Лучин Евгений Анатольевич: другие произведения.

Отчет: В Карелию на резиновой лодке 2 (продолжение)

• © Copyright Лучин Евгений Анатольевич (zenja2005@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 31k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Карелия , Лодка
  • Дата похода 21/08/2007 {9 дн}
  • Маршрут: Куркиёки
    История о том, как мы с моей подругой плавали по Ладожским шхерам на резиновой лодке.

• В Карелию на резиновой лодке 2

(У. Степина и Е. Лучин)

В 2005 году, впервые оказавшись в ладожских шхерах (1), я прямо влюбился в скалистые острова, причудливые гранитные 'скульптуры и картины', сказочные гранитные набережные, бескрайние просторы плёсов...., т. е. всё то, что называется 'Ладожские шхеры' Два года мне не давала покоя идея попасть туда ещё.

Фотографии и слайд шоу, иллюстрирующие эту поездку можно посмотреть на сайте zenja.ucoz.ru или на сайте photofeile.ru: Фотографии; Слайд шоу

И ТАК!

Участники похода:

1. Улькин - теоретически двух, а на самом деле одноместная надувная резиновая лодка. Мой верный товарищ во многих предыдущих путешествиях.
    2. У. (Ульяна Степина ) - моя подруга и соавтор этого дневника. Предложения, написанные ей, дальше будут выделены курсивом.
    3. Е. (Евгений) - Ваш покорный слуга, т. е. я.

Опять в походе,

По древним местам,

Вода и скалы,

Тарам - пап - пам...

(Отрывок песни, которую пыталась написать У.)

21 августа

Несмотря на то, что об этой поездке я мечтал два года, её планы менялись на глазах. Главная проблема состояла в том: сможет ли Улькин (напоминаю, наша лодка) уместить двух - человек? Как следствие этой проблемы я долго не мог решить два вопроса: сможем ли мы использовать лодку как средство передвижения? И как следствие этого, с какой точки нам стартовать?

После долгих сомнений мы решили все-таки ехать через поселок Кузнечное.

В 11 .00 мы приехали на электричке в Кузнечное, купив продукты, я быстро договорился с таксистом, что он довезёт нас до поселка Куркуёки (за 600 рублей).

Пока мы ехали в машине по дороге мелькали обалденные пейзажи вперемешку с военными объектами.

Таксист потряс меня своей вежливостью и обходительностью (но с другой стороны мы ведь ехали как богатые туристы на такси!). А главное провел нам целую экскурсию.

Хитола - посёлок городского типа, через который мы проезжали, имеет  600 летнюю историю. Но, к сожалению, камень с надписью Хитоле 600 лет это единственная достопримечательность посёлка.

Но зато в Куркиёках мы увидели: два мемориальных кладбища и памятник сгоревшим церквям.

На мемориалах хочется остановиться подробнее. Это солдатские захоронения времён финской и второй мировой войн. Одно русское, а другое финское. На обоих памятника написано: слава героям, погибшим за правое дело. Хотя воевали они друг с другом.

С церквями происходила совсем загадочная история. Церковь ставили, она стояла 150 лет, а потом сгорала. Первая церковь была поставлена в 17 веке, а последняя сгорела в 1991 году.  Сейчас там опять заложили церковь.

В Куркуеках мы сели в лодку и поплыли в сторону открытой Ладоги.

Легко сказать: "сели в лодку..." Улькин превзошел, все мои ожидания мы в него поместились!!! На дно лодки мы положили рюкзаки. На рюкзак в носовой части сел я, а на корму в возбуждающей позе возлегла У. .  Лодка, когда мы её хорошо нагрузили, стала лучше держатся на воде: нас не так сносило, и в меня не летели брызги (как во время моих прошлых одиночных плаваний).

Весь первый день окрестные пейзажи сильно напоминали Вуоксу (2), хорошо известную нам по предыдущим поездкам.

На одном из камней мы устроили большой привал: целовались, пили кофе, У. обновила купленный специально для этой поездки купальник.

Костёр, правда, долго не загорался, поскольку я абсолютно забыл, как его разводить. Но как только мы отчалили от острова, погода резко испортилась. Не понятно, откуда набежали тучи, и явно собирался дождь.

У., кстати, так понравилось купаться, что она в этот день выкупалась ещё раза три прямо в одежде (не удачно вылезала из лодки).

Мы обогнули остров 'Сусари' и устроились на ночлег.

22 августа

Утром, быстро собравшись, я поплыл в Куркуёки, а У. осталась охранять палатку. Когда я вернулся, в лагере меня ждали шашлыки....

Погода, между тем, заметно испортилась. Едва я съел свой шашлык, как пошел сильный дождь с молниями и ураганным ветром. Природа бушевала так громко, что даже сидя в палатке, приходилось кричать, чтобы услышать друг друга. Впрочем, быстро всё успокоилось, и вечером я ловил рыбу в лучах заходящего солнца.

23 августа

Мы почему-то плохо спали. Т. е. я спал нормально, а Ульяна меня всё время будила и говорила, что ей холодно.

Лирическое отступление про У.

Примерно в это же время в 2001 году мы с Ульяной жили на Вуоксе. В начале погода была хорошая, но под конец зарядил дождь, сильно похолодало. В одну из ночей я проснулся от холода и говорю: 'Улькин, пусти меня к себе в спальник погреться...'

Улькин - добрая душа пустила. На следующую ночь мы решили сразу залезть в один спальник. Но поскольку мне в начале было жарко, то спальник мы не застегнули.

Я моментально заснул, но через некоторое время У. меня разбудила и захотела со мной о чем-то поговорить.... Я не стал просыпаться...Потом, она что-то ещё от меня хотела... . Я опять просыпаться не стал... На рассвете я услышал: Как я ненавижу эту Вуоксу ... (такая хула без адреса). Я моментально проснулся: 'едрён-батон, ... ты мне дашь, наконец, поспать или нет?'

-         Ты меня вытолкал из спальника, и я всё ночь пролежала на одной пенке  (туристский коврик) - ответила Улька.

-         Но почему ты меня не разбудила и не сказала, чтоб я подвинулся (она пыталась беседовать о вещах абсолютно отвлеченных)

-         Ну,... мне тебя жалко было....

Вот такая Улька попросить, чтоб я подвинулся ей меня жалко, а всю ночь будить бессмысленными разговорами она может.

В 6 утра я не выдержал, вылез из палатки и пошел ловить рыбу, а У. накрывшись вторым спальником, наконец, заснула.

Утро было прекрасное, я покидал спиннинг, кстати, поймал щуку и пошёл делать завтрак и собирать лагерь.

Сделав завтрак, я начал будить У. , но это оказалось не так просто... Сначала я пытался разбудить её при помощи ласковых слов (это не помогло), потом я обрушил на неё палатку (это тоже не помогло), тогда я взял и вытащил её вместе со спальником к костру.

В два часа дня мы, наконец, отчалили. Берега менялись прямо на глазах. Скалы становились больше и отвеснее. Исчезли строения по берегам. Сам пролив становился шире. Мы приближались к открытой Ладоге.

Была тихая погода, светило солнце, дул, правда, небольшой встречный ветер, но он почти не мешал.

Пару раз встречали других туристов, но все они были на моторках. Некоторые даже дорожку тянут на моторе, на резинке мы здесь единственные.

Несколько раз мы делали стоянки и забирались на скалы, с которых любовались заливом.

Скалы тут как в австрийских Альпах, но только в Альпах нет таких больших озёр и Альпы гуще заселены.

К вечеру мы подошли к открытой Ладоге. Шхеры закончились. Мы причалили к берегу и поднялись на скалу. Впереди простиралась бесконечная гладь озера.

Тут мы впервые всерьез разошлись во мнениях. Мне безумно захотелось плыть дальше, а У. повернуть назад. Мы доплыли до ближайшей стоянки и поставили палатку (вероятно на острове Хепосари).

24 августа

Проснулся от холода. Т. Е. я много раз просыпался, пытался в полусонном состоянии одеться и засыпал опять. Утром половина моего тела была укрыта рубашкой, а половина лежала в спальнике У.

Погода с утра была пасмурной. Но Ладога, блестевшая вдали, была великолепна

Напротив нашего острова находится большой остров с маяком. Позавтракав, я первым делом на него полез. Мы находимся на самом конце большой бухты, впереди ещё очень много островов отделяющих нас от открытой воды.

По обоим берегам бухты высятся скалы. Я поднялся на одну из них. Место жуткое: горы валежника, обгоревшие пни, рядом с которыми пробиваются новые деревья. Прямо место борьбы света и тьмы. Свет это лес, а тьма это Ладога, осенние ураганы, грозы....

Вообщем, я придумал сказку.

Сказка

Давным-давно..., на самом краю мира жил царь. Он правил большой зелёной страной. Она называлась - 'Жизнь'. Её правитель (Зелёный царь) был мудр, и жителей там с каждым годом становилось больше. Страна росла. Пока её границы не подошли к границам другого государства, которое называлось - 'Смерть'. В этой стране дули холодные ветра, бушевали грозы вперемешку со снегом и градом....

Между ними лежала скала. Зелёный царь высадил там свой десант.

Первым скалу покрыл мох, в начале это были крохотные зеленые островки, потом пошли цветы, а вслед за ними изящные маленькие берёзки. Скала зазеленела, казалось, она сама радуется тому, что к ней пришла Жизнь.

Но тут загрохотал гром, подул ветер и зеленый десант был сметён. На месте деревьев стояли обгоревшие пни, на месте цветов и мха голый камень. Скала как будто заснула.

Потом пришла весна, и Зеленый царь опять послал своих верных солдат на скалу - скала зазеленела, потом осенние и зимние ветры и грозы уничтожили на скале всё живое...

Теперь зелёные войны говорят: эта война была всегда и будет всегда. Каждую весну они идут на скалу, иногда их так много, что кажется - скала будет живой всегда.... Но это не так...., приходит осень.... и скала опять становится пустой.

Эта война была всегда и будет всегда....

25 августа

Погода сильно улучшилась. Вокруг появилось много моторных лодок. У., наконец, осмелела и вышла со мной в Ладогу. Мы обогнули ближайший остров. Он имеет удлиненную форму, со стороны Ладоги входит в озеро и сливается с водой каменный мыс. Когда на нем находишься, возникает ощущение, что стоишь на краю земли. Путешественники сделали до нашего прихода кровавую метку, как будто бы кто-то помпезно сошёл в небытие с этого мыса, слившись с мировым океаном.

На острове оказалось много ягод. Травяной покров вперемешку с камнями спускался к воде как ступени храма Атлантиды.

А ещё я мысленно увидела на острове средневековый замок, который могли построить шведы, во время своих походов в приладожскую Карелию.

Позднее, посетив куркиёкский музей, мы узнали, что примерно так и было. В тех местах, где мы плавали, находилось два городища, только не шведских, а карельских построенных для обороны от шведов.

Мы поели брусники, дважды видели вылетевшую из кустов большую чёрную птицу. Ульяна сказала, что это глухарка.

Вечером всё небо было усеяно звёздами. У. сказала, что мы находимся на краю Ойкумены (земля, окружённая мировым океаном (по представлениям древних греков)).

Звезды на небе напоминали театральный купол. Казалось они подвешены на ниточках и не имеют движения на небе.

26 августа

С утра Е. очень не хотелось двигаться в обратном направлении. У. уговорила Е. вернутся в Кукиеки, сделав одну ночёвку, поскольку продукты подошли к концу, и её уже очень хотелось домой.

Утром  я сел в лодку, сплавал последний раз к острову с маяком, а когда возвращался к нашей палатке плохо привязал лодку и её через несколько минут унесло. Мне пришлось догонять лодку в плавь. На У. так подействовало это зрелище (я плывущий за лодкой по озеру), что когда я вернулся, она окружила меня всей заботой, на какую была способна. Она самостоятельно собрала наши рюкзаки, пока я сидел у палатки и ленивым взглядом за этим наблюдал. Потом я бросил монетку в озеро и мы двинулись в обратный путь.

Дул сильный встречный ветер, Е. как борец прошёл расстояние под брюзжание и разговорчики в строю У.

Около девяти вечера мы уставшие как собаки и злые как тигры пришли на место нашей первой стоянки. У. была не в состоянии двигаться, она сидела у палатки и смотрела в одну точку, а я пошёл ловить рыбу и поймал большую щуку.

27 августа

Утром, съев последнюю горсть изюма, мы поплыли в Куркиёки.

Лирическое отступление про изюм.

Однажды я прочитал в Интернете, о том, что  в вело походах рекомендуется для быстрого восстановления сил есть много изюма. Поскольку я, принципе, люблю изюм, в первый же поход я взял собой пачку. И мне это очень понравилось.

И так, главные достоинства изюма:

a.       Быстро утоляет голод и восстанавливает силы, или как минимум голод притупляет.

b.      Вкусный.

c.       Его можно есть вприкуску с чаем вместо сладкого.

И тут началась вторая часть моих мучений, дул сильный встречный ветер, летели брызги, а я греб и грёб....

В Куркиёках мы первым делом пошли в ресторан и съели там куру гриль. Ресторан в Кукиеках это отдельная песня. Во-первых, там кроме куры гриль и борща из бумажного пакетика больше нет никой еды. Во-вторых, там нет почти никаких напитков. Без алкогольный напиток я найти не смог, пришлось запивать куру пивом, которое я ненавижу. В-третьих, там нет воды. Руки мы вытирали выданными нам для этого влажными салфетками. А в-четвёртых, кура-гриль оказалась редкостной гадостью. Вообщем, ресторан меня разочаровал.

"Отдохнув в ресторане" и  подкрепившись, мы пошли осматривать посёлок.

Куркуёки - древний карельский населенный пункт. Слово Куркиёки переводится как 'журавлиная река'. В центре сохранился холм, на котором когда-то находилось карельское городище. Много позднее, когда Куркиёки входили в состав Финляндии, рядом находилась сельскохозяйственная академия (или институт), в этот период холм был засажен редкими породами деревьев, некоторые из которых можно увидеть и сейчас. Собственно студенты этой академии в своё время и обнаружили случайно остатки городища.

Около городища, в здании академии, находится краеведческий музей, в котором нам провели интересную экскурсию.             Музей нам понравился. Он состоит из трёх разделов: этнография, биология, выставка работ некой художницы посвящённой карельскому язычеству.

Раздел этнография на меня особого впечатления не произвел, заинтересовал только рассказ о добычи жемчуга. Добытчик жемчуга нырял, подводой разламывал моллюска и не застывшую жемчужину засовывал себе в рот. Набив рот жемчужинами, он приходил домой и передавал (рот в рот) жене, а она их потом обрабатывала. Это делалось для того, чтобы жемчуг от холода не застыл.

Но больше всего меня потрясла Ульяна, ходившая среди предметов народного быта, с видом знатока. Например, когда экскурсовод подвёл нас к прялке, она сказала: 'О, такая же была у моей бабушки, и я помню, как она на ней пряла'.

Похожая реакция у неё была и на другие предметы крестьянского быта.

Довольно интересной оказалась экспозиция, посвященная природе. В окрестностях Куркиёки произрастает огромное количество мха. Есть даже остров - заповедник мха. Со специальными ботаническими тропинками.

От изобилия людей, культуры и машин Улька (У.) подобрела, и мы договорились провести в рядом с Куркиёками ещё два дня.

К вечеру ветер успокоился, и мы возвращались домой по абсолютно спокойной воде. У. сказала, что ей даже не интересно как в болоте.

28 августа

Вчера вечером погода испортилась, и сегодня целый день шёл дождь. У. почти не вылезала из палатки, а я бродил целый день, под деревьями прячась от дождя.

29 августа

Погода ещё больше испортилась. Опять целый день прятался под деревьями.

30 августа

У. разбудила меня в 6 утра и до 10 утра требовала, чтобы я встал, и мы начали сворачивать лагерь.

В 10 утра я не выдержал и пошёл разводить костёр. Дождь начал прекращаться.

До Куркиёки мы доплыли удивительно легко, сразу поймали машину до Хитолы, а в Хитоле застряли.

Хитола древний посёлок, на перекрёстке (на котором мы ловили машину) стоит табличка 'Хитоле 600 лет'.

Напротив камня находится деревянная церковь. Но это новодел построенный под древнюю Русь.

Этим достопримечательности Хитолы ограничиваются. Говорят, есть ещё два бара и старый финский молоко завод.

Мы простояли в Хитоле на трасе около часа и поймали машину до Кузнечного. Вечером были в Питере.

Приложение

(стихи написанные У.  во время нашего совместного плавания)

Время пришло

Принеси мне цветы, догорая,

Что ж ты молчишь?

Или молча твердишь: "Дорогая..."

Ветер надежд всколыхнет,

Понесёт нас по морю,

Где никогда нас от страсти

С тобой не укроют.

Я же в лице прочитала

Желаний безбрежность

Ты - мой самец,

Моя страсть - и моя неизбежность.

Как прекрасно мгновенье,

О котором слагаются рифмы

Ты - моё исступленье,

Мореход, археолог, утопленный в плимфе.

Звонче строился храм,

Если в плимфу вливались сосуды,

Только я - твой поэт!

И глава от Луки,

ни - ког - да - от Иуды.

Безбрежность падений

на землю

Сквозь пролитый благостный дождь,

И я под тобою не внемлю:

Когда на охоту уйдёшь

Была бы я беглой царицей,

Из райских покоев сбежав,

Я стала бы страсти молится,

Холопкой с тобой возлежав.

Примечания

1.      Подробнее об этой поездке можно прочитать на моей странице в Библиотеке Мошкова: В Карелию на резиновой лодке http://turizm.lib.ru/l/luchin_ewgenij_anatolxewich/vkarelijunarezinovojlodke.shtml

2.      Там же: По Вуоксе на резиновой лодке (http://turizm.lib.ru/l/luchin_ewgenij_anatolxewich/povuoksenarezinovolodke.shtml )

• © Copyright Лучин Евгений Анатольевич (zenja2005@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 31k. Статистика.