Ах, да - в одной из этих шиверок торчит поперек струи трактор. Гусеницы
и прочее ржавое железо - не самое приятное препятствие, особенно когда оно
неожиданно появляется из-за поворота. Находится, само собой, именно там, где
можно плыть, а не идти по дну.
Пулозеро - весьма приятное местечко, пока ветра нет. Следует держаться
поближе к п.б., чтобы не прозевать исток Сумы - он находится в заливе,
битком набитом островами и островками.
Два (я _не_уверен_, что не один!) несложных порожка с чистой струей,
плес, "вправо уходит четырехступенчатый порог Падун с перепадом около 7
метров". Шилов. Гонит. Во-первых, он уходит _влево_, это первая ступень -
чистая струя с заметным падением. Увидев сразу за таким местом правый
поворот, за которым начинается следующая ступень (конца ее с воды не видно),
рекомендуется вылезти на правый берег и посмотреть это дело.
Если вылезать лень - просто имейте в виду, что держаться в этой шивере
нужно правой стороны, иначе будет крайне сложно убраться от маловодной и
весьма высокой каменной плиты, которая ждет клиентов метров через 150-200, а
может и более - т.е. ее совершенно не видно сверху.
Последняя часть этой радости очень мелкая, в малую воду, видимо,
сплошная проводка. Во-вторых, нет там семи метров. Три - может и есть. И
этого, как его, "осыпного каньона" - тоже нет. В-третьих, я впервые слышу,
чтобы это называли Падуном. (Порожек с таким названием тоже есть, но
километров через семь.) Внизу справа - стоянка, но там вечно кто-нибудь
сушит подмоченные шмотки, вдобавок, комарятник. Плес, река небольшим
перекатиком уходит влево, плес, правый поворот, коротенький бурный порожек
(осмотр, если вдруг приспичит - слева, за порогом там же - стояночка,
симпатично, но темновато и непродуваемо)
Дальше - тьма тьмущая порогов и перекатов, чередуемых небольшими
озерцами, все простые. То, что _мы_ называли Падун - три ступени на 80
метрах, "с гвоздями", т.е. с остатками плотины. Третья ступень в нашу воду
была непроходима, слишком мелко слева и навал на большой булыжник справа.
На этом фоне резко выделяется последний порог перед Воренжей - ориентир
- река упирается в высокий правый берег, за ним на правом повороте - сам
порог, издалека слышимый. Там довольно много воды, прилично несет и,
вдобавок, чистый выход внизу был перекрыт солидной расчесочкой (если ее
смыло, то проблемы нет). Возможно, это то, что у Шилова "остатки плотины".
Хотя никакой плотины я там не углядел.
Затем река поворачивает вправо, делится надвое островком. Отсюда
порогов больше не будет - будет широкий разлив с сенокосами по берегам,
слева - широкий приток (на деле приток узенький, просто впадает в глубокий
залив), после чего река поворачивает на 180. Через 500m по л.б. - поселок
Воренжа (пять домов, магазина, естественно, нет).
Идти нужно под мост (кажется, что река уходит дальше, на самом деле это
опять глухой залив), и будет вам Сумозеро.
Исток Сумы найти действительно нелегко, тут Шилов прав.
Проход к Хвойному открывается как _узкий_ прямой залив, почти точно на
север. На входе в залив по л.б. четкий ориентир - сосна со "сплющенной"
вершиной, но она стоит посреди леса, увидеть ее трудно. Кто увидел - может
радоваться, что идет куда надо. Кто не увидел - может не дергаться.
В конце этого залива - пристань, исток реки - правее (хм, или память,
или дневник врут - мне казалось, наоборот, слева от пристани), перекатик,
остатки плотины, еще перекатик, а затем, в самой середине поселка, порог.
Штука достаточно внушительная для этой реки, вдобавок, изрядно
нашпигована каменюками. Кому не понравится - сматывать удочки надо из
Хвойного (автобус через Сумпосад на Беломорск), дальше будет только хуже.
Плес, короткий мощный порожек, еще одна нудная, длинная шивера без
четких ориентиров, с кучей крупных булыжников - километра на полтора в общей
сложности. Чуть ниже - плес с островом справа, на нем - приятная стояночка.
Еще один порог - смесь предыдущих - т.е. и длинное, и с приличными
сливами, и с длинной выходной шиверой.
Дальше будут только шиверы, длинющие, терять время на осмотр незачем.
За 1-1,5км. шиверой, заканчивающейся мощной струей за правым поворотом -
последние приличные места для стоянок перед Лапино. За Лапино - озерцо,
стоянки противные. За ним - перекат, плес, порог метров 700, последний
приличный перед Сумпосадом. Перекат, мост (вал такой симпатичный под ним),
несколько коротеньких перекатиков/порожков, "Кривой" (в натуре, кривой),
дальше - море спокойной воды, все это проходимо на моторке (и моторок этих
там полно). Желающие уезжать из Сумпосада - разбираются перед первым
перекатом в самом поселке, около пристани. (автобус в Беломорск ходит именно
оттуда, в 94-м: утром[не знаю, во сколько], 14 и 17 часов). Нежелающие -
идут знакомиться с Морским порогом.
IMHO, речка самое оно для байдарочников, которые могут позволить себе
"осмотр порогов после прохождения".
Дополнения Тутубалина
From: Alex Tutubalin (lexa@lexa.ru)
Date: Thu, 22 Apr 99 15:03:02 +0400
> Хвойного). Уроска - ужасно мелкая и шкуродерная, но пройти можно,
> с единственным обносом рухнувшего моста.
Оба раза что я там был (85-й и 92-й годы) нам больше мешали завалы.
Часть из которых является, кажется, бобровыми плотинами. Штуки через три
пришлось перетаскивать байдарки на руках. Что касается мелкости, то вопрос
непонятный - последний перекат перед Выгозером там действительно неглубок,
но в нормальную воду проходим.
> день - до середины Уросозера; чуть больше дня (ранний для нас выход и очень
> позднее вставание на стоянку) - до Выга[на Уроске стоять негде!],
Hа Уроске можно стоять прямо около разрушенного моста, поставив палатки
на бывшую дорогу. Я так делал :)
>тоже метод ;) [надо бы отметить, что "негде" не потому, что там сплошь болото,
>а потому, что все, что не болото - позаросло так, что и самому-то пролезть
>трудно]
> 4 дня - неспешный переход Выга,
Где-то так. Hо если вдруг подует ветер, то засесть можно на
неопределенное время.
> Река:
> до Хижозера - завалы, очень мало воды. Встреченная там группа катамаранщиков
> пробивалась через них четыре дня.
В 94-м воды действительно было не налито.... а вот завалов я на Суме не
помню совсем. Хотя, наверное, были.
>> 4 дня - неспешный переход Выга,
AT> Где-то так. Hо если вдруг подует ветер, то засесть можно на неопределенное
AT> время.
угу - вообще все датировки у меня даны без учета всяких "если". Т.е,
это чистое ходовое время, реально нужно иметь приличный запас.
Кроме Выга, можно неплохо торчать и в Сумозере - мы там провели
преотвратнейшую дневочку.
>> Река:
>> до Хижозера - завалы, очень мало воды. Встреченная там группа катамаранщиков
>> пробивалась через них четыре дня.
AT> В 94-м воды действительно было не налито.... а вот завалов я на
AT> Суме не помню совсем. Хотя, наверное, были.
Раньше - не было, от Т[уо]росозера, по крайней мере, ни одного. Теперь
- по рассказам с каждым годом все хуже. Похоже, вырубки потихоньку
зарастают - я с трудом узнавал наши старые стоянки.
Связаться с программистом сайта.