lib.ru:
другие произведения.
Сумульта-Аргут-Катунь
Активный туризм:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
© Copyright
lib.ru
(
petr@rusf.ru
)
Обновлено: 14/03/2003. 48k.
Статистика.
Отчет.
Водный
:
Алтай
, 5 к/с , К2
Дата похода 01/01/2000
Маршрут:
р.Сумульта
-
р.Аргут
-
р.Катун
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Сумульта-Аргут-Катунь
Оригинал этого отчета расположен на
http://chaos.ssu.runnet.ru/cyr/KOI/tur/sumulta.htm ђ http://chaos.ssu.runnet.ru/cyr/KOI/tur/sumulta.htm
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ И ЭКСКУРСИЯМ
О Т Ч Е Т
о водном путешествии V категории сложности по рекам
Мал.Сумульта, Бол.Сумульта, Катунь ( С.В.Алтай),
совершенном с 5 по 21 августа 1992г.
Маршрутная книжка N 25В-92
Руководитель группы Постнов Д.Э.
Адрес руководителя : 410033,
г.Саратов, Спартака
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела
отчет и считает, что путешествие может быть
зачтено всем участникам и руководителю.
Маршрут имеет ______ категорию сложности.
Отчет использовать в ______________________.
Штамп МКК
1992
Содержание
1. Справочные сведения о путешествии
2. Сведения о районе путешествия
2.1. Рельеф и климат
2.2. Растительность и животный мир
2.3. Общая характеристика рек М.Сумульта, Б.Сумульта, Катунь
2.4. Подьезды на маршрут и населенные пункты на маршруте
3. Организация путешествия
4. График движения и техническое описание маршрута
4.1. График движения
4.2. Техническое описание маршрута
4.2.1 Пешие подходы к точке начала сплава
4.2.2 Описание сплавной части р. Мал.Сумульта
4.2.3 Описание сплавной части р. Бол.Сумульта
4.2.4 Описание заключительной части маршрута по р.Катунь
4.3. Обеспечение безопасности
5. Итоги путешествия, выводы и рекомендации
6. Приложение А (фотографии участков маршрута)
7. Приложение Б ( схемы пеших подходов и водной части маршрута)
8. Список литературы
1. Справочные сведения о путешествии
1. Вид туризма - водный.
2. Категория сложности - V (пятая).
3. Нитка маршрута:
г.Саратов - г.Барнаул - г.Горно-Алтайск - п.Чемал - с.Едиган -
переход к р. Мал.Сумульта (устье р.Ижима) - сплав по р.
М.Сумульта до устья - р. Бол.Сумульта до устья - р. Катунь до
п.Манжерок.- г.Бийск - г.Саратов.
4. Способ передвижения - сплав на катамаранах.
5. Протяженность маршрута - около 250 км.
6. Продолжительность путешествия - 17 дней.
7. Время проведения - август 1992г.
8. Маршрут рассмотрен в областной туристской МКК (г.Саратов).
9. Группа - 6 человек, состав группы см.ниже.
Состав группы и туристский опыт.
1. Постнов Дмитрий Энгелевич - руководитель;
дом.адрес - г.Саратов, ул Уфимцева,
Опыт: руководство - I р.Медведица, III р.Б.Зеленчук,
III(4) р.Кубань, III(5) рр.Ацгара-Кодори, IV рр.Кумир,
Коргон, Чарыш.
2. Постнов Андрей Энгелевич - лоцман;
дом.адрес - Саратов, ул.Гвардейская
Опыт: участие -
I р.Медведица, III(4) р.Кубань, III(5) рр.Ацгара-Кодори,
IV рр.Кумир, Коргон, Чарыш, V - р.Катунь.
3. Паровой Олег Николаевич - спасатель;
дом.адрес - г.Саратов, ул.Мира,
Опыт:участие - I р.Медведица, III(4) р.Кубань, III(5)
рр.Ацгара-Кодори, IV рр.Кумир, Коргон, Чарыш.
4. Левицкий Вадим Игоревич - фотограф;
дом. адрес - г.Саратов, ул.Ламповая
Опыт: участие - I р.Медведица, II(3) р.Кодори, III р.Б.Зеленчук.
5. Паровая Светлана Юрьевна - врач;
дом.адрес - г.Саратов, ул.Мира,
Опыт:участие - I р.Медведица, III(4) р.Кубань, III(5)
рр.Ацгара-Кодори, III рр.Кумир, Коргон, Чарыш.
6. Постнова Елена Витальевна - завхоз;
дом.адрес - г.Саратов, ул Уфимцева,
Опыт: участие - II р.Усьва, III(4) р.Кубань.
2.Сведения о районе путешествия.
2.1. Рельеф и климат
Бассейн рек Малая и Большая Сумульта находится в Северо-
Восточном Алтае и заключен между хребтами Йолго, Куминским,
Сумультинским и Салджар высотой от 2300м до 2900м. Преимушест-
венное направление хребтов - с юга на север.
Климат резко континентальный, с продолжительной и суровой
зимой, коротким и прохладным (в горах) летом. Лето в горах,
особенно в высокогорьях, отличается неустойчивой погодой и
низкими температурами (средняя температура июля +12 С - +16 С).
Среднегодовое количество осадков составляет 600 - 800 мм.
Питание реки М.Сумульта в основном за счет таяния снегов
(вторая половина мая - июнь) и дождевое (июль - август).
2.2. Растительность и животный мир
Основной закономерностью в распределении растительности
является высотная поясность. Темнохвойная тайга из кедра, пих-
ты, ели господствует до 1500 - 1800 метров. Выше расположены
альпийские и субальпийские луга. По речным долинам встречаются
лиственные деревья (береза, осина) и кустарник (смородина, ма-
лина и т.п. ).
Животный мир характеризуется смесью типичных обитателей
тайги. наиболее характерны для горно - таежных районов белка,
заяц, лисица, косуля, горный козел, марал, бурый медведь. Из
птиц - рябчик, глухарь, дятел, кедровка и др. В реках и озерах
чаще всего встречается хариус. Кровососущих насекомых ( комар,
мошка ) довольно мало. В долинах рек встречается клещ.
Бассейн рек Малая и Большая Сумульта практически не населен.
В зоне высокогорных лугов встречаются пастухи и только ниже
устья р.Алес и в устье Б.Сумульты расположены кордоны лесни-
ков.В верховьях рек Чемал, Малая Сумульта, Каамга проходит 77-й
плановый маршрут (июнь, июль ).
2.3. Общая характеристика рек М.Сумульта, Б.Сумульта, Катунь
Реки М. и Б.Сумульта относятся к бассейну реки Катунь.
М.Сумульта начинается на южных склонах хребта Йолго от слияния
рек Сайгонош и Тюрдем и впадает в Б.Сумульту. Питание реки -
снеговое и дождевое. В летнее время уровень воды существенно
зависит от количества выпавших дождей. Расход воды при уровне
несколько ниже среднего составляет не более 10 м.куб /сек у
истоков и около 30 м.куб /сек при впадении в Бол.Сумульту.
Протяженность реки 80 - 90 км. Средний уклон на сплавном
участке меняется от 5 до 20 м/км. Средний уклон по всей реке
около 12 м/км.
Основные притоки (от истока до устья): Тогузколь (слева),
Сергезо (слева), Верхний и нижний Куртучек (слева, в низкую во-
ду малозаметны), Алес (справа), Евеля (справа).
Вода в реке чистая и прозрачная, после продолжительных
дождей мутнеет. Температура воды летом в верховьях - около
10 С, в устье - 14-15 С.
По характеру реку можно разделить на два участка: верхний
-до устья р.Алес и нижний - до впадения в Б.Сумульту.
Верхний участок М.Сумульты характеризуется большим средним
падением (10-20м/км) и содержит все серьезные препятствия ре-
ки.Характерны насыщеность русла валунами и крупными (в несколь-
ко метров) камнями, а также большое количество сливов, как пра-
вило водопадного характера, высотой до 2.5 метров. Плесов
практически нет. Долина реки узкая, часты осыпи в виде нагро-
мождения каменных глыб. Гигантскими осыпями из камней по 3-5
метров в диаметре и образованы два наиболее сложных для сплава
участка реки.
Нижний участок реки М.Сумульта характеризуется меньшим (око-
ло 5м/км) уклоном русла. Долина реки расширяется. Препятствия
сравнительно просты и представляют собой в основном слабые ши-
веры и прижимы. Больше неприятностей могут доставить встреча-
ющиеся перед устьем,где река дробится на протоки, заломы и за-
валы.
Б.Сумульта от устья р.М.Сумульта до впадения в Катунь пред-
ставляет собой многоводную реку, которая прорезает Куминский
хребет перед впадением в Катунь. Основные притоки на этом
участке: Катышкин, Болтырган, Кызыл-Оюк и Саракол (слева), Ара-
за (справа). Протяженность участка - около 30 км. Средний уклон
- 5-10 м/км. Долина реки сжата крутыми горами, русло заполнено
крупными камнями. Наиболее сложны первые 5 км ниже устья реки
М.Сумульта, где расположен каскад мощных порогов. Ниже встреча-
ются отдельные шиверы и пороги, по мере приближения к Катуни
препятствия упрощаются.
2.4. Подьезды на маршрут и населенные пункты на маршруте
На основной части маршрута населенные пункты отсутствуют за
исключением домов лесников ниже устья р.Алес и в районе Сарако-
ла.
Чемал - крупное село, в котором имеются магазины, почта,
телеграф, столовая. Ходят рейсовые автобусы из Горно-Алтайска и
из Бийска.
Едиган - поселок в 7 км от реки Катунь. Рейсовый автобус хо-
дит не всегда. Имеется продовольственный магазин, почта.
При сплаве по рекам М. и Б.Сумульта лишь выйдя на Катунь
можно попасть в населенные пункты (Каянча, Куюс и т.д.).
В связи с отменой (лето 1992) поезда Днепропетровск-Барнаул
наиболее естественны подьезды на маршрут через г.Новосибирск
(например, поездом Кисловодск-Новокузнецк). От Новосибирска до
Бийска можно добраться поездами Новосибирск-Бийск и Томск-Бийск
(идут вечером). С целью уменьшения времени ожидания возможен
вариант проезда от Новосибирска до Барнаула электричками с
пересадкой на ст.Черепаново. Из Новосибирска электричка уходит
через 30 минут после прибытия поезда Кисловодск-Новокузнецк.
До Горно-Алтайска желательно добраться в тот же день вече-
ром, поскольку автобус Горно-Алтайск-Чемал уходит в 8часов
30мин. утра. (Из Бийска автобус на Чемал уходит около 11 часов,
что практически исключает возможность добраться до с.Едиган в
тот же день. От с.Чемал до с.Едиган можно найти попутную машину
(68 км). До с.Едиган от Катуни около 7 км. При договоренности с
шофером и подходящем автотранспорте можно проехать вверх по до-
лине еще около 4 км, выше фермы.
3. Организация путешествия
3.1 Выбор и проработка маршрута.
В литературе по Горному Алтаю мало сведений о бассейне реки
М.Сумульта. Однако данный маршрут привлекателен относительной
простотой подьездов, возможностью ознакомится в начале путешес-
твия с зоной альпийских лугов и горной тундры Алтая. Немаую
роль сыграла информация о наличии большого количества техничес-
ки сложных препятствий на сплавной части маршрута.
Первоначально планировалось прохождение маршрута с использо-
ванием одного катамарана-четверки и одного двухместного катама-
рана, однако тщательный анализ имеющейся информации заставил
сделать выбор в пользу трех катамаранов-двоек. При этом ослож-
нялась заброска на маршрут (вследствие увеличения веса рюкза-
ков). Кроме того, такой выбор судов существенно повысил требо-
вания как в техническом плане, так и с точки зрения физической
подготовки для женской части группы (два из трех экипажей были
смешанными). Кроме того, сплав по нижней Катуни на двухместном
катамаране также требует дополнительных усилий от смешанных
экипажей.
Как выяснилось, сделанный выбор судов оказался оптимальным
для данного маршрута.
Запасным вариантом на случай аварийного выхода с маршрута
являлся выход по р.Алес к с.Едиган.
Как выяснилось впоследствии, график движения на пеших подхо-
дах к М.Сумульте и сплав в верхней части реки были спланированы
чрезмерно плотно, поскольку насыщенность препятствиями этого
участка значительно превышает среднюю по маршруту.
3.2 Подготовка к походу.
В связи с ожидаемой высокой физической нагрузкой были пред-
приняты меры по повышению уровня подготовки членов группы.
Часть группы участвовала в весеннем тренировочном походе по р.
Бол.Зеленчук (Кавказ).
В комплект индивидуального защитного снаряжения входили, по-
мимо спасжилета и каски, гидрокостюмы. Предварительная информа-