lib.ru: другие произведения.

Уста

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 30/11/2019.
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 8k. Статистика.
  • Лоция. Водный:Россия средняя , Байдарка
  • Маршрут: ст.Уста - Ж/д н.Новгород-шахунья - Киров - Село Воскресенское
  •  Ваша оценка:
    
            Уста
    
     From: Михаил Поляков (polk@nis.nnov.su)
     Date: 23 апр 1998
    
         р.Уста   (ст.Уста   ж/д  Н.Новгород-Шахунья-Киров  -  село
    Воскресенское).  Примерно 170 км.
    
         Уста  -  приятная  речка  на севере Нижегородской области.
    Несколько уступает Керженцу или Луху (меньше пляжей, почти  нет
    сосновых  стоянок), но в ней есть своя прелесть. Рекомендуется,
    если снова на  Керженец  идти  не  хочется.  Проходима  даже  в
    засушливое лето.
    
         Мы  ходили  вдвоем  с приятелем на каноэ "Тритон", так что
    передвигались довольно динамично.
    
         Управились  за  3  полных  ходовых  дня,  с 10 утра до 7-8
    вечера с часовым перекусом, упирались конкретно,  особенно  под
    вечер,  все  стоянки  получше  подбирали. Плюс день на заброску
    (прошли час и встали в 16:00 ввиду надвигающейся  грозы),  день
    на  отъезд  (час  плыли  до Воскресенского). Поход проходил 2-6
    августа 1997 г.
    
         До  ст.Уста  ехать  2  часа  50  минут (до ст.Урень - чуть
    дольше) на экспресс-электричке  Н.Новгород-Шахунья  (другие  не
    доходят,  идут  ближе),  отправляющейся  из  НН в 9:25 (точно),
    12:25 или 13:00 (не помню) и  где-то  в  17:55.  Дополнительный
    плюс  -  до  Семенова  идут  без  остановок, на этом экономится
    полчаса, а дачники, забивающие прочие электрички, не садятся.
    
         От   ст.Уста   пройти  чуть  вперед  вдоль  железки,  мимо
    заводика, до магазина, повернуть направо на проселок.  Проселок
    прямо  идет  по  насыпи среди подболоченных лугов и кустарника,
    напрямик от станции через луга не советую. Входите  в  сосновый
    лесок, пересекаете Кировскую трассу и мимо водозаборной станции
    выходите на берег. Всего километра два, за полчаса дошли.
    
         Плыть  до  впадения  в  Ветлугу (прекрасная река, хотя для
    байдарок  там  уже  великовата)  и  еще  5  км  вниз  до   села
    Воскресенское  (райцентр,  уехать  легко),  оттуда автобусом (5
    рейсов в день, примерно в 7:40, 10:40,  12:40,  14:20  и  16:35
    (?))  чуть  меньше  1,5  часа  до  ст.Семенов  (тоже  райцентр,
    электрички на Нижний почти каждый  час).  Разбираться  нужно  у
    понтонного  моста (выше строится огромный новый мост), затем по
    дороге поднимаетесь на берег и выходите в центр  Воскресенского
    прямо к автостанции.
    
    
            Наиболее характерные участки:
    
         Первые  пару  километров,  до  сельца  Красный  Яр и моста
    трассы Нижний Новгород - Киров, Уста представляет  собой  речку
    метров  десять  и  глубиной  по  колено. Для байдарки, впрочем,
    вполне достаточно.
    
         После  моста  по  берегам встречаются луговины, сенокосные
    поляны, затем река  постепенно  углубляется  в  лес.  Километра
    через  3-4  после  моста  на  левом  берегу  хороший соснячок -
    редкость для этой реки, по крайней мере, ее  верхней  части.  В
    основном  берега  покрыты  густым, часто непролазным лиственным
    лесом, место для стоянки приходится выбирать долго.
    
         В  районе ж/д ст.Минеево на правом берегу снова появляются
    луговины, но не слишком надолго, затем опять лес.
    
         Особенность  -  населенных пунктов на реке на этом участке
    нет, но река течет между шоссе и железной  дорогой,  отстоящими
    от  нее километров на пять-десять. Соответственно, сравнительно
    много рыбаков и очень много заколов. Заколы перегораживают  все
    русло,  но  через  центральные ворота по нашей воде (засушливое
    лето) проходимы почти все. Что с  ними  происходит  весной,  не
    имею  понятия,  но если их не сносит все ледоходом, при высокой
    воде через ворота не пройти, поверх/сквозь - тем более, а обнос
    будет   затруднен   (пляжики   с   краев   затопит,   а   берег
    густозаросший). Исходя из этого, IMHO не  стоит  соваться  туда
    весной.
    
         Туристов  на  реке  крайне  мало - встретили две группы по
    байдарке, да  две  побольше,  и  это  примерно  на  170  км.  С
    Керженцем или Лухом не сравнить.
    
         После   впадения  _справа_  р.Черная  (слева  чуть  раньше
    впадает другая Черная)  в  течение  часа  можно  найти  хорошую
    стоянку.  Можно  встать  и в устье, но место довольно неровное.
    Чуть дальше на высоком ПБ большая сенокосная  поляна,  но  мало
    дров.  Еще  чуть  дальше, после ЛЭП, пересекающей реку, хорошее
    сосновое место на ЛБ с удобным подходом к воде.
    
         После  деревни  Заводь  - мост того же Кировского шоссе. В
    случае нужды можно уехать по нему в Красные Баки (нет ж/д), или
    Семенов (далеко), или же по дороге на ст.Шеманиха.
    
         Далее  берега  более  обжитые,  но  и  более  удобные  для
    высадки/стоянки. Сосновых берегов,  однако,  по-прежнему  почти
    нет.  Остановиться можно либо на берегах над песчаными пляжами,
    либо на сенокосных лужайках.
    
         В  деревне  Кириллово  разрушенная плотина. Промыта слева,
    проход чистый, "ворота" метра четыре шириной, выход по дуге  из
    улова направо. Просмотр с ПБ и плотины.
    
         До дер.Драничное снова глуховатый участок. Между Драничным
    и Староустьем мы ночевали на сенокосном лугу среди  березок  на
    ЛБ. На ПБ был слышен шум мотоцикла.
    
         В  дер.Бол.Отары - еще плотина со старой мельницей. Проход
    между топляков от центра наискосок к правому берегу. Просмотр с
    ПБ.
    
         После  дер.Бол.Отары  река  по  берегам несколько красивых
    лесистых гривок. После Белоусова, в районе  деревеньки  Красный
    Яр  -  очень  высокий  красивый  глинистый  правый берег. Стоит
    залезть и посмотреть окрест.
    
    
         Перед  впадением в Ветлугу Уста разделяется на два рукава.
    На "стрелке" - место, в принципе годное для стоянки, но мне  не
    понравившееся  -  вблизи  осины,  сколочена  какая-то клетка из
    жердей, череп скотский на ветвях болтается.  Следы  цивилизации
    (бутылки и кострище).
    
         Правый  рукав,  меньший  и  более короткий, весело огибает
    остатки  поваленной  тележки  от  большого   трактора.   Левый,
    основной,   вскоре  вырождается  в  своеобразную  "тропическую"
    протоку, дающую  большую  дугу.  Правый  берег  протоки  покрыт
    непролазным  подболоченным  ивняком,  просто  мангровые заросли
    какие-то. Левый берег - очень крутой, высотой метров десять. По
    карте  там  нежилые  деревни,  в действительности - дачи. Левый
    берег поэтому сильно  заселен,  встать  там  негде,  как  и  на
    правом, впрочем. Протоку пересекает наплавной мост, по которому
    на  остров,  образованный  рукавами,   видимо,   ездит   всякая
    сенокосная техника (на острове шикарные луга).
    
         Мы,  слегка  ошибившись  в  ориентировке, свернули в левый
    рукав (видимо, стоило в правый), вышли в Ветлугу. Это  красивая
    крупная  река, по правому берегу - шикарные песчаные пляжи, но,
    увы, населенка. На ЛБ можно встать, в устье Усты или чуть ниже.
    Лучше,  однако,  чуть  подняться по Ветлуге до впадения другого
    рукава Усты, подняться по  нему  и  поискать  стоянку  там.  Мы
    встали  в  шикарном березово-дубовом леске недалеко от большого
    сенокосного поля. Вечером, чуть пройдя вверх по  рукаву  (луга,
    трава   по   пояс,   единственное  подобие  дороги  -  след  от
    сенокосилки, окончившийся местом разворота  оной),  я  залез  в
    прибрежный   кустарник,   где  обожрался  крупнющей  сладчайшей
    ежевикой. Очень  своеобразное  место  этот  остров,  достаточно
    дикое,  несмотря  на  близость  большой  реки  (в рукав заходят
    иногда рыбачьи моторки) и поселков.
    
         Переночевав  на  острове  и поднявшись с утра пораньше, за
    час по Ветлуге дошли до Воскресенского, разобрались,  поднялись
    в гору и (повезло) тут же уехали на автобусе в Семенов. Автобус
    сначала набивается, но не  сильно,  почти  все  сходят  вскоре.
    После   границы   Воскресенского   района  автобус  шпарит  без
    остановок, достаточно быстро, хорошая дорога, красивые  пейзажи
    -  леса  и поля, мягкие сиденья в автобусе :). Все удовольствие
    стоило на двоих  с  багажом  (каноэ  и  рюкзак  мы  положили  в
    грузовой отсек) 36 тыс.р. (1997 г.).
    
         По пути в районе села Владимирское расположено легендарное
    озеро Светлояр (легенда о граде Китеже), правда, в  стороне  от
    дороги.  Уже  недалеко  от  Семенова  пересекает  Керженец  - в
    принципе, если вы  еще  не  насытились  байдарочной  экзотикой,
    можно  попросить  водителя  остановиться  и  сделать  связку. В
    Семенове автобус подходит прямо к ж/д вокзалу. Электричка  идет
    до Нижнего примерно час-полтора.
    
    
         Забавно, что во время похода казалось, что Керженец все же
    предпочтительней Усты (ближе ехать и больше сосен).  Сейчас,  в
    апреле,  когда  я-таки сподобился дописать этот скромный отчет,
    сердце просто щемит от  воспоминаний  об  Усте  и  ежевике  :).
    Может, еще схожу туда с детьми.
    

  • Комментарии: 3, последний от 30/11/2019.
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 8k. Статистика.
  • Водный:Россия средняя
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка