lib.ru: другие произведения.

Основы слаломной техники.

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 9k. Статистика.
  • Статья. Прочее:Тур снаряга и фирмы , Байдарка
  •  Ваша оценка:
    
            Основы слаломной техники.
    
           Каркасно  - надувная байдарка ( КНБ ) относится к современному  ту-
    ристскому водному  транспортному судну. КНБ управляется с  помощью  весел,
    которыми гребет  каждый член экипажа. Она имеет собственную скорость вдоль
    продольной оси, поворачивается вокруг вертикальной, может смещатся  вдоль
    поперечной, а также  управляется поворотами вокруг продольной  оси  ( кре-
    ном ).
           В основе управления  КНБ лежит лишь несколько первоначальных техни-
    ческих правил. Слаломная  техника предполагает обязательную жесткую посад-
    ку гребца в байдарке.
           Весло байдарки по  длине выбирают в зависимости от  роста  гребца -
    по известному способу выбора  длины лыж. Ширина хвата  ( расстояние  между
    кистями, державшими весло )  чуть меньше расстояния между  локтями  разве-
    денных в сторону рук.
    
            Управление судном безотносительно водного потока.
    
           ГРЕБЛЯ. При спортивном  сплаве  на  гребных  судах  она  аналогична
    гребле на гладких дистанциях и  описана  в учебнике по гребному спорту. Но
    при спортивном сплаве возникают  ситуации, когда  необходим  задний  ход.
    Назад гребут в обратном порядке, по сравнению с греблей  вперед, тыльной
    стороной весла.
           Для поворота вокруг  вертикальной оси судна  применяются  д у г о -
    о б р а з н ы е  гребки. В  отличие от прямых, используемых  для придания
    хода лодке и производимых  ближе к борту, дугообразные гребки  делаются по
    возможно более широкой дуге, дальше от борта. Носовой  гребец  гребет  от
    носа до своего уровня либо (  в обратную сторону )  от  своего  уровня  до
    носа лодки, а кормовой - от кормы до своего уровня и наоборот.
           При дугообразном гребке  от носа туловище  наклонено  в сторону ло-
    пасти и как бы следует за ней, поворачивая  весло. Рука, тянущая  весло
    ( нижняя), выпрямлена и идет как  можно  дальше  от  туловища, а  верхняя
    сильно согнута, кисть ее всегда на  уровне  носа гребца. При  дугообразном
    гребке от кормы позвоночный столб  гребца наклоняется к  борту, но  ни  в
    коем случае не вперед и не назад; обе руки почти выпрямлены  ( чуть  сог-
    нуты в локтевых суставах ). В  пачальный момент весло  горизонтально и ле-
    жит на воде, кисти обеих рук  находятся на уровне воды. Когда же произво-
    дится гребок, ни одна рука не  должна быть согнута  больше  другой. Гребок
    как бы выполняется телом гребца, а руки служат  передаточным  звеном меж-
    ду основным двигателем - телом  и  опорой о  воду  - веслом. Дугообразные
    гребки от кормы выполняются тыльной стороной весла.
           П Р И Т Я Ж Е Н И Я. Предназначены для боковых смещений судна и по-
    воротов, особенно при большой  разности скоростей судна и воды. Чтобы сво-
    бодно пользоваться многообразными  вариантами притяжений, достаточно научи-
    ться двум элементарным упражнениям.
           1. ПРИТЯЖЕНИЕ ПРОСТЕЙШЕГО ТИПА. Лопасть весла погружается в воду на
    уровне туловища. Нижняя рука вытянута в  сторону, верхняя, сильно согнутая,
    кистью касается носа гребца. Из этого  исходного положения и осуществляется
    притяжение - подтягивание лопасти  к  борту. Работает в основном туловище,
    руки лишь  способствуют  этому: нижняя  сгибается  ( как бы тянет за ручку
    дверь, открывая ее ), а  верхняя толкает весло прямо от носа гребца в сто-
    рону. В общем, обычный гребок, только  не вперед, а  вбок. За счет такого
    притяжения судно будет смещаться вбок.
           2. ПРИТЯЖЕНИЕ "ВОСЬМЕРКАМИ". Весло  опускается  вертикально, лопасть
    образует некоторый  угол  атаки в направлении движения судна. Затем лопасть
    протягивается вперед, к  носу  ( угол атаки при этом выдерживается неизмен-
    ным ), разворачивается  кистями  и  протягивается к корме. В результате та-
    кого постоянно повторяемого  движения  возникает  сила, обуславливающая бо-
    ковое параллельное смещение судна. При движении  лопасти  к носу нижняя ру-
    ка должна с самого начала движения опережать  верхнюю. Обе  руки на участке
    от локтя до весла составляют прямой угол  с веслом. Верхняя кисть все вре-
    мя находится на уровне носа  гребца, в  поле его  зрения. Мнение, что  эта
    кисть может находится над  головой, а тем более за головой гребца, о ш и -
    б о ч н о.
           3. "З А Ц Е П". Зацеп - боковое притяжение носа ( кормы )  при  дви-
    жении судна вперед ( назад ). Эта  фаза  сходна  с фазой  движения  лопасти
    вперед в упражнении "восьмерка", только  здесь  лопасть  вместе  с  руками
    гребца, гребцом и судном не  протягиваются  вперед, а  неподвижны  относи-
    тельно друг друга и вода набегает  спереди. В такой ситуации эффект "заце-
    па" аналогичен эффекту первой фазы "восьмерки"  -  происходит  подтягивание
    носа ( кормы ( к лопасти.
           Если весло в упражнении "восьмерка"  ставить  не  вертикально, а как
    можно ближе к  горизонтальному  положению  ( нижняя  рука  вытянута, кисть
    верхней по-прежнему  перед носом гребца ), возникает  подъемная  сила, ис-
    пользуемая в качестве опоры на весло. Аналогичный эффект  возникает  и  при
    дугообразных гребках кака от  носа, так и  от кормы, если  лопасти  придать
    соответствующий угол атаки.
           К Р Е Н. КНБ можно управлять путем поворотов вокруг  продольной  оси
    судна - крена. Крен осуществляется бедрами гребца, при  этом  нижняя  часть
    его туловища не должна зависеть от верхней, которая  используется  только с
    целью выполнения гребков, управляющих передвижением  байдарки. Со  стороны
    это выглядит так: гребец почти все время сидит прямо, а лодка кренится то в
    одну сторону, то в другую. М ногие начинающие гребцы  плохо  гнутся в пояс-
    ничной области и для выполнения крена используют все туловище, что повышает
    вероятность переворота, мешает мобильности при изменении крена.
           В зависимости от набегающего на судно потока крен  может быть прямым
    и обратным. Крен от набегающего потока мы назовем прямым, а  на набегающий
    поток - обратным. Так, при движении судна по гладкой воде  носом вперед при
    повороте влево вода будет набегать на судно справа; значит, прямым  в этой
    ситуации будет крен влево, а обратным - вправо. При поворотах  вправо  пря-
    мым будет правый крен, а обратным - левый. Сейчас мы остановимся  на обрат-
    ном крене.
           Крен в какую-нибудь сторону способствует повороту судна  в  противо-
    положную сторону. Так, если при движении судна по гладкой воде  носом  впе-
    ред дать небольшой крен вправо, судно повернет влево, и  наоборот. Следова-
    тельно, крен, обратный повороту, может быть использован  для поворотов суд-
    на в движении. Обратный крен должен быть небольшим ( в  отличие от прямого,
    который может доходить и до 90 град ); используется он  для  поворотов  на
    небольшой угол и почти не сопровождаются потерей скорости.
           Предельный случай задания крена ( или, наоборот, несовладения с кре-
    ном ) - переворот байдарки. Чтобы выйти из этого положения, делается  эски-
    мосский переворот, представляющий собой сочетание рывка бедрами и опоры  на
    весло. Существуют различные способы эскимосского переворота. Например, спо-
    соб "винт" выполняется с помощью дугообразного гребка от носа, проводимого
    лопастью, сильно развернутой к поверхности воды. В  результате  появляется
    опора на весло, от которой можно оттолкнуться бедрами, что  делается  в мо-
    мент прохода лопастью уровня гребца. Опора с рывком бедрами возможна и  при
    дугообразном гребке от кормы и при боковых притяжениях. В предельном случае
    эти комбинации дают эскимосский переворот. Однако в  походных  условиях  их
    разумнее использовать как средство выправления судна от большого крена.
           В случае полного переворота следует применять  способ  "рычаг", как
    наиболее простой и надежный. Весло берется за противоположную лопасть  так,
    как берут топор, чтобы расколоть полено. При этом лопасть весла перпендику-
    лярна лезвию воображаемого топора. Затем гребец, сидя в  лодке, разворачи-
    вает туловище и руки с занесенным для удара веслом-топором  перпендикулярно
    судну ( нижняя рука должна быть правой, если поворот делается влево, и нао-
    борот ). Далее гребец переворачивается, ивыводит весло на  поверхность воды
    ( что равносильно замаху топором ) и ударяет веслом о поверхность воды, од-
    новременно производя рывок бедрами. За счет этого  гребец  должен  встать -
    сделать эскимосский переворот. Основное здесь - рывок бедрами. На  поверх-
    ность воды должна выходить сначала дека лодки, потом - поясница гребца, по-
    том - спина и в последнюю очередь - голова. Распространенная ошибка наруше-
    ние этого порядка, особенно когда гребец тянет сначала голову.
    
            Элементарные  ситуации  на  бурной  воде.
    
           На бурной воде самым важным является принцип накренения судна. Бай-
    дарку следует кренить от струи, подставляя потоку днище. Подчас лодка ока-
    зывается в месте, где на нее набегают сразу две или более струй ( или даже
    невозможно разобраться в массах воды, стремящихся перевернуть лодку, - во-
    ронки, "бочки", сбои струй и т. п. ). В таких случаях лодку нужно откренить
    от более мощной струи. Так, при попадании в валы, "бочки" лодку необходимо
    кренить на вал, "бочку". Это правило, пожалуй, самое главное правило для
    плавания по бурной воде.
           Приведем элементарные ситуации на бурной воде, которые, заметим, ис-
    черпывают запас компонентов, необходимых для решения произвольной задачи по
    сплаву в пороге.
           1. В ы х о д  и з  у л о в а  и  з а х о д  о б р а т н о  в  у л о в.
    Это упражнение на бурной воде подобно описанному выше повороту в движении с
    помощью "зацепа", добавляется лишь правило крена. Судно разгоняется в улове и
    врезается в струю носом вверх против течения под некоторым углом. В момент,
    пока судно не приобрело скорость струи, делается крен от струи. Для разворота
    носа вниз по течению передний ( или единственный) гребец делает зацеп со сто-
    роны струи или отталкивание носа с стороны верхнего борта, а задний подкручи-
    вает лодку.
           Обратный заход в улов ничем не отличается от выхода из него, просто
    улов и струя меняются местами.
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 9k. Статистика.
  • Прочее:Тур снаряга и фирмы
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка