Чуксин Николай: другие произведения.

Отчет: В Республику Марий Эл. Часть первая

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 13, последний от 24/07/2009.
  • © Copyright Чуксин Николай ( nick1159@hotmail.com)
  • Обновлено: 24/07/2009. 18k. Статистика.
  • Отчет. Прочее:Россия средняя , 2000 км , Автомобиль
  • Дата похода 18/06/2008 {10 дн}
  • Маршрут: Москва-вязники-гороховец-нижний Новгород-москакасы-наргиз-козьмодемьянск-васильсурск-наргиз-коротни-копорулиха-юрино-наргиз-вязники-москва
  • Иллюстрации/приложения: 37 штук.
  • Оценка: 5.97*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первая часть технического отчета о насыщенной поездке в Республику Марий Эл. Вторая часть здесь: http://turizm.lib.ru/c/chuksin_n/mari_el_t2.shtml


  •    В Республику Марий Эл. Часть первая
      
    Граница Марий Эл и Чувашии [Николай Чуксин]
       Только что вернулся из насыщенной, богатой встречами поездки в Республику Марий-Эл, где побывал в Горно-Марийском, Юринском и Килемарском районах. Ставлю пока только общий отчет об увиденном и несколько десятков фотографий, которые могут быть полезными тем, кто захочет повторить мой маршрут. По условиям загрузки фото отчет разделил на две части. Детальные иллюстрированные заметки об отдельных интересных местах и встречах по маршруту поставлю несколько позднее.
       Особая благодарность Команде Кочующие из Казани и автору раздела Кочующие-2: именно от них я узнал про Юрино и про замок Шереметевых.
      
       Маршрут
       Москва - Владимир - турбаза "Озёрки" - Вязники - Гороховец - Нижний Новгород - Москакасы - турбаза "Наргиз" - Козьмодемьянск - Васильсурск - Наргиз - Козьмодемьянск - паром через Волгу - Коротни - Юркино - Юрино - замок Шереметевых - Копорулиха - озеро Женское - Козьмодемьянск - Наргиз - Владимирское - р.Сумка - Наргиз - турбаза "Озёрки" - Москва.
       Всего пройдено около 2000 километров по Московской, Владимирской, Нижегородской областям, республикам Чувашия и Марий Эл.
      
       Дорога
       Давно не ездил по М7 и был приятно удивлен: до Нижнего Новгорода практически на всем протяжении две полосы в каждую сторону. Более того, оказывается, есть объездная дорога вокруг Владимира, которая начинается недалеко от Лакинска, уходит вправо (!) на свой мост через Клязьму, проходит над рекой Судогда и выходит на М7 где-то между Пенкино и поворотом на Ковров. Практически весь участок от моста через Клязьму до слияния с М7 просто роскошный: по две полосы в каждую сторону с нормальным покрытием - и ни одного гаишника!
      
       Если ехать через город, а это километров двадцать светофоров, то участок М7 километров в пятнадцать за мостом через Клязьму дорогой назвать можно лишь условно. Таких участков на дороге до границы с Чувашией несколько. Самый неприятный, где приходится пробираться по обочине, находится в районе Лысково. Дорога загружена. Особенно это сказывается на участке Москва - Ногинск и далее за Нижним Новгородом - везде, ибо четырехполосная роскошь заканчивается в Нижнем.
      
       Сам Нижний - отдельная песня. Мы потратили на него примерно полтора часа: из Москвы ехали в рабочий день, многокилометровая пробка, начиналась от поворота с Московского шоссе направо на мост через Оку и продолжалась еще километра три после моста. Очевидна настоятельная необходимость строительства объездной дороги и еще одного моста через Оку где-нибудь в районе Дзержинска.
      
       Зато в Чувашии и в Марий-Эл дороги превосходны: хотя там и не встречалось четырехполосок, но движение не очень интенсивное, покрытие хорошее, а дорожные указатели на двух языках.
      
       Свидетельствую: открыто прямое движение между Козьмодемьянском и Васильсурском, которого еще недавно не существовало. Васильсурск принадлежит Нижегородской области, а Козьмодемьянск - Республике Марий Эл, а дороги у нас, как известно, заканчиваются километров за 5-10 до границы субъекта Федерации. Дальше можно проехать на тракторе или на танке, но на обычной машине и в сухую погоду - вряд ли.
      
    Вид на Горно-Марийский район из космоса [Из Интернета]
      
       До этого в Васильсурск из соседнего (около 65 км) Козьмодемьянска можно было попасть лишь через Москакасы - М7 - Воротынец - Лысая Гора - паром через Суру, то есть, в оптимальном случае потратив около трех часов по шоссе (примерно 140 км) и на ожидание парома, на который еще надо попасть. В Муроме я ждал парома через Оку в течение пяти часов, и то мне повезло: знаю тех, кто оставался ночевать в очереди на пристани.
      
       И еще одна приятна новость: пару лет назад открыли мост через Ветлугу в районе Копорулихи, а также сделали нормальное шоссе в районе границы Нижегородской области и Республики Марий-Эл (Докукино - Успенское - Подгорное - Копорулиха), и теперь из Йошкар-Олы можно попасть в Нижний Новгород, не загружая паром в Козьмодемьянске и многострадальную дорогу М7. Нам этот мост через Ветлугу помог попасть в Юрино: паром из Коротней туда уже не ходит, и ходить в ближайшие годы вряд ли будет. На участке Коротни - мост можно вполне держать 130-140 км/час, на участке от моста до Юрино - около 100 км/час: покрытие позволяет.
      
       ГИБДД
       По-прежнему разбойничает на М7, проверяя не только ограничение скорости в 60 км/час в деревнях, но и соблюдение 90 км/час на трассе. В последнем случае предпочитают стоять в местах разворотов, поэтому, приближаясь к развороту, лучше сбросить скорость, хотя покрытие позволяет полнее использовать возможности машины.
      
       Есть ГИБДД и в Марий-Эл, даже в самом Козьмодемьянске. Здесь они предпочитают стоять в конце зоны ограничения 40 км/час. Пару раз встречал засады на дороге Козьмодемьянск - Васильсурск. Между Коротнями и Юрино ГИБДД не было, единственное, чего я там опасался - выхода на дорогу лосей или кабанов: дорога идет по красивым девственным лесам, в основном, сосновым, там даже беломошники встречаются!
      
       Бензин
       Будьте осторожны при заправке на местных АЗС. Я по нужде залился на М7 за мостом через Клязьму (за поселком Оргтруд): мгновенно на панели вспыхнул транспарант о некачественном бензине. Дальше заправлялся только на "Лукойле", что, впрочем, не всегда гарантирует качество. На обратном пути заправлялся в Кстове у "Лукойла" - та же история, что и в Оргтруде.
      
       В Козьмодемьянске заправлялся по дороге на паромную переправу (сразу при въезде в город поворот направо, далее прямо вниз до Волги, игнорируя указатель главной дороги налево - она ведет не на переправу, а в город). Заправка находится справа почти у самой Волги. На других встретившихся мне заправках в этом городе 95-го бензина не было.
      
       От Козьмодемьянска до Юрино (около 100 км в каждую сторону) заправок нет. Кажется, нет их и в Юрино (я не видел). Если поедете, проверьте, что бензина хватит на эти 200 км пути.
      
       Безопасность
       Не было ни одного случая, даже намека на ситуацию, угрожавшую безопасности в личном плане или для машины. Правда, на ночь машина всегда оставалась под присмотром.
      
       Коротко о местах проживания и некоторых достопримечательностях. К сожалению, не успели всё посмотреть лично, но для таких случаев я даю ссылки на тех, кто видел всё это воочию.
      
       Турбаза "Озёрки"
      
    Автостоянка на Озёрках [ Николай Чуксин]
       Турбаза "Озёрки" находится не доезжая 6 км до города Вязники, с левой стороны от трассы, если ехать из Москвы, между селами Коурково и Чудиново. Сразу после Лихой Пожни и железной дороги приходит Коурково, за ней сбавьте скорость: указатель "Турбаза "Озёрки" есть, но он плохо заметен с дороги. Когда увидите указатель, перестройтесь в левый ряд и на первом же развороте становитесь на обратную дорогу к Москве. Метров через триста-четыреста будет поворот на Октябрьский, а сразу за ним указатель "Турбаза Озёрки" и асфальтовая дорога направо. База находится примерно в километре от поворота.
       На базе есть несколько деревянных коттеджей, отделанных вагонкой, с различным вариантами размещения (до 13 человек в одном коттедже).
      
    Большой коттедж [Николай Чуксин]
       Мы жили в коттедже No.2 по дороге туда и в коттедже No.4 по дороге обратно. Каждый из этих коттеджей имеет два двухместных номера: общая прихожая, затем полностью изолированные друг от друга номера. В номере большая двуспальная кровать и столик с тумбочкой, дверь ведет в санузел, где есть туалет, раковина с горячей (свой титан) и холодной водой, душ за занавесочкой. Ни холодильника, ни (слава Богу!) телевизора нет.
      
    Комната. Вид от входа [Николай Чуксин]
      
    Комната, вид от двери в санблок [Николай Чуксин]
      
    Туалет и умывальник [Николай Чуксин]
      
    Душ [Николай Чуксин]
      
       Номер на двоих обходился нам в 980 рублей в сутки. К номеру нам полагалось две собаки. Это Белка. Вторую собаку зовут Умка - очень дружелюбные, умные и резвые пёсины.
      
    Белка и Валентина [ Николай Чуксин]
      
       Питание в роскошном ресторане, который, правда, дороговат: на двоих с водкой в умеренном количестве около 800 рублей. Однако, здесь же есть комплексный столовский набор (110 - завтрак, 176 - обед , 154 - ужин).
      
    Ресторан
    Это славные трактирщицы: Лена, Аракси и Настенька.
      
    Трактирщицы: Лена, Аракси и Настенька [Николай Чуксин]
       База стоит в роскошном березовом лесу, прямо на территории растет земляника и редкие цветы, почти исчезнувшие в Подмосковье: майник, грушанка, ятрышник и ночная фиалка - любка двулистная. Есть два небольших, но глубоких карстовых озера, в которых можно купаться - в одном прямо из сауны.
      
    Баня на карстовом озере [Николай Чуксин]
      
    Еще одно карстовое озеро на базе [Николай Чуксин]
      
       Телефоны базы: (49233) 60163, 60169
      
       Вязники
      
    Уголок Вязников [Николай Чуксин]
       Вязники для меня место очень значимое: здесь я принимал воинскую присягу, здесь получил свое первое воинское звание младшего сержанта. Это было почти сорок лет назад, и я уже не очень помню географию в треугольнике Вязники - Илевники - Новые Вязники, которую пришлось тогда исползать на животе и исколесить на бронетранспортере во время занятий, свыше половины которых приходилось на ночное время.
      
       Днем Вязники похожи на все малые российские города, разрушенные и продолжающиеся разрушаться в условиях господства основных демократических ценностей: сникерса, тампакса и другого импортного ширпотреба. Торговля местным товаром близка к нулю.
      
    Единственный товар местного производства [Николай Чуксин]
       Производство хотя и начало подниматься с колен, но его влияние на ситуацию вряд ли стоит ожидать в ближайшем будущем даже при самом благоприятном течении событий. Зато в Вязниках уже есть не только миллионеры, но даже целый клуб миллионеров.
      
    Клуб миллионеров [Николай Чуксин]
      
       Есть в Вязниках и что посмотреть заезжему туристу. Еще сохранились дома от эпохи, отличавшейся как от эпохи господства идеологии исторического материализма, так и от эпохи господства идеологии подлости.
      
    Безвозвратное прошлое [Николай Чуксин]
       Еще сохранились шедевры Православной архитектуры. Это собор Благовещения Богородицы Благовещенского женского монастыря. Обратите внимание на алтарную часть: она двойная. Интересно, каково назначение меньшей апсиды?
      
    Благовещенский собор [Николай Чуксин]
      
       В Вязниках существует даже Музей песни XX века - единственный в России, созданный энтузиастами в доме родителей поэта-песенника Алексея Фатьянова, родившегося в Вязниках. На всякий случай адрес и телефон музея: 601440, Владимирская область, город Вязники, ул. Пушкинская, д.7, тел. (49233) 2-02-77
      
    К музею песни [Николай Чуксин]

       Гороховец
      
    Въезд в Гороховец [Николай Чуксин]
       Гороховец для меня тоже знаковый город. Сюда мы возвращались из байдарочного похода по замечательной реке Лух, здесь во время второго автомобильного похода познакомились с нижегородскими художниками, а несколько позже в соавторстве с Аней Бузыкиной, с которой мы познакомились как раз в Гороховце, была написана работа "О школе и школьниках". Много раз приезжал я сюда в расположенную неподалеку Флорищеву Пустынь и на Светлые озера, а еще на озеро Санхар. До таинственного озера Кщара я пока так и не добрался, но какие наши годы!
       Поэтому ставлю только фото знаменитого понтонного моста, у которого происходил антистапель похода по Луху:
      
    Понтонный мост через Клязьму [Николай Чуксин]
       вид на Гороховец из-за Клязьмы от Знаменского (Красногривского) женского епархиального монастыря:
      
    Вид на Горховец из-за Клязьмы [Николай Чуксин]
       и обратный вид на Гороховец сверху, от того самого Свято-Троицкого Никольского монастыря на Пужаловой горе, который изображен справа на предыдущем снимке.
      
    Вид на Гороховец с Пужаловой горы [Николай Чуксин]
      
       Туристическая деревня "Наргиз"
      
    Туристическая деревня
       Когда вы проедете нижегородский райцентр Воротынец и въедете в Республику Чувашия,
      
    Граница [Николай Чуксин]
       то до поворота на Козьмодемьянск после моста через Суру останется всего около 45 километров. Поворот налево с М7 находится в чувашском селе Москакасы, что означает "Московская Дорога". Марийцы по преданию когда-то жили в районе Москвы и дали ей имя "Моска ава", что означает "Большая медведица". Так что, столица нашей Родины, город-герой Москва носит марийское имя.
      
    Путь на Москву [Николай Чуксин]
      
       Когда подъедете в Козьмодемьянску, то метрах в пятидесяти до знака "Козьмодемьянск" направо пойдет асфальтовая дорога, которая метров через двести выведет вас на широкую асфальтовую площадку, на которой тренируются новички автошколы. Это бывший аэродром Козьмодемьянска. Вам надо пересечь его, продолжая линию движения, и попасть на грунтовую дорогу, которая огибает огромное поле, засеянное сейчас рожью, проходя по его кромке так, что поле у вас всегда должно оставаться слева. Справа находятся дачные участки, в основном заброшенные. Не обращайте внимания на многочисленные ответвления от вашей дороги вправо: они ведут к дачным участкам. Слева у вас до самой базы должно быть поле. Ехать до базы (туристической деревни "Наргиз") всего около 5 километров. Есть такая же дорога и с противоположной стороны поля, но по ней лучше ехать с базы.
      
    Дорога в Наргиз [Николай Чуксин]
      
       Наргиз - это два ряда деревянных и кирпичных коттеджей, расположенных вдоль трассы спуска с двумя подъемниками "Татрапома" и огромным рестораном с дискотекой и бильярдной в центре. Выше располагаются конюшни, ниже - освященный родник и берег Волги. Перепад высот до уреза Волги свыше сотни метров, как мне показалось, когда я карабкался снизу вверх.
      
       В Наргизе живут лошади, собаки, овцы, козы, иволги, чечевицы, луни, черные коршуны, овсянки, серые славки, дрозды, щеглы, коростели, перепелки и многие другие обитатели лесов, полей и лугов, не так часто встречающиеся в Подмосковье.
      
    Люди, овцы, собаки... [Николай Чуксин]
      
    Кормление диких зверей [Николай Чуксин]
      
       На пути в Юрино мы жили в домике слева, если смотреть вниз по лыжной трассе, а на обратном пути - на противоположной стороне.
      
    Наргиз, левая сторона [Николай Чуксин]
      
    Наргиз, правая сторона [Николай Чуксин]
      
       Коттеджи во сравнению с "Озёрками" более просторные, в номере есть телевизор и даже сауна.
      
    Коттедж внутри [Николай Чуксин]
      
    Сауна в номере [Николай Чуксин]
       Нормальный туалет и умывальник, однако, вода нагревается не в титане, из которого расход почти неограниченный, как в Озёрках, а маленьким электронагревателем.
      
    Санблок номера [Николай Чуксин]
       За этот коттедж мы платили 1700 рублей в сутки. Зато питание в Наргизе значительно дешевле, чем в "Озёрках". Правда, спиртные напитки на базе отсутствуют, что и хорошо.
      
       Начальник базы - замечательный человек Валерий Иосифович Петухов, прошедший суворовское училище, школу диверсантов, различные должности в Москве, Татарии и Чувашии. Это его усилиями база всего за год поднялась из небытия, доведенная прежними хозяевами до банкротства. Он говорит на русском, чувашском, татарском и горно-марийском языках. Я не знаю, сколько часов в сутки ему удается поспать, но вряд ли больше четырех часов. Редкий человек!
      
    Начальник базы Валерий Иосифович [Николай Чуксин]
       Сейчас база принадлежит совместному чувашско-белорусскому предприятию, владеющему также крупной сельскохозяйственной собственностью в этом регионе. Здесь работники базы на утреннем разводе.
      
    Планерка [Николай Чуксин]
      
       В ясную погоду с высокого берега Волги видна столица соседней Чувашии - Чебоксары, до которых по прямой здесь около пятидесяти километров.
      
    Это не мираж, это Чебоксары [Николай Чуксин]
      
       Серьезным недостатком базы является отсутствие дороги с твердым покрытием: проехать на базу можно всегда, хотя в дождь потребуются некоторые навыки вождения в экстремальных условиях: глинистая дорога спускается вниз. Выехать с базы в дождь и часов 5-6 после дождя на обычной машине невозможно, а на полноприводной трудно: ехать приходится в гору. Хотя Валерий Иосифович продемонстрировал мне навыки вождения УАЗ-452, в просторечии именуемого "буханкой", когда в полночь пришлось забирать туристов, ехавших на базу, но высаженных осторожным таксистом у въезда в Козьмодемьянск. Сказывается школа диверсантов!
      
       Заказать номер можно по телефону 8-903-322-04-05, 8-903-322-04-07. Прямой телефон Валерия Иосифовича 8-903-322-04-01. Городской телефон базы (83632) 7-71-29
      
       Продолжение здесь: http://turizm.lib.ru/c/chuksin_n/mari_el_t2.shtml
      
    Ещё о Республике Марий Эл смотрите здесь: http://zhurnal.lib.ru/c/chuksin_n_j/mari_el_1.shtml
       18 июня 2008 года
       Москва - Марий Эл - Москва
      
      
      
      
  • Комментарии: 13, последний от 24/07/2009.
  • © Copyright Чуксин Николай ( nick1159@hotmail.com)
  • Обновлено: 24/07/2009. 18k. Статистика.
  • Прочее:Россия средняя
  • Оценка: 5.97*8  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка